Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Я - медоносная пчелка. У меня чёрно-жёлтое брюшко, прозрачные крылышки, есть и острый хоботок. Я очень люблю жужжать и танцевать. Живу я вместе с пче...полностью>>
'Документ'
Организация работы по формированию организационной культуры предприятия, благоприятного социально-психологического климата в коллективе....полностью>>
'Реферат'
ЖАНР (франц. genre), історично сформований внутрішній підрозділ у всіх видах мистецтва; тип художнього твору в єдності специфічних властивостей його ...полностью>>
'Документ'
Субкультурные обычаи и нормы формируют, среди прочего, экономические стратегии (потребления, производства, распределения), а точнее, те повседневные ...полностью>>

Ульяновский Государственный Университет Институт медицины, экологии и физической культуры кафедра медицинской психологии, психоневрологии и психиатрии И. В. Тухтарова, Т. З. Биктимиров соматопсихология учебно-методическое пособие

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Опросник А. И. Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни

Влияние любого хронического соматического заболевания на социальный статус больного, его положение в обществе и микросоциальной среде, круг интересов, уровень притязаний издавна не вызывает сомнений у клиницистов.

Естественно, что хроническое соматическое страдание приводит к ломке привычного образа жизни и деятельности больного человека, необходимости формирования нового жизненного стереотипа.

При этом не так уж и важно насколько существенную роль в возникновении и течении данного заболевания можно отвести психогенным факторам, и можно ли его с уверенностью отнести к психосоматическим заболеваниям, или нет.

Самооценка больными влияния заболевания на их социальный статус является существенной частью «внутренней картины болезни», а следовательно и важной «точкой приложения» психотерапевтического воздействия на больного в процессе его реабилитации, ибо изменение отношения больного к своему страданию, наряду с купированием невротической симптоматики и воздействием на патогенетические механизмы психосоматического заболевания - одна из главных задач психотерапии в соматической клинике.

Вместе с тем, клинические наблюдения показывают, что разные больные зачастую вкладывают в это понятие совершенно разное содержание.

На основании опроса двух тысяч больных различными хроническими соматическими заболеваниями (А. И. Сердюк, 1994) был разработан формализованный опросник, позволяющий выделить и подвергнуть количественной оценке влияние болезни на разные сферы социального статуса больных.

Опросник включает 10 вопросов-утверждений и 5 вариантов ответов на них:

1) Из-за болезни я не могу работать с прежней работоспособностью, стал(а) слабым(ой), немочным(ой), сам(а) себе неприятен(а)…

  • Наверняка нет

  • Скорее нет

  • Затрудняюсь ответить

  • Пожалуй да

  • Безусловно да

2) Болезнь осложняет взаимоотношения в моей семье, чувствую, что надоел(а) родным со своей болезнью…

  • Наверняка нет

  • Скорее нет

  • Затрудняюсь ответить

  • Пожалуй да

  • Безусловно да

3) Из-за болезни приходится себя во многом ограничивать, боюсь употреблять спиртное, ограничиваю себя в еде, избегаю ходить в гости, отказываю себе в развлечениях…

  • Наверняка нет

  • Скорее нет

  • Затрудняюсь ответить

  • Пожалуй да

  • Безусловно да

4) Из-за болезни ухудшились отношения на работе, чувствую, что сотрудники стали хуже относиться ко мне, не сочувствуют, и даже придираются…

  • Наверняка нет

  • Скорее нет

  • Затрудняюсь ответить

  • Пожалуй да

  • Безусловно да

5) Считаю, что у меня меньше свободного времени, чем у здоровых людей, из-за болезни много времени уходит на лечение, больницы…

  • Наверняка нет

  • Скорее нет

  • Затрудняюсь ответить

  • Пожалуй да

  • Безусловно да

6) Из-за болезни не могу работать там, где хочу. Моя болезнь мешает мне занять лучшее положение в обществе, сделать карьеру…

  • Наверняка нет

  • Скорее нет

  • Затрудняюсь ответить

  • Пожалуй да

  • Безусловно да

7) После того, как заболел(а), замечаю изменения в своей внешности, стал(а) некрасивым(ой), неприятным(ой) для окружающих…

  • Наверняка нет

  • Скорее нет

  • Затрудняюсь ответить

  • Пожалуй да

Безусловно да

8) Моя болезнь сделала меня несчастным(ой), заставляет чувствовать себя не таким(ой), как все…

  • Наверняка нет

  • Скорее нет

  • Затрудняюсь ответить

  • Пожалуй да

  • Безусловно да

9) Моя болезнь мешает мне общаться с окружающими, чувствую, что отдаляюсь от людей…

  • Наверняка нет

  • Скорее нет

  • Затрудняюсь ответить

  • Пожалуй да

  • Безусловно да

10) Болезнь наносит мне значительный материальный ущерб, вынуждает тратить средства на лечение, не даёт возможности больше зарабатывать…

  • Наверняка нет

  • Скорее нет

  • Затрудняюсь ответить

  • Пожалуй да

  • Безусловно да

Один из двух последних вариантов ответов расценивается, как свидетельствующий о высокой, либо очень высокой значимости для данного больного влияния болезни на ту, или иную условно выделенную сферу его социального статуса (соответствующую номеру вопроса): 1) Ограничение ощущения силы и энергии; 2) Ухудшение отношения к больному в семье; 3) Ограничение удовольствий; 4) Ухудшение отношения к больному на работе; 5) Ограничение свободного времени; 6) Ограничение карьеры;7) Снижение физической привлекательности; 8) Формирование чувства ущербности; 9) Ограничение общения; 10) Материальный ущерб.

Расположение их в виде векторов на диаграмме позволяет более наглядно судить о степени социальной значимости заболевания для данного больного в целом, а также о тех направлениях, которые следует рассматривать, как «мишени» или «точки приложения» психотерапевтического воздействия в процессе его медико-социальной реабилитации.

Приложение 4

Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)

Опросник состоит из 30 строк, в каждой из которых представлены два полярных утверждения, из них 10 строк характеризуют самочувствие испытуемого (1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26), 10 – активность (3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28), 10 – настроение (5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30).

Строки сгруппированы попарно: 1, 2 – самочувствие (С), 3, 4 – активность (А), 5, 6 – настроение (Н), и т. д.

Испытуемому даётся следующая инструкция: Перед Вами два ряда слов, представляющие те или иные особенности психического состояния. Каждый признак имеет два противоположных полюса. Вам необходимо критически оценить своё состояние в настоящий момент. Для этого сначала выберите полюс, к которому Вы относите своё состояние. Чем ближе к полюсу Вы зачеркнете цифру, тем больше данное качество у Вас выражено в настоящий момент.

«3» – зачёркивайте в том случае, если оно выражено сильно;

«2» – если выражено умеренно;

«1» – если выражено в наименьшей степени;

«0» – неопределённое положение, когда Вы не можете решить - к какому полюсу отнести своё состояние.

Над ответами долго не раздумывайте. Отвечать нужно быстро.

Имейте в виду, что в каждом ряду должна быть зачёркнута только одна цифра!

Самочувствие хорошее

3

2

1

0

1

2

3

Самочувствие плохое

Чувствую себя сильным

3

2

1

0

1

2

3

Чувствую себя слабым

Пассивный

3

2

1

0

1

2

3

Активный

Малоподвижный

3

2

1

0

1

2

3

Подвижный

Весёлый

3

2

1

0

1

2

3

Грустный

Хорошее настроение

3

2

1

0

1

2

3

Плохое настроение

Работоспособный

3

2

1

0

1

2

3

Разбитый

Полный сил

3

2

1

0

1

2

3

Обессиленный

Медлительный

3

2

1

0

1

2

3

Быстрый

Бездеятельный

3

2

1

0

1

2

3

Деятельный

Счастливый

3

2

1

0

1

2

3

Несчастный

Жизнерадостный

3

2

1

0

1

2

3

Мрачный

Напряжённый

3

2

1

0

1

2

3

Расслабленный

Здоровый

3

2

1

0

1

2

3

Больной

Безучастный

3

2

1

0

1

2

3

Увлечённый

Равнодушный

3

2

1

0

1

2

3

Взволнованный

Восторженный

3

2

1

0

1

2

3

Унылый

Радостный

3

2

1

0

1

2

3

Печальный

Отдохнувший

3

2

1

0

1

2

3

Усталый

Свежий

3

2

1

0

1

2

3

Изнурённый

Сонливый

3

2

1

0

1

2

3

Возбуждённый

Желание отдохнуть

3

2

1

0

1

2

3

Желание работать

Спокойный

3

2

1

0

1

2

3

Озабоченный

Оптимистичный

3

2

1

0

1

2

3

Пессимистичный

Выносливый

3

2

1

0

1

2

3

Утомляемый

Бодрый

3

2

1

0

1

2

3

Вялый

Соображать трудно

3

2

1

0

1

2

3

Соображать легко

Рассеянный

3

2

1

0

1

2

3

Внимательный

Полный надежд

3

2

1

0

1

2

3

Разочарованный

Довольный

3

2

1

0

1

2

3

Недовольный



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет имэифк об итогах научной работы за 2006 год и планах на 2007 год Ведущие научные школы

    Публичный отчет
    1.14. Работа, проводимая по развитию связей школы с производством, инновационными предприятиями и научными организациями. В рамках проведения научных исследований члены научного коллектива школы сотрудничают как с коллективами ведущих
  2. Программа кандидатского экзамена в аспирантуру по специальности

    Программа
    Настоящие вопросы кандидатского экзамена по специальности составлены в соответствии с программой кандидатского экзамена по специальности 14.00.18 – «Психиатрия», утвержденной Приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.
  3. Комплекс здоровья и творчества рекомендовано Федеральным агентством по физической культуре и спорту и коллегией Министерства образования и науки Республики Татарстан

    Книга
    В.К. Бальсевич - член-корреспондент РАО, д-р биол. наук, профессор РГУФК, шеф-редактор журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»,
  4. Психология семьи и больной ребенок

    Книга
    В книге собраны новые и классические исследования по психологии внутрисемейных отноше­ний. Читатель сможет познакомиться с трудами отечественных и зарубежных специалистов (психи­атров, психологов, педагогов, логопедов), чьи профессиональные
  5. Психология (2)

    Документ
    Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педа­гогическое общество России, 2003.

Другие похожие документы..