Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
обеспечить изучение достижений мировой и отечественной философской мысли, исторического опыта человечества, обращенных к проблемам человека и смысла ж...полностью>>
'Программа'
Вопросы, выносимые на педсоветы, совещаниях при директоре, на планерках связанных с вопросами воспитания В МОУ гимназии№3г. Пролетарска в 2010-2011 у...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 15 декабря 2011 в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 212.178.01 при Государственном образовательном учреждении высшего про...полностью>>
'Тесты'
Т явл-ся одним из этапов ЖЦ ПИ, направленным на повышение каче-ственных харак-к. При создании ПИ около 40% общего времени и более 40% стоимости расхо...полностью>>

Лукинская Елена Юрьевна, учитель истории школы №14

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.Работа над новым материалом.

Сегодня Вам предстоит узнать об одном из величайших полководцев Руси – Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. Время, в которое жил Александр Невский было самое трудное для Руси.

В XIII веке врагом, ослабившим страну были татаро- монголы, они не были единственными врагами. На западе существовал еще один опасный и кровавый враг.

-Как представить Русь того времени? В каком облике?

Давайте представим Русь в облике пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его встревожен. Два всадника – с востока и с запада- устремились на него.

Один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком, другой – с тяжелым копьем одетый в рыцарские доспехи.

Труднейшие обстоятельства.

В них решалось – быть России или не быть.

Какой же враг наступал с запада?

Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу, и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе? – вот те вопросы, которые стоят перед вами на сегодняшнем уроке.

Запись темы урока в тетради.

Рассказ учителя о шведском вторжении, о немецких рыцарях- крестоносцах.

Работа над терминами. (Орден, крестоносцы, ополчение)

Сообщение об Александре Невском.

«Много поту утер он за русскую землю».

« Солнце земли русской» - так говорили современники об Александре Невском.

Александр рано научился читать и писать. Увлекался чтением русских летописей с описанием походов Александра Македонского.

В 16 лет Александр стал новгородским князем. Когда татаро –монголы напали на Русь, Александр стал спешно готовить город к защите от возможного нападения. Князь был умен, красноречив, предусмотрителен, он сумел уговорить скупых новгородских купцов развязать кошели для строительства укреплений.

Невская битва ( показ слайдов).

Рассказ учителя.

Воспользовавшись тем, что татаро –монголы ослабили Русь первыми шведы вторглись в новгородские владения. На 55 кораблях они вошли в Неву и высадились на берег в месте впадения в нее речки Ижоры. Их предводитель направил к новгородскому князю послов, велев сказать от имени шведского короля « Если можешь противиться мне, королю, то вот я уже здесь и пленю землю твою».

В Новгороде с 1236г. Правил сын Ярослава Всеволодовича Александр. В то время ему было 19 лет. Но, несмотря на молодость, Александр Ярославович был смелым и решительным военачальником. Во главе дружины и небольшого отряда новгородцев он немедленно выступил из города.

От старейшины Ижорской земли Пелгуя Александр знал о месторасположении шведского лагеря. Утром 15 июля 1240 г. Русские внезапно атаковали ничего не подозревавших шведов. Те попытались сопротивляться но вынуждены были отступить. С трудом пробившись к кораблям, шведы погрузили на них мертвых воинов и обратились в бегство. В память об этой победе Александр был прозван Невским.

Работа с историческим документом Из повести о « житии Александра Невского»

- О каких подвигах , совершенных русскими людьми рассказывает летописец.

Назвать имена героев.

Работа по учебнику стр. 113.

Битва на Чудском озере – «Ледовое побоище»( показ слайдов)

-В чем проявился полководческий талант Александра Невского?

Составление опорной схемы урока на доске и тетрадях.

Комментирование схемы учащимися.

Какой заголовок можно дать нашей схеме?

В чем состоит историческое значение победы русского оружия над немецкими и шведскими феодалами? Найдите ответ в учебнике.

Просмотр фрагментов художественного фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский».

При просмотре фильма прошу Вас обратить внимание на героические подвиги народного ополчения под руководством Александра Невского.

3. Закрепление и проверка изученного материала.

1. Когда произошла Невская битва?

а) 1238г.

б)1239г.

в)1240г.

2. На каком озере произошло Ледовое побоище?

а) Ладожское

б) Чудское

в) Псковское

3. В каком году произошло Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242г.

б) 6 апреля 1243г.

в) 7 апреля 1242г.

г) 5 апреля 1243г.

4. Как по выражению летописца рыцари построили свои войска?

а) Коровой

б) Свиньёй

в) Козой

5. Кто лишний?

а) Александр Невский

б) Ярослав Всеволодович

в) Юрий Долгорукий

6. Кто или что лишнее в этом ряду?

а) Крестоносцы

б) Католичество

в) Православие

г) Рыцари

4.Творческая игра.

Класс делится на две команды.

Подобрать эпитеты

Каждая команда придумывает определения героическим подвигам русского народа.

5.Итог урока.

Потомки чтут память полководца. Петр I приказал перенести прах Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро- Невской лавре. Для этой цели была выкована гробница из серебра, которая находится в настоящее время в Эрмитаже. К.Симонов написал поэму «Ледовое побоище». Во время войны был снят фильм «Александр Невский». П Корин создал триптих «Александр Невский». После воны на месте Невской битвы был поставлен обелиск.

Этот урок мы посвящаем славным сынам, защитникам Отечества.

-А кто хочет пойти служить в армию? Почему?

6.Домашнее задание.

Подготовить устное сообщение на темы «Невская битва» и « Ледовое побоище» и представить себя в роли участников этих событий.

Тема: Москва-центр борьбы с ордынским владычеством.

Куликовская битва. (6 класс).

Цели:

1. Определить факторы способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель. Выяснить в чем проявилась роль политических деятелей Московского княжества, в борьбе за объединение страны и против завоевателей. Показать, что Куликовская битва была величайшим событием нашей страны. Отметить героизм, мужество патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой.

2. Развивать память, внимание, мышление.

3. воспитывать чувство гордости за свою страну, где жили славные сыны отечества, такие как Дмитрий Донской, Сергий Радонежский.

Понятие: маневр

Оборудование: схема Куликовской битвы, портреты Дмитрия Донского, Сергия Радонежского.

План урока:

  1. Домашнее задание

  2. Борьба Москвы за политическое первенство.

  3. Куликовская битва.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа

- Назовите предпосылки образования единого Российского государства.

- Что изменилось в положении класса феодалов, зависимых крестьян в период складывания предпосылок объединения страны?

  1. Учитель характеризует борьбу московских и тверских князей за лидерство в Русских землях.

Укрепление политического и военного влияния

Московского княжества.

Тверской князь Михаил Александрович (1368-1399) получил ярлык на великое княжество

Московским князьям после смерти Ивана Калиты стал его сын Симеон Гордый (1340-1353) затем брат Семеона- Иван (1353-1359).

Московский князь Дмитрий

Иванович (1359-1389)

Походы союзника Твери литовского князя Ольгерда на Москву в

1368, 1370, 1372 г.г.

Объединенное войско нескольких княжеств под командованием Дмитрия Ивановича разбило тверское войско

Михаил Александрович признал Владимирский стол «отчиной» Московских князей

Дмитрий Иванович – великий князь Московский и Владимирский


В начале 1377г. объединенное войско Москвы и Нижнего Новгорода захватило г.Булгар вынудило местного хана платить дань Руси

Летом 1377г. ордынцы совершили поход на Нижний Новгород

Поход московского князя на мурзу Бегича. Битва на реке Воже в 1378г., русские полки под командованием князя Дмитрия Ивановича разбили ордынцев

Поход Мамая на Русь в 1380году

- Какое значение для борьбы русских земель имел тот факт, что Михаил Тверской признал себя «младшим братом» московского князя?

- Когда произошел переворот в политике московских князей по отношению к Орде?

Работа с текстом учебника (стр. 148-149)

- Как вы думаете, только ли от личности московского князя Дмитрия зависел поворот в политике по отношению к Орде?

- какие факторы способствовали подъему русских княжеств на борьбу с ордынцами?

В 1378 году на реке Вожже в Рязанском княжестве московское войско разбило большой ордынский отряд, а в 1380 году темник (военачальник) Мамай захватил власть в Орде и заключил с великим князем литовским Ягайло союз против Дмитрия. Помощь Мамаю обещали рязанский князь Олег, заинтересованный в военном разгроме Москвы и разделе собранных ею земель.

  1. Куликовская битва.

На доске эпиграф:

«Ныне же пойдем за Дон и там или победим и все от гибели сохраним, или сложим свои головы…»

Дм. Донской «Сказание о Мамаевом побоище»

«И вечный бой! Покой нам только снится…»

А.А.Блок «На поле Куликовом»

В этой величайшей битве отечество проявило такие нравственные понятия русского воина, как – патриотизм, храбрость, мужество.

Василий Иванович Сухомлинский – педагог, писал: «Человечество уже в седой давности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная – верность своим убеждениям, уверенность человека в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие».

Так в чем же проявилась сила духа русских воинов на Куликовом поле – это нам и предстоит сегодня узнать.

Характеристика князя Дмитрия Ивановича.

Сообщение делает ученик. Портрет Дмитрия Донского.

Вот как описывают его современники.

« крепок и мужествен, и телом велик, и широк и плечист, и чреват вельми брадою же и власы черн, взором же дивен зело».

В житии прославляется строгая жизнь князя, его высокие нравственные качества.

Родился Дмитрий Иванович в 1350 году.

Дед (Иван Калита), дядя (Симеон Гордый) и отец (Иван II Красный) – накопили силы и средства для открытой и решительной борьбы.

Заслуга Дмитрия состояла в том, что он сумел воспользоваться этими средствами, развернуть приготовленные силы и дать им вовремя надлежащее употребление. Он не только возродил лучшие традиции военного искусства, но и обогатил его новыми принципами стратегии и тактики, в невероятно сложных условиях сумел вооружить и обучить воиско. Несомненно, что огромную роль в укреплении центральной власти сыграла православная церковь.

Троицкий игумен Сергий Радонежский тогда уже завоевавший огромный авторитет в церкви и в народе стоял за князей Калитиного рода. Церковь, опасаясь распространения ислама, начала собирать все силы не отпор орде. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троице-Сергиев монастырь, он получил благославление на борьбу с захватчиками у Сергия Радонежского Сергий отправил с князем монахов – богатырей. Пересвета и Ослябю, чтобы показать, что дело освобождения Родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь и давших клятву не брать в руки оружия.

Ход Куликовской битвы рассматривается и комментируется по ходу демонстрации мультфильма « Лебеди Непрядвы»

  1. расположение русских войск (схема)

  2. начало битвы 8 сентября 1380 года.

  3. засадный полк

Особо следует отметить поступок князя Дмитрия непосредственно перед началом битвы (в то время ему было 30 лет). Он должен был вступать в битву во главе отборного конного воинства, в окружении своих витязей. Однако после осмотра войск, в большом полку у главного знамени Дмитрий отдал коня знаки власти своему любимцу воеводе Михаилу Андреевичу Бренко сам же встал в ряды ополченцев – «Небывальцев» которых нужно было воодушевить перед лицом грозной конницы врага. Когда его начали уговаривать руководить войском и не подвергать свою жизнь опасности, он ответил: « Кто больше меня среди русских сынов был почтен к беспристрастию, дары принимал от господа? А ныне злое пришло на меня, неужели не могу вытерпеть! Не могу видеть вас побежденных, не могу этого терпеть хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертью умереть, за святую веру христианскую! Если же умру то с вами, если же спасусь то с вами».

Битва продолжалась около 4 часов.

«И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное и русская рать в светлых доспехах, как великая река, лилась, как море, зыбилось, и солнце светило, сияло над нами, испуская на них свои лучи, и они издали были видны, как светильники».

(из «Повести о Куликовской битве»)

Победа досталась великой ценой:

«И в ту пору по Рязанской земле около Дона ни пахари, ни пастух в поле ни кличут, лишь вороны не переставая каркают над трупами человеческими, страшно и жалостливо было это слышать тогда, и трава кровью залита была, а деревья от печали к земле клонились. Запели птицы жалостливые песни –

запричитали все княгини и боярыни, и все воеводские жены по убитым».

(«Воинские повести Древней Руси»).

Восемь дней стояли войны за Доном на поле битвы «на костях» как говорили в старину хоронили павших героев, помогали раненым.

Закрепление.

Дополните:

1.Почему для победы над врагом необходима уверенность в своей правоте?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. В чем проявилась верность воинов своей Родине?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Что заставило воинов быть непоколебимыми и бесстрашными перед трудностями?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Вы читали книги, смотрели фильму по истории нашего героического прошлого. Можно ли утверждать, что наш народ сохранил духовную силу, унаследованную от наших предков?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  • Какое значение в истории нашей страны имеет Куликовская битва?

  • Каково ее международное значение?

  • Какова роль Москвы в организации борьбы против Золотой Орды?

  • В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?

Тест – проверка (смотри приложение).

Итог:

Хотя победа на поле Куликовом еще не привела к полному избавлению Руси от ордынского владычества, она имела большое значение. Впервые русским войскам удалось одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды. Эта победа восстановила в народе веру в свои силы. Она доказала также всем русским людям, что единственным способом избавления от ненавистного владычества, является объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством.

Битва ускорила распад Золотой Орды. Важным следствием этой победы, было дальнейшее усиление Москвы и ее ведущей роли в образовании единого Российского государства. Таким образом княжество при Дмитрии Донском еще более укрепило свои позиции в Северо – Восточной Руси. А победа на Куликовом поле превратила Москву в центр освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества.

Домашнее задание: $ 18 набег Тохтамыша

анализ документа стр. 155-156,

нанести на контурную карту место Куликовской битвы.

ТЕСТ. приложение

1.Около какой реки была Куликовская битва?

а) Дон

б) Днепр

в) Волга

2. Когда была Куликовская битва?

а)1380

б)1381

в)1382

3.Кто лишний?

а) Батый

б)Мамай

в)Челубей

4. Кто благословил на битву Дмитрия Ивановича?

а) Митрополит Петр
б) Пересвет
в) Сергий Радонежский

5. Что такое маневр?

а) Передвижение войск
б) Сбор войск
в) Оборона войск

6. Кем приходится Дмитрий Донской Ивану Калите?

а) Отцом
б) Сыном
в) Внуком

7. С кем сражался Дмитрий Донской?

а) с Мамаем
б) с Чингисханом
в) с Батыем

8. Кто лишний?
а) Ягайло
б) Князь Олег
в) Борон Дмитрий Волынский

9. Как после Куликовской битвы прозвали серпуховского князя Владимира?

а) смелым
б) удалым
в) храбрым

10. Когда Тохтамыш взял Москву?

а) 1379

б) 1384

в) 1382

Тема: Второе ополчение освобождение Москвы. (7 класс)

«Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной.

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной».

Н.Кончаловская.

Цели:

  1. Рассказать о подъеме национального самосознания русского народа и патриотического движения. Дать представление об этапах освобождения страны от захватчиков.

  2. Продолжить работу над формированием умения работы с картой и историческими документами.

  3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма на примере выдающихся личностей, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Ивана Сусанина.

Понятия: ополчение, интервенция.

Оборудование: карта «Россия в XVII веке»

План урока:

  1. Проверка домашнего задания».

  2. Второе ополчение.

  3. Осада и освобождение Москвы.

  4. Земский собор 1613 год. Воцарение Михаила Романова.

1.Проверка домашнего задания.

- Что такое «семибоярщина»?

- Причина зарождения первого ополчения?

Хронологическая разминка к домашнему заданию.

1.1611 2.Борис Годунов избран царем

2.1598 5. Восстание под предводительством Болотникова

3.1601 1. Первое ополчение

4.1605 6. Поляки подошли к Смоленску

5.1606 7. Учреждение патриаршества.

6.1609 8. Конец правления Василия Шуйского.

7.1589 10. Лжедмитрий II

8.1610 9.Убийство царевича Дмитрия

9.1591 4. Вступление Лжедмитрия I в Москву

10.1608 3. Голод

Соотнести даты и события.

Задание на доске, вызываются 2 человека, им даются номерки 1,2,3 и т.д. и они должны их установить у события. Игра проводится на время (3 минуты).

2. Работа над новой темой.

Правительство семи бояр («семибоярщина»), признала власть поляков и вступило в войска королевича Владислава в Москву. Центром сопротивления врагу стала Рязанская земля, где собралось народное ополчение – войско, создаваемое в помощь армии на добровольных началах. Его целью было освобождение Москвы. В марте 1611 года в столице началось восстание. Лишь не многие дворяне из первого ополчения встали в ряды сражающихся. Среди них был и князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Характеристика (сообщение делает учащийся)

Д.М.Пожарский родился в 1578 году, был воеводой.

Осенью 1608 г., разбил отряд ту---------- проявил себя умелым военачальником. В 1609 г., разгромил отряд атамана, подходившего к Москве. Эта победа принесла Пожарскому славу. Правительство Шуйского выдало грамоту о перечислении заслуг Пожарского: «Против врагов стоял крепко и мужественно к царю Василию и Московскому государству многую службу и дородство показал, голод и военную осадную нужду терпел многое время, а не воровскую прелесть ни на какую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо, безо всякой шаткости.

В 1610 году Пожарскому было поручено охранять обоз с казной, которая была отправлена из Москвы для крымского хана. Миссия требовала верности присяге, мужества и хладнокровия. Воевода прекрасно справился с порученным делом.

Дворянин Ляпунов, руководитель первого ополчения, пытался вовлечь Пожарского в заговор против Шуйского. Последний оказался поддержать заговор. Он заявил, что: « будет на Московском царства Василий, ему и служить. Тем самым Пожарский подчеркивал, что служить не лицу, а государству в лице правителя.

В составе первого ополчения Пожарский сражался в Москве, он непрерывно руководил воинами. Но силы были не равными. Враги одолели. Сам Пожарский был тяжело ранен в голову и переправлен в Троице – Сергиев монастырь. Потом долго лечился в своем имении близ Нижнего – Новгорода. Пожарский много сделал для организации второго ополчения в Нижнем – Новгороде и Ярославле. Не малая его заслуга и в деле дипломатии: он приложил много сил, чтобы от шведов согласия не наступать, в то время, когда должно было двигаться к Москве. Д.М. Пожарский руководил освобождением Москвы которое завершилось 26 октября 1612 года.

За заслуги перед Отечеством в июле 1613 года ему был пожалован чин боярина, переданы земли в Суздальском уезде в -------- владение. Пожарский пережил Минина на 25 лет. Умер 1642 году. Похоронен в Спасо –Евфимиевском монастыре в г. Суздале.

Его отряд успешно вел бой в городе и теснил врага. Тогда польские солдаты подожгли город. Столица горела несколько дней. Тысячи москвичей лишились крова, потянулись из Москвы. По словам очевидца от множества черных фигур не было видно снега на полях. Сожжение Москвы больно отозвалось в сердцах русских людей. Ополчение не выполнило своей задачи, а вскоре из-за внутренних противоречий и вовсе распалось.

Второе ополчение.

К моменту начала создания нового ополчения положение России было плачевным – вся государственная система была практически полностью разрушена. Поляки взяли Смоленск. Польские казачьи и иные отряды наводняли страну. В такой ситуации почти на пустом месте стало создаваться новое ополчение.

В начале XVII в одним из крупнейших городов страны был Нижний Новгород. До горожан доходили вести о положении в Москве. После каждого нового боя в город привозили раненых. С призывом создать новое ополчение выступил тогда в Нижнем Новгороде посадский староста Кузьма Минин.

Кузьма Минин.

Жил в Нижнем Новгороде торговал в мясной лавке. В сентябре 1611 года он был избран земским старостой в городской управе. Осенью того же года выступил инициатором создания второго ополчения вел учет собранным и пожертвованным средствам для создания ратного войска. Он же предложил призвать в руководители ополчения князя Д.М.Пожарского. Минин участвовал в переходе ополчения из Нижнего Новгорода в Ярославль. В апреле-августе 1612 года приложил много усилий для организации ратных сил и увеличения ополчения в Ярославле. Участвовал в сражении за Москву.

Класс делится на 3 команды и каждая придумывает лозунги, с какими можно обратиться к народу, чтобы поднять их на борьбу с польской интервенцией - вторжение иностранных захватчиков.

Например: «Отечество в опасности!»

«За родную землю или победим, или погибнем!»

«Нет интервентам на русской земле!»

Итак, Минин предложил, чтобы Пожарского назначили командующим ополчением. Встречать его за пределы города вышло все население с хлебом – солью.

3. Осада и освобождение Москвы.

Главные силы второго ополчения выступали из Нижнего Новгорода в феврале 1612 года.

По карте – Через Кинешму и Кострому они прошли к Ярославлю. Рядом с русскими в ополчении были украинцы, белорусы, татары, мордва, башкиры, чуваши. Затем ополчение выступило к Москве и подошло к городу в августе 1612г. В это же время к Москве с запада поступило войско Гетмана Ходкевича – известного польского полководца.

Сражение за столицу началось 22 августа. Пожарский умело расположил войска, чтобы не допустить соединения Ходкевича с польским гарнизоном. Почти 7 часов продолжалось сражение у стен Кремля, в Белом городе и других районах столицы. Ополченцы отсекли большой обоз противника, пытавшейся прийти на помощь осажденные которые голодали. Смело и решительно действовали Пожарский и Минин. Ходкевич отступил от Москвы.

Положение польских гарнизонов в Кремле и Китай-городе стало безнадежным. В октябре 1612 года они были вынуждены капитулировать.

В чем же причина зарождения такого широкого общественного движения?

В России осознали, что утверждение Владислава на престоле будет обозначать не только смену династии, а коренной поворот в жизни всего государства и его подданных. В эти тревожные дни, когда Москва еще была занята поляками, присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы. Пресвятая Владычица взяла ополчение под свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции архиепископ Арсений. Ночью келия архиепископа вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об отечестве положен на милость; заутро Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божей матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 стало всероссийским. Прошло несколько столетий и депутаты Государственной думы приняли решение об учреждении Дня Народного единства. Народное единство и с 2006 года в России вновь вспоминают и гордятся великими патриотами земли русской.

  1. Земский собор. Воцарение Михаила Романова.

Самостоятельная работа.

Работа по учебнику $22.

- На каких условиях и зачем собирался Земский собор? (Земский собор был созван для избрания нового царя).

- Представители каких сословий вошли в его состав? (Всех сословий, кроме закрепощенных крестьян и холопов).

- Какие кандидатуры рассматривались на царство?

- Объясните, почему выбор пал именно на молодого Романова?

В 1613 году царем избрали Михаила Романова, это положило конец династическому и политическому кризису в России.

Согласно преданию, польский отряд намеревался захватить Михаила Романова под Костромой и убить, но поляки не знали где прячется молодой царь. Крестьянин Иван Сусанин вызвался проводить их к царю и завел отряд в дебри и болота. В ярости паны зарубили проводника, но сами не смогли найти дорогу назад и все погибли. Навечно в народной памяти остается подвиг Ивана Сусанина. Его героический подвиг был неоднократно повторен и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы.

Одной из ярких и героических страниц истории этого периода является осада Троице - Сергиева монастыря, что находился в 64 верстах от столицы.

Материал взят учащимися из «Истории Государства Российского» - Н.М.Карамзина.

«Троицкая лавра святого Сергия прельщая ляхов своим богатством, множеством золотых и серебряных сосудов, драгоценных каменьев, образов, крестов, была важна и в воинском смысле, способствуя удобному сообщению Москвы с севером и востоком России. Основанная в лесной пустыне, среди оврагов и гор, была ограждена (на пространстве шестисот сорока двух саженей) каменными стенами (вышиною в четыре, толщиною в три сажени с острогом и глубокими рвами). Сии иноки – из коих многие, взяли на себя не только значительные издержки и молитву, но и труды кровавые в бедствиях Отечества. Сия осада знаменита тем, что утешает потомство в страдании за предков, униженных развратом. В общем падении духа увидим, доблесть некоторых и в ней причину государственного спасения казня Россию, Всевышний не хотел ее гибели и для того еще оставил ей таких граждан. Тысячи людей привела лавра. Иноки говорили «Святой Сергий не отвергает злосчастных» - и всех принимали.

Дионисий – архимандрит Троице - Сергиева монастыря, руководил им во время осады, призревал больных и голодных, погребая умерших. В грамотах, которые он рассылал с гонцами по городам и призывал всех ратных людей для спасения отечества от поляков и побуждал богатых к пожертвованиям. В этой деятельности ему помогал Авраамий Палицын – келарь монастыря. Мужество и беспримерные подвиги защитников лавры удивляли и ужасали врагов. В день умирало до 50 человек, темнота, голод, холод, неприятель изнурен, но никто не сдается.

«Святой Сергий – говорит летописец, - охрабрил и невежд; безлат и шлемов, без знания и навыка ратного, они шли на воинов опытных доспешных и побеждали».

IV. По ходу урока создается галерея выдающихся личностей, героев, патриотов.

Пожарский

Минин Кузьма

Сусанин Иван

Донской

Авраам Палицын

- Как наша Родина чтит память этих героев?

Страна не забыла своих героев. В 1818году скульптор Мартос И.П. создал памятник Минину и Пожарскому который поныне украшает Красную площадь в Москве. На памятнике надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Домашнее задание:

$22. Составить хронологическую таблицу событий борьбы русского народа против интервентов».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой

    Документ
    1. Дополнить список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, утвержденный приказом Минобрнауки России от 4 июля 2007 г. № 198 (приложение).
  2. Справочнометодическое пособие по истории киноискусства часть II

    Учебно-методическое пособие
    Начиная с конца 19-го века, в России происходило повсеместное главенствование иностранных (преимущественно французских) фирм. В 1907 году появляется первое кинематографическое ателье Александра Осиповича Дранкова, которым была произведена
  3. Задачи : Повысить качество образования и воспитания в школе. Совершенствовать культурно-образовательную среду как основной фактор развития личностного потенциала обучающегося

    Доклад
    - широкий информированности общественности и прежде всего родительской, в вопросах образовательной деятельности школы. Результатах и проблемах её развития.
  4. Посвящен 75-летию развития системы образования Ленинградской области (1)

    Реферат
    Выпуск № 1 настоящего сборника составлен на основе материалов, обобщенных районными (городскими) методическими кабинетами и кабинетами (кафедрами) ЛОИРО.
  5. Конспект учебного занятия по курсу «Краеведение», 6 класс Тема

    Конспект
    1) познакомить учащихся с историей освоения известных южноуральских месторождений золота; рассказать какими способами велась и ведется добыча благородного металла; дать представление о практическом применении золота.

Другие похожие документы..