Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Бизнес-план'
"Люди всегда хотят начать самостоятельное дело. Если даже им никогда не удается заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год, все же ес...полностью>>
'Закон'
Изготовление и ремонт ковровых изделий 84 4 1 3. Изготовление и ремонт игрушек и сувениров 84 4 1 4. Изготовление изделий народных художественных про...полностью>>
'Конспект'
Затверджено на засіданні кафедри інфекційних хвороб і епідеміології як конспект лекцій з дисципліни «Епідеміологія з епідеміологією військовою та над...полностью>>
'Документ'
Матеріали Міжнародної науково-практичної конфе-ренції «Актуальні питання вітчизняної, світової історії та історії науки: пошуки, роздуми, знахідки». 2...полностью>>

Доклад «Современные педагогические технологии» Подготовила: Костичану Т. Н. учитель химии

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

с. Батпак СШ № 6

ДОКЛАД

«Современные педагогические технологии»

Подготовила: Костичану Т.Н.

учитель химии

2007год.

Процесс становления своей национальной модели образования в Казахстане сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект -субъектная педагогика Я.А.Коменского, И.Гербарта заменяется иной, обращённой к ребёнку как к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности учителя и ученика.

Законом «Об образовании» Республики Казахстан утверждён принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий учителям, педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели, включая и авторские .

Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования.

Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка.

Поэтому возникает необходимость предпринять попытки найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективность учебно-воспитательного процесса.

Слово «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначало процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом («технология изготовления втулки», «технология плавки чугуна» и т.д.).

Понятие «педагогическая технология», в свою очередь прошло определенную эволюцию.

Эволюция понятия «педагогическая технология»:

1 период (40-е - сер. 50-х г.) - термин “технология в образовании” означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе.

2 период (сер. 50-х - 60-е г.) - под “технологией образования” стали подразумевать программированное обучение.

3 период (70-е г.) - появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей.

4 период (с начала 80-х г.) - создание компьютерных и информационных технологий обучения.

Если еще раз обратиться к эволюции понятия «педагогическая технология», можно выделить два течения в педагогике:

1)   одно - ориентируется на все расширяющиеся возможности технических средств в учебном процессе ( его можно назвать «технология в образовании» или «технология в обучении»);

2)   а другое - означает технологию построения самого учебного процесса и имеет название «технология обучения» или «педагогическая технология».

Об этом втором направлении и пойдет речь. В основе этого направления лежит идея о том, что существуют общие закономерности процесса обучения, с помощью которых можно построить единую эффективную систему обучения, обеспечивающую функции школы в отношении всех или подавляющего большинства учащихся.

В настоящее время существует множество различных педагогиче­ских технологий.

Технология уровневой дифференциации (Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У.)

Данная технология обучения основана на педагогической системе, учитывающей условия уровневой дифференциации обучения, которая отличается четким выделением микроцелей и результатов усвоения. Синтез этих условий предполагает необходимость расширения вышеперечисленных требований с учетом следующих:

  • целостность методической системы обучения;

  • модульный характер учебного процесса, складывающегося из блоков, наполняемых разным содержанием (методическую систему выражают совместно учитель и ученики).

Психолого-педагогическая основа

С.Л.Рубинштейн - включении объекта мысли в новые связи в процессе мышления и, тем самым, выявления в нем новых свойств, приводящих к изобретениям и открытиям. Другой психологической основой технологии является теория Л.С.Выготского о переходе в процессе обучения умственного развития ученика из зоны “актуального развития” к зоне “ближайшего развития”, которое может быть осуществлено на основе деятельности, переходящей от репродуктивного уровня к продуктивному. Эти уровни деятельности обеспечивают разные уровни усвоения учебного материала учащимися (ученический, алгоритмический, эвристический и творческий уровни по В.П.Беспалько).

Новая педагогическая система: “Концентрированно-интенсивное обучение” (Нурахметов Н.Н., Абдыгалиев К.А.)

С 1996 года в г. Чу Жамбылской области в районной общеобразовательной школе имени И.Алтынсарина проводится апробация новой педагогической системы по организации учебного процесса, названной “Концентрированно-интенсивное обучение” (далее КИО). Результаты четырехлетней экспериментальной работы в полнокомплектной средней школе с казахским языком обучения, их обсуждение на методологическом семинаре Казахской Академии образования им. И.Алтынсарина позволили рекомендовать эту систему, как один из новых эффективных путей организации учебного процесса в МКШ Республики Казахстан.

Ключевыми элементами КИО являются

  • объединенные классы с разновозрастными учащимися;

  • четырехзвенные концентрированные уроки;

  • разноуровневое обучение: стандартное, алгоритмическое, эвристическое, творческое;

  • самостоятельные дифференцированные задания, как для индивидуальной работы, так и для работы в малых группах;

  • маршруты-программы по учебным предметам;

  • интегрированные учебные темы;

  • индивидуальная - парная - групповая работа над учебным материалом в объединенных классах;

  • рейтинговая оценка учебной деятельности учащихся.

Главной особенностью системы КИО является организация и проведение урока по маршрутным программам по каждому предмету. Маршрут-программа разрабатывается на основе действующих и утвержденных Министерством образования учебных программ в соответствии с требованиями Госстандарта образования. Каждый объединенный класс занимается по своей маршрутной программе, включающей все разделы, главы и основные темы учебных программ всех традиционных классов. Разработка таких интегрированных маршрутных программ осуществляется по линейному принципу, в отличие от ныне рекомендуемых учебных программ, составленных по концентрическому принципу. Такая особенность маршрутов-программ объясняется принципом отбора материалов, которые могут включать аналогичные темы из 2-3 учебников, предназначенных для учащихся объединенных классов.

В объединенных классах тема нового урока единая для всех учащихся, независимо от того, какие классы они представляют, то есть, каждый урок является целостным и единым для всех детей. Такая организация и планирование однопредметных и однотемных уроков в объединенных классах в современной педагогике ранее не описана, хотя такая возможность инновационного обучения поддерживается российскими учеными и методистами (Л.Канцева, г.Оренбург).

Отличительной особенностью системы КИО являются четырехзвенные концентрированные уроки. Учебный процесс в объединенных классах по каждому отдельному предмету имеет четырехзвенную 30-минутную структуру, то есть концентрированный урок состоит из четырех малых уроков. Общая продолжительность концентрированного урока составляет 135 минут с 5-минутными перерывами между звеньями. Каждое звено концентрированного урока выполняет определенную функцию. По характеру своего назначения звенья концентрированного урока названы так: ориентирование - погружение - научение - оценивание.

Технология обучения на основе системного подхода

(Т.Т.Галиев, З.А.Куттыкужанова)

  Обучение по технологии построено в форме непрерывной дидактической игры и состоит из нескольких этапов.

  • На первом этапе игры проводится входной контроль знаний и умений (по вопросам, связанным с изучаемой темой) для определения готовности учащихся к активной познавательной деятельности и возможной коррекции знаний учащихся.

  • На втором этапе осуществляется планирование самостоятельной деятельности. Учащиеся знакомятся с карточками самоуправления, которые содержат вопросы для оценки знаний.

  • На третьем этапе организуется учебная деятельность. Исследованиями ученых доказано, что важным фактором в формировании у школьников системы знаний является структура самого учебного материала, что наиболее значительный эффект обеспечивает системная организация материала. С помощью системно-структурного анализа и синтеза достигается теоретическое обобщение знаний, они перестраиваются в стройную систему с иерархическими взаимосвязями, образуя целостную картину.

Таким образом, возможны разные пути достижения системных знаний у школьников:

  • особое структурирование учебного материала;

  • обучение школьников методам научного познания.

Наиболее оптимальным вариантом является сочетание обоих этих путей.

Обучение в школе по технологии системного подхода на основе блочного системного структурированного представления изучаемого материала в ходе учебной деятельности решает такие проблемы:

1) формирование навыков активного системного мышления на основе самостоятельного поиска информации и решения проблемных вопросов;

2) организация деятельностных зон общения учащихся на деловом и духовном уровнях общения;

3) учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся через реализацию сотрудничества, разноуровневых заданий, карточек самоуправления;

4) включение психологических механизмов самоконтроля, самообучения, самосовершенствования;

5) постепенный переход обучения в самообучение;

6) значительное сокращение времени на изучение темы;

7) систематический контроль знаний и умений, возможность обучения без учебников.

Проект “Критическое мышление”

(распространяется Центром Демократического Образования Сороса)

Авторы проекта: Джинни Стил, Керт Мередит, Чарлз Темпл

Теоретической базой проекта является Когнитивная педагогика, идеи демократизации образования, изложенные в трудах Дж.Дьюи, Л.С.Выготского, Д.Пиаже.

Проект рассматривается авторами как одно из направлений методики преподавания.

Миссия проекта: Оказание помощи преподавателям и учителям, которые желают поддержать демократические процессы через свои учебные занятия, которые хотят сделать учебный процесс в школе истинно демократичным. Для этого они пересматривают свои уроки так, чтобы использовать на них конкретные взаимосвязанные между собой стратегии обучения, нацеленные на развитие критического мышления и самостоятельного обучения.

Критическое мышление означает выдвижение собственных позиций по проблеме и умение защитить их. Оно также означает тщательное рассмотрение аргументов других и изучение логики этих аргументов.

Программа, по которой обучаются сегодня все желающие учителя, называется “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Чтение и письмо здесь рассматриваются не как аспект или предмет обучения, а как главное орудие на пути к грамотности в широком смысле.

Демократизацию образования авторы понимают как изменение ролей в классе. Главная ценность в классе - это ученик, и ему предоставляется право добывать знания самому, думать, анализировать, сопоставлять и делать свой выбор. На смену механически повторяющему то, что написано в учебниках и услышано на лекциях преподавателю, приходит учащийся, который может выбрать источники информации, сравнить, проанализировать и дать свою оценку.

За свое собственное образование в ответе только ученик.

Структура-схема урока:

1 фаза - Пробуждение интереса: происходит постановка вопросов.

2 фаза - Осознание значения: поиск ответов, исследование проблемы.

3 фаза - Отражение: обсуждение проблемы на высшем уровне мыслительных процессов.

Результат реализации проекта: рост активности учащихся, повышение интереса к учебе, высокие оценки не только по письму и чтению, но и по другим школьным предметам.

Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев)

Укрупненная дидактическая единица - УДЕ - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

П.М.Эрдниев рассматривает целостные образы, формирующиеся в результате обучения, как постаналитические. Им предшествует стадия анализа, разложения первоначально целостных образов, выделения в воспринимаемом объекте его элементов и их взаимоотношений.

Обучение строится по следующей схеме:

1) Стадия усвоения недифференцированного целого в его первом приближении.

2) Выделение в целом элементов и их взаимоотношений.

3) Формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного и точного целостного образа.

Таким образом, главной особенностью содержания технологии П.М.Эрдниева является перестройка традиционной дидактической структуры материала внутри учебных предметов, а в ряде случаев, и внутри блока родственных учебных предметов.

Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

А.Г.Ривин и В.К.Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.

КСО - это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар.

Принципы осуществления обучения:

завершенность или ориентация на высшие конечные результаты;

непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу;

сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

разнообразие тем и заданий (разделение труда);

разноуровневость (разновозрастность) участников педагогического процесса;

обучение по способностям индивида;

педагогизация деятельности каждого участника.

Одним из преимуществ КСО является высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной работы

Технология модульного интерактивного обучения (ТМИО)

В школе № 34 города Алматы реализуется внедрение и апробация технологии модульного интерактивного обучения (ТМИО) М.М. Жанпеисовой, в которой объединены принципы модульного и интерактивного обучения.

Общая структура модульного обучения

Педагогическая технология содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла.

В его содержание входят:

  1. общая постановка цели обучения;

  2. переход от общей формулировки цели к её конкретизации;

  3. предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности учащихся;

  4. совокупность учебных процедур (на этом этапе должна происходить коррекция обучения на основе оперативной обратной связи);

  5. оценка результата;

Благодаря этому, учебный процесс приобретает «модульный» характер, складывается из обособленных блоков, имеющих общую структуру, но разное содержание.

Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл, имеет конструкцию, состоящую из трёх структурных частей: вводной, диалогической и итоговой. Схематически структура учебного модуля показана на рисунке 1.

Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Наиболее оптимальным является учебный модуль, состоящий из 7-12 часов. Однако, в зависимости от предмета допускается колебания от 4 до 22 часов.

Особенность учебного модуля состоит в том, что на вводную часть при любом количестве часов отводится 1-2 урока. Итоговую часть 2-3 урока. Всё оставшееся время (от 3 до 17 часов) отводится на диалогическую часть.



Диалогическая часть

(организация познавательной деятельности учеников, преимущественно через диалогическое общение)




Рис.1. Структура учебного модуля

Неоднократное возвращение к содержанию по «нарастающей» - от простого к сложному, от репродуктивных заданий к творческому поиску ( в некоторых случаях -элементам исследовательской деятельности) даёт возможность каждому ученику усвоить учебный материал от уровня элементарных знаний до уровня «оценки знаний»

Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого происходит пополнение новыми знаниями в результате взаимодействия учителя и ученика, учеников между собой.

Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным процесс обучения.
Таким образом, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы (Приложение 1). Наиболее известные из них – “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”.

Обзор интерактивных методов обучения

Мозговой штурм

описание

в процессе мозгового штурма группа концентрирует наиболее творческие идеи, и участники предлагают способы их дальнейшей реализации

области
применения

  • обучение навыкам определения проблем;

  • обучение навыкам работы в команде;

  • развитие критического мышления.

преимущества

  • простота и эффективность;

  • интерактивность.

недостатки

неудачное название

группа

до 10 человек

Кейс-стади

описание

Группе преподносится фактическая информация, основанная на реальной ситуации, и предлагается провести обсуждение проблем, проанализировать ситуацию и выработать рекомендации.

области
применения

  • развитие управленческих навыков;

  • развитие навыков контроля;

  • формирование навыков принятия решений.

преимущества

  • моделирование реальной рабочей ситуации;

  • отсутствие риска.

недостатки

  • подготовка требует много времени;

  • если четко не определена тема - теряется эффект реальности.

группа

до 10 человек

Ролевая игра

описание

Несколько участников разыгрывают жизненную ситуацию. Позволяет исследовать различные подходы к решению проблемы при определенных обстоятельствах.

области
применения

  • развитие межличностных навыков;

  • подготовка к работе с кадрами.

преимущества

  • вызывает интерес;

  • развивает чувство сопереживания.

недостатки

может быть поверхностным

группа

6-8 человек

Дебаты

описание

Устный обмен мнениями в целях поиска правильных выводов.

области
применения

  • формирование навыков проведения презентаций;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • формирование умения активного слушания;

  • развитие навыков невербального общения.

преимущества

оживляет процесс обучения, делает его более интерактивным

недостатки

  • эффективность зависит от уровня знаний группы;

  • требует много времени;

  • часто остается незавершенным.

группа

без ограничений

Аквариум

описание

Способ изучения группы путем деления на команды. Одна из команд занимается обсуждением или выполнением задания, а другая наблюдает за процессом.

области
применения

формирование навыков принятия решений

преимущества

развитие техники обратной связи

недостатки

  • требует четкого контроля;

  • возможны трудности в организации.

группа

10-12 человек



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Использование современных педагогических технологий в преподавании предметов естественно-научного цикла м. В

    Документ
    В сентябре 2009 года педагогический коллектив, обучающиеся и родители муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 69 им. Чередова И.М.» будут отмечать юбилейную дату.
  2. Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических технологий в рамках учебной дисциплины Химия

    Литература
    В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны.
  3. Т. Б., доцент, к и. н. Современные педагогические технологии в преподавании истории и обществознания

    Документ
    В процессе обучения можно выделить как содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся) стороны.
  4. Опыт реализации современных педагогических технологий в современной школе

    Документ
    В данной статье представлен опыт организации работы социально – реабилитационной гостиной на базе МОУ «Нововилговская средняя общеобразовательная школа» № 3 Прионежского муниципального района РК с категорией детей оказавшихся в трудной
  5. Доклад: «Применение компьютерных технологий»

    Доклад
    Одной из важнейших целей образования является формирование функционально-грамотной личности, что предполагает познание окружающего мира как целостной сложной системы взаимосвязей между людьми, окружающей средой, экономикой.

Другие похожие документы..