Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'План урока'
– Вы не раз могли наблюдать, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необх...полностью>>
'Рассказ'
Первый раз за долгое время встал сразу после звонка будильника-телефона. Обычно позволяю себе немного поваляться в постели, и очень часто такое валяни...полностью>>
'Урок'
Урок музыки - это один из предметов эстетического направления. На уроке музыкального искусства, как ни на каком другом, происходит формирование музык...полностью>>
'Документ'
29 января 2012 года в Москве состоялось Общее собрание участников Регионального благотворительного общественного фонда содействия увековечению памяти ...полностью>>

Зачем написано данное пособие и как им правильно пользоваться

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ

Зачем написано данное пособие и

как им правильно пользоваться.

В давние времена, когда человек только сознал важность и ценность знаний, учитель говорил ученику: «Возьми терпение и выслушай меня». Начнем с этого и мы с вами.

Ни для вас, ни для меня нет секрета в том, что книжные магазины, ларьки и палатки переполнены изданиями типа: «Самые лучшие шпаргалки», «Курсовые – на «отлично», «Подсказки по экономике» и иное подобное.

Эта лавина квази-знаний обрушивается на вас, подавляет волю и пытается сделать из вас квази-специалистов. «Квази», значит псевдо-специалистов, вроде бы, экономистов, а, по сути, дилетантов-любителей, беспомощных в ситуации принятия оперативных или нестандартных решений. Решение, принятое не в срок будет заведомо неверным, безуспешным, безрезультатным. Итог станет выигрышным, положительным, только в случае использования знаний, полученных путем обучения, самообучения на базе действительно профессиональной высшей школы.

Поэтому на поставленный выше вопрос «Зачем…» получается такой ответ: «Это пособие дает вам верное направление движения, оно выведет вас из-под той «лавины» и поможет вам уберечься от затрат драгоценного времени на чтение не совсем полезного или вовсе ненужного».

Только приобретенные собственными усилиями знания сделают вас сильными и неуязвимыми, ведь отнять их невозможно, а углубить, усовершенствовать – можно всегда.

Вопрос следующий: какая цель стоит перед вами, что вам надо осуществить, к чему вы, студенты ФНО, стремитесь придти за учебный год в стенах ВЗФЭИ?

Вы имеете уже среднее специальное образование. Настоящая ваша цель – получить высшее экономическое образование; у вас есть желание стать студентами третьего курса института через один год. Благородная, но нелегкая цель. Что следует сделать, чтобы достичь цель и осуществить желаемое?

На эти неоднозначные вопросы и дает развернутые ответы наше пособие.

Перспектива реализации вами задуманного предполагает решение трудных, но выполнимых задач.

Задача первая – изучить за текущий год объемный материал, причем, в значительной мере, самостоятельно. Аудиторные занятия и встречи с преподавателями в нашем заочном вузе составляют примерно третью часть от всего вашего учебного плана.

Задача вторая – усвоить требуемое планом, то есть, превратить полученную информацию в знания, без которых обучаться на старшем, третьем курсе невозможно. Решая вторую задачу, вы закладываете «фундамент здания высшего образования» и одновременно, показываете, что сумеете полноценно учиться в институте.

Задача третья – подтвердить приобретенные за год знания, поскольку студент высшей школы обязан не просто овладеть ими, но и показать возможность их применения. Результат решения вами третьей задачи – это написание, представление и защита курсовой работы (об этом – в соответствующем разделе данного пособия).

Успешное выполнение вами перечисленных задач создаст условия для реализации вашей цели и позволит включиться в систему современного высшего образования.

Х.Эмерсон – родоначальник науки об управлении производством – еще в начале прошлого века выделял два главных принципа в действиях человека, желающего чего-либо:

  • правильно намеченные стремления;

  • здравый смысл. Предусмотрительный ученый!

Последуем и мы его примеру использовать оптимальное, то есть лучшее в методах учебы, приемах исследований и навыках работы. Такой подход к любому делу не столь не достигаем, сколь интересен и увлекателен – стоит лишь начать, - а польза и результаты превзойдут все ваши ожидания. Поверьте моему опыту: и жизненному и преподавательскому. Носитель же подобного подхода «обречен на успех», это – конкурентоспособный профессионал, мнение и суждение которого высоко ценится и нужно всем и во все времена.

Эффективнее работать с этим пособием следует, четко выполняя все, о чем в нем написано, в той же последовательности и по предложенным этапам.

Помещаем ниже главные правила пользования данным изданием и настоятельно советует от них не отклоняться.

1. Пособие – простое, доходчивое и понятное по содержанию и структуре составляющих его разделов. Оно дает возможность правильно подойти к изучению курса экономической теории, но не заменяет учебник, учебные пособия, периодику, монографии.*

2. Воспримите раздел 2 «Методические рекомендации по изучению дисциплины Экономическая теория» как обязательное руководство к действию. Внимательно читайте и прорабатывайте проверочные тестовые задания (ПТЗ), непременно – с базовым учебником по экономической теории. Запомните – это подготовка к выполнению курсовой работы, экономьте время, тренируйтесь, изучая этот раздел.

3. В пособии присутствуют многочисленные ссылки (в том числе, постраничные) на другие издания – будьте к ним особенно внимательны, т.к. они содержат необходимые вам конкретные сведения, повторять которые здесь не представляется возможным – их объём весьма значителен.

К подобным сведениям относятся:

✔ оформление титульного листа курсовой работы;

✔ оформление иллюстраций (формул, графиков, диаграмм, таблиц), списка литературы по теме;

✔ правильная, поэтапная подготовка к выполнению курсовой работы;

✔ правильная подготовка вопросов к преподавателю;

✔ грамотное цитирование, оформление ссылок, список, приложений.

Обязательно запросите такие методические издания *и получите их на учебном абонементе или в читальном зале нашей библиотеки.

Вы имеете право пользоваться учебной и методической литературой, а также журналами, газетами, монографиями.

Все правила работы библиотеки есть в уже упоминаемом пособии по внеаудиторной работе студентов (М.,2005. стр.10-12).

4. Правила выполнения курсовой работы – обязательны. Темы и планы курсовых работ изменениям и дополнениям не подлежат.

5. Приводимые литературные источники (1.3) являются базовыми, то есть обязательными для студентов нашего вуза, изучающих экономическую теорию.

Уверена, вы смогли убедиться, что это издание задумано для вашей пользы и в ваших интересах. Поэтому, прежде чем перейти к следующим разделам, позволю себе дать вам совет – при возникновении каких-либо вопросов по темам курса непременно находите ответы на них.

Обращайтесь к учебникам, к энциклопедиям, к журналам и, в первую очередь, к вашему преподавателю.

Ответы на вопросы – это то, из чего формируется основа высшего образования и профессиональное мастерство.

Итак, цель определена, задачи поставлены, за работу, господа студенты!

1. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Экономическая теория»

Настоящий раздел поможет вам:

✔ изучать курс экономической теории;

✔ разбираться в исследуемых ею проблемах;

✔ усваивать категории, которые эта наука применяет при анализе поведения разных экономических субъектов;

✔ вникать в ее методы, то есть, в способы исследований.

Практически все внимание здесь обращено на макроэкономические процессы, т.к. они будут лежать в основе тем ваших курсовых работ. Самым главным направлениям функционирования национальной экономики посвящены проверочные ТЗ с приводимой логикой и аргументацией правильного ответа.

Микроэкономика как составляющая экономической теории в нашем пособии не рассматривается, она лишь обозначается некоторыми штрихами. В списках литературы (1.3 и 1.4) вы найдете все, что к ней относится; внимательно проработайте указанные книги, пособия, методические руководства.

Списки мы предваряем очень краткой характеристикой базовых учебников по структуре и содержанию.

Довольно часто вы будете встречать в пособии заключенные в скобки краткие разъяснения, уточнения, простые вопросы, иногда с ответами, помещенными тут же.

Не пропускайте того, что в скобках – пригодится в работе по освоению курса дисциплины.

1.1. Общая характеристика содержания дисциплины «Экономическая теория»

Содержание названной дисциплины мы определим, исходя из главного:

✔ предмета экономической теории и его эволюции;

✔ методов исследования экономической теории;

✔ двух уровней исследования.

Экономическая теория изучает и обобщает экономические процессы и явления. Она формулирует общие принципы функционирования экономики и на их основе выводит закономерности экономического развития.

Уяснив это, определяем предмет экономической теории. Все виды и формы экономических связей и отношений между экономическими субъектами по поводу производства, обмена, распределения и потребления производимых благ и услуг есть предмет экономической теории. Законы развития этих связей и отношений – тоже предмет изучения для этой науки.

Экономическая теория развивалась и развивается вместе с человеческим обществом и изучаемый ею предмет рассматривается и в развитии, и с качественно разных точек зрения, то есть, эволюционно.

Ужесточение ресурсных ограничений уже в XX веке поставило перед наукой задачу поиска путей максимально эффективного использования резервов. И в XXI веке экономическая теория практически все свое внимание сосредоточила на поиске и выборе путей применения ограниченных ресурсов в условиях экономической системы, где действуют разные формы собственности: государственная и частная.

Для понимания предмета экономической теории в ходе ее эволюции, вам следует знать, что, с одной стороны, во всем мире наблюдается исчерпаемость всех видов ресурсов, с другой – постоянное изменение потребностей людей, рост этих потребностей и их новое качество.

Подобные сложные и неоднозначные проявления экономической жизни определили методы исследования экономической теории.

Основной метод исследования экономической теории – диалектика, дающая возможность изучать что-либо (например, сложные экономические системы) в непрерывном движении и постоянном развитии.

Предмет необходимо разложить на составляющие и рассмотреть пристально каждую часть отдельно (как под микроскопом, на предметном стекле). Это – анализ предмета.

Соединение уже изученных составных частей в единое целое – это синтез (зная, как действуют части целого, понимаешь точнее, как действует целое и можешь сделать верный вывод).

Анализ и синтез – наполнители диалектического метода – базируются на научной абстракции. Последняя – очень сложна, но крайне необходима, - без нее вы не сможете ни представить себе, ни понять, что такое, скажем, товар и каковы его свойства – потребительная стоимость и стоимость. К. Маркс называл стоимость «тощей абстракцией». Или, например, при построении графических микро- и макро-моделей мы обязательно будем абстрагироваться, освобождаться от ряда специфических черт или позиций, чтобы выяснить сущность процесса. На поверхности экономической жизни суть чего-либо проявляется измененной, модифицированной, а от нас требуется знание именно внутренних, порой невидимых зависимостей (например, скрытая инфляция выступает не как общий рост цен в стране, а как временное отсутствие каких-то товаров).

Следующий метод – моделирование, то есть осмысление каких-нибудь экономических процессов или механизмов при помощи взаимосвязи абстрактных величин.

Существуют микро-модели, изучающие, допустим, поведение покупателя (кривые безразличия, равновесие потребителя); макро-модели, освещающие состояние национального хозяйства (кейнсианская и неоклассическая модели макроэкономического равновесия); мирохозяйственные модели, показывающие действие экономических связей между странами (спрос и предложение на мировом рынке и формирование мировой цены товара).

Нельзя не назвать экономико-математического метода, при котором метод диалектики дополняется математическими методами.

Мы уже затронули понятия микро- и макроэкономики, определяющие, соответственно, два уровня исследования экономической теорией лучшего, максимально эффективного использования ограниченных ресурсов для создания благ и услуг.

Микроэкономика изучает рациональное поведение отдельного экономического субъекта – части экономической системы (например, покупателя или фирмы).

Макроэкономика – экономическую систему в целом, то есть национальную экономику или национальное хозяйство.

1.2. Основные проблемы, изучаемые в макроэкономике

Макроэкономика – это органическая часть экономической теории. Она изучает поведение национальной экономики, как единого целого и возможностей обеспечения условий:

✔ устойчивого экономического роста;

✔ полного применения ресурсов (труда, земли, капитала);

✔ стабильности общего уровня цен.

Макроэкономика использует агрегированные (совокупные, общие) показатели и величины. Следовательно, правильным будет понимание того, что она рассматривает такие процессы как занятость, безработица, инфляция, экономический рост, денежно-кредитная и фискальная (налогово-бюджетная) политика государства.

Отсюда мы можем вывести и цели макроэкономического анализа, состоящие из исследования:

① национальной экономики – взаимосвязанной хозяйственной системы, охватывающей весь социально-экономический комплекс страны;

② эффективного и оптимального использования всех видов ресурсов;

③ всех групп факторов экономического роста;

④ динамики уровня доходов и благосостояния всех членов общества.

Из сказанного выше можем сделать вывод о генеральной линии и целях национальной экономики, состоящей в «обеспечении максимизации возможностей для создания все более благоприятных условий жизнедеятельности всех членов общества на основе экономического роста».1

Национальные экономики объективно стремятся к достижению этой цели. Такое стремление основано на противоречивом взаимодействии разных экономических интересов субъектов и групп субъектов. Оно состоит из сложных, порой болезненных, поисков, нахождений, потерь и новых поисков компромиссных экономических решений, согласовывающих различные экономические интересы.

Указанные явления постоянны и очень непросты – как для претворения их в жизнь, так и для понимания при изучении.

Поэтому дисциплина экономическая теория (макроэкономика) дается вам поэтапно: тема за темой. Предлагаемые темы сосредотачивают в себе все многообразие взаимодействий разных по экономической мощи субъектов, составляющих национальные экономики.

Так, поэтапно, мы с вами подойдем к проработке макропроцессов. Считаем целесообразным сориентировать вас в правильной очередности вопросов, исследуемых наукой макроэкономикой и сформулированных дисциплиной макроэкономикой.

Краткое их содержание и то главное, на что вы должны опираться, прорабатывая учебники, помещаем в этом руководстве ниже. Темы здесь выстроены в том едином порядке и той же редакции, что и во всех учебниках, которые рекомендуются вам и выдаются в библиотеке на курс обучения.

А теперь – внимание! Внутри каждой темы помещены ПТЗпроверочные тестовые задания, похожие на те, которые будут обязательной частью курсовой работы. ПТЗ потребуют от вас не поверхностного прочтения, а пристального изучения и понимания. В этой связи уточняем, что рядом с этим пособием у вас постоянно должен быть наш базовый учебник – ваш главный помощник и советчик. Только подобным образом проведенная работа принесет хорошие и отличные результаты.

Рассмотрим темы курса, составляющие дисциплину «Макроэкономика».

ТЕМА «Национальная экономика: цели и результаты развития»

Макроэкономические цели должны или могут быть:

✔ конкретны и измеримы;

✔ достижимы не только за счет функционирования объективных законов рынка, но и вследствие деятельности государства;

✔ долгосрочными, средне- и краткосрочными.

ПТЗ – I

Макроэкономика, как раздел экономической теории изучает деятельность:

А. Домашних хозяйств;

Б. Национального хозяйства, как единой системы;

В. Фирм, как хозяйствующих субъектов;

Г. Все перечисленное верно;

Д. Верны ответы А., В.

Правильный ответ: Б. Макроэкономика изучает деятельность национального хозяйства, как единой системы, о функционировании фирм, домохозяйств (производителя, потребителя) изучает микроэкономика.

ПТЗ – II

Предметом макроэкономики является:

А. Динамика заработной платы наемного работника;

Б. Динамика общего уровня цен в стране;

В. Темпы экономического роста в стране;

Г. Государственная денежно-кредитная политика;

Д. Верны ответы А., В.

Е. Верны ответы Б., В., Г.

Правильный ответ: Е. Предметом изучения макроэкономики являются совокупные, агрегированные процессы, например, инфляция, безработица, государственная денежно-кредитная политика, общий рост экономики. Динамика заработной платы – это предмет изучения микроэкономики, либо конкретной экономической дисциплины.

ПТЗ – III

ВВП это – суммарная рыночная стоимость всех конечных продуктов, которые:

А. Потреблены в стране в течение года;

Б. Произведены в стране в течение года;

В. Реализованы в стране в течение года;

Г. Оплачены субъектами в течение года.

Правильный ответ: Б. Валовой внутренний продукт (ВВП) – это рыночная суммарная стоимость всех произведенных экономикой страны конечных товаров и услуг в сфере материального и нематериального производства за один год. Произведен ВВП и отечественными, и иностранными экономическими субъектами на территории данной страны.

ПТЗ – IV

Для расчета ВВП применяют следующие методы:

А. По расходам;

Б. По доходам;

В. По производству;

Г. Все перечисленное верно

Д. Верен ответ В.

Правильный ответ: Г. Для расчета ВВП – совокупного показателя – недостаточно применить лишь один метод, используют все три; они равноценны, представляют ВВП с разных сторон и должны давать одинаковый конечный результат.

ТЕМА «Роль государства в рыночной экономике»

Зададимся вопросом, для чего необходимо вмешательство государства в экономику, где действует рыночный механизм, т.е. объективные рыночные законы (спроса, предложения, денежного обращения). Видимо, названный механизм не является абсолютно совершенным. Мы знаем, что условия функционирования современных национальных экономик предполагают наличие или господство монополий. Эта ситуация характеризуется несовершенной конкуренцией, когда у различных экономических субъектов есть и различные возможности достижения своих экономических интересов, целей. Более сильные (монополии) могут их достичь, в том числе, за счет подавления экономических интересов менее сильных субъектов.

Поэтому ответить на поставленный выше вопрос мы сможем так: государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве призвано решать задачи, которые рыночный механизм самостоятельно, по своей внутренней природе, решить не может.

Наиболее известная и признанная школа, предложившая «рецепты» этого регулирования связана с именем и научными исследованиями Джона Мейнарда Кейнса.

ПТЗ – I

Что является основной целью вмешательства государства в экономику?

А. Развитие материального производства;

Б. Наличие в стране органов государственного управления;

В. Рациональное использование материальных ресурсов;

Г. Повышение эффективности экономики и обеспечение условий для развития социальной сферы.

Правильный ответ: Г. Деятельность государства направлена на достижение самой важной цели – блага человека, его физического, материального, духовного благосостояния, максимальной правовой и социальной защищенности личности, что реально возможно на фундаменте эффективно функционирующей национальной экономики.

ПТЗ – II

Необходимость государственного регулирования впервые была обоснована в теории:

А. Кейнсианцев;

Б. Классиков;

В. Маржиналистов;

Г. Монетаристов.

Правильный ответ: А. См. пояснения по данной теме (стр. 16).

ПТЗ – III

Государство вмешивается в рыночную экономику потому что:

А. Малый бизнес не может существовать без помощи государства и действовать самостоятельно;

Б. Технические новшества не могут создаваться без финансовой помощи государства;

В. Рынок не решает целый комплекс социально-экономических проблем.

Правильный ответ: В. Рынок по своей сути не может решить жизненно важных проблем: социальной, экологической, поддержания национальной безопасности, организации и финансирования фундаментальных научных исследований.

Существует также понятие «провалы рынка» («фиаско рынка»), связанное с такими макропроблемами, когда государство «подхватывает» национальную экономику, «помогая» ей какое-то время при помощи имеющихся в его арсенале приемов и методов.

ПТЗ – IV

В набор административных методов государственного регулирования экономики входят меры:

А. Запретительные;

Б. Ограничительные;

В. Стимулирующие.

Правильный ответ: А.Б. Это меры по разрешению, запрету или ограничению деятельности экономических субъектов, например, монополий. Они используются в тех случаях, если все испробованные экономические меры не принесли требуемого результата. Стимулирующие методы относятся к экономическим.

ТЕМА «Механизм макроэкономического равновесия»

Макроэкономическое равновесие – это такое состояние национальной экономики, когда существует количественная соразмерность между:

✔ имеющимися ресурсами и их использованием;

✔ объемами производства и потребления;

✔ сбережениями и инвестициями;

✔ материальными (натурально-вещественными) и финансовыми потоками.

Полное удовлетворение потребностей субъектов в товарах и услугах происходит без излишне затраченных ресурсов, произведенный продукт реализован, отсутствует инфляция и наблюдается полная занятость. К подобному «экономическому идеалу» национальные экономики постоянно стремятся, а его достижение есть цель экономической политики любого государства. Для оценки макроэкономического равновесия применяют агрегированные показатели:

✔ совокупный спрос – AD;

✔ совокупное предложение – AS;

✔ равновесный национальный продукт;

✔ чистый национальный (внутренний) продукт.

ПТЗ – I

На кривой AD любая точка:

А. Является достижимой для экономики;

Б. Показывает объем спроса на выпущенную продукцию при конкретном уровне цен;

В. Показывает увеличение фактического выпуска продукта только при повышении общего уровня цен;

Г. Обозначает суммирование кривых рыночного спроса на продукцию, производимую экономикой.

Правильный ответ: Б. Кривая AD показывает реальный объем национального производства, который потребители готовы купить при каждом возможном уровне цен. Нисходящий характер этой кривой указывает, что при более низком уровне цен будет куплен больший реальный объем продукции, произведенной национальной экономикой. (данное ПТЗ невозможно отработать, если рядом с вами нет базового учебника, поэтому, следуйте нашему требованию и откройте книгу на нужном разделе. То же самое касается всех ПТЗ, основанных на графических изображениях ситуаций).

ПТЗ – II

На графике AS вертикальный отрезок показывает:

А. Полную занятость в фазе подъема;

Б. Низкий уровень цен;

В. Избыток ресурсов.

Правильный ответ: А. Вертикальный или неоклассический отрезок кривой AS означает достижение национальной экономикой полной занятости. При этом наблюдается состояние практически полного использования освоенных экономикой производственных мощностей. Поэтому, скорее всего, подобному национальному хозяйству потребуется структурная перестройка, например, замена ресурсной базы (использование, предположим, новых видов энергии).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Данное пособие содержит материал памяток, предназначенные для работы с родителями по профилактике наркомании. Пособие будет полезно всем тем, кто работает с детьми и подростками

    Документ
    Воспитательный процесс не мыслим без различного рода мероприятий, имеющих целью помочь приобрести необходимые навыки, обеспечивающие принятие ответственности за свое поведение.
  2. Данное пособие предназначено для специалистов в области тренинга, а также всех, кому интересна групповая психологическая работа с детьми и взрос­лыми. Ббк 88. 8

    Документ
    В книге представлены психологические игры, тех­ники, упражнения, которые можно применять в тренингах с разными возрастными категориями участ­ников. Все эти техники объединяет опора на такое удивительное средство психологического воздейст­вия,
  3. Пособие по переводу химических текстов с русского на английский

    Реферат
    Ситуация с обучением иностранным языкам в университетах России такова: с одной стороны, студенты всех факультетов и специальностей обязаны "пройти" хотя бы один язык (чаще всего это английский), сдают зачеты и экзамены.
  4. Пособие уфа 2009 ббк удк м. Т. Якупов. Границы дозволенного в исламе (вопросы морально-этического содержания мусульманского вероучения). Уфа

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит научное исследование морально-этических вопросов религиозного мировоззрения: сущность проблемы границ морально-этического поведения личности в исламе и ее содержания.
  5. Данное пособие поможет написать сочинения для школьников. Внем собраны лучшие сочинения, написанные на основе литературных произведений школьной программы 8 класса. Содержание

    Документ
    Данное пособие поможет написать сочинения для школьников. В нем собраны лучшие сочинения, написанные на основе литературных произведений школьной программы 8 класса.

Другие похожие документы..