Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ"О несостоятельности (банкротстве)"(с изменениями от 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24...полностью>>
'Программа'
В целях обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности населения, и в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-...полностью>>
'Доклад'
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обо...полностью>>
'Лекции'
10 Модуль 1-3 Часть (5) 15 0 7.11 Модуль 3 экзамен 1-4 Часть 3 (5) 15 0+40 5.1 Всего по дисциплине Р 100 Лектор А.Н. Никифоров Заведующий кафедрой «П...полностью>>

Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год /Министерство образования Российской Федерации. М., 2003. 1с. Редакционная коллегия

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Департамент по молодежной политике

ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

2002 год

Москва 2003

Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год /Министерство образования Российской Федерации. М., 2003. – 1с.

Редакционная коллегия:

д.соц.н., доц. Ю.А. Зубок, д.соц.н., проф. В.И. Чупров (ответственные редакторы); д.ф.н., проф. В.П. Бабинцев, к.соц.н. Ю.В. Коврижных, Г.В. Куприянова, д.соц.н., проф. Т.Э.Петрова, к.соц.н, ст.н.с. Л.И.Селиванов

Государственный доклад содержит основные показатели положения российской молодежи и меры по реализации государственной молодежной политики за 2002 год.

Содержание

Введение

4

I раздел.

ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

6

II раздел.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ

10

2.1.

Изменение уровня образования и образовательного статуса молодежи.

11

2.2.

Образование в моделях социального старта.

13

2.3.

Модернизация российского образования.

16

2.4.

Духовное развитие молодежи.

18

2.5.

Реализация молодежных программ в сфере досуга, культуры и искусства, научно-технического и художественного творчества.

2.6.

Внутрипоколенные и межпоколенные отношения.

2.7.

Социоклубная работа с молодежью

22

III раздел.

СОДЕЙСТВИЕ И ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ИХ ЗДОРОВЬЯ, В ПРОФИЛАКТИКЕ ОПАСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

26

3.1.

Социально-демографическая составляющая образа жизни.

26

3.2.

Тенденции изменения состояния здоровья детей и подростков.

30

3.3.

Развитие массового молодежного спорта.

34

3.4.

Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха и оздоровления.

39

IV раздел.

СОДЕЙСТВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ГРАЖДАН И РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ТРУДОВЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

52

4.1.

Положение в материальном производстве.

53

4.2.

Положение в непроизводственной сфере (сфера распределения и обмена).

58

4.3.

Проблемы занятости подростков.

61

4.4.

Молодежная безработица.

64

4.5.

Материальное положение.

66

4.6.

Правовое сознание.

69

V раздел.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ

72

5.1.

Молодая семья в репродуктивном потенциале общества.

73

5.2.

Комплексная поддержка, обеспечение жильем молодых семей.

76

5.3.

Поддержка молодых семей в регионах РФ.

78

VI раздел.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

85

6.1.

Особенности социального развития молодежи в условиях риска.

86

6.2.

Асоциальные явления в молодежной среде.

88

6.3.

Системный подход к профилактике асоциальных проявлений среди молодежи.

92

6.4.

Профилактика асоциальных явлений в регионах Российской Федерации.

94

VII раздел.

ПОДДЕРЖКА ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫХ ИНИЦИАТИВ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ, МОЛОДЕЖНЫХ И ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

103

7.1.

Гражданское самосознание.

103

7.2.

Общественная и политическая активность.

106

7.3.

Экстремистские настроения в молодежной среде.

110

7.4.

Состояние и новые подходы к развитию молодежного и детского движения.

113

VIII раздел.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

120

8.1.

Создание эффективной системы управления.

120

8.2.

Совершенствование нормативно - правовой базы.

121

8.3.

Научное и информационное обеспечение молодежной политики

8.3.

Кадровое обеспечение государственной молодежной политики.

123

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ в РФ

Ссылки на исследования

ВВЕДЕНИЕ

Государственный доклад «Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год» содержит анализ тенденций социального развития молодежи и основные направления государственной молодежной политики в данный период. В нем отражены наиболее актуальные проблемы молодежи и мероприятия, проводимые федеральными и региональными государственными органами по их реализации. Обосновываются новые требования, предъявляемые к государственной молодежной политике на данном этапе, рассматриваются предложения, направленные на дальнейшее совершенствование управления деятельностью органов государственной власти в этом направлении.

Концепция государственного доклада утверждена на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи 21 мая 2003 г. Структура доклада определена в соответствии с основными направлениями государственной молодежной политики, содержащимися в Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи (протокол от 5 декабря 2001 г. №4).

Аналитический материал, представленный в докладе, отражает состояние основных социальных характеристик молодежи в 2002 г. и тенденции их изменения по сравнению с предыдущими периодами. Рассмотрение конкретных мероприятий в непосредственной связи с этими изменениями позволяет оценивать как достигнутый уровень развития молодежи, так и эффективность реализации государственной молодежной политики. Согласованность представленного материала с предыдущими докладами раскрывает динамику развития данной сферы государственной политики, как самостоятельной отрасли.

В процессе работы над докладом использованы поступившие в Департамент по молодежной политике Минобразования России в соответствии с решением Правительственной комиссии по делам молодежи информационно-аналитические материалы МВД России, Минобороны России, Минюста России, Минтруда России, Минздрава России, Госкомстата России. Использованы также документы, касающиеся проблем молодежи, федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов по делам молодежи 62 субъектов Российской Федерации, отчеты о научных исследованиях, выполненных по заказу Департамента по молодежной политике Минобразования РФ.

Доклад подготовлен в Центре социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН.

Авторский коллектив: д.ф.н., проф. Бабинцев В.П. (8.3;8.4); Волошин И.Ю. (2.5), Герций Ю.В. (4.4); д.соц.н., доц. Зубок Ю.А. (2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 2.6; 4.1; 4.2; 4.5; 4.6; 5.1; 6.1; 7.1; 7.2); Иконников Д.В. (8.3) д.соц.н., проф. Козлов А.А. (4.6; 5.1; 7.1; 7.3); Колбанов В.Ф. (3.1; 4.4); Куприянова Г.В. (I раздел; 8.1); к.э.н., доц. Кучмаева О.В. (3.4; 4.3; 4.4; 5.2; 5.3); д.соц.н., проф. Петрова Т.Э. (2.3); к.соц.н. Ростовская Т.К. (3.2; 5.1; 5.3; 6.2; 6.3; 6.4); к.соц.н., ст.н.с. Селиванов Л.И. (1раздел; 8.2; 8.3; Рекомендации); д.соц.н., проф. Чупров В.И. (2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 2.6; 4.1; 4.2; 4.5; 4.6; 5.1; 6.1; 7.1; 7.2).

I раздел. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их ответственного участия в модернизации Российского государства и общества.

Государственная молодежная политика в современной России опирается на действующее в стране законодательство, регламентирующее деятельность государственных органов и общественных организаций по регулированию отношений молодежи и государства. В обозначенный период основные мероприятия по ее реализации осуществлялись в соответствии с Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи (протокол от 5 декабря 2001 г. №4) и федеральной целевой программой «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. №1015*.

Молодежь рассматривается уполномоченными органами государственной власти как социально-возрастная группа населения в возрасте от 14 до 30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам участия в жизни социума.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

- содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития и развития самой молодежи;

- реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

В основе государственной молодежной политики в Российской Федерации лежат следующие принципы:

- ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;

- ответственности молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей;

- приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути;

- преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

С учетом изменяющейся политической и социально-экономической ситуации в стране, а также опыта работы с молодежью, накопленного в последние годы, выдвигаются новые требования к государственной молодежной политике. Они могут быть сформулированы следующим образом:

Инициатива молодых – потенциал развития России (содействие и поддержка развития гражданских инициатив молодежи; стимулирование молодежного самоуправления; активизация деятельности молодежных и детских общественных объединений);

Интересы молодежи - на благо общества (перепрофилирование деятельности молодежных центров с учетом современных потребностей и интересов молодежи; создание современной инфраструктуры молодежной политики);

Инновационность и инвестиционность (утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере государственной молодежной политики и прогноза возможного объема прибыли);

Информативность (интерактивное взаимодействие государства и молодежи в информационных глобальных сетях силами самой молодежи; создание всероссийского молодежного информационного портала; общественный договор средств массовой коммуникации по всемерному охвату молодежи информацией);

Интеграция и сотрудничество (определение приоритетности государственной молодежной политики как межотраслевой сферы; совместное использование материальной базы учреждений различных ведомств; разработка “молодежных разделов” в целевых и инвестиционных программах всех уровней);

Доступность социальных услуг (интеграция источников финансирования государственной молодежной политики, усиление роли экономических рычагов привлеченных ресурсов; оснащение учреждений молодежной политики современным оборудованием);

Диверсификация молодежной политики (использование многообразного подхода к молодежи по социальным и возрастным группам; разработка новых технологий работы с молодежью, исходя из социальных и возрастных различий);

    Диалог с молодежью (организация встреч, “круглых столов” с молодежью; проведение ежегодных фестивалей молодежных инициатив; стимулирование создания общественных объединений в сфере рабочей, сельской, творческой, служащей в силовых структурах и другой молодежи).

    Системообразующими факторами новых подходов работы с молодежью выступают:

    активность самой молодежи, связанная с расширением потенциальных возможностей в ее социальном становлении;

реализация потребностей и интересов каждой возрастной группы молодежи (17-19 лет, 20-24 года, 25-30 лет);

формирование целевых проектов и программ на региональном и федеральном уровнях, подтвержденных нормативной базой, механизмом государственной поддержки, финансовыми средствами.

Основой системы работы с молодежью должна стать социально-педагогическая триада: государство - общество (представленное широким спектром молодежных и детских общественных объединений) – социальные и возрастные группы молодежи.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в рассматриваемый период и по настоящее время эту деятельность осуществляет Департамент по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации и, с учетом межведомственного подхода, в рамках Правительственной комиссии по делам молодежи.

Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данный период в формировании и реализации государственной молодежной политики выделяются следующие приоритетные направления:

  1. Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития.

2. Содействие и поддержка молодых граждан в отношении охраны их здоровья, в организации профилактики опасных заболеваний и в формировании здорового образа жизни.

3. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей.

4. Государственная поддержка молодых семей.

5. Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации.

6. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений.

*Подробно нормативные правовые основания, структурирование государственной молодежной политики как отрасли внутренней политики государства были рассмотрены в предшествующих докладах о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. См. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2002.

II раздел. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ

В соответствии с Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации, государственная поддержка осуществлялась в направлении формирования и реализации мер по созданию благоприятных условий для получения образования молодыми гражданами, поступившими в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования на бюджетной основе и на основании договоров с оплатой ими стоимости обучения. В 2002 году были продолжены эксперименты по совершенствованию структуры и содержания общего образования, по введению единого государственного экзамена. Для общеобразовательных учреждений России, как и для всей системы образования, сегодня характерны постепенное преодоление кризиса и адаптация к современным условиям; более уверенная ориентация на рынок; отсечение экономически неэффективных и малоэффективных, с точки зрения сегодняшнего дня, структур и элементов; преимущественная ориентация на те слои населения, которые способны к обучению и материальному обеспечению функционирования самих образовательных учреждений. Однако эти процессы развиваются крайне противоречиво, что находит отражение в тенденциях изменения образовательного статуса молодежи.

2.1. Изменение уровня образования и образовательного статуса молодежи.

Образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития. Эмпирически он измеряется на основе показателей уровня образования и субъективным оценкам отношения респондентов к данной сфере. Одним из показателей уровня образования является численность студентов высших и средних специальных учебных заведений. В 2002 году продолжалась положительная тенденция изменения этого показателя (таблица 1).

Таблица 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования деятельности филиала в 2003-2007 г г

    Публичный отчет
    В соответствии с требованиями ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Методическими рекомендациями по реализации программы аттестации образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов» (утв.
  2. Федерального Собрания Российской Федерации доклад

    Доклад
    В основу доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2005 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" положены материалы:
  3. Отчет о самообследовании фгоу спо «Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум»

    Публичный отчет
    В 2008 году в соответствии с графиком прохождения комплексной экспертизы Рособрнадзора Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум (ДГПГТ) подлежит Государственной аттестации, что является обязательным условием для
  4. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (1)

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие нормативных документов, отражающих содержание подготовки специалистов в Институте, требованиям Государственного образовательного стандарта
  5. Т. Г. Римская научный редактор, к и. н., доцент, директор филиала вгуэс в г. Находке

    Документ
    Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.

Другие похожие документы..