Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
УДОБНЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ) (название населенного пункта, где подготовлена работа) 01 г....полностью>>
'Документ'
В статье изложены методические советы взрослому, работающему с подростками и готовому прийти им на помощь в понимании собственного «Я». Об этом сейчас...полностью>>
'Документ'
Духовно-интеллектуальная жизнь и литературное творчество рубежа 19 и 20 веков. Границы этого периода: 1841 год – Парижская Коммуна до 1918 года – око...полностью>>
'Лекции'
Бывший президент Московской фондовой биржи Виктор Сахаров придумал новаторский способ раскрутки своего интернет-проекта: он продвигает созданную им «Г...полностью>>

I. общие положения (38)

Главная > Статья
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект федерального закона от 28 февраля 2011 г.

Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья граждан, гарантии их реализации;

3) полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан;

4) права и обязанности организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан;

5) права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

1) охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического, характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, организациями, должностными и иными лицами, гражданами, в целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

2) медицинская помощь – комплекс медицинских услуг. Медицинская помощь подразделяется по видам, условиям и форме оказания. Медицинская помощь по видам, условиям и в объемах, предусмотренными Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предоставляется гражданам без взимания платы.

3) медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс таких вмешательств, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, а также медицинскую реабилитацию, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и оказываемых медицинскими работниками;

4) медицинское вмешательство – любой вид обследования или лечения, затрагивающий телесную или психическую сферу организма человека, имеющий профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную или исследовательскую направленность, выполняемый медицинским работником по отношению к конкретному пациенту;

5) профилактика – комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, включающий формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление заболеваний, причин и условий их возникновения, а также по устранению отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях;

6) диагностика – деятельность медицинского работника по установлению причины развития патологических проявлений или заболевания посредством анализа жалоб пациента, анамнестических данных, данных осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных методов исследований, с целью определения диагноза, выбор или контроль лечебных мероприятий;

7) лечение – комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которого является облегчение или устранение проявлений заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

8) пациент – физическое лицо, получающий медицинские услуги или обратившийся за оказанием медицинских услуг независимо от наличия у него заболевания;

9) медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинских услуг, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также по заготовке органов и тканей, донорской крови и ее компонентов в медицинских целях;

10) медицинская организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью, и применяются в регулировании той деятельности этих юридических лиц, которая относится к медицинской деятельности.  В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

11) фармацевтическая организация - организация, осуществляющая фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация любой организационно-правовой формы и формы собственности). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность. 

12) медицинский работник – физическое лицо, работающее в медицинской организации, в функциональные обязанности которого входит оказание медицинской помощи пациенту;

13) фармацевтический работник – физическое лицо, работающее в фармацевтической организации и осуществляющее фармацевтическую деятельность;

14) лечащий врач – медицинский работник, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период его наблюдения и лечения;

15) заболевание - возникающее в ответ на действие патогенных факторов нарушение жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, влекущее за собой сокращение продолжительности жизни человека и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов;

16) тяжесть заболевания – критерий, определяющий степень выраженности обусловленных заболеванием или его осложнением поражения органов и систем организма человека либо нарушение их функций. Могут устанавливаться легкая, средняя и тяжелая степени тяжести заболевания.

 

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан

1. Законодательство об охране здоровья граждан состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

2. Нормы об охране здоровья граждан, содержащиеся в иных федеральных законах, нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

3. В случае несоответствия норм об охране здоровья граждан, содержащихся в иных федеральных законах, нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Федерального закона применяются положения настоящего Федерального закона.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила в сфере охраны здоровья граждан, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

 

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан в Российской Федерации  

Основными принципами охраны здоровья граждан в Российской Федерации являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) доступность медицинской помощи;

3) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи при угрозе жизни человека;

4) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства;

5) соблюдение врачебной тайны;

6) приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан;

7) запрет эвтаназии;

8) запрет на клонирование человека.

 

Статья 5. Соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

1. Мероприятия по охране здоровья граждан должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Проведение мероприятий по охране здоровья не должно носить бесчеловечный характер или унижать честь и достоинство граждан.

3. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболевания или иного состояния здоровья, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

 

Статья 6. Доступность медицинской помощи

1. Принцип доступности медицинской помощи означает свободный доступ граждан к медицинским услугам вне зависимости от географических, экономических, социальных, организационных или языковых барьеров, а также своевременное оказание медицинской помощи.

2. Доступность медицинской помощи обеспечивается:

1) наличием и уровнем квалификации медицинских кадров;

2) транспортной доступностью медицинских организаций и медицинских работников;

3) возможностью свободного выбора медицинской организации и медицинского работника, имеющих право на осуществление соответствующих видов медицинской помощи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) применением единых порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

 

Статья 7. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

1. Не допускается отказ в оказании медицинской помощи пациенту при угрожающих его жизни состояниях и заболеваниях или угрозе обществу в случае распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, медицинской организацией либо медицинским работником, находящимся при исполнении трудовых обязанностей.

2. Медицинская помощь пациенту при угрожающих его жизни состояниях и заболеваниях или угрозе обществу в случае распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, оказывается безотлагательно в полном объеме, необходимом для устранения угрозы его жизни или угрозы обществу в случае распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, без взимания платы с пациента.

3. Не допускается отказ в безвозмездном предоставлении пациенту установленного объема медицинской помощи в медицинской организации, обязанной оказывать данный объем медицинской помощи без взимания платы с пациента в соответствии с законодательством Российской Федерации.  

 

Статья 8. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства

1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина на основании предоставленной ему медицинским работником, непосредственно осуществляющим медицинское вмешательство, в доступной форме полной (исчерпывающей) информации о целях, методах и возможных последствиях, в том числе угрожающих жизни, медицинского вмешательства, а также об альтернативных методах лечения и возможностях их предоставления.

2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в следующих случаях:

1) в отношении лица, не достигшего возраста, установленного частями 3 и 4 статьи 44 и частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, или признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) в отношении несовершеннолетних при оказании наркологической помощи больным наркоманией или медицинском освидетельствовании на состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, кроме установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения восемнадцатилетнего возраста.

3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.

4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину либо одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия отказа.

5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, не достигшего возраста, установленного частью 4 статьи 44 и частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни указанных лиц, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

6. При выборе врача и медицинской организации в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, для получения первичной медико-санитарной помощи лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, дают на срок выбора врача и медицинской организации информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 

7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства  оформляются в письменной форме, подписываются гражданином либо одним из родителей или иным законным представителем, а также медицинским работником и содержатся в медицинской документации пациента.

8. Форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства, а также порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства применительно к конкретным видам медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. Медицинское вмешательство без согласия граждан либо одного из родителей или иного законного представителя в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, допускается:

1) когда медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и при этом:

а) его состояние не позволяет выразить свою волю;

б) отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния;

5) при проведении судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.

10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия граждан либо одного из родителей или иного законного представителя принимается:

1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, консилиумом врачей, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащим (дежурным) врачом с отражением такого решения в медицинской документации пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации, гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в отношении которого проведено медицинское вмешательство;

2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, могут быть применены принудительные меры медицинского характера на основаниях и в порядке, установленных уголовным законодательством Российской Федерации.

 

Статья 9. Соблюдение врачебной тайны

1. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, издания публикаций в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовных наказаний и осуществлением контроля за поведением условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, и лиц, освобожденных условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или законного представителя;

5) при исполнении медицинской организацией обязанностей, предусмотренных пунктом 11 части 1 статьи 74 настоящего Федерального закона;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба);

7) в целях расследования несчастных случаев на производстве;

8) при обмене информацией в медицинских информационных системах и в медицинских организациях в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) при осуществлении контроля в системе обязательного социального страхования в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 

10) при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Лица, которым переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками обязаны соблюдать врачебную тайну.

 

Статья 10. Приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан

Принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан реализуется путем разработки и первоочередного осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление, снижение риска развития заболеваний, причин и условий их возникновения, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях, активное формирование здорового образа жизни.

 

Статья 11. Запрет эвтаназии

Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии - ускорение его смерти какими-либо медицинскими действиями или бездействием, включая прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента, по его просьбе.

 

Статья 12. Запрет на клонирование человека

1. Клонирование человека - создание человека, генетически идентичного другому живому или умершему человеку, путем переноса в лишенную ядра женскую половую клетку ядра соматической клетки человека - запрещается.

2. Ввоз на территорию Российской Федерации клонированных эмбрионов человека запрещается.

 

ГЛАВА III. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общие положения земельно-ипотечного кредитования

    Документ
    Земельные угодья являются основным средством производства в сельском хозяйстве. Наведение порядка в оформлении прав на земельные участки способствует вовлечению в их гражданский оборот и развитию земельно-ипотечного кредитования в этой отрасли.
  2. Общие положения программы

    Документ
    О том, что школа основательно подрывает здоровье детей, знали уже в прошлые века и свою обеспокоенность высказывали медики и педагоги. Еще в 1805 году педагог – просветитель Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных
  3. Положение о математическом турнире «Квадратура круга» Общие положения

    Документ
    Настоящее Положение о математическом турнире (далее Турнир) определяет порядок организации и проведения Турнира, его организационно-методическое обеспечение, порядок участия в Турнире, определение победителей.
  4. Положение об областном профессиональном конкурсе муниципальных библиотек «От инновации к развитию» Общие положения

    Конкурс
    Учредителем областного конкурса инновационных проектов муниципальных библиотек (далее - конкурс) является Министерство культуры и архивного дела Амурской области, исполнителем – ГУК «Амурская областная научная библиотека им.
  5. Положение (проект) о краевом конкурсе моделей ученического и студенческого самоуправления среди образовательных учреждений «Молодежь родному краю», посвященном 75-летию Алтайского края Общие положения

    Конкурс
    о краевом конкурсе моделей ученического и студенческого самоуправления среди образовательных учреждений «Молодежь – родному краю», посвященном 75-летию Алтайского края
  6. Положение о Республиканском конкурсе «Лучший учитель основ безопасности жизнедеятельности Республики Ингушетия» Общие положения

    Конкурс
    1.1. Настоящее Положение о проведении республиканского конкурса «Лучший учитель основ безопасности жизнедеятельности Республики Ингушетия» образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Ингушетия

Другие похожие документы..