Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ведущий: Мы посвящаем наш вечер вечно юному танцу – вальсу. Этот танец один из самых древних и массовых. Разумеется, вечных танцев нет. Танцы тоже ро...полностью>>
'Урок'
Книга "В поисках совершенства" признана мировым бестселлером и по праву считается классикой современного менеджмента. Авторы на примерах сам...полностью>>
'Документ'
3. Ляпунова Н.А. Стійка фінансова неспроможність як ознака приховування банкрутства Вісник Академії правових наук України. – 2 . - №3. – с. 176-181...полностью>>
'Программа дисциплины'
При изучении данного курса используются знания и навыки, полученные при изучении курсов «Информатика и программирование», «Дискретная математика», «Об...полностью>>

Учебная программа для поступающих в магистратуру по специальности 1-21 80 09 Литература народов стран зарубежья (польская литература); по специальности

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МАГИСТРАТУРУ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

1-21 80 09 Литература народов стран зарубежья (польская литература);

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

1-21 80 10 Литературоведение (польская литература)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы. Программа нацелена на проверку знаний по истории зарубежной литературы, полученных поступающими в магистратуру во время учебы в вузе. Абитуриент должен продемонстрировать не только знание рекомендованных научных материалов, но и навыки в проведении целостного анализа художественных текстов в связи с идейно-эстетической проблематикой эпохи.

Программа составлена с учетом основных закономерностей в развитии зарубежной литературы на протяжении двух последних столетий, а также оригинального преломления общих тенденций литературного процесса в индивидуальном творчестве крупнейших писателей и поэтов этого времени.

Предусматривается рассмотрение вопросов периодизации литературы, взаимодействия идейно-эстетических течений литературных периодов, жанровых парадигм и идейно-художественного своеобразия отдельных произведений.

Структура программы.

Программа по истории зарубежной литературы разделена на три структурных части (соответственно – зарубежная литература XIX века, литература рубежа XIX и XX веков, литература XX века). Материалы программы базируются на сочетании хронологического принципа с теоретическим (жанрово-типологическим, жанрово-генетическим), что позволяет представить системность развития историко-литературного процесса. В свою очередь, историко-литературный принцип предполагает возможность проследить эволюцию литературных жанров и родов в русле развития национальных литератур, в соотношении с другими жанрами и видами, определить не только их место, роль и значение в постоянно изменяющемся литературном пространстве, но и увидеть их вклад мировую классику.

Программа предусматривает знание главных проблем литературного процесса в контексте общественной и духовной ситуации разных эпох в целом, раскрытие закономерностей существования и специфики развития эстетических явлений.

К программе приложен список основных художественных текстов, а также списки рекомендуемой учебной и научно-критической литературы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

I. Зарубежная литература ХІХ века

Введение

Значение основных исторических вех конца XVIII века и XIX века для развития литературного процесса. Общая периодизация историко-литературного процесса.

Романтизм и реализм как главные творческие методы и идейно-художественные направления в литературах этого периода. Основные закономерности возникновения и развития романтизма и реализма. Их взаимосвязь. Философские основы. Концепция мира и человека. Эстетические принципы. Особенности поэтики. Проблема героя.

Романтизм

Романтизм и фольклор. Отношение романтиков к истории и современности. Специфика романтизма в литературах Западной Европы и славянских стран.

Романтическая поэзия в английской литературе. Место поэзии У.Блейка в истории английской литературы. Творчество поэтов «Озерной школы» (Вордсворт, Кольридж, Саути). Предисловие к сборнику «Лирические баллады». Идейно-художественные особенности.

Творчество Д. Г. Байрона. Периодизация. Особенности эстетики. Проблема байронизма. Лиро-эпическая поэма «Паломничество Чайлд Гарольда». Творческая история и особенности жанра. Герой и мир. Роль лирических отступлений. «Восточные» поэмы («Гяур», «Корсар», «Лара»). Концепция героя: романтическое бунтарство и индивидуализм как черты байронического героя. Творчество Байрона после 1816 г. Кризис мировоззрения. Идейное и художественное значение драматической поэмы «Манфред» и мистерии «Каин». Усиление реалистической тенденции в романе в стихах «Дон Жуан». Социальная и политическая сатира. Идейно-художественное своеобразие. Влияние творчества Байрона на европейские литературы.

В.Скотт. Эстетические принципы Скотта-романиста.

Влияние национально-освободительного движения на формирование польского романтизма. Творчество А.Мицкевича. Периодизация. Виленско-ковенский период. «Баллады и романсы». Белорусский фольклор и его роль в поэзии Мицкевича. Романтическая драма «Дзяды». Структура. Проблематика. Концепция личности и мира. Художественное своеобразие. Особенности историософии (мессианство Мицкевича). Трагедия романтического героя. «Пан Тадеуш» как эпопея. Сюжетно-композиционные особенности. Тема родины. История в поэме. Проблема героя. Новые люди в поэме.

Философские основы и особенности развития немецкого романтизма. Своеобразие творческого метода Э.Т.А.Гофмана. Критика бюргерства в новеллистике. Эволюция критического начала (от мира филистеров в «Золотом горшке» к социальной сатире «Крошки Цахеса»). Романтическая ирония. Символы и их роль в произведении. Психологическая атмосфера и художественные приемы. Эволюция творческого метода Гофмана в романе «Житейские воззрения кота Мура».

Творчество Г.Гейне. Эстетическая программа поэта (статья «Романтика»). Характер романтизма в «Книге песен». Назначение и роль поэта ( «Доктрина»).

Поэма «Германия. Зимняя сказка» в свете воплощения политической мысли поэта. Композиция и ассоциации. Критические тенденции. Образ лирического героя.

Французский романтизм. Творчество В.Гюго. Предисловие к драме «Кромвель» как манифест прогрессивного романтизма. Антимонархическая направленность и политическое содержание драматургии. Драма «Эрнани» и борьба за утверждение романтизма во французском театре. Герой и антигерой в драме «Король забавляется».

Идейно-художественное своеобразие исторического романа «Собор Парижской Богоматери». Особенности композиции. Проблема историзма. «Двор чудес» и религия. Проблема героя.

Реализм

Особенности развития литературы «между революциями». Концептуальные изменения в литературе реализма. Новый подход к проблеме личности и мира. Основные эстетические принципы. Проблема правды в искусстве. Историзм, типичность, индивидуальность, психологизм. Эволюция героя в литературе реализма.

Ф.Стендаль. Особенности эстетики. Романтическая традиция и реалистическая концепция мира и героя в романе «Красное и черное». Психологическое мастерство писателя. Проблема «маленького» человека. Композиция и художественные особенности романа.

О. де Бальзак и его роль в развитии литературы реализма. Эстетические взгляды. Особенности творческого метода. Принципы детерминизма, историзма и типизации. «Человеческая комедия»: замысел, проблематика, структура, целостность цикла. Концепция мира и человека.

Философская проблематика романа «Шагреневая кожа». Критика буржуазного стяжательства в романах «Отец Горио», «Евгения Гранде», повести «Гобсек». Тема утраченных иллюзий в одноименном романе. Молодое поколение в романах «Человеческой комедии».

Развитие реализма в творчестве Г.Флобера. Особенности мировоззрения. Эстетическая теория. «Объективная манера письма». Натуралистические тенденции в реализме писателя. «Маленький» человек в романе «Госпожа Бовари». Критика мира «цвета плесени». Проблема боваризма. Значение творчества Флобера.

Своеобразие процесса развития реализма «нового типа» в английской литературе ХIХ века. Ч.Диккенс и его роль в развитии английской реалистической литературы. Периодизация и проблематика творчества. Особенности художественного метода. Нравственно-эстетический идеал и его функция в творчестве Ч.Диккенса. Углубление социальной тематики в романах (от «Оливера Твиста» к «Домби и сын»). Сатирическое мастерство. Критические тенденции и юмор в творчестве писателя.

Польский позитивизм. Развитие реализма в польской литературе в творчестве Э.Ожешко («Над Неманом», «Дзюрдзи», «Хам», «Низины») Г.Сенкевича (исторические романы), Б.Пруса («Кукла»).

Школа парнасистов. Духовные, эстетические и художественные искания Ш.Бодлера в сборнике. «Цветы зла». «Бездны человечества» в поэтической картине мира Ш.Бодлера. Традиции и новаторство. Значение для развития поэзии.

ІІ. Литература конца ХІХ - начала ХІХ века

Историко-культурная сущность периода рубежа веков. Особенности литературного процесса. Философские основы. Мировоззренческие и эстетическо-художественные черты модернизма. Декаданс как культурологичесая характеристика. Эстетические принципы поэзии символизма.

Вехи французского символизма. Творчество «прóклятых» поэтов (П.Верлен, А.Рембо, С.Малларме). Верлен и поэзия парнасистов. Стихотворение «Искусство поэзии» как творческое кредо символизма. Импрессионизм Верлена в сборнике «Романсы без слов». Музыкальность стиха.

Поэтические эксперименты А.Рембо. Тема Коммуны («Вольный гимн Парижа», «Руки Жан-Мари»). Трансцендентальность и ассоциативность поэзии Рембо. Эстетическая программа в произведении «Гласные». Символическая природа стихотворения «Пьяный корабль».

Натурализм: художественный метод и литературное направление. Эстетическая теория Э.Золя. Романный цикл “Ругон-Маккары”. Особенности творческого метода писателя.

Творчество Ги де Мопассана. Эстетические взгляды писателя Проблематика романов «Жизнь» и «Милый друг». Роман карьеры «Милый друг» в свете проблемы антигероя. Система образов. Композиционные и художественные средства. Роль символа и детали. Видение мира и человека в новеллистике Мопассана.

Реализм во французском романе начала ХХ века. Творчество Р.Роллана.

О.Уайльд – теоретик и практик английского эстетизма. Философско-эстетическое содержание романа-притчи «Портрет Дориана Грея». Реалистические и символические приемы. Притчевая природа романа. Правда жизни и правда искусства в романе.

Г.Ибсен как реформатор западноевропейской драмы. Периодизация и проблемно-тематический анализ творчества. Театр Г.Ибсена. Фольклорная традиция в романтической драме «Пер Гюнт». Эволюция характера героя. Фантастическое и реалистическое начало в драме. Сольвейг как символ трагической любви.

Критично-реалистические драма «Столпы общества». «Кукольный дом» как первая драма о бесправии женщины. Стремление героини к свободе и ее борьба за место в обществе. Новый взгляд на проблемы семьи и дома. Образ новой женщины. Символистские драмы («Дикая утка). Концепция героя как одинокого человека, стремящегося спрятаться от действительности. Психологическое мастерство Ибсена.

Творчество Г.Гауптмана. Пьеса «Ткачи» в свете тенденций реализма и натурализма. Мир и личность в драме. Проблема коллективного героя. Индивидуальные характеристики. Деталь и портретное мастерство в драме.

М.Метерлинк. Эстетические теории М.Метерлинка. «Театр молчания». Теория «статичного театра». Символ и аллегория в пьесе «Слепые». Концепция театра. Эволюция взглядов. Символическая драма-феерия «Синяя птица». Философско-аллегорический смысл драмы. Роль фантастики в решении «извечных» проблем. Эксперименты с категориями времени и экзистенции человека и живой природы.

III. Зарубежная литература ХХ века

Социально-политические особенности эпохи: мировые войны, социальные, научные и эстетические революции. Философские течения и их влияние на культуру. Фрейдизм, ницшеанство, экзистенциализм в художественной литературе. Эволюция критического реализма. Эпоха социального реализма. Модернизм и авангардизм. Личность и исторический процесс. Взаимообусловленность исторических и социальных процессов и жизни человека. Новая концепция личности и мира. Проблемно-тематическое, идейное и художественное обновление литературы. Традиции и новаторство в литературном процессе ХХ века. Периодизация и типология литературы. Влияние на литературу психологии, философии, других видов искусства. Стилевые и жанровые изменения, условность, метафоричность, притчевая природа литературы ХХ века. Интернациональные и национальные процессы в культуре ХХ века.

Роман-сага (семейная хроника) в литературе ХХ в. (Т.Манн «Будденброки», Д.Голсуорси «Сага о Форсайтах», Р.М. дю Гар «Семья Тибо).

Философско-интеллектуальные тенденции и творчество Т.Манна («Волшебная гора», «Доктор Фаустус»). Философия и музыка в романах.

Отражение трагедии «потерянного поколения» в мировой литературе ХХ века (Э.Хемингуэй «Прощай, оружие!», Э.М.Ремарк «На западном фронте без перемен», Р.Олдингтон «Смерть героя»). Дегероизация войны и идеализация солдата

Гуманистические тенденции в творчестве А. де Сент-Экзюпери.

Художественный эксперимент М.Пруста в цикле романов «в поисках потерянного времени» и Д.Джойса в романе «Улисс». Отсутствие социальной детерминированности в изображении человека. Универсализация и деперсонализация личности и их отражение в поэтике романа.

Экзистенциальная проза Ф.Кафки Изображение трагичности бытия через будничность и абсурд. Замена причинно-следственных связей парадоксально-абсурдными. Жанр параболы, притчи в творчестве Кафки. Концепция человека и ее реализация в романе «Замок».

Поэзия Ф.Г.Лорки. Сборники «Поэма о кандэ хонда», «Песни», «Цыганский романсеро». Связь с народной песней, галицийской лирикой, андалузским кантэ хонда. Обработка фольклорных произведений, стилизация і фольклорно-мифологическая традиция. Напеўнасць верша. Своеасаблівасць паэтычных эксперыментаў Лоркі.

Р.М.Рыльке. «Дуинские элегии» как «энциклопедия экзистенциального трагизма бытия человека». Тема одиночества и потерянности в разрушенном мире. Трагизм жизни. Разрыв связи времен. Осознание трагизма лирическим героем. Национальное и общечеловеческое в творчестве Рыльке. Витализм сборника «Сонеты Орфею». Философия. Назначение поэта. Бог и поэт в «Сонетах». Мастерство поэтической формы.

Д.Б.Шоу. Особенности творчества. Парадоксальная природа драматургии Шоу. Философско-аллегорический характер произведений. Периодизация и проблемно-художественный анализ творчества. Актуальность драмы «Святая Иоанна». Мир и человек в драме. Трагедия разумного человека в социально не скандальном обществе. Эксперименты с категориями времени и художественные особенности драмы.

«Эпический театр» Б.Брехта. Новый тип философско-социальной и философско-политической драмы. Принципы режиссуры и игры актеров. Отсутствие принципа «перевоплощения» Драма «Галилео Галилей» в свете проблемы гражданской ответственности ученого за судьбы людей и Земли.

Философский роман Р.Мерля. Тема войны и мира в творчестве Мерля. Антитеза как идейный и художественный прием. Документ и стилизация под документ. Фантастика и реальность в романе «Мальвиль». Фантастический и политический роман «Разумное животное». Притча и утопия в романе. Форма и художественные средства в прозе писателя.

Неороман и его место в литературе послевоенной Фрвнции. Основные направления в «новом романе». Открытие новых стилевых возможностей с лова, фабулы, жанра. Отказ от реалистической эстетики и логической картины мира. «Шозизм» как принцип отражения в романе «В лабиринте» А.Роб-Грийе. «Тропизмы», психологическая вибрация («Золотых плодах» Н.Саррот). Развитие традиций интеллектуальной прозы, культурологическая насыщенность, «полифонические тексты» в романах М.Бютора. Категория пространства и ее роль в романе «Изменение».

Поэзия Л.Арагона. Тема трагического прошлого и современность в поэмах «Глаза и память» и «Современный роман». Цена победы над фашизмом («Радость с окровавленными ногами»). Поэт в противоречивом и трагическом мире. История и современность в лирике Арагона. Проблема гражданской ответственности и выбора жизненного пути художником, поэтом. Любовь и женщина в сборнике «Захваченный Эльзой».

Тема путешествия по миру в поисках истины в поэме «Анабалис». Роль детали и психологическое состояние лирического героя. Сложность мира, истории и современности в непрерывном потоке бытия.

Мир и человек в драматургии Ж.П.Сартра. Проблема «конкретной универсальности», человек и фашизм. Роль конечного выбора гражданской ответственности личности («Альтонские узники»). «Вещь» и «свободное сознание» в драме «Мухи». Художественные средства и философия Сартра.

Философские драмы Ж.Ануя. История и современность, мифы и реальность в драмах («Жаворонок», «Эвридика»). Гуманизм героев и их выбор служить добру и истине. Художественные средства, диалоги, форма драм.

Театр абсурда. Формирование эстетики «антидрамы». Мир как хаос и абсурд «В ожидании Годо» С.Беккета. Пессимизм и философия катастрофы, конца мира. Гибель культуры и вырождение человека. Аллегории С.Беккета («Конец игры»), Э.Ионеско («Носорог»). Философия драмы. Человек и окружение, человек и судьба. Роль условности и парадоксов. Философия времени и пространства. Язык и композиция драмы, значение цвета и детали.

ЛИТEPAТУPA

Тексты художественной литературы

  1. Байрон Паломничество Чайльд –Гарольда, Манфред, Гяур, Лара; лирика

  2. А.Мицкевич Пан Тадеуш

  3. В.Гюго Собор Парижской Богоматери

  4. Ф.Стендаль Красное и черное

  5. О.де Бальзак Шагреневая кожа, Гобсек, Евгения Гранде, Отец Горио

  6. Г.Флобер Госпожа Бовари

  7. Г. де Мапассан Милый друг

  8. Ч.Диккенс Домби и сын

  9. Э.Ожешко Над Неманом, Дзюрдзи

  10. Б.Прус Кукла

  11. Г.Сенкевич Quo vadis, Крестоносцы

  12. О.Уайльд Портрет Дориана Грея

  13. Т.Э.А.Гофман Золотой горшок, Крошка Цахес

  14. Г.Гейнэ 4-5 стихотворений из сборника Книга песен

  15. Г.Ибсен Пер Гюнт, Кукольный дом

  16. Г.Гаупман Ткачи

  17. М.Метерлинк Синяя птица

  18. П.Верлен Искусство поэзии, 4-5 ст. из сб. Романсы без слов (по выбору)

  19. А.Рембо Пьяный корабль, Руки Жан-Мари

  20. Д.Голсуорси Сага о Форсайтах по выбору

  21. Т.Манн Будденброки

  22. Э.М.Ремарк На западном фронте без перемен, Три товарища (по выбору)

  23. Р.Олдингтон Смерть героя

  24. Э.Хэмингуэй Прощай, оружие

  25. А.де Сент-Экзюпери Маленький принц

  26. Т.Манн Доктор Фаустус.

  27. Ф.Кафка Процесс / Замок

  28. Р.Мерль Разумное животное

  29. Н.Саррот Золотые плоды

  30. М Бютор Изменения

  31. Д.Б.Шоу Святая Иоанна.

  32. Б.Брехт Галилео Галилей

  33. Ж.П.Сартр Альтонские узники

  34. Ж.Ануй Жаворонок, Эвридика (по выбору)

  35. Э.Ионеско Носорог

  36. С.Беккет В ожидании Годо

Учебники

  1. История зарубежной литературы Х1Х в. — М., МГУ. Любое издание.

  2. История зарубежной литературы. Ч.1. 1917-1945. Ч.11. 1945-1980. — М.,МГУ.

  3. Зарубежная литература ХХ века. Под ред. Л.Андреева. — М., 1996.

  4. История зарубежной литературы Х1Х в. — М., МГУ. Любое издание.

  5. История зарубежной литературы. Ч.1. 1917-1945. Ч.11. 1945-1980. — М.,МГУ. Кожнае выданне.

  6. Зарубежная литература ХХ века / Под ред. Л.Андреева. — М., 1996.

  7. История зарубежной литературы Х!Х века. В 2 частях / Под ред. Н.П.Михальской. – М.: Просвещение, 1991.

  8. История зарубежной литературы Х1Х века : Учебное пособие для филол. спец. вузов / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М.: Высшая школа, 1991.

  9. История всемирной литературы: в 9 тт. – Т.6. – М.: Наука, 1987.

Дополнительная литература

  1. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. — М., 1986.

  2. Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. — М., 1987.

  3. Затонский Д. Искусство романа и ХХ век. — М., 1973.

  4. Евнина Е. Западноевропейский реализм на рубеже Х1Х-ХХ вв. — М., 1987.

  5. Поэзия французского символизма. — М., 1993.

  6. Андреев Л. Сто лет бельгийской литературы. — М., 1967.

  7. Фёдоров А. Томас Манн. Время шедевров. — М., 1981.

  8. Вопросы романтического миропонимания, метода, жанра и стиля. – Калинин, 1986.

  9. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М.: МГУ, 1980.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Далее Правила приёма в магистратуру, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2008 года №68

    Документ
    Порядок приёма в магистратуру Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» на 2011 год разработан в соответствии с Правилами приема в магистратуру высших учебных заведений Республики Беларусь
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (116)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль «Управление малым бизнесом») является системой учебно-методических документов,
  3. Отчет о результатах самообследования за период с 2004 по 2008 гг

    Публичный отчет
    В соответствии с приказом ректора СПбГУЭФ №324-1 от 15.09.2008 комиссия в составе: председателя, ректора университета И.А. Максимцева, членов комиссии Егоровой И.
  4. Правила проведения вступительных (аттестационных) испытаний, проводимых вузом самостоятельно в фгбоу впо «пглу» (письменно) в 2012 году Вступительные испытания в фгбоу впо «пглу» организуются для лиц

    Документ
    - имеющих среднее профессиональное образование при приеме для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста соответствующего профиля;
  5. Требования к результатам освоения образовательной программы

    Документ
    способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);

Другие похожие документы..