Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
11. Сущность функции и задачи экономической оценки природных ресурсов. 1 . Теоретические основы и методы определение экономической оценки природных р...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего пофессионального образования «Ярославская государственная медицинская академия ...полностью>>
'Закон'
МЕЖДУ УПРАВЛЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА И МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ БЕЛОРУССКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СО...полностью>>
'Документ'
«Европейская неделя местной демократии». Он инициирован Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы совместно с Европейским Комитетом по ...полностью>>

Программа курса по выбору «История православия на Кубани» для студентов 5 курса, обучающихся по специальности «история»

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Программа

курса по выбору

«История православия на Кубани»

для студентов 5 курса, обучающихся

по специальности «история»

Программу составила:

к.и.н., доцент Акоева Н.Б.

Программа переутверждена

на заседании кафедры

истории и

методики ее преподавания

протокол № 1 от 29.08.09.

Славянск-на-Кубани

2009

1. Пояснительная записка

1.1. Назначение дисциплины ее место в системе

подготовки специалиста

Программа курса по выбору «История православия на Кубани» предназначена для студентов 5 курсов факультета истории и юриспруденции педагогического вуза. Полученные знания студент может использовать в преподавании региональной кубанской истории и основ православной культуры. Перед курсом стоят следующие задачи:

1. приобщение студентов к духовной культуре русского народа и родного края; нравственным устоям православной истории на основе изучения текстов священного писания, историй жизни подвижников благочестия, образцов церковного искусства многовековой православной культуры;

2. интеграция и актуализация знаний студентов о процессе зарождения и развития новой монотеистической христианской религии;

3. овладение теоретическими знаниями о процессе утверждения православия в кубанском регионе, о его специфических особенностях;

4. привитие уважения к духовно-нравственному подвигу во имя Кубани, совершенному местночтимыми святыми, кубанскими подвижниками, просветителями, миссионерами.

5. формирование прочных умений и навыков, необходимых для успешной организации учебно-воспитательного процесса в школе по данному предмету.

1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого

Студент должен знать:

  • современное состояние степени изученности проблемы зарождения и развития христианства и православия;

  • концептуальные модели и подходы к этой теме;

  • разнообразные виды источников наших знаний о христианстве и православии;

  • основные заповеди христианства и его особенности в православии;

  • процесс организации церковной жизни на Кубани в XVIII – XXI веках;

  • особенности развития православия в кубанском регионе.

Студент должен уметь:

  • читать и анализировать тексты первоисточников;

  • внедрять в практику теоретические знания с учётом специфики учебного курса;

  • целенаправленно использовать достижения мировой и отечественной исторической науки для пополнения своих знаний;

  • обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию в подходе к учащимся в ходе преподавания курса в школе;

  • отбирать историческое содержание на урок в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся.

1.3.Обоснование структуры учебной дисциплины

На первой лекции курса студентам представляются источники наших знаний о христианстве, даются сведения о новозаветных апостолах, учениках Христа.

Важное внимание уделяется основным заповедям христианства, символике православного храма, иконописи.

Христианство на Кубани тесно связано с духовной культурой казачества. Самые глубинные качества – любовь к Родине, братство, сыновий долг, памятование заветов предков – выражают неразрывное единство с христианскими нравственными ценностями. В казачьей душе такие слова как «мать родная», «степь широкая», «река раздольная» всегда имели обобщенное нравственное начало, предполагавшее братское единение людей. Не случайно, что гимн Кубани был написан священником 1-го Кавказского полка отцом Константином Образцовым. Это молитвенное обращение к своей Родине имеет глубокие христианские корни. Будучи людьми вольными, казаки всегда гордились своим христианским служением Отечеству. С переселением казаков на Кубань православная церковь окончательно утвердила свое влияние в нашем регионе.

В связи с этим, особое внимание уделяется именно региональному аспекту православия: истории кубанских храмов и монастырей, подвигу пастырей, современной истории православной Кубани.

Промежуточный контроль осуществляется в ходе собеседования во время лекций и просмотра видео сюжетов, в форме тестирования. Итоговый – в форме зачёта в 9 семестре.

1.4. Рекомендации к применению различных видов

учебных занятий

Основная форма занятий – лекционная. Преподаватель использует карты, схемы, видеофильмы, презентации своих лекций. Лекции носят проблемный характер, требуя активной мыслительной деятельности от студентов. Лекция предполагает собеседование со студентами.

Студенты готовятся по предложенным им вопросам и литературе.

Рекомендуется проводить «круглые столы», дискуссии, конференции, побуждая студентов высказывать свое мнение, слушать чужое. Полезно заслушивать сообщения студентов по отдельным темам с их последующим обсуждением.

1.5. Методические рекомендации преподавателю

  • Так как основной формой занятий является лекционная, необходимо серьезно подходить к написанию конспекта своей лекции.

  • Он должен быть написан простым, доступным языком на основе современных достижений исторической науки, с использованием соответствующей терминологии. Без конспекта (или тезисов) лекцию проводить не рекомендуется.

  • Преподавателю необходимо посещать лекции ведущих специалистов, отмечая для себя все положительные моменты. Главным условием повышения уровня лекционных занятий является работа преподавателя по самообразованию.

  • Преподавателем созданы презентации лекций и электронный учебник для школы, которые практически помогают студентам осваивать основы знаний по истории православия на Кубани.

  • Контроль знаний студентов надо проводить систематически. Это могут быть конспекты первоисточников, собеседования, тестирование, зачет.

1.6. Рекомендации по использованию информационных технологий обучения

Студентам рекомендуется использовать глобальную сеть «Интернет» для закрепления навыков по поиску информации, диски с видео фильмами по истории христианства и православия в библиотеке СГПИ, создавать презентации по определенным темам курса.

2. Тематический план учебной дисциплины

Всего

Лекции

Самост.

1. Источники наших знаний о христианстве

2

1

1

2. Новозаветные апостолы

2

1

1

3. Основные заповеди христианства

2

1

1

4. Вселенские Соборы

2

1

1

5. Автокефальные церкви

2

1

1

6. Православных храм

2

1

1

7. Духовный мир иконы

2

1

1

8. Православные пастыри

2

1

1

9. Православные монастыри

6

1

1

10. Распространение христианства на кубанских землях

2

1

1

11. Старообрядцы на территории края

2

1

1

12. Организация церковной жизни на Кубани

2

1

1

13. Православные храмы населения Кубани

2

1

1

14. Станичные храмы жителей Кубани

2

1

1

15. Жизнь кубанского монашества

2

1

1

16. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на Кубани

2

1

1

17. Помощь духовенства прихожанам в периоды народных бедствий

2

1

1

18. Православная Кубань в начале XX века

2

1

1

19. Русская Православная церковь на Кубани в 40-80-е годы XX века

2

1

1

20. Русская Православная церковь на Кубани в конце XX – начале XXI веков

2

1

1

итого

40

20

20

3. Содержание учебной дисциплины

3.1. Содержание учебного материала

Тема 1. Источники наших знаний о христианстве

История жизни и деяний Иисуса Христа. Божественное откровение. Священное Писание. Священное Предание. Ветхий Завет. Канонические и неканонические книги. Канон Нового Завета. Евангелия. Деяния апостолов. Послания апостолов. Апокрифы.

Тема 2. Новозаветные апостолы

Апостольское служение. Апостолы, призванные в Галилее. Первые апостолы и их проповедческая деятельность после нисхождения Святого Духа. Петр. Иоанн. Иаков. Андрей Первозванный и его почитание в России. Мученики за христианскую веру.

Тема 3. Основные заповеди христианства

Заповеди, полученные людьми через пророка Моисея. Спасение человека. Христианские заповеди блаженства. Христианская любовь. Христианские таинства.

Тема 4. Вселенские Соборы

Деятельность первых Вселенских Соборов. Борьба с еретическими учениями. Выступления против Ария, Македония, Нестория, Евтихия. Отцы Церкви в борьбе за чистоту учения. Становление христианского учения. Никео-Цареградский Символ Веры.

Тема 5. Автокефальные церкви

Состав автокефальных церквей. Автономные церкви. Иерархия поместных церквей. Диктих православных церквей. Догматические различия между Западом и Востоком. Обрядовые различия между Западом и Востоком.

Тема 6. Православных храм

Создание православных храмов. Византийские каноны. Внешний облик храма. Символика храма. Внутреннее устройство. Алтарь и его убранство. Иконостас. Православное богослужение. Литургия.

Тема 7. Духовный мир иконы

Иконописные традиции. Почитаемые на Руси иконы. Иконы Спасителя. Богородичный цикл. Умиление. Одигитрия. Оранта. Богоматерь на престоле. Нравственное содержание икон.

Тема 8. Православные пастыри

Пастырское служение. Иерархия священнослужителей. Патриарх. Митрополит. Священник. Настоятель храма. Моральный облик служителей церкви. Церковнослужители.

Тема 9. Православные монастыри

Уход человека от мира. Основание православных монастырей. Монастырский распорядок. Молитвы, послушания. Категории православных монастырей. Киево-Печерская Лавра. Троице-Сергиева Лавра. Александро-Невская Лавра. Пустыни.

Тема 10. Распространение христианства на кубанских землях

Усиление позиций христианства. Деяния апостола Андрея Первозванного. Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. Деятельность Кирилла и Мефодия. Христианские памятники на кубанских землях. Комплекс Гермонасса, Ильичевское городище, городище Куньша, храм в поселке Лоо. Потеря христианством с XV века своих позиций на Кубанских землях.

Тема 11. Старообрядцы на территории края

Основные положения учения. Восстание К. Булавина на Дону. Появление на Кубани старообрядцев. Некрасовцы. Обрядовые отличия от официального православия.

Тема 12. Организация церковной жизни на Кубани

Переселение на Кубани казаков. Избрание первых кубанских священников. Роман Порохня. Создание Кавказской епархии. Екатеринодарское духовное правление. Протоиерей Кирилл Россинский. Трудности в организации церковной жизни. Материальное обеспечение духовенства. Поведение священно и церковнослужителей. Святитель Игнатий Брянчанинов.

Тема 13. Православные храмы населения Кубани

Первые храмы кубанских казаков в Екатеринодаре. Свято-Троицкая церковь. Войсковой Воскресенский собор. Собор во имя Святого Александра Невского. Свято-Троицкий собор. Свято-Екатерининский кафедральный собор.

Тема 14. Станичные храмы жителей Кубани

Необходимость создания храма. Станичные храмы кубанского казачества. Полковые церкви. Помощь станичников своим храмам.

Тема 15. Жизнь кубанского монашества

Возникновение монастырей на Кубани. Женские и мужские монастыри. Их особенности. Роль монастырей в жизни Кубанской области.

Тема 16. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на Кубани

Конфессиональный состав населения Кубани. Необходимость ведения миссионерской деятельности кубанскими священнослужителями. Внешняя и внутренняя миссии. Успехи и трудности миссионерской деятельности.

Тема 17. Помощь духовенства прихожанам в периоды народных бедствий

Участие православных монахинь в русско-турецкой войне. Помощь духовенства своей пастве в годы народных бедствий. Деятельность попечительских советов в Кубанской области в годы первой мировой войны. Участие священников войне. Отец Константин Образцов.

Тема 18. Православная Кубань в начале XX века

Установление советской власти. Движение обновленчества. Патриарх Тихон. Репрессии против священнослужителей. Разрушение храмов. Изъятие церковных ценностей. Включение в собор новомучеников и исповедников Российских протоиерея Михаила Лекторского, священников Григория Троицкого, Андрея Ковалева, Григория Конокотина, Иоанна Яковлева.

Тема 19. Русская Православная церковь на Кубани в 40-80-е годы XX века

Взаимоотношения власти и церкви в 40-е годы XX века. Политика немцев по отношению к церкви в период оккупации края. Пастырская служба в годы войны. Административное давление на верующих в 50-е годы XX века. Стабилизация церковной жизни в 60-80-е годы XX века.

Тема 20. Русская Православная церковь на Кубани в конце XX – начале XXI веков

Возрождение традиций русского православия в 90-е годы XX века. Передача храмов верующим. Строительство новых храмов. Повседневная жизнь кубанских приходов. Возрождение монастырской жизни. Канонизация новомученников российских. Святыни кубанской земли.

3.2. Содержание практических и семинарских занятий (не предусмотрены)

3.3. Содержание и виды самостоятельной работы студен­тов

Самостоятельная работа студентов предусматривается учебным планом. Она включает в себя дополнительную работу с учебной и на­учной литературой, переработку материалов лекций, создание презентаций.

Самостоятельная работа должна вестись студентом систематиче­ски, что будет способствовать углублению знаний по предмету, расши­рению научного мировоззрения.

Подготовка к лекционному занятию предполагает изучение предложенной в списке литературы.

Студентам предложено написание рефератов, конспектирование статей по современным проблемам преподавания истории и обществознания.

Обучающимся предоставляется воз­можность усовершенствовать свои навыки письменной самостоятель­ной работы и хорошо проработать тексты первоисточников, проанализировать их.

При наличии затруднений, возникающих в процессе самостоя­тельной работы, студент обращается за консультацией к преподавате­лю.

Самостоятельная работа студентов по теме

«Основы христианского вероучения»

Темы рефератов

Источники наших знаний о христианстве.

Новозаветные апостолы, их судьба и деятельность.

Мученики за христианскую веру.

Заповеди, полученные людьми через пророка Моисея.

Христианские заповеди блаженства.

Христианские таинства.

Деятельность первых Вселенских Соборов.

Никео-Цареградский Символ Веры.

Деятельность просветителей Кирилла и Мефодия.

Памятники христианства на территории Краснодарского края.

Догматические и обрядовые различия между Западом и Востоком.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете» Для студентов, обучающихся по направлению 520600 «Журналистика»

    Учебно-методический комплекс
    Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества.
  2. Курс лекций для студентов специальности 032301- «Регионоведение»

    Курс лекций
    Авторский курс лекций посвящен современной истории и развитию постсоветского пространства и входящих в него стран, прежде всего Содружеству Независимых Государств.
  3. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  4. Отчет о работе базовых кафедр за 2008 год

    Публичный отчет
    В 2008 г. ЮНЦ РАН поддерживал работу 21 базовых кафедр: аквакультуры и водных биоресурсов Астраханского государственного технического ун-та (АГТУ); экономики развития региона (мировой экономики), регионоведения и международных отношений,
  5. Комплекс для студентов заочной формы обучения направление 030500 юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Отечественная история: Учебно-методический комплекс (направление 030500 юриспруденция). – Псков: Псковский государственный педагогический университет им.

Другие похожие документы..