Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Хр...полностью>>
'Документ'
15-18 апреля в Нарвской хоровой школе прошел четвертый по счету региональный конкурс «Юный вокалист», ставший первым подобным мероприятием, организов...полностью>>
'Публичный отчет'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Документ'
Новые экономические условия потребовали от компаний, работающих в области управления недвижимостью пересмотреть принципы работы с персоналом. Как опти...полностью>>

Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура. 10 класс»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

Г. ПОЛЯРНЫЕ ЗОРИ

Рассмотрено Согласовано Утверждено

На заседании методического Зам.директора по УР приказом

Объединения учителей __________________ по МОУ СОШ №4

истории, обществознания __Струц О.Н. _____ №_________

Руководитель МО

Хайбулина Н.О. __________________

Протокол №__________

от «___» _____ 2011г. «___» _________ 2011г. от «___» сентября 2011г.

Рабочая программа учебного курса

«Мировая художественная культура. 10 класс»

Составитель:

учитель истории, обществознания

МОУ СОШ №4 г. Полярные Зори

Пильщикова

Наталья

Ивановна

2011/2012 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по мировой художественной культуре (МХК) составлена на основе Примерной программы по мировой художественной культуре, утвержденной приказом Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312.

Программа рассчитана на 34 часа в год. Из них:

Практических работ -2 часа.

Контрольная работа – 1 час.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-

методического комплекса, в который входят:

- Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. Ч.1: (учебник) – М.:ВЛАДОС,2008

А также дополнительная литература:

- Блохина Л.В. Мировая художественная культура: Пособие для учителя. – Мню: ООО «Юнипресс», 2002;

- Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10 – 11 классы. – М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2007;

- Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. Учебное пособие для учащихся старших классов.- М.: Издательский и книготорговый центр АЗ, 1999;

- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) – М.: Издательский центр «Академия», 2008;

- Любимов Л. Искусство Древней Руси: Кн. Для чтения. – М.: Просвещение, 1981.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестовых заданий, творческих заданий, устного опроса.

практических и контрольной работы в соответствии с Положением о проведении промежуточной аттестации в МОУ СОШ №4 г.Полярные Зори.

Деятельностный подход к обучению мировой художественной культуре (МХК) определяет стратегию современной образовательной политики.

Цели и задачи преподавания МХК в школе на базовом уровне:

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях, о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать:

- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

- основные средства выразительности разных видов искусства;

уметь:

- сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

- устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

- осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

- использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

- участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

- проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);

- участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

Основное содержание примерной программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Художественная культура: от истоков до XVII в.

Древние цивилизации 6 часа

  1. Первые художники земли. Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве). Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

  2. Первобытные художники земли. Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

  3. Архитектура страны фараонов. Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора).

  4. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески) Музыкальное искусство Древнего Египта.

  5. Художественная культура Междуречья. Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада).

  6. Искусство доколумбовой Америки. Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан).

Культура Востока 4 часа

  1. Индия — «страна чудес». Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, ее назначение и особенности внешнего облика. Пещер­ные храмы для моления (чайтья в Карли) и храм Кандарья Махадевы в Кхаджурахо. Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии. Индийский танец как синтез искусств.

  2. Художественная культура Китая. Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Пещерный храм Юньган. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.

  3. Искусство Страны восходящего солнца (Японии). Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Замок «Белой цапли» в Химедзи. Золотой павильон в Киото. Философия и мифология в садово-парковом искусстве (сад камней Реандзи в Киото, комплекс Бейхай в Пекине). Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ). Театральное и музыкальное искусство (Пекинская музыкальная драма, японский театр Ноо и Кабуки).

  4. Художественная культура ислама. Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самаарканд)- синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Изобразительное искусство и литература Арабского Востока. Медресе Улугбека в Самарканде, соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец Альгамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Искусство орнамента, каллиграфии и книжной миниатюры. Литература Арабского Востока. Своеобразие музыкальной культуры.

Культура античности 5 часов

  1. Золотой век Афин. Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя (синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия), общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь.

  2. Выдающиеся скульпторы Древней Эллады. Куросы и коры периода архаики. Скульптурные каноны Поликлета и Мирона (обобщение ранее изученного). «Дорифор» Поликлета и «Дискобол» Мирона — гимн величию и духовной мощи Человека. Скульптурные творения Скопаса и Праксителя. Высочайшее художественное мас­терство и виртуозная техника обработки мрамора в произведениях Скопаса. Статуя Менады — одно из со­вершеннейших творений ваятеля. Пракситель — вдохновенный певец женской красоты. Скульптура Афродиты Книдской, история создания памятника. и естественность позы, удивительная жиз­ненность образа, мастерство в передаче чувств. «От­дыхающий Сатир», органическая слитность с окру­жающей природой, внимание к передаче внутреннего мира героя.

  3. Архитектура Древнего Рима. Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима.

  4. Театральное и музыкальное искусство Античности. Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действия.

  5. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре.

Средние века 9ч

  1. Мир Византийской культуры. Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Искусство мозаики и иконописи(Равенна).

  2. Архитектурный облик Древней Руси. Особенности славянской языческой культуры. Влияние Византии на художественную культуру Руси. Древнерусский крестово-купольный тип храма. Космическая, топографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских» Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.

  3. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль.

  4. Архитектура Московского княжества. Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Московская школа (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском).Ансамбль Московского Кремля. «Дивное узорочье» московского барокко. Успенский собор как его главное украшение.

  1. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его творчества. Музыкальная культура Древней Руси (знаменный распев). Освоение западноевропейских традиций.

  2. Архитектура западноевропейского Средневековья. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готические соборы как образ мира. Региональные школы Западное Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр-Дам в Париже и Шартре (Франция, собор в Кельне (Германия). Светское искусство (средневековый фарс, музыкально-поэти-ческое творчество трубадуров и миннезингеров).

  3. Изобразительное искусство Средних веков. Скульптура романского стиля и готики, ее теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража (идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета).

  4. Театральное искусство и музыка Средних веков. Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.

Возрождение 8 часов

  1. Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Данте, Джотто, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи. Флорентийское чудо Ф.Брунеллески – собор Санта-Мария дель Фьоре. Скульптурные шедевры Донателло. В мире образов С. Ботичелли.

  2. Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника.

  3. Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело. Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти.

  4. Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных». Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника.

  5. Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая и библейская тематика.

  6. Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Гентский алтарь Яна ван Эйка как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера-гравера.

  7. Музыка и театр эпохи Возрождения. Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Духовная и светская музыка Ренессанса. Итальянская комедия дель арте. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира. Характерные черты искусства маньеризма.

  1. Культурные традиции края. Декоративно-прикладное искусство (художественная обработка дерева, резьба по кости, обработка кожи и меха ). Памятники археологии: лабиринты, петроглифы, стоянки древних людей (Оленеостровский могильник). Своеобразно деревянное зодчество Кольского Севера (памятники архитектуры XVII — начала XVIII в. — Успенская церковь в Варзуге и Никольская — в Ковде). 1 час

  2. Повторительно-обобщающий урок. Выполнение учебных и творческих заданий. 1 час

Приложение к рабочей программе

«Мировая художественная культура (МХК)» 10 класс

Календарно-тематическое планирование по МХК

в 10 классе на 2011-2012 гг.

(1 час в неделю)

Учитель: Хайбулина Н.О.

CD-диски:

Мировая художественная культура (МХК). Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

Кирилл и Мефодий. Шедевры мировой культуры. Шедевры музыки.

п/п

Тема

Кол-во

часов

К\работаП\работа

Дата

Использование

Ресурсов сети

Интернет и

медиа-ресурсов

1

I.Древние цивилизации

Первые художники Земли.

6

1

ПР.1

02.09

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

2.

Практическая работа «Первобытные художники земли. Опыт творческой деятельности»

ПР№1

09.09

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

3.

Архитектура страны фараонов.

1

16.09

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

4.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

1

23.09

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

5

Художественная культура Междуречья.

1

30.09

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

6.

Искусство доколумбовой Америки.

1

07.10

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

7

II. Культура Востока

Индия — «страна чудес»

4

1

14.10

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

8.

Художественная культура Китая.

1

21.10

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

9

Искусство Страны восходящего солнца (Японии).

1

28.10

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

10.

Художественная культура ислама.

1

11.11

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

11.

III. Культура античности

Золотой век Афин.

5

1

ПР.1

18.11

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

12.

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.

1

25.11

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

13.

Архитектура Древнего Рима.

1

02.12

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

14.

Театральное и музыкальное искусство Античности.

1

09.12

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

15.

Практическая работа «Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира».

1

ПР№2

16.12

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

16

IV. Средние века

Мир Византийской культуры.

9

1

23.12

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

17

Архитектурный облик Древней Руси.

1

13.01

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

18

Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.

1

20.01

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

19

Архитектура Московского княжества.

1

27.01

20

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

1

03.02

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

21

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

1

10.02

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

22

Архитектура западноевропейского Средневековья.

1

17.02

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

23

Изобразительное искусство Средних веков.

1

02.03

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

24

Театральное искусство и музыка Средних веков.

1

09.03

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

25

V. Возрождение

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения

8

1

16.03

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

26

Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи

1

23.03

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

27

Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело.

1

06.04

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

28

Золотой век Возрождения

1

13.04

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

29

Архитектурный облик Венеции

1

20.04

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

30

Северное Возрождение

1

27.04

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

31

Музыка и театр эпохи Возрождения.

1

04.05

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

32

Музыка и театр эпохи Возрождения.

1

11.05

CD. Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику

33

Культурные традиции края

1

18.05

34

Повторительно-обобщающий урок.

1

КР№1

25.05

Итого:

32

ПР.2,КР.1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс

    Рабочая программа
    Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство».
  2. Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» 4 класс

    Рабочая программа
    Программа 3-го года обучения (4 класс) является завершающей на уровне первого концентра – начальной школы. Она представляет методически оформленное в рамках культурологического учебного курса изложение истории христианской культуры,
  3. Рабочая программа по предмету мировая художественная культура для 11 класса (ХI класс 1 час в неделю, 34 часа в год)

    Рабочая программа
    Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности .
  4. Рабочая программа учебного курса Изобразительное искусство в 7а классе основного общего образования базовый уровень

    Рабочая программа
    Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов.
  5. Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа по мировой художественной культуре в 10 (общеобразовательном) классе. Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю), в рамках базового курса.

Другие похожие документы..