Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сочинение'
Мы живем в счастливое, мирное время. Это действительно прекрасно когда все хорошо, когда никто не может погибнуть от пули, мины или снаряда. Но кажды...полностью>>
'Документ'
Почему россияне до сих пор, через двадцать лет после крушения Советского Союза не могут сформировать новые, приемлемые с этической точки зрения модел...полностью>>
'Программа'
М.И. Моро и др. 4. «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков 5. «Технология» авт. Н.И. Роговцева и др. . «Изобразительное искусство» авт. Б.М....полностью>>
'Автореферат диссертации'
Дудкин Александр Арсентьевич, доктор технических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории идентификации систем государственного научного учреждени...полностью>>

А. Н. Третьякова 197022, Санкт-Петербург, ул. Чапыгина, д. 2

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Что же касается заинтересованности владельцев ТНК в неприхотливых российских трудовых ресурсах, то:

«От передовых стран наша страна традиционно отставала и продолжает отставать не только по производительности, но в еще большей степени — по доле заработной платы в «цене» производительности. Статистические сравнения подтверждают, что доля прироста нашей заработной платы в приросте нашей низкой производительности труда в 2-3 раза ниже, чем у ведущих стран Запада. В подтверждение этого тезиса приведем лишь одно сравнение. На один доллар часовой заработной платы наш среднестатистический работник производит сегодня в 2,7 раза больше ВВП, чем среднестатистический американский работник: 4,6 доллара ВВП на 1 доллар часовой заработной платы у нас, против 1,7 доллара в США (см. таблицу 3):

Таблица 3.

Сравнительная оценка производительности
и зарплатоотдачи по ВВП

(по паритету покупательной способности национальных валют)

Страны

Часовая производительность по ВПП, долл.

Часовая заработная плата

ВВП на 1 доллар заработной платы

I

США

27

16,4

1,7

Великобритания

22

13,8

1,6

Германия

27,7

22,7

1,2

Франция

28,8

14,4

2,0

Япония

21,6

12,3

1,8

Канада

23,4

17,1

1,4

Италия

30,6

16,4

1,9

II

Турция

10,3

2,6

4

Чили

9,7

4,3

2,3

Корея

9,6

7,2

1,3

Мексика

14,5

4,5

3,2

III

Венгрия

8,8

2,7

3,3

Чехия

8,5

2,5

3,4

Польша

6,2

4,3

1,4

IV

Россия

7,6

1,7

4,6

Как видим, за час одинаковой работы (в сопоставимых ценах) наш работник получает, примерно, в 3 раза меньшую заработную плату!

Это означает лишь одно — такой, как в России, эксплуатации наемного труда не знает ни одна современная западная цивилизация!»

Собственно, иностранцы и не скрывают своей заинтересованности:

«Президент Американской торговой палаты (АТП) в России Эндрю Сомерс поделился с «ДП» своими взглядами на проблемы иностранных и местных бизнесменов в России….

…российский рынок становится двигателем роста для глобальных американских компаний. В США и Европе их рынки растут на 3 — 4% в год, в России уже в течении 6 лет рост составляет 50 — 150%. И все больше американских компаний приходит на рынок…». 24

46

Разумеется, они очень заинтересованы в нашем вступлении в ВТО:

«По оценкам Всемирного банка, от вступления России в ВТО проиграют 27 отраслей из 30. В частности, в пищевой промышленности объем производства сократится на 14%, что приведет к сокращению на 15% квалифицированной рабочей силы. В два раза вырастут цены на энергоносители (одно из требований ВТО — доведение их до общемировой стоимости). Вступление в ВТО приведет к значительному снижению объемов производства в сельском хозяйстве и увеличению импорта продовольствия на 38%. Председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский считает, что после вступления в ВТО «достаточно будет несколько лет, чтобы уничтожить нашу промышленность». По его словам, специалисты МЭРТ не провели на этот счет ни одного исследования». 25

«Тревожат ТПП и более отдаленные перспективы малого бизнеса — в связи с грядущим вступлением России в ВТО. В том, что после открытия границ жизнь российских предпринимателей будет нелегкой, председатель Комитета палаты по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков не сомневается. Им придется туго в борьбе с иностранными конкурентами, обладающими солидными финансовыми ресурсами». 26

Добавим которые они очень ловко научились переводить в лоббистские.

Вот какие результаты были получены и в ходе опроса предпринимателей в рамках VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО» (самые популярные ответы):

«Отличаются ли сегодня в целом условия работы на российском рынке у зарубежных бизнесменов и отечественных предпринимателей?

Они лучше у зарубежных бизнесменов — 49%.

С какими опасениями по поводу присоединения России к ВТО вам приходилось встречаться?

Разорение малого и среднего предпринимательства — 44%». 27

Поэтому не случайно, что:

«…Больше всего противников иностранных инвестиций оказалось среди предпринимателей и собственников частных предприятий — 46,7%…». 28

Точнее всех высказался Алексей Гордеев, министр сельского хозяйства РФ:

«ВТО — это организация лицемерная и не полезная для развивающихся стран. По большому счету, это штаб защиты экономических интересов крупных западных государств — и прежде всего США…». 29

Собственно, реальная роль ТНК в современном мире не является секретом не только для практиков, но и для ученых. Вот что говорит Владимир Арсеньев, член научного совета РАН по проблемам Африки, иностранный член Академии наук заморских стран:

«…Принято считать, что есть две основные формы организации человечества в масштабах нашей планеты. Одна основана на общемировом рынке, где основными игроками выступают ТНК («холдинговая модель»). Именно она является основным двигателем глобализации…

…Однако опыт подсказывает, что ТНК не гармонизируют мир, а находятся в постоянной вражде и с государствами и друг с другом. И применение оружия в этих конфликтах отнюдь не исключено, а в условиях кризиса еще и становится нормой». 30

И, спрашивается, «оно нам надо»?

Возможно, что сверхлояльный допуск иностранных инвестиций на российские рынки объясняется рудиментарным «низкопоклонством перед Западом», либо не менее иррациональными страхами перед разваленной экономикой и пустыми полками магазинов начала 90-х годов. Возможно, это избыточные уступки в связи с вступлением в ВТО ради получения особых преференций на западных рынках для экспортноориентированных компаний. Наверное, возможны и какие-то иные объяснения. Однако в любом случае подобная политика разительно отличается от политики других стран, очень серьезно ограничивающих иностранные вложения в свою экономику:

«Берлин озабочен растущим интересом российских и китайских инвесторов…

опасения вызывают, прежде всего,……Россия, Китай и некоторые нефтедобывающие страны — те, у кого имеются крупные свободные средства….…Выход немцам видится очень простым. Правительство ФРГ намерено отказывать России, Китаю и богатым ближневосточным странам в праве на покупку немецких фирм, ссылаясь на «интересы национальной безопасности». С этой целью планируется создать правительственное управление, которое будет рассматривать вопросы о ветировании иностранных капиталовложений в экономику страны. Интерес иностранных концернов и банков к немецким фирмам не вызывает у Берлина энтузиазма из-за опасений того, что «за инвестициями могут скрываться политические цели»…. …Между тем пример государственной политики, «в интересах национальной безопасности» умеряющей аппетиты зарубежных инвесторов, существует уже давно. Созданный в 1975 году американский Комитет по иностранным инвестициям в последние годы действует все более активно. Делом его рук стал отказ Пекину в покупке крупной американской нефтедобывающей компании «Юникол», Дубаю — в приобретении крупных портов. А нидерландской компании, занимающейся производством оборудования для голосований, был закрыт доступ на американский рынок, потому что часть ее акций принадлежит венесуэльским властям…». 31

«…принятый в США в марте 2007г. закон об ограничениях иностранных инвестиций (направленный, впрочем, не только против РФ), с помощью которого уже была предотвращена сделка по приобретению шести крупнейших американских портов дубайской компанией: «Сделки по покупке «Газпромом» газораспределительных сетей в ряде стран, включая Великобританию, также блокируются. И таких примеров много».32

И это касается не только развитых стран:

«…парламент Зимбабве принял закон, согласно которому ни одна иностранная компания не может работать на местном рынке, если контрольный пакет ее акций не находится в руках представителей коренного чернокожего населения…». 33

К счастью в стране наметилась смена курса:

«…10 сентября президент РФ Владимир Путин в ходе своего визита в ОАЭ заявил, что российские власти, возможно, введут ограничения на иностранные инвестиции в отечественную экономику. Такое решение президент мотивировал тем, что, когда у России не было возможностей для инвестирования за рубежом, власти ЕС и США настаивали на том, чтобы она открыла свой рынок для нерезидентов. Но когда у РФ появилась возможность вкладывать средства в экономику других стран, они начали закрывать свои рынки». 34

Разумеется,

«Ответная реакция из ЕС не заставила себя долго ждать. Уже через неделю, 19 сентября, Еврокомиссия представила па­кет из пяти законодательных актов, пред­лагающих разделить добычу и транспор­тировку газа европейских компаний, дро­бить их активы на более мелкие, выделить из состава компаний распределительные сети и запретить продавать их иностран­цам. Если эти поправки будут одобрены, то «Газпрому», активно пытающемуся сей­час вырваться на европейский рынок, для покупки активов в ЕС придется выделить из «Единой системы газоснабжения» ее га­зотранспортную часть, что, по оценкам эк­спертов, из-за ее масштаба займет не­сколько лет. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что страны ЕС могут быть «открытыми, но никак не наивными» в отношении иностранных инве­сторов, а новые поправки, несколько пара­доксально пояснил он, необходимы, что­бы «защитить открытость нашего рынка». В свою очередь, замглавы «Газпрома» Александр Медведев назвал инициативу Еврокомиссии «самой абсурдной идеей в истории мировой экономики..

«Ввиду резкого изменения пропорций на мировом рынке, в том числе из-за по­вышения доли на нем Китая, Индии и РФ, мы сталкиваемся с проявлениями новой волны протекционизма, который идет со стороны развитых стран, - комментирует возникшее противоборство научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. - Раньше развитые страны проводили идею открытой экономики, ко­торая способствовала их развитию и проникновению на рынки менее развитых стран. Сейчас же на Западе впервые почувствовали, что их рынки захватывает более дешевая продукция из Индии, Китая, а теперь и РФ, тем более что бывшие аутсайдеры, заработав приличные капиталы, могут приобретать их активы. Вот и возникло желание ограничить это влияние…». 32

Остается надеяться, что мы не пропустим точку невозврата, когда «иностранные инвестиции» превращаются в «иностранную интервенцию». И что эти решения — окончательные, и приоритетными теперь станут интересы отечественных предпринимателей и граждан.

Рассматривая общую ситуацию, невозможно также игнорировать столь серьезную проблему современной России как коррупция:

«Усилившаяся в последние годы в России коррупция — это, увы, факт, который подтверждается и отечественными исследованиями (фонд «Индем»), и зарубежными (Всемирный экономический форум, Всемирный банк), о том же свидетельствует индекс Transparency International, опубликованный на этой неделе. Результаты исследований Института социологии РАН совместно с представительством Фонда Ф.Эберта также свидетельствуют о масштабности проблемы. Недавно и президент признал на встрече международного дискуссионного клуба «Валдай», что итоги борьбы с коррупцией можно оценить со знаком «минус». В общем, это признают все — президент, граждане, исследователи и даже сами чиновники …

…У чиновников, которых окунули в омут неопределенности, начала формироваться психология временщика — неизвестно, мол, чем это все закончится, надо действовать. Вот и действовали, опустив страну в рейтингах коррупции на нижние строчки …». 34

«…согласно Индексу восприятия коррупции, ежегодно представляемому международной правозащитной организацией Transparency International, в 2006 году по уровню коррупции Россия оказалась на одном уровне с Бенином, опасно приблизившись к самому позорному месту в нисходящем рейтинге (соответственно — 122-я и 123-я позиции из 163 возможных). …». 35

Таблица 4

К сожалению, коррупция продолжает нарастать (см. таблицу 4).

СПРАВКА

  • В 2006 г. россияне дали и получили взяток на сумму $240 млрд.

  • Средняя годовая сумма взятки российского чиновника составляет $500 тыс.

  • В 2006 г. выявлено 28 тыс. коррупционных преступлений, 9 тыс. из них связаны со взятками.

  • Средний размер взяток в секторе деловой коррупции в России увеличился за 5 лет в 10 раз.

Источник: Генеральная прокуратура РФ, Фонд «Индем»,

36

«Международная организация Transparency International вчера (26.09.07) объявила, что в ее рейтинге коррупции Россия по итогам 2007 года спустилась с прошлогоднего 126-го места на 143-е, разделив его с Индонезией, Гамбией и Того», 37,

и ее объемы уже сопоставимы с объемами бюджета:

«Как следует из пресс-релиза семинара бюро по правам человека (МБПЧ) и Альянса руководителей региональных СМИ РФ (АРС-Пресс), по результатам ряда исследований, посвященных масштабам коррупции в России, в прошлом году рынок деловой коррупции превзошел доходы Федерального бюджета в 2,66 раза». 38

При таких объемах коррупция становится смертельно опасной уже для самой власти:

«Как считают ученые РАН, коррупцией в России «съедается» 6-7% от ВВП страны — практически весь прирост внутреннего валового продукта идет на обогащение чиновников. По мнению ученых, когда уровень коррупции превысит 10% от ВВП, руководство страны не только потеряет возможность бороться с этим явлением, но и наступит «полный паралич власти». Вероятность прогноза повышает отсутствие в России единых и устоявшихся правовых норм по противодействию этому пагубному явлению: проекты закона по противодействию коррупции отклоняются Госдумой РФ с 2002 года». 39

Особенно актуальной проблема коррупции становится для малых предпринимателей:

«Исследования о масштабах теневой деятельности в малом бизнесе России провел Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)…

…Весьма любопытна динамика коррупции. В 2002 году взятки чиновникам давали 57% малых предпринимателей, в 2005-м ситуация стала чуть лучше — 46%. А в прошлом году под барабанную дробь всеобщей борьбы с мздоимством доля взяткодателей опять повысилась до 48%». 40

и во многом именно коррупцией объясняются нежелательные тенденции в деятельности СМП:

«По мнению Олега Шестоперова, у малого предпринимательства всегда есть расходы, которые заставляют его работать если не по черным, то по серым схемам. «Чтобы малому бизнесу выжить, необходимы средства на взятки чиновникам, в кассе компании официально их не возьмешь», — рассуждает эксперт…». 40

Печально, но при таких объемах доходов юридическая ответственность достаточно мизерна:

«—39 млн. коррупционных сделок совершается в России

  • 3609 приговоров было вынесено по делам о взятках

  • 38% из них приходится на получателей взяток

  • 14% из них по суду были лишены свободы

  • 0,0013% — вероятность попасть за решетку по приговору суда для взяточника».41

Таким образом, важнейшей особенностью современного этапа является безудержная экспансия транснационального капитала, откровенное лоббирование его интересов, усиленное достаточно высоким уровнем коррупции.

2.1. Общая характеристика современного этапа

в Санкт-Петербурге

Увы, но улучшить бюджет

Нельзя, не запачкав манжет.

И. Губерман

Особенности экспансии ТНК в Санкт-Петербурге обусловлены, в первую очередь, его географическим и социально-экономическим положением, среди которых:

  • близость сухопутной и морской границ, один из крупнейших морских портов в европейской части России;

  • развитые (по крайней мере, по отношению к неевропейской части) дорожная сеть и инженерная инфраструктура;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. Н. Третьякова при участии специалистов ОАО «Балтийский Инвестиционный Банк»

    Документ
    «Замучили проверки и всякого рода «наезды» по коммерческим наводкам. Вообще, надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали «кошмарить» бизнес.

Другие похожие документы..