Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сравнивать изображения начали в середине 60-х годов, то есть почти сразу, как появилась компьютерная графика. Изображения тогда были бинарные, в лучше...полностью>>
'Документ'
но, бывало, Когда грозил неумолимый рок, У лиры звук неверный исторгала Моя рука Давно я одинок; Вначале шел я с дружною семьею, Но где они, друзья ...полностью>>
'Регламент'
Ценная бумага- любая эмиссионная или неэмиссионная ценная бумага, признаваемая таковой действующим законодательством Российской Федерации и подлиннос...полностью>>
'Тезисы'
Идентичность рассматривается мной как процесс самоопределения человека, результат множественных социальных взаимодействий в самом широком смысле, вкл...полностью>>

История Христианской Церкви учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московская духовная семинария

Сектор заочного обучения

протоиерей

Серафим Соколов

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Учебное пособие для студентов 3 класса

Сергиев Посад

2006

протоиерей Серафим Соколов. История Христианской Церкви. Учебное пособие. – Сергиев Посад, 2006. – 230 с.

 Троице-Сергиева Лавра, 1984

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………….9

РА3ДЕЛ I. ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБЩЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ

(314-1054 годы)

Глава I. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА

В IV-V ВЕКАХ…………………………………………………………..11

  1. Общая характеристика состояния богословия в IV-V веках…………...11

  2. Богословские школы и направления в богословской науке

(общая характеристика)…………………………………………………..12

  1. Выдающиеся представители Александрийской богословской школы..13

3.1. Святитель Афанасий Великий……………………………………………………..13

3.2. Святитель Василий Великий……………………………………………………….14

3.3. Святитель Григорий Богослов……………………………………………………..16

3.4. Святитель Григорий Нисский……………………………………………………...18

3.5. Исидор Пелусиот……………………………………………………………………20

3.6. Святитель Кирилл Александрийский……………………………………………...21

  1. Антиохийская богословская школа……………………………………...23

4.1. Святитель Кирилл Иерусалимский…………………..…………………………….23

4.2. Святитель Иоанн Златоуст…………………………………………………………24

4.3. Блаженный Феодорит, епископ Кирский………………………………………….28

  1. Восточно-Сирийская богословская школа ……………………………..29

5.1. Преподобный Ефрем Сирин………………………………………………………..29

  1. Святые отцы и церковные писатели на Западе в IV-V веках…………..30

6.1. Иларий Пиктавийский……………………………………………………………...30

6.2. Амвросий, епископ Медиоланский………………………………………………..31

6.3. Блаженный Иероним Стридонский……………..…………………………………33

6.4. Блаженный Августин, епископ Иппонский………………..……………………...34

Глава II. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ

В VI-ХI ВЕКАХ. ПРИЧИНЫ УПАДКА ПРОСВЕЩЕНИЯ................37

Общая характеристика церковной литературы…………………………..........37

1. Святой Максим Исповедник………………………………………………………….40

2. Преподобный Иоанн Дамаскин………………………..……………………………..41

3. Патриарх Константинопольский Фотий. Его значение как ученого-богослова

и церковного деятеля………………………..…………………………………………43

4. Симеон Новый Богослов…………………..…………………………………………..45

5. Папа Лев Великий………………….…………………………………………………..45

6. Папа Григорий Двоеслов………………………..……………………………………..46

7. Алкуин…………………………………………………………………………………..47

8. Пелагианская ересь…………………………………………………………………….48

Глава III. ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО..............................................................52

1. Становление отношений Церкви и государства……………………………..52

2. Духовенство. Церковный клир……………………………………………….54

2.1. Канонический возраст духовенства………………………………………………...55

2.2. Порядок избрания и посвящения в клир……………………………………………55

2.3. Брак и целибат духовенства на Востоке и Западе………………………………….56

2.4. Капитулы в Западной Церкви……………………………………………………….58

3. Церковный аппарат и иерархия………………………………………………58

4. Образование митрополий и патриархатов. Автокефальные церкви………60

5. Экзархи………………………………………………………………………...62

6. Восточные патриархаты. Последствия завоевания арабов…………………62

7. Константинопольский патриархат…………………………………………..63

8. Вселенские и поместные соборы, их значение для формирования

канонического права…………………………………………………………..64

9. Источники материального обеспечения духовенства………………………65

Глава IV. БОГОСЛУЖЕНИЕ. СВЯЩЕННЫЕ ВРЕМЕНА,

ПРАЗДНИКИ И ПОСТЫ…………………………………………..67

1. Храмы и их устройство……………………………………………………….68

2. Развитие богослужения……………………………………………………….70

3. Особенности богослужения Западной Церкви……………………………...71

4. Таинство покаяния на Востоке……………………………………………….73

5. Экскоммуникации и интердикт………………………………………………73

Глава V. Общий обзор христианской жизни в IV-XI веках……….75

1. Общие сведения о монашестве. Зарождение монашества в Египте………76

1.1. Преподобный Антоний Великий………………………………………………….77

1.2. Преподобный Пахомий Великий………………………………………………….78

2. Развитие монашества на Востоке…………………………………………….79

3. Монашество Запада…………………………………………………………...81

3.1. Преподобный Бенедикт Нурсийский……………………………………………..83

4. Конгрегация монастырей……………………………………………………..84

4.1. Женские монастыри………………………………………………………………..85

4.2. Высокое общественное значение монашества…………………………………...85

Глава VI. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ……………………….87

1. Историко-канонический аспект………………………………………………87

2. Догматико-литургический аспект разделения Церквей…………………….90

Глава VII. ИСТОРИЯ РАСКОЛА ЦЕРКВЕЙ.

Дело патриархов Игнатия и Фотия………………………92

1. Политическая борьба вокруг вопроса о болгарской Церкви……………….94

2. Реставрация патриаршего правления Игнатия………………………………95

3. Реставрация патриаршего правления Фотия. Его дальнейшая судьба…….97

4. Юридическое завершение раскола…………………………………………..97

РА3ДЕЛ II. ТРЕТИЙ ПЕРИОД ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ

(1054-1453 годы)

ГЛАВА I. ПАПСТВО. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА……………………….101

1. Папа Григорий VII Гильдебрандт……….…………………………………..101

2. Папа Иннокентий III…………………………………………………………104

3. Упадок папского могущества. Великий раскол……………………………106

ГЛАВА II. УНИАТСКАЯ ПОЛИТИКА ВИЗАНТИИ………………….……..110

1. Политическое состояние Византии.

Предпосылки униатской политики Византии……………………………...110

2. Лионская уния………………………………………………………………..111

3. Ферраро-флорентийская уния……………………………………………….114

ГЛАВА Х. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЕРЕСИ………………………..117

Общая характеристика………………………………………………………….117

Выдающиеся церковные писатели в век Комнинов (1050-1250 гг.)………...118

1. Михаил Пселл………………………………………………………………..118

2. Архиепископ Охридский в Болгарии Феофилакт…………………………118

3. Евфимий Зигабен…………………………………………………………….119

4. Архиепископ Солунский Евстафий………………………………………...119

5. Епископ Метонийский в Мессине Николай………………………………..119

6. Иоанн Зонара…………………………………………………………………120

7. Феодор Вальсамон…………………………………………………………...120

Выдающиеся писатели в век Палеологов (1250-1450 гг.)…………………...121

1. Никифор Влеммид…………………………………………………………...121

2. Григорий Кипрский………………………………………………………….121

3. Никифор Каллист…………………………………………………………….122

4. Григорий Палама…………………………………………………………….122

5. Николай Кавасила……………………………………………………………122

6. Архиепископ Солунский Симеон…………………………………………..123

7. Архиепископ Ефесский Марк……………………………………………….123

8. Богомильская ересь…………………………………………………………..123

9. Споры варлаамитов и паламитов…………………………………………...126

Глава XI. БОГОСЛУЖНИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ………………….129

1. Состояние богослужения……………………………………………………129

2. Состояние христианской жизни…………………………………………….130

Глава XII. ИЕРАРХИЯ И ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ…………………….133

1. Патриаршее управление……………………………………………………..133

2. Взаимоотношения императорской и патриаршей властей………………..134

3. Материальное состояние восточных церквей……………………………...136

РАЗДЕЛ III

IV ПЕРИОД (1453 год – по настоящее время)

Глава XIII. ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ ПОД ТУРЕЦКИМ ВЛАДЫЧЕСТВОМ.

Падение Константинополя.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ………………...138

1. Отношение турецкого правительства к Церкви при Мехмете II………….139

2. Положение христианского населения под османским владычеством……142

3. Отношение турецкого правительства к Церкви в XVI-XVIII веках………144

Глава XIV. ИЕРАРХИЯ И ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Выдающиеся патриархи в XV-XIX ВЕКАХ…………….147

1. Геннадий Схоларий………………...………………………………………..147

2. Максим………………………………………………………………………..148

3. Иеремия I……………………………………………………………………..148

4. Иеремия II Транос……………………………………………………………149

5. Кирилл Лукарис……………………………………………………………...151

6. Патриарх Самуил I и его реформы………………………………………….151

7. Патриарх Григорий V. Борьба греков за национальную

независимость (1821-1851 годы)……………………………………………153

8. Гатти-гумаюн 1857 г. Новый порядок избрания

константинопольского патриарха и его значение………………………….155

Глава XV. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ в эпоху турецкого

владычества.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА………………..157

1. Духовные учебные заведения в Греко-восточной Церкви в XIX веке…...159

2. Отношения протестантских богословов и Православной Церкви………..161

3. Протестантская смута в Восточной Православной Церкви………………162

4. Видные духовные писатели Восточной Церкви (XV – XIX вв.)………….164

Глава XVI. БОГОСЛУЖЕНИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ

В эпоху турецкого ига……………………..……………...167

1. Состояние богослужения……………………………………………………167

2. Состояние христианской жизни…………………………………………….168

Глава XVII. СНОШЕНИЯ РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ С

ВОСТОЧНЫМИ ИЕРАРХАМИ ПО ДЕЛАМ

ПРАВОСЛАВНОЙ в XVI-ХХ вв. БРАТСКАЯ ПОМОЩЬ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНЫМ

ЦЕРКВЯМ ВОСТОКА…………………………………………170

1. Русская духовная миссия в Палестине……………………………………..174

2. Русские и другие славянские обители на Афоне…………………………..177

Глава XVIII. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ДРЕВНИХ ВОСТОЧНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАТРИАРХАТОВ…..181

1. Константинопольский патриархат………………………………………….181

2. Александрийский патриархат……………………………………………….182

3. Антиохийский патриархат…………………………………………………..184

4. Иерусалимский патриархат………………………………………………….186

Глава XIX. РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ в XVI-ХХ вЕКАХ

Латинская пропаганда на Востоке в XVI-XVIII вЕКАХ...193

1. Рим и Палестина……………………………………………………………..196

2. Униатская политика пап……………………………………………………..197

3. Краткий обзор деятельности римских пап XX века……………………….199

4. Современное положение Римско-католической Церкви…………………..204

5. Отношения Русской Православной Церкви

с Римско-католической Церковью………………………………………….207

Глава XX. ПРОТЕСТАНТСКИЕ ЦЕРКВИ……………………………………209

1. Лютеранская церковь. Исторический экскурс……………………………..209

2. Реформатская Церковь……………………………………………………….212

3. Отношения Русской Православной Церкви с протестантскими

исповеданиями……………………………………………………………….214

4. Реформация в Англии. Англиканская церковь и

другие английские конфессии………………………………………………215

5. Методистская церковь……………………………………………………….217

6. Отношения Русской Православной Церкви с Англиканской церковью….218

7. Старокатоличество…………………………………………………………...219

7.1. Отношения Русской Православной Церкви со старокатоликами………221

Приложение 1. Предстоятели древних восточных православных

автокефальных церквей второй половины XIX и ХХ веков.222

Приложение 2. Начальники возрожденной русской духовной миссии

в Иерусалиме………………………………………………….224

Приложение 3. Римские папы второй половины XIX и XX веков…………..225

Библиография…………………………………………………………………...226

Экзаменационная программа по Истории Христианской Церкви ………….229

IIРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебное пособие является переработкой и дополнением конспектов по Общей церковной истории для 3 класса семинарии, написанных в 50-80 годы прошлого столетия.

При его подготовке учитывались требования программы Учебного Комитета Московской Патриархии, а также тот фактический материал, который отсутствовал в ранее составленных конспектах, особенно по современному положению древних православных восточных патриархатов и христианских конфессий.

История Христианской Церкви рассматривается на фоне событий политической жизни государств и народов, в свете литературных монографических источников, указанных в библиографии в конце пособия. Уточнены хронологические и статистические данные, касающие изучаемого предмета, даны общие сведения об отношениях Русской Православной Церкви с другими христианскими конфессиями. При этом учитывались новые исследования в области экклезиологии и всеобщей истории.

Как и в предыдущих этому изданию конспектах в основу пособия положен материал учебных пособий II.И.Малицкого и Е.И. Смирнова с учетом стилистики современного русского языка. При изложении состояния Православия в современном мире использовался материал из учебного пособия заслуженного профессора К.Е. Скурата для аспирантуры при Московской Духовной Академии и других источников.

Раздел I

ВТОРОЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ

ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

(314-1054 годы)

Глава I

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА

в IV-V веках

1. Общая характеристика состояния богословия в IV-V веках

IV-V столетия вошли в историю мировой литературы и просвещения как классическое время и «золотой век» богословия. Литературное богословское наследие того времени сопряжено с титанической работой мысли великих отцов христианства, по праву причисленных к лику святых. Может ли затмить золотое слово Иоанна Златоуста какой-нибудь оратор или поэт? То же самое нужно сказать о Григории Богослове и других церковных писателях. Где та сила, откуда черпали принявшие христианство в зрелом возрасте маститые писатели раннего средневековья? Эта сила заключается в их убежденности в истинности христианства как мировой религии. Вот почему творения святых отцов отличаются глубиной мысли, тонкостью богословского анализа, логикой веры, высокой художественностью мудрого церковного слова.

В это время в творениях святых отцов и вероучительных символах Вселенских Соборов вырабатывается богословская терминология, определяются основные догматические формулировки. Магистральное направление развития богословскй мысли пролегает в этот период на греческом Востоке, издревле более склонном к философскому умозрению, нежели римский Запад, скорее практичный, чем философствующий. Если наследием Востока были древнегреческие философские школы и, прежде всего, Платоновская Академия и Аристотелевский Лицей, еще доживавшие в это время свой век в Афинах, то собственное наследие Запада во существу ограничивалось римским правом. Однако в IV-V веках немалый вклад в общецерковную, сокровищницу богословской мысли внесли и святые отцы латинского Запада – блаженный Августин (христианская историософия, проблемы свободы воли и благодати), святятитель Амвросий Медиоланский (Миланский) (проповедничество), блаженный Иероним (библейская текстология).

2. Богословские школы и направления в богословской науке. Общая характеристика

Давая характеристику богословским школам, как центрам духовного просвещения, следует сразу же выделить три ведущие школы: Александрийскую, Антиохийскую и Восточно-сирийскую или Эдесско-Низибийскую.

В Александрийской школе господствовало умозрительное направление с доминировнием аллегорического метода в толковании Священного Писания, нацеленного на прояснение его высшего таинственного смысла.

Антиохийская школа держалась рассудочного направления, и ее экзегеты преимущественно выясняли буквальный, исторический смысл священного текста и невысоко ценили аллегорию, а в догматике особое внимание уделяли божественной, таинственной стороне Священного Писания с выяснением ее человеческой природы.

К Антиохийской школе по принципиальным вопросам богословия примыкала, органично ее дополняя, Восточно-сирийская, или Эдесско-Низибийская школа.

Однако взаимообогащение названных школ допускало возможность перехода их в такую крайность, которая из поборников веры превращала богословов этих школ в разряд еретиков.

Умозрительное направление Александрийской школы могло перейти в мистицизм, что и выразилось в монофизитстве; рассудочное же направление Антиохийской школы могло разрешиться рационализмом, что и обнаруживалось в арианской и несторианской ересях.

Как особые течения богословской мысли Александрийская и Антиохийская школы существовали до Халкидонского собора. В догматическом определении этого собора были осуждены крайности того и другого направления. После собора эти направления слились, и богословская наука в христианской Церкви вошла в одно русло.

В лучшую пору своего существования эти школы дали выдающихся богословов и поборников православной веры.

3. Выдающиеся представители

Александрийской богословской школы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Семинария Сектор заочного обучения П. В. Знаменский история русской церкви учебное пособие

    Семинар
    История Христианской Церкви занимается изучением прошлого в жизни Церкви и изложением его в систематическом порядке. Предметом науки истории Русской Церкви является её историческая жизнь.
  2. История Христианской Церкви (2)

    Документ
    Ко времени пришествия Христа Спасителя в мир, почти все народы тогдашнего политического мира соединены были в одно государство — Римское. Рим назывался столицей всей вселенной.
  3. История Христианской Церкви (1)

    Документ
    С благодарностью к нашему Богу передаем мы второйтом „Истории христианской Церкви" в руки читателей. Дапочиет благословение Господа над всей книгой и укрепитмногие сердца в познании Его верности и милости во славуСвоего имени.
  4. М. В. Бахтин история христианской церкви

    Документ
    Настоящее издание посвящено первым двум периодам истории Христианской Церкви, от самого момента возникновения до отпадения Западной Церкви от Восточной.
  5. А. Н. Джуринский история зарубежной педагогики   Учебное пособие

    Учебное пособие
    В книге доктора педагогических наук профессора А. Н. Джуринского исследуется процесс развития зарубежной педагогики от первобытной эпохи до новейшего времени.

Другие похожие документы..