Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
предоставления и расходования бюджетных средств на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой дополнительных мер снижения напряженности на рын...полностью>>
'Документ'
1.1. Управління житлово-комунального господарства Чернігівської міської ради (далі - управління) є самостійним структурним підрозділом міської ради, ...полностью>>
'Документ'
Администрация Кировской области Российской Федерации, в лице Губернатора области Владимира Ниловича Сергеенкова, с од­ной стороны, и Министерство тер...полностью>>
'Книга'
Это книга написана по материалам путешествия автора по 8 странам Южной Америки, которое было совершено автором вместе с двумя спутниками на одной маш...полностью>>

Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Календарно-тематическое планирование по литературе

11 класс (профильный уровень)

Тема урока

Кол-во часов

Дата прове

дения

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

Основное содержание. Цели

Приложе

ние

Подготовка к ЕГЭ

Введение

1

Введение. Судьба России в ХХ веке.

1

Лекция

Основные направления, темы и проблемы русской литературы ХХ века. Характеристика литературного процесса начала ХХ века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направление философской мысли конца столетия.

Буслакова Т.П. Русская литература XX века.М., 2001

2

Основные темы, направления и проблемы русской литературы xx века

1

Лекция

Основные направления, темы и проблемы русской литературы ХХ века. Характеристика литературного процесса начала ХХ века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направление философской мысли конца столетия.

И.А.Бунин

3

И.А.Бунин.Жизнь и творчество. Лирика

1

Лекция. Практикум

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Бунина. Философичность, изысканность, лаконизм лирики. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество»

Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество.- М., 1991

4

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско».

1

Практикум

Раскрыть философское содержание рассказа Бунина. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа

Фольклор. Жанры фольклора

5

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям

1

Практикум

Раскрыть философское содержание рассказа Бунина. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа

6

Тема любви в рассказах И.А. Бунина «Чистый понедельник», «Легкое дыхание»

1

Беседа

Показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желание обсудить прочитанное, увидеть неоднозначность трактовок рассказов.

Вавилова М.А. «Антоновские яблоки»// Анализ малых повествовательных форм.- Вологда, 1991

7

Тема любви в рассказах И.А. Бунина «Чистый понедельник», «Легкое дыхание»

1

Беседа

Показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желание обсудить прочитанное, увидеть неоднозначность трактовок рассказов.

8

Проблематика и поэтика рассказов И.А.Бунина

1

Практикум

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

Кондратьева Л. И годы туманно-сини на можжевельнике сухом: изучение лирики Бунина в 11 классе. РЯШ.-1999.-№1

А.И.Куприн

9

А.И.Куприн. Жизнь и творчество.

1

Лекция. Беседа

Дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина.

10

Проблематика самопознания личности в повести «Поединок»

1

Лекция, беседа

Показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни, гуманистический, антивоенный пафос повести. Автобиографический и гуманистический характер повести

11

Трагизм любовной темы в повести «Олеся»

1

Урок внеклассно

го чтения

Своеобразие изображения природы и духовного мира человека

12

Трагизм любовной темы в повести «Олеся»

1

Урок внеклассно

го чтения

Своеобразие изображения природы и духовного мира человека

13

Проблематика и поэтика рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

1

Практикум

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.

Микешин А.М. «Да святится имя твоё!»: «Гранатовый браслет» А.И.Куприна.- Вологда, 1994

14

Проблематика и поэтика рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

1

Практикум

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе. Домашнее сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна

Художественный образ

15

Л.Н.Андреев. Жизнь и творчество. «Иуда Искариот»

1

Урок внеклассно

го чтения

Раскрыть социальные и нравственные проблемы, поднятые в рассказе Андреева

16

Л.Н.Андреев. «Иуда Искариот».

Социальные и нравственные проблемы рассказа

1

Урок внеклассно

го чтения

Раскрыть социальные и нравственные проблемы, поднятые в рассказе Андреева

М.Горький

17

А.М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы

1

Лекция. Практикум

Познакомить учеников с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Проблематика и особенности композиции рассказа

18

А.М.Горький. Ранние романтические рассказы. «Челкаш»

1

Лекция. Практикум

Показать особенности романтизма Горького. Проблематика и особенности композиции рассказа.

19

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

1

Практикум

Показать особенности романтизма Горького. Проблематика и особенности композиции рассказа

Манн Ю.В. Изучение художественных особенностей рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».- М., 1980

20

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

1

Практикум

Показать особенности романтизма Горького. Проблематика и особенности композиции рассказа

21

«На дне» как социально-философская драма.

1

Лекция. Беседа

Показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы

Бабичеа Ю.В. Драма-диспут М.Горького «На дне»//

Анализ Драматургии школе.- Вологда, 1990

22

Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика

1

Практикум

Смысл названия пьесы. Выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения

23

Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика

1

Практика

Смысл названия пьесы. Выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде

Троцкий В.Ю. Пьеса Горького «На дне».- М., 1998

24

Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького

1

Семинар

Публицистические произведения писателя

25

Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького

1

Семинар

Публицистические произведения писателя

26-27

Письменная работа по творчеству М.Горького

2

Урок контроля

Проверить знания учащихся по теме

Символизм

28

Русский символизм и его истоки

1

Лекция

Дать понятие о символизме; кратко охарактеризовать творчество основоположников русского символизма.

Долгополов Л.К. Поэзия русского символизма.- Л., 1989

29

В.Я.Брюсов. Слово о поэте.

1

Лекция. Беседа

Показать значение творчества Брюсова для русской поэзии; разобраться в особенностях поэтики Брюсова. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова

30

Брюсов как основоположник символизма

1

Лекция. Беседа

Показать значение творчества Брюсова для русской поэзии; разобраться в особенностях поэтики Брюсова. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова

31

К.Д.Бальмонт. Слово о поэте. Проблематика и поэтика сборников «Будем как солнце» «Только любовь. Семицветик»

1

Лекция, практикум

Показать яркую индивидуальность поэта, разобраться в его «творческой лаборатории». Дать представление о личности и литературном творчестве писателя, показать особенности его поэтики. «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Бальмонта.

32

К.Д.Бальмонт. Тема России в эмигрантской лирике.

1

Лекция, практикум

Показать яркую индивидуальность поэта, разобраться в его «творческой лаборатории». Дать представление о личности и литературном творчестве писателя, показать особенности его поэтики. «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Бальмонта.

33

Андрей Белый. Слово о поэте. Художественный мир сборников «Золото в лазури», «Пепел».

1

Лекция, практикум

Показать яркую индивидуальность поэта, разобраться в его «творческой лаборатории». Дать представление о личности и литературном творчестве писателя, показать особенности его поэтики

34

Андрей Белый. Проблемы и художественное своеобразие романа «Петербург»

1

Лекция, практикум

Показать яркую индивидуальность поэта, разобраться в его «творческой лаборатории». Дать представление о личности и литературном творчестве писателя, показать особенности его поэтики

Акмеизм

35

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

Лекция

Дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов.

Лекманов О.К. Книга об акмеизме.- М., 1996

36

Н.С. Гумилев. Слово о поэте . Проблематика и поэтика лирики.

1

Лекция. Практикум

Дать представление о личности и поэзии Н.Гумилева, закрепить понятие об акмеизме. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева

37

Н.С. Гумилев. Слово о поэте . Проблематика и поэтика лирики.

1

Лекция. Практикум

Дать представление о личности и поэзии Н.Гумилева, закрепить понятие об акмеизме. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева

Литературные роды и жанры

Футуризм

38

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы

1

Лекция. Беседа

Дать понятие о футуризме; сделать обзор творчества поэтов-футуристов.

39

Игорь Северянин. Поиски новых поэтических форм в лирике.

1

Лекция. Практикум

Познакомить с личностью и поэзией И.Северянина, показать истоки и значение его творчества. « Эгофутуризм» Игоря Северянина. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина.

А.А.Блок

40

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм

1

Лекция. Беседа

Познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги – «Стихов о Прекрасной Даме». Блок и символизм.

41

Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

1

Лекция. Беседа

Познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги – «Стихов о Прекрасной Даме». Блок и символизм.

Авторская позиция. Тема, Идея.

42

Тема страшного мира в лирике А.Блока

1

Практикум

Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов; дать анализ стихотворения Блока «Незнакомка». «Ночь, улица, фонарь, аптека», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе

Минц З.Г. Александр Блок Л., 1963

43

Тема страшного мира в лирике А.Блока

1

Практикум

Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов; дать анализ стихотворения Блока «Незнакомка». «Ночь, улица, фонарь, аптека», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе

44

Тема Родины в лирике А.Блока.

1

Практикум

Показать историю и значение образа России в творчестве Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге»

45

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира

1

Беседа

Показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности.

Долгополо Л.К. Поэма Блока «Двенадцать».- Л., 1978

46

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира

1

Беседа

Показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности.

47

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии.

1

Урок внеклассного чтения

Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии в творчестве Н.А.Клюева

Сюжет. Композиция. Проблематика

48

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии.

1

Урок внеклассного чтения

Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии в творчестве Н.А.Клюева

С.Есенин

6

49

Сергей Есенин. Жизнь и творчество

1

Лекция. Беседа

Познакомить учеников с особенностями творческого метода поэта; показать народность творчества С.А.Есенина. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная», «Письмо матери»

50

Сергей Есенин. Ранняя лирика

1

Лекция. Беседа

Познакомить учеников с особенностями творческого метода поэта; показать народность творчества С.А.Есенина. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная», «Письмо матери»

Волков А. Художественные искания Есенина.- М., 1976

51

Тема России в лирике С.А.Есенина

1

Практикум

«Я покинул родимый дом», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Возвращение на Родину» и др.

52

Любовная тема в лирике С.А. Есенина.

1

Практикум

Показать динамику развития любовной лирики Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя Шаганэ» и др.

53

Любовная тема в лирике С.А. Есенина.

1

Практикум

Показать динамику развития любовной лирики Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя Шаганэ» и др.

54

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина.

1

Практикум

Показать трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу», «Сорокоуст»

55

«Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме.

1

Беседа

Своеобразие композиции и системы образов

Изобразитель

но-выразительные средства в художествен

ном произведении

56

«Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме.

1

Беседа

Своеобразие композиции и системы образов

57

Литературный процесс 20-х годов. Тема революции и Гражданской войн в прозе и в поэзии

1

Лекция

Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.

58

Трагическое осмысление темы России и революции.

1

Лекция

Трагическое осмысление темы России и революции в поэзии Д.Мережковского , З.Гиппиус, В.Ходасевича.

59

В.Хлебников. Новаторство поэтического языка

1

Практикум

Новаторство поэтического языка

60-61

Тема революции и Гражданской войн в творчестве А.Серафимовича, И.Бабеля, А.Фадеева

2

Семинар

Трагизм восприятия революции в творчестве А.Ремизова, И.Шмелева. Поиски нового героя эпохи в прозе Б.Пильняка, Б.Лавренева.

62

Русская эмигрантская сатира, ее направленность в творчестве А.Аверченко и Тэффи

1

Беседа

Русская эмигрантская сатира, ее направленность в творчестве А.Аверченко и Тэффи

Система стихосложения

В.В.Маяковский

4

63

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество.

1

Лекция. Беседа

Дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного трудоустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

Михайлов А. Мир Маяковского. М., 1990

64

Художественный мир ранней лирики Маяковского

1

Лекция. Беседа

Дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного трудоустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

65

«Облако в штанах»: проблематика и поэтика

1

Практикум. Беседа

Пафос революционного трудоустройства мира. Сатирический пафос лирики

66

«Облако в штанах»: проблематика и поэтика

1

Практикум. Беседа

Пафос революционного трудоустройства мира. Сатирический пафос лирики

«Слово о полку Игореве»

67

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского

1

Практикум

«Лиличка», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»

68

Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского

1

Беседа

«Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Домашнее сочинение по лирике А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского

69

И.Э. Бабель. «Конармия»

1

Лекция. Практикум

Психология человека в эпоху революции и Гражданской войны. Своеобразие формы повествования в рассказах

70

И.Э. Бабель. «Конармия»

1

Лекция. Практикум

Психология человека в эпоху революции и Гражданской войны. Своеобразие формы повествования в рассказах

71-72

Е.И.Замятин. «Мы» как роман-антиутопия

2

Уроки внеклассного чтения

Понятие романа-антиутопии. Своеобразие формы повествования.

73

Литература 30-х г. Обзор

1

Лекция

Знакомство с литературой 30-х г. ХХ века. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы

74

Мысли и настроения лирики 30-х годов

1

Семинар

Мысли и настроения лирики Б Корнилова, П.Васильева, М.Исаковского, А Прокофьева. М.Светлова

.И.Фонвизин. Недоросль

75

Тема русской истории в литературе 30-х годов.

1

Лекция. Практикум

Тема русской истории в литературе 30-х годов. Ю.Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара». Поэмы Д.Кедрина

76

А.Н.Толстой. «Петр Первй»

1

Беседа

Проблематика и художественное своеобразие романа. Тема преобразования России

77

А.Н.Толстой. «Петр Первй»

1

Беседа

Проблематика и художественное своеобразие романа. Тема преобразования России

78-79

Литература «потерянного поколения» как явление культуры xx века.

2

Уроки внеклассно

го чтения

Литература «потерянного поколения» как явление культуры xx века. Э.М.Ремарк. Б.Брехт

80-81

Зачетная работа за первое полугодие

2

Урок контроля

Проверить знания учащихся

М.А.Булгаков

82

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Театр

1

Лекция

Знакомство с биографией писателя, сложной судьбой его произведений. М.А.Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и «Дни Турбинных»

Чудакова М.О. Жизнеописание Булгакова.- М., 1988

83

Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и «Дни Турбинных»

1

Лекция. Беседа

Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и «Дни Турбинных»

84

История создания, проблемы и герои романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

Беседа. Практикум

Рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции; понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа; уяснить нравственные уроки писателя, главные ценности, о которых говорит писатель.

Киселев А.К. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе// РЯШ.-1991.-№1

В.А.Жуковский Лирика. Баллады

85

История создания, проблемы и герои романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

Беседа. Практикум

Рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции; понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа; уяснить нравственные уроки писателя, главные ценности, о которых говорит писатель.

86

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».

1

Практикум

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа.

87

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».

1

Практикум

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа. Домашнее сочинение по творчеству М.Булгакова

Соколов Б. Булгаковская энциклопедия.- М., 2000

А.П.Платонов

2

88-89

А.П.Платонов. Жизнь и творчество.

Урок внеклассного чтения

Повесть А.Платонова «Котлован». Показать актуальность и вневременную ценность произведения А.Платонова.

А.А.Ахматова

90

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество

1

Лекция. Практикум

Продолжить знакомство с лирикой А.Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма». Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью»

Павловский А.И. анна Ахматова: Жизнь и творчество.- Л., 1991

91

Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой

1

Практикум

Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой. «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно», «Родная земля», «Приморский сонет» и др.

А.Грибоедов. Горе от ума

92

Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой

1

Практикум

Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой. «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно», «Родная земля», «Приморский сонет» и др.

93-94

Поэма Ахматовой «Реквием».

2

Практикум

Показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве. Трагедия народа и поэта. Особенности жанра и композиции

О.Э.Мандельштам

95

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество.

1

Лекция. Практикум

Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» и др.

96

О.Э.Мандельштам. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

1

Лекция. Практикум

Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» и др.

М.И.Цветаева

97

М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике.

1

Лекция. Практикум

Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений. «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по Родине!», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля. Домашнее сочинение по лирике А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой или О.Э. Мандельштама

98

М. И. Цветаева. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике.

1

Лекция. Практикум

Домашнее сочинение по лирике А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой или О.Э. Мандельштама

А.С.Пушкин. Лирика

99

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.. Судьба и творчество

1

Лекция. Практикум

Человек и природа в натурфилософской лирике поэта.

100

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Судьба и творчество

1

Лекция. Практикум

Человек и природа в натурфилософской лирике поэта

101-102

В.В.Набоков. Слово о писателе. Проблематика и поэтика романа «Машенька»

2

Уроки внеклассного чтения

Проблематика и поэтика романа «Машенька»

М.А.Шолохов

103

М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы»

1

Лекция

Дать представление о личности М.А.Шолохова и значении его произведений, о полемике вокруг авторства.

104

М.А.Шолохов. «Донские рассказы»

1

Лекция

Дать представление о личности М.А.Шолохова и значении его произведений, о полемике вокруг авторства.

А.С.Пушкин Капитанская дочка

105

Картины Гражданской войны в романе.Шолохова «Тихий Дон»

1

Беседа

Показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния ее на человека, показать гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа. Проблемы и герои романа

106

Картины Гражданской войны в романе.Шолохова «Тихий Дон»

1

Беседа

Показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния ее на человека, показать гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа. Проблемы и герои романа

107

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

1

Беседа

Показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. Показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей.

108

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

1

Беседа

Показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь. Судьба Григория Мелехова. Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон»

А.С.Пушкин. Евгений Онегин

109

Особенности жанра и художественной формы в романе «Тихий Дон»

1

Семинар

Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон»

110-111

Классное сочинение по творчеству Шолохова.

2

Урок контроля

Проверка знаний учащихся по теме.

112

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

1

Лекция. Беседа

Показать истоки изображения войны в литературе военных лет, дать обзор произведений разных жанров.

113

Лирико-эпическая поэзия о Великой Отечественной войне.

1

Урок внеклассного чтения

«Зоя» М.Алигер, «Февральский дневник» О.Берггольц, «Пулковский меридиан» В.Инбер, «Сын» П.Антокольского

114

Жесткие реалии и романтическое восприятие мира в военной прозе и публицистике

1

Лекция. Беседа

А.Толстой, М.Шолохов, К.Паустовский, А.Платонов

Лазарев Л. Лейтенантская проза.-М., 2003

115

Нравственные конфликты и трагические ситуации в военной драматургии.

1

Лекция

К.Симонов «Парень из нашего города», Л.Леонов «Нашествие»

М.Ю.Лермон

тов. Лирика

116

Реальность и фантастика в пьесе Е.Шварца «Дракон»

1

Урок внеклассного чтения

117

Литература второй половины ХХ века

1

Лекция. Беседа

Знакомство с литературой второй половины ХХ века. Поэзия 60-х годов

Кертес М. Послевоенная литература о войне на уроках в 11 классе// РЯШ.-1996.-№8

118-119

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90х г.

2

Семинар

Ю.Бондарев, В.Богомолов, Г.Бакланов, В.Некрасов, К.Воробьев, В.Быков, Б.Васильев (по выбору учителя)

Иванова Л.В. Современная советская проза о ВОВ.- М., 1984

120

Поэзия периода «оттепели»

1

Практикум

Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко

121

Традиции русской классической поэзии в лирике второй половины xx века

1

Практикум

В.Соколов, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Ю.Друнина

122

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т.Твардовского

1

Лекция. Практикум

Дать обзор жизненного и творческого пути А.Т.Твардовского; показать значение его творчества и общественной деятельности; Показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины» и др.

М.Ю.Лермон

Тов. Герой нашего времени

123

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т.Твардовского

1

Лекция. Практикум

Дать обзор жизненного и творческого пути А.Т.Твардовского; показать значение его творчества и общественной деятельности; Показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины» и др.

Б.Л.Пастернак

124

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики

1

Лекция. Практикум

Познакомить учеников с биографией поэта, разнообразием его дарований, дать представление о раннем творчестве Пастернака; повторение и закрепление умения анализировать текст. Философский характер лирики Б.Пастернака. основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др.

125

Б.Л.Пастернак. Философский характер лирики.

1

Основные темы и мотивы поэзии Пастернака

Н.В.Гоголь. Ревизор

126-127

Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго».

2

Уроки внеклассного чтения

Рассказать о судьбе романа; дать представление о взглядах Пастернака на соотношение человека и истории; показать гуманизм и ценность этих взглядов. Проблематика и художественное своеобразие романа

А.И.Солженицын

128

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество

1

Лекция. Беседа

Показать значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны; дать краткий обзор его произведений Показать публицистичность, обращенность рассказа к читателю, вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Ячменева Т. Лагерная проза в русской литературе. А.И.Солженицын и В.Т.Шаламов.- М., 1996

129

Повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича2

1

Лекция. Беседа

Показать значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны; дать краткий обзор его произведений Показать публицистичность, обращенность рассказа к читателю, вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

В.Т.Шаламов

130-131

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. «Колымские рассказы»

2

Уроки внеклассного чтения

Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»

Н.В.Гоголь. Мертвые души

Н.Рубцов

132

Николай Рубцов. Слово о поэте

1

Лекция. Практикум

Показать связь «тихой лирики» с литературной традицией; дать представление о поэтическом мире Николая Рубцова. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»

133

Николай Рубцов. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие.

1

Лекция. Практикум

Показать связь «тихой лирики» с литературной традицией; дать представление о поэтическом мире Николая Рубцова. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»

В.П.Астафьев

134-135

«Деревенская проза» в современной литературе. В.П.Астафьев

2

Лекция. Беседа

Показать нравственные идеалы писателя; раскрыть философский смысл цикла «Царь-рыба». Взаимоотношения человека и природы в повествовании В.Астафьева. «Царь-рыба».

Валикова Д. Деревенская проза: создатели и герои.// РЯШ.-2001-№5

136

Нравственные проблемы романа «Печальный детектив»

1

Урок внеклассного чтения

Нравственные проблемы романа «Печальный детектив

И.С.Тургенев. Отцы и дети.

В.Г.Распутин

137

В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений

1

Беседа

Дать краткий обзор творчества В.Г.Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель. Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Последний срок». Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»

Ивин А. Надо ли прощаться с Матёрой?// РЯШ.-1994.-№4

138

В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений

1

Беседа

Дать краткий обзор творчества В.Г.Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель. Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Последний срок». Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»

И.Бродский

139-140

И.А. Бродский. Слово о поэте

2

Беседа. Практикум

Дать краткий обзор поэзии И.Бродского; познакомить с основами его поэтики. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова»,»Сонет» и др.

Куллэ Л. Окуджава и Бродский./

/РЯШ.-2000.-№8

141-142

Авторская песня

2

Уроки внеклассного чтения

Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Ю.Кима

Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.

Б.Ш.Окуджава

143

Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте

1

Практикум

Показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; показать значение творчества Булата Окуджавы. Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики», «Когда мне невмочь пересилить беду» и др.

Новиков В. Место Окуджавы в ряду русских поэтических классиков.- М., 2000

144-145

«Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов

2

Урок внеклассного чтения

Дать понятие о «городской» прозе, краткий обзор центральных ее тем; повесть Ю.Трифонова «Обмен». Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю.Трифонова «Обмен». «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

146

Темы и проблемы современной драматургии

1

Урок внеклассного чтения

А.Володин, А.Арбузов, В.Розов

Л.Н.Толстой. Война и мир

147

Драматургия А.Вампилова.

1

Лекция. Беседа

Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын». «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

148

Драматургия А.Вампилова.

1

Лекция. Беседа

Показать значение драматургии Вампилова для русской литературы; разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Старший сын».

Литература народов России

149

Мустай Карим. Жизнь и творчество

1

Урок внеклассного чтения

Знакомство с литературой народов России. Мустай Карим «Подует ветер – все больше листьев», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим скарб и одежду», «Птиц выпускаю». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта

150-151

Классное сочинение по литературе 50-90-х годов

2

Уроки контроля

Проверка знаний учащихся

Современная литература

152-153

Основные направления и тенденции развития современной литературы. Литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература

2

Лекция

Дать обзор литературы последних десятилетий

Зарубежная литература

154

Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца»

1

Урок внеклассного чтения

Духовно-нравственные проблемы в пьесах Б.Шоу. Традиции А.Чехова в пьесе.

Ф.М.Достоевс

кий. Преступление и наказание

155

Б.Шоу. «Пигмалион»

1

Урок внеклассного чтения

Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Сценическая история пьесы

156

Т.С.Элиот Слово о поэте

1

Урок внеклассного чтения

Знакомство с творчеством Т.С.Элиота. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического

157

Ф.Лорка. Слово о поэте. Своеобразие фольклоризма

1

Практикум

«Песни», «Цыганское романсеро», «Поэма о канте хондо».

158-159

Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах

2

Урок внеклассного чтения

Знакомство с творчеством ЭХемингуэя. «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»

А.П.Чехов. Рассказы

160

Э.М.Хемингуэй. Нравственно-философские проблемы повести «Старик и море»

1

Практикум

Единение человека и природы. Сила духа главного героя.

161-162

Э.М.Ремарк «Три товарища»

2

Уроки внеклассного чтения

Знакомство с творчеством Э.М.Ремарка. трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя

163-164

Проблемы и уроки литературы ХХ века

2

Семинар

Знакомство с современной русской литературой. Проблематика

А.П.Чехов. Вишневый сад

165-170

Обобщающее повторение курса русской литературы XIX – XX веков

7

Консультации

Обобщающее повторение курса русской литературы XIX – XX веков. Консультации по подготовке к экзаменам

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен

знать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей и поэтов 20 века, этапы их творческой эволюции;

историко – культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

основные закономерности историко – литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по теории и истории литературы; анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно – историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведений;

определять жанрово – родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

выявлять авторскую позиция, характеризовать особенности стиля писателя;

выразительно читать изученные произведения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно - исследовательские работы;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

Учебно – методическое обеспечение

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Литература. 11класс\ под ред. В.П.Журавлева; Учебник: в 2 ч.-М.: Просвещение, 2008

Как написать сочинение на «5». Учеб. Пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001

Егороа Н.В. Литература. 11 кл.: Поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2008

Ромашина Н. Ф. Литература. Тесты для текущего и обобщающего контроля. 5-11 кл. - Волгоград: Учитель,2007

Чертов В.Ф. Тесты. Вопросы и задания по курсу литературы 19 века: 10 кл. – М. Просвещение, 2004

Волжина Е.Д. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 кл. - М:Айрис – пресс, 2008

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 11 класс» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений профильного уровня (под редакцией В.П.Журавлева - М.: «Просвещение», 2008г.).

На изучение курса отводится 170 часов из расчета 5 часов в неделю.

Цели литературного образования на профильном уровне определены образовательным стандартом:

- воспитание духовно – нравственной личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической, эстетической обусловленности литературного процесса;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико – литературных понятий;

- совершенствование умений анализа и интерпретации произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте; формирование умения сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретациях; написание сочинений различных типов.

Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в более глубоком изучении классики, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями.

В центре изучения литературы в профильных классах по-прежнему остается художественное произведение и его анализ. Поэтому, с одной стороны, привлекается большее число произведений русской литературы по сравнению с базовым уровнем. С другой стороны, художественные произведения русской литературы сопоставляются с произведениями зарубежной литературы.

Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном уровне литературного материала.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Календарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс

    Урок
    Сформировать знания о новом течении; работа с критической литературой; совершенствовать навыки составления схем, выразительного чтения. Навык анализа лирического произведения
  2. Тематическое планирование по литературе 11 класс (4)

    Тематическое планирование
    Лекция 10 Поэзия символистов. (Брюсов, Бальмонт). 1 Обзор 11 Акмеизм. Н.С. Гумилев. Анализ 1 Семинар «Реализм и модернизм» 1 Семинар 13 М.
  3. Тематическое планирование по литературе 11 класс (3)

    Урок
    Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа).
  4. Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс

    Урок
    Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе авторской программы по литературе под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.
  5. Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс

    Урок
    И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Другие похожие документы..