Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В период с 9 по 12 октября Москву посетит командующий вооруженными силами США в Европе и верховный главнокомандующий объединёнными вооружёнными силами...полностью>>
'Урок'
Цель урока: знакомство с одним из любимых традиционных зимних занятий женщин и детей – изготовление тряпичной куклы; формирование представления о кра...полностью>>
'Диплом'
Инструкцию о порядке награждения ведомственными наградами управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края согласно приложению...полностью>>
'Документ'
На основании Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", п...полностью>>

Образовательный стандарт республики беларусь (5)

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

________________________________________________________________

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

Специальность 1-54 01 04 Метрологическое обеспечение

информационных систем и сетей

Квалификация Инженер-метролог

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ

ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ

Спецыяльнасць 1-54 01 04 Метралагiчанае забяспеченне
инфармацыйных сiстэм и сетак
Кваліфікацыя Інжынер-метролаг

HIGHER EDUCATION

FIRSTYLE="DEGREE

Specialty 1-54 01 04 Metrological assurance of the information systems and Nets

Qualification Engineer on Metrology

Министерство образования Республики Беларусь

Минск

______________________________________________________________________

УДК 378.1: 006.91 (083.74) (476)

Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная единица, качество высшего образования, обеспечение качества, итоговая государственная аттестация, автоматизация метрологических работ, высшее образование, инженер, информационные системы и сети, калибровка, качество, квалиметрия, квалификационная характеристика, компетенции выпускника, метрология, метрологическое обеспечение, образовательная программа, оценка соответствия, поверка, средства измерений, стандарт, стандартизация, техническое нормирование, экспертиза.

МКС 03.180

______________________________________________________________________

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Учреждением образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники».

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Богуш В.А., доцент, канд. физ-мат. наук (руководитель)

Кириллов В. И., проф., д-р техн. наук

Апарина А. Е., инженер-электроник 1 кат.

ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства

образования Республики Беларусь «__»_____200__г. №

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь

Издан на русском языке

Содержание

1 Область применения 1

2 Нормативные ссылки 1

3 Основные термины и определения 2

4 Общие положения 3

4.1 Общая характеристика специальности 3

4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 3

4.3 Общие цели подготовки специалиста 4

4.4 Формы обучения по специальности 4

4.5 Сроки подготовки специалиста 4

5 Квалификационная характеристика специалиста 4

5.1 Сфера профессиональной деятельности 4

5.2 Объекты профессиональной деятельности 4

5.3 Виды профессиональной деятельности 5

5.4 Задачи профессиональной деятельности 5

5.5 Состав компетенций 5

6 Требования к уровню подготовки выпускника 5

6.1 Общие требования к уровню подготовки 5

6.2 Требования к академическим компетенциям 6

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям 6

6.4 Требования к профессиональным компетенциям 6

7 Требования к образовательной программе и ее реализация 8

7.1 Состав образовательной программы 8

7.2 Требования к разработке образовательной программы 8

7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 9

7.4 Типовой учебный план 9

7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ

и компетенциям по дисциплинам 11

7.6 Требования к содержанию и организации практик 28

8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 29

8.1 Требования к кадровому обеспечению 29

8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению 29

8.3 Требования к материально-техническому обеспечению 29

8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов 29

8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы 30

8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики 31

9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 31

9.1 Общие требования 31

9.2 Требования к государственному экзамену 32

9.3 Требования к дипломному проекту (работе) 32

Приложение Библиография 33

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

________________________________________________________________________

Высшее образование. Первая ступень

Специальность – 1-54 01 04 Метрологическое обеспечение информационных
систем и сетей

Квалификация – Инженер-метролог

Вышэйшая адукацыя. Першая ступень

Спецыяльнасць –1-54 01 04 Метралагiчанае забяспеченне инфармацыйных
сiстэм и сетак
Кваліфікацыя – Інжынер-метролаг

Higher education. First degree

Specialty – 1-54 01 04 Metrological assurance of the information systems and Nets

Qualification – Engineer on Metrology

___________________________________________________________________________________

Дата введения 2007-09-01

1 Область применения

Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника.

Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения.

СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации.

СТБ 22.0.4-2005 Система стандартов в сфере образования. Термины и определения.

РД РБ 02100.5.227-2006 Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин.

3 Основные термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями.

Вид профессиональной деятельности – задачи в определенной сфере труда, выделяемые в соответствии с наличием характерных признаков и способов решения.

Высшее образование – уровень основного образования, достигаемый на основе общего среднего образования в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающего наиболее полное развитие способностей, интеллектуально-творческого потенциала личности, и завершающийся итоговой аттестацией, по результатам которой присваивается соответствующая квалификация или академическая степень.

Зачетная единица – мера количественного измерения учебной нагрузки студента по овладению учебным предметом, включающей аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена.

Информатика, радиоэлектроника и связь – область народного хозяйства, науки и техники, охватывающая информационные ресурсы, производство, передачу, преобразование, хранение, распределение и потребление количественно определенной информации о разнообразных объектах материального мира;

Качество высшего образования – соответствие высшего образования как результата, как процесса, как социальной системы потребностям, интересам личности, общества, государства.

Квалификационная характеристика специалиста – обобщенная норма качества подготовки по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка.

Квалификация – знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом.

Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умение.

Компетенция – знания умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

Метрология и метрологическое обеспечение – область науки, техники и технологии, которая включает совокупность теоретических положений, средств, способов и методов, направленных на получение информации о свойствах материалов, технологических процессов, изделий и окружающей среды, обеспечение и оценку качества производимой продукции, обобщение и закрепление в нормативной документации правил и норм деятельности, обеспечивающих единство измерений;

Образовательная программа – система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами.

Образовательный стандарт – нормативный документ, устанавливающий нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования.

Объект профессиональной деятельности – предметы материальной и нематериальной сферы, на которые направлен труд специалистов, например, вещество, энергия, информация, сознание, процесс, система, модель, отношения.

Обязательный минимум содержания образования – системная совокупность знаний и умений, усвоенная выпускником, необходимая и достаточная для выполнения профессиональных функций специалиста и аттестации.

Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта.

Стандартизация и сертификация вид деятельности, связанный с установлением, реализацией и контролем выполнения норм, обеспечивающих высокое качество продукции и услуг, безопасность их изготовления и использования, высокую экономическую эффективность для производителя и потребителя.

Сфера профессиональной деятельности совокупность видов, в пределах которых осуществляется труд, например, наука, образование, экономика, культура, промышленность, искусство, право, политика, физкультура и спорт.

Типовая учебная программа дисциплины – учебно-методический документ, определяющий цели, задачи и содержание теоретической и практической подготовки выпускника вуза по учебной дисциплине, который разрабатывается на основе образовательного стандарта по специальности и утверждается в порядке, установленном Министерством образования.

Умение – способность использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы; способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков. Умение всегда связано с применением знаний на практике и в процессе учебно-производственной деятельности.

Типовой учебный план – составная часть образовательной программы, регламентирующая структуру и содержание подготовки специалиста, виды учебных занятий и формы контроля знаний, которая учитывает государственные, социальные и личные потребности обучаемых, определяет степень самостоятельности вуза.

Учебный план специальности – учебно-методический документ вуза, разработанный на основе образовательного стандарта по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза.

Учебная программа дисциплины – учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины.

4 Общие положения

4.1 Общая характеристика специальности

4.1.1 Подготовка выпускника по специальности Метрологическое обеспечение информационных систем и сетей обеспечивает получение профессиональной квалификации инженер-метролог.

4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю Техника и технология подготовки специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 1-54 01 04.

4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки

4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца.

4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по дисциплинам:

  • белорусский язык или русский язык (на выбор);

  • математика;

  • физика.

4.3 Общие цели подготовки специалиста

Общие цели подготовки специалиста:

- формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;

- формирование навыков профессиональной деятельности, заключающейся в умении ставить задачи, вырабатывать и принимать решения с учетом их социальных, экологических и экономических последствий, планировать и организовывать работу коллектива;

- формирование навыков исследовательской работы, заключающейся в планировании и проведении научного эксперимента, в умении проводить научный анализ полученных результатов, осуществлять творческое применение научных достижений в области метрологического обеспечения информационных систем и сетей.

4.4 Формы обучения по специальности

Обучение по специальности предусматривает следующие формы: очная (дневная, вечерняя), заочная.

4.5 Сроки подготовки специалиста

Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет, не менее 300 зачетных единиц.

Нормативный срок подготовки специалиста по заочной и вечерней формам обучения увеличивается на один год.

5 Квалификационная характеристика специалиста

5.1 Сфера профессиональной деятельности

Сфера профессиональной деятельности специалистов на основе совокупности естественнонаучных, фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний:

разработка эталонов физических величин и методов передачи их размеров образцовым и рабочим средствам измерений;

инспекционно-аудиторская деятельность в области метрологического обеспечения информационных систем и сетей;

осуществление научных, опытно-экспериментальных и проектно-конструкторских работ;

обучение и подготовка специалистов в области метрологического обеспечения информационных систем и сетей.

5.2 Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: средства измерений и метрологические процедуры, обеспечивающие управление качеством при производстве и эксплуатации информационных систем и сетей различного назначения, в том числе:

– эталоны величин, способы и средства передачи размеров единиц физических величин от эталонов образцовым и рабочим средствам измерений;

– деятельность по обучению рабочего и средне-технического персонала работе со средствами измерений и методам их использования;

– метрологическое обеспечение научной и производственной деятельности в области информатики, радиоэлектроники и связи; планирование, обработка результатов измерений и контроля качества продукции;

– нормативная документация по обеспечению единства измерений; методы и правила нормирования параметров продукции, услуг и технологических процессов, нормативно-техническая документация и системы стандартизации, методы и средства испытаний и контроля качества продукции, системы сертификации и управления качеством;

5.3 Виды профессиональной деятельности

Выпускник вуза после адаптации до 1 года должен быть компетентным в следующих видах деятельности:

– производственно-технологической;

– проектно-конструкторской;

– научно (экспериментально)-исследовательской;

– нормотворческой;

– инспекционно-аудиторской;

– организационно-управленческой;

  • инновационной.

5.4 Задачи профессиональной деятельности

Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:

– постановка задач;

– выработка и принятие решения;

– планирование деятельности;

– организация обеспечения производственно-технологической, проектно-конструкторской, научно-исследовательской и других видов профессиональной деятельности;

– организация взаимодействия;

– организация управления;

– организация производства, ремонта и эксплуатации;

– обучение рабочего и среднетехнического персонала.

5.5 Состав компетенций

Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;

социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;

профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

6 Требования к уровню подготовки выпускника

6.1 Общие требования к уровню подготовки

6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин для осуществления социально-профессиональной деятельности.

6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности жизнедеятельности.

6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.

6.2 Требования к академическим компетенциям

Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

  • уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;

  • применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения научных и практических задач в области создания и совершенствования инновационных технологий метрологического обеспечения;

  • иметь навыки организации проведения исследования, информационного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа;

  • осуществлять комплексный подход к решению профессиональных проблем;

  • разрабатывать бизнес-планы технологических задач;

  • использовать технические и программные средства компьютерной техники;

  • уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности;

  • применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента в своей области научных исследований;

  • уметь грамотно оформлять различные документы и излагать результаты исследований;

  • формулировать и выдвигать новые идеи.

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

  • иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;

  • иметь способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;

  • знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;

  • иметь способность к критике и самокритике;

  • уметь работать в коллективе;

  • использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;

  • иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательный стандарт республики беларусь (4)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа,
  2. Образовательный стандарт республики беларусь (2)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качество
  3. Образовательный стандарт республики беларусь (1)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, зачетная единица, здравоохранение, знания, итоговая государственная аттестация, качество высшего образования, квалификационная характеристика, компетенции, медицинская сестра с высшим образованием,
  4. Образовательный стандарт республики беларусь (3)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа,
  5. Образовательный стандарт республики беларусь высшее образование первая ступень специальность 1-79 01 08 Фармация Квалификация Провизор

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, специальность, квалификация, квалификационная характеристика, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, обеспечение качества, итоговая

Другие похожие документы..