Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Педагогика и психология как науки. Предмет и задачи дисциплин. Объект и предмет психологии и педагогики. Место психологии и педагогики в системе наук ...полностью>>
'Документ'
Энергосбережение является одним из ключевых направлений энергетической политики России в процессе реализации ФЦП «Энергосбережение» [1], разработанно...полностью>>
'Книга'
Герои басен – чаще звери, птицы, насекомые; они ведут себя по-человечески, наделяются человеческими качествами. В поступках и взаимоотношениях персон...полностью>>
'Тесты'
2. 1002 Сроки временного перевода на другую работу по болезни рабочего или служащего определяют: 1.Профсоюзные органы 2. Контрольно-экспертная комисс...полностью>>

Доклад российских неправительственных организаций по соблюдению Российской Федерацией

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доклад

российских неправительственных организаций

по соблюдению Российской Федерацией

Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

(предварительная версия)

Май 2006
Москва

Содержание

Введение 4

Статья 3 5

Предоставление убежища в России и реализация принципа защиты от угрозы пыток 5

Политическое убежище: нормативное регулирование и практика 5

Статус беженца и временное убежище: нормативное регулирование 6

Практика предоставления статуса беженца и временного убежища в России 7

Выдворение и депортация. Реализация принципа защиты от угрозы пыток 10

Выдача (экстрадиции) подозреваемых, обвиняемых и осужденных из РФ и реализация принципов защиты от угрозы пыток 13

Статья 4 18

Статья 11 22

Непропорциональное и необоснованное использование силы и огнестрельного оружия при задержании, подавлении незаконных действий и поддержании общественного порядка 22

Права задержанных 24

Процедура ареста 29

Обращение с заключенными в исправительных учреждениях 31

Статья 12 33

Реагирование на признаки пыток 34

Расследование предполагаемых случаев пыток 37

Нарушения принципа тщательности расследования 38

Необоснованное затягивание расследования 39

Необъективность оценки доказательств, вынесение необоснованных решений по делам о пытках 40

Отсутствие действенных мер правовой защиты от нарушения обязательства проводить эффективное расследование: практика пинг-понга 41

Независимость расследования 42

Расследование пыток в пенитенциарных учреждениях 43

Расследование пыток в вооруженных силах 45

Статья 13 46

Право на подачу жалобы на пытки 47

Практическая возможность подать жалобу на пытки. Имеющиеся трудности 49

Разбирательство по жалобам на пытки и жестокое обращение. 53

Практика необоснованных отказов 53

Доступ заявителей к расследованию 55

Обеспечение безопасности жертв и свидетелей 56

Статья 14 58

Реабилитация жертв незаконного уголовного преследования и ее отношение к реабилитации жертв пыток 59

Право жертв пыток на компенсацию, доступность процедуры обращения за компенсацией 60

Практика назначения компенсации по делам о пытках 62

Сложности в получении компенсации, назначенной судебным решением 63

Статья 16 64

Условия содержания в следственных изоляторах 64

Условия содержания в исправительных учреждениях 67

Положение отдельных групп заключенных 72

Условия содержания в изоляторах временного содержания (ИВС) МВД России 74

Условия содержания в пунктах для мигрантов 76

Материально-бытовые условия прохождения военной службы 77

Проблемы пыток и жестокого обращения в Чечне и на Северном Кавказе 81

Правовые рамки «контртеррористической операции» в Чеченской Республике 81

Пытки, жестокое и унижающее человеческое достоинство обращение как методы ведения «контртеррористической операции» (от «зачисток» до «адресных» операций) 82

Жестокие силовые операции против мирного населения в 2004-2005 гг. 83

Похищения, исчезновения и внесудебные казни в ходе «контртерропристической операции» 86

Безнаказанность сотрудников федеральных и местных силовых структур 90

Неэффективность судебной системы в борьбе с безнаказанностью 92

Проблема фальсификации уголовных дел и использование пыток для получения признательных показаний 94

Преследование заявителей в Европейский Суд по правам человека 96

Взаимодействие государственных структур с неправительственными и межправительственными организациями в деле пресечения пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения 98

Места содержания под стражей 99

Незаконные (тайные) тюрьмы и заложничество 104

Эскалация конфликта за пределами Чечни 107

Ингушетия 107

Кабардино-Балкарская Республика (КБР) 108

Введение

Настоящий доклад по соблюдению Российской Федерацией Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания за период с 2001 года по 2005 год подготовлен общими усилиями ряда ведущих российских НПО: Исследовательского Центра «Демос», Фонда «Общественный вердикт», Комитета «Гражданское содействие», Правозащитного центра «Мемориал» (ПЦ «Мемориал»), Всероссийского движения «За права человека», Фонда «Социальное партнерство», Союза комитетов солдатских матерей России, Нижегородского Комитета против пыток, Красноярского Общественного комитета по защите прав человека, Пермского регионального правозащитного центра, Правозащитного Центра города Казани, Йошкар-Олинской организации «Человек и Закон», Коми региональной Комиссии по защите прав человека «Мемориал», Мордовского республиканского правозащитного центра, Института общественных проблем «Единая Европа», Тверского регионального отделения Российского общества «Мемориал», Краснодарской организации «Матери в защиту прав задержанных, подследственных и осужденных», Союза правозащитных организаций Свердловской области, Читинского правозащитного центра. За общую координацию работы отвечал Фонд «Общественный вердикт», за правовое редактирование доклада - Центр «Демос».

Доклад представляется Комитету ООН против пыток в рамках рассмотрения Четвертого периодического доклада России по выполнению Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Конвенция). Доклад направлен на всестороннее освещение вопросов соблюдения прав, закрепленных в Конвенции, и на привлечение внимания экспертов Комитета против пыток ООН (Комитета) к наиболее актуальным проблемам в области их реализации, которые не нашли отражения в докладе Российской Федерации.

Работая над докладом, мы не стремились к опровержению официальной информации и конфронтации с официальной позицией Российской Федерации. Мы признаем, что за последние несколько лет в Российской Федерации наблюдались некоторые позитивные изменения, в первую очередь, это касается пенитенциарной системы. Мы ставили перед собой задачу представить позицию неправительственных организаций по поводу ситуации с пытками и другими видами жестокого обращения в наиболее критических областях в нашей стране (милиция, вооруженные силы, пенитенциарные учреждения) с целью формирования у экспертов Комитета наиболее полного и объективного мнения о проблемах в этой области. В частности, проблемы безнаказанности за пытки, конфликт функций прокуратуры, затрудняющий эффективное расследование случаев пыток, отсутствие адекватной системы компенсаций жертвам пыток, - вызывают сильную озабоченность российских правозащитников.

Информация о новых законодательных мерах и выполнении обязательств по статьям Конвенции отражена в соответствующих статьях доклада. Ситуация с соблюдением положений Конвенции в Кавказской регионе отражена в отдельном разделе доклада в силу особого положения в этом регионе.

В ходе подготовки доклада использовались материалы мониторинга ситуации с пытками, проведенного в 2005 г. в 16 регионах России, а также в федеральном центре. Доклад основан на сведениях, предоставленных российскими правозащитными и неправительственными организациями, на что в тексте сделаны соответствующие ссылки. Отсутствие ссылки на источник информации означает, что сведения предоставлены одной из организаций - авторов доклада. За дополнительной информацией можно обратиться в Фонд «Общественный вердикт» по адресу ntaubina@ и в Центр «Демос» по адресу shepeleva@.

Статья 31

1. Ни одно Государство-участник не должно высылать, возвращать (refouler) или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

2. Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая, в соответствующих случаях, существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.

Предоставление убежища в России и реализация принципа защиты от угрозы пыток

Законодательство Российской Федерации предусматривает три формы предоставления убежища. Убежище, в какой бы форме они ни было предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, служит гарантией недопустимости его административного выдворения, депортации и экстрадиции в страну его гражданства или постоянного проживания. Это же относится к лицам, в отношении которых процедура рассмотрения ходатайства о предоставления убежища еще не завершена.

Основной причиной предоставления убежища является опасность преследований по признаку принадлежности к определенной группе. Кроме того, убежище должно предоставляться в случаях, когда после возвращения на родину лицо может быть подвергнуто жестокому обращению, пыткам или другим формам обращения, опасным для жизни и здоровья.

Политическое убежище: нормативное регулирование и практика

Указ Президента РФ от 21 июня 1997 г. «Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» регулирует порядок предоставления убежища политическим деятелям, подвергающимся в стране своей гражданской принадлежности преследованиям, направленным против них лично.

В соответствии с Указом, политическое убежище не может быть предоставлено лицам, прибывшим из стран «с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека» (часть 1, п. 5, абз. 5). Ежегодно Министерство иностранных дел (МИД России) составляет список таких стран (часть 2, п. 8, абз. 2).

Заявитель подает ходатайство о предоставлении политического убежища в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ (ФМС России), который после решения вопроса о достаточности оснований, направляет ходатайство на федеральный уровень, в ФМС России. ФМС России, в свою очередь, запрашивает заключения МИД России, Министерства внутренних дел РФ (МВД России), Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и направляет их, вместе со своим заключением, в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. На основании полученных материалов Комиссией готовятся рекомендации Президенту РФ для принятия им решения по каждому ходатайству (пп.10, 11 Указа от 21 июня 1997 г.).

Лицо, получившее политическое убежище, и члены его семьи получают вид на жительство в России (часть 3, п. 16 Указа от 21 июня 1997 г.).

Подача ходатайства через представителя не предполагается. Обжалование решений должностных лиц возможно в общегражданском порядке, решение Президента РФ не обжалуется. Адвокатская и любая иная консультативная поддержка на стадии подготовки, подачи и рассмотрения ходатайства также возможны в общем порядке.

Однако в течение 10 лет политическое убежище получило не более 10 человек. Фактически президентский указ не применяется на практике, поскольку он касается нерядовых случаев обращения за убежищем. Правозащитникам известны факты, когда представители высшего руководства стран, ранее входивших в состав СССР, ходатайствовали о предоставлении им убежища при изменении политических режимов в этих странах. Однако политические соображения мешают российским властям открыто покровительствовать бывшим руководителям государств СНГ, предпочитая оставаться в хороших отношениях с их преемниками.

Так бывший Президент Азербайджанской Республики Аяз Муталибов получил политическое убежище в России только после вторичной смены режима у него на родине, и после того как он ее покинул.

Статус беженца и временное убежище: нормативное регулирование

Представление статуса беженца регулируется Законом РФ «О беженцах», принятым 19 февраля 1993 г. и действующим в редакции от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ с небольшими дальнейшими поправками. Определение беженца в российском законодательстве почти полностью повторяет определение Конвенции ООН 1951 г. «О статусе беженца». В российском законодательстве беженцем признается (ст. 1, часть 1, п. 1 Закона «О беженцах»)

«лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

Ходатайство о предоставлении статуса беженца подается в территориальный орган ФМС России, который принимает решение о предоставлении статуса или отказе в его предоставлении (ст. 7, часть 3 Закона «О беженцах»). Процедура рассмотрения ходатайства состоит из двух стадий: решение о рассмотрении ходатайства по существу и рассмотрение ходатайства. На обоих этапах действия должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд (ст. 10, часть 2 Закона «О беженцах»). Статус беженца предоставляется сроком на три года и продлевается на каждый следующий год в случае, если сохраняются основания его предоставления (ст. 7, п. 9 Закона «О беженцах»).

Статья 12 Закона «О беженцах» предусматривает предоставление временного убежища лицам, которые могут быть признаны беженцами либо «не имеют оснований для признания беженцем …, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации» (ст. 12, часть 2, п. 2). Порядок предоставления временного убежища урегулирован Постановлением Правительства РФ «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерацией» от 9 апреля 2001 г. № 274.

Решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем «либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории РФ (например, состояния здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица» (Постановление Правительства № 274, п. 7). Определение гуманных причин, конкретизирующее только одну возможность, явно недостаточно. К гуманным причинам могли бы быть отнесены и внешние обстоятельства, такие, например, как состояние гражданской войны, послевоенная разруха или жестокий режим власти, сопряженный с пытками и бессудными казнями, на территории государства, откуда прибыл заявитель. Однако Инструкция Министерства федерации России, которому на тот период были отданы функции ФМС России, от 1 августа 2001 г. №11/3 – 5768 существенно ограничивает круг гуманных соображений, сводя его к болезни лица, ищущего убежище.

Таким образом, применение Постановления Правительства № 274 сводится к предоставлению временного убежища лицам, имеющим основания для получения статуса беженца, но этого статуса не получившим.

Практика предоставления статуса беженца и временного убежища в России

Анализ практики предоставления убежища позволяет с определенностью утверждать, что Россия не выполняет в этой области свои международные обязательства и не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства защиту от возвращения в страну, где им грозят пытки и жестокое обращение.

Три приведенные ниже таблицы, составленные на основании предоставленных ФМС России данных, ясно указывают на тенденции, сложившиеся в практике предоставления статуса беженца и временного убежища в России.

Таблица 1. Число лиц, признанных беженцами
и стоящих на учете в ФМС России (
на конец каждого года)

год

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Число беженцев

239359

128360

79727

26065

17902

13790

8725

614

456

Из них в Северной Осетии -Алании

28086

26210

24124

19650

15150

11534

6688

229

Таблица 2. Число поданных ходатайств

Год

2001

2002

2003

2004

2005

Статус беженца/временное убежище

1684/822

876/789

737/756

910/819

960/890

Таблица 3. Число получивших убежище

Год

2001

2002

2003

2004

2005

Статус беженца/временное убежище

137/389

45/850

107/358

122/252

21/184

Резкое уменьшение числа зарегистрированных беженцев (Таблица 1) отчасти связано с приобретением ими российского гражданства. Однако большинство из них на рубеже 1997-98 гг. просто было снято с учета в связи с тем, что они не прошли принятую в новой редакции Закона РФ «О беженцах» процедуру определения статуса, о необходимости проходить которую их никто не уведомил. Более того, сами миграционные органы не могли долгое время решить, как им поступать с беженцами, не прошедшими по новым правилам процедуру, и продлевали их удостоверения, в дальнейшем объявленные «удостоверениями не установленного образца». Таким образом, около 100 тысяч бывших граждан СССР на территории России превратились в нелегальных мигрантов со всеми вытекающими из этого положения последствиями, включая возможность выдворения в страну происхождения, где у них было изъято имущество и на сегодняшний день сохраняется угроза опасности для жизни.

После 1997 г. со все большей очевидностью стала прослеживаться тенденция на отказ в предоставлении убежища. Абсолютное большинство беженцев (26065), получивших после 1997 г. удостоверения нового образца, были осетины из Южной Осетии, официально входящей в состав Грузии. Статус им был предоставлен в Республике Северная Осетия – Алания, одном из субъектов Российской Федерации.

С точки зрения правозащитников, число официально зарегистрированных ходатайств о предоставлении убежища не соответствует реальному числу лиц, ищущих убежища в России. Это происходит потому, что доступ к процедуре получения убежища ограничен.

Так, в г. Москве создалась практика откладывать прием ходатайств от лиц, ищущих убежища, на 2-3 года. Московские власти объясняют это тем, что большинство ищущих убежища лиц обращаются за ним именно в московские органы миграции. Это в большой степени верно, поскольку г. Москва является основным транспортным узлом в России. Однако проблем с распределением нагрузки не было бы, если бы заявители получали направление в другие регионы, где им было бы предоставлено временное жилье на период рассмотрения ходатайства.

Как правило, заявителю в г. Москве выдавалась только записка без всяких реквизитов миграционного органа и подписи выдающего лица о дате и времени проведения интервью. В 2005 г. миграционный орган начал выдавать справки такого же содержания на бланке с приглашением на интервью на 2008 г. и даже 2009 год.

Эта справка не является документом, легализующим положение иностранного гражданина на территории России, регистрации по месту пребывания в органах внутренних дел по ним не производится.

Необходимо отметить, что по сравнению с прошлыми годами, когда обращение в миграционный орган вообще не фиксировалось, оформление справок установленного образца является определенным улучшением. В некоторых случаях лицам, имеющим на руках такую справку, удается оспорить в судебном порядке отказ в приеме ходатайства в предоставлении убежища. Но такая возможность имеется у тех, кто не находится в местах заключения и может беспрепятственно связаться с адвокатом, поскольку в спецприемнике, куда направляют большинство беженцев без статуса, связь с внешним миром ограничена. Известно, что попавшим в спецприемник беженцам часто отказывают в выдаче бумаги и ручки, особенно для написания жалобы.

При этом вероятность того, что заявитель может оказаться в спецприемнике, очень высока, поскольку жалоба на отказ в приеме ходатайства может до шести месяцев и более пролежать в суде. Все это время мигрант вынужден жить без документов, подтверждающих наличие оснований на пребывание в России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российской Федерацией Комитету, и на всестороннее освещение вопросов соблюдения гражданских и политических прав в России. Работая над Альтернативным доклад

    Доклад
    Альтернативный доклад по соблюдению Российской Федерацией Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) за период с 1997 по 2002 г.
  2. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (2)

    Доклад
    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" 35
  3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (4)

    Доклад
    Влияние граждан на принимаемые в стране решения, возможность участия в политической и общественной жизни страны закреплено Конституцией Российской Федерации1 и обеспечивается, в том числе, и через деятельность общественных объединений,
  4. Ответы на перечень вопросов (ccpr/C/rus/Q/6), подлежащих обсуждению в связи с рассмотрением второго периодического доклада Российской федерации

    Доклад
    1. При принятии обязательств по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах Российская Федерация признала компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщения от подлежащих
  5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу

Другие похожие документы..