Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
знати вплив архітектури та апаратного забезпечення комп’ютерних систем на процес створення системних програм; машинно-орієнтовану мову програмування ...полностью>>
'Документ'
Здійснюючи підприємницьку діяльність, підприємства неминуче використовують залучені кошти, утворюючи борги. Боргові зобов’язання підтверджують права ...полностью>>
'Регламент'
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административн...полностью>>
'Документ'
Руководствуясь ст.26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», на основании ст. 268.5 Налогового кодекса Украины, решения 5-ой сессии 6-го...полностью>>

Методические указания для выполнения контрольных работ по курсу «Философия»

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Украины

Харьковская национальная академия городского хозяйства

Методические указания

для выполнения контрольных работ по курсу

«Философия»

(для студентов 2-3 курсов заочной формы обучения всех специальностей академии)

ХАРЬКОВ – ХНАГХ – 2008

Методические указания для выполнения контрольных работ по курсу «Философия» (для студентов 2-3 курсов заочной формы обучения всех специальностей академии). Сост. В. В. Будко, И. А. Михайлова, Е. В. Пилипко, О. К. Садовников, Ю. А. Фатеев – Харьков: ХНАМГ, 2008. – 59 с.

Составители: В. В. Будко,

И. А. Михайлова,

Е. В. Пилипко,

О. К. Садовников,

Ю. А.Фатеев.

Рецензент: к. ф. н., доц. Л. А. Радионова

Рекомендовано кафедрой философии и политологии,

протокол № 9 от 22.04.08

СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТА

Философия является древнейшей наукой. Зародившись на заре цивилизации, она стремится компетентно разобраться в объективной сущности вещей и процессов. Изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более продуманное, обоснованное миропонимание. Сознательное отношение к мировоззренческим проблемам - необходимое условие формирования личности. Современному человеку требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит.

Изучение философии представляет определенную трудность для студентов-заочников. Это можно объяснить как спецификой самой философии, так и спецификой обучения. В учебниках по философии приводятся в основном результаты многовековых достижений человеческой мысли по вопросам бытия. При изуче­нии материала используются понятия и термины, редко встречающиеся в повседневной практике.

Преодолеть эту трудность можно путем внимательного изучения и запоминания философских категорий, основательного изучения первоисточников, активной работы на лекциях и семинарских занятиях. Помощь в изучении материала курса могут оказать справочная литература: философские словари, энцикло­педии.

При самостоятельном изучении курса философии следует исполь­зовать новейшую учебную и научную литературу в сочетании с перво­источниками.

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Изучение курса философии студентами-заочниками ХНАГХ происходит в течение двух семестров и предполагает написание двух контрольных работ (по одной в семестр). Темы настоящей методички подразделяются на две части: 1я часть - с 1й по 27ю включительно (студенты изучают в первом семестре); 2я часть - с 28й по 47ю (студенты изучают во втором семестре). Номер темы для контрольной работы студент выбирает в соответствии с последней цифрой своей зачетной книжки. Например, номер Вашей "зачетки" 93261. Значит, в первом семестре Вы должны выполнить тему под номером I или II, или 21, а во втором - под номером 31 или 41. Или номер "зачетки" 93169. Значит, Вы выполняете в первом семестре тему номер 9 или 19, а во втором - 29 или 39.

Требования к оформлению работы:

1. На титульном листе указать название академии, номер контроль­ной работы, курс, группу, форму обучения, учебный шифр (номер зачетной книжки), Ф.И.О. (полностью), обратный адрес с указанием почтового индекса. Например:

X Н А Г X

Контрольная работа

по философии № I

студента 2 курса, гр. ЭПБ-2, 3/0,

у/ш 93169

Петрова Александра Даниловича.

Дом. адрес: 61146. г. Харьков,

ул. Героев Труда, д. 34, кв. 60.

2. Первый лист начинают с указания номера темы и ее полного наз­вания. Затем перечисляются вопросы темы.

3. Далее следуют ответы на вопросы. Каждый вопрос темы студент обязан раскрыть полностью, нумеруя его. Оптимальное коли­чество страниц для ответа на вопрос темы составляет 4-5 страниц рукописного текста в ученической тетради (т.е. общий ответ на три вопроса занимает 12-15 страниц рукописного текста). Ответы должны завершаться краткими обобщениями и выводами, которые должны быть сделаны и по работе в целом.

4. В конце работы студент приводит полный список использованной учебной литературы и других источников с указанием фамилий авторов в алфавитном порядке, названия работы, места издания, год и номер тома.

5. Работа должна быть подписана студентом, поставлена дата ее написания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РАБОТЫ

Ответы не должны иметь формальный характер, они должны раскрывать основные положения вопроса с обязательным приведением различных взглядов по рассматриваемой проблеме.

Контрольную работу следует выполнить самостоятельно, написать аккуратно, разборчиво, изложить простым и ясным языком. Не следует механически переписывать чужой текст. Все приводимые цитаты и фактические материалы должны иметь обязательную ссылку на источник с указанием фамилии автора, названия работы, года издания, страницы.

Контрольную работу зачитывают при условии выполнения всех перечисленных требований к оформлению и методических рекомендаций по её написанию. Она должна быть представлена в академию в соответствии с графиком, утвержденным деканатом.

Литература по курсу философии

Введение в философию: Учебник для вузов./ Под. ред. И.Т. Фролова. В 2-х ч. – М., 1990.

Великих А., Уколов А.И, Фатеев Ю.А. Философия. Краткий курс лекций. – Харьков, 2004.

Спиркин А.Г. Основы философии: Учебник для вузов. – М., 2007.

Філософія. Курс лекцій: Навч.посібник./ І.В. Бичко – К., 1999.

Філософія: Підручник/ За ред. Зайченка – К., 1995.

Філософія: Навч.посібник./ За ред. І.Ф. Надольного. – К.,1997.

Брюшинкин В.Н. Логика. – М., 2001.

Жеребкін В.Є. Логіка. – К., 2002.

Ивин А.А. Логика. – М., 2002.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 2007.

Курбатов В.И. Логика. – Ростов-на-Дону, 2001.

Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М., 2001.

Балашов П.Е. Этика: Учебное пособие. – М., 2003.

Золотухина-Аболина Е.В. Учебник. Курс лекций по этике. – М., 2000.

Кондратов В., Чичина Е. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону., 1998.

Борев Ю.Б. Эстетика. Учебник. – М., 2002.

Бычков В.В. Эстетика. Учебник. – М., 2004.

Зеленкова И.Л, Беряева Е.В. Этика: Учебное пособие и Практикум. – Минск, 1997.

Кривцун О.А. Эстетика. Учебник. – М., 2000.

Шрейдер Ю.А. Этика: Введение в предмет. – М., 1998.

Эстетика: Уч. пособие / Л.Т.Левчук, Д.Ю. Кучерюк и др. – К., 1991.

Яковлев К.Г. Эстетика: Уч. пособие. – М., 1999.

Данильян О. Г., Тараненко В. М. Религиоведение. – М., 2005.

Калінін Ю.А., Харьковщенко Е.А. Релігієзнавство. – К., 2000.

Основы религиоведения./ Под.ред. Яблокова И. – М., 2000.

Релігієзнавство. / За.ред. Заковича М. – М., 2000.

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория и история современных религий. Курс лекций. – М., 1999.

Тема 1.

  1. Понятие мировоззрения и его структура.

  2. Исторические типы и формы мировоззрения.

  3. Роль мировоззрения в жизни общества.

ЛИТЕРАТУРА

Бабушкин Б.С. О природе философского знания. – М., 1978.

Вернадский В.И. Научное мировоззрение.// На переломе. Философия мировоззрения. Философские дискуссии 20-х годов. М., - 1990. – С. 180,183, 187-188, 200-202.

Кессиди К.Х. От мифа к логосу. – М., 1972.

Шестов Л.И. Признавал ли хоть один философ бога? // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М., - 1990. – С. 371-373.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 19-24, 138,142.

Методические советы

Данной темой начинается изучение философии. Здесь нужно уяснить предмет, содержание и функции философии.

Философия - это мировоззренческая наука. Поэтому, прежде чем переходить выяснению ее предмета, необходимо выяснить, что такое мировоззрение и как с ним связана философия. Раскрывая содержание мировоззрения, следует проанализировать его структурные элементы, показать значение мировоззрения в жизни каждого человека.

Рассматривая исторические типы и формы мировоззрения, главное на чем необходим остановиться - это на вопросе соотношения типов и форм мировоззрения. Необходимость этого обусловлена тем, что все вопросы в курсе философии рассматриваются через призму соотношения общего и отдельного (философия оперирует общими абстрактными понятиям, а имеем мы дело с отдельными конкретными предметами).

Тема 2.

  1. Понятие философского знания.

  2. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Проблема метода в философии.

  3. Философия и конкретные науки, их соотношение.

ЛИТЕРАТУРА

Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии.// Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. М., 1991. – С. 91-92.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1980.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

Философия и мировоззрение.// Сост. П.В. Алексеев. – М., 1990.

Методические советы

Высшей формой мировоззрения является научное мировоззрение, которое создается не одним человеком, а на уровне науки. Важнейшую роль в его формировании играют такие науки как философия, политическая экономия, этика, эстетика и др. гуманитарные науки. Основой, ядром этого мировоззрения является философия. Формирует она теоретические основы мировоззрения через правильное решение вопроса о соотношении бытия и мышления. Этот вопрос является основным вопросом, а, следовательно, основным он является и в мировоззрении (здесь нужно на конкретных примерах показать, почему этот вопрос является основным).

Необходимо выяснить классовые и гносеологические причины, порождающие материализм и идеализм, проанализировать исторические формы материализма и разновидности идеализма.

Следует подчеркнуть мировоззренческое и методологическое значение основного вопроса философии. Его научное решение позволяет понять суть самой философии, закономерности ее развития и связи с другими формами человеческой культуры, разобраться в философских вопросах частных наук.

История философии представляет собой борьбу не только материализма и идеализма, но также диалектики и метафизики. В связи с этим необходимо выяснить, что такое метод в философии, в чем суть диалектики и метафизики.

Для четкого уяснения предмета философии надо разобраться в вопросе о соотношении философии и частных наук. Нужно выяснить не только, что дают частные науки философии, но и что философия дает этим наукам.

Тема 3.

  1. Принципы периодизации истории философии.

  2. Философия Древней Индии и Китая.

  3. Античная философия.

ЛИТЕРАТУРА

Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976

Виндельбанд В. История древней философии. – К., 1995.

История философии в кратком изложении./ Пер. с чеш. – М., 1994.

Рассел Б. История западной философии. – М., 1959.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1991.

Методические советы

Центральная проблема данной темы – выяснение причин и условий возникновения философии, формирования ее основных направлений.

Говоря о философии Древней Индии и Китая надо показать, что обусловило преобладание в древневосточном мировоззрении религиозно-нравственной проблематики, идеализма над материализмом. В китайской философии материалистические и наивно-диалектические тенденции особенно характерны для даосизма, в Индии – для чарваков.

Знакомясь с античной философией, надо иметь в виду, что именно здесь формируются и достигают своей кульминации первые исторические формы материализма и диалектики (Гераклит, Демокрит). Традиция античного идеализма нашла свое систематическое выражение в философии Платона. Научно-теоретический же синтез развития античной философии был осуществлен Аристотелем, в лице которого греческая философия достигает наивысшего расцвета.

Тема 4.

  1. Этапы развития философии Средневековья в Западной Европе.

  2. Арабская и еврейская философии Средневековья.

ЛИТЕРАТУРА

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – М., 1994.Т.3.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

Рассел Б. История западной философии. – М., 1959.

Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

Методические советы

Переходя к характеристике философии средневековья, нужно ясно пред-ставить, что в условиях безраздельного господства религии и церкви, она пре-вращается в служанку богословия, которое налагает свою печать на борьбу ос-новных философских направлений, саму философскую проблематику, на разви-тие науки, искусства и культуры в целом. Говоря о средневековой схоластике, её сущности и особенностях, нужно проследить борьбу за философскую пере-ориентацию католической церкви с платонизма на аристотелизм, уделив особое внимание борьбе номинализма (И. Росцелин, Д. Скот) и реализма (А. Кентербе-рийский, Ф. Аквинский). Именно в борьбе этих двух направлений своеобразно проявлялись борьба материализма и идеализма, материалистические тенденции в развитии философской мысли средневековья. В этой связи значительный ин-терес представляют философские взгляды выдающихся представителей средне-вековья - Авиценны и Аверроэса, которые внесли существенный вклад в разви-тие науки и философии, в борьбу против гнёта религии и церкви и выдвинули идею освобождения науки и философии от этого гнёта. Особую роль в философской переориентации католичества в области схоластики сыграл Ф. Аквинский, с учением которого следует ознакомиться более подробно, ибо оно было одобрено церковью и стало основой официальной философии Ватикана.

Тема 5.

  1. Основные черты философии эпохи Возрождения

  2. Философия Нового времени.

ЛИТЕРАТУРА

Гарфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVІІ века. – М., 1974.

Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVІІІ века. – М., 1973.

Рассел Б. История западной философии. – М., 1959.

Фейербах Л. История философии. – М., 1974. Т.1.

Методические советы

Характеризуя философию эпохи Возрождения, нужно прежде всего проанализировать её специфику, которая состояла в том, что это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, обусловленный распадом феодализма и зарождением капитализма. Основное внимание следует сосредоточить на отличительных чертах этой философии: акцент на реальное познание природы, выдвижение проблем человека, гуманизма, борьбы против схоластики за суверенные права науки и философии и др. Важно показать роль таких мыслителей этой эпохи, как Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Д. Бруно, Г. Галилей в борьбе против религии и идеализма, а также в развитии науки и материалистического мировоззрения, в подготовке философии Нового времени.

Знакомясь с философией Нового времени, следует иметь в виду, что она отличалась ярко выраженной антисхоластической направленностью, гуманизмом, стремлением к научному обоснованию своих положений, поисками общего метода познания, став теоретической основой мировоззрения третьего сословия, а сама философская революция в европейских странах предшествовала революции социальной.

Рассматривая философию Ф. Бэкона, нужно обстоятельно разобраться в особенностях и сущности его материализма, теории познания (выделив здесь его идею опытного знания, а также его учение об идолах - призраках, препят-ствующих постижению истины), разработанного им индуктивного метода.

Переходя к философии Р. Декарта, следует обстоятельно раскрыть её антисхоластическую направленность, принцип сомнения и его методологическое значение, дуализм души и тела, особенности теории познания (выделив при этом его рационализм, понимание истины и её критерия, роли дедукции и интуиции в познании), сущность рационалистического метода. Значительный интерес представляет разработка им механической картины мира, а также тот вклад в науку, благодаря которому в неё вводится точка зрения развития, что способствовало будущим успехам диалектики, хотя сам Декарт и понимал развитие ещё механистически.

Характеризуя философские взгляды Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка, надо проследить дальнейшее развитие ими данной формы материализма, раскрыть их вклад в онтологию, гносеологию, методологию познания, в борьбу материализма против идеализма и религии, подчеркнуть, что: Гоббс был систематизатором бэконовского материализма, освободившим его от теологических элементов и придавшим ему классическую механистическую форму; Спиноза, критически анализируя философию Декарта, развил материалистическое учение о субстанции, атрибутах и модусах, боролся против телеологии, отстаивая рационализм и дедукцию; Локк обосновал бэконовский принцип происхождения знаний и идей из мира чувств, выступил как основоположник сенсуализма, перенёс вместе с Бэконом метафизический метод из естествознания в философию. Виднейшим представителем идеализма XVII в. был Г. Лейбниц, который внёс существенный вклад в развитие наук (математики, логики, биологии, техники), однако в своей монадологии стоял на позициях метафизического идеализма, выступая против материализма.

Кульминацией этой формы материализма стал французский материализм XVIІ в. Следует обстоятельно рассмотреть учение французских материалистов о материи (идеи о её несотворимости и неунечтожимости, активности, неразрывной связи с движением), теорию познания (отражение природы человеком, необходимость единства чувственного и рационального, связи познания с опытом, понимание истины как соответствия знания объекту и др.), метафизический метод, в рамках которого высказывались отдельные диалектические догадки, учение об обществе.

Знакомясь с философией Беркли и Юма, надо раскрыть её субъективно-идеалистический характер, агностицизм Юма и его специфику, показать их несостоятельность и ожесточённую борьбу против материализма, место и значение в истории философии.

Тема 6.

  1. Исторические условия формирования классической немецкой философии, ее основные черты.

  2. Философские и социально-этические взгляды И.Канта.

  3. Философия Фихте, Шеллинга, Гегеля.

  4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

ЛИТЕРАТУРА

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

История философии: Запад – Россия – Восток. Книга вторая: философия ХV-ХІХ вв: Учебник для студентов вузов/ Под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М., 1996. Главы 5-9.

Нарский И.С. Западноевропейская философия ХІХ века. – М., 1976.

Методические советы

Классическая немецкая философия по своим теоретическим результатам стала одним из высших пиков в истории философии. Сквозные проблемы немецкой классической философии, констатирующие её как единое течение, - исследование диалектики мышления и бытия, исторической закономерности, социального прогресса и человеческой свободы. Разбор её предпосылок следует начать с социально-экономических корней немецкого классического идеализма (см. «Немецкая идеология» стр. 182-184). Его родоначальник И. Кант, испытав сильное влияние ньютоновского математического естествознания, пытался преодолеть на идеалистической основе противоположность эмпиризма и рационализма, науки и религии. Г. Гегель задумал создать грандиозный умозрительный синтез всех достижений истории мировой философской мысли и современного ему естествознания, однако по сути дела развивал лишь идеалистическую «линию Платона» в философии. Л. Фейербах, напротив, опирался на материалистическую традицию, в особенности на французский материализм XVІII в.

Знакомясь с философией Канта, нужно раскрыть философское и естественнонаучное значение космогонической гипотезы молодого Канта, а также его идеи о замедлении суточного вращения Земли, изучить критику субъективно-идеалистической философии и агностицизма зрелого Канта (по книге Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»). Для уяснения сущности этой критики следует разобраться в смысле терминов: «априоризм», «явление и вещь в себе», «антиномия»; в учении Канта о философских основаниях математики и физики; о соотношении науки, нравственности и религии.

Сущность противоречий между методом и системой в философии Гегеля нельзя понять правильно, не продумав основной принцип абсолютного идеализма - тождество мышления и бытия, общую схему гегелевской философии (схему развития «мирового духа»), её философско-историческую концепцию. Следует помнить, что диалектика была идеалистически мистифицирована Гегелем, что диалектический метод Маркса не только не тождественен гегелевскому, но и прямо противоположен ему.

Изучая философию Л Фейербаха, надо прежде всего рассмотреть его заслуги в критике религии и идеализма. Одновременно надо обратить внимание на специфику материализма Фейербаха, его антропологизм и созерцательность, идеализм в социально-политических воззрениях, особенности его атеизма.

Тема 7.

  1. Философская мысль Киевской Руси.

  2. Философские идеи в духовной культуре Украины ХІІ-нач.ХХвв.

  3. Особенности философии в Советской и постсоветской Украине.

ЛИТЕРАТУРА

Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия ІХ-ХІХвв. – Л., 1989.

Історія філософії України: Підручник / М.Ф. Тарасенко, І.В. Бичко та ін.. – К., 1994.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по курсу «Антропология»

    Методические рекомендации
    В первой части работы помещены тестовые задания. По содержанию они охватывают все основные разделы и аспекты курса «Антропология». Задания данного типа используются главным образом для проверки теоретических знаний студентов, оценки
  2. Методические указания к выполнению контрольной работы по курсу: «Политическая экономия»

    Методические указания
    Политическая экономия была и остается наукой о закономерностях развития (воспроизводства) экономических систем в широком смысле слова, включая воспроизводство как ресурсов, так и экономических отношений (институтов).
  3. Методические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине " философия" по всем направлениям и специальностям Уфа 2004

    Методические указания
    Составители: д-р филос. н., профессор Ф.С.Файзуллин, д-р филос. н., профессор Ф.М. Неганов, д-р социол. н., профессор Т.П.Моисеева, канд. социол. н., ст.
  4. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине "стратегическое управление "

    Методические указания
    Зарубежные и отечественные предприятия имеют большой опыт стратегического управления, которое постоянно обновляется. Программы курса направлена на обобщение этого опыта, а также на развитие практических привычек исследования возможности
  5. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы философии» для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учёт», «Правоведение» заочной формы обучения Тобольск 2006

    Методические указания
    к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы философии» для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учёт», «Правоведение» заочной формы обучения

Другие похожие документы..