Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. О.Н. Гребенюк Методические рекомендации классному руководителю «Изучение интересов, мотивов, потребностей и возрастных особенностей школ...полностью>>
'Рассказ'
И вот теперь, на третьем году войны, возвращаюсь в родной город. Блокада еще не снята, хотя поезда уже проникают в Ленинград по узкой простреливаемой...полностью>>
'Урок'
Тема является обобщающей за курс основной школы и рассчитана на два часа. Первый урок представляет семинарское занятие по изучению лингвистической ли...полностью>>
'Документ'
9. Разрушение горных пород кольцевым забоем. Бурильные головки. Керноотборочные устройства, их классификация, конструкции и область применения....полностью>>

Российская Академия Наук Сибирское отделение Институт водных и экологических проблем Регионоведение учебно-методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

Алтайский государственный университет

Российская Академия Наук

Сибирское отделение

Институт водных и экологических проблем

Регионоведение

Учебно-методическое пособие

для студентов 2 курса, обучающихся по направлению

020401.62 География






Барнаул

Издательство Алтайского государственного университета


2011

УДК 913

ББК 26.829

Р 326

Рецензенты:

Заведующая научной лабораторией геоэкологических исследований Нижневартовского государственного гуманитарного университета, д.г.н., профессор Г.Н.Гребенюк

Заведующий кафедрой экономической географии и картографии Алтайского государственного университета к.г.н., доцент Н.И.Быков

Автор-составитель: д.г.н., профессор кафедры экономической географии и картографии АлтГУ Б.А.Красноярова

Р 326 Регионоведение: учебно-методическое пособие для студентов 2-го курса, обучающихся по направлению 020401.65 «География»/ авт.- сост. Б.А.Красноярова. – Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2011. – 75 с.

ISBN 978-5-7904-1118-2

Пособие составлено в соответствии с требованиями ГОС и входит в образовательную программу подготовки студентов – географов по специальности 020401.62 – «География». Входит в блок специальных дисциплин (СЦ.Ф) при подготовке студентов, обучающихся по направлению 020400.62 «География». Спецкурс «Регионоведение» необходим для обучения по специализации «Экономическая и социальная география», направлен на получение студентами - географами теоретических знаний и практического опыта регионального анализа.

Цель данного курса – формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний и практических навыков, позволяющих выделить основные факторы формирования региональных систем – внутренние и внешние для данной системы, провести диагностический анализ современных проблем регионального развития, наметить направления их решения с целью дальнейшего использования в научных, проектных, образовательных организациях, а также административных и предпринимательских структурах.

Пособие будет полезно студентам, аспирантам, а также преподавателям, занимающимся изучением проблем регионального развития.

УДК 913

ББК 26.829

ISBN 978-5-7904-1118-2 ИВЭП СО РАН, 2011

Оформление. Издательство Алтайского

Государственного университета, 2011

Содержание

Введение 5

I. Основные положения и рабочая программа дисциплины 6

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 6

1.1. Цель преподавания дисциплины 6

1.2. Задачи изучения дисциплины 6

1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо студентам для изучения регионоведения 8

2. Содержание дисциплины «Регионоведение» 8

Тема 1. Предмет, объект, задачи курса «Регионоведение» и его место в системе наук 8

Тема 2. Главные понятия, особенности и перспективы современного регионоведения 8

Тема 3. Региональная структура России: особенности и этапы ее формирования и развития 10

Тема 4. Региональные системы Сибири: методика изучения 11

Тема 5. Диагностический анализ развития региональных систем разного функционального назначения 13

3.Учебно-методические материалы по дисциплине 14

3.1.Литература 14

3.2. Интернет-ресурсы 16

3.3. Перечень наглядных пособий 17

3.4. Тематический план (распределение часов курса по темам и видам работ): 18

3.5. Учебно-методическая карта дисциплины 20

II. Методические указания по проведению преподавателями основных видов учебных занятий 23

Раздел 1. Лекции 23

1.1.Конспект лекций в электронном представлении 23

1.2. Список наглядных пособий 23

1.3. Тесты и задания по отдельным темам лекций для самоконтроля студентов. 24

1.4. Список учебной литературы, рекомендуемой студентам в качестве основной и дополнительной по темам лекций 26

1.5. Список современных информационных технологий и мультимедийных продуктов 28

Раздел 2. Практические занятия 28

2.1. Методические указания по подготовке семинарских/ практических занятий 28

2.2. Планы семинарских занятий 29

Раздел 3. Материалы по всем формам текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля по учебной дисциплине 43

3.1.Примерные темы рефератов 43

3.2.Перечень вопросов к зачету по дисциплине: 43

Раздел 4. Курсовые и выпускные квалификационные работы 45

4.1. Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ 45

4.2. Методические указания по выполнению курсовой /выпускной квалификационной работы 45

4.3. Перечень вопросов дисциплины входящих в программу государственного экзамена 49

III. Методические указания студентам по изучению дисциплины. 49

1. Рекомендации по планированию и организации изучения дисциплины, работе с литературой 49

1.1.Планирование и организация изучения дисциплины 49

1.2. Рекомендации по работе с литературой 50

1.3. Рекомендации по самостоятельной работе студента 50

IV.Перечень cпециализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий с указанием используемого в учебном процессе по дисциплине основного учебно-лабораторного оборудования, технических средств обучения и контроля 52

V. Карты обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине 53

Приложение I. - Глоссарий по дисциплине «Регионоведение» 56

Приложение II. – Основные социально-экономические показатели развития РФ и ее регионов
76

Введение

Изучение курса «Регионоведение» осуществляется на лекционных и семинарских занятиях, а также во время самостоятельной работы студентов, включающей выполнение домашних заданий. Для более глубокого самостоятельного изучения дисциплины студентам предлагается написание курсовых и выпускных квалификационных работ.

Проверка знаний студентов проводится путем текущего и итогового контроля. Учет текущей работы студентов по усвоению знаний и приобретению умений происходит на семинарских занятиях, а также через тестовые опросы на лекционных занятиях.

Формой итогового контроля по дисциплине «Регионоведение» является зачет. Результирующая оценка студента формируется при выполнении им всех заданий и усвоении основных разделов (тем) дисциплины на основании результатов итоговой зачётной работы.

I. Основные положения и рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цель преподавания дисциплины

Преподавание дисциплины «Регионоведение» строится исходя из требуемого уровня профессиональной подготовки географов по специальности 020401.65 – география и специализации «экономическая и социальная география»; относится блоку дисциплин специализации.

Конечной целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний и практических навыков, позволяющих выделить основные факторы формирования регинальных систем – внутренние и внешние для данной системы, провести диагностический анализ современных проблем регионов, наметить направления их решения, для дальнейшего использования полученных знаний в научных, проектных, образовательных организа­циях, административных и предпринимательских структурах.

Без знаний особеннойстей функционирования региональных систем сложно решать задачи в области прогнозирования и планирования социально-экономической деятельности крупных региональных систем, заниматься комплексными исследованиями географических проблем различного уровня и разрабатывать рекомендации по их разрешению, грамотно проводить географическую и экологическую экспертизу хозяйственных проектов регионального уровня.

«Регионоведение» как комплексная географическая дисциплина играет большую роль в общей профессиональной подготовке географов. В то же время она дает социально-экономические и естественно-научные знания.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В ходе преподавания «Регионоведения» перед студентами ставятся следующие задачи:

Изучение историко-географических, социальных, экономико-географичес­­ких, экологических и других аспектов развития региональных систем;

анализ сложных процессов регионообразования, имеющих глобальный характер;

усвоение значения и содержания географических подходов к разработке стратегии развития региональных систем и размещения производительных сил;

знакомство с основами территориального планирования субъектов Федерации и администратиных районов.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

А) знать: место географа в управлении региональными системами; основные исторические этапы развития региональных систем; основные понятия, особенности и перспективы современного регионоведения; географические аспекты регионоведения и особенности развития субъектов РФ СФО; особенности и закономерности формирования региональных систем различных экономико-географических типов; основы территориального планирования; принципы и структуру комплексной оценки территории; научные основы эффективной региональной политики.

Б) уметь: применять основные понятия географии регионов и географического мышления к практическим задачам территориального планирования; выполнять диагностическую оценку экономико-географического развития региона; определять место рассматриваемого региона в региональной системе более высокого порядка; выявить сильные и слабые стороны развития региона и предложить варианты перспективного развития с учетом разных сценариев их реализации.

В) иметь представление: об истории развития современных региональных систем и современных проблемах развития; правовых основах региональной политики; методах проведения экономико-географической диагностики региональных систем.

1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо студентам для изучения регионоведения

При изучении регионоведения необходимо усвоение некоторых тем в рамках других дисциплин.

Тема

Дисциплина

Становление индустриального общества в России: общее и особенное

Отечественная история

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

Философия

Культура и природа

Культурология

Социальные группы и общности. Методы социологического исследования.

Социология

Статистические методы обработки статистических данных

Математика

Мировая урбанизация: процессы и тенденции. Региональные особенности урбанизационных процессов. Городской образ жизни. Экология города.

Теории размещения, пространственного развития, несбалансированного роста, «полюсов роста», «центр-периферия»

Экономическая, социальная и политическая география

Общерегиональные физико-географические закономерности

Физическая география России

2. Содержание дисциплины «Регионоведение»

Изучение дисциплины «Регионоведение» предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий, а также выполнение самостоятельной работы.

Тема 1. Предмет, объект, задачи курса «Регионоведение» и его место в системе наук

Цели и задачи курса. Особенности географического подхода в изучении региональных систем в современных условиях. Место географа в территориальном планировании регионального развития.

Предмет и объект исследования регионоведения.

Тема 2. Главные понятия, особенности и перспективы современного регионоведения

Район и регион, соотношение, эволюция и реальное содержание данных категорий. Регион как единая социальная эколого-экономическая система. Факторы формирования региональной системы: внутренние и внешние для данной региональной системы; исторические, национально-этнические, экономические, социальные, экологические.

В числе регионообразующих факторов рассматриваются:

1. История региона в контексте всемирно-исторического процесса: история освоения и формирования региона, его роль во всемирной истории.

2. Географические и климатические условия, природные ресурсы.

3. Народонаселение региона и его динамика (естественная и миграция), расселение (дисперсное и групповое), урбанизация.

4. Этнический состав населения и особенности религиозной жизни региона.

5. Трудовые ресурсы региона, характеризуются профессиональной структурой рабочей силы, занятостью населения, уровнем квалификации и другими чертами.

6. Государственное и территориальное устройство: место региона в административно-территориальном делении целой общности, административно-территориальное деление самого региона, статус его городов (города федерального значения, региональные центры и т. п.), система органов территориального управления, характер взаимоотношений региона и центра (вертикальные отношения, роль центра в развитии региона.

7. Социально-экономическая система в регионе - тип и принципиальные черты хозяйства, место региона в цивилизационном процессе перехода к рыночному хозяйству, социальную стратификацию и т д.

8. Экономико-географическое состояние региона, характеризуется территориальным размещением производства, соотношением «основных хозяйственных узлов» и «периферии региона», наличием приоритетных отраслей, определяющих специализацию региона.

9. Хозяйство, включая финансы, в динамике, сравнительные показатели в данной области определяют место региона во всемирной пирамиде богатых и бедных регионов («богатый Север» и «бедный Юг»).

Основоположником теории формирования региональной системы как результата взаимодействия различных изолированных и независимых друг от друга сторон и условий общественной жизни является русский ученый М. М. Ковалевский (1851-1916).

Содержание семинарского занятий №1 (2 часа):

Выделение регионообразующих факторов для регионов Сибирского Федерального Округа.

Тема 3. Региональная структура России: особенности и этапы ее формирования и развития

Особенности пространственной эволюции региональнальной структуры в России. Современное региональное устройство страны, особенности и этапы ее формирования.

Иерархия региональных систем. Соотношение категорий «субъект РФ», «республика», «край», «область». Функции и возможности их реализации.

Экономические районы и округа: соотношение понятий и специфика выделения.

Федеральные округа и межрегиональные ассоциация, права, обязанности, полномочия. Региональные системы и экономическое пространство, классификация форм и механизмов межрегионального взаимодействия, межрегиональное сотрудничество в политической, экономической, экологической, социокультурной и др. сферах.

Исследования региональных систем в Сибири связано с такими именами как Александр фон Гумбольдт, В.П. Семёнов-Тян-Шанский, Н.Н.Баранский, В.В. Покшишевский, , А.Г. Аганбегян, М.К. Бандман, А.Г.Гранберг, Ж.А.Зайончковская и др.). Выделение из экономической географии географии регионов и регионоведение (М.Г. Диканьский, Н.П. Анциферов, О.А. Константинов, Н.Н. Баранский, Ю.Г.Саушкин). Исследование региональных систем Сибири во второй половине XX века: московская и ленинградская школы, роль сибирских ученых в их изучении (В.Б.Сочава, В.В.Воробьев, А.Г.Аганбегян, М.К.Бандман, А.Г. Гранберг, Б.М.Ишмуратов, Ю.П. Михайлов и др.).

Современное состояние и перспективы исследований региональных систем: особенности и проблемы функционирования.

Содержание самостоятельной работы (4 часов):

Изучение специальной литературы по регионоведению с целью выявления современной территориально-экономической и административной структуры России.

Содержание семинарского занятий №2-3 (4 часа):

Семинарское занятие 2 - рассмотрение пространственно-временной эволюции региональной структуры страны;

Семинарское занятие 3 - изучение основных категорий современного территориально-административного устройства России

Тема 4. Региональные системы Сибири: методика изучения

Сибирь как объект развития. Современное административно-территориальное деление Сибири. Природное и природно-хозяйственное районирование территории, выделение природно-хозяйственных и функциональных зон развития. Определение территориально-экономической структуры Сибирских регионов.

С учетом того, что идеология устойчивого развития сегодня принята и на глобальном, и на национальном уровне, то методика изучения региональной системы предполагает решение четырех блоков задач:

Блок 1. Определение места региона в системе более высокого порядка или государстве, соотне­се­ние целей и задач развития данной региональной системы и принципов устойчи­вого развития.

Блок 2. Определение основных направлений стратегии сбалансирован­ного, устойчивого развития региона. При этом необходимо, прежде всего, выявить влияние современных экономических условий на развитие региона и использование его природных ресурсов; определить направления структур­ной перестройки экономики края, во-первых, фактически происходящие, во-вторых, желательные для обеспе­че­ния устойчивого социально-экономичес­кого и экологического его разви­тия.

Важное место в стратегии устойчивого регионального развития зани­мает территориальная организация хозяйства региона и факторы ее опреде­ляю­щие.

При определении основных направлений пространственно-отраслевой структурной перестройки экономики региона необходимо четко учитывать экологический императив регионального развития, категоричность которого широко варьирует во времени и пространстве для отдельных отраслей, территорий и видов деятельности.

Блок 3. Третьим элементом исследования является оценка региональных ресурсов - природных, экономических, социальных, где наряду с оценкой потенциала региона определяется его место на экономической карте России, а также наличие, направление и потоки межрегиональных и внешнеэконо­мических связей.

При этом каждый ресурс региона (природный, производственно-экономический, социальный) необходимо рассматривать, учитывая:

  1. Экономическую, экологическую и социальную значимость ресурса (природные и иные материальные ресурсы; отрасли народного хозяйства, производственной и непроизводственной инфрастуктуры; социально-демографические ресурсы - население и его здоровье - физическое и психическое) и его роль в обеспечении устойчивого развития региона.

2. Количественно - качественную характеристику ресурса (отрасли):

  1. "восстановленный" потенциал ресурсов, то есть природообуслов­лен­ный для природных ресурсов и первоначально созданный для отраслей народ­ного хозяйства с указанием реперных лет (min и max) и их параметров для каждой отрасли;

  2. тенденции изменения, этапы освоения (формирования) отрасли;

  3. антропогенные загрязнения, нагрузки, количественно-качественные па­ра­метры сокращения потенциала (для природных ресурсов), падение произ­водства, начиная с 1990 года, условно принятого в качестве реперного (для экономики региона);

  4. современное состояние ресурса, отрасли - количественно-качественная характеристика с учетом экономической, экологической и социальной составляющей значимости.

3. Приоритетные направления использования ресурса и сбалансированного развития народно-хозяйственного комплекса региона, отраслей, комплексного и рацио­наль­ного использования природных ресурсов: их экономическая, экологическая, социальная сущность.

4. Количественно - качественные индикаторы (основные, наиболее значимые показатели, пропорции и их сочетания) развития отрасли, использования ресурса: социальные, экономические, экологические, организационные.

Блок 4. Это наиболее важный и сложный элемент исследования региональной системы, цель которого - определить приоритетные направления развития региона, выявить основные инди­каторы, задачи и необходимые пропорции, а также разработать политико-правовые, социально-экономические, финансовые и информационно-технологи­ческие механизмы достижения устойчивого развития при соблюдении социа­льных гарантий для населения конкретной территории.

Содержание самостоятельной работы (6 часов):

Изучение специальной литератуы с целью выделения основных регионообразующих факторов для отдельных регионов – субъектов СФО. Сбор статистических данных Госкомстата. Выбор основных показателей социально-экономического развития регионов – субъектов СФО, расчет усредненной структуры для конкретного региона, выявление особенностей усредненной структуры.

Содержание семинарского занятий №4-5(4часа):

Семинарское занятие 4 - современная территориально-экономическая и административная структура Сибири, анализ усредненной структуры АТО СФО по данным Госкомстата

Семинарское занятие 5 - методика изучения региональных систем: применение описательного и сравнительно-географического метода к оценке регионов СФО.

Тема 5. Диагностический анализ развития региональных систем разного функционального назначения

Природные предпосылки и особенности социально-экономического развития Алтайского края, Кемеровской области и Республики Алтай. Сравнительный анализ регионов, выявление общих черт и специфики развития.

Конкурентоспособность регионов. Определение конкурентных преимуществ каждого региона. SWOT и STEP-анализ. Перспективы социально-экономического развития, демографическая и экологическая политика.

Содержание самостоятельной работы (8 часов):

Выявление особенностей формирования и развития регионов – субъектов СФО. Выбор факторов, существенно дифференцирующих регионы – субъекты СФО, их классификация и ранжирование,. Выявление проблемных областей и направлений развития для каждого из регионов СФО.

Содержание семинарского занятий №6-8 (6 часов):

Семинарское занятие 6 - диагностический анализ территории - выявление социально-экономических предпосылок и особенностей развития

Семинарское занятие 7 – выявление сильных и слабых факторов сибирских регионов (природно-экологических, социально-демографических, экономических, геополитических);

Семинарское занятие 8 - Определение конкурентных преимуществ отдельных регионов СФО методами SWOT и STEP –анализа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Г. Чернышевского Нижневолжское отделение Мензбировского орнитологического общества при Российской академии наук птицы севера нижнего поволжья книга (1)

    Книга
    В книге, посвященной орнитофауне севера Нижнего Поволжья, подведены итоги исследований птиц в Саратовской области и на сопредельных территориях более чем за 100-летний период.
  2. Отчет об археологических исследованиях бохайских памятников в Приморском крае России в 2004 г. - сеул : Фонд изучения Когурё, 2005. - 453 с. - рус. яз., кор. яз. 7

    Публичный отчет
    1. Актуальные проблемы дальневосточной археологии / отв. ред. О.В. Дья­ко­ва, А.Л. Ивлиев ; рецензент кафедра гуманит. дисциплин Владивост. фил. Рос. таможенной акад.
  3. Е. Г. Капралов Геоинформационные технологии несомненно относятся к разряду наукоемких и расположенных на стыке различных наук. Геоинформатика как и картография имеет три ипостаси: наука, технология и производство. К

    Документ
    Геоинформационные технологии несомненно относятся к разряду наукоемких и расположенных на стыке различных наук. Геоинформатика как и картография имеет три ипостаси: наука, технология и производство.
  4. Регионоведение

    Учебное пособие
    Алексеев В.В. - заведующий кафедрой «Государственное и муниципальное управление» филиала Северо-Западной академии государственной службы в Калининграде, кандидат философских наук, доцент.
  5. Научно-исследовательский институт проблем каспийского моря (2)

    Документ
    Третий выпуск сборника «Астраханские краеведческие чтения» традиционно подводит итог работы астраханских, региональных и зарубежных ученых и специалистов по изучению природных ресурсов, истории и культуры Астраханского края.

Другие похожие документы..