Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Перечень образовательных программ'
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки архитектора, архитектора-дизайнера, архитектора-реставратора по направлению п...полностью>>
'Документ'
ПОДШИПНИКВадим СедовОднажды на заводе, как раз в ночную смену,Когда волшебный месяц все небо озарял,Стоял веселый мастер один в цеху пустынном,Подшипн...полностью>>
'Реферат'
В настоящее время к современной разработке экономической теории и соответствующего курса по общей экономической теории (политэкономии), когда последн...полностью>>
'Документ'
Этапы становления и развития российской государственности. Влияние факторов (географических, геополитических и формационных) на исторические процессы ...полностью>>

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Общее языкознание Рекомендуется для направления подготовки

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля)

Общее языкознание

  1. Рекомендуется для направления подготовки

032700 - Филология

профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Введение в языкознание» являются:

    - завершение лингвистической подготовки студентов;

    - расширение лингвистического кругозора;

    - ознакомление с основными и актуальными теоретическими проблемами науки о языке, с историей развития и основными направлениями отечественной и зарубежной лингвистики, с трудами выдающихся языковедов.

  1. Место дисциплины в структуре ПООП

Б.2 Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза (для профиля «Отечественная филология»).

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, полученные студентами в результате изучения введения в языкознание и всех лингвистических дисциплин и практик профессиональной и профильной подготовки.

Место учебной дисциплины – в системе общепрофессиональных курсов, он завершает лингвистическую подготовку бакалавров.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

     способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

  • владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

  • владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составлении рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

  • владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

В результате освоения дисциплины студент должен:

    Знать: содержание и философско-методологические основы лингвистических учений в их историческом развитии и современном состоянии; основные положения и концепции современной лингвистической теории; фундаментальные научные труды по языкознанию.

    Уметь: собирать и анализировать языковую информацию с использованием традиционных и современных методов; применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) теории коммуникации и филологического анализа текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности;

    Владеть: научной терминологией языкознания; основными методами и приемами научного описания и исследования языка.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 час.), из них 74 ауд. час. Соотношение лекций и практических занятий внутри курса определяется преподавателем самостоятельно.

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические

занятия

С.Р.С.

Аттестация

I.

История языкознания

7

1-7

22

6

28

Подготовка к практическому занятию. Доклад.

Введение. Древнейшие лингвистические традиции

7

Подготовка к практическому занятию. Доклад.

Языкознание средних веков, эпохи Возрождения и 17-18 вв.

7

Подготовка к практическому занятию. Доклад.

Общее языкознание как философия языка в лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.

7

Подготовка к практическому занятию. Доклад.

Возникновение и развитие сравнительно-исторического языкознания

7

Подготовка к практическому занятию. Доклад.

Лингвистические школы конца 19- начале 20 вв. Концепция Ф. де Соссюра

7

Подготовка к практическому занятию. Доклад.

Структурная лингвистика

7

Подготовка к практическому занятию. Доклад.

Современная лингвистическая парадигма

7

Подготовка к практическому занятию. Доклад. Коллоквиум

П.

Теория языкознания

7

8-16

30

10

40

Подготовка к практическому занятию. Доклад.

Сущность и функции языка

7

Подготовка к практическому занятию. Доклад.

Язык и мышление. Психолингвистика

7

Подготовка к практическому занятию. Доклад.

Язык как система знаков особого рода

7

Подготовка к практическому занятию. Доклад.

Язык и общество. Социолингвистика

7

Подготовка к практическому занятию. Доклад.

Языковые контакты

7

Подготовка к практическому занятию. Доклад.

Изменение и развитие языка

7

Подготовка к практическому занятию. Доклад.

Лингвистическая типология

7

Подготовка к практическому занятию. Контрольная работа.

Ш.

Методы лингвистических исследований

7

16-17

4

2

2

Подготовка к практическому занятию. Доклад.

Текущая А

Экзамен

5. Рекомендуемые образовательные технологии:

Лекции, практические занятия, коллоквиум, самостоятельная работа студентов, курсовая работа. При проведении практических занятий целенаправленно отбираются факты с целью ознакомить студентов с трудами ведущих представителей различных лингвистических школ и направлений, научить интерпретировать языковые факты с позиций теорий традиционного и современного языкознания.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Проработка лекционного материала, учебной литературы; подготовка к коллоквиуму; подготовка к докладам по актуальным проблемам теоретического языкознания, проработка научной литературы; подготовка к контрольной работе.

В целях развития навыков самостоятельной работы программа предусматривает проработку определенного объема учебной и научной литературы. Работа с литературой должна показать студенту существование терминологических вариантов, возможность неоднозначной интерпретации языковых фактов, наличие различных теоретических точек зрения на одну и ту же проблему, что, в свою очередь, должно стимулировать у студента интерес к самостоятельному анализу данных языка.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М: Языки славянской культуры, 2005. – 368 с.

Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. - М.: Академия, 2010. - 672 с.

Гречко В.А. Теория языкознания: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2003. – 375 с.

Пищальникова В.А., Сонин А.Г. Общее языкознание: Учебник. – М.: Академия, 2009. – 448 с.

Попова З. Д. Стернин И. А.. Общее языкознание: Учебное пособие. -2- е изд. - М.: АСТ, 2007. – 408 с.

б) дополнительная литература:

Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 1999.

Звегинцев В.А. История языкознания ХIХ-ХХ веков в очерках и извлечениях. Ч. II. М., 1965.

Лингвистический энциклопедический словарь. – М, 1990. – 686 с.

Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. – М., 2001.

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М., 1990.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Труды по языкознанию. – М., 1977.

в) программное и коммуникационное обеспечение

Обеспечение всех студентов доступом в Интернет, наличие компьютерных программ общего назначения.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лингвистические словари и энциклопедии, возможность использования Интернета в соответствие с ФГОС.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 032700 - «Филология», профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)».

Разработчик:

зав. кафедрой русского и общего языкознания

Сыктывкарского государственного университета Н.С. Сергиева

Рецензент:

профессор, зав. кафедрой немецкого языка

Кабардино-Балкарского государственного университета Р.С.Аликаев



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в теорию коммуникации Рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа
    получение первоначального представления о теории коммуникации как филологической дисциплине, находящейся на пересечении филологии и других наук – гуманитарных и естественных и изучающей человека в его коммуникативном отношении к другим людям,
  2. Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Стилистика основного изучаемого языка Рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа
    постижение системы и узуса современного языка, что необходимо для рационального употребления языковых явлений в определенных сферах коммуникативной деятельности,
  3. Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Основы межкультурной коммуникации Рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа
    формирование соответствующего научного мировоззрения на основе базовых знаний о Homo Loquens (человеке говорящем) как основном субъекте языка, культуры,
  4. Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История русского языка (историческая грамматика русского языка, история русского литературного языка) Рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа
    - дать студентам систематизированные знания об исторической грамматике русского языка как о последовательном развитие русского языка во всем его объеме, начиная с праславянского периода через древнерусский к собственно русскому с
  5. Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык. Словообразование Рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа
    − сформировать у студентов целостное представление о морфемной и словообразовательной подсистемах современного русского языка и способность применять полученные знания в области теории и истории русского языка; выработать базовые

Другие похожие документы..