Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
С 1 января 2007 года лицензирование туристской деятельности, туроператоров и туристических агентств, отменено. Теперь туристов защищает закон «Об осно...полностью>>
'Образовательная программа'
И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2006 г. стр. 57-108), рас...полностью>>
'Документ'
• Ориентирование – соревнование для внедорожников, проходящее по дорогам общего пользования и бездорожью, которое может включать в себя один или неско...полностью>>
'Документ'
./ '5 15ВН 5-88711-149- (c) Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов, (c) ЧнРо, г. ПРЕДИСЛОВИЕ 10 Раздел первый....полностью>>

Алгоритм разработки программы учебного курса 1

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция №4 «Требования к качеству разработки программ курсов по выбору. Методика определения целей обучения в программе. Примеры программ ориентационных курсов »

Алгоритм разработки программы учебного курса1

1. Определение общих целей образования.

2. Определение результатов обучения по программе, соответст­вующих целям образо­вания и уровню разработки знаний в науке и практике.

3. Определение соответствующей целям обучения последовательности изуче­ния учебного материала.

4. Разработка содержания знаний и умений, необходимых для реализации целей обу­чения.

5. Группировка содержания учебного материала по разделам и темам.

6. Определение соответствующих целям обучения методов раскрытия учебного мате­риала.

7. Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем и всей программы в целом Разработка плана изучения материала.

Требования к программам элективных курсов для учащихся

Требование к про­грамме

Сущность требований и условия их выполнения

1. Соответствие поло­жению концепции профильного и пред­профильного обуче­ния

Программа позволяет осуществить пробы, оценить свои возмож­ности и потребности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

2. Актуальность со­дер­жания обучения

Содержание учебного материала соответствует целям пред­профильного обучения и включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

3. Мотивирующий по­тенциал про­граммы обучения

Содержание программы содержит новые знания, вызывающие познавательный интерес у учащихся, представляющие высо­кую степень актуальности и полезности для выбора школьни­ками профиля обучения или других целей предпрофиль­ной под­готовки.

4. Полнота содержа­ния учебного мате­риал, включенного в про­грамму

Программа содержит все знания, необходимые для достиже­ния запланированных в ней целей обучения.

5. Прогрессивность, научность со­держа­ния обучения

В программу включены прогрессивные научные знания и наи­более ценный опыт практической деятельности человека.

6. Инвариантность со­держания обучения

Программа применима для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний, их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильного обучения, модульным принципом построения программы

7. Обобщенность зна­ний, включенных в программу

Содержанием учебной программы являются эмпирические или теоре­тические обобщения (доля необобщенных знаний частного опыта, фак­тов, информации сведена в программе к минимуму), соответствует развитию мышления школьников.

8. Практическая на­правленность со­дер­жания и процесса обучения по программе____________

Содержание направлено на передачу знаний, необходимых для форми­рования у учащихся компетенции в предметной области, а также зре­лости в выборе профиля обучения. В связи с этим программа пред­полагает применение активных методов обучения. Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изу­чаемой области

9. Связность или сис­тематичность содер­жа­ния учебного мате­риала в программе

Достигается выбором такой последовательности развертывания учебного материала, при которой изучение всех последующих знаний обеспе­чивается предыдущими, а также прослеживанием связей между частными и общими знаниями

10. Соответствие спо­соба развертывания содержания учеб­ного материала по­ставленным в про­грамме целям обу­чения

Содержание материла может изучаться методом от общего к ча­стному, в этом случае содержание раз­ворачивается от абстракт­ного к кон­кретному. Со­держание может также осваиваться пу­тем подве­дения учащихся под эмпирические обобщения, то есть от частного к общему, в этом случае содержа­ние будет раз­ворачиваться от конкретного к абст­рактному. Способ разверты­вания содержания учебного материла избирается в зависимо­сти от стоящих в программе целей обучения: формирования тео­ретического или эмпирического мышления обу­чаю­щихся, а также от объективного уровня развития знаний в науке .__

11. Контролируемость программы

Обеспечивается степенью операциональности и иерар­хичности опи­са­ния тех знаний, которые предполага­ется сформировать у обучаю­щихся при прохождении программы, а также выделением результатов подго­товки по каждой из ведущих тем или по про­грамме в целом

12. Реалистичность про­граммы с точки зрения времени, ко­торое отведено на ее реализацию

Процесс изучение содержания программного материала распреде­лен во времени с учетом его достаточности для

• качественного изучения содержащихся в программе знаний и по­луче­ния запланированных результатов;

• устранения возможных при прохождении программы сбоев,

• изучения материала с помощью наиболее эффективных методов.

13. Эффективность про­граммы с точки зрения времени, от­ве­денного на ее реали­зацию

Обеспечивается при разработке программы нахождением наи­более " короткого" пути (последовательности) качественного изу­чения учебного материала: такой, при которой на восстановление забытых или уже утра­ченных знаний не нужно будет тратить много времени, изучение новых знаний будет опираться на не­давно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учащихся учебный материал.

14. Чувствитель­ность программы к сбоям

Обеспечивается возможностью в любой момент обучения ус­та­но­вить степень достижения промежуточных и итоговых ре­зуль­татов обучения учащихся (то есть контролируемостью) и вы­явить сбой в прохождении программы

Опорные вопросы для составителя программы

1. На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпро­фильной подготовки. Помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

2. Чем содержание курса будут качественно отличаться от базового курса (оно вообще не представлено в базовых курсах, оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается, оно представлено односторонне, не от­ражены другие точки зрения и т. п.).

3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен дан­ный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, диагностические материала и т д.).

4. Какие виды деятельности (профильные и профессионально ориенти­рован­ные) возможны в работе с данным содержанием.

5. Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении.

6. Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чем он может проявить инициативу.

7. Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохо­ждения данного курса.

8. Каким образом в процессе работы будут фиксироваться динамика ин­тереса к данному курсу, к будущему профилю.

9. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.

10. Каким образом будет выстроена логика подачи материала в про­грамме. Почему нужна именно такая логика.

11. Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам.

12. Сколько времени потребуется для изучения материала с учетом кон­троля, возможных затруднений и необходимости его повторения с учащимися.

Программы курсов по выбору1

Программа курса по выбору, ориентированного на предпрофильную подготовку может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов (из расчета по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса). Возможны и более дробные модули (напри­мер, 17 часов – по 4 курса за год).

Традиционное определение: «Программа – содержание образования (СО), сгруппированное по разделам и темам».

Определение В.В. Давыдова: «Программа – средство перевода науч­ных знаний и опыта практической деятельности человека в плоскость ус­воения учащимися».


Образовательная программа должна включать следующие структур­ные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебный план.

4. Учебно-тематический план.

5. Содержание изучаемого курса.

6. Информационное обеспечение образовательной программы.

1. Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения, реализующего авторскую образовательную программу;

- должность и Ф.И.О. ответственного работника образовательного учреж­дения, утвердившего образовательную программу;

- дату утверждения образовательной программы;

- название образовательной программы;

- возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа;

- срок реализации образовательной программы;

- Ф.И.О., должность автора (авторов) образовательной программы;

- название города, населенного пункта;

- год составления образовательной программы.

2. Пояснительная записка раскрывает:

- образовательную область и предмет изучения; функции данного учебного курса;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса;

- цель и задачи образовательной программы; специфику и значение для решения задач предпрофильной подготовки учащихся;

- отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области;

- продолжительность реализации образовательной программы (продолжи­тельность образовательного процесса, этапы);

- представление о требованиях к данному элективному курсу; о путях раз­вертывания учебного материала и основных идей курса;

- общие черты методической системы достижения указанных целей, опи­сание средств их достижения, формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты;

- формы подведения итогов реализации образовательной программы (воз­можно – выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

Дидактические нормативы разработки содержания пояснительной

записки

Пояснительная записка предваряет текст программы.

Основными разделами текста пояснительной записки являются следующие:

- раскрытие целей и ценностей элективного курса (предметного, авторского);

- обоснование отбора содержания и общей логики в последовательности его изучения, включая раскрытие связей учебной и внеучебной работы;

- общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения;

- разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с предыдущими;

- технические указания к тексту программы (система условных обозначений).

Наиболее ответственный раздел - формулирование целей элективного курса. Важно, чтобы цели были сформулированы содержательно, расчлененно, чтобы они излагались в определенной последовательности и были сгруппированы. В первую очередь должны быть раскрыты цели, вытекающие из функции базового учебного курса как части той или иной образовательной области. Пояснительная записка должна начинаться с обозначения того, в какую образовательную область входит данный элективный курс, и краткой формулировки целей области для данной ступени обучения. Это способствует повышению целостности обучения, позволяет реализовать требование единства программы. Затем должно идти раскрытие специфических функций данного элективного курса.

Технология постановки целей в программах элективных курсов1.

Цели выражаются в однозначных для понимания формулировках, представляется уточнение целей:

- общие требования общества;

- задачи образовательной системы;

- задачи школы (гимназии) в реализации предпрофильного обучения;

- общие цели совокупности учебных программ и конкретного курса в их структуре;

- цели относительно конкретного ученика.

Результат: Получаем описательные модели результатов обучения, которые становятся базой для построения модели обучения.

Система целей строится с учетом:

- соответствующего профиля обучения и его концепции;

- уровневой структуры курса;

- интересов ученика.

Сегодня описание и таксономия целей учебных курсов не позволяют сконструировать дидактические задачи, диагностическую систему, методику оценки и коррекции отклонений. Не возможно проследить и систему работы по формированию и развитию навыков мыслительной деятельности учащихся.

Чтобы сделать обучение полностью воспроизводимым, необходимо выдвинуть критерий достижения каждой цели. Иначе говоря, учебную цель необходимо описать так, чтобы о её достижении можно было судить однозначно. Такую цель, в описании которой заложены полно и надежно описывающие её признаки, называют диагностичной или идентифицируемой.

Постепенный перевод общих учебных целей в конкретные должен носить не упрощённо-линейный характер, а проводиться «с оглядкой» на более полное представление о цели.

Выделяемые дидактами три ступени конкретизации целей подразумевают переход от обобщённых образовательных целей (первая ступень) к общим учебным (вторая ступень) и далее — к конкретизированным. Максимальная конкретизация (детализация целей) позволяет учителю описать результат обучения настолько подробно, что это описание подводит к однозначному способу контроля (оценки) — текущего и итогового. Иногда в дальнейшей конкретизации нет необходимости, либо она невозможна без чрезмерного упрощения и искажения цели.

Основное требование конкретизации целей — максимально описать то, что ученик может сделать в результате обучения. Общий приём конкретизации целей — использовать в описании глаголы, указывающие на определённое действие.

Например: Система мыслительных навыков. Мыслительные навыки. О п р е д е л е н и е. Действия учащегося.

1. Знания. Запоминание специфической информации. Реагирует, воспринимает, вспоминает, узнает.

2. Понимание. Понимание заданного материала независимо от другого материала. Объясняет, переводит, показывает, интерпретирует.

3. Применение. Использование методов, концепций, принципов, теорий в новых ситуациях. Решает новые проблемы, демонстрирует использование знаний. Конструирует.

4. Анализ. Расчленение информации на составляющие элементы. Обдумывает, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает.

5. Синтез. Составление целого из отдельных частей. Комбинирует, составляет, придумывает, творит.

6. Сравнительная оценка. Определение ценности материалов и методов, когда заданы цели, стандарты и критерии. Сравнивает, оценивает, структурирует, делает выводы.

7. Обобщения.

Среди мыслительных навыков: знания, понимание и применение считаются навыками низкого порядка, а анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение навыками высокого порядка. Этот подход позволяет решать задачу многоуровневого планирования результатов обучения на языке деятельности (совокупности действий обучаемых).

Форма представления системы целей может быть, например, такой: понятие «А» ученик на втором уроке должен отличать от других; на четвертом точно знать его определение; к пятому он должен понять, почему это определение таково; к восьмому – научиться применять его уверено. Обозначения: 1 – узнавание; 2 – знание; 3 – понимание; 4 – применение. Исходя из этого, конструируются уроки.

Каждый базовый учебный курс многофункционален, имеет многоцелевое назначение, но в каждом учебном предмете есть ведущая функция, та основная цель, ради которой он введен в учебный план. Ведущая функция учебного предмета предполагает обозначение его ведущего компонента.

В базовых учебных курсах ведущими компонентами могут выступать:

- предметные научные знания (физика, химия, биология, география, история, астрономия);

- способы деятельности (иностранный язык, черчение, физкультура, технология);

- определенное, например, образное, видение мира (изобразительное искусство, музыка).

Есть предметы, в которых ведущими оказываются несколько компонентов (математика, литература, родной язык).

Главными целями базового учебного курса являются те, которые характеризуют ведущий компонент содержания: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важным также является отражение цели усвоения вспомогательных знаний и умений (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных, предметных), поскольку они - необходимые условия усвоения основных знаний. И, наконец, еще одну группу целей составляют те, с помощью которых характеризуется развивающий и воспитывающий потенциал процесса обучения.

В качестве примера приведем фрагмент формулировки целей в одном из вариантов программы базового курса географии:

Функция предмета: формирование диалектико-материалистического мировоззрения, основанного на знаниях о природе и обществе.

Первая группа целей (мировоззренческие): формирование научной картины природы Земли как места обитания и трудовой деятельности людей и научной картины мирового хозяйства как результата этой деятельности...

Вторая группа (основные знания и умения): вооружение знаниями современных географических теорий и систем понятий, объясняющих структуру и законы развития природных и хозяйственных объектов, их размещение на Земле...

Третья группа целей (вспомогательные знания и умения): развитие логического мышления учащихся, смысловой и механической памяти, воображения, формирование опыта творческой познавательной деятельности...

Четвертая группа целей (формирование качеств личности): воспитание стремления к повышению культуры умственного труда, настойчивости в достижении цели, добросовестности, трудолюбия...

По аналогии с приведенной выше иерархией целей базового учебного курса раскрываются цели элективного курса.

Изложение целей в пояснительной записке следует заканчивать формулированием требований к уровню образованности учащихся по данному курсу (грамотность, функциональная грамотность, информированность, компетентность) на конец обучения по разработанной программе, где должны быть отражены:

- основные идеи и система ценностей, формулируемые элективным курсом;

- конечная система или комплекс знаний;

- перечень умений (способов деятельности);

- перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный курс.

Следующий после формулирования целей элемент, который требуется осветить в пояснительной записке, - это краткое описание состава и структуры содержания элективного курса.

В этот раздел целесообразно включить указание о ведущих единицах содержания (теории, законы, понятия, методы науки, факты, идеи, идеалы, художественные произведения), которые в разных элективных курсах в зависимости от их функций и вытекающего из них ведущего компонента содержания будут несколько отличаться. Например, в предметных естественнонаучных курсах по выбору ведущий компонент – знания, и ведущими единицами содержания выступают научные теории, законы, системы понятий, ведущие идеи; в таком предметном курсе как родной язык с его двуединой функцией (способы деятельности и знания), в качестве ведущего компонента должна быть указана речевая деятельность, а в качестве ведущих единиц содержания - речевые умения (устная связная речь, письменное изложение, сочинение и т.д.), системы понятий из области грамматики, лексикологии, словообразования, фонетики.

Указываются основания отбора ведущих единиц содержания для обязательного усвоения, раскрывается и обосновывается последовательность распределения. Например, для родного языка указывается, что виды речи отобраны с учетом практических потребностей и задач развития речевой способности, знания же о языке отбираются в соответствии с их значимостью для овладения речевыми умениями и для формирования у учащихся элементов научного понимания структуры языка, законов его развития и роли в общественной жизни.

Здесь же следует охарактеризовать вспомогательные единицы содержания учебного предмета, обусловленные соответствующими группами целей. Например, орфографические и пунктуационные умения в родном языке, единицы логических и других вспомогательных знаний в предметах естественнонаучной направленности.

Следует указать, в какой мере отобранное содержание элективного курса позволяет развивать и стимулировать расширение и углубление способностей, склонностей и интересов учащихся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие Издательство Москва

    Учебно-методическое пособие
    ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В.
  2. Программа учебного курса для слушателей факультета заочного обучения по специальности 030505 правоохранительная деятельность 030501 юриспруденция

    Программа
    Примакин А.И. Информатика и математика: Программа учебного курса для слушателей факультета заочного обучения. СПб.: Санкт-Петербургский универ­си­тет МВД России, 2007.
  3. Учебно-методические указания по разработке электронных учебных курсов. Среда разработки LearningSpace

    Учебно-методические указания
    Вид представляет названия курсов и время из создания. По каждому курсу можно посмотреть фамилии преподавателей (инструкторов), ведущих его, а также фамилии студентов, закрепленных за данным курсом.
  4. Учебный план; рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся; а также: программы учебной и производственной практик

    Закон
    1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103.65 Педиатрия дело (далее – ООП ВПО), представляет собой систему документов, разработанную в академии и
  5. Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» для 9 класса

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе

Другие похожие документы..