Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится «_25_» октября 2007 г., в 14 часов на заседании диссертационного совета (Д 001.004.01) ГУ НИИ морфологии человека РАМН по адресу: 117...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2 года N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения на...полностью>>
'Программа-минимум'
В основу программы положены следующие дисциплины: общая биология; молекулярная биология; клеточная биология; биофизика; физиология; генетика и теория...полностью>>

Лукинская Елена Юрьевна, учитель истории школы №14

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Лукинская Елена Юрьевна, учитель истории школы № 14

Эссе «Моя педагогическая философия»

С верой в ее силу.

Первое сентября. И снова, волнуясь, как в первый раз, я вхожу в свой класс. Вижу перед собой десятки любопытных, доверчивых детских глаз и почти физически ощущаю ту ответственность, которую взяла на себя, выбрав учительский путь. Вспоминаю, как это произошло, давно, еще в школьные годы под влиянием моей первой учительницы. Это она сумела высечь в моей душе «педагогическую искру». Ведь учитель начинается не тогда, когда он дает свой первый урок, и не тогда, когда поступает в педагогический институт.

Учитель зарождается еще на школьной скамье, под влиянием наставника. Моя первая учительница Буторина Татьяна Александровна казалась мне образцом совершенства: добрая, умная, красивая и, казалось, знает все на свете. Она явилась как бы родоначальницей «династии» школьных учителей. Трудно сказать, сколько ее учеников работают сейчас преподавателями русского языка и литературы, истории, химии, математики, и, конечно, начальных классов. В чем была притягательная сила ее мастерства? Наверное, прежде всего в ее доброжелательности, внутренней собранности, спокойствие, которое исходило от нее.

Сейчас, став взрослой, я понимаю, что это была необыкновенно одаренная личность. «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер», - писал известный педагог Ушинский.

За многие годы работы в школе я поняла, насколько почетен и сложен учительский труд.

Почетен потому, что нам доверено будущее страны, а сложен тем, что каждый день приходится перешагивать через свои собственные проблемы, заботы, оставлять за дверями школы плохое настроение, улыбаться даже тогда, когда хочется плакать. И всегда помнить: тебе доверены детские души. Аристотель говорил, что учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, другие – добрую жизнь. Потому и стараюсь вместе со своими знаниями дарить ученикам добро, веру в успех и любовь. Воспитывать можно только любовью. А любовь – это прежде всего понимание. Понимать, чем живут твои ученики, чего хотят, к чему стремятся.

Любовь эта – разумная, «зрячая», видящая и достоинства, и недостатки детей. И активная, помогающая передавать им знания, готовить их к самостоятельной жизни. И разумеется, желание, стремление и потребность работать и общаться с детьми освещаются, окрыляются такой любовью.

Януш Корчак, польский писатель, педагог, чьи произведения проникнуты гуманизмом, в своей книге « Когда я снова стану маленьким» писал:

« Вы говорите:

-Дети нас утомляют.

Вы правы.

Вы поясняете:

-Надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь. Не от этого мы устаем, А оттого, что надо подниматься до их чувств.

Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть».

А ведь часто за своим предметом мы не видим внутреннего мира школьника. Статистика показывает, что большинство студентов педагогических вузов на вопрос: «Какими качествами должен обладать современный учитель?»- на первое место поставили глубокое знание предмета. Вспоминаются слова А.С.Макаренко о том, что хорошее в человеке приходится всегда проектировать, В самом деле, каким может быть учитель, если в нем не спроектированы общечеловеческие ценности, если он не может чувствовать того, кто рядом, не способен понять его боль или радость?

Я постоянно стараюсь помнить, что труд учителя – непросто работа, а органическое соединение ума и сердца, состояние его души. В этом, на мой взгляд, ключ ко всему.

Учитель, прежде всего, должен быть замечательным психологом, т.е. уметь чувствовать своего ученика, понимать мотивы его поступков, проникать в тонкости души, движения сердца. Может, потому в школе больше учителей – женщин, что они более, чем мужчины склонны к эмоциональным связям?

Я давно заметила, что если ребенок чувствует к себе неподдельный интерес, он начинает тебе больше доверять, раскрываться. Где-то я слышала фразу, что « ребенок – как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу». Учитель должен слышать чужую боль, уметь ей сострадать. И все твои усилия будут напрасны, ребенок не пойдет тебе навстречу, если почувствует твое равнодушие.

Школьному учителю приходиться работать не с одним учеником, а с целым классом. Работа с коллективом требует от педагога организаторских способностей. Это проявляется и в способности организовать ученический коллектив, сплотить его, направить деятельность учеников, поддерживать дисциплину, и в способности правильно организовать собственную деятельность и поведение. Организация собственного труда требует от учителя аккуратности деловитости, четкости и точности, чувства времени, умения правильно распределять работу. Учитель с плохими организаторскими способностями попусту растрачивает свои силы и время; даже если старания у него много, результаты нередко получаются мизерные.

Еще одно качество, учителю безусловно необходимое, - это педагогическая наблюдательность, способность понимать личность воспитанника и его состояния, по едва заметным признакам оценивать его настроение, проникать во внутренний мир ученика. Сами школьники эту способность высоко ценят. Помните, один из героев кинофильма «Доживем до понедельника» на вопрос, что такое счастье, отвечает: « Счастье – это когда тебя понимают».

Владеющий этой способностью учитель не спрашивает все время учеников: «Поняли? Поняли?». Он сам видит, когда его понимают. А.С.Макаренко считал, что учитель должен уметь все читать на улице воспитанника. О таком учителе учащиеся говорят: « Он по глазам видит правду говорим мы или нет..».

Учитель должен уметь управлять своими чувствами и настроением, создавать оптимальное для учебной деятельности психическое состояние. Унылый, мрачный вид, придирчивый, недовольный тон учителя сразу отбивает у ребят желание общаться с ним, понижает работоспособность, оказывает гнетущее действие на психику учеников. И наоборот, хорошее и бодрое настроение учителя создает оптимальный стиль работы в классе. Ученики очень наблюдательны: когда учитель входит в класс, они сразу определяют, «в настроении он или не в настроении».

Учитель должен обладать также педагогическим воображением. Это – способность предвидеть последствия своих действий, представить, что и при каких условиях получиться из ученика в будущем; прогнозировать развитие его качеств, проектировать его личность. Развитие педагогического воображения тесно связано с педагогическим оптимизмом, верой в человека и могущество воспитания.

Еще одним важным компонентом педагогических способностей является умение распределять свое внимание. Учитель одновременно следит за своей деятельностью, за работой всего класса и каждого ученика в отдельности.

И еще одно мое наблюдение. Учитель сохраняет моральное право учить и воспитывать до тех пор, пока учится сам, совершенствуется как личность. Современной школе нужен педагог, находящийся в постоянном творческом поиске , педагог, хорошо знающий проблемы школы. На мой взгляд, одной из самых важных школьных проблем является проблема потери патриотических качеств личности. Это волнует меня не только как преподавателя истории, но и как человека, гражданина своей страны.

Ушли в прошлое такие традиционные формы патриотического воспитания, как военно-спортивные игры, посещение музеев и уголков боевой славы, на которых, я считаю, должны закладываться основы патриотического воспитания. Неиссякаемым источником воспитания ответственности за судьбу страны, народа служит для сегодняшних детей пример старших поколений. Шаг за шагом, прослеживая историю России, они приходят к мысли, что Родина в жизни человека – самое великое и священное, ни с чем не сопоставимое. Ради ее процветания многие поколения трудились не покладая рук, а в лихую годину отдавали за нее жизнь.

Кто-то великий сказал, что любить человечество – намного легче, чем любить конкретного человека. Любить конкретно Таню, Сашу, Настю, а не вообще людей. Вглядываться в каждого. Возвышать их и возвышаться самому. Страдать и радоваться вместе с ними. Никакой педагогический вуз не научит этому. Знания, которые я даю на своих уроках истории детям, очень важны. Строить эти уроки так, чтобы ребятам было не скучно или уныло, а радостно и интересно, чтобы они почувствовали, что мы с ними делаем общее дело – продвигаемся в мире знаний,- это тоже важно. Но так хочется, чтобы спустя годы, кто–нибудь из моих бывших учеников сказал обо мне так, как я сейчас уже в зрелом возрасте, говорю о своей первой учительнице:

« Нам с ней повезло, всегда везло, когда мы шли в школу с верой в ее силы, доброту и человечность. Мы ее любили, уважали, доверяли ей, и она отвечала нам тем же».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №14»

Воспитание патриотизма на уроках истории на примерах исторических персоналий с использованием современных образовательных технологий.

Лукинская Елена Юрьевна

Учитель истории I категории

г. Миасс, 2007г.

Оглавление

  1. Введение

  2. Воспитание патриотизма на уроках истории на примерах исторических персоналий с использованием современных образовательных технологий

  1. О Сергии Радонежском

  2. Использование визуальных источников

  3. Работа с историческим документом

  4. Дмитрий Донской

  5. Технологический прием «Вживание в образ»

  6. Александр Невский

  7. К. Минин и Д. Пожарский

  8. Герои Отечественной войны 1812г.

  9. «Немое кино» озвучивание кадров.

  1. Вывод

  2. Литература

  3. Приложение

Воспитание патриотизма на уроках истории на примерах исторических персоналий с использованием современных образовательных технологий

I. Введение

«Социологи, политологи со страниц периодической печати бьют тревогу: на кого, на какие нравственные ценности ориентируется наша молодежь, подрастающее поколение? Дела в морально –нравственной сфере обстоят крайне неблагополучно и имеют тенденцию к ухудшению,» - утверждают авторы доклада «Общественная мораль и государство», прозвучавшего на Всероссийском семинаре, посвященном названной проблеме.

До развала СССР государство держало идеологию и мораль в «ежовых рукавицах». Сегодня власть практически самоустранилась из сферы нравственности. А Церковь, которой в течение семидесяти лет запрещалось вмешиваться в общественную жизнь, еще не получила таких широких прав в государстве.

Битву за души и сердца людей, особенно молодежи, пока выигрывает наша разухабистая и не ведающая границ добра и зла попса. И не случайно в социологических опросах по поводу «передовиков» и «ценностей» у нас лидируют не герои войн, не ученые, не спортсмены и даже не успешные бизнесмены и политики, а мельтешащие на экране «звезды» с силиконовыми певческими данными и приблатненные герои телесериалов. Психологи предупреждают об опасном разрыве между реальной жизнью, человеческими ценностями и теми образцами, которые нам навязывает телевидение.

В 90-е годы, когда были свергнуты все идеалы, когда принцип «все позволено» сметал все и всех на своем пути, когда деньги затмили души человеческие, вот тогда и началось падение нации, её деградация; одним из её проявлений является засилие матерщины. К сожалению, мат широкой поступью входит в литературу, в театр. Авторы оправдываются тем, что существует «общественный запрос» на мат, что это часть «динамичного мышления» современной молодежи.

Однако социологи свидетельствуют об обратном: 80% опрошенных (в том числе 70% молодежи) считают, что использование нецензурных выражений в широкой аудитории недопустимо, и расценивают это как распущенность.

А вот данные анкетирования нашей школы. Учащимся задавали вопрос: что они знают о данных личностях из двадцати опрошенных по параллелям девятых и восьмых классов были ученики которые вообще не дали никакого ответа

знают

9 класс

8 класс

Александр Невский

64%

70%

Дмитрий Донской

59%

56%

Сергий Радонежский

45%

38%

Минин и Пожарский

75%

78%

Александр Македонский

90%

94%

Наполеон

100%

100%

Дима Билан

100%

100%

Анализ данной ситуации доказывает, что учащиеся слабо знают выдающихся личностей нашей Родины, но лучше представителей других государств, не говоря уже о кумирах эстрады.

Беседуя со своими учащимися на подобные темы, мы приходим к неутешительному выводу: Что же представляет из себя в настоящее время наше Отечество, наша Родина, когда народ её и, в данном случае, молодежь ведут такой образ жизни.

Как же сделать так, чтобы наша Россия гордилась своими сынами, а мы любили свою страну. Нужно изменить себя, изменить свое отношение к подобным вещам. Кто в этом сможет помочь? Конечно же взрослые, ученики, родители и государство в первую очередь.

Слава Богу, что большая часть населения понимает, что так жить нельзя. В целях самозащиты народ все громче и громче требует от власти «ограничить» разнузданную демократию.

И одним из ярких примеров по оздоровлению нравственности стала принятая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан РФ.

Обучение истории вносит важный вклад в формирование у учащихся таких нравственных принципов, как преданность России, своему народу, любви к своей отчизне, готовность отдать все свои силы и способности, а если потребуется, и жизнь своему Отечеству.

Одним из важных направлений в работе учителей- историков является гражданско-патриотическое воспитание.

Основной целью концепции гражданско-патриотического воспитания является определение места и роли воспитания патриотизма у молодежи.

Это готовность к достойному служению Отечеству, формирование у молодого поколения профессионально-значимых качеств, умений и способности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в верности к Родине, высокой значимости национальной принадлежности.

Каким же образом добиться результатов, как реализовать эти цели?

II. Задачи, стоящие перед учителем истории.

Воспитание патриотизма на примерах исторических персоналий

Воспитательная эффективность обучения во многом зависит от того, как правильно будут определены воспитательные задачи изучаемой темы и каждого урока, вытекающие из общих задач школьного курса истории и содержания изучаемого материала.

Важно учитывать, что воспитание в процессе обучения происходит не путем каких-либо вставных «воспитательных моментов» или формальных «увязок» с современностью, а на основе раскрытия воспитательного содержания изучаемого на уроке материала.

Патриотическое воспитание требует особенно тщательного отбора для использования на уроках ярких, убедительных фактов, документов, отрывков из художественной и мемуарной литературы, показывающих нравственные принципы, передовые традиции, героизм, самоотверженность народных масс, лучших людей прошлого и наших дней в трудные периоды жизни страны и в созидательном труде. Нужны не общие морализирующие наставления, а яркое освещение исторического прошлого и фактов современности, раскрытие идейной и нравственной основы жизни и деятельности конкретных людей.

На уроках истории надо помочь учащимся на конкретных , ярких примерах и образах увидеть типичные черты всех поколений нашего народа, и ,прежде всего, их глубокий патриотизм, высокую идейность, самоотверженность. В то же время учащимся показывается и то особенное, что вносилось каждым новым поколением и отражало своеобразие эпохи, особые задачи, решаемые страной в различные периоды нашей истории.

И вот в наше современное время, когда у целого поколения нет никаких идеалов, когда подрастающее поколение находится в вакууме, история требует личности! И я как учитель пытаюсь на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь учащимся выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса.

Моя личная задача как учителя, как гражданина- помочь учащимся в выработке у них чувства гордости за тех людей, кому небезразлична была судьба России, и ,может быть, в какой – то степени приблизиться к тем истокам нравственности, чистоты и порядочности, исходивших от славных сынов Отечества.

Я считаю одним из важных условий повышения эффективности нравственного воспитания в обучении истории – воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших событиях страны.

Нравственные убеждения школьников во многом складываются под влиянием людей, на которых они хотели бы быть похожими. Поэтому очень важно на соответствующих уроках давать по возможности развернутые характеристики исторических личностей, показывать мотивы и результаты их деятельности.

При их характеристике необходимо освещать следующие вопросы:

  1. Условия, повлиявшие на формирование характера, идеалов личности, ее целей.

  2. Черты личности и их соответствие тем историческим задачам, которые эта личность выполняла.

  3. Жизненные принципы и мотивы деятельности, их проявление в поступках.

  4. Способы действия и средства , которые использовал исторический деятель для достижения поставленных задач.

Вся наша русская история дает богатейший материал для воспитания чувства любви к Отечеству. Я хочу показать. как этого добиться на примере изучения личностей Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Ивана Сусанина,…, героев Отечественной воны 1812 года , героев Великой Отечественной войны и наших современников…

1.« О Сергии Радонежском»

В VI веке при изучении темы «Татаро-монгольское иго» и, в частности, Куликовской битвы все уроки пронизаны чувством глубокой преданности своей Родин, делу служения Отечеству.

Во все времена русская церковь держалась на праведниках, на тех , чьими молитвами и стараниями созидались и общество, и государство.

Русь XIV столетия была переполнена политическими интригами, предательствами, ложью, завистью, страхом. Почти все церковные писатели этого времени не жалели сил для обличения людских пороков. Однако их проповеди слышали единицы. Нужно было совершать подвиг, стать примером для людей - только тогда за тобой пошли бы тысячи, десятки тысяч. Таким человеком, готовым на подвиг, удивительно – чистым, смиренным, устремленным к Богу, был Сергий Радонежский.

Биографию Сергия Радонежского учащиеся находят в различных источниках самостоятельно дома. На уроке обязательно рассматривается репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Учащиеся анализируют картину:

  • Кто изображен?

  • Что можно сказать об отношениях между ними?

Далее следует показ икон с изображением Сергия Радонежского.

  • В чем сила этого духовника Земли русской?

Своим примером непрестанного труда и молитвы, он снискал Божью благодать.

Слава о Сергии и его монастыре разнеслась по Руси, к нему шел беспрерывный людской поток, он стал утешением для многих обездоленных и отчаявшихся.

Просмотр отрывка из мультфильма «Лебеди Непрядвы».

Сергий Радонежский благословляет Князя Дмитрия Ивановича на борьбу с татаро-монголами на поле Куликовом.

В 1392г Сергий Радонежский умер, но его ученики создали несколько десятков монастырей по всей России. Вскоре он был канонизирован.

Произошло это еще при жизни людей, знавших его: случай более никогда не повторявшийся. Сергий всегда был сторонником братской любви и единения. Символом этого единении стала Святая Троица. Не случайно Сергий закладывал церкви Святой Троицы. Я с ребятами побывала на экскурсии в Троице – Сергиевой лавре и теперь уже не на словах , а на деле мы ощутили, что значит для России этот великий святой.

Почему сегодня, спустя более 600 лет русский народ потерял какое-то особенно трогательное, внимательное и серьёзное отношение к Сергею Радонежскому. Мы оглядываемся на эту фигуру, как бы вопрошая о правильности выбранного пути, мы ищем в Сергии поддержку и успокоение.

2.Использование визуальных источников.

На каждом уроке использую визуальные источники (картины, рисунки, фотографии…), которые имеют целью создать зрительный образ, что является основой изучения материала.

Изображение – фактор мотивации обучения и важнейшее обучающее средство. В учебной деятельности картина, рисунок, плакат, карикатура, как и любой другой вид источников выступают носителями новых исторических знаний.

Помимо этого, они выполняют функцию иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения.

Активное включение изобразительных материалов в процессе обучения обеспечивают современные компьютерные технологии.

Привлекая учащихся к организации презентаций, компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий и т.д., к подбору графических изображений при изучении определенной исторической темы, учитель не только способствует развитию предметной компетентности, но и формирует социально значимые умения и навыки, развивает способности учащихся, создает для них ситуацию успеха.

Источник должен быть доступным и достаточно ярким по содержанию, максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме урока.

Функционально пригодное изображение – это то, которое предоставляет возможность не только поставить вопросы, но и дать на них ответы.

( из работы Коротковой М.В. ,Студеникина М.Т.

«Практикум по методике преподавания истории в школе»

М., 2001 г.

В Vlll классе изучается тема «Второе ополчение», об изгнании польских интервентов в 1612 г.

Эта тема в последние два года стала очень актуальной. Депутаты Государственной Думы предложили ввести новый праздник, который бы способствовал объединению нации. Вспомнили о том, о чём никогда не забывали в дореволюционной России. 4 ноября стал Днём Народного единства и, конечно же. имя Сергия Радонежского вновь на устах народа, а именно: когда мы рассказываем об осаде поляками Троице- Сергиева монастыря, опять мы возвращаемся к этой выдающейся личности. Будь жив он сейчас, он ни за что бы не позволил так себя славить, а мы, потомки, просто не находим более возвеличивающих слов для этого молитвенника российского.

3.Работа с историческим документом.

Здесь на уроке уже идёт работа с историческими документами. Работа с историческими источниками играет большую роль в изучении истории. Педагогическое воздействие исторических источников определяется не только их содержанием, но и стилем, эмоциональностью изложения. Источники значительно расширяют круг социальной информации, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников.

Работа с историческими источниками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдаленной исторической эпохи. Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации, способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской деятельности.

( из работы Алексашкиной Л.Н. Методические основы

Школьного курса истории Дисс. Д.п.н.

М. 1999 г.)

Например:

« … первые над гробом святого Сергия поцеловали крест в том, чтобы сидеть в осаде без измены. Все люди ратные и монастырские следовали их примеру в духе любви и братства, ободряли друг друга и с ревностью готовились к трапезе кровопролитной, пить чашу смертную за отечество…»

«… Святой Сергий охрабрил и невежд; без лат и , без навыка и знания ратного, они шли на волков опытных, доспешных, и побеждали.»

Учащиеся по этому документу должны сами сформулировать вопросы( например, какую роль сыграл Сергий Радонежский в поднятии духа осаждённых?)

Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением и опираться на краеведение. И как элемент регионального в связи с личностью Сергия Радонежского и в продолжение знакомства с личностью С.Радонежского являются поездки в Свердловскую область в скит Царственных страстотерпцев, что находится в Ганиной яме, где расположен и храм Сергия Радонежского. Ребята опять соприкасаются с «духом» великого и своими глазами видят, как тысячи людей едут сюда, чтобы также почтить его память.

Таким образом, учебная деятельность сочетается с внеурочными мероприятиями, целью которых является продолжение работы по формированию нравственных ценностей.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как проходил прогресс, какие яркие личности жили в это время. И я продолжаю свой рассказ о настоящем патриоте своей Родины - князе Дмитрии Ивановиче, за победу в Куликовской битве, прозванным Донским.

4.Дмитрий Донской.

VI класс

Тема: «Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.»

Уже только эпиграф к уроку создает атмосферу возвышенных патриотических настроений.

Это слова Дмитрия Донского взяты из «Сказания о Мамаевом побоище»: «Ныне же пойдём за Дон, и там или победим и всё от гибели сохраним, или сложим свои головы…»,а также слова А.А. Блока из поэмы «На поле Куликовом»: « И вечный бой! Покой нам только снится…»

На уроке всё внимание учащихся следует сосредоточить на нравственных понятиях -патриотизме, храбрости, мужестве русских воинов. С этой целью целесообразно познакомить учащихся с понятием о духовной силе человека, данным В.А.Сухомлинским:

На доске «Человечество уже в седой древности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная- верность своим убеждениям, уверенность человека в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие.»

Лучшим доказательством важного значения, придаваемого деятельности Дмитрия современниками, служит существование особого сказания о подвигах этого князя. В житии прославляется строгая жизнь князя, его высокие нравственные качества.

Перед учащимися репродукция «На поле Куликовом».

Представьте себе, что вы воины и скоро вступите в смертельную битву. Какие чувства могли испытывать воины перед боем?

5.Технологический приём «вживание в образ»

Для более полного и эмоционального восприятия качеств личности детьми я использую этот приём.

Вживание в образ возможно в различных вариантах:

  • С помощью исторического документа;

  • С использованием визуальных источников;

  • Озвучивание кадров немого кино;

  • Через личные высказывания героев;

  • Методом ролевой игры.

6.Александр Невский.

VI класс.

Тема: Борьба Руси с западными завоевателями.

На уроке учащиеся знакомятся с величайшим полководцем Руси – Александром Невским.

Форма: КИНОУРОК

Такая форма проведения урока оказывает неизгладимые впечатления в сердца детей. Хотя фильм и старый, неизвестный, но очень важно довести до сознания детей, какую роль он сыграл, например, в годы Великой Отечественной войны: солдаты готовы были смотреть его по нескольку раз, ведь это про нашу Русь, про наше Отечество. Как будто сам Александр Невский звал в бой- бить врагов.

Учащиеся очень хорошо воспринимают этот фильм, воспитательное значение его велико и после просмотра, ответив на поставленные вопросы, необходимо подвести итог.

Потомки чтят память полководца. Когда он умер в 1263 году, «и был вопль, и тоска, как никогда не бывало, и земля сотрясалась».

Через 700 лет в 1942 году в разгар Великой Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского, которым награждаются офицеры за выбор «удачного места для внезапного, смелого стремительного нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск.

Наша русская история богата примерами выдающихся личностей патриотов, прославивших своё Отечество.

7.К. Минин, Д. Пожарский, И. Сусанин.

В VII классе изучается тема: Второе ополчение. Освобождение Москвы.

Воспитательной целью урока является знакомство учащихся с выдающимися патриотами России на примере К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина.

Главная идея урока – борьба за независимость Родины.

Всенародное патриотическое движение развернулось по России. Все это укрепляло в народе чувство гордости за страну, воспитывало патриотизм, формировало национальное достоинство и национальное самосознание русского народа.

Для более прочного запоминания и усвоения деятельности этих людей можно составить опорные схемы.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о деятельности К. Минина,

Д. Пожарского и И. Сусанина, и по ходу их повествования класс делится на 3 группы , и из заранее приготовленных карточек составляют схемы:

Кузьма Минин Дмитрий Пожарский Иван Сусанин

Нижний Новгород Москва Кострома

Земский староста Князь Крестьянин

Инициатор создания Возглавил второе Завел поляков

второго ополчения ополчение в дебри

Сбор средств и Освобождение Москвы Погиб, но и врагов

Пожертвований от поляков погубил

1812 г. Памятник Минину и Пожарскому Опера М.Глинки

Скульптор И.П. Мартос «Жизнь за царя»

«Гражданину Минину и князю

Пожарскому благодарная Россия».

На уроках я использую технологию интенсификации обучения на основе опорных сигналов. Эту методику разработал Шаталов В.Ф.

Опора – ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребёнка.

Опорный сигнал – ассоциативный символ.

Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Система Шаталова даёт эффективные воспитательные результаты: воспитывается трудолюбие, воля; возникает познавательная самостоятельность, формируется ответственность.

8. Герои Отечественной войны 1812 года.

VIII класс.

Тема: Отечественная война 1812г.

1812 год был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории. Участники событий 1812- это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе дошла до нас, и не может быть предана забвению.

В Эрмитаже мы с ребятами посетили зал- галерею героев Отечественной войны 1812г., но и у нас тоже появилась такая возможность составить свою галерею.

Учащиеся создают презентацию и демонстрируют на уроке портреты героев- участников войны 1812г.

9. «Немое кино»(озвучивание кадров)

Удачным приёмом для знакомства с историческими личностями является так называемое озвучивание кадров «немого кино»

  • Предварительно хорошо изучается данная тема

  • Учащиеся просматривают художественный фильм

  • В наиболее значимом по сюжету отрывке фильма выключается звук

  • Учащиеся должны представить и исполнить то, что говорят герои фильма

Этот приём помогает эмоционально представить характер и ситуацию в которой оказался данный герой, такая методика очень нравится детям.

10.Суворов А.В. и Ушаков Ф.Ф.

Изучая достижения русского военного искусства перед учителем, встаёт задача познакомить учащихся с подвигами русских воинов под командованием А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова, способствовать военно-патриотическому воспитанию искусства

Перед уч-ся ставится проблема:

В чём причина побед России в войнах XVIII века?

Учащиеся делятся на две команды:

1. Армия под командованием 2. Эскадра под командованием

Суворова А.В. Ушакова Ф.Ф.

Каждая команда работает с текстом учебника и с книгами « Наука побеждать» А.В. Суворова и «Флотоводческое искусство» Ф.Ф. Ушакова.

Учащиеся анализируют источники и делают выводы. Вся жизнь и деятельность А.В. Суворова позволяла ему сказать: « Потомство моё, прошу брать мой пример до издыхания быть верным… Отечеству».

Блестящие победы Ф.Ф. Ушакова на Чёрном и в Средиземном морях перекликались с суворовскими победами на суше. Когда Суворов при встрече благодарил и хвалил Ушакова, то флотоводец сказал: «Не мне слава, а народу нашему, который исстари сражался именно так… всё это исконно русское бесстрашное, повелось с древности».

Для закрепления знаний можно провести игру « Россыпь», нужно подобрать соответствующие пары.

От каждой команды по 2 человека, на доске устанавливают карточки.

Карточки: А.В. Суворов Ф.Ф. Ушаков,

Генераллисимус, В. Суриков, флагман, адмирал, крепость, бой, Чёртов мост,

« Переход … через Альпы» « Наука побеждать»

Корабль, Глазомер, быстрота, натиск, Корфу

А.В. Суворов- генералиссимус Ф.Ф. Ушаков- адмирал

Чёртов мост- бой флагман- корабль

Глазомер, быстрота, натиск- «Наука побеждать» крепость- Корфу

В. Суриков- Переход … через Альпы

Причём, если дети из команды, где был Ушаков, они составляют пары слов, связанных с Суворовым и наоборот. Игра на время, например- 2 мин.

Игровые технологии.

Чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроках, я использую задания, мотивирующие познавательную деятельность, а именно те, которые обладают определенной привлекательностью для учащихся. Эти задания при всем их разнообразии объединяют два качества: во-первых, от ученика их решение требует привлечения опыта, лежащего вне предметной сферы, в известном смысле уравнивает шансы всех учащихся независимо от уровня их осведомленности в области данного учебного курса; во-вторых, результат выполнения этих заданий легко проверяется и одновременно свидетельствует об определенном прогрессе в области изучения предмета, т.е может быть объектом оценивания. Понятно, что такими контрастными качествами обладают задания, материал которых пересекается с содержанием учебного предмета, а формат заимствован из области интеллектуальных игр и развлечений. Задания подобного рода обладают еще одним преимуществом: их удобно использовать на уроке для индивидуальной работы или работы в группах. Кроме того составление таких заданий является столь же интеллектуально привлекательным и посильным для ученика, как и их решение, поэтому оно может быть предложено в качестве творческой части домашнего задания, а наиболее удачные «авторские» образцы можно в дальнейшем предлагать для решения на уроке другим учащимся.

Применяю использование анаграмм, т.е слов, образованных путем перестановки букв. Различаются два типа учебных анаграмм:

  1. Одни представляют собой случайную перестановку букв в термине или имени исторического персонажа;

  2. Другие же составлены таким образом, что напоминают реальное, но не относящиеся к теме слово.

Уровень сложности задания может при необходимости снижаться за счет добавления полной или частичной дефиниции термина, либо намека на исторического деятеля, имя которого скрыто в анаграмме.

В 6 – ом классе, например, учащиеся любят зашифровывать имена великих князей.

  1. При каком князе произошло крещение Руси? АДМИРВЛИ

Ответ: Владимир

  1. ВОЛЯРАС (без дефиниции). Ответ: Ярослав

Одним из самых популярных заданий являются кроссворды. Учащимся интересно и решать кроссворды и составлять их.

Подобные задания можно давать на обобщающих уроках. Примерно такой кроссворд составляют учащиеся 9 класса, сами формируют вопросы «Красные и белые» в Гражданской войне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

К

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

о

 

х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

н

т

о

н

о

в

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

н

 

о

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

Л

 

г

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

Т

у

х

а

ч

е

в

с

к

и

й

 

 

 

 

Щ

о

р

с

 

н

 

з

 

л

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

з

 

о

 

ь

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч

а

п

а

е

В

 

 

 

 

й

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

к

и

р

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

г

о

р

о

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

е

н

и

к

и

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

р

а

с

н

о

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

л

ю

х

е

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

у

д

ё

н

н

ы

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрица

В сетке заполненной буквами, необходимо найти фамилии исторических лиц. Составление таких заданий по силам большинству учеников, а создание таких матриц увлекает иногда даже больше чем их решение. Положительно оцениваться должно не только успешное решение, но и авторство задания, с которыми больше всего понравилось работать другим учащимся.

У

Ш

А

С

У

Н

Е

В

С

Д

О

К

О

В

О

Р

О

К

М

Н

С

В

К

У

Р

В

И

И

Н

К

О

Й

Й

И

Н

Й

П

И

Н

С

К

И

А

Н

Ы

О

Ж

А

Р

Р

О

М

О

В

Задание: найдите и выделите в матрице следующие имена собственные:

1. флотоводец

2. полководец

3. князь, разбивший крестоносцев

4. князь, разбивший татаро-монголов

1У

Ш

А

2С

У

3Н

Е

В

С

4Д

О

К

О

В

О

Р

О

К

6М

Н

С

В

5К

У

Р

В

И

И

Н

К

О

Й

Й

И

Н

Й

7П

И

Н

С

К

И

А

Н

Ы

О

Ж

А

Р

8Р

О

М

О

В

5. партизан Отечественной войны 1812г.

6. герой второго ополчения

7. князь, изгнавший поляков из Москвы

Ответ: 8. Династия царей с 1613г.

Выше были рассмотрены только 3 типа заданий, которые позволяют разнообразить индивидуальную и групповую работу в классе. Конечно, таких типов заданий существует великое множество, выбор именно этих заданий объясняется тем, что научиться составлять их можно довольно эффективно, так сказать по инструкции.

Выводы.

Курс «История России» дает богатейший материал для воспитания подрастающего поколения, открывает широкие возможности для формирования школьника, становление его гражданской позиции.

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет милости. Память формирует духовную зрелость человека». Поэтому на своих урока пытаюсь ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого вошли в духовный мир ученика. Они учатся уважению к предкам, они будут знать, что ,в свою очередь, передать потомкам.

Известно, нет пророка в родном Отечестве. Но сегодня России очень важно услышать именно этих пророков, ибо знание истории предохраняет от новых ошибок.

Я стараюсь, чтобы на мои уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием поскорее встретиться снова.

Знаменитый историк Василий Осипович Ключевский справедливо жалел «то поколение, у которого нет никаких идеалов».

Каким должен быть сегодняшний идеал?

Сложный вопрос, но для меня однозначно одно: прежде всего это должен быть гражданин, и не просто гражданин, а настоящий патриот своей Родины.

А в заключении я хочу привести слова гениального философа и мыслителя Жан- Жака Руссо: «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своём месте».

Я полностью согласна с этим высказыванием и в этом вижу цель своей работы.

IV. Литература

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, «Народное образование» 1998г.

Алексашкина Л.Н. Методические основы школьного курса истории. Москва, диссертация 1999г.

Коваль Т.В. Методика организации работы с визуальными источниками. Москва, 2006г.

Шаталов В.Ф. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Москва, «Просвещение», 1991г.

Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва, 1989г.

V. Приложение

Конспекты уроков

Тема: Борьба Руси с западными завоевателями. (6 класс)

Цели:

1.Познакомить учащихся с внешнеполитической обстановкой в Северо- Западной Руси, рассказать о борьбе русского народа со шведскими феодалами и немецкими рыцарями-крестоносцами.

2.Развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать с историческими документами.

3. Воспитывать чувство патриотизма на примере героической борьбы русского народа под предводительством талантливого полководца Александра Невского.

Понятия: орден, крестоносцы, меченосцы

Оборудование: карта «Борьбы Руси с иноземными захватчиками в 13 веке».

1. Проверка домашнего задания.

1) Борьба и сопротивление русских городов татаро-монголам (рассказы учащихся о героической обороне Рязани, оборона «злого города» Козельска.

-Как Вы думаете стали ли русские княжества легкой добычей монгольского войска?

- Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили?

- Решение кроссворда.

Решив кроссворд, вы узнаете тему нашего урока.

  1. 3)

    2)

    6)

    8)

    5)

    7)

    4)

    1)

    Как звали хана, который в 1237 году напал на Русь?

  2. Какой город первым подвергся нападению?

  3. Жители какого города наморозили на стенах и воротах ледяной панцирь?

  4. При штурме какого города использовались стенобитные устройства и камнеметные машины?

  5. Какой город татаро-монголы прозвали «Злым городом»?

  6. До какого города татаро-монголы не дошли?

  7. По данным российских социологов самым популярными мужским именем в 2006 году было имя … ?

  8. Великий полководец Руси.

2.Работа над новым материалом.

Сегодня Вам предстоит узнать об одном из величайших полководцев Руси – Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. Время, в которое жил Александр Невский было самое трудное для Руси.

В XIII веке врагом, ослабившим страну были татаро- монголы, они не были единственными врагами. На западе существовал еще один опасный и кровавый враг.

-Как представить Русь того времени? В каком облике?

Давайте представим Русь в облике пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его встревожен. Два всадника – с востока и с запада- устремились на него.

Один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком, другой – с тяжелым копьем одетый в рыцарские доспехи.

Труднейшие обстоятельства.

В них решалось – быть России или не быть.

Какой же враг наступал с запада?

Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу, и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе? – вот те вопросы, которые стоят перед вами на сегодняшнем уроке.

Запись темы урока в тетради.

Рассказ учителя о шведском вторжении, о немецких рыцарях- крестоносцах.

Работа над терминами. (Орден, крестоносцы, ополчение)

Сообщение об Александре Невском.

«Много поту утер он за русскую землю».

« Солнце земли русской» - так говорили современники об Александре Невском.

Александр рано научился читать и писать. Увлекался чтением русских летописей с описанием походов Александра Македонского.

В 16 лет Александр стал новгородским князем. Когда татаро –монголы напали на Русь, Александр стал спешно готовить город к защите от возможного нападения. Князь был умен, красноречив, предусмотрителен, он сумел уговорить скупых новгородских купцов развязать кошели для строительства укреплений.

Невская битва ( показ слайдов).

Рассказ учителя.

Воспользовавшись тем, что татаро –монголы ослабили Русь первыми шведы вторглись в новгородские владения. На 55 кораблях они вошли в Неву и высадились на берег в месте впадения в нее речки Ижоры. Их предводитель направил к новгородскому князю послов, велев сказать от имени шведского короля « Если можешь противиться мне, королю, то вот я уже здесь и пленю землю твою».

В Новгороде с 1236г. Правил сын Ярослава Всеволодовича Александр. В то время ему было 19 лет. Но, несмотря на молодость, Александр Ярославович был смелым и решительным военачальником. Во главе дружины и небольшого отряда новгородцев он немедленно выступил из города.

От старейшины Ижорской земли Пелгуя Александр знал о месторасположении шведского лагеря. Утром 15 июля 1240 г. Русские внезапно атаковали ничего не подозревавших шведов. Те попытались сопротивляться но вынуждены были отступить. С трудом пробившись к кораблям, шведы погрузили на них мертвых воинов и обратились в бегство. В память об этой победе Александр был прозван Невским.

Работа с историческим документом Из повести о « житии Александра Невского»

- О каких подвигах , совершенных русскими людьми рассказывает летописец.

Назвать имена героев.

Работа по учебнику стр. 113.

Битва на Чудском озере – «Ледовое побоище»( показ слайдов)

-В чем проявился полководческий талант Александра Невского?

Составление опорной схемы урока на доске и тетрадях.

Комментирование схемы учащимися.

Какой заголовок можно дать нашей схеме?

В чем состоит историческое значение победы русского оружия над немецкими и шведскими феодалами? Найдите ответ в учебнике.

Просмотр фрагментов художественного фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский».

При просмотре фильма прошу Вас обратить внимание на героические подвиги народного ополчения под руководством Александра Невского.

3. Закрепление и проверка изученного материала.

1. Когда произошла Невская битва?

а) 1238г.

б)1239г.

в)1240г.

2. На каком озере произошло Ледовое побоище?

а) Ладожское

б) Чудское

в) Псковское

3. В каком году произошло Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242г.

б) 6 апреля 1243г.

в) 7 апреля 1242г.

г) 5 апреля 1243г.

4. Как по выражению летописца рыцари построили свои войска?

а) Коровой

б) Свиньёй

в) Козой

5. Кто лишний?

а) Александр Невский

б) Ярослав Всеволодович

в) Юрий Долгорукий

6. Кто или что лишнее в этом ряду?

а) Крестоносцы

б) Католичество

в) Православие

г) Рыцари

4.Творческая игра.

Класс делится на две команды.

Подобрать эпитеты

Каждая команда придумывает определения героическим подвигам русского народа.

5.Итог урока.

Потомки чтут память полководца. Петр I приказал перенести прах Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро- Невской лавре. Для этой цели была выкована гробница из серебра, которая находится в настоящее время в Эрмитаже. К.Симонов написал поэму «Ледовое побоище». Во время войны был снят фильм «Александр Невский». П Корин создал триптих «Александр Невский». После воны на месте Невской битвы был поставлен обелиск.

Этот урок мы посвящаем славным сынам, защитникам Отечества.

-А кто хочет пойти служить в армию? Почему?

6.Домашнее задание.

Подготовить устное сообщение на темы «Невская битва» и « Ледовое побоище» и представить себя в роли участников этих событий.

Тема: Москва-центр борьбы с ордынским владычеством.

Куликовская битва. (6 класс).

Цели:

1. Определить факторы способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель. Выяснить в чем проявилась роль политических деятелей Московского княжества, в борьбе за объединение страны и против завоевателей. Показать, что Куликовская битва была величайшим событием нашей страны. Отметить героизм, мужество патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой.

2. Развивать память, внимание, мышление.

3. воспитывать чувство гордости за свою страну, где жили славные сыны отечества, такие как Дмитрий Донской, Сергий Радонежский.

Понятие: маневр

Оборудование: схема Куликовской битвы, портреты Дмитрия Донского, Сергия Радонежского.

План урока:

  1. Домашнее задание

  2. Борьба Москвы за политическое первенство.

  3. Куликовская битва.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа

- Назовите предпосылки образования единого Российского государства.

- Что изменилось в положении класса феодалов, зависимых крестьян в период складывания предпосылок объединения страны?

  1. Учитель характеризует борьбу московских и тверских князей за лидерство в Русских землях.

Укрепление политического и военного влияния

Московского княжества.

Тверской князь Михаил Александрович (1368-1399) получил ярлык на великое княжество

Московским князьям после смерти Ивана Калиты стал его сын Симеон Гордый (1340-1353) затем брат Семеона- Иван (1353-1359).

Московский князь Дмитрий

Иванович (1359-1389)

Походы союзника Твери литовского князя Ольгерда на Москву в

1368, 1370, 1372 г.г.

Объединенное войско нескольких княжеств под командованием Дмитрия Ивановича разбило тверское войско

Михаил Александрович признал Владимирский стол «отчиной» Московских князей

Дмитрий Иванович – великий князь Московский и Владимирский


В начале 1377г. объединенное войско Москвы и Нижнего Новгорода захватило г.Булгар вынудило местного хана платить дань Руси

Летом 1377г. ордынцы совершили поход на Нижний Новгород

Поход московского князя на мурзу Бегича. Битва на реке Воже в 1378г., русские полки под командованием князя Дмитрия Ивановича разбили ордынцев

Поход Мамая на Русь в 1380году

- Какое значение для борьбы русских земель имел тот факт, что Михаил Тверской признал себя «младшим братом» московского князя?

- Когда произошел переворот в политике московских князей по отношению к Орде?

Работа с текстом учебника (стр. 148-149)

- Как вы думаете, только ли от личности московского князя Дмитрия зависел поворот в политике по отношению к Орде?

- какие факторы способствовали подъему русских княжеств на борьбу с ордынцами?

В 1378 году на реке Вожже в Рязанском княжестве московское войско разбило большой ордынский отряд, а в 1380 году темник (военачальник) Мамай захватил власть в Орде и заключил с великим князем литовским Ягайло союз против Дмитрия. Помощь Мамаю обещали рязанский князь Олег, заинтересованный в военном разгроме Москвы и разделе собранных ею земель.

  1. Куликовская битва.

На доске эпиграф:

«Ныне же пойдем за Дон и там или победим и все от гибели сохраним, или сложим свои головы…»

Дм. Донской «Сказание о Мамаевом побоище»

«И вечный бой! Покой нам только снится…»

А.А.Блок «На поле Куликовом»

В этой величайшей битве отечество проявило такие нравственные понятия русского воина, как – патриотизм, храбрость, мужество.

Василий Иванович Сухомлинский – педагог, писал: «Человечество уже в седой давности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная – верность своим убеждениям, уверенность человека в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие».

Так в чем же проявилась сила духа русских воинов на Куликовом поле – это нам и предстоит сегодня узнать.

Характеристика князя Дмитрия Ивановича.

Сообщение делает ученик. Портрет Дмитрия Донского.

Вот как описывают его современники.

« крепок и мужествен, и телом велик, и широк и плечист, и чреват вельми брадою же и власы черн, взором же дивен зело».

В житии прославляется строгая жизнь князя, его высокие нравственные качества.

Родился Дмитрий Иванович в 1350 году.

Дед (Иван Калита), дядя (Симеон Гордый) и отец (Иван II Красный) – накопили силы и средства для открытой и решительной борьбы.

Заслуга Дмитрия состояла в том, что он сумел воспользоваться этими средствами, развернуть приготовленные силы и дать им вовремя надлежащее употребление. Он не только возродил лучшие традиции военного искусства, но и обогатил его новыми принципами стратегии и тактики, в невероятно сложных условиях сумел вооружить и обучить воиско. Несомненно, что огромную роль в укреплении центральной власти сыграла православная церковь.

Троицкий игумен Сергий Радонежский тогда уже завоевавший огромный авторитет в церкви и в народе стоял за князей Калитиного рода. Церковь, опасаясь распространения ислама, начала собирать все силы не отпор орде. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троице-Сергиев монастырь, он получил благославление на борьбу с захватчиками у Сергия Радонежского Сергий отправил с князем монахов – богатырей. Пересвета и Ослябю, чтобы показать, что дело освобождения Родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь и давших клятву не брать в руки оружия.

Ход Куликовской битвы рассматривается и комментируется по ходу демонстрации мультфильма « Лебеди Непрядвы»

  1. расположение русских войск (схема)

  2. начало битвы 8 сентября 1380 года.

  3. засадный полк

Особо следует отметить поступок князя Дмитрия непосредственно перед началом битвы (в то время ему было 30 лет). Он должен был вступать в битву во главе отборного конного воинства, в окружении своих витязей. Однако после осмотра войск, в большом полку у главного знамени Дмитрий отдал коня знаки власти своему любимцу воеводе Михаилу Андреевичу Бренко сам же встал в ряды ополченцев – «Небывальцев» которых нужно было воодушевить перед лицом грозной конницы врага. Когда его начали уговаривать руководить войском и не подвергать свою жизнь опасности, он ответил: « Кто больше меня среди русских сынов был почтен к беспристрастию, дары принимал от господа? А ныне злое пришло на меня, неужели не могу вытерпеть! Не могу видеть вас побежденных, не могу этого терпеть хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертью умереть, за святую веру христианскую! Если же умру то с вами, если же спасусь то с вами».

Битва продолжалась около 4 часов.

«И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное и русская рать в светлых доспехах, как великая река, лилась, как море, зыбилось, и солнце светило, сияло над нами, испуская на них свои лучи, и они издали были видны, как светильники».

(из «Повести о Куликовской битве»)

Победа досталась великой ценой:

«И в ту пору по Рязанской земле около Дона ни пахари, ни пастух в поле ни кличут, лишь вороны не переставая каркают над трупами человеческими, страшно и жалостливо было это слышать тогда, и трава кровью залита была, а деревья от печали к земле клонились. Запели птицы жалостливые песни –

запричитали все княгини и боярыни, и все воеводские жены по убитым».

(«Воинские повести Древней Руси»).

Восемь дней стояли войны за Доном на поле битвы «на костях» как говорили в старину хоронили павших героев, помогали раненым.

Закрепление.

Дополните:

1.Почему для победы над врагом необходима уверенность в своей правоте?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. В чем проявилась верность воинов своей Родине?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Что заставило воинов быть непоколебимыми и бесстрашными перед трудностями?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Вы читали книги, смотрели фильму по истории нашего героического прошлого. Можно ли утверждать, что наш народ сохранил духовную силу, унаследованную от наших предков?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  • Какое значение в истории нашей страны имеет Куликовская битва?

  • Каково ее международное значение?

  • Какова роль Москвы в организации борьбы против Золотой Орды?

  • В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?

Тест – проверка (смотри приложение).

Итог:

Хотя победа на поле Куликовом еще не привела к полному избавлению Руси от ордынского владычества, она имела большое значение. Впервые русским войскам удалось одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды. Эта победа восстановила в народе веру в свои силы. Она доказала также всем русским людям, что единственным способом избавления от ненавистного владычества, является объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством.

Битва ускорила распад Золотой Орды. Важным следствием этой победы, было дальнейшее усиление Москвы и ее ведущей роли в образовании единого Российского государства. Таким образом княжество при Дмитрии Донском еще более укрепило свои позиции в Северо – Восточной Руси. А победа на Куликовом поле превратила Москву в центр освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества.

Домашнее задание: $ 18 набег Тохтамыша

анализ документа стр. 155-156,

нанести на контурную карту место Куликовской битвы.

ТЕСТ. приложение

1.Около какой реки была Куликовская битва?

а) Дон

б) Днепр

в) Волга

2. Когда была Куликовская битва?

а)1380

б)1381

в)1382

3.Кто лишний?

а) Батый

б)Мамай

в)Челубей

4. Кто благословил на битву Дмитрия Ивановича?

а) Митрополит Петр
б) Пересвет
в) Сергий Радонежский

5. Что такое маневр?

а) Передвижение войск
б) Сбор войск
в) Оборона войск

6. Кем приходится Дмитрий Донской Ивану Калите?

а) Отцом
б) Сыном
в) Внуком

7. С кем сражался Дмитрий Донской?

а) с Мамаем
б) с Чингисханом
в) с Батыем

8. Кто лишний?
а) Ягайло
б) Князь Олег
в) Борон Дмитрий Волынский

9. Как после Куликовской битвы прозвали серпуховского князя Владимира?

а) смелым
б) удалым
в) храбрым

10. Когда Тохтамыш взял Москву?

а) 1379

б) 1384

в) 1382

Тема: Второе ополчение освобождение Москвы. (7 класс)

«Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной.

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной».

Н.Кончаловская.

Цели:

  1. Рассказать о подъеме национального самосознания русского народа и патриотического движения. Дать представление об этапах освобождения страны от захватчиков.

  2. Продолжить работу над формированием умения работы с картой и историческими документами.

  3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма на примере выдающихся личностей, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Ивана Сусанина.

Понятия: ополчение, интервенция.

Оборудование: карта «Россия в XVII веке»

План урока:

  1. Проверка домашнего задания».

  2. Второе ополчение.

  3. Осада и освобождение Москвы.

  4. Земский собор 1613 год. Воцарение Михаила Романова.

1.Проверка домашнего задания.

- Что такое «семибоярщина»?

- Причина зарождения первого ополчения?

Хронологическая разминка к домашнему заданию.

1.1611 2.Борис Годунов избран царем

2.1598 5. Восстание под предводительством Болотникова

3.1601 1. Первое ополчение

4.1605 6. Поляки подошли к Смоленску

5.1606 7. Учреждение патриаршества.

6.1609 8. Конец правления Василия Шуйского.

7.1589 10. Лжедмитрий II

8.1610 9.Убийство царевича Дмитрия

9.1591 4. Вступление Лжедмитрия I в Москву

10.1608 3. Голод

Соотнести даты и события.

Задание на доске, вызываются 2 человека, им даются номерки 1,2,3 и т.д. и они должны их установить у события. Игра проводится на время (3 минуты).

2. Работа над новой темой.

Правительство семи бояр («семибоярщина»), признала власть поляков и вступило в войска королевича Владислава в Москву. Центром сопротивления врагу стала Рязанская земля, где собралось народное ополчение – войско, создаваемое в помощь армии на добровольных началах. Его целью было освобождение Москвы. В марте 1611 года в столице началось восстание. Лишь не многие дворяне из первого ополчения встали в ряды сражающихся. Среди них был и князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Характеристика (сообщение делает учащийся)

Д.М.Пожарский родился в 1578 году, был воеводой.

Осенью 1608 г., разбил отряд ту---------- проявил себя умелым военачальником. В 1609 г., разгромил отряд атамана, подходившего к Москве. Эта победа принесла Пожарскому славу. Правительство Шуйского выдало грамоту о перечислении заслуг Пожарского: «Против врагов стоял крепко и мужественно к царю Василию и Московскому государству многую службу и дородство показал, голод и военную осадную нужду терпел многое время, а не воровскую прелесть ни на какую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо, безо всякой шаткости.

В 1610 году Пожарскому было поручено охранять обоз с казной, которая была отправлена из Москвы для крымского хана. Миссия требовала верности присяге, мужества и хладнокровия. Воевода прекрасно справился с порученным делом.

Дворянин Ляпунов, руководитель первого ополчения, пытался вовлечь Пожарского в заговор против Шуйского. Последний оказался поддержать заговор. Он заявил, что: « будет на Московском царства Василий, ему и служить. Тем самым Пожарский подчеркивал, что служить не лицу, а государству в лице правителя.

В составе первого ополчения Пожарский сражался в Москве, он непрерывно руководил воинами. Но силы были не равными. Враги одолели. Сам Пожарский был тяжело ранен в голову и переправлен в Троице – Сергиев монастырь. Потом долго лечился в своем имении близ Нижнего – Новгорода. Пожарский много сделал для организации второго ополчения в Нижнем – Новгороде и Ярославле. Не малая его заслуга и в деле дипломатии: он приложил много сил, чтобы от шведов согласия не наступать, в то время, когда должно было двигаться к Москве. Д.М. Пожарский руководил освобождением Москвы которое завершилось 26 октября 1612 года.

За заслуги перед Отечеством в июле 1613 года ему был пожалован чин боярина, переданы земли в Суздальском уезде в -------- владение. Пожарский пережил Минина на 25 лет. Умер 1642 году. Похоронен в Спасо –Евфимиевском монастыре в г. Суздале.

Его отряд успешно вел бой в городе и теснил врага. Тогда польские солдаты подожгли город. Столица горела несколько дней. Тысячи москвичей лишились крова, потянулись из Москвы. По словам очевидца от множества черных фигур не было видно снега на полях. Сожжение Москвы больно отозвалось в сердцах русских людей. Ополчение не выполнило своей задачи, а вскоре из-за внутренних противоречий и вовсе распалось.

Второе ополчение.

К моменту начала создания нового ополчения положение России было плачевным – вся государственная система была практически полностью разрушена. Поляки взяли Смоленск. Польские казачьи и иные отряды наводняли страну. В такой ситуации почти на пустом месте стало создаваться новое ополчение.

В начале XVII в одним из крупнейших городов страны был Нижний Новгород. До горожан доходили вести о положении в Москве. После каждого нового боя в город привозили раненых. С призывом создать новое ополчение выступил тогда в Нижнем Новгороде посадский староста Кузьма Минин.

Кузьма Минин.

Жил в Нижнем Новгороде торговал в мясной лавке. В сентябре 1611 года он был избран земским старостой в городской управе. Осенью того же года выступил инициатором создания второго ополчения вел учет собранным и пожертвованным средствам для создания ратного войска. Он же предложил призвать в руководители ополчения князя Д.М.Пожарского. Минин участвовал в переходе ополчения из Нижнего Новгорода в Ярославль. В апреле-августе 1612 года приложил много усилий для организации ратных сил и увеличения ополчения в Ярославле. Участвовал в сражении за Москву.

Класс делится на 3 команды и каждая придумывает лозунги, с какими можно обратиться к народу, чтобы поднять их на борьбу с польской интервенцией - вторжение иностранных захватчиков.

Например: «Отечество в опасности!»

«За родную землю или победим, или погибнем!»

«Нет интервентам на русской земле!»

Итак, Минин предложил, чтобы Пожарского назначили командующим ополчением. Встречать его за пределы города вышло все население с хлебом – солью.

3. Осада и освобождение Москвы.

Главные силы второго ополчения выступали из Нижнего Новгорода в феврале 1612 года.

По карте – Через Кинешму и Кострому они прошли к Ярославлю. Рядом с русскими в ополчении были украинцы, белорусы, татары, мордва, башкиры, чуваши. Затем ополчение выступило к Москве и подошло к городу в августе 1612г. В это же время к Москве с запада поступило войско Гетмана Ходкевича – известного польского полководца.

Сражение за столицу началось 22 августа. Пожарский умело расположил войска, чтобы не допустить соединения Ходкевича с польским гарнизоном. Почти 7 часов продолжалось сражение у стен Кремля, в Белом городе и других районах столицы. Ополченцы отсекли большой обоз противника, пытавшейся прийти на помощь осажденные которые голодали. Смело и решительно действовали Пожарский и Минин. Ходкевич отступил от Москвы.

Положение польских гарнизонов в Кремле и Китай-городе стало безнадежным. В октябре 1612 года они были вынуждены капитулировать.

В чем же причина зарождения такого широкого общественного движения?

В России осознали, что утверждение Владислава на престоле будет обозначать не только смену династии, а коренной поворот в жизни всего государства и его подданных. В эти тревожные дни, когда Москва еще была занята поляками, присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы. Пресвятая Владычица взяла ополчение под свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции архиепископ Арсений. Ночью келия архиепископа вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об отечестве положен на милость; заутро Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божей матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 стало всероссийским. Прошло несколько столетий и депутаты Государственной думы приняли решение об учреждении Дня Народного единства. Народное единство и с 2006 года в России вновь вспоминают и гордятся великими патриотами земли русской.

  1. Земский собор. Воцарение Михаила Романова.

Самостоятельная работа.

Работа по учебнику $22.

- На каких условиях и зачем собирался Земский собор? (Земский собор был созван для избрания нового царя).

- Представители каких сословий вошли в его состав? (Всех сословий, кроме закрепощенных крестьян и холопов).

- Какие кандидатуры рассматривались на царство?

- Объясните, почему выбор пал именно на молодого Романова?

В 1613 году царем избрали Михаила Романова, это положило конец династическому и политическому кризису в России.

Согласно преданию, польский отряд намеревался захватить Михаила Романова под Костромой и убить, но поляки не знали где прячется молодой царь. Крестьянин Иван Сусанин вызвался проводить их к царю и завел отряд в дебри и болота. В ярости паны зарубили проводника, но сами не смогли найти дорогу назад и все погибли. Навечно в народной памяти остается подвиг Ивана Сусанина. Его героический подвиг был неоднократно повторен и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы.

Одной из ярких и героических страниц истории этого периода является осада Троице - Сергиева монастыря, что находился в 64 верстах от столицы.

Материал взят учащимися из «Истории Государства Российского» - Н.М.Карамзина.

«Троицкая лавра святого Сергия прельщая ляхов своим богатством, множеством золотых и серебряных сосудов, драгоценных каменьев, образов, крестов, была важна и в воинском смысле, способствуя удобному сообщению Москвы с севером и востоком России. Основанная в лесной пустыне, среди оврагов и гор, была ограждена (на пространстве шестисот сорока двух саженей) каменными стенами (вышиною в четыре, толщиною в три сажени с острогом и глубокими рвами). Сии иноки – из коих многие, взяли на себя не только значительные издержки и молитву, но и труды кровавые в бедствиях Отечества. Сия осада знаменита тем, что утешает потомство в страдании за предков, униженных развратом. В общем падении духа увидим, доблесть некоторых и в ней причину государственного спасения казня Россию, Всевышний не хотел ее гибели и для того еще оставил ей таких граждан. Тысячи людей привела лавра. Иноки говорили «Святой Сергий не отвергает злосчастных» - и всех принимали.

Дионисий – архимандрит Троице - Сергиева монастыря, руководил им во время осады, призревал больных и голодных, погребая умерших. В грамотах, которые он рассылал с гонцами по городам и призывал всех ратных людей для спасения отечества от поляков и побуждал богатых к пожертвованиям. В этой деятельности ему помогал Авраамий Палицын – келарь монастыря. Мужество и беспримерные подвиги защитников лавры удивляли и ужасали врагов. В день умирало до 50 человек, темнота, голод, холод, неприятель изнурен, но никто не сдается.

«Святой Сергий – говорит летописец, - охрабрил и невежд; безлат и шлемов, без знания и навыка ратного, они шли на воинов опытных доспешных и побеждали».

IV. По ходу урока создается галерея выдающихся личностей, героев, патриотов.

Пожарский

Минин Кузьма

Сусанин Иван

Донской

Авраам Палицын

- Как наша Родина чтит память этих героев?

Страна не забыла своих героев. В 1818году скульптор Мартос И.П. создал памятник Минину и Пожарскому который поныне украшает Красную площадь в Москве. На памятнике надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Домашнее задание:

$22. Составить хронологическую таблицу событий борьбы русского народа против интервентов».

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой

    Документ
    1. Дополнить список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, утвержденный приказом Минобрнауки России от 4 июля 2007 г. № 198 (приложение).
  2. Справочнометодическое пособие по истории киноискусства часть II

    Учебно-методическое пособие
    Начиная с конца 19-го века, в России происходило повсеместное главенствование иностранных (преимущественно французских) фирм. В 1907 году появляется первое кинематографическое ателье Александра Осиповича Дранкова, которым была произведена
  3. Задачи : Повысить качество образования и воспитания в школе. Совершенствовать культурно-образовательную среду как основной фактор развития личностного потенциала обучающегося

    Доклад
    - широкий информированности общественности и прежде всего родительской, в вопросах образовательной деятельности школы. Результатах и проблемах её развития.
  4. Посвящен 75-летию развития системы образования Ленинградской области (1)

    Реферат
    Выпуск № 1 настоящего сборника составлен на основе материалов, обобщенных районными (городскими) методическими кабинетами и кабинетами (кафедрами) ЛОИРО.
  5. Конспект учебного занятия по курсу «Краеведение», 6 класс Тема

    Конспект
    1) познакомить учащихся с историей освоения известных южноуральских месторождений золота; рассказать какими способами велась и ведется добыча благородного металла; дать представление о практическом применении золота.

Другие похожие документы..