Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
С чего начать? Это был мой первый вопрос, когда мне пришлось делать курсовую работу. Понятное дело, что начинать нужно со вступления. А что писать в н...полностью>>
'Закон'
Методичні рекомендації з питань запобігання та протидії корупції (далі – Методичні рекомендації) розроблені для державних органів та органів місцевог...полностью>>
'Документ'
Широко расстилалась водная гладь. В глазах рябило от яркого солнечного света, отражавшегося на мелких волнах Галилейского озера. Два рыбака, братья С...полностью>>
'Диплом'
Непостоянство данного преступления, уже на протяжении многих лет порождает расхождение мнений ученых, например об объекте, на который направлено прес...полностью>>

Ульяновский Государственный Университет Институт медицины, экологии и физической культуры кафедра медицинской психологии, психоневрологии и психиатрии И. В. Тухтарова, Т. З. Биктимиров соматопсихология учебно-методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В зависимости от задач исследования каждый из опросников может применяться самостоятельно либо оба вместе. В последнем случае реактивная тревожность измеряется первой.

На заполнение обоих опросников обычно достаточно 15-20 минут. Для снижения вероятности образования установки на положительные или отрицательные вопросы в каждый из опросников включено примерно одинаковое число суждений, характеризующих высокую и низкую степень тревожности.

Ответ «1» на высокотревожные вопросы означает отсутствие либо лёгкую степень тревожности, а отметка «4» означает высокую тревожность. При обработке результатов бальные оценки в этих вопросах имеют обратную направленность.

В шкале реактивной тревожности это вопросы 1, 2, 5, 8, 10, 11, 13, 16, 19, 20; в шкале личностной тревожности это вопросы 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Уровень реактивной тревожности исчисляется по формуле:

Тр = Ерп – Еро + 50

Тр – показатель реактивной тревожности;

Ерп – сумма баллов по прямым вопросам (3, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 17, 18);

Еро – сумма баллов по обратным вопросам (1, 2, 5, 8, 10, 11, 13, 16, 19, 20).

Для исчисления уровня личностной тревожности применяется формула:

Тл = Елп – Ело + 35

Тл – показатель личностной тревожности;

Елп – сумма баллов по прямым вопросам (22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40);

Ело – сумма баллов по обратным вопросам (21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Показатель, не достигающий 30 баллов, рассматривается, как свидетельствующий о низкой тревожности, от 31 до 45 баллов - умеренной, свыше 45 баллов - высокой.

Приложение 6

Самооценочная шкала депрессии (Self-Rating Depression – SDS)

Самооценочная шкала депрессии (Self-Rating Depression – SDS) (Zung, 1965), предназначенная для оценки выраженности депрессивных состоя­ний различного генеза, адаптирована в отделении наркологии Института им. В. М. Бехтерева (Рыбакова, Балашова, 1988). Методика чувствительна к клинически слабо выраженным эмоцио­нальным нарушениям, содержащим астенический компонент.

Шкала включает 20 пунктов - диагностических критериев депрессии, подразделяющихся на три группы: депрессивный аффект, физиологичес­кие проявления и психологические переживания, связанные с депрессив­ным аффектом. К последним относятся особенности самооценки, склон­ность к формированию интропунитивных реакций, особенности воспри­ятия актуальной жизненной ситуации и перспективы, межличностного взаимодействия, степень эмоциональной вовлеченности в текущую дея­тельность.

Испытуемый оценивает каждый пункт в соответствии со своим состо­янием в период тестирования по четырем градациям от «никогда или изредка» до «почти всегда или постоянно». После чего вычисляется сум­марная оценка по шкале. При этом менее депрессивный пациент будет иметь низкую суммарную оценку по шкале, а более депрессивный – более высокую. Интерпретацию показателей самооценочной шкалы депрессии кратко можно представить в виде таблицы.

Таблица. Интерпретация показателей самооценочной шкалы депрессии

Показатель шкалы

Характеристика состояния

Менее 50 баллов

В пределах нормы

50-59 баллов

Наличие минимальной, легкой депрессии

60-69 баллов

Наличие умеренной депрессии

70 или более баллов

Наличие выраженной депрессии

Вопросы

никогда

иногда

часто

почти

всегда

или всегда

1. Я чувствую подавленность и тоску

1

2

3

4

2. Утром я чувствую себя лучше всего

1

2

3

4

3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам

1

2

3

4

4. У меня плохой ночной сон

1

2

3

4

5. Аппетит у меня не хуже обычного

4

3

2

1

6. Мне приятно смотреть на привлекательных женщин (мужчин), разговаривать с ними, находиться рядом

4

3

2

1

7. Я замечаю, что теряю вес

1

2

3

4

8. Меня беспокоят запоры

1

2

3

4

9. Сердце бьется быстрее, чем обычно

1

2

3

4

10. Я устаю без всяких причин

1

2

3

4

11. Я мыслю так же ясно, как всегда

4

3

2

1

12. Мне легко делать то, что я умею

4

3

2

1

13. Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте

1

2

3

4

14. У меня есть надежды на будущее

4

3

2

1

15. Я более раздражителен, чем обычно

1

2

3

4

16. Мне легко принимать решения

4

3

2

1

17. Я чувствую, что полезен и необходим

4

3

2

1

18. Я живу достаточно полной жизнью

4

3

2

1

19.Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру

1

2

3

4

20. Меня до сих пор радует то, что радовало всегда

4

3

2

1

Приложение 7

Личностный опросник Айзенка (H. J. Eysenck)

Данная методика адаптирована в ЛНИПНИ им. В. М. Бехтерева и используется для выявления особенностей характера, которые получили название «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм».

Для «экстравертов» наиболее характерны такие черты, как общительность, отзывчивость, непринуждённость, жизнерадостность, уверенность в себе, стремление к лидерству. Они имеют много друзей, оптимистически настроены, добродушно веселы, но иногда бывают вспыльчивы, несдержанны.

«Интроверты» в большинстве своём спокойны, уравновешены, рассудительны, осмотрительны, миролюбивы, контролируют свои поступки, действия их всегда продуманы, рациональны. Круг друзей небольшой, предпочитают книги, личные встречи, высоко ценят «эстетические нормы».

«Нейротики» отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, лабильностью вегетативной нервной системы, легко возбудимы. Для них характерны изменчивость настроения, сенситивность, а также тревожность, мнительность, медлительность, склонность к пессимизму, нерешительность.

Опросник состоит из 57 вопросов. Испытуемый в процессе заполнения опросника должен ответить на каждый вопрос либо утвердительно, либо отрицательно. 24 вопроса предназначены для выявления экстраверсии - интроверсии, 24 вопроса - нейротизма и 9 вопросов - для контроля достоверности ответов.

Инструкция:

Внимательно прочитайте каждый из предложенных вопросов и ответьте «да» или «нет», сделав отметку + в соответствующей колонке. Старайтесь отвечать быстро, не задумываясь. Помните, что «хороших» или «плохих» ответов здесь нет.

От точности и искренности Ваших ответов будет зависеть объективность результатов исследования, эффективность лечения и ценность рекомендаций.

Вопросы

ДА

НЕТ

  1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?

  2. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

  3. Вы человек беспечный?

  4. Не находите ли Вы, что Вам очень трудно отвечать «нет»?

  5. Задумываетесь ли Вы над тем, как что- либо предпринять?

  6. Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы выполняете свои обещания (независимо от того, удобно Вам это или нет)?

  7. Часто ли у Вас бывают спады и подъёмы настроения?

  8. Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

  9. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

  10. Сделали бы Вы почти всё что угодно, на спор?

  11. Возникает ли у Вас чувство робости и смущения, когда Вы хотите завести разговор с симпатичной(ным) незнакомкой(цем)?

  12. Выходите ли Вы из себя, злитесь?

  13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

  14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-либо такое, чего не следовало делать, говорить?

  15. Предпочитаете ли Вы обычно книги встречам с людьми?

  16. Легко ли Вас обидеть?

  17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

  18. Бывают ли у Вас иногда мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

  19. Верно ли, что иногда Вы полны энергии так, что всё горит у вас в руках, а иногда совсем вялы?

  20. Предпочитаете ли Вы друзей иметь поменьше, но зато особенно близких Вам?

  21. Часто ли Вы мечтаете?

  22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

  23. Часто ли Вас беспокоит чувство вины?

  24. Все Ваши привычки хороши и желательны?

  25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

  26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

  27. Считают ли Вас человеком живым и весёлым?

  28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли бы сделать лучше?

  29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

  30. Вы иногда сплетничаете?

  31. Бывает ли, что Вам не спиться из-за того, что разные мысли лезут в голову?

  32. Если Вы хотите узнать о чём-нибудь, то Вы предпочитаете прочитать об этом в книге, нежели спросить?

  33. Бывает ли у Вас сердцебиение?

  34. Нравится ли Вам работа, которая требует постоянного внимания?

  35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

  36. Всегда бы Вы платили за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

  37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

  38. Раздражительны ли Вы?

  39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действия?

  40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

  41. Вы ходите медленно, неторопливо?

  42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

  43. Часто ли Вам снятся кошмары?

  44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

  45. Беспокоят ли Вас какие ни будь боли?

  46. Вы бы чувствовали себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

  47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

  48. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

  49. Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?

  50. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?

  51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

  52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чём-то хуже других?

  53. Легко ли Вам удаётся внести оживление в довольно скучную компанию?

  54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

  55. Беспокоитесь ли Вы о своём здоровье?

  56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

  57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

 

 

После заполнения бланка с помощью шаблонов подсчитывают число отрицательных и положительных ответов на те, или иные вопросы.

16 вопросов первой группы (1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56) при утвердительном ответе свидетельствует об экстраверсии, при отрицательном - об интроверсии.

8 вопросов второй группы (5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51) при утвердительном ответе свидетельствуют об интроверсии, а при отрицательном ответе об экстраверсии.

Сумма положительных ответов на вопросы первой группы и отрицательных - второй и даёт показатель экстра-интровертированности личности испытуемого.

В интерпретации по Л. А. Ульяновой показатель в пределах 1-13 баллов свидетельствует об интровертированности (1-4 - значительно выраженной, 5-9 - выраженной, 10-13 - умеренно выраженной), 14-24 балла -об экстравертированности (14-17 - умеренно выраженной, 18-22 - выраженной, 23-24 - значительно выраженной).

24 вопроса третьей группы (2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57) при утвердительном ответе свидетельствуют об эмоциональной лабильности (нейротизме), а при отрицательном - об эмоциональной стабильности.

Уровень нейротизма до 12 баллов (число положительных ответов третьей группы) расценивается как низкий; 12-15 баллов - умеренно выраженный; 16-19 - выраженный; свыше 19-ти баллов - значительно выраженный.

3 вопроса (6, 24, 36) при утвердительном ответе и 6 вопросов (12, 18, 30, 42, 54) при отрицательном ответе свидетельствуют о необъективности ответов, возможной установочности или несостоятельности самооценки, так как правильные ответы на вопросы могут быть однозначными, и представляют собой шкалу лжи.

При превышении 5 баллов по шкале лжи результаты исследования считаются необъективными.

Если показатель экстра-интровертированости является достаточно стабильной характеристикой личности больного и имеет значение лишь для выбора тактики поведения врача в процессе общения с ним, то показатель уровня нейротизма коррелирует с выраженностью психоэмоциональной напряжённости больного и помогает объективизировать эффективность психотерапии.

Приложение 8

Методика счёта по Крепелину (Е. Кraepelin) в модификации Шульте (R. Schulte)

Для изучения работоспособности-упражняемости и утомляемости больных с астеническими состояниями Е. Kraepelin ещё в 1895 году была предложена методика, суть которой в модификации R. Schulte состоит в изучении способности испытуемых максимально быстро и точно производить сложение в уме однозначных чисел за 8 тридцатисекундных отрезков.

Испытуемому даётся бланк с 8-ю рядами пар однозначных чисел и предлагается максимально быстро складывая пары в столбик, проставлять под ними последнюю цифру результата.

Например:

6 9 0 4 2 4 1

7 2 3 1 7 8 9

ответ:

3 1 3 5 9 2 0

343446624473489672987 4

259783247653447973892 4

385938426793747439729 7

954754898484729368949 4

954526737632865947479 3

298724844544972592267 4

923634789394892427578 4

747548697923497648349 6

863769294826944769376 2

989344567543489477973 4

585747269347429843758 3

346574355429624292725 8

523935328298942878543 5

349248529644767569864 7

496349486574932474983 8

847893937652443487392 4

По истечении каждых 30 секунд задания испытуемый по команде экспериментатора переходит на следующий ряд бланка.

После окончания задания подсчитывается количество произведённых арифметических операций и допущенных ошибок за каждый отрезок, вычерчиваются кривые работоспособности и ошибок, которые графически отражают равномерность и темп выполнения задания, наличие истощаемости (снижения числа операций и увеличения количества ошибок к концу задания), попыток концентрации активного внимания (временного увеличения числа операций и уменьшения ошибок на определённых отрезках задания), врабатываемости (постепенного увеличения числа операций и уменьшения количества ошибок).

Повторное проведение исследования и наложение графиков работоспособности позволяет также объективизировать сдвиги в психоэмоциональном состоянии соматических больных в процессе психотерапии.

При наложении графиков работоспособности различных групп больных наглядно демонстрируются различия в их психоэмоциональном состоянии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г. С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: «Кафедра-М», 1998.

  2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение/ Пер. с англ. С. Могилевского.- М.: ЭКСМО-Пресс., 2000.- 352 с.

  3. Боллз Э.В. Учитесь жить с Синдромом Хрони­ческой Усталости. М., 1995.

  4. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. М.: Гэотар Медицина, 1999. – 376 с.

  5. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. М.: Гэотар Медицина, 1999. – 376 с.

  6. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 512 с.

  7. Исмагилов М.Ф., Якупов р.а., Якупова А.А. Головная боль напряжения. Казань: Медицина, 2001. – 132 с.

  8. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983.

  9. Лакосина Н. Д.   Клиническая психология: Учебник для студ. мед. вузов. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 415 с.

  10. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и интрогенные заболевания. – М.: Медицина, 1977.

  11. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф.. Психосоматический больной на приеме у врача. Санкт-Петербург. 1996. – 255с.

  12. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.

  13. Мельченко Н.И. Клиническая психология. – Самара: Сам ГМУ, 2002. – 584 с.

  14. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практичес­кое руководство. - М., 1999.

  15. Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А. Психотерапия в общесоматической медицине (клиническое руководство) / Под общ. ред. Б. В. Михайлова. – Харьков: Прапор, 2002. – 108 с.

  16. Николаева В.В. / Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.

  17. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. - М.: Медицина, 1996. – 464 с.

  18. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред.Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.

  19. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

  20. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства (клиника, терапия, организация медицинской помощи)// Психиатрия и психофармакотерапия. 2000. Т.2

  21. Соколова Е.Т. / Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1988.

  22. Табеева Г.Р., Вейн А.М. Хроническая ежедневная головная боль. Consilium Medicum Том I-N 2-1999 //

  23. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. – Будапешт, 1981.

Список сайтов по психологии:

.

.ru

.ru

Российские библиотеки в глобальной сети Интернет

Российская Государственная библиотека (им. В.И.Ленина) (РГБ)
Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург)
Российская Книжная Палата
Библиотека Администрации Президента Российской Федерации

Государственная Центральная Научная Медицинская библиотека

Библиотека Российской Академии наук

Библиотека по естественным наукам Российской Академии наук

Научная библиотека Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Научная библиотека Новосибирского Государственного Университета

Научная библиотека Петрозаводского Государственного Университета

Научная библиотека Самарского Государственного Университета

Библиотека Саратовского Государственного Университета

Новосибирская Государственная Областная Научная Библиотека
/docs/about.html
Ярославская государственная областная универсальная научная библиотека им. М.А.Некрасова

Согласно мифу о происхождении эроса, который излагает Пла­тон в «Пире», люди первоначально были гермафродитами - двой­ственными «женско-мужскими» существами; они чувствовали в себе такую силу, что отважились восстать против богов. В наказание Зевс разделил их на два существа (мужское и женское) и обрек на необ­ходимость вечно стремиться друг к другу, чтобы вновь стать еди­ным целым, преодолеть противоположность, и осуществить жажду соединения.

При ретроспективном анали­зе и комплексном обследовании бывших узниц Освенцима установлено, что «лагерная аменорея» развилась во время пребывания в концлагере по­чти у 100% женщин и сохранялась в те­чение 1–5 лет после освобождения у 86,1%; у 19,7% женщин, попавших в концлагерь в возрасте 12–18 лет и на­ходившихся в нем на протяжении 3–5 лет, диагностирована первичная психо­генная аменорея (Glowacki С., 1976).

Классическим примером в этом плане является английская королева Мария Тюдор, которая умерла через 3 года после ложных родов, «съедаемая горем» по поводу отсутствия законного престолонаследника.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет имэифк об итогах научной работы за 2006 год и планах на 2007 год Ведущие научные школы

    Публичный отчет
    1.14. Работа, проводимая по развитию связей школы с производством, инновационными предприятиями и научными организациями. В рамках проведения научных исследований члены научного коллектива школы сотрудничают как с коллективами ведущих
  2. Программа кандидатского экзамена в аспирантуру по специальности

    Программа
    Настоящие вопросы кандидатского экзамена по специальности составлены в соответствии с программой кандидатского экзамена по специальности 14.00.18 – «Психиатрия», утвержденной Приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.
  3. Комплекс здоровья и творчества рекомендовано Федеральным агентством по физической культуре и спорту и коллегией Министерства образования и науки Республики Татарстан

    Книга
    В.К. Бальсевич - член-корреспондент РАО, д-р биол. наук, профессор РГУФК, шеф-редактор журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»,
  4. Психология семьи и больной ребенок

    Книга
    В книге собраны новые и классические исследования по психологии внутрисемейных отноше­ний. Читатель сможет познакомиться с трудами отечественных и зарубежных специалистов (психи­атров, психологов, педагогов, логопедов), чьи профессиональные
  5. Психология (2)

    Документ
    Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педа­гогическое общество России, 2003.

Другие похожие документы..