Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
познакомить с биографией Островского, сформулировать основные особенности художественного мира драматурга, подготовить учащихся к изучению драмы Остро...полностью>>
'Урок'
1.Вступительное слово учителя о приближении праздника Победы. Война ушла в историю, но не ушла из истории. Наверно, нет ни одного поэта и писателя, к...полностью>>
'Решение'
Настоящее Положение устанавливает порядок присвоения звания «Человек года Целинского района», статус лиц, удостоенных этого звания, и предоставляемые...полностью>>
'Документ'
Дані рекомендації розроблені з метою надання методичної допомоги загальноосвітнім навчальним закладам в обладнанні кабінетів відповідно до змісту про...полностью>>

Вопросы вступительных экзаменов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопросы вступительных экзаменов

кафедра истории и теории социологии

по специальностям:

22.00.01- теория, методология и история социологии – социологические науки,

22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы,

22.00.06- социология культуры.

Раздел I

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Тема 1

Предмет социологии, структура и функции.

Цель и задачи курса «Социология», его роль и значение в социогуманитарной подготовки кадров системы высшего образования. Проблема парадигмального статуса социологии.

Эволюция представлений о предмете социологии в истории социологической мысли. Понятие «социальное» в структуре социологического знания.

Структура социологического знания и его основные компоненты. Социологическая теория и её характерные признаки. Типы социологических теорий: общие социологические теории, специальные и отраслевые теории, процессы их взаимодействия и дифференциация социологической науки. Теоретический и эмпирический уровни познания: единство и различие. Понятие и категории социологической науки: история формирования и проблемы их операционализации в процессе познания социальной действительности. Социальные законы и их специфика. Типы социальных законов: динамические и стохастические (вероятностные), причинные и функциональные.

Функции социологии. Познавательная, методологическая, управленческая, прогностическая, критическая, социотехнологическая и другие. Идеология и проблема объективности социологии как науки. Социология в системе социогуманитарных наук: социология и философия, социология и история, социология и право и т.д.

Тема 2

Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки.

Роль историко-социологического знания в формировании социологии. Своеобразие развития социологического знания и проблемы его периодизации.

Социальные и теоретико-методологические предпосылки возникновения социологии. Сен-Симон и его проект науки об обществе. О.Конт как основатель науки «социология». Основные идеи, методы и задачи социологии как позитивной науки в концепции О.Конта.

Тема 3

Классический период в развитии западной социологии

XIX – начала XX в.

Социологическое наследие О.Конта и формирование биолого-эволюционной (органической) школы в социологии. Восприятие позитивизма О.Конта в Англии и его синтез с английскими традициями эмпиризма, утилитаризма и политического либерализма. Д.С.Милль и Г.Спенсер. Эволюционизм как предшественник системных концепций понимания общественной жизни. Социальный дарвинизм и расово-антропологическое направление в социологии. Роль позитивистской методологии в развитии социологии.

Психологическая школа в социологии (Г.Тард, Г.Лебон) как реакция на «биологизм» и ее роль в исследовании массовых социально-психологических феноменов человеческого поведения. Законы подражания Г. Тарда. Психологический эволюционизм в англо-американской социологии. «Психосоциальные силы» Л.Уорда, «сознание рода» Ф.Гидденгса, теория «зеркального Я» Ч.Кули.

Теоретические источники социологии Э. Дюркгейма и ее общая характеристика. Разработка социологической методологии и обоснование социологии как эмпирической науки. Учение Э. Дюркгейма о социальной солидарности и аномии. Значение социологического наследия Э.Дюркгейма, его вклад в развитие общей социологии и отдельных отраслей социологического знания.

Ф.Теннис, Г.Зиммель, М.Вебер и поиски новых путей развития социологии. переход от позитивизма к "понимающей социологии". Опыт теоретико-методологической систематизации социологии Ф.Теннисом: 1)чистая (теоретическая) социология как система понятий и идеально-типических конструкций; 2)прикладная социология; 3)эмпирическая социология или социография. Учение Ф.Тенниса о дихотомии «общество-общность» и её теоретико-методологическое значение

Г.Зиммель и немецкая теоретическая социология между неокантианством и философией жизни. Принципы формальной социологии и анализ "форм обобществления". Личность и культура в социологии Г.Зиммеля.

М.Вебер. Теоретические источники веберовской социологии. Понятие социального действия. Идеальный тип как инструмент социологического исследования. Метод «понимания» и его связь с концепцией социального действия. Теория капитализма М. Вебера. «Веберовский ренессанс» в современной социологии.

К.Маркс и Ф.Энгельс – основоположники материалистической теории общества. Основные принципы и методологические установки марксистского анализа общественных процессов и их связь с социально-политической теорией социализма. Становление и эволюция марксистской социологии в Западной Европе.

Тема 4

История русской социологии XIX - начала XX в.в.

Социальные предпосылки и теоретические истоки возникновения социологической мысли в России. Позитивизм в русской социологии и формирование профессиональной социологии.

Марксизм в русской социологии: леворадикальное направление (Г.Плеханов, В.Ленин) и «легальный марксизм» (П.Струве, М.Туган-Барановский). Социология и политическая борьба в России; наука и «идеологизмы» в социологическом познании.

Русская субъективная школа социологии: Н.М. Михайловский, П.Л. Лавров, Н.И Кареев. Учение о личности, обществе и теории прогресса. Критика экономического материализма и обоснование предмета социологии.

Теория плюрализма факторов М.М. Ковалевского. Генетический метод и исследование социальных институтов: семьи, государства, собственности, классов и т.д. Теория социального прогресса и учение об исторической закономерности. Социально-политически взгляды М.М. Ковалевского и его роль в развитии отечественной социологии.

Неокантианство в России: А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов и др. Неокантианство как философско-методологическая основа антипозитивизма в социологии. Номотетические и идеографические методы исследования в социальных науках. Причинность и телеологизм в познании общества. Проблема культуры и общественного идеала в социологических концепциях неокантианства. Его значение в совершенствовании методологии социального познания, понятийного аппарата и актуализации исследования проблем российского общества.

Неопозитивизм (социальный бихевиоризм) в русской социологии: А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин. Главная методологическая проблема неопозитивизма - соотношение теоретического знания с опытнимы данными. Социология как наука о функционально-коррелятивных связях внешних проявлений поведения. Обоснование статистико - социологического направления "социологического эксперимента" как условия унификации социологической теории и её связи с общественной практикой.

Социологическая концепция П.А. Сорокина: российский период научного творчества. Роль П.А. Сорокина в организации социологического образования и институционализации социологии. Обоснование предмета социологии. трактовка понятия "социальное взаимодействие" и анализ его структурных компонентов. Личность и общество. Социальная организация и неравенство. Подходы к решению вопросов социальной стратификации и мобильности. Применение методов количественного анализа. Социологическая и социально-политическая деятельность П.А. Сорокина в первые годы советской власти. Социология революции. Историко-социологическая концепция П.А. Сорокина.

Тема 5

Западная социология второй половины ХХ- начала XXI в.в..

Институционализация и профессионализация социологии; формирование прикладной социологии и ее связь с потребностями общественной жизни. Чикагская школа в социологии. Неопозитивизм в социологии и разработка формально-логического аппарата моделей социальной реальности и экспериментально-эмпирических принципов социологического познания.

Взаимосвязь и взаимодействие американской и европейской социологических школ. Роль П.Сорокина в их интеграции.

Структурный функционализм в социологии: Т.Парсонс, Р.Мертон. теория аномии Р. Мертона и её методологическая роль в исследовании социальной дезорганизации общества.

Леворадикальная критика Т. Парсонса Ч.Р. Миллсом. Конфликт и социальные изменения. Теории конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа и др.

Теория обмена Дж. Хоманса и П. Блау. Теория рационального выбора Дж. С. Коуелмена.

Развитие интегративных тенденций в западной социологии в 80-90- г.г. XXв. "Многомерная" социология Дж. Александера и Дж. Ритцера. Модели перехода от микро к макро уровню. Теория структурации Э. Гидденса. Генетический структурализм П. Бурдье - концепция "габитуса" и "поля".

Интеграция теории социального действия и теории систем Ю. Хабермаса. Хабермас против постмодернистов.

Полипарадигматизм как реальность современоной социологии и поиски метапарадигмы в XXI веке.

Тема 6

Социология советского периода и современной России

Отечественная социология 1917-30-х годов. Процесс институционализации социологии, специфика социологической деятельности в первые годы советской власти. Становление советской марксистской социологии и идеологическая борьба в сфере социальных наук. Работа Н.И. Бухарина "Теория исторического материализма" (1921).

Становление отечественной эмпирической социологии. социальные проблемы управления, труда и производства как центральное направление конкретно-социологических исследований. Деятельность и научная работа А.К. Гастева, П.М. Керженцева, С.Г. Струмилина и др.

Социология педагогики и исследования в сфере образования и воспитания, искусства, народонаселения, города, преступности и т.д. Работа в области методики и техники конкретно-социологических исследований. Антисоциологическая борьба в начале 30-х годов и объявление социологии буржуазной лженаукой.

Возрождение отечественной социологии в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Советская социологическая ассоциация (1958) и организация вузовских социологических лабораторий и социологических подразделений на крупных промышленных предприятиях. Институционализация социологии как научной и учебной дисциплины (конец 1960-х - 1970-е г.г). Организация института конкретных социологических исследований АН СССР (1968). Издание "Информационного бюллетеня" при ИКСИ АН СССР и Центра по изучению общественного мнения (Б.А. Грушин). Учреждение Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИ КСИ) при Ленинградском университете.

Выход в свет в 1974г. первого номера журнала "Социологические исследования" (глав. Ред. А.Г. Харчев). Разработка теории, методологии и методов социологических исследований, развитие и дифференциация сфер социологического знания: исследование проблем социальной структуры общества (Н.А. Аистов, Л.Н. Коган, Ф.Р. Филиппов, О.И. Шкаратан). формирование социологии труда и экономики (М.Т. Иовчук, В.Г. Подмарков, В.А. Ядов, Г.В. Осипов и др.); социологии личности и молодежи (И.С. Кон, В.И Шубкин, В.Т. Лисовский, С.И. Иконникова и др); социологии семьи, демографических процессов и миграции (А.Г. Харчев, С.И Голод, В.И. Переведенцев, Т.И. Заславская и др.); социологии культуры, образования, науки и ряда и ряда других отраслей.

Институционализация социологического образования (1989 Московский и Ленинградский университеты).

Новое социологическое мышление и проблемы интеграции отечественной социологии в структуру мирового социологического знания в связи с изменениями общественно-экономического строя в России 90-х годов

Развитие рынка социологических услуг и социологии в российских регионах. Проблемы и перспективы отечественной теоретической социологии и формирование отраслевых социологических дисциплин.

Раздел II

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА И ЕГО СТРУКТУРА.

Тема 7

Социальная деятельность людей и формирование структур общественной жизни.

Поведение, действие, социальная деятельность как исходные элементы формирования социальной жизни. Социальное действие и их типы. Учение о социальном действии М. Вебера. Социальный контакт как результат совместного действия.

Взаимодействие как динамичная постоянная последовательность взаимно обращения друг к другу действий. Взаимодействие индивидов и групп как один из центральных предметов исследования социологии. Концепции интеракционизма: символический интеракционизм, теория обмена, теория национального выбора и др.

Уровень социальных отношений и их характерные черты. Типы социальных отношений. Институционализация социальных отношений. Переход социальных отношений к организациям и социальным структурам. Понимание социальной структуры в социологии как совокупности социальных действий и форм социальных общностей и отношений между ними.

Тема 8

Общество как социальная система

«Социологическое общество». Многоаспектность теоретических исследований общества: структурно-функциональный подход, историко-генетический, конфликтологический и т.д. Ступени развития общества и их типология. Взаимодействие природы и общества. Естественные и социально-исторические условия жизнедеятельности общества.

Социологические традиции исследования общества как системы. Понятийный аппарат, описывающий строение, функционирование и развитие социальной системы. Применимость принципов самоорганизации к функционированию и развитию социальных систем.

Относительная самостоятельность, самодетерминация, автономность развития и функционирования основных подсистем общества: экономической, социальной, политической, духовной. Разнообразие социальных «подсистем» и их функциональная специализация. Развитие общества в направлении «адаптивной способности». Социально-исторический детерминизм и активность человека. Современное общество и понятие современности.

Тема 9

Социальные общности и группы

Понятие "социальная общность" и "группа". Виды социальных групп и их структура. Проблемы классификации и выделение видов групп. Большие и малые, первичные и вторичные, формальные и неформальные группы. Целевые группы и системный характер групповой деятельности. Групповое поведение и поведение личности в группе. Референтные группы и проблемы группового конформизма.

Динамические процессы групповой жизни: социометрическая концепция Д. Морено. Теория "групповой динамики" К. Левина. Социально-территориальные и этнические общности. Опыт социологического исследования регионов и межнациональных отношений в России

Тема 10

Социальные институты

Содержание понятия «социальный институт». Институционализация общества как средство обеспечения связи между элементами социальной системы и их упорядочения.

Типы институтов по их социально-функциональной роли: институты, регулирующие поведение; институты воспитания и образования; институты, обеспечивающие обмен и распределение товаров и услуг; институты, обеспечивающие сохранение стабильности и единства общества (власть, право, политика); институты, регулирующие деятельность в сфере духовного производства и потребления (культура). Институт как нормативная система.

Социальные институты и социальный контроль. Формальные и неформальные социальные институты. Явные и латентные функции социальных институтов. Эволюция социальных институтов и их взаимодействие. Новые информационные технологии и социальные институты. «Деинституционализация» и проблемы дезорганизации социальных структур и норм поведения в обществе.

Институт как социальная организация.

Процессы институционализации и построение гражданского общества и правового государства в России.

Тема 11

Социальные организации

Понятие и основные признаки организации: цель, иерархия, управление, синергия. Высокая степень многомерности, неопределенности строения и функционирования. Социальная формализация как способ организованности и повышения управляемости. Феномен неформального в организации.

Функционирование организаций через целенаправленное управляющее воздействие и посредством самоорганизации. Управленческие решения. Типология организаций: производственные, политические, формальные и неформальные и т.д. Взаимосвязь организационных форм и эволюция организаций.

Феномен бюрократии как отличительная черта формальных организаций. Бюрократическое отчуждение, бюрократическая неэффективность и ритуализм (М. Вебер, Р. Мертон), "железный закон олигархии" (Р. Михельс).

Постановка исследования проблем социологии организаций и управления в отечественной социологии.

Тема 12

Социальная стратификация общества и социальная мобильность.

Общественное разделение труда и социальная структура: история и современность. Представление о структуре общества, как о совокупности социальных общностей, занимающих различное положение в социальной системе. Элементы социальной структуры: классы, слои, этнические общности, социальные группы и другие социальные образования.

Социальное неравенство и стратификация людей в обществе. Теории стратификации и исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Одномерный и многомерный подход к анализу социальной стратификации. Классовая структура и социальное неравенство в современной России. Глобальная стратификация: взгляд в будущее.

Социальная мобильность и ее формы. Общие принципы вертикальной мобильности. Интенсивность вертикальной мобильности как фактор социального развития общества и изменения его социальной структуры. Вертикальная мобильность и политическое устройство общества. Каналы вертикальной мобильности в современном обществе и воспроизводство социальных структур. Миграционные процессы в России.

Тенденции социальной мобильности и социальной дифференциации российского общества.

Раздел III

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ.

Тема 13

Культура как система.

Определение понятия «культура» и его методологическая роль в социогуманитарных науках. Специфика социологического подхода к культуре. «Социальная система» (общество) и «система культуры» как две взаимосвязанные подсистемы единой общественной жизни.

Уровни социологического анализа культуры. Институты и организации культуры: наука, искусство, религия, образование и т.д. Культура как совокупность норм и правил, регулирующих поведение человека и социальных групп. Культура как совокупность основополагающих ценностей, идей, символов и значений и их роль в понимании и объяснении человеческого поведения и социальной системы. Традиции и инновации.

Механизмы создания, передачи и освоения норм и ценностей культуры в различных социальных общностях. Язык как инструмент культурного общения: от индивидуального сознания к общественному. Этноцентризм и культурный релятивизм. Культурные конфликты. НТП и основные тенденции современного культурного развития. Россия в контексте мирового культурного процесса и проблемы духовного возрождения российского общества.

Новые информационные технологии и культурная глобализация: проблемы и решения.

Тема 14

Социология личности.

«Человек», «Индивид», «Личность» как социологические понятия. Ролевая теория личности, ее интерпретация и терминология: позиция, статус, ролевые ожидания, роль, санкции. Социальная идентичность личности. Ролевые конфликты и способы из разрешения.

Ролевая теория личности и исследование социологических проблем общественной жизни. Макро и микро социологические концепции личности.

Личность в контексте "теоретического разнообразия": классическая теория психоанализа З. Фрейда; социально-психологические теории А.Адлера и Э. Фромма; теория поля К. Левина; бихевиористская теория Б. Скиннера и др. Их функциональная направленность и методологическое значение в понимании многообразия социального смысла категории "личность".

Типологизация личности как социологическая проблема. Типы социального характера в концепциях Э. Фромма, Д.Рисмена, Т.Адорно.

Формирование личности. Целостная и гармоничная личность: идеал и действительность. Опыт социологического исследования проблем личности в отечественной социологии.

Тема 15

Социализация личности.

Социальное поведение личности как социологическое понятие. Потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации и установки в структуре социологического познания личности.

Социальная норма как общезначимое правило поведения, санкционированное обществом или социальной группой. Нормы и социальный контроль. Границы социального контроля.

Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему. Функции и этапы социализации: социальная адаптация и интериоризация. Первичные социализирующие группы и их роль в развитии личности. Непрерывность процесса социализации личности. Жизненные циклы личности в концепции социализации Эрика Эриксона. Взаимодействие и конфликты макро- и микросреды в процессе социализации личности.

Девиантное поведение как форма несогласия с существующими социально-политическими устоями, нормами и ценностями культуры. Социологические теории причин девиантного поведения.

Концепция отклоняющегося поведения как специальная социологическая теория в рамках структурного функционализма Р.Мертона: социальный конформизм, инновационное поведение, ритуализм и ретритизм. Взаимосвязь социальной структуры и аномии.

Российское общество и теоретико-методологические проблемы социологических исследований в области отклоняющегося поведения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вопросы вступительных экзамен по специальности в магистратуру

    Исследование
    Формула Тейлора с остаточным членом в форме Лагранжа. Локальная формула Тейлора с остаточным членом в форме Пеано. Разложение основных элементарных функций по формуле Тейлора.
  2. Вопросы вступительных экзаменов в докторантуру PhD по специальности «Материаловедение и технология новых материалов»

    Документ
    1 Диаграммы состояния бинарных и многокомпонентных систем, общая характеристика и типы. Закономерности образования твердых растворов, механических смесей и химических соединений.
  3. Вопросы вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 13. 00. 01

    Документ
    1. Предмет и категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическая система, образовательный процесс.
  4. Вопросы вступительных экзаменов по специальности

    Исследование
    Элементы теории функций и функционального анализа. Понятие меры и интеграла Лебега. Метрические и нормированные пространства. Пространства интегрируемых функций.
  5. Вопросы вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности

    Документ
    Налоговая политика государства. Имущественные налоги с физических лиц. Центральный банк Российской Федерации, его цели и функции. Характеристика рынка банковских услуг в России.

Другие похожие документы..