Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Календарно-тематический план'
8 8 Алкогольное отравление и его особенности у задержанных лиц. 10 8 Зачет Всего 0 10 4 50 Примечание: у - установочная сессия; и – итоговая сессия....полностью>>
'Документ'
б 01-05 Распоряжения председателей городской государственной администрации и Ленинской районной государственной администрации (копии) До минования на...полностью>>
'Урок'
Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации; учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; раз...полностью>>
'Примерная программа'
Целью преподавания дисциплины «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА» является изложение основных понятий и методов теории вероятностей и м...полностью>>

Книга предназначена прежде всего для философов и ученых, занимающихся методологическими проблемами. Она может служить также в качестве учебного пособия по основам философии для студентов и аспирантов (2)

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Из цикла «Философские беседы»

Л.Е. БАЛАШОВ

М И Р

ГЛАЗАМИ

ФИЛОСОФА

(КАТЕГОРИАЛЬНАЯ

К А Р Т И Н А М И Р А)

(электронный текст

с исправлениями и дополнениями — 2001 г.)

ACADEMIA

МОСКВА 1997

ББК 87.817

Б 20

Балашов Л.Е.

Мир глазами философа. (Категориальная картина мира).

М.: ACADEMIA, 1997. — 293 c. (Из цикла "Философские беседы")

В книге предложена оригинальная версия категориальной картины мира, категориальной (собственно философской) логики. Эта версия, с одной стороны, продолжает линию Аристотеля-Гегеля в разработке философских категорий (исследовании категорий мышления, категориального строя мышления). С другой, она содержит ряд новых моментов. Это, прежде всего, выдвижение и разработка идеи соответствий и антисоответствий между категориями.

Книга предназначена прежде всего для философов и ученых, занимающихся методологическими проблемами. Она может служить также в качестве учебного пособия по основам философии для студентов и аспирантов.

Чтение и изучение книги является хорошим интеллектуальным упражнением для всех, кто хочет повысить свои интеллектуальные способности.

Отзывы и предложения направлять по адресу:

Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., 9, 110.

ISBN 5-87532-005-2  © Балашов Л.Е., 1997

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ACADEMIA»

Лицензия ЛР № 062139 от 26 января 1993 года.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. В В Е Д Е Н И Е 7

1.1. КОНЦЕПЦИЯ 7

1.2. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ МЫШЛЕНИЯ 8

1.3. ЕСТЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРА (КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИРА) 11

1.4. ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ЛОГИКИ 16

1.5. КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА (КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ) 22

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. СООТВЕТСТВИЯ И АНТИСООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУ КАТЕГОРИЯМИ 26

РА3ДЕЛ ТРЕТИЙ. КАТЕГОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА (КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ) 40

3.1. МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ 40

3.2. МАТЕРИЯ 47

3.2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИИ 47

О структуре материи 47

Стороны материи (качество-мера-количество) 49

Виды материи 51

О понятии "тело" 53

Мезоматерия 53

Органические виды материи: организм и сообщество 55

Диаграмма (структурная схема) категории "материя" 56

С у б с т а н ц и я 57

Праматерия (первоматерия) 59

Уровни материи 60

3.2.2. СТОРОНЫ МАТЕРИИ: КАЧЕСТВО, КОЛИЧЕСТВО, МЕРА 60

322.2. К А Ч Е С Т В О 60

О категориальном и некатегориальном значениях понятия "качество" 60

Структура качества 63

Стороны и моменты качества: всеобщее-общее-частное-специфическое. 64

Органические виды качества: типическое, индивидуальное, тип. 67

Качество как ценностно-практическая категория 70

Качество и межкатегориальные понятия 72

Качественные формы деятельности 73

Подобие, моделирование, аналогия 73

Классификация (классифицирование) 74

322.3. К О Л И Ч Е С Т В О 77

Структура количества 78

Стороны количества: конечное и бесконечное 79

Моменты количества: дискретное и непрерывное 81

Виды количества: множество, величина, число, степень и т.д. 82

Количество и межкатегориальные понятия 84

Конечное и бесконечное 86

Квазибесконечное (промежуточное между конечным и бесконечным) 90

322.4. М Е Р А 91

3.3. ДВИЖЕНИЕ 96

3.3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖЕНИЯ 96

3.3.2. СТОРОНЫ ДВИЖЕНИЯ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 101

332.1. ПРОСТРАНСТВО 101

332.2. ВРЕМЯ 102

3.3.3. ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ 106

333.1. ДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ 106

3331.1. Перемещение, покой 106

О предельной скорости перемещения 109

3331.2. Поведение 110

333.2. ДВИЖЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ 113

3332.1. Изменение, сохранение 113

О категории "состояние" 114

Виды изменения 116

3332.2. Развитие 117

3.4. ПРОТИВОРЕЧИЕ 121

3.4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТИВОРЕЧИЯ 121

«Внешнее" определение противоречия 122

«Внутреннее» определение противоречия 123

3.4.2. СТРУКТУРА ПРОТИВОРЕЧИЯ 129

3.4.3. ПРОСТЫЕ (ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ) ПРОТИВОРЕЧИЯ 134

343.1. Идея внутренних и внешних противоречий 135

343.2. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 138

343.3. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей) 144

Минимумы и максимумы противоречий 147

Геометрические образы внутренних и внешних противоречий 148

Энергия и сила 148

3.4.4. СЛОЖНЫЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПРОТИВОРЕЧИЯ 149

344.1. Сложное (органическое) противоречие 1-ой степени 149

Основные факты жизнедеятельности клетки 150

Сложное противоречие 1-ой степени — основа ядерно-цитоплазменного взаимодействия 152

Формула [1 — 0 — 1] и метаболизм клетки 153

344.2. ГАРМОНИЧЕСКИЕ И АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ 156

3.4.5. ПРОТИВОРЕЧИЯ В МЫШЛЕНИИ 159

3.5. СТАНОВЛЕНИЕ 160

3.5.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНОВЛЕНИЯ 160

Становление — конкретное единство материи и движения 160

Cтруктура категории "становление" 161

Индивидуальное становление человека 166

Становление и развитие 167

3.5.2. СТОРОНЫ СТАНОВЛЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТЬ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 170

352.1. ВОЗМОЖНОСТЬ 170

3521.1. Общая характеристика возможности 170

3521.2. Случайность 176

Мнимые случайности 179

3521.3. Вероятность 190

3521.4. Необходимость 194

3521.5. Cвобода 198

352.2. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 211

3522.1. Общая характеристика действительности 211

Действительность как момент становления 211

3522.2. Закон 219

3522.3. Статистическая закономерность 220

3522. 4. Явление 220

Причина — действие — следствие 221

Вещь — свойство — отношение 228

3522.5. Сущность 233

Сущность и явление 236

Форма и содержание 238

3522.6. Старое и новое 239

3.5.3. ВИДЫ СТАНОВЛЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ 242

Эволюция и революция в человеческом обществе 247

3.6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ 248

З.6.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 248

3.6.2. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ 254

Цель жизни 257

3.6.3. Субкатегории цели, средства и результата 258

3.6.4. Субъект и объект 261

Держу Вселенную

на кончике пера

О. Малевич

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. В В Е Д Е Н И Е

1.1. КОНЦЕПЦИЯ

Суть концепции в следующем. Мир в некотором роде упорядочен; эта упорядоченность выражается в определенной категориальной структуре или, по-другому, в естественной системе категориальных определений мира. Наше мышление отражает категориальную структуру мира в виде стихийно сложившейся системы категорий мышления, категориального строя. Философы осмысляют, исследуют обе эти системы категориальных определений, вырабатывают философские понятия, категории, которые более или менее адекватно отражают и естественную систему категориальных определений мира и категориальный строй мышления.

На рис. (см. след. стр.) наглядно показаны связь и различие трех типов категориальных определений. Первичными категориальными определениями являются определения самого мира, его самоопределения, т.е. естественная система категориальных определений, которая (как и мир в целом) существует независимо от человека и человечества. Вторичными категориальными определениями являются категории мышления, точнее стихийно сложившаяся система категорий мышления (категориальный строй мышления). Третичными категориальными определениями являются философские категории и понятия. Аристотель, Гегель и другие философы пытались, в сущности, открыть естественные системы категорий мышления и категориальных определений мира. Эти попытки шаг за шагом приближали человечество к разгадке указанных систем. Настоящий труд — еще одна такая попытка.

Учитывая, что категориальная логика является в конечном счете отражением естественной системы категориальных определений мира, ее с полным правом можно назвать категориальной картиной мира. Если вкратце выразить новое в предлагаемой категориальной системе, то можно сказать, что она дает несколько иную "раскладку", группировку категорий по сравнению с существовавшими до сих пор. И в этой перегруппировке вся суть. Здесь как нельзя лучше подходят слова Блеза Паскаля: "Пусть не говорят, что я не сделал ничего нового. Новое — в расположении

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ

КАРТИНА

М И Р А

ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ

И ПОНЯТИЯ, выработанные в

процессе исторического

развития философии

– третичные категориальные

определения

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ МЫШЛЕНИЯ

(стихийно сложившаяся система категорий

мышления как результат биологической

эволюции и исторического развития

познания и практики)

– вторичные категориальные определения

ЕСТЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА

КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРА

(КАТЕГОРИАЛЬНАЯСТРУКТУРА МИРА)

— ПЕРВИЧНЫЕ КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ,

"ФОРМЫ БЫТИЯ" МИРА

Рис. Типы категориальных определений (источники

построения категориальной картины мира)

материала. Когда двое играют в лапту, оба пользуются одним и тем же мячом. Но один из них находит для него лучшее положение" (из предисловия к "Мыслям").

1.2. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ МЫШЛЕНИЯ

Когда философы обсуждают проблему категорий как свое внутреннее дело, т.е. как проблему исследования и систематизации философских категорий, то нельзя не увидеть некоторый отпечаток профессиональной ограниченности, субъективности на этой проблеме. В зависимости от личного опыта и склада ума одни философы считают эту проблему искусственной, надуманной, вчерашним днем философии, а другие считают ее важной, заслуживающей внимания философской проблемой. В том и другом случае проблема исследования и систематизации категорий субъективно ограничена и не поддается разумному решению. Суть в том, что надо выйти за рамки этой проблемы и взглянуть на дело шире, не с чисто философских, узко цеховых позиций, а с точки зрения объективной, естественной систематики категорий. Хотят или не хотят философы обсуждать проблему категорий, независимо от них она властно заявляет о себе как необходимость мыслить сознательно-системно, во всеоружии категориального аппарата мышления.

Бессознательно люди давно уже мыслят системно. Для этого они выработали целый комплекс вопросов: что? кто? чей? когда? где? куда? откуда? как? какой? каким образом? в какой мере? сколько? почему? отчего? зачем? для чего? ради чего? как возможно? что делать? и т.д. В этих вопросах отчетливо проглядывают категориальные формы мышления. (Философы, кстати, являются своего рода повивальными бабками, помогающими рождению, т.е. осознанию людьми категорий мышления — под видом философских категорий и понятий.)

Категории функционируют, работают, действуют в нашем мышлении, хотим мы этого или нет, более того, они формируют, организуют, упорядочивают мышление. В самой природе мышления заключен определенный категориальный строй, порядок. Люди мыслят в той степени, в какой они пользуются категориями. Впервые об этом со всей определенностью сказал И. Кант: "Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий"1. Это открытие Канта базируется на солидной философской традиции, начало которой положил Платон и которую в новое время поддержали великие рационалисты Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Открытие Канта воспринял и развил Гегель. Вся логическая система Гегеля есть не что иное, как грандиозная попытка открыть естественную систематику категорий. Кант только поставил проблему, Гегель же попытался ее решить. У него можно встретить немало высказываний о естественной логике мышления, естественной системе категориальных определений. В этих идеалистических по форме высказываниях заключены важные мысли, которые можно было бы сформулировать так.

Каждая категория — не только момент системы, но и сама является системой более частных категорий и понятий. Она — вершина гигантской пирамиды понятий. И в целом система категорий — это вершина пирамиды всех человеческих понятий. Как с помощью трех десятков букв в алфавите выражается все богатство человеческого языка, так с помощью нескольких десятков категорий выражается все многообразие человеческих понятий и, соответственно, объективного мира.

В современных научных исследованиях происхождения человеческого мышления ученые приходят к тем же выводам, которые делали раньше великие философы. И то, что у философов носило характер догадки, у современных ученых приобретает характер научно обоснованных утверждений. Немецкий психолог Ф. Кликс совершенно четко указывает, например, на наличие у архаического мышления определенной категориальной организации1.

Выдающийся русский филолог-славист А.А. Потебня более ста лет назад писал о происхождении категорий: "... труды обособившихся наук и таких-то по имени ученых являются здесь (в истории языка — Л.Б.) лишь продолжением деятельности племен и народов. Масса безымянных для нас лиц, масса, которую можно рассматривать как одного великого философа, уже тысячелетия совершенствует способы распределения по общим разрядам и ускорения мысли и слагает в языке на пользу грядущим плоды своих усилий"2 .

В отечественной философии последних десятилетий неоднократно высказывались мысли о категориальном строе мышления. Например, М.М. Розенталь писал в 1957 году: "Если в обыденном мышлении категории эти (философские категории — Л.Б.) применяются большей частью неосознанно, то в науке мышление, сознательно опирающееся на логические категории, является необходимостью"3 .

А.Т. Артюх отмечал в книге "Категориальный синтез теории", что "в действительности категории — это средства человеческого мышления как они функционируют в процессе мыслительной деятельности. Мы их называем философскими, учитывая, что указанный аспект мышления... изучает философия"4. А.Т. Артюх, наверное, один из первых в отечественной философии употребил выражение "категориальный строй мышления"5. Им и другими философами употреблялись также выражения "категориальный аппарат мышления", "категориальная структура мышления", "категориальный каркас мышления", "категориальная сетка мышления".

Е.П. Ситковский, комментируя Малую логику Гегеля, солидаризировался с последним в вопросе о естественной логике мышления6. Э.В. Ильенков указывал на необходимость создания капитального труда о системе категорий7. В.Б. Кучевский и С.М. Шалютин обосновывают необходимость исследования категориальной логики мышления8.

--------------

Итак, в самой природе мышления заключен определенный категориальный строй, порядок. Если мы бессознательно пользуемся стихийно сложившейся категориальной логикой мышления, то спрашивается, зачем нужно еще открывать ее, строить адекватную систему философских категорий? Дело в том, что настоящая "отдача" категорий мышления как идеальных орудий деятельности возможна лишь при условии осознания их в системе. Стихийное, полуосознанное использование категорий чревато постоянными "кренами", абсолютизацией одних категорий в ущерб другим.

Осознание категориальной логики в ходе исторического развития человеческой мысли протекало неравномерно. Отсюда, в частности, разноголосица философских учений и взглядов. Категориальная культура мышления может быть основана только на достаточно полном и уравновешенном представлении о системе категорий мышления, а через нее — об объективной системе форм бытия, категориальных определений мира.

В связи с вопросом о категориальной логике неизбежно возникает вопрос, в каком порядке располагаются категории, как они соотносятся друг с другом. Пока твердо установлено, что категории располагаются парами (диадами) или триадами (обнаружены связи типа "пространство-время", "необходимость-случайность", "качество-мера-количество"). Философы давно пытаются открыть связи более высокого порядка — не между отдельными категориями, а между категориальными парами, семействами. Пока эти попытки не увенчались сколько-нибудь неоспоримыми находками. Тем не менее они продолжаются, не могут не продолжаться, так как философы никогда не смирятся с полухаотическим представлением выявленного множества категорий и понятий1.

1.3. ЕСТЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРА (КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИРА)

Вопрос о естественной системе категориальных определений мира есть прежде всего вопрос о том, откуда берется система категорий мышления, иными словами, есть вопрос об источнике системы категорий, категориальной логики. Этот вопрос неизбежно встает перед исследователем, если он не хочет уподобиться Канту и считать категории чисто субъективными формами мысли, которым в реальном мире ничего не соответствует2.

(В скобках заметим, что позиция Канта по-своему сильна и обоснована. Действительно, в чувственном опыте мы непосредственно не наблюдаем объективные аналоги категорий и их как будто нет вне нашего мышления. Кант в известном смысле прав и в вопросе об априорном характере категорий, объявляя их формами мысли, существующими изначально, до всякого опыта. В самом деле, категории мышления как сознательно употребляемые понятия формируются на протяжении многих поколений людей в процессе их практической и познавательной деятельности и каждое поколение застает их как бы в готовом виде в тех или иных формах языка, в накопленном знании. Кант уловил факт изначального присутствия категорий в мышлении отдельного человека, но не мог правильно объяснить его, так как стоял на точке зрения индивидуального человеческого познания, будучи далек и от понимания действительной роли общественно-исторической деятельности людей в формировании категорий мышления. Эта узость Канта помешала ему также увидеть объективный источник категорий. Он просто устранился от решения этого вопроса, объявив вещь в себе непознаваемой).

Из всех философов прошлого наиболее выдающихся результатов в исследовании категорий достигли Аристотель и Гегель. Аристотель был создателем учения о категориях, категориологии. Гегель — его наиболее крупным продолжателем. И оба они были убеждены в том, что философским понятиям-категориям соответствуют определенные стороны объективной реальности, категориальные определения, присущие самим вещам.

Следует, однако, заметить, что в силу ограниченности, вытекающей из проповедуемого им идеализма, Гегель не мог до конца последовательно провести свой объективизм в отношении категориальных определений мира. Отстаивая принцип тождества мышления и бытия, субъективного и объективного, немецкий философ неизбежно должен был в той или иной степени субъективизировать, одухотворять бытие, т.е. рассматривать его как объективированное мышление, называя в разных контекстах то духом, то идеей, то богом. Для нас понятия-категории являются отражением объективных категориальных определений мира. Во всяком случае они вторичны по отношению к последним. Для Гегеля же понятия-категории и объективные категориальные определения соответственны друг другу или даже совпадают. Разница вроде бы небольшая. Но в ней вся суть. Представляемая здесь точка зрения, как бы сказать, скромнее гегелевской. Полагая, что наши понятия-категории более или менее верно отражают объективные категориальные определения мира, мы, однако, не считаем, что познали исчерпывающим образом эти объективные определения, что знаем о них все. У Гегеля же получается, что если мы будем мыслить как он, то познаем истину в последней инстанции, исчерпывающим образом, т.е. будем владеть абсолютной истиной. Философ исходит, как уже говорилось, из принципиальной установки, что объективные категориальные определения и наши понятия о них совпадают или соответствуют друг другу. Это есть не более, как нескромность, высокомерие идеалиста, который мнит себя равным вселенной. Это есть также и самый настоящий догматизм. Ведь только догматики считают, что они владеют абсолютной истиной, знают все о предмете. Правда, как творчески мыслящий философ, Гегель в большинстве случаев не был догматиком, вернее, был своеобразным догматиком, как это свойственно художественным натурам. Он был художником в философии. А художникам, даже великим, свойственны порой преувеличения, абсолютизации. Идеалистическая концепция Гегеля это художественно-философская концепция1. Так к ней и надо относиться.

В истории философии кроме концепций Аристотеля и Гегеля была, пожалуй, еще одна концепция, имеющая прямое отношение к рассматриваемой проблеме. Речь идет об учении о первичных качествах. На первый взгляд кажется странным обращение к этому учению. В самом деле, какое отношение оно имеет к проблеме объективных категориальных определений мира? Если судить об указанном учении по его названию, то никакого. Так обычно и думают философы. Во всяком случае Гегель в своей категориологии никак не упоминает о концепции первичных качеств. Думается, здесь мы имеем дело с исторической несправедливостью, которую надо исправить и воздать должное учению о первичных качествах как важной ступени в осознании философами и учеными факта существования объективных категориальных определений мира.

Если у Гегеля вопрос об объективных категориальных определениях мира несколько затушевывается из-за искусственного навязывания миру мыслительных определений, то у Локка (а именно у него учение о первичных качествах получает наибольшее развитие) мы находим подлинно объективистское (в хорошем смысле этого слова) представление о первичных категориальных определениях. Неважно, что он называл их "качествами". Простим ему эту терминологическую вольность. (Тем более, что такое употребление слова "качество" имеет солидную традицию, идущую еще от Аристотеля — см.: Аристотель. О душе. 418а 10-19, 428b 20-25). Для нас важно то, что под "качествами" Локк имел в виду всякие определения реальных объектов. И когда он говорил о первичных качествах, то имел в виду то, что мы называем "объективными категориальными определениями".



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книга предназначена прежде всего для философов и ученых, занимающихся методологическими проблемами. Она может служить также в качестве учебного пособия по основам философии для студентов и аспирантов (1)

    Книга
    В книге предложена оригинальная версия категориальной картины мира, категориальной (собственно философской) логики. Эта версия, с одной стороны, продолжает линию Аристотеля-Гегеля в разработке философских категорий (исследовании категорий
  2. Курс лекций допущено Ученым советом университета в качестве учебного пособия по дисциплине «Философия»

    Курс лекций
    Курс лекций написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом и программой курса «Философии», раскрывает онтологические, гносеологические и антропологические проблемы и их освещение в современной философии.
  3. Учебное пособие подготовлено авторским коллективом в составе

    Учебное пособие
    А. В. Малько, докт. юрид. наук, проф. — глава XIV, XV, XVI; А. А. Кененов, канд. юрид. наук, доц. — глава XI; А. Г. Бережнов, канд. юрид наук, доц. — глава XIII; [А.
  4. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (20)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.
  5. П. А. Цыганков Политическая социология международных отношений Учебное пособие (1)

    Учебное пособие
    В учебном пособии освещаются основные концептуальные парадигмы в истории международно-политической мысли, а также современные теории международных отношений.

Другие похожие документы..