Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цель настоящей главы - краткий обзор некоторых общих случаев отказов систем под давлением, включая емкости с сжиженными газами, находящимися под давл...полностью>>
'Лабораторная работа'
Цель работы: знакомство с наиболее распространенными минералами и горными породами, их классификацией по различным признакам, с элементами научной те...полностью>>
'Лекция'
Физический уровень (Physical layer) имеет дело с передачей битов по физическим каналам связи, таким, как коаксиальный кабель, витая пара, оптоволокон...полностью>>
'Документ'
Зростаюче значення ринку, посилення ролі сфери обігу у процесі суспільного відтворення спричинили поступове визначення концепції маркетингу в діяльно...полностью>>

Психологические условия формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Кравцова Кристина Анатольевна

Психологические условия формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию

Специальность 19.00.07 – педагогическая психология

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Самара - 2011

Работа выполнена на кафедре возрастной и педагогической психологии

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Маликова Валентина Алексеевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Минияров Валерий Максимович

ГОУ ВПО «Поволжская государственная

социально-гуманитарная академия»

кандидат психологических наук, доцент

Аптикиева Ляйля Рахматулловна

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный

университет»

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Челябинский государственный

педагогический университет»

Защита состоится 17 мая 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.216.01 по присуждению ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая психология при ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».

Автореферат разослан «2» апреля 2011 г.

Объявление о защите было размещено на сайте ПГСГА (www.pgsga.info)

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор

Вершинина Л.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Бурное развитие информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

Для овладения информационными технологиями старший дошкольник должен уметь пользоваться модельными образами, ориентироваться с помощью них в пространстве, самостоятельно составлять наглядные модели, то есть у ребенка должна быть сформирована способность к наглядному моделированию.

Как и любая деятельность, наглядное моделирование начинает осваиваться с опорой на наличный уровень развития способностей. Если исходный уровень способностей оказывается недостаточным для эффективного выполнения деятельности наглядного моделирования, то формирование способности старшего дошкольника начинается под влиянием требований данной деятельности, сформированных личностных качеств старшего дошкольника. Формирование способности старшего дошкольника к наглядному моделированию приобретает значение уже на начальном этапе овладения деятельностью наглядного моделирования.

В связи с этим возникает необходимость сосредоточить усилия на совершенствовании процесса обучения старших дошкольников в аспекте формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию. Важной задачей психологической науки и практики становится обоснование условий формирования способности к наглядному моделированию.

Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время в психологии накоплен определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения проблемы формирования способности к наглядному моделированию в старшем дошкольном возрасте: раскрыто содержание понятий «деятельность наглядного моделирования», «способность к наглядному моделированию» (Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддьяков, М.В. Осорина, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Г. Салмина, Г.А. Глотова, О.М. Дьяченко, Е.Е. Сапогова); определены механизмы и психолого-педагогические условия (Л.А. Венгер, Н.Г. Салмина, Г.А. Глотова, О.М. Дьяченко); разработаны программы развития деятельности наглядного моделирования в дошкольном возрасте и способности старшего дошкольника к наглядному моделированию (Л.А. Венгер, Р.И. Говорова, Т.В. Лаврентьева, В.В. Холмовская, Л.И. Цеханская, Е.Л. Агаева, И.Я. Базик, Л.Г. Комарова, О.П. Медведева, О.И. Киселева, А. Ярыгина, Н. Абрамова, В. Ендальцева); обозначена роль познавательных процессов в формировании способности к наглядному моделированию (Ж. Пиаже, А. Валлон, Д. Брунер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).

Анализ исследований показал, что в настоящее время приобретает актуальность изучение способности к наглядному моделированию в контексте личностного развития старшего дошкольника (О.П. Медведева, Т.В. Кирсанова, С.П. Кузьмина, Е.Л. Савостикова, О.М. Дьяченко, З.К. Койчуева), в которых определенные личностные качества представлены как результат овладения старшим дошкольником деятельностью наглядного моделирования.

Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, их теоретическую и практическую значимость, следует признать, что остается ряд вопросов, требующих своего решения. Это вопросы, связанные с определением личностных качеств старшего дошкольника, необходимых для формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию, с выявлением психологических условий формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию.

Сложилось противоречие между необходимостью формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию и недостаточной разработанностью в педагогической психологии научно обоснованных рекомендаций для осуществления данного процесса. Стремление найти пути разрешения данного противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема разработки и обоснования структурно-функциональной модели формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию. В практическом плане - это проблема определения психологических условий формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию.

Объект исследования: способность старшего дошкольника к наглядному моделированию.

Предмет исследования: психологические условия формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать структурно-функциональную модель формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию.

Гипотеза исследования: мы исходим из того, что формирование способности старшего дошкольника к наглядному моделированию становится возможным, если реализация разработанной структурно-функциональной модели обеспечивает:

— развитие познавательного мотива, внеситуативно-личностного общения со взрослым, произвольной регуляции деятельности наглядного моделирования;

— становление личностно-активного отношения к деятельности наглядного моделирования;

— овладение действиями наглядного моделирования (создание и использование наглядных моделей, планирование действий в форме образов-представлений в уме).

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научное представление о содержании понятия «способность старшего дошкольника к наглядному моделированию».

2. Подобрать методы и методики изучения уровня сформированности способности старшего дошкольника к наглядному моделированию.

3. Выявить и обосновать психологические условия формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию.

4. Определить результативность опытно-экспериментальной работы по формированию способности старшего дошкольника к наглядному моделированию.

5. Разработать научно-методические рекомендации по реализации структурно-функциональной модели формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Конкретизировано содержание понятия «способность старшего дошкольника к наглядному моделированию» - [это интегративное личностное образование, способствующее успешному овладению деятельностью наглядного моделирования в единстве мотивационно-коммуникативного (познавательный мотив, внеситуативно-личностное общение со взрослым); ценностно-регулятивного (личностно-активное отношение и произвольная регуляция деятельности наглядного моделирования); операционально-деятельностного (создание и использование наглядных моделей, планирование действий в форме образов-представлений в уме) компонентов];

2. Разработана и апробирована структурно-функциональная модель формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию, представляющая собой систему, содержащую цель (формирование способности старшего дошкольника к наглядному моделированию); компоненты способности старшего дошкольника к наглядному моделированию и их содержание (мотивационно – коммуникативный (познавательный мотив, внеситуативно-личностное общение со взрослым), ценностно – регулятивный (личностно-активное отношение и произвольная регуляция деятельности наглядного моделирования), операционально – деятельностный (создание и использование наглядных моделей, планирование действий в форме образов-представлений в уме); критерии сформированности способности старшего дошкольника к наглядному моделированию (сотрудничество со взрослым, целенаправленность, инициативность; избирательная значимость и осознанность выполняемой деятельности наглядного моделирования, усидчивость, активность, успешное, качественное освоение и реализация деятельности наглядного моделирования, широта переноса модельных образов в разные виды детской деятельности); психологические условия; формы и средства формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию (развивающие занятия со старшими дошкольниками, психологическая поддержка воспитателей, родительские собрания, консультирование родителей);

3. Выделены и обоснованы психологические условия, обеспечивающие формирование способности старшего дошкольника к наглядному моделированию (развитие познавательного мотива, внеситуативно-личностного общения со взрослым, произвольной регуляции деятельности наглядного моделирования; становление личностно-активного отношения к деятельности наглядного моделирования; овладение действиями наглядного моделирования (создание и использование наглядных моделей, планирование действий в форме образов-представлений в уме).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют конкретизировать содержание и структуру понятия «способность старшего дошкольника к наглядному моделированию», углубляют научные знания о роли личностного развития ребенка в процессе овладения деятельностью наглядного моделирования. Разработка и обоснование структурно-функциональной модели является основой для рассмотрения содержательных и процессуальных аспектов деятельности психологов и воспитателей детских садов по формированию способности старшего дошкольника к наглядному моделированию. Результаты исследования расширяют теоретические положения о психологических условиях формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию.

Практическая значимость исследования состоит в том, что прошедшие экспериментальную проверку методические рекомендации по формированию способности старшего дошкольника к наглядному моделированию могут быть широко использованы в практике дошкольного образования. Разработанные психологические условия формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию способствуют повышению практического уровня подготовленности психологов и воспитателей детских садов к осуществлению профессиональной деятельности по психологическому сопровождению развития детей старшего дошкольного возраста.

Методологические и теоретические основы исследования.

Методологической основой исследования являлись общенаучные методологические принципы развития, деятельностного опосредствования, детерминизма.

Теоретическую основу исследования составили: положение культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С. Выготского о роли знака в развитии личности ребенка; личностно-деятельностный подход к изучению способностей (Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); концептуальные положения о развитии личности на разных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин); концептуальное положение В.Д. Шадрикова о наличии способности к деятельности до включения в деятельность; концепция развития способностей, разработанная Л.А. Венгером, где способности понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для старшего дошкольника средств: сенсорных эталонов, наглядных моделей, схем; концепции «субъект – субъектного» взаимодействия в образовательном процессе (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.А. Маликова, Г.В. Акопов, И.В. Вачков).

Методы и организация исследования. В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, экспериментальный метод (констатирующий и формирующий эксперимент), диагностические методики, проективные методики, а также применялись методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, Т-критерий Вилкоксона.

В качестве диагностических процедур применялись специальные методики, адаптированные к предмету и объекту исследования: методика Л.А. Венгера и В.В. Холмовской «Перцептивное моделирование»; методика Л.А. Венгера «Полянки»; методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина; методика Л.А. Венгера и К.Н. Поливановой «Раскраска»; экспериментальные ситуации, направленные на выявление зависимости качества изображения от мотивов деятельности и типа общения со взрослым.

Исследование проводилось в несколько этапов.

1 этап (2007 – 2008). На основании анализа философских, психологических, методологических исследований и опыта работы психологов и воспитателей в аспекте формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию, определялись методологические и теоретические основы исследования, его объект, предмет, цель и задачи. Результатом явилось определение теоретических и методологических подходов к проведению эксперимента.

2 этап (2008 - 2009). Проведено пилотажное исследование с целью изучения уровня сформированности способности старшего дошкольника к наглядному моделированию. Результатом этого этапа явилось уточнение рабочей гипотезы и планирование развивающей работы.

3 этап (2009 - 2010). Реализована опытно-экспериментальная работа по формированию способности старшего дошкольника к наглядному моделированию, количественный и качественный анализ результатов. Осмыслены и обобщены результаты исследования, сформулированы выводы, оформлены результаты исследования.

Эмпирическая база исследования. В исследовании принимало участие 205 детей старшего дошкольного возраста детских садов №84, №115, №151, №199 г. Оренбурга и №118 г. Орска.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались соблюдением методологических принципов проведения исследования, теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию, применением адекватных цели и задачам исследования методов количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Старший дошкольный возраст как возраст образных форм сознания является сензитивным периодом формирования способности к наглядному моделированию, которая проявляется в умении ребенка оперировать сенсорными эталонами, образами, символами, знаками.

Способность старшего дошкольника к наглядному моделированию - это интегративное личностное образование, способствующее успешному овладению деятельностью наглядного моделирования в единстве мотивационно-коммуникативного (познавательный мотив, внеситуативно-личностное общение со взрослым); ценностно-регулятивного (личностно-активное отношение и произвольная регуляция деятельности наглядного моделирования); операционально-деятельностного (создание и использование наглядных моделей, планирование действий в форме образов-представлений в уме) компонентов.

2. Положение о необходимости формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию не может быть дополнено лишь тезисом о важности овладения старшим дошкольником условными обозначениями. Требуется разработка структурно-функциональной модели процесса формирования старшего дошкольника к наглядному моделированию. Разработка модели должна основываться на идее о наличии способности к деятельности до включения ребенка в деятельность. Модель включает в себя цель, компоненты способности старшего дошкольника к наглядному моделированию и их содержание, критерии, психологические условия, формы и средства работы по формированию способности старшего дошкольника к наглядному моделированию.

3. Формирование способности старшего дошкольника к наглядному моделированию становится успешным, если у старшего дошкольника развитие познавательного мотива основывается на организации внеситуативно-личностного общения со взрослым, обеспечивающего развитие умения регулировать свое поведение в процессе выполнения деятельности наглядного моделирования, становление личностно-активного отношения к этой деятельности осуществляется в процессе создания и использования наглядных моделей, планирования действий в форме образов-представлений в уме.

Апробация работы и внедрение результатом исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования получили отражение в сборниках статей студентов и аспирантов (Оренбург, 2007, 2008, 2009), выступлениях на всероссийской и региональной научно-практических (Оренбург, 2008; Орск, 2010) и международных конференциях (Ставрополь, 2009; Санкт-Петербург, 2010). Результаты исследования внедрены в практику работы психологов детских садов №84 и №151 г. Оренбурга.

Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию, приложения. Изложение материала проиллюстрировано таблицами, диаграммами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологические основы исследования, описаны методы и этапы, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, представлены сведения о достоверности результатов исследования, сфере их апробации и внедрения.

В первой главе – «Теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию» - дана общая характеристика деятельности моделирования, определены особенности ее развития в онтогенезе, рассмотрены подходы к проблеме формирования личности ребенка в старшем дошкольном возрасте, конкретизировано содержание понятия «способность старшего дошкольника к наглядному моделированию», проанализированы условия, механизмы формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию.

В психологии первоначально деятельность моделирования рассматривали в контексте развития семиотической функции (Ж. Пиаже, А. Валлон, Д. Брунер, Л.С. Выготский, Н.Г. Салмина, Г.А. Глотова). На сегодняшний день разработаны классификации моделей (В.А. Штофф, Г.М. Цибульский, И.С. Якиманская, Л.М. Фридман), выделены виды (Л.М. Фридман), функции (Н.Г. Салмина, И.Б. Новик, В.В. Давыдов, А.У. Варданян, Л.М. Фридман, Е.Е. Сапогова, Г.А. Глотова, Л.И. Айдарова), этапы деятельности моделирования (Н.Г. Салмина, Г.А. Глотова, Турчин А.С, Л.М. Фридман). Однако, при большом количестве исследований по проблеме, нет единого определения понятия «моделирование».

В ходе онтогенеза ребенок осваивает замещение, кодирование, схематизацию, моделирование и умственное экспериментирование, которые образуют этапы генезиса знаково-символической деятельности с логически однородными связями, качественными приращениями друг к другу, преемственностью и взаимообусловленностью. Деятельность наглядного моделирования занимает значительный период в ходе онтогенетического развития ребенка. Хотя ее развитие приходится в основном на период школьного возраста, она все же зарождается и начинает свое развитие в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этот период, являются образные: сенсорные эталоны, символы, знаки (разного рода наглядные модели, схемы, планы). Старшие дошкольники способны в процессе предметно-чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер), а поэтому овладение наглядным моделированием - специфическое достижение дошкольного возраста. Изучением деятельности наглядного моделирования в старшем дошкольном возрасте занимались Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Е. Сапогова и др. Были разработаны и экспериментально проверены программы, в которых наглядное моделирование выступает как средство формирования у дошкольников какой-либо деятельности или процесса, что в свою очередь ведет к овладению самой деятельности наглядного моделирования (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Л.Ф. Обухова, Р.И. Говорова, А.А. Литвинюк, Е.Л. Агаева, А.И. Кириллова, Л.И. Цеханской и др.).

Работы А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера, Р.И. Говоровой, Т.В. Лаврентьевой, В.В. Холмовской, Л.И. Цеханской, Е.Л. Агаевой, И.Я. Базика, О.М. Дьяченко позволяют утверждать, что в старшем дошкольном возрасте формируется общая познавательная способность ребенка – способность к опосредствованию, одним из видов которой является способность к наглядному моделированию. Суть ее состоит в том, что при решении различного рода умственных задач ребенок строит и использует модельные представления, т.е. наглядные модели, отображающие взаимосвязь условий задачи, выделяет в них основные значимые моменты, которые служат ориентирами в ходе решения. К тому же, овладение построением и использованием моделей обогащает разные виды деятельности детей, приводит к осознанному и глубокому усвоению представлений о тех областях действительности, которые служат содержанием моделирования, но само по себе еще не обеспечивает достаточного уровня сформированности способности к наглядному моделированию.

В психологических исследованиях выделяются механизмы деятельности наглядного моделирования (развитие наглядных форм опосредствования, интериоризация, механизмы семиотического компонента практической деятельности, механизмы отражения, обусловленные интериоризацией языков-отражателей, механизмы самостоятельного создания новых орудий отражения, новых языков-отражателей, операционные механизмы, оперативность); условия (ознакомление детей с самими реальными предметами, явлениями, конкретно представленными опосредованиями в окружающей действительности (Л.А. Венгер); развитие у дошкольников умственной деятельности, а именно: умение анализировать, абстрагировать особенности предметов и так далее (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, А.В. Запорожец); наличие специально разработанной программы в форме игровой и учебной деятельности (Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, В.С. Мухина, З.К. Койчуева); организация психолого-педагогической поддержки ребенка-дошкольника, опирающаяся на понимание деятельностной природы ребенка, учитывая разноуровневость и динамику его психологических, социальных, культурных изменений, создавая условия для развития и самореализации личности ребенка (О.П. Медведева); осуществление педагогического воздействия, которое поможет вооружить детей способами использования образных средств (наглядных моделей) для самостоятельного решения мыслительных задач (Л.А. Венгер, В.С. Мухина); специальная отработка действий моделирования в их внешней материальной форме с переходом к выполнению подобных действий «в уме» (Л.А. Венгер).

Наряду с этим, в старшем дошкольном возрасте происходит формирование личностных качеств (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая, М.И. Лисина, Н.Н. Авдеева, Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская, Е.В. Субботский), уровень сформированности которых, согласно личностно-деятельностному подходу, оказывает влияние на все сферы деятельности дошкольника, в том числе и на способности ребенка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста измерению объемов сыпучих и жидких веществ с помощью условной меры. Формирование представлений старших дошкольников о массе и способах ее измерения

    Документ
    Современные дидактические средства математического развития дошкольников: значение и место в образовательном процессе (на примере развивающих игр, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и др.
  2. Педагогический проект «Игра как средство развития интеллектуально – творческих способностей старших дошкольников»

    Закон
    И вот я стою перед театральной афишей в растерянности… Какой спектакль предпочесть для моих воспитанников. От того, что именно я выберу, зависит «детский диапазон внутренней сопричастности» к заложенным в спектакле чувствам и смыслам.
  3. Й курс специальности «Дошкольная педагогика и психология» (дневное отделение) и «Педагогика и методика дошкольного образования» (заочное отделение) Психологические особенности познавательной мотивации старших дошкольников

    Документ
    Примечание: возраст и категорию аномального развития испытуемых для изучения студент определяет самостоятельно, за исключением случаев, специально оговоренных.
  4. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 30 июня 2009 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 602.004.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу:
  5. Формирование приёмов логического мышления математическими средствами Выполнила Надежда Николаевна Брязгунова учитель начальных классов моу ольховлогская оош каменского муниципального района Воронежской области

    Документ
    Каждое поколение людей предъявляет свои требования к образованию. Однако, какими бы ни были эти требования, потребность общества в творческих, самостоятельно мыслящих специалистах всегда была и остается актуальной.

Другие похожие документы..