Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, им...полностью>>
'Анализ'
Анализ позитивных изменений, происходящих в нашем обществе, состояние сферы образования позволяет выделить основной признак – наличие нового социальн...полностью>>
'Документ'
В пособии даны сведения о механизмах деятельности функциональных систем; фундаментальных процессов - возбуждения и торможения; физиологии и нейрохими...полностью>>
'Конкурс'
З метою підтримки обдарованої студентської молоді, створення умов для її творчого зростання, активізації науково-дослідної роботи студентів у вищих н...полностью>>

Методические рекомендации по использованию рабочей тетради по культуре речи. 12 Заключение. 14

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая тетрадь

по стилистике русского языка

как одно из средств

подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

(Пособие для школьников и абитуриентов)

Составитель Бабенкова Л. А.,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МОУ «Гимназия №1» г. Бугуруслана.

2004 г.

Содержание

Введение 2

Глава 1.
Психолого-педагогическое обоснование обучения и развития стилистически грамотной речи в процессе изучения русского языка. 4

1.1. Основные понятия темы. 4

1.2.Процесс обучения. Общее понятие. 7

1.3. Структура процесса обучения. 7

Глава 2.
Стилистика и культура речи в процессе изучения русского языка за курс основной школы 9

2.1.Развитие общеучебных умений и навыков в процессе обучения и развития культуры речи. 10

2.2.Диагностика использования рабочей тетради по стилистике. 10

2.3.Методические рекомендации по использованию рабочей тетради по культуре речи. 12

Заключение. 14

Библиография. 15

Рабочая тетрадь по стилистике. 16

Объяснительная записка. 16

1.Лексическая стилистика в процессе формирования навыков грамотной речи. 17

1.1Лексическая сочетаемость. 18

Тренировочные упражнения. 19

1.2. Речевая избыточность и речевая недостаточность. 25

Тренировочные упражнения. 25

1.3.Разрушение фразеологического оборота. 36

Тренировочные упражнения. 37

Проверь себя. 41

Тесты. 41

Тексты для языкового анализа. 42

Терминологический словарь. 49

Введение

Социальные сдвиги нашего времени, связанные с условиями переходного периода, изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию» традиционных литературных норм (как на уровне единиц, так и на уровне текста). Это выражается, прежде всего, в росте ненормативных вариантных элементов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, диалектов и полудиалектов, в обилии новых иностранных слов и терминов и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения.

Очень многое переменилось теперь в казалось бы привычных, устоявшихся оценках, связанных с состоянием русского литературного языка, как оно сравнительно недавно представлялось языковедам, писателям, образованной части общества.

Слушая наших сограждан, работающих в так называемых зонах повышенной речевой ответственности, осознаешь, что обучение литературным нормам продолжает оставаться одним из наиболее запущенных участков в школьном преподавании русского языка.

В эпоху реформации школы роль учителя, несомненно, возрастает, поскольку требует от него не только передачи знаний ученику, но и активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащегося, готовить его к взрослой, самостоятельной жизни.

При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании.

Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования самостоятельности, творческого мышления учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Практика проведения экзаменационных работ в форме ЕГЭ показала, что при выполнении заданий с развернутым ответом (сочинения) учащиеся допускают грамматические ошибки и речевые недочеты, то есть ошибки в структуре языковой единицы – в структуре слова, словосочетания или предложения (грамматические ошибки) и ошибки в использовании языковой единицы, чаще всего в использовании слова; по преимуществу это нарушение лексических норм (речевые недочеты).

К речевым ошибкам относятся также ошибки, вызванные нарушениями порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.(См. таблицы №1, №2)

Разновидностью речевых недочетов являются и стилистические ошибки: необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.

Изменить положение может радикальная переориентация школьного образования. Особое место в этом процессе должно быть отведено коммуникативным навыкам учащихся, что неразрывно связано с повышением требований к культуре речи. Русский язык как школьный предмет имеет огромные возможности для развития речи учащихся. Уроки русского языка призваны не только научить грамотному письму, но и стилистически правильной речи. Материал, предложенный в учебниках, мал, поэтому использование рабочей тетради по стилистике в процессе подготовки к ЕГЭ актуально и способствует совершенствованию навыков литературной речи.

ПРОБЛЕМА: Роль рабочей тетради в активизации самостоятельной деятельности учащихся по развитию стилистически грамотной речи на уроках русского языка.

ЦЕЛЬ: Изучить способы организации и активизации самостоятельной деятельности учащихся по развитию стилистически грамотной речи при изучении русского языка.

ГИПОТЕЗА: Рабочая тетрадь является средством развития самостоятельной деятельности учащихся, если:

  1. определены психолого-педагогические аспекты самостоятельной деятельности школьников,

  2. выявлены особенности развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие интеллектуальных умений,

  3. определены условия развития умений и навыков в процессе организации самостоятельной работы учащихся по стилистике на уроках русского языка.

ЗАДАЧИ: 1.Выявить оптимальные аспекты управления самостоятельной деятельностью учащихся.

2. Разработать рекомендации по подбору и составлению заданий для рабочей тетради.

3. Составить рабочую тетрадь по стилистике русского языка (лексические нормы).

НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что подобран и систематизирован материал о способах организации самостоятельной деятельности учащихся по развитию стилистически грамотной речи на уроках русского языка, разработаны задания для рабочей тетради.

Глава 1.
Психолого-педагогическое обоснование обучения и развития стилистически грамотной речи в процессе изучения русского языка.

1.1. Основные понятия темы.

Развитие – качественные и количественные прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека. В последнее время термин «развитие» обозначает одну из стратегий воздействия на ребенка. (С.20, с.7)

Обучение – в широком смысле совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры, способов действия с ними; в узком смысле – совместная деятельность ученика и учителя, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний. Иногда говорят также, что обучение – это деятельность, с помощью которой воспроизводится любая другая деятельность. (С.1, с.45)

Учение – деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний. (С.20,с.8)

Знание – отражение в голове ребенка свойств предметов, явлений окружающего мира (знания о фактах, понятия, термины, определения, законы, теории) и способов действий с ними (правила, приемы, способы, методы, предписания). (С.20,с.8)

Обученность – с одной стороны, результат предыдущего обучения и прошлого опыта, с другой стороны – цель (конечная или промежуточная) предстоящего обучения. (С.5,с.8)

Деятельность

В философии – специфически человеческий способ отношения к миру – «предметная деятельность» (Маркс); представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности.

Деятельность как целостный процесс связана с общением. По своей сути деятельность и есть именно социально преемственная активность, адресующая себя другим людям и поколениям. Деятельность людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Поэтому она носит конкретно-исторический характер, представляя собой способ существования данной социальной реальности.

Деятельность человека воспроизводит освоенные ею стороны предмета как реально, воспроизводя этот предмет, так и идеально – в качестве свойств другого предмета, выступающего в знаковой функции первого: она продуцирует идеальное. Как теоретическая деятельность, так и материально-технический процесс реального преобразования предмета – это лишь наделенные самостоятельностью моменты деятельности. В этой связи теоретическая деятельность есть социально-творческий процесс, направленный на изменение мира человеческой культуры. Философская категория предметной деятельности имеет важное мировоззренческое и методологическое значение для всех социальных наук, особенно социологии, психологии, педагогики. (С.27, с.118)

Деятельность в психологии – понятие, характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Психическая деятельность – специфическая для основной системы связь с окружающим, опосредствующая, регулирующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой.

Психическая деятельность побуждается потребностью, направлена на предмет ее удовлетворения и осуществляется системой действий; предполагает наличие у организма психики и вместе с тем составляет основное условие ее возникновения и является движущей силой ее развития.

Развиваясь, психическая деятельность человека дифференцируется на внешнюю и внутреннюю. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством «умственных» действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные динамические модели, создаваемые в процессе мышления. Внутренняя деятельность планирует внешнюю; она возникает на основе внешней и через нее реализуется. (С.27, с.119)

Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного «продукта», который создается в результате деятельности и является ее целью. С этой точки зрения можно различать практическую (социально трудовую) и теоретическую (социально познавательную) деятельность. Они образуют, собственно, единую деятельность человека, поскольку теоретическая выделяется в особую деятельность из первоначально единой практической лишь на определенном уровне, и продукты ее в конечном счете опять-таки включатся в практическую деятельность, поднимая последнюю на все более высокий уровень. Это и есть деятельность человека в собственном смысле слова. (С.16,с.34)

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей, каждый из которых обычно включает в себя элементы внешней и внутренней, и практической и теоретической деятельности. (С.27, с.119)

Деятельность в педагогике.

Деятельность – важнейшая форма проявления активного отношения человека с окружающей средой. В деятельности человек побуждается различными потребностями, интересами, склонностями, чувствами, сознанием долга и ответственности, выступающими в качестве мотивов деятельности.

В школьном возрасте ведущей деятельностью становится учение. Учение представляет собой деятельность, направленную на освоение знаний, умений и навыков, выработанных человечеством. Ребенок приобретает знания, умения и навыки во всякой деятельности. Учение же специально направлено на усвоение им социального опыта.

Содержание и формы деятельности усложняются и разнообразятся в соответствии с ростом возможностей учащихся. Возникают различные формы учебной, познавательной и теоретической деятельности.

Термины и понятия «язык» и «речь» тесно связаны и взаимодействуют с терминами и понятиями «речевая деятельность», «текст», «содержание текста».

Язык – звуковой механизм общения; совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразия конкретных высказываний отдельных людей.

Речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.

Речевая деятельность – совокупность психо-физиологических работ человеческого организма, необходимых для построения речи.

Текст – словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание.

Смысл текста – конкретная информация(логическая, эмоциональная\, эстетическая и иная), выраженная речью и при ее участии сформированная в сознании человека.

Термин «культура речи» многозначен.

Культура речи – это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. Это значение принято называть субъективным, поскольку оно отражает состояние речевой культуры языковой личности.

Это определение включает в себя широко распространенное представление о культуре речи как следовании нормам литературного языка. С.И. Ожегов писал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка…»

Объективная оценка свойств речи закреплена во втором значении термина, называемом объективным.

Культура речи – это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве. В данном случае можно увидеть отражение представления о культуре речи как части духовной культуры народа, существующей в виде образцовых, совершенных текстов, созданных в течение веков творчеством народа, его выдающихся представителей. Термин «культура речи» оказывается близким значению термина «культура языка».

Третье значение культуры речи – это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи, об учении о культуре речи.

Довольно близко по формулировке определение термина «культура речи» дает и Головин Б.Н.:

Культура речи – это прежде всего, по-видимому, какие-то ее признаки и свойства, совокупность и система которых говорят и о ее коммуникативном совершенстве.

Культура речи – это, во-вторых, совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатруднительное применение языка в целях общения.

Культура речи – это, в-третьих, область лингвистических знаний о культуре речи как совокупности и системе ее коммуникативных качеств. (С.7,с.6-7)

В его определении нетрудно усмотреть внутреннюю связь между культурой речи в первом значении и культурой речи во втором значении (как и у Соколовой, он называет их объективным и субъективным). Действительно, для того чтобы структура речи приобрела необходимое коммуникативное совершенство, автор речи должен владеть совокупностью нужных навыков и знаний; вместе с тем, для того, чтобы получить эти навыки и знания, нужно иметь образцы коммуникативно совершенной речи, нужно знать ее признаки и закономерности ее построения.

Исходя из этого, Головин Б.Н. формирует два важных определения: а)культура речи – это совокупность и система ее коммуникативных качеств;

б) культура речи – это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.

Ожегов С.И. чуть ли не отождествлял правильность речи с ее культурой. И тем не менее он писал: «Что такое высокая культура речи? Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. <…> Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)». (С.19,с.287-288)

Стилистика – раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности. (С.3,с.256)

Языковые средства стилей. Слова, фразеологические единицы по употреблению бывают нейтральными, торжественными и сниженными. Нейтральные языковые средства используются во всех стилях. Стиль создается сочетанием нейтральных языковых средств и средств, употребляемых преимущественно в данном стиле. Практика употребления языка в разных сферах общения людей выработала определенный набор языковых средств в соответствии с задачами каждого стиля.

Стили литературного языка.

Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка, или стиль литературного языка, а также присущие им языковые средства.(См. Таблицу №3)

1.2.Процесс обучения. Общее понятие.

Обучение является сложным многогранным процессом, который можно рассматривать как систему, т.е. как упорядоченную совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов целостного образования. Центральное место в структуре занимает целостная, единая двусторонняя взаимосвязанная деятельность учителя – преподавание и учащихся – учение. Определяющими условиями этой деятельности являются цели воспитания (образовательные, воспитательные), содержание учебного материала и мотивы учебной деятельности школьников. Эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы. Цели образования и обучения определяют содержание. Мотивы учебной деятельности оказывают значительное влияние на активность учащихся, их прилежание, старательность, отношение к учебному труду и в конечном счете на результаты процесса обучения. Мотивы формируются в процессе обучения, воспитания учащихся, зависят от организации учебно-воспитательного процесса, методов обучения, применяемых средств и содержания учебного материала. От целей обучения и воспитания зависит характер деятельности учителя и учащихся, организационные формы и методы обучения.

В свою очередь, каждый из элементов структуры процесса обучения можно рассматривать как отдельную систему. Так, процесс учения включает в себя качества составных элементов тесно между собой взаимосвязанные психические процессы (мышление, память, внимание, воображение, эмоции, волю) и особенности личности (способности, склонности, потребности, отношения и т.д.)

1.3. Структура процесса обучения.

Одним из определений процесса обучения является цель. Целью обучения мы называем мысленно предполагаемый конечный результат определенным образом направленной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся.

Цель определяется на целый урок, а иногда и на несколько связанных одной темой уроков. Образовательная цель должна относиться прежде всего к учащимся. Они должны четко знать, какими знаниями, навыками и умениями и на каком уровне (репродуктивном, творческом) они должны овладеть, какие требования им будут предъявляться по окончании того или иного урока.

К каждому уроку формулируются воспитательные задачи, которые предусматривают, какой шаг в формировании тех или иных качеств личности будет сделан на данном занятии. Они определяются так, чтобы полноценно использовать возможности содержания учебного материала или определенной организации поведения учащихся для их воспитания.

Развивающие функции процесса обучения направлены на всестороннее, гармоническое развитие личности учащихся. Развитие человека, становление его личности – целостный процесс, в котором взаимосвязаны разные его стороны: физические, умственные, трудовые, эстетические, нравственные.

Мотивами учебной деятельности могут выступать потребности, интересы, установки, идеалы, влечения и эмоции, вызывающие активную учебную деятельность школьников, их внимательное отношение к учебным обязанностям, старательность, прилежание, аккуратность в выполнении заданий.

Учитывая различные подходы к классификации мотивов, выделяются следующие их группы:

1.Социальные мотивы, связанные с различными взаимоотношениями учащихся между собой, с учителями, воспитателями, родителями и другими людьми. К ним относятся:

а) общественно-политические;

б) мотивы ответственности перед близкими, стремление принести радость родителям;

в) профессионально-ценностные;

г) коммуникативные мотивы.

2.Познавательные мотивы, среди которых ведущим является интерес к знаниям и к процессу их добывания, интерес к отдельным отраслям знаний и учебным предметам.

3.Мотивы перспективы связаны с установлением далекой и близкой цели (перспективы) обучения, с вопросом «Кем быть?»

Методы обучения – это упорядоченные системы приемов взаимосвязанной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на достижение поставленных дидактических целей.

Классификация методов обучения (по И.Я. Лернеру) :

1.Исследовательский метод.

2.Метод проблемного изложения.

3.Словесные методы обучения.

4.Наглядные методы обучения.

5.Метод наблюдения.

6.Практические методы обучения.

Принципы обучения:

1.Научность обучения и его доступность.

2.Систематичность обучения и связь его с практикой.

3.Сознательность и активность учащихся при руководящей роли учителя.

4.Принцип единства конкретного и абстрактного (принцип наглядности в обучении)

5.Принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся.

6.Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Классификация методов обучения русскому языку, основанная на уровне сложности работы с языковым материалом, представляет собой систему активизации мыслительной деятельности учащихся (от работы по образцу к частично-поисковой и поисковой):

  • Методы сообщения учителем знаний.

1.Метод сообщения учителем знаний в готовом виде.

2.Метод проблемного изложения знаний учителем.

  • Методы самостоятельного овладения учащимися знаний и формирования умений.

1.Метод обучения воспроизведению и анализу готовых текстов, предложений, словосочетаний, слов.

2.Метод обучения выбору языковых средств по известному образцу в связи с изменением данных текстов, предложений, словосочетаний, слов.

3. Метод обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, образованием слов.

Этапы обучения в системе применения методов активизации мыслительной деятельности учащихся могут быть определены в зависимости от того, с каким языковым материалом имеют дело учащиеся – с готовым или с таким, который надо изменить или создать.

На первом этапе учащиеся воспринимают, осмысливают, анализируют готовый языковой материал, который преподносится им или в процессе сообщения учителем знаний, или при выполнении упражнений. Этот этап является основой формирования умений, так как работа по образцу на первом этапе создает базу для выполнения более сложных заданий на следующем.

На втором этапе осуществляется выбор языковых средств по известному образцу в связи с изменением данного языкового материала. Усложняются условия работы – усложняется и мыслительная деятельность учащихся. Изменение условий очень важно для приобретения прочных знаний, умений и навыков; оно создает ориентировку в разных ситуациях.

Таким образом, второй этап, закрепляя достигнутое на первом, способствует совершенствованию логики мышления учащихся, формирует умение применять знания и навыки в разных ситуациях.

Особым является третий этап - этап обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, образованием слов, когда осуществляется частично-поисковая и поисковая деятельность.

Приобретенные учащимися ранее знания, умения и навыки, в том числе в ходе проблемного изложения нового материала учителем, теперь применяются ими при создании текстов, предложений, словосочетаний, образовании слов, хотя элементы работы по образцу, естественно, присутствуют в большей или меньшей степени и в этих случаях.

При написании сочинений-рассуждений, эссе, рецензий творчество учащихся достигает наиболее высокого уровня – проявляется их умение выразить собственную мысль с помощью отобранных самостоятельно языковых средств. При решении проблемных задач исследование языковых явлений, приближающее в известной степени работу школьников к деятельности ученых-лингвистов, поднимает учащихся на самый высокий уровень мыслительной деятельности.

Овладение культурой речи на третьем этапе осуществляется в самых сложных условиях, но особенно эффективно (С.18,с.8-9)

Критерием эффективности применяемых методов обучения – на заключительном этапе в процессе обучения – должны явиться проблемные задачи, в процессе решения которых обнаружится, усвоены ли знания, сформулированы ли умения, навыки, достигнут ли определенный уровень языкового развития.

В последние годы критерием эффективности усвоенных знаний, умений и навыков учащихся является результат ЕГЭ по русскому языку.

Глава 2.
Стилистика и культура речи в процессе изучения русского языка за курс основной школы

Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений, определяя задачи преподавания русского языка, указывает, что одной из них является: овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; и включает в основные направления работы по русскому языку овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, словообразования и образования новых форм слова, построение словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью, устранение из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по использованию рабочей тетради по стилистике русского языка стр. 9

    Методические рекомендации
    Социальные сдвиги нашего времени, связанные с условиями переходного периода, изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию»
  2. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений (1)

    Методические рекомендации
    Рубеж XX и XXI столетий стал для России действительно переломным этапом. Это ощутимо сказывается на деятельности практически всех социальных институтов, включая школу.
  3. Методические рекомендации по организации и проведению единого дня правовых знаний по теме «конвенция ООН о правах ребенка»

    Методические рекомендации
    Вопросы правового просвещения, образования и воспитания учащихся приобретают особое значение в условиях формирования правового государства и гражданского общества в России, потребовавших формирования высокого уровня готовности гражданина
  4. Методические рекомендации по открытию семейных детских садов Примерное положение об организации деятельности

    Методические рекомендации
    государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - Учреждение) в соответствии с Уставом Учреждения.
  5. Методические рекомендации по систематизации и описанию документов личного происхождения

    Методические рекомендации
    Формирование Архивного фонда Российской Федерации документами личного происхождения, образовавшихся в процессе жизни и деятельности отдельного лица, семьи, рода, остается одним из приоритетных направлений работы архивных учреждений.

Другие похожие документы..