Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Свой последний роман “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков начал писать зимой 1929-30гг. В общей сложности работа над ним продолжалась более десяти ле...полностью>>
'Урок'
Последние десятилетия XX и начало XXI в. поставили человечество перед фак­том безудержного роста насилия как в от­ношениях между государствами, так и...полностью>>
'Документ'
Спасибо вам за то,что вы есть! Я живу на Западной Украине во Львове и принадлежу к той части общества, которая не поддерживала "оранжневую револю...полностью>>
'Документ'
Хотим мы этого, или нет, но фактически мы живем в обществе потребления. А что именно потреблять, нас учит реклама. С экранов телевизоров счастливые и ...полностью>>

Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3

1. Общие закономерности организации деятельности школьных музеев…………………………………………………………………………………………...4

1.1. Историческая справка………………………………………………….……………….….4

1.2. Механизм открытия музея……………………………………………………………..….4

1.3. Деятельность совета школьного музея…………………………………………………...5

1.4. Поисково-собирательская работа………………………………………………………....6

1.5. Фондовая работа…………………………………………………………………..………11

1.6. Шифрование предметов…………………………………………………………………..13

1.7. Экспозиционно-выставочная работа……………………………………………………..14

1.7.1. Основные принципы размещения, группировки и выделения экспоната в экспозиции………………………………………………………………………………….….15

1.8. Массовая и просветительная работа …………………………………………………….17

1.9. Хранение. Основные правила хранения музейных предметов………………………...19

1.10. Паспортизация школьных музеев………………………………………………………21

2. Музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе…… 24

2.1. Специфика школьного музея…………………………………………………………… .24

2.2. Инварианты школьного музея (типы, профили, жанры)……………………………… 25

2.3. Интеграция школьного музея в учебно-воспитательный процесс……………………. 29

2.4. Краеведческая работа в школьных музеях……………………………………………... 29

2.5. Связь музея с местным сообществом…………………………………………………… 36

Заключение ………………………………………………………………………………….. 38

Список рекомендуемой литературы……………………………………………………… 39

Приложения…………………………………………………………………………………. .41

Приложение 1. Акт приема предметов на постоянное (временное) хранение……………41

Приложение 2. Форма полевой описи………………………………………………………42

Приложение 3. Структура книги поступлений основного фонда…………………………42

Приложение 4. Тематико-экспозиционный план………………………………………… 42

Приложение 5. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)………………………………………………………………………………………… 43

Приложение 6. Положение о статусе школьного музея……………………………………45

Приложение 7. Учетная карточка и акт обследования школьного музея ……………… 50

Введение

Музей-учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах и выполняют те же функции, что и государственные. Прежде всего, это хранилище подлинных памятников истории и культуры, природы и техники. Музей является исследовательским и просветительным учреждением, осуществляющим комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры, в которой основой для формирования духовных ценностей служат предметные результаты человеческой деятельности и объекты природы.

Под школьным музеем подразумевается музей в любом общеобразовательном учреждении – школе, гимназии, лицее, колледже и т.д.

Признаки школьного музея:

  1. Музейное собрание (коллекции) и фондохранилище с соответствующим учетом музейных предметов;

  2. Музейная экспозиция;

  3. Актив музея, способный реализовывать его образовательно воспитательную функцию;

  4. Программа образовательно-воспитательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях.

Созданию школьного музея предшествует поисково-собирательская работа, оформление собранного материала в тематические выставки и краеведческие уголки, освоение многообразных форм и методов краеведческой и музейной работы, накопление большого фактического и информационного материала, позволяющее в конечном счете создать музей.

Деятельность школьных музеев, так же как и государственных, включает фондовую, экспозиционно-выставочную, экскурсионную, массовую и просветительную работу. Однако специфика школьного музея заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Школьный музей – прежде всего действенное средство повышения эффективности обучения и воспитания школьников.

Но для оптимального использования возможностей школьного музея в учебно-воспитательном процессе необходимо заниматься всеми видами музейной деятельности. Следует помнить, что без исследования тем, представленных в экспозициях школьных музеев, без комплектования фондов, без обеспечения сохранности собранной коллекции невозможно построить экспозицию музея, подготовить лекцию или экскурсию.

1. Общие закономерности организации деятельности

школьных музеев

1.1. Историческая справка

В разные периоды истории школьные музеи переживали свои подъемы и спады, их то признавали важнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками старой идеологии.

Учебные музеи как кабинеты естествознания и истории существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в книге В.Я. Уланова “Опыт методики истории в начальной школе” (1914). С развитием школьного краеведения в 20-е годы XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во второй половине 50-х годов и особенно в 70-е годы .Школьные музеи возникли как результат многолетней работы со школьниками по учебным предметам, как итог общей работы ученических коллективов.

1.2. Механизм открытия музея

Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом. Решение об открытии музея согласовывается с районными отделами образования и культуры, аттестационной музейной комиссией и оформляется приказом директора школы.

В приказе директора школы об образовании школьного музея указывается профиль музея и его руководитель. Дата подписания этого документа считается датой основания музея.

Директор общеобразовательного учреждения и руководитель музея несут полную ответственность за сохранность фонда и деятельность музея.

Профиль школьного музея определяется педагогической направленностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры, природы и т. д.

Как и государственные, школьные музеи могут быть разными по профилю: исторические (широкой тематики, включающие несколько тем, или по отдельным темам истории школы, истории района и т. п.); литературные; художественные; естественнонаучные (географические, охраны природы, геологические); этнографические; краеведческие; комплексно-краеведческие; экологические; музей города, поселка, станицы; музей образовательного учреждения; технические.

Правильная организация деятельности музея возможна при наличии:

– актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно– просветительную работу;

– руководителя-педагога, при активном участии в музейной работе педагогического коллектива школы;

– собранной и зарегистрированной в книгах поступлений музейной коллекции, дающей возможность создать музей определенного профиля;

– экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям; оборудования, обеспечивающего сохранность музейных предметов и соблюдение условий их показа;

- помощи администрации школы, всего педагогического коллектива и учащихся школы.

1.3. Деятельность совета школьного музея

Для рациональной организации краеведческой и музейной работы из учащихся школы выбирается орган ученического самоуправления – совет школьного музея. Численный состав совета определяется в зависимости от объема планируемой работы, от количества учащихся, принимающих участие в работе музея, от тех видов работ, которые необходимо осуществить при создании и в дальнейшей деятельности музея.

Совет школьного музея работает под руководством педагога-руководителя школьного музея. При совете создаются различные группы. Каждая группа выполняет конкретные задачи по основным направлениям музейной деятельности.

Для организации плодотворной работы музея из числа активистов могут быть созданы поисковая, фондовая, экскурсионная, лекторская (две последних можно объединить), экспозиционная, пропагандистская группы.

Поисково-собирательская группа организует всю работу по комплектованию фондов. Она разрабатывает перспективный и годовой планы поисково-собирательской работы по каждой конкретной теме, готовит краеведческие походы и экспедиции, участвует в разработке маршрутов и программ этих экспедиций.

Члены поисково-собирательской группы должны уметь вести учет, описание находок, знать условия их хранения в полевых условиях, владеть навыками анкетирования, заполнения тетрадей с записями воспоминаний и рассказов, осуществлять текущее комплектование музейного собрания, вести переписку с ветеранами “другими частными лицами, архивами и музеями по вопросам комплектования музейного фонда.

Фондовая группа отвечает за учет и хранение фондов школьного музея. Она осуществляет прием материалов от экспедиционных отрядов, от дарителей, местных учреждений и организаий, учет музейных коллекций, поступивших на хранение в музей, в книгах поступлений, работу по шифровке материалов, организует научное определение и описание памятников, обеспечивает их сохранность и использование.

Экспозиционная группа разрабатывает экспозиционную документацию – тематико-экспозиционный план экспозиции и школьных выставок, проводит отбор экспонатов, составляет этикетаж и охранно-топографические описи, организует монтаж экспозиции, ее художественное оформление. Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции.

Экскурсионная группа разрабатывает обзорные, тематические, учебно-тематические экскурсии по экспозиции школьного музея и экспонируемых им выставок, организует подготовку экскурсоводов и лекторов, проводит экскурсии и лекции.

Группа пропагандистов организует и проводит массовые мероприятия на базе музея, тематические вечера, встречи с ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.

1.4. Поисково-собирательская работа

Комплектование фондов является начальной стадией создания музея. Ведь не изучив определенной темы по истории или сегодняшнему дню своего края, не собрав памятники истории и культуры по теме, невозможно ни сформировать коллекции школьного музея, ни создать музейную экспозицию.

Таким образом, уровень экспозиционно-выставочной, фондовой, учебной, массовой и просветительной деятельности музея во многом зависит от научного, методического и организационного уровня поисково-собирательской работы. Поэтому очень важно научиться правильно организовывать и вести поисково-собирательскую работу, четко представлять цели и задачи комплектования музейного собрания.

К его основным целям и задачам относятся изучение событий и явлений местной истории, выявление и собирание памятников истории и культуры и сбор разносторонней информации, наиболее полно отражающей взаимосвязь этих памятников и изучаемых исторических процессов и явлений. Процесс комплектования фондов школьного музея можно условно разделить на четыре основных этапа: планирование, комплектование, подготовка к поисково-собирательской работе, выявление и сбор материалов, включение их в музейное собрание.

Планирование. В школьных музеях можно применять два вида планирования комплектования фондов – перспективное и текущее.

Перспективные планы разрабатываются на 2-3 года. В этих планах указываются комплексные темы, по которым намечено проводить поисково-собирательскую работу, ориентировочные сроки ее проведения, а также отмечается, экспедиционные отряды каких классов будут привлечены к исследованию данных тем, кто из членов совета музея отвечает за изучение темы, кто из педагогов руководит поисково-собирательской работой.

В текущем годовом плане комплектования фондов указываются конкретные темы или задания по поисково-собирательской работе на предстоящий учебный год, населенные пункты, учреждения и частные лица, где и у кого будут проводиться поисково-собирательские работы, экспедиционный отряд, работающий по данной теме; количество учащихся в нем, командир отряда; сроки завершения работы, руководитель темы.

Подготовка к поисково-собирательской работе. Прежде чем приступить к поисково-собирательской работе в полевых условиях, необходимо провести комплекс подготовительных мероприятий: оформить маршрутные и полевые документы, изготовить специальное снаряжение и материалы для обеспечения сохранности собранных памятников (конверты различных размеров, картонные коробки, папки, кусочки плотной бумаги или картона для этикеток и бирок, мягкую оберточную бумагу и т. д.). От тщательности подготовки к экспедиции зависит успех поисково-собирательской работы.

Выявление и сбор материалов. Одним из основных принципов любой исследовательской работы является принцип комплектности. Следование ему подразумевает всестороннее изучение темы, установление достоверности получаемых сведений.

Необходимо установить роль отдельных лиц в исследуемых событиях, взаимосвязь выявленных памятников истории и культуры с этими событиями, их участниками и очевидцами; а также выяснить взаимные связи между выявленными памятниками, историю их создания и бытования, их назначение.

Следует помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных материалов, причем важно сохранить не только сам памятник, но и полученную информацию о нем: о его истории, связях с изучаемыми событиями, лицами и другими памятниками. Необходимо знать и строго соблюдать специальные законодательные и инструктивные требования, связанные со сбором и обеспечением сохранности памятников.

Школьные музеи не имеют права хранить изделия из драгоценных металлов и камней, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Если эти материалы найдены в поле и не принадлежат конкретному лицу, то их необходимо передать в отделение милиции или в государственный музей.

Нередко оружие, награды и т. п. неразрывно связаны с документальными памятниками: орденскими книжками, удостоверениями, грамотами. Такие документы не следует брать у их владельцев, чтобы не разрывать исторически сложившиеся комплексы памятников истории и культуры.

При выявлении особо ценных документов по истории нашей страны о них необходимо сообщить в местные государственные архивы или государственные музеи. И лишь с их разрешения юные краеведы могут принять эти документы на хранение в школьный музей.

Для учета и описания собранных материалов служат полевые документы учета и описания. К. ним относятся полевой дневник, акт приема, полевая опись, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, тетрадь фотофиксаций и др.

Общие правила оформления и заполнения полевых документов

1. Все полевые документы должны быть снабжены заголовочными данными.

2. Для полевых документов (за исключением акта приема) выбираются тетради большого формата, в прочных переплетах, желательно с большим количеством листов.

3. Тетради по переплету следует прошить прочными нитками, листы пронумеровать простым карандашом в правом верхнем углу лицевой стороны.

4. Заполнение документов осуществляется только ответственными за это лицами. Записи принято вести пастой черного, синего, фиолетового цвета.

5. Полевые документы хранятся так же бережно, как и собранные материалы.

Полевой дневник служит для описания всего хода экспедиции, ее маршрута, процесса выявления и сбора памятников истории и культуры. В заголовочных данных полевого дневника указывается:

– название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретной школе или внешкольному учреждению;

– наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется;

– маршрут экспедиции и сроки ее работы;

– состав участников экспедиции и распределение обязанностей между ними;

– руководители экспедиции;

– ответственный за ведение полевого дневника;

– даты начала и окончания ведения дневника. В процессе проведения экспедиции в полевой дневник в хронологической последовательности заносится весь ход поисково-собирательской работы, даются сведения о местности, об условиях экспедиционной работы, отмечаются встречи и беседы с местными жителями, сотрудниками государственных и других учреждений и организаций, отмечается состояние сохранности поступивших в фонд экспедиции материалов.

Дневник должен заполняться ежедневно. Каждая запись заверяется подписью лица, проводившего запись, и датой проведения записи. Полевой дневник не только помогает участникам экспедиции зафиксировать разностороннюю информацию о ходе собирательской работы, но и служит дополнительным источником для исследования данной темы, изучения и определения собранных материалов, описания среды их бытования.

Акт приема предметов на постоянное хранение является первичным периодическим документом государственного учета памятников истории и культуры (приложение 1.).

В тех случаях, когда памятники истории и культуры не имеют конкретного владельца, найдены в поле, старых заброшенных зданиях и т. д., акты приема не составляются.

Полевая опись является основным документом учета и научного описания собранного материала (приложение 2).

В заголовочных данных кроме названия документа следует указать:

– название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретной школе или внешкольному учреждению;

– наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется;

– фамилию руководителя экспедиции;

– фамилию ответственного за ведение полевой описи;

– даты начала и окончания ведения полевой описи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Областная целевая программа «патриотическое воспитание граждан российской федерации, проживающих на территории воронежской области, на 2007-2010 годы» содержание

    Программа
    Приложения к проекту областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Воронежской области,
  2. Музейная педагогика сегодня ключевое звено воспитательного процесса

    Документ
    Музейная педагогика сегодня – ключевое звено воспитательного процесса. Развитие системы музеев образовательных учреждений осуществляется под руководством Департамента образования города Москвы и структур системы Департамента образования:
  3. Духовно-нравственные основы патриотического воспитания

    Документ
    Лушников В.И. – к.п.н., заведующий кафедрой педагогики и коррекционной работы ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
  4. Региональная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Карелия на 2008 2011 г.» (Министерство образования Республики Карелия)

    Программа
    Цель: совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству,
  5. Доклад Правительства Камчатского края о выполнении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

    Доклад
    Доклад Правительства Камчатского края о выполнении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и долгосрочной краевой целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской

Другие похожие документы..