Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Віце-прем'єр-міністр України - Міністр соціальної політики України С.Тігіпко ЗАТВЕРДЖЕНО Наказ Міністерства соціальної політики України 14....полностью>>
'Программа'
Программа учебной дисциплины «Численные методы» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки вып...полностью>>
'Документ'
Объем дополнительных нефтегазовых доходов российского бюджета в 2011г. составит 1 трлн 138 млрд руб., дополнительные не нефтегазовые доходы ожидаются...полностью>>
'Документ'
1. Существует большое число фирм, конкурирующих за право найма рабочей силы определенного вида, которая будет использоваться на идентичных рабочих мес...полностью>>

Ульяновский Государственный Университет Институт медицины, экологии и физической культуры кафедра медицинской психологии, психоневрологии и психиатрии И. В. Тухтарова, Т. З. Биктимиров соматопсихология учебно-методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 11. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В КЛИНИКЕ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Экспериментально-психологическое исследование позволяет выявить личностные особенности в структуре нервно-психических расстройств у больных соматическими заболеваниями, установить психологический аспект нарушений механизмов компенсации, оценить личность больного и систему его значимых отношений.

Используется оно и для получения дополнительных данных о заболевании, а также для диагностики, характеристики течения и определения исхода заболевания.

Экспериментально-психологическое исследование в ряде случаев может иметь также большое значение для распознавания заболеваний. Данные его при диагностических затруднениях нередко являются существенным моментом в той системе клинических факторов, которая должна быть основой дифференциально-диагностического заключения.

В эксперименте достигается возможность объективной регистрации полученных результатов, что весьма ценно, особенно при повторных исследованиях, где необходимо точно и последовательно сопоставлять данные, полученные в разные периоды болезни и лечения.

Экспериментально-психологическое исследование должно ставить перед собой задачу не только вскрыть и подвергнуть анализу нарушения психики, но и одновременно определить, где это необходимо, уровень сохранности психики.

Важнейшим для интерпретации данных о состоянии отдельных сторон психической деятельности и возможности компенсации выявленных нарушений, и особенно в связи с задачами реабилитации, является определение уровня сохранности личности больного и структуры его изменений.

В этом плане могут быть выделены несколько аспектов исследования.

Первостепенная роль принадлежит оценке изменений эмоционально-волевой сферы и, обычно тесно связанных с ними, динамических и качественных особенностей личности, проявляющихся в степени её гармоничности, активности.

Экспериментально-психологические методы используются в клинике также для углублённого анализа психических процессов и причин, механизмов их изменений. Например, на основании клинического наблюдения можно установить наличие у больного психотравмы, но только психологическое исследование поможет установить каковы её причины, имеются ли изменения интра- и интерперсонального характера, каков прогноз выхода из невротического состояния, имеются ли изменения других психических сфер.

Результаты экспериментально-психологического исследования могут быть полезными и для выбора тактики последующей психотерапевтической коррекции, так как характеризуют особенности контакта с больным, его отношение к ситуации эксперимента, степень понимания роли собственных ошибок в возникновении конфликтных ситуаций, способствовавших развитию невротического состояния, интерес к совместному обсуждению его проблем.

Сам по себе психологический эксперимент может иметь психотерапевтическое значение. Особенно возрастает психотерапевтическое значение экспериментально-психологического исследования при повторении его в процессе лечения. Установление корреляции между улучшением самочувствия больного, положительными сдвигами «внутренней картины болезни» и объективно регистрируемыми улучшившимися показателями психической деятельности, способствует повышению психического тонуса больных и уверенности в выздоровлении.

Разумеется, это требует особого психотерапевтического построения экспериментов, методически отличающегося от исследования, проводимого в диагностически-экспертных целях.

11.1. Условия проведения экспериментально-психологических исследований

Проводить психологическое исследование должен квалифицированный специалист: психолог или врач, прошедший подготовку по медицинской психологии.

Перед исследованием экспериментатор должен установить непосредственный контакт с больным, расположить его к себе. Обычно беседу начинают с уточнения паспортных данных: фамилии, имени, отчества испытуемого, его возраста, профессии, образования. Интересуются, живы ли родители, выясняют наличие братьев, сестер, каким ребёнком в семье родился больной, расспрашивают его о семье, детях.

Во время такой беседы экспериментатор может сделать выводы об отношении испытуемого к исследованию, охотно ли больной вступает в контакт, насколько он свободен в реакциях, раскован или напротив напряжён, возбуждён, гиперактивен, имеются ли выраженные эмоциональные проявления: слезы, смех, или напротив, отмечается эмоциональная уплощенность, выражены ли вегетативные реакции.

После сбора необходимых анамнестических данных следует дать инструкцию относительно последующего эксперимента. Как правило, инструкция даётся устно, однако при проведении некоторых исследований инструкция может быть предъявлена и в письменной форме. Перед началом исследования экспериментатор должен быть твердо уверен в том, что испытуемый понял инструкцию.

Для большей достоверности ответов и достижения достаточной мотивации, испытуемого предупреждают, что результаты исследования никому, кроме врача, не будут известны и помогут в лечении.

Обработка результатов психологического исследования должна проводиться строго в соответствии с инструкцией по применению данного метода исследования. После обработки результатов проводится их интерпретация с учётом задач, поставленных экспериментатором, и составляется заключение.

11.2. Рекомендуемые методики экспериментально-психологического исследования соматических больных

При выборе комплекса методик, которые могут быть использованы для исследования соматических больных, должны быть учтены следующие принципы:

  • Относительная простота применяемых методик

  • Быстрота их проведения

  • Полнота изучения исследуемого явления

  • Взаимная дополняемость применяемых методик

  • Высокая суммарная валидность

Достаточная чувствительность к изменению наблюдаемого явления у здоровых и больных, а также к изменению показателей в течение лечения.

Главной задачей экспериментально-психологического исследования соматических больных является изучение их «внутренней картины болезни», её гносеологического и эмоционального компонентов.

Причём, если первый представляет собой умозаключения больного, продукт его логической переработки информации о болезни, полученной из разных источников, то второй – проявляется эмоциональными реакциями страха и тревоги.

Конкретный сбор информации о ВКБ начинается с выслушивания жалоб больного в беседе с ним. Преж­де всего, выясняется, что заставило больного обратить­ся к врачу: дискомфорт, тревога за состояние здоровья, невозможность трудиться и т.п. Во время беседы психолог (врач) получает инфор­мацию о модели ведущих симптомов.

При выявлении ВКБ нужно изучать уровни осо­знания ее элементов и источники их формирования: личный опыт переживания; суждения других больных с аналогичным заболеванием; использование научной и научно-популярной литературы; впечатления и мне­ния окружающих людей немедицинских специальнос­тей и т.п.

ВКБ тесно связана с механизмами принятия реше­ния и системой ценности личности. Для больного цен­ность симптомов болезни имеет не клинический, а лич­ностный характер, поэтому они во ВКБ имеют место отличное от клинической картины болезни. Для пси­хотерапевтической работы изучение этого различия является существенным основанием для принятия решения о стратегии воздействия на больного с целью создания у него адекватной «схемы тела».

Для изучения «схемы тела» применяются воп­росы о чувстве телесного дискомфорта, его локализа­ции, интенсивности и динамике.

С целью диагностики типов отношения к болезни и других связанных с нею личностных отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями был разработан Личностный Опросник (ЛОБИ) (Приложение 2).

В изучении ВКБ необходимо определять тип эмоционального отношения человека к своему телу и проявлениям болезни. При этом, важно дифференциро­вать стабильный фоновый тип эмоциональных отно­шений и эмоциональное отношение к конкретному за­болеванию в целом и его отдельным симптомам. Это важно для выявления аггравантов, симулянтов и дру­гих лиц, неадекватно реагирующих на болезнь.

Для изучения самооценки социальной значимости болезни используется опросник А. И. Сердюка (Сердюк А. И. , 1994) (Приложение 3).

В модели прогноза необходимо обратить внимание на иссле­дование психологического отсчета времени, которое возникло у больного в связи с болезнью в целом или при появлении ее отдельных симптомов. Это важный момент в проецировании болезни в будущее. В этой же модели надо знать и представление больного об ожидае­мом результате лечения, времени его появления и путях достижения желаемого результата. Это дает возмож­ность определить наличие у больного веры в целях лече­ния, узнать источники его надежды на выздоровление.

Большинство практически здоровых людей сохра­няют ВКБ после перенесенного заболевания в своей па­мяти в обобщенном, свернутом виде. Это имеет адап­тивное значение и позволяет в то же время строить адекватные отношения с больными людьми.

Уровень интеллекта играет важную роль в построе­нии структуры ВКБ. Знание о ВКБ дает возможность анализировать отношения его болезни и позволяет опре­делить его возможности в самостоятельной борьбе с болезнью, которую он может вести, используя ВКЗ как ресурс своего личностного индивидуального существова­ния. Именно о них писали К. и С. Саймонтоны, обраща­ясь к своим читателям с просьбой поощрять здоровье, а не болезнь, то есть не лишать больного возможности самому заботиться о себе, обязательно обращать внима­ние на любое улучшение состояния; заниматься с боль­ным какой-то деятельностью, не относящейся к болез­ни; продолжать проводить время с больным, когда он начнет поправляться.

Для изучения оценки больными своего самочувствия, активности и настроения рекомендуется использовать тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН), построенный на принципах полярных профилей (В. А. Доскин и др.,1975) (Приложение 4); для определения уровня тревожности, как свойства психики и состояния больных – шкалу личностной и реактивной тревожности Спилбергера (C. D. Spielberger), адаптированную Ю. Л. Ханиным (1978) (Приложение 5); для оценки выраженности депрессивных состоя­ний различного генеза - самооценочную шкалу депрессии (Self-Rating Depression – SDS) (Zung, 1965) (Приложение 6); для определения уровня нейротизма, а также показателей экстра- и интроверсии – личностный опросник Айзенка (H. J. Eysenck, 1964) (Приложение 7).

Поскольку в результате длительного соматического заболевания, как правило отмечается астенизация личности, которая находит выражение в изменении психических процессов, и в частности – активного внимания, рекомендуется использовать для качественной и количественной оценки работоспособности (упражняемости и утомляемости) больных методику счёта по Крепелину (E. Kraepelin) в модификации Шульте (R. Schulte) (Приложение 8).

Указанные методики не только соответствуют приведённым выше требованиям, но и при двукратном использовании (до и после лечения) удобны для объективизации эффективности психотерапии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Шкала жизненных событий Т. Холмса и Р. Райха

(определение уровня выраженности стресса в повседневной жизни)

В шкале содержится ряд житейских событий, выраженность стрессогенного влияния которых оцениваются в бал­лах. В течение года у человека набирается таких событий в среднем на 150 баллов. Если их число возрастает более чем в 2 раза (300 бал­лов), то вероятность заболевания у такого человека составляет 80%. Если число событий в сумме составляет от 300 до 200 баллов, то риск болезни составляет 50%, а при сумме баллов от 200 до 150 – риск физической реакции на стресс составляет 30%.

Жизненные события

Стресс

(баллы)

1. Смерть супруги, супруга, ребенка (матери, отца)

100

2. Развод

73

3. Разрыв с партнером, разъединение с партнером

65

4. Смерть близкого члена семьи

63

5. Значительное личное повреждение или болезнь

53

6. Свадьба

50

7. Увольнение с работы, уход с работы, перемещение по службе

47

8. Уход на пенсию

45

9. Примирение с партнером (партнершей), супругом (супругой)

45

10. Значительная перемена в здоровье или поведении членов семьи

44

11. Беременность (для мужчин – беременность партнерши)

40

12. Сексуальные затруднения

39

13. Рождение ребенка

39

14. Изменение финансового положения

38

15. Смерть близкого друга

37

16. Смена места работы

36

17. Увеличение числа супружеских (партнерских) ссор

35

18. Растущие долги

30

19. Значительное изменение в обязанностях на работе (повышение, понижение, горизонтальный перевод)

29

20. Отъезд сына или дочери из дома (свадьба, поступление в учебное заведение)

29

21. Раздоры с родителями мужа или жены (раздоры с родителями или другими членами семьи)

29

22. Головокружительный личный успех

28

23. Окончание школы и (или) поступление в институт (училище)

26

24. Уход с работы (мужа, жены)

26

25. Изменение жилищных условий

25

26. Пересмотр личных привычек (одежды, манеры, знакомства)

24

27. Конфликты с начальством (с преподавателем)

23

28. Изменение условий работы или рабочего времени

20

29. Перемена места жительства

20

30. Экзамены, зачеты, квалификационная аттестация

20

31. Смена привычного места отдыха

19

32. Значительное изменение в виде и количестве развлечений

19

33. Значительные изменения в общественной деятельности

18

34. Изменения в отношениях с окружающими (друзьями, коллегами и т.д.)

18

35. Нарушение сна

16

36. Изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи или близкими родственниками

15

37. Изменение привычного режима питания и количества потребляемой пищи

15

38. Отпуск

13

39. Штраф за нарушение правил уличного движения

12

40. Стрессоры, не внесенные в данную шкалу (смерть любимого животного, аборт, кража, потеря любимой вещи и пр.)

10

Приложение 2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет имэифк об итогах научной работы за 2006 год и планах на 2007 год Ведущие научные школы

    Публичный отчет
    1.14. Работа, проводимая по развитию связей школы с производством, инновационными предприятиями и научными организациями. В рамках проведения научных исследований члены научного коллектива школы сотрудничают как с коллективами ведущих
  2. Программа кандидатского экзамена в аспирантуру по специальности

    Программа
    Настоящие вопросы кандидатского экзамена по специальности составлены в соответствии с программой кандидатского экзамена по специальности 14.00.18 – «Психиатрия», утвержденной Приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.
  3. Комплекс здоровья и творчества рекомендовано Федеральным агентством по физической культуре и спорту и коллегией Министерства образования и науки Республики Татарстан

    Книга
    В.К. Бальсевич - член-корреспондент РАО, д-р биол. наук, профессор РГУФК, шеф-редактор журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»,
  4. Психология семьи и больной ребенок

    Книга
    В книге собраны новые и классические исследования по психологии внутрисемейных отноше­ний. Читатель сможет познакомиться с трудами отечественных и зарубежных специалистов (психи­атров, психологов, педагогов, логопедов), чьи профессиональные
  5. Психология (2)

    Документ
    Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педа­гогическое общество России, 2003.

Другие похожие документы..