Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
В данном докладе мы рассмотрим область явлений, связанных с передачей в процессе коммуникации некоторой информации, но характеризующей не само высказ...полностью>>
'Документ'
2. Департаменту образования области (Е.О. Рябова) утвердить План реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в образовательны...полностью>>
'Лекции'
Концепция издержек в экономической теории, бухгалтерская и экономическая прибыль: методика расчета и источники формирования, основные функции Централь...полностью>>
'Сказка'
Читательские интересы Л. Н. Толстого любопытны в аспекте его авторского вторжения в чужой текст, когда Толстой-писатель превалирует над Толстым-читат...полностью>>

А. Н. Третьякова 197022, Санкт-Петербург, ул. Чапыгина, д. 2

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

наличие (по крайней мере, предполагаемое) значительного количества свободных неприхотливых высококвалифицированных трудовых ресурсов, одновременно обладающих высокой совокупной покупательной способностью;

  • отсутствие сырьевых запасов (нефть, газ и т.п.).

    Таким образом, направления экспансии ТНК в Санкт-Петербурге оказываются тривиальны; энергоемкая промышленность, связанная с поставками основного сырья (комплектующих) морским путем – и, разумеется, торговля.

    Очевидно, что строящиеся автозаводы полностью укладываются в изложенную схему вплоть до мелочей (как известно, производства принадлежат американским и японским корпорациям, вынужденным использовать морские перевозки, в то время, кстати, как европейские автоконцерны предпочитают создавать автокластер в средней полосе России). Таким образом, приход сюда автоконцернов никакого отношения к активной деятельности органов власти не имеет и определен Петром I (создавшим город-порт) и советской властью, развившей Ленинград в мегаполис с хорошими дорогами и энергетикой.

    Собственно говоря, об этом же говорят и эксперты:

    «В своей политике по привлечению иностранных инвесторов властям российских регионов следует учитывать, что инвестиционная стратегия иностранных компаний, особенно крупных, определяется не столько усилиями государств, заманивающих к себе инвесторов, сколько тенденциями мировых рынков и ожесточающейся глобальной конкуренцией. В автопроме эти объективные обстоятельства, помимо прочего, требуют выноса сборочных производств в третьи страны. Конкретный выбор этих стран также определяется в основном объективными факторами — расположением на карте мира (близость к главным рынкам сбыта), емкостью внутреннего рынка, качеством таможенных технологий в стране, емкостью рабочей силы, наличием кадров нужной квалификации и т.п.... Но главным фактором, по-видимому, стали особенности Петербурга — его местоположение на берегу моря, наличие развитого порта с таможенной инфраструктурой, значительная численность более или менее образованного (с точки зрения потребностей бизнеса) населения. По той же причине Ленобласть получила завод Ford во Всеволожске — не столько благодаря региональным льготам, сколько из-за близости Петербурга с его достоинствами. Эти достоинства наверняка предопределили и решения других автопроизводителей —GM, Nissan, Suzuki. Недаром и в сообщениях о переговорах Mitsubishi (детали которых компания отказывается комментировать) фигурирует только один конкретный регион — Санкт-Петербург». 42

    «…В зону роста, где зафиксировано увеличение сбыта на 20-40% в год, отнесены не только промышленные, но и часть сферы услуг. Иными словами, которые ориентированы на внутренний потребительский рынок РФ. Именно в таком бизнесе инвестиционные риски считаются минимальными. Это означает, что Петербург рассматривается экспертами не только как производственная площадка, но и как перспективный рынок потребления…». 43

    Поскольку из множества возможных областей экспансии ТНК в Санкт-Петербурге интересны только две — автосборка и торговля — то и их активность в этих отраслях значительно возрастает. И если интересы автоконцернов с интересами горожан в целом и, тем более, малого бизнеса, почти не пересекаются, то с сетевыми торговыми ТНК ситуация диаметрально противоположная. Основными конкурентными полями в области торговли для сетевых ТНК и малого бизнеса являются:

    • прямая конкуренция за потребителя, которую ТНК предпочитают выигрывать не путем улучшения соотношения цена/качество, а путем устранения альтернативы выбора (для чего, разумеется, желательно устранить конкурента);

    • конкуренция за торговые площади (за земельные участки – для крупных сетевых компаний, и арендопригодные помещения — для малых торговых объектов сетевого формата — например, «формата у дома»);

    • конкуренция за трудовые ресурсы, которых в городе катастрофически не хватает (известно, например, что в городской промышленности имеется до 50.000 вакансий на ключевых позициях технологических процессов и, например, высококвалифицированный представитель рабочей профессии (сварщик, токарь, и т.д.) может претендовать на заработную плату до 2-3 тысяч USD).

    Уже это неизбежно провоцирует острейший конкурентный конфликт между малым бизнесом и торговыми сетями. Однако последние неожиданно получили в этой битве двух союзников — сетевые торговые центры, а также структуры, отвечающие за поставку трудовых ресурсов в промышленность, в первую очередь – для строящегося «Детройта на Неве». Острейший дефицит трудовых ресурсов очевиден, вопросы привлечения мигрантов необходимой квалификации и проблемы с их размещением на постоянной основе достаточно сложны — и взгляд неизбежно обращается к малому бизнесу, в составе которого трудится около 700.000 человек. Поскольку по доброй воле менять возможность ведения своего бизнеса на место у конвейера японского автосборочного производства или кассы сетевого гипермаркета никто не хочет, выход один – ликвидировать возможность выбора путем ликвидации малого бизнеса. И раз здесь стратегические интересы с сетевиками совпадают, усилия по ликвидации мелкорозничной торговли удваиваются.

    Если ситуация с захватом «жизненного пространства» крупным торговым капиталом наглядна и очевидна, то ситуация с трудовыми ресурсами остается несколько в тени. До настоящего времени многие в своих выступлениях используют в качестве важнейшего аргумента тему о «создании новых рабочих мест», тогда как на самом деле:

    «…Еще одна важная проблема в городе — недостаток кадров в промышленности и строительстве. «У нас не обеспечены трудовые ресурсы в полной мере, на это влияют и жесткие ограничения по привлечению мигрантов в соответствии с новым федеральным законодательством», — отметил Михаил Осеевский». 44

    «Рост активности рабочих коррелируется с напряженностью на рынке труда. Среднегодовая заявленная потребность предприятий в работниках, по данным Петростата, составила в 2006 г. 95% от незанятого экономически активного населения (73% в 2001 г.). В среднем по России этот показатель равен почти 17%.

    И если Москва решает проблему за счет массивной эмиграции, то для Петербурга чистый миграционный прирост в 2006 г. составил 8,4 тыс. человек, что почти в 2 раза меньше, чем в 2001 г. (15,3 тыс.). Это неудивительно: соотношение средних зарплат к стоимости жизни в нашем городе пока уступает Москве даже по данным Росстата».45

    «...По данным КЭРППиТ, в последние годы в городе наблюдается устойчивый рост спроса на рабочую силу при одновременном сокращении кадровых ресурсов. По прогнозам, эта тенденция сохранится и в 2008г. Дефицит составит 764 тыс. человек. Численность же трудоспособного населения снизится с 2835 до 2748 тыс. человек. Почти вдвое сократится и количество подростков, вступающих в трудоспособный возраст...». 46

    «Неофициально источники в Смольном сообщали, что кадровые потребности автозаводов городские власти собирались покрыть за счет рабочих, которые, как ожидалось, будут уволены с закрывающихся верфей. Теперь тысячи вакансий на автозаводах придется заполнять из других источников, в первую очередь за счет приезжих, которых придется обеспечивать жильем». 47

    «Директор Санкт-Петербур­гского филиала Государ­ственного университета — Высшей школы экономики Александр Ходачек:

    Уже сегодня город испытыва­ет нехватку кадров для промыш­ленности. И в перспективе этот дефицит будет только расти и увеличиваться. По нашим дан­ным, сегодня в городе около 2,3 млн. трудоспособного населения и около 350 - 400 тыс. из них ра­ботает в промышленности. В свою очередь, только строящие­ся концерны в совокупности бу­дут требовать около 4-5 тыс. ква­лифицированных кадров. Полу­чится, что все наши подготов­ленные специалисты из различ­ных областей перейдут на авто­заводы, а в пищевом или судос­троительном кластере работать будет некому? В перспективе нехватка кадров для предприя­тий автомобильного сектора составит более 50 процентов от требуемого персонала. Это не только рабочие предприятий, но и логисты, грузчики, ремонтники, сотрудники дилерских автосалонов и другой персонал.

    Отметим, что ежегодно во все отрасли промышленности необходимо около 150 —200 тыс. новых готовых сотрудников. В то время как реальный прирост ежегодно составляет около 35 — 50 тыс. человек. При этом стоит учитывать, что привлекать из соседних городов, в сущности, уже некого. Ленобласть отдала городу и областным компаниям все свои молодые кадры, и теперь новых рабочих в лучшем случае можно найти лишь в таких центрах, как Новгород или Псков. Однако и там есть ряд крупных промышленных предприятий, которым также требуются сотрудники». 48

    «Создание в Северо-Западном регионе «русского Детройта» и развитие автомобильного сектора привело к постепен­ному дефициту кадров для вновь строящихся предприя­тий. Уже сегодня аналитики говорят о ежегодной потреб­ности в 200 тыс. новых квали­фицированных кадров, в то время как в городе не более 35-50тыс. специалистов. В результате, когда все созда­ваемые предприятия выйдут в 2008-2009 годах на проек­тную мощность, профессия автомобильного сварщика или слесаря станет одной из наиболее востребованных в регионе. В самих автоконцер­нах очень рассчитывают на Смольный, который должен озаботиться подготовкой и воспитанием новых рабочих». 49

    С учетом изложенного не может не беспокоить возможное рассмотрение отдельными чиновниками занятых в малом бизнесе трудовых ресурсов в качестве «трудовых консервов» для конвейеров строящихся автопредприятий и расчетно-кассовых узлов сетевых гипермаркетов, тем более что в проекте городской программы поддержки предпринимательства на 2008-2011 годы в качестве одной из стратегических задач указано «эффективное стимулирование межотраслевой ротации трудовых ресурсов малого предпринимательства».

    Ситуация с сетевыми торговыми центрами несколько иная. Как известно, именно они являются претендентами на «реконструкцию» наземных вестибюлей станций метрополитена – и, соответственно, в их интересах была ликвидация мелкорозничной торговли не только на самих станциях, но и в максимально большом радиусе вокруг них. Однако есть и другой интерес. Как известно, строительство подобных центров подошло к пределу насыщения, возникают сложности с малыми арендаторами (не секрет, что они намного выгоднее якорных, и арендные ставки между ними могут различаться в разы). И здесь возникает совместный интерес с сетевиками по ликвидации любых объектов мелкорозничной торговли рыночного типа — рынков, минирынков, КМРТ — т.к. в результате один союзник получает ликвидацию конкурентной среды, а другой — бездомных арендаторов, которые вынужденно повысят ставки аренды в сетевых торговых центрах (кстати, это, видимо, еще одна из многих причин, почему полным крахом окончилась кампания «МШД по-питерски»).

    Очевидно, что предпринятый путь на самом деле не в состоянии обеспечить решения ни одной из указанных задач. Так, устранение мелкорозничной торговли лишь на время отсрочит кульминацию внутривидового конкурентного конфликта торговых сетей, то же относится и к сетевым торговым центрам. Получение трудовых ресурсов для конвейерных производств строящихся автогигантов путем добровольно-принудительной переподготовки оставшихся без средств к существованию малых предпринимателей из сферы торговли также иллюзорно: особый психотип предпринимателя заставит его пытаться опять организовать собственное предприятие, и очень сомнительно, что теперь он будет заниматься вопросами промышленности и инноваций. Намного более вероятно, что он останется в сфере потребительского рынка, в крайнем случае — в теневом секторе. Кстати, и наемные работники этой сферы вряд ли в состоянии удовлетворить потребности ТНК: особая «семейная» система человеческих взаимоотношений, свойственная малым фирмам, не позволит им комфортно себя чувствовать в условиях потогонной конвейерной системы. Это подтверждают как высокая текучесть кадров на предприятиях ритейла, так и регулярные забастовки на первенце «автомобильного кластера» — заводе компании «Форд» во Всеволожске.

    Общую оценку ситуации дает депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева:

    « — Экономическая политика городской власти ориентирована пре­имущественно на крупный капи­тал, а малый и средний бизнес ос­тается без должной поддержки. Ставка Смольного делается на мегабизнес-структуры. Но такой односторонний подход рано или поздно негативно отразится на всей социально-экономической жизни Петербурга, поскольку только ма­лый и средний бизнес способен обеспечить долгосрочный эконо­мический рост и поступательное развитие города. Сейчас в Север­ной столице идет сокращение числа занятых в малом бизнесе. Доля налоговых поступлений от него — 25% (а в европейских странах пред­принимательство дает более поло­вины бюджетных доходов). Пока что против малого и среднего биз­неса в Петербурге активно борются…». 50

    Такого же мнения придерживаются и эксперты:

    «Николай Сивач, президент петербургской Ассоциации совместных предприятий:

    Средней заработной платы в 1000 долларов к 2010 году достичь можно. Вот, скажем, в Ирландии 87% доходов бюджета дает малый бизнес, у нас же 87% — крупные сетевые магазины. Из городской экономики выбивается такая существенная часть, как малый бизнес вместе с зарплатами, которые были близки к той самой тысяче долларов». 51

    Таблица 5.

    Каких проблем опасается малый и средний бизнес:

    • Изменения в законодательстве, ухудшающие положение бизнеса;

    51%

    • Резкое ухудшение ситуации в экономике;

    51%

    • Рост арендных платежей;

    42%

    • Потеря производственного помещения;

    23%

    • Необоснованные штрафы и санкции;

    22%

    • Вымогательство, попытки отнять или ликвидировать бизнес;

    21%

    • Появление крупного монополиста или фирмы, которую поддерживает администрация региона.

    18%

    53

    В данном случае небезынтересно сравнить общероссийскую (см. таблицу 5.) и Санкт-Петербургскую (см. таблицу 6.) пробле-матику малого предпринимательства:

    Как видно из сравнения, коррупция волнует петербургских предпринимателей значительно больше, чем в целом по России.

    Очевидно, что в Санкт-Петербурге, видимо, в коррупционный разряд внесены и проблемы, связанные с продвижением в город ТНК.

    В данном случае особенностью является также то, что, во-первых, в основном коррупция сосредоточена на уровне районных администраций, а, во-вторых, от нее страдают не только СМП: «Руководители крупных строительных компаний города пожаловались Губернатору СПб Валентине Матвиенко на «вымогательства» районных администра-ций... Администрации обращаются к нам с просьбой о дополнительных услугах, не прописанных в документах: сделать ремонт детского сада или облагородить 1 га площадей вокруг построенного дома, иногда просят так называемую «гуманитарную помощь», — говорили строители...». 52

    Во многом подобная особенность обусловлена неоптимальным сочетанием прав и обязанностей районных администраций в Санкт-Петербурге (подробнее см. раздел 3.3.), хотя подобное отмечается и в других регионах: «Волгоград. Негромкое уголовное дело скромной чиновницы из Дзержинского района города-героя Натальи Багрянцевой заслу- живает особого упоминания. Работая председателем комитета по развитию потребительского рынка и предпринимательству райадминистрации, она умудрилась только летом 2006 года получить 87 (!) взяток. Даже ветераны прокуратуры считают, что таким образом она установила рекорд. Как минимум, областной. И это только эпизоды, установленные следствием.

    Багрянцева по роду своей службы выдавала разрешения на размещение торговых точек. Взятки брала небольшие: от полутора до шести тысяч рублей, но в итоге сумма получилась приличная. И сидеть бы экс-чиновнице долго, если б суд не учел, что у нее на иждивении дочь-инвалид и престарелые родители. В итоге она получила три года и один месяц лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Кстати, в соответствии с законом ответить должны и те предприниматели, кто приносил ей конверты. Прокуратура проводит расследование и в отношении них. Пятеро уже осуждены за дачу взятки должностному лицу. И это еще не конец истории». 54

    В целом же вышеуказанные особенности привели к ликвидации целых секторов малого предприни мательства сферы потребительского рынка, в результате чего не менее 150 000 человек (подробнее см. разделы 3 и 4) оказались выбиты из активной экономической деятельности с очевидной потерей привычного социального и имущественного статуса.

    Таблица 6.

    ДАННЫЕ СОЦОПРОСА на тему:

    «Что сегодня в СПб мешает развитию малого бизнеса?»

    Коррупция

    67,1%

    Высокие налоги

    56,3%

    Плохие законы

    39,9%

    Постоянно меняются законы

    25,9%

    Трудно получить кредит / дорогие кредиты

    24,7%

    Другое

    23,4%

    Затрудняюсь ответить

    4,4%

    Сумма более 100%, т.к. респондентам предложено несколько вариантов ответов

    [55]

    Очевидно, что это неизбежно привело к определенному возраста-нию социальной напряженности. Вкупе с другими социальными группами недовольных (обманутые дольщики, участники рынка пассажирских перевозок, активисты ТСЖ и пр.), была создана достаточно серьезная критическая масса, которая и ложится в основу различных экстремальных форм процесса:

    «Если у тысяч людей копится раздражение, уже выплескива-ющееся на улицу, не это ли повод задуматься? Почему по мере укрепления вертикали и построения обещанной демократии в «колыбели революции» происходит, казалось бы, невозможное? Демократия, главным лозунгом которой стал клич «Это наш город!», демонстрация людей, отстаивающих свое право на выборы, демонстрация, в рядах которой были вполне успешные персоны, а отнюдь не изгои, демонстрация, на разгон которой брошены сотни вооруженных сотрудников милиции.

    Это неприятные вопросы, но отвечать на них нужно хотя бы для того, чтобы не повторять ошибок отечественной истории последнего столетия. Иначе раздражение может перерасти в ненависть...». 56

    «...Для революции радикального студенчества недостаточно. Необходимо еще определенное общественное мнение, противоположное представлению власти о себе. Оно есть...». 57

    Это подтверждают и исследования наших коллег: «Ассоциация предпринимателей малого и среднего бизнеса Петербурга провела исследование и выяснила, почему владельцы малых компаний идут в политику... По данным опроса, в 2005г. 10% предпринимателей были готовы к проявлению политической активности, в 2007г. этот показатель составил 40%. Сформировалась группа предпринимателей, которые переходят от исключительно экономических требований (изменение законодательства, смена районного руководства) к политическим: смена системы власти, демонтаж вертикали власти и введение всеобщих демократических выборов. Предприниматели объясняют это тем, что у них в сложившейся ситуации нет реальной альтернативы трудоустройства. 9,8% опрошенных владельцев малых фирм перестроиться обратно в наемных рабочих мешает возраст. 13,2% не видят для себя соответствующих вакансий. 45,4% видят себя только предпринимателями и не намерены продавать свою рабочую силу. Около 5% предпринимателей хотят продолжать свой бизнес, покинув пределы России. Большинство опрошенных (60%) все-таки хотели бы продолжить свою деятельность именно в сфере бизнеса. В Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Петербурга объясняют, что недовольные владельцы компаний готовы поддерживать оппозиционные политические партии...». 58

    И мнение газеты «Деловой Петербург»: «Апеллировать на предстоящих выборах к малым предпринимателям не будет только ленивый». 59 и в подтверждение этого приводит как слова лидера КПРФ «Тысячи членов партии — бывшие инженеры, врачи, военные, ученые, рабочие, крестьяне — трудятся сегодня на малых и средних предприятиях. Нам, коммунистам, небезразличны их проблемы», — заявил Геннадий Зюганов», 59

    так и выдержки из партийных программ:

    «Гражданская сила. «Потенциал устойчивого экономического развития России зависит не только от развития крупных компаний-лидеров, но и от создания в стране здоровой конкуренции современной экономики, от развития малых и средних компаний на базе частной предпринимательской инициативы и конкуренции».

    Союз правых сил. «Именно малый бизнес — главный, наиболее мобильный способ внедрения инноваций. Здоровой можно считать только ту экономику, где не менее 60% ВВП производится на предприятиях малого и среднего бизнеса».

    ЛДПР. «ЛДПР выступает за развитие частного предпринимательства, поддержку инициатив деловых людей и ограничение бюрократического произвола. Частный бизнес платит налоги, создает рабочие места, а государство оказывает максимальную поддержку и защиту от недобросовестных конкурентов».

    Патриоты России. «Патриоты России настаивают на установлении льгот для малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства, инновационных проектов и сокращения для них ЕСН и НДС».

    Единая Россия. «В области торговли и услуг необходимо ... ликвидировать ларьки, киоски, лотки, палатки и иное нестационарное торговое оборудование на основных магистралях города и около общественно значимых мест».». 59

    Нелишним здесь будет напомнить цитату из Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса «Низшие слои среднего сословия: мелкие промышленники, мелкие торговцы и рантье, ремесленники и крестьяне — все эти классы опускаются в ряды пролетариата». 59

    Возможно с учетом изложенного и футуристических прогнозов британских специалистов (см. раздел 1), целесообразно пересмотреть политику массовой ликвидации малого бизнеса в сфере потребительского рынка и тем самым в значительной мере снять очевидный рост социальной напряженности.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. А. Н. Третьякова при участии специалистов ОАО «Балтийский Инвестиционный Банк»

      Документ
      «Замучили проверки и всякого рода «наезды» по коммерческим наводкам. Вообще, надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали «кошмарить» бизнес.

    Другие похожие документы..