Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебники и учебные пособия'
В., Кучер О.Н. Религиоведение. Ростов н/д., Харьков, 003. Мак-Ким Доналд К. Вестминстерский словарь теологических терминов. М., 004. Мень А.В. История...полностью>>
'Документ'
В статье ставится вопрос управления внедрением внутришкольной информационной системы. В качестве механизма управления предлагается мониторинг, объект...полностью>>
'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумага...полностью>>
'Учебное пособие'
Данное учебное пособие предназначено для студентов художественно-графических факультетов, специальность 030800 - «Изобразительное искусство» по дисци...полностью>>

Формирование конкурентных преимуществ промышленного предприятия на региональном рынке потребительских товаров

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Денисенко Алексей Владимирович

Формирование конкурентных преимуществ промышленного предприятия на региональном рынке потребительских товаров

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность); (региональная экономика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре экономики и менеджмента Академии труда и социальных отношений

Научный руководитель:

кандидат экономических наук, доцент Чарыев Рахман Розымамед оглы

Официальные оппоненты:

Доктор экономических наук, профессор Осипенко Олег Валентинович

Кандидат экономических наук, доцент Сухачева Юлия Геннадьевна

Ведущая организация:

Международная промышленная академия

Защита состоится «23» декабря 2009 г. в 12.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 602.001.02 в Академии труда и социальных отношений по адресу: 119454, Москва, ул. Лобачевского, д. 90, аудитория № 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии труда и социальных отношений.

Автореферат разослан «23» ноября 2009 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Д602.001.02,

кандидат экономических наук, доцент

Т.А. Тхоржевская

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования определена, во-первых, значимостью региональных рынков в структуре национальной экономики. При всей важности мирового и национального рынков именно на региональный приходится основная нагрузка по обеспечению населения продуктами и услугами первой необходимости. Это тем более верно в условиях Российской Федерации с её значительными расстояниями и территориальной спецификой, что, несомненно, накладывает отпечаток на проявления общих закономерностей развития рынка. В свете вышеизложенного представляются практически значимыми проблемы изучения рыночных отношений в их региональных формах, а также процессов формирования региональных рынков различного типа в контексте обеспечения эффективного функционирования территориальных хозяйственных комплексов и удовлетворения потребностей местного населения. Во-вторых, - ключевой ролью промышленных предприятий как основных участников региональных потребительских рынков. Реализуя на рассматриваемых ареалах свои экономические и социальные функции, они вступают в конкурентные отношения по поводу доступа к ресурсам и рынкам сбыта. В сфере розничной торговли факт продажи товара подтверждает его конкурентоспособность (КСП), за которой стоит конкурентоспособность конкретного производителя, обеспечивающего высокий уровень эффективности хозяйствования и стабильное воспроизводство материально-технического, финансово-экономического и кадрового потенциала промышленного предприятия. Таким образом, чем выше конкурентоспособность региональных производителей, тем выше конкурентоспособность территориального хозяйственного комплекса, а стало быть – и уровень благосостояния людей. В-третьих, - важностью конкурентных преимуществ (КП), выражающихся в устойчивом экономическом превосходстве одних предприятий над другими в условиях рыночных отношений. Конкурентоспособность предприятия на рынке позволит компании получать дополнительную прибыль, иметь высокую рыночную долю и объемы продаж. Таким образом, перед промышленными предприятиями остро встает задача достижения и удержания конкурентных преимуществ в условиях высоко динамичной и непредсказуемой внешней среды, что актуализирует необходимость анализа источников и механизмов наращивания КП в региональном контексте.

В свете вышеизложенного цель диссертации состоит в разработке рекомендаций по формированию конкурентных преимуществ промышленного предприятия на региональном рынке в контексте стратегии его устойчивого развития. В соответствии с этой целью были сформулированы следующие основные задачи диссертационного исследования:

- определение понятия «региональный потребительский рынок» и выявление особенностей присущих ему конкурентных отношений;

- характеристика внешней и внутренней среды промышленного предприятия как главного участника вышеназванного рынка;

- выявление объективных основ конкурентных преимуществ и их взаимосвязи с конкурентоспособностью регионального производителя;

- систематизация источников формирования конкурентных преимуществ промышленного предприятия на региональном рынке потребительских товаров;

- анализ ресурсной и внутрипроизводственной базы конкурентных преимуществ;

- изучение территориально-логистических и товарно-рыночных источников КП;

- исследование институционального обеспечения и стратегического управления как факторов формирования конкурентных преимуществ.

Объектом исследования стало промышленное предприятие в условиях регионального рынка обуви, а предметом - формирование конкурентных преимуществ такого предприятия как особого типа экономических отношений в региональном контексте.

Состояние проблемы. При написании работы диссертант опирался, во-первых, на труды, посвященные региональным рынкам, их месту в народном хозяйстве и специфическим чертам. Здесь особо выделяются такие авторы, как: В. Бутов, Н. Власова, А. Гранберг, Г. Гутман, В. Кистанов, А. Липко, Н. Некрасов, А. Новоселов, В. Овчинников, О. Романова, А. Татаркин, И. Тургель, Р. Шнипер и др.

Во-вторых, соискателем были задействованы публикации по проблемам стратегии развития промышленных предприятий, их поведения на различных фазах жизненного цикла. В их числе работы: В. Абчука, М. Альберта, И. Белостоцкой, Ю. Винслава, А. Гульковского, Ю. Желябовского, М. Мескона, А. Новикова, О.Осипенко, И. Пономаренко, Н. Псаревой, В. Рысюка, Ф. Хедоури, Я. Шокина и других.

В-третьих, в процессе подготовки диссертации были использованы работы, посвященные теории и практике конкуренции, ее видам, специфике конкурентных отношений на различных рынках, формированию конкурентных преимуществ, их наращиванию в рамках реализации долгосрочных планов развития хозяйствующих субъектов. В российской литературе значимый вклад в разработку проблем конкуренции и управления конкурентоспособностью предприятия внесли следующие авторы: С.Авдашева, Г.Азоев, М.Ахмадов, М.Гельвановский, П.Завьялов, И.Липсиц, И.Максимова, И. Маяцкая, В.Петров, В.Розанова, Ю. Рубин, С.Светуньков, Н.Терешина, Р.Фатхутдинов, К.Щиборщ и др. Ряд методологических, а также специальных вопросов конкурентоспособности предприятий, функционирующих на конкретных отраслевых и региональных рынках рассматриваются в работах Н.Моисеевой, Н.Розановой, Н. Капюжновой, А. Юданова и других.

Теоретической и методологической основой исследования послужили: а) системный метод анализа исследуемых объекта и предмета; б) комплексный подход к задействованию различных источников конкурентных преимуществ в условиях регионального рынка; в) ключевые положения трудов вышеназванных отечественных и зарубежных ученых; г) концептуальные основы, зафиксированные в законодательных и нормативных актах РФ.

Статистическая и фактологическая база представлена: а) данными Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, отраслевых и региональных объединений промышленников и предпринимателей; б) материалами зарубежной, общероссийской и региональной печати; в) авторскими аналитическими разработками. В качестве информационных источников использованы первичные документы различных промышленных предприятий и организаций, материалы научных конференций и семинаров.

Научная новизна исследования состоит в обосновании комплексного подхода к выявлению и задействованию различных источников конкурентных преимуществ промышленного предприятия на региональном рынке обуви, а также в формулировании практических рекомендаций по формированию и наращиванию вышеназванных преимуществ в контексте реализации стратегии развития производственно-торгового обувного холдинга.

В плане конкретизации заявленной научной новизны на защиту выносятся следующие основные результаты, отражающие личный вклад соискателя в разработку указанных проблем:

1. Дано определение российского регионального рынка обуви как системы экономических конкурентных отношений по производству и сбыту соответствующей продукции, ограниченной территориальным пространством, как правило, субъекта Российской Федерации. Комплексно охарактеризован южно-уральский рынок обуви по следующим ключевым параметрам, а именно: 1) динамика рынка; 2) число участников; 3) стереотипы поведения покупателей; 4) основные формы торговли; 5) барьеры входа/выхода; 6) влияние факторов внешней среды; 7) преобладающие механизмы ценообразования и разброс цен; 8) уровень сервиса и послепродажного обслуживания; 9) методы продвижения товаров; 10) характер конкурентных отношений.

2. Обоснована необходимость разграничения понятий «участники регионального рынка» и «субъекты конкурентных отношений на региональном рынке». Показано, что первая категория шире второй, поскольку не все участники рассматриваемого рынка вступают в конкурентные отношения (к примеру, властные структуры регионального уровня, органы местного самоуправления, институты гражданского общества). Конкурентные отношения на исследуемом рынке структурированы по нескольким группам, в связи с чем введено понятие «сегмент конкурентных отношений», т.е. часть регионального рынка, на котором соревнуются экономические субъекты с аналогичной моделью воспроизводства капитала. По данному критерию на региональном рынке обуви выделяются три главных сегмента конкурентных отношений: 1) между производителями, где на входе – борьба за ресурсы, а на выходе – соперничество за лучшие условия сбыта крупных партий продукции; 2) между оптовыми торговыми компаниями, где на входе – борьба за выгодные цены приобретения оптовых партий, а на выходе – достижение наилучших вариантов реализации розничным торговцам; 3) между розничными торговыми компаниями, где на входе – борьба за выгодные цены приобретения, а на выходе – соревнование за конечного потребителя.

3. Определено понятие «конкурентное преимущество промышленного предприятия», трактуемое как превосходство одного производителя относительно других представителей отрасли. В числе сущностных характеристик конкурентного преимущества выделены: а) устойчивость, т.е. стабильность, выражающаяся в удержании доли на рынке в течение длительного промежутка времени; б) материальность, т.е. наличие устойчивых объемов реализации продукции и прибыли; в) конкретность, т.е. сопряженность с определенным территориальным рынком; г) индивидуальность, т.е. наличие отличных от других качеств продукции, обеспечивающих лидерство во внутриотраслевой конкуренции предприятия (бизнес-группы) с производителями аналогичных товаров.

4. Предложен комплексный подход к вычленению источников конкурентных преимуществ через призму экономических отношений промышленного предприятия на региональном потребительском рынке. При этом за основу берется совокупность сфер функционирования («цепочка жизнедеятельности») рассматриваемого предприятия, в числе которых: а) мобилизация необходимых ресурсов на соответствующих рынках; б) осуществление процесса производства; в) логистическое обеспечение товародвижения; г) реализация продукции на рынке; д) выстраивание системы внешних связей предприятия; е) координация всех вышеназванных областей жизнедеятельности через процесс управления. В соответствии с авторским подходом каждая из шести сфер потенциально является полем (источником) конкурентных преимуществ, сформировать которые призван коллектив предприятия, задействующий комплекс объективных и субъективных предпосылок.

5. Разработана типовая стратегия формирования и наращивания конкурентных преимуществ производственно-торгового холдинга на региональном рынке обуви. Подчеркнуто, что исходные КП закладываются уже в ресурсной сфере, где должны быть найдены формы эффективного сочетания местного и импортного сырья. Акцентирована значимость своевременных закупок современного оборудования, программных технологий для конструирования обуви, а также активной кадровой политики по набору, обучению и аттестации персонала.

В сфере производства приоритетными направлениями формирования конкурентных преимуществ должны стать: а) обеспечение высокого качества выпускаемой обуви; б) эффект масштаба, реализуемый при больших объемах производства и позволяющий добиваться более низких удельных затрат, чем у конкурентов; в) вертикальная и горизонтальная интеграция, что позволит реализовать преимущества внутрикорпоративных связей в виде трансфертных внутренних цен, доступа к совокупным инвестиционным, сырьевым, производственным, инновационным и информационным ресурсам, общей сбытовой сети.

В сфере логистики размеры экономии на транспортных издержках в решающей степени зависят от уровня развития кожевенно-обувного регионального кластера, что в свою очередь требует существенной поддержки региональных и местных властных структур. Немаловажным фактором территориального плана является удобное расположение магазинов производственно-торговой группы.

В сфере маркетинга исходным становится выбор товарной и ценовой политики, т.е. рыночной ниши. Подчеркнута перспективность в конкретных условиях южно-уральского региона сегмента массовой, но в то же время приближающейся к элитной обуви. Серьезные конкурентные преимущества дает сформировавшийся бренд в основе которого: а) оригинальный фирменный стиль; б) признание потребителей; в) гарантированное качество; г) безупречная репутация; д) разветвленная торговая сеть.

В сфере внешних связей главной целью деятельности холдинга становится формирование безупречного имиджа компании, что напрямую связано с укреплением её конкурентоспособности.

В сфере организации стратегического менеджмента в контексте современных тенденций слияний и поглощений компаний легкой промышленности, значительного усложнения процессов управления рекомендовано повысить роль соответствующих органов стратегического управления в виде координационных советов, объединяющих руководителей высшего звена предприятий производственно-торговой группы.

Практическая значимость диссертации заключается, во-первых, в возможности использования ее положений при развитии нормативно-правовой базы регулирования конкурентных отношений, во-вторых, - в практике хозяйствующих субъектов при разработке тактики и стратегии обеспечения рыночных преимуществ в средне- и долгосрочной перспективе; в-третьих,- в деятельности властных структур регионального уровня по регулированию соответствующих рынков и рыночного поведения их участников; в-четвертых, - в высшей школе в рамках преподавания курсов «Экономическая теория», «Региональная экономика», «Экономика предприятия».

Апробация работы. Рекомендации диссертанта были использованы в деятельности ЗАО «Юничел» (г.Челябинск).

Основные положения работы докладывались на различных научно-практических форумах. В их числе: Научно-практическая конференция «Современные проблемы российской экономики и региональная интеграция» (Орск, 2003); Межрегиональная конференция «Формирование и реализация стратегии технического и социально-экономического развития предприятий» (Пенза, 2003); Научно-практическая конференция «Способы повышения конкурентоспособности предприятия в период роста» (Москва, 2004); Международный форум «Управление рисками в России» (Москва, 2005), VI Межрегиональная конференция «Предпринимательство в промышленности: пути развития» (Москва, 2007).

Материалы диссертации изложены в 5 печатных работах общим объемом более 2 п.л., в т.ч. в одной публикации в издании из перечня ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Оглавление выглядит следующим образом:

Введение

Глава 1. Промышленное предприятие в условиях регионального рынка потребительских товаров.

    1. Региональный потребительский рынок: понятие и специфические черты.

    2. Особенности конкурентных отношений на региональном рынке.

    3. Промышленное предприятие: внешняя и внутренняя среда в региональном контексте.

Глава 2. Конкурентные преимущества промышленного предприятия на региональном потребительском рынке: сущность, виды, источники.

2.1. Конкурентные преимущества: понятие и объективные основы.

2.2. Источники формирования конкурентных преимуществ промышленного предприятия на региональном рынке потребительских товаров.

Глава 3. Формирование конкурентных преимуществ промышленного предприятия на региональном потребительском рынке: комплексный подход.

3.1. Ресурсная и внутрипроизводственная база конкурентных преимуществ.

3.2.Территориально-логистические и товарно-рыночные источники конкурентных преимуществ.

3.3. Институциональное обеспечение и стратегическое управление как факторы формирования конкурентных преимуществ.

Заключение.

Список используемой литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее изученности, формулируются цели, задачи, объект и предмет, характеризуются теоретическая и эмпирическая база исследования, определяются его новизна, практическая значимость и апробированность результатов.

В первой главе «Промышленное предприятие в условиях регионального рынка потребительских товаров» комплексно рассмотрены специфические черты регионального потребительского рынка и присущих ему конкурентных отношений, а также реализован авторский подход к промышленному предприятию как системе, функционирующей в данном окружении.

Прежде всего соискатель отмечает, что категория «рынок» в экономической теории имеет широкую и узкую трактовку. В широком смысле рынок определяется как особый (товарный) способ организации экономических отношений и поэтому отождествляется многими авторами с рыночной экономикой. «Рынок – это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена1». Таким образом, в данном ракурсе рынок есть система производственных отношений, основанная на: а) обособленности производителей; б) их специализации; в) связи экономических субъектов через куплю-продажу товаров и услуг.

Далее диссертант переходит к рассмотрению узкой трактовки рынка как института, обеспечивающего взаимодействие производителей и потребителей, т.е. как сферы товарообращения2. Исследуя рынок как систему обращения товаров, автор подчеркивает наличие двух главных ограничений (границ): а) географической; б) ассортиментной. С этой точки зрения, по мнению соискателя, рынок всегда представляет собой определенный территориальный ареал, на котором происходит обращение конкретной группы товаров. На основе первого параметра выделяются: мировые, национальные, региональные и местные рынки. По продуктовому (товарному) принципу подразделяются рынки: а) средств производства и ресурсов (в т.ч. трудовых); б) потребительских товаров, работ и услуг (т.н. товарные рынки); в) финансовых услуг.

Поскольку в соответствии со спецификой заявленных объекта и предмета исследования в работе рассматриваются главным образом российские региональные рынки обуви, то в центре внимания диссертанта находится система экономических отношений по производству и сбыту соответствующей продукции, ограниченная территориальным пространством, как правило, субъекта Российской Федерации. Для лучшего понимания региональных процессов автор обращается к статистическим данным, характеризующих состояние общероссийского (национального) рынка обуви. В докризисный период налицо была тенденция к его устойчивому росту: в 2007 г. объем продаж составил около 21,5 млрд. долларов, а в 2008 г. - уже 25,5 млрд. долларов3. По оценкам экспертов, на российском рынке обуви в настоящее время выделяются шесть основных ценовых сегментов (см. таблицу 1). На основе анализа данных сегментов выявлен следующий тренд: в последние годы покупательские предпочтения явно смещаются в сторону среднего ценового сегмента, составляющего уже около 30% рассматриваемого рынка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методология и механизмы разработки инновационно-инвестиционной стратегии промышленных предприятий в системе формирования конкурентных преимуществ

    Автореферат диссертации
    на заседании диссертационного совета Д 212.287.03 при ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» по адресу: 620219, г. Екатеринбург, ГСП-219, ул.
  2. Формирование системы маркетинговой информации на региональном рынке молочной продукции

    Документ
    Диссертационная работа выполнена в Государственном научном учреждении Всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве РАСХН
  3. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий: теория и практика (на материалах работы предприятий промышленности)

    Автореферат
    Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленности
  4. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе идентификации и эффективного использования маркетинговых активов

    Документ
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н. П.
  5. Формирование и развитие конкурентных стратегий субъектов хозяйствования агропромышленного комплекса (на примере апк западной сибири)

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре предпринимательства и агробизнеса Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная сельскохозяйственная академия».

Другие похожие документы..