Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
развития умений работать с информацией, формирование самостоятельной мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения) и умение сформировать соб...полностью>>
'Документ'
4. По вашему желанию, вы можете указать ваше настоящее имя и координаты или не указывать их, ограничившись ником. Поэтому сообщите, как вас назвать ко...полностью>>
'Документ'
В соответствии с п. 4 ч 1 ст. 17 Федерального закона от 16.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фед...полностью>>
'Программа'
Организатор: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, Правительство Нижегородской области, Администрация города Нижнег...полностью>>

И. Ф. Горбунов (1831-1895) Урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

И.Ф.Горбунов (1831-1895)

Урок первый.

ЗНАКОМСТВО.

Ведущий 1.

Иван Федорович Горбунов… Его имя носит Центральная библиотека нашего города, в которой в 2002 году был открыт кабинет – музей И.Ф.Горбунова; у КДЦ «Первомайский» установлен его бюст; газета «Пульс Ивантеевки» каждый год публикует о нем материалы, но…к сожалению. Его имя многим мало что говорит, хотя в последние несколько лет справедливость ставит его на заслуженную им высоту.

Подумайте: много ли наших земляков становились актерами такого известного театра, как Петербургский Императорский Александровский театр? Кого из жителей ближнего Подмосковья ценили Л.Н.Толстой, А.Н.Островский, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов и другие великие литераторы XIX века? Причем, не только за личные качества, но и как рассказчика. Как писателя, как артиста.

Так кто же он, Иван Федорович Горбунов, известный почти всей образованной России второй половины XIX века и мало знакомый многим из нас?

Давайте же познакомимся с ним, нашим земляком, человеком необычной судьбы.

Ведущий 2

И.Ф.Горбунов родился 22 сентября 1831 года в селе Вантеево и был крещен 25 сентября в церкви на Копнинской бумажной фабрике, которая сейчас известна как церковь Иконы Смоленской Божией Матери.

Сведения о семь Горбунова скудны. О его происхождении и корнях мало знали даже его современники, близкие знакомые и приятели. Краткие биографические сведения о происхождении Ивана Федоровича можно почерпнуть из очерка «Ивантеево», написанного издателями Собрания сочинений И.Ф.Горбунова (том III) со слов священника Григория Степановича Станиславлева.

В первой трети XIX века в селе Копнино и Вантеево проживало три поколения семьи Горбуновых, родовые корни которых уходили в XVIII век. Отец Ивана Федоровича - из крепостных. Вольноотпущенный из дворовых помещицы Баташёвой, он был конторщиком на фабрике Щёкина в селе Вантеево, мать (Ольга Тихоновна) – домовитая хозяйка – крепостная тоже вольноотпущенная крестьянка. Из семейной переписки известно, что отец потом управлял фабрикой Глазунова в Москве, на которой выделывались рисунки, бумажные изделия и коробки. В 1853-1855 годах он управлял имением Д.Н.Свербеева в селе Солнышково Серпуховского уезда Московской губернии. Скончался в 1856 году.

Ведущий 3.

Для бывшего крепостного Федора Тимофеевича много значило его общественное положение (ещё бы: многим ли в то время удавалось выбиться из крепостной неволи. Не говоря уж о том, чтобы занимать такие должности?). И Иван Федорович подписывал адресованные отцу конверты так: «Милостивому Государю Федору Тимофеевичу» или «Господину управляющему Федору Тимофеевичу Горбунову»!

Семья была большая: брат Орест, сестры Елизавета и Капитолина. Из писем вырисовывается картина исключительно теплых семейных отношений, проникнутых благоговением перед родителями. Приняв, например, решение поступать на службу в Александринский театр, Иван Федорович пишет родным 22 апреля 1855 года: «Прошу у Вас и у маменьки благословения на большое и серьезное дело. Маменька помолится обо мне Преподобному Сергию, и я уверен, что дело кончится прекрасно… Ваш покорный сын и преданный друг». Видно, что отец был образованным, просвещенным человеком для того времени, и сын делился с ним новостями своей жизни. Отец стремился сделать своих детей образованными людьми.

Ведущий 4.

В 1830-1840 годы в селе Вантеево была лишь церковная школа, и единственными учителями вантеевских детей были священники. Ваня Горбунов учился у Никифора Ильича Путилина, который и обратил внимание родителей на природные дарования сына. В 1840 году Ваню везут в Москву и определяют в Набилковское коммерческое учебно-ремесленное училище. По окончании его учился во второй гимназии на Елоховской, откуда вышел из шестого класса. Мальчик имел склонность к рисованию, поэтому поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а одновременно посещал лекции в университете, самостоятельно изучал древнерусский язык и историю. Во время учения Иван живет очень скудно: ищет заработки, дает уроки. Быть может, это и повлияло на его характер. По воспоминаниям знавших его, Горбунов был очень отзывчивым человеком, участвовал в благотворительных делах «в пользу гимназистов, студентов». Не раз он помогал родному селу, своей школе.

Ведущий 1.

В начале 1850-годов Горбунова знакомят с А.Н.Островским, которому нужен был переписчик пьес. В 1853 году 22-летнего Ивана пригласили переселиться в дом Александра Николаевича. С этого-то момента и начался перелом в жизни Горбунова. Островский скоро познакомил Ивана с «молодой редакцией» журнала» Московитянин». Сотрудник журнала Т.И.Филиппов вспоминал: «Мы познакомились с Иваном Федоровичем в 1853 году у Островского…его простота, любезный нрав, замечательная скромность с первого раза привлекли к новому знакомому». Здесь Горбунов получил «художественное образование». Здесь он написал свой первый рассказ «Просто случай», опубликованный в журнале «Отечественные записки» в сентябре 1855 года. Затем были написаны рассказы «Мастеровой», «У пушки», сценка «Утро квартального надзирателя».

Но автор поначалу «не придавал значения» своим рассказам. Однажды он рассказал их один за другим А.Н.Островскому, который остался очень доволен, а Аполлон Григорьев воскликнул: «Вы - наш!» А если нашего земляка считали своим такие люди, как А.Н.Островский, это говорит о многом…

Ведущий 2.

Вскоре Иван Федорович близко знакомится со знаменитым артистом Московского Императорского театра Провом Михайловичем Садовским, ежедневно бывает у него в доме. В 1854 году Горбунов впервые вышел на сцену театра – играл роль молодого купца в пьесе М.Т.Владыкина «Образованность». А через год (в 1855 году) Иван Федорович переезжает в Петербург, где поступает в Императорский Александринский театр, и вскоре он был включен в труппу этого театра (1856 год). В нем он прослужил 40 лет, сыграл 54 роли, получил полное признание на сцене. Н е случайно в 1887 году ему была назначена пенсия как артисту I разряда. Кроме того, он был удостоен «Золотой медали на ленте «Ордена Святого Станислава».

То, что Горбунов оказался на сцене, не было случайностью. Он точь-в-точь умел передать то, что видел или слышал, мог воспроизвести язык и стиль минувших веков. Так, однажды он составил описание поездки боярина в город Эмс. Когда это описание попало в руки историков, оно было принято за список подлинных документов 18 века.

Ведущий 3.

Произведения Горбунова - это как бы пьесы для одного актёра, который настолько хорошо знает свою роль, что ему не нужны пояснения, замечания. Видимо, он больше был актёром, чем писателем, поэтому и произвели его рассказы такое впечатление на А. Н. Островского. Горбунов не прочитал их, а именно рассказал, и своей игрой он убедил Александра Николаевича. Современник Ивана Федоровича писал, что «никакие записи его рассказов, (даже принадлежавшие собственному перу автора), не могут восстановить вполне прелесть его устной речи, сопровождавшей её мимики и игры его физиономии».

Об остроумии и наблюдательности Ивана Фёдоровича слухи ходили ещё при его жизни. В своё время широкой известностью пользовалась шутка, которой Иван Фёдорович угостил англичанина на приёме в одном из аристократических домов Петербурга. Горбунов не любил «заграницы», но в Европе бывал и приглядывался в европейской жизни.

Ведущий 4.

Из воспоминаний актера П.Гайденбурова. «Скучая на званном обеде, Горбунов уединился в соседней комнате с небольшой группой приятелей. Забавляясь бутылочкой, Иван Фёдорович «заговорил на английском языке»… В соседней комнате хозяин дома и почётные приглашённые стали замечать, что англичанин становится всё рассеяннее. «Я не могу понять, - сказал он, прислушиваясь к английскому говору, доносившемуся из другой комнаты – Скажите, пожалуйста, как к вам мог попасть английский полицейский? Кто-то рядом говорит на специфическом жаргоне, «которым у нас пользуются полицейские». Обнаружилось, что Горбунов, не зная ни слова на английском языке, пародировал подслушанный им разговор так выразительно, что англичанин принял пародию за действительную речь полисмена, хотя не мог уловить смысл его слов. Смысл уловить было трудно, потому что его и не было, были только внешние условные признаки жаргона. Шутка Горбунова вызвала много смеха и восхищения меткостью, с которой артист схватывал в заграничных странствиях такие жанровые особенности, мимо которых проходили другие путешественники».

Ведущий 1.

Мастерством Горбунова были восхищены Государь Император Александр III и Великий князь Владимир Александрович, побывавшие на спектакле с участием Ивана Федоровича, «обласкали его и выразили глубокое уважение его таланту».

В Александринском театре Иван Федорович «начал воздвигать себе небольшой, но почтенный памятник», как это было написано в журнале «Исторический вестник» после смерти Горбунова.

Что же это за памятник? Дело в том, что Иван Федорович собирал связанные с театром реликвии: афиши, программы, портреты артистов, приветственные адреса, поднесенные кумирам сцены, рисунки, автографы артистов и драматургов, костюмы, в которых выступали актеры. Так появилось «Артистическое фойе», как его стали называть.

В 1891 году вышла книга Горбунова «Материалы для истории русского театра. Каталог портретов, помещенных в фойе Императорского Александринского театра». Горбунов проделал огромную исследовательскую работу, чтобы упорядочить и систематизировать весь путь, пройденный театром в России, начиная с царя Алексея Михайловича.

Коллекция старины, собранная Иваном Федоровичем, впоследствии легла в основу первого в нашей стране театрального музея – ныне Государственного музея театрального искусства в Санкт – Петербурге, где особенно радушно встречают экскурсантов из нашего города.

Ведущий 2.

Не забывает Иван Федорович и о литературном творчестве, создавая свои рассказы-сцены. Вот одна из таких сцен.

Многие герои рассказов Горбунова любят родную природу и родной край, как любил это и автор, никогда не забывавший о своей малой родине. Газета «Пульс Ивантеевки» публиковала в течение ряда лет статьи о пребывании Горбунова в разных местах Подмосковья: «И.Ф.Горбунов любил свою малую родину», «И.Ф.Горбунов в селе Пушкино», «И.Ф.горбунов в Подмосковье» (в двух номерах за 1999 и 2006 годы). Главным же местом, куда тянулся Иван Фёдорович, было Вантеево. Свою любовь к родному краю он подтверждал делами: несколько раз присылал книги в сельскую школу, где обучалось тогда 50 детей, дарил книги священнику и сельчанам (учитель писал: «…чуть ли не в каждом доме имеется твой дар и с ним память к тебе»), принимал участие в украшении храма, хлопотал о награде священнику – о «крестике» за его 20 – летнюю службу в селе Вантеево.

Ведущий 3.

Записные книжки Горбунова (их сохранилось 25) дают картину того, насколько часто бывал он в родных местах. Прожив в Петербурге 40 последних лет своей жизни, он испытывал постоянные тяготения к Москве и Подмосковью. Вантеевка, Пушкино, Троица, Хотьково, Болшево, Мытищи, Перловка – эти названия часто мелькали на страницах его дневников и записных книжек. В Подмосковье он встречался с видными писателями, композиторами – с Тургеневым, Толстым, Островским, Чеховым, Чайковским…

Ведущий 4.

Какие места, связанные с Горбуновым, сохранились в нашем городе? Церковь иконы Божией Матери, дом фабриканта Лыжина, сельские улицы по которым гулял Горбунов: Новая Слобода, улица Карла Маркса, Трубниковская и почти совсем уничтоженная Рощинская. Особенно любил Иван Фёдорович старый сад. Сейчас его остатки можно видеть между церковью и улицей Садовой за КДЦ «Первомайский» Сохранились два дома в Детском проезде (правда, в плачевном состоянии).

Приметы родного края есть во многих рассказах И. Ф. Горбунова. Малая родина занимает в них такое же место, какое занимало в его сердце.

Ведущий 1.

Иван Фёдорович Горбунов прожил очень интересную жизнь. Кроме многих актёров и писателей, он был знаком с композиторами, художниками. Известно, что Иван Фёдорович - глубокий знаток русской песни - был замечен великим русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским, посвятившим Горбунову фортепианную пьесу «В деревне». А Горбунов сообщил композитору музыкальную тему, которая использована в опере «Хованщина в песне Марфы «Исходила младешенька».

Ведущий 2.

Уже было сказано, что Горбунов имел талант к рисованию и посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сохранились его рисунки. Он не раз позировал известным художникам (К. Е. Маковскому, Н. З. Панову, Н. И. Кравченко). А в 1885 году Ивану Фёдоровичу предложил позировать для портрета блестящий художник И. Н. Крамской, о чём есть записи в дневнике Горбунова. Благодаря своему исключительному таланту перевоплощения, Горбунов в образе царского шута был увековечен на историческом полотне Константина Егоровича Маковского «Смерть Ивана Грозного» (1888г.) (Всем хорошо известна его картина «Дети, бегущие от грозы»). В левом углу этой картины мы видим Горбунова, в рубище и шутовском колпаке. Интересно, что просвещённая петербургская публика была потрясена этим перевоплощением любимого артиста. Об этом есть свидетельство в письме к Чехову его старшего брата, жившего в Петербурге: «Выставлена в Питере картина Маковского «Смерть Ивана Грозного». Горбунов на ней изображён в роли шута, и так удачно, что Питер ездит смотреть не картину, а Горбунова в колпаке»

Лето 1892 года Горбунов провёл с семьей в Пушкино, и 10 июня нашего земляка посетил там Константин Маковский.

Ведущий 3.

Иван Фёдорович был добрым человеком, и это качество привлекало к нему многих людей. Его просили о многом: прислать фотографии, автографы, помочь опубликовать в журнале пьесу, получить роль в театре, распечатать афиши и т. д. И Горбунов стремился удовлетворить просьбы, оказывал посильную помощь многим просителям, что занимало немало времени.

Знакомые любили приглашать Ивана Фёдоровича в гости, все считали за огромное счастье видеть у себя Горбунова. Он никогда не показывал своей усталости, был доброжелателен, бодр, заряжен энергией. Его хотели видеть, его желали слушать. Но человеком он был нерасчетливым, простым, скромным, из-за чего испытал много клеветы, зависти со стороны недругов, которых, как и друзей, тоже было немало.

Ведущий 4.

Он был начитанным человеком, знал множество стихов и народных песен, участвовал в концертах в Красносельском театре, в Эрмитажном театре в Петербурге, в Кусково, в благотворительных вечерах в пользу бедных и сирот. Он сотрудничал в литературных журналах, участвовал в заседаниях ученых советов. Приглашали его великие князья, графы и другие представители высших сословий поучаствовать в охоте на диких зверей, отдохнуть на природе.

Ведущий 1.

Таким был в жизни этот замечательный, добрый, талантливый, искренний и открытый для всех человек, наш земляк Иван Фёдорович Горбунов.

Из жизни он ушёл 24 декабря (по старому стилю) 1895 года на 64 году жизни и был похоронен в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга, в Некрополе мастеров искусств. На чёрном мраморе надгробия читаем:

«Артист Императорских Театров

Иван Фёдорович

Горбунов»

Ведущий 2.

23 марта 1896 года издатель газеты «Новое время» А. С. Суворин, у которого Иван Фёдорович часто бывал и не раз встречал Новый год, вместе с А. П. Чеховым посетили его могилу. Суворин писал: «Сегодня Страстная суббота. Был с Чеховым в Александро-Невской Лавре и пошёл на могилы моих мёртвых. На могиле Горбунова мы открыли фонарь, висевший на кресте, вынули оттуда лампаду и зажгли её. Я сказал: «Христос Воскресе, Иван Фёдорович!»

Ведущий 3.

Отрадно, что для потомков Ивана Фёдоровича Горбунова «воскресает» его жизнь, его творчество, интерес ко всему, что связано с нашим талантливым земляком. И это – жизнь после смерти.

Ведущий 4.

И мы с вами участники этого «воскресения».

Наш следующий урок будет посвящён литературному наследию И. Ф. Горбунова: «Поражающе меткое слово».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. К. Ланчиков василий иваныч, именуемый «заказчик» Двадцать пять лет назад в Великобритании вышел сборник ранних рассказ

    Рассказ
    Двадцать пять лет назад в Великобритании вышел сборник ранних рассказов А.П.Чехова в переводе П.Майлза и Г.Питчера1. Перевод – очевидная удача: яркий, свежий, изобретательный, довольно точный в смысловом отношении и неплохо передающий
  2. Отчет о выступлении в Киеве Начало выступления в Нетании

    Публичный отчет
    Широко развитый на Западе, особенно в англоязычных странах, жанр «стенд ап комеди» пока мало известен в России. Стенд ап – это не «комеди клаб», не КВН, не «разговорный жанр».
  3. Андрей Белый Между двух революций Воспоминания в 3-х книгах

    Книга
    Станислав Пшибышевский Франк Ведекинд Бегство из Мюнхена Париж Я - в пансиончике Жан Жорес На экране (Манасевич-Мануйлов, Гумилев, Минский, Александр Бенуа) Болезнь Предотъездные дни Глава четвертая.
  4. Иванов Г. В., Калюжная Л. С

    Документ
    который, мечтая стать образованным, отравлял жизнь библиотекарю, бесконечно приставая с вопросом: что ему читать? В конце концов, чтобы отвязаться, библиотекарь заявил, что сведения "обо всем решительно" имеются в Словаре
  5. К. С. Станиславский (2)

    Документ
       Материалы, составляющие содержание шестого тома, охватывают два последних десятилетия жизни и творчества К. С. Станиславского и характеризуют его как деятеля советского театра.

Другие похожие документы..