Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Відповідно до Закону України "Про Національний банк України" та з метою приведення нормативно-правових актів Національного банку України що...полностью>>
'Документ'
Днепропетровский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины приглашает...полностью>>
'Документ'
Известно, что великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев предлагал обустроить государство Российское по принципу созданной им гармонической пе...полностью>>
'Документ'
Представьте себе, что у Вас есть машина времени, которая позволяет Вам перенести в другие века любопытных греческих философов. Вы должны помочь им сор...полностью>>

М. Ю. Лермонтов Жизненный и творческий путь поэта-художника. Кавказ в судьбе М. Ю. Лермонтова. Цели урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: М.Ю.Лермонтов

Жизненный и творческий путь поэта-художника.

Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова.

Цели урока:

  1. Восстановить сведения о личности и творчестве М.Ю.Лермонтова, полученные в прошлые годы.

  2. Расширить представления о жизненном и творческом пути поэта.

  3. Воспитывать эстетическое восприятие (через музыку, живопись, художественное слово).

Словарная работа: рефрен, ритмическая проза

Оборудование: портрет Лермонтова, презентации по теме «Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова», «Живопись Лермонтова»(подготовка учащегося), «Пейзажи Кавказа», музыкальная запись , вставленная в презентацию Coriolan-Overture Op.62 В.А. Моцарта

Ход урока:

  1. Актуализация темы.

Слайд 1 (портрет М.Ю. Лермонтова»

Учитель: На предыдущем уроке мы закончили изучение творчества А.С.Пушкина, но с его именем и произведениями мы встретимся еще неоднократно. А.С.Пушкин – великий поэт-классик, творчество которого будет освещать путь каждого из нас на протяжении всей нашей жизни. А.С.Пушкина не стало 28 января 1837 года. И практически сразу же по городу разнеслись гневные и трагические строки из стихотворения «Смерть поэта»:

Погиб Поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой…

Это стихотворение принадлежало молодому человеку, еще мало известному, но завоевавшему российского читателя мгновенно. Россия обрела нового гениального поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова.

Запишите тему сегодняшнего урока. Слайд 2.(Тема урока)

Сформулируйте цели занятия (алгоритм целеполагания )

Ответы учащихся: повторить сведения о М.Ю.Лермонтове, его творчестве, узнать что-то новое из его биографии, рассмотреть роль Кавказа в его судьбе, работать с его стихотворениями о Кавказе. Слайд 3 (Цели урока)

  • Кто может объяснить, почему в формулировке темы Лермонтов назван художником?

Ответы учащихся

  • Поэт – это художник слова. При помощи слов и художественных образов он точно и красочно может что-либо передать читателю. Михаил Юрьевич был не только поэтом, но и художником в прямом смысле этого слова – живописцем, он оставил после себя настоящие шедевры живописи, но об этом чуть позже

2. Работа по теме урока.

- К сегодняшнему уроку каждый из вас проделал большую работу. Вам было дано задание приготовить сообщения, нарисовать рисунки, выучить стихи по творчеству Лермонтова о Кавказе. Рисунки мы уже вывесили на доску, потом вы их прокомментируете. А сейчас давайте послушаем сообщение о том, как связана жизнь Лермонтова и Кавказ. После сообщения попробуйте ответить на вопрос:

- «Какие чувства вызывал у Лермонтова Кавказ?»

Сообщение ученицы «Кавказ в жизни Лермонтова»

- Кто-нибудь из вас учил стихотворение Лермонтова «Кавказ»? Давайте его послушаем и попытаемся проанализировать.

Чтение стихотворения наизусть

КАВКАЗ

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

- Разделимся на группы и ,отвечая на вопросы, которые спроецированы на доске, подготовим устный монологичный анализ стихотворения.

Слайд 4 (Вопросы к анализу стихотворения), текст стихотворения в учебниках.

Прочтите литературный комментарий в учебнике на стр.234

1.Какие факты биографии легли в основу стихотворения?

2. Какое впечатление оставил Кавказ в душе лирического героя? С чем это связано?

3. Для чего в стихотворении используется лексика высокого стиля?

4. Выделите глаголы, которых не так уж и много в произведении. Какую смысловую нагрузку они несут? (Отторгнут, потерял, помнить, мнилось, повторял. Мимолетность, призрачность бытия; яркие вспышки отдельных, самых значимых событий, из которых, по сути, и состоит жизнь. Нереальность счастья.)

  1. Обратите внимание на последнюю строку каждой строфы. Что вы заметили? (Повторение. Это специальный приём. Средство художественной выразительности, называется рефрен.Как вы думаете, для чего он используется поэтом? )

  1. Найдите в стихотворении средства художественной выразительности (метафора, олицетворения). Чего добивается поэт, используя эти приёмы?

Заслушиваются ответы детей.

Запишем в тетрадях: Рефрен – стилистический приём повторения последней строки для связи строф и выражения главной мысли стихотворения.

- Думаю, что для многих из вас сегодня станет открытием то, что Лермонтов был замечательным художником. Если стихи его наполнены отчаянием и трагизмом, то в кавказских пейзажах Лермонтова подобного трагизма бытия не ощущается, в них, скорее, восхищение первозданностью и вечностью могучей природы.) Послушаем сообщение о живописи Лермонтова.

Сообщение ученика по теме «Живопись М.Ю. Лермонтова» (ученик подготовил презентацию с репродукциями картин Лермонтова)

- Лермонтов был поистине гениальным человеком, в этом вы уже убедились. Он великолепно играл на скрипке, создавал музыку, писал кистью, писал стихи, кроме этого, он работал и над прозой. В 9 классе мы с вами изучим произведение в прозе «Герой нашего времени», а сейчас вашему вниманию я хотела бы представить миниатюру Лермонтова «Синие горы Кавказа…» Жанр этого произведения - ритмическая проза. Сможете ли вы мне сейчас назвать признаки ритмической прозы.

Это особая организация художественной речи, которая находится как бы на границе между прозой и стихом. Она в большей степени ритмически упорядочена, чем проза. Ритмическая проза обыкновенно лишена рифм и воспроизводится в виде сплошного текста.

Послушайте, пожалуйста, и скажите, какие чувства выражает Лермонтов в миниатюре? Какие картины вы представляете себе? А если затруднитесь, то хотя бы расскажите, что вы почувствовали.

Чтение учителем миниатюры М.Ю, Лермонтова «Синие горы Кавказа» (Презентация «Пейзажи Кавказа», музыкальная запись , вставленная в презентацию Coriolan-Overture Op.62 В.А. Моцарта

Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..

Часто во время зари я глядел на снега и далёкие льдины утёсов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу всё темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь, в таком уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют.

Как я любил твои бури. Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. на гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник… всё, всё в этом краю прекрасно.

Воздух там чист, как молитва ребёнка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит; в дымной сакле, землёй иль сухим тростником покровенной, таятся их жёны и девы и чистят оружье, и шьют серебром – и в тишине увядая душою – желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.

- Ваши размышления

- Ребята. Можно сказать, что, несмотря на то, что все поездки Лермонтова на Кавказ были связаны с неприятностями, там он был счастлив? Да, можно. Но самое трагичное в том, что там Лермонтов обрёл смерть.

Послушаем сообщение о гибели поэта.

Сообщение ученика по теме «Гибель поэта»

- Трагичная судьба. Судьба, когда и счастье и горе связано с одним, самым любимым местом. Кавказ – судьба поэта.

  1. Рефлексия:

  • Достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока? (внимание на доску)

  • Как вы думаете, для чего мы затронули тему «Кавказ в судьбе Лермонтова»? (Мы будем изучать поэму «Мцыри», действие которой происходит на Кавказе)

Домашнее задание: прочитать поэму «Мцыри»

Примечание: (Если останется время, послушать комментарии детей к своим рисункам, послушать стихи Лермонтова, выученные учащимися наизусть)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы

    Урок
    Многие методисты и исследователи справедливо считают вершиной читательского восприятия и литературного развития школьников и их эмоциональной сферы постижение лирического текста.
  2. Тема урока Тип урока (2)

    Урок
    Литература второй половины XIX века (обзор с обобщением ранее изученного). Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г.
  3. Конспект урока-беседы по поэзии Класс : 9 Тема : К. Ф. Рылеев «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан» Революционный и патриотический пафос произведений. Тема жертвы во имя Родины и свободы. Традиции классицизма в поэзии Рылеева

    Конспект
    1) показать учащимся человека с горячим сердцем борца за свободу и права всякого униженного, борца против самовластия и самодурства дворян, чиновников, борца за честь, достоинство, показать пример огромной любви к Родине (И.
  4. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  5. Исследование пушкин и Лермонтов

    Исследование
    «о поэте и о себе»; развитие речи учащихся (использование субъективно-экспрессивной лексики); овладение лексикой лермонтовского мировосприятия; воспитание любви к поэзии, уважения к личности поэтов, стремления сопоставлять свою жизнь

Другие похожие документы..