Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
40 и 100 две цифры, которые в нынешнем году врезываются как бы огненными знаками в панораму истории борьбы за освобождение Родной Страны от того стра...полностью>>
'Руководство'
И.М. Сеченова. (Руководитель разработки: Н.Ф. Измеров. Ответственные исполнители: Н.Н. Молодкина, А....полностью>>
'Документ'
The basic results of researches of an opportunity of increase of fatigue strength of tooths of transmissions timing belts are resulted consisting in ...полностью>>
'Документ'
У каждого из нас есть истинное имя, но - непросто вспомнить его. Мы - плоть от плоти наших предков, мы так же, как и они, ви­дим и ощущаем этот мир. ...полностью>>

Литературная игра по повести «Капитанская дочка»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Литературная игра по повести «Капитанская дочка»

( 8 класс)

Цели: углубить понимание идейно – художественного богатства произведения, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

Предварительная подготовка: Класс делится на три команды. Возможные названия: «Бердская слобода», «Белогородская крепость», «Царское село».

Эпиграф:

«В «Капитанской дочке» все не только самая правда, но ещё как бы лучше её». (Н.В.Гоголь)

Ход урока.

1. Слово учителя. Итак, мы прочли последнее большое произведение А.С.Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал А.С.Пушкин.

И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.

- Кому книга показалась сложной? Простой? И всё ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд?

Наша – задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

2. Блицопрос.

- Давайте вспомним страницы романа.

1) Имя отца Гринёва?

2) Служил при графе…

3) Сколько было крепостных у отца Гринёва и в какой губернии была его деревня?

4) Сыну был пожалован в дядьки…

5) Выучился Петруша грамоте…

6) … и мог очень здраво судить о…

7) Был нанят француз …

8) …который в отечестве своём был…

9) … в Пруссии…

10) …а потом приехал в Россию, чтобы…

11) Батюшка вошёл на урок…

12) В это время Г ринёв …

13) А Бопре …

14) Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?... »

15) Шаматон – это …

16) Капитан Миронов и его жена были люди самые…

17) Иван Кузьмич вышел в офицеры из…

18) Он был необразованный и простой, но самый…

19) В Марье Ивановне «я нашёл…»

20) Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей …»

21) Что ответил Швабрин на вопрос Гринёва: «А почему ты об ней такого мнения?»

22) Как ответил Гринёв?

23) Позднее он скажет: «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел я в его гнусных словах…»

24) «Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце …года».

25) С некоторого времени яицкие казаки « были для правительства…»

26) Последовало усмирение бунта…

27) Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из –под караула донской казак…»

28) …учинил непростительную дерзость.

29) Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите?...Умирать так умирать:…»

30) Кто «сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»?

31) «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо».

32) « Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами…нос без ноздрей».

33) «Схвачен был башкирец с …»

34) «Я взглянул на него и содрогнулся…Ему казалось лет семьдесят. У него не было…»

35) «Но узенькие глаза его ешё…»

36) «Юлай взял плеть и замахнулся, - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и , кивая головою, открыл рот, …»

3. Задание для аргументированного ответа.

Можно ли назвать «Капитанскую дочку»…

Первой команде: …бытовым романом?

Второй команде:…нравоучительным романом?

Третьей команде:…историческим романом?

Вывод: О жанре произведения можно спорить; но мы видим в нём и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем.

4. Отгадайте, кто этот человек?

- «Трусиха…До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется».

- Загадочным ли вам кажется её характер?

- Кто первым найдёт, как Маша отвечает на слова Гринёва:

« Я готов на всё, кинемся в ноги к твоим родителям, они нас благославят, мы обвенчаемся»?

- Кто точнее назовёт черту характера Маши , которая проявилась в этой ситуации?

- Но вот она в заточении у швабрина. Что отвечает она освободившему её Пугачёву на слова: « Скажи, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? В чём ты перед ним провинилась?»

- Какие черты характера здесь проявляются?

- Чем характер Маши интересен Пушкину?

- Екатерина , Пётр и Маша Миронова. Государственные лица и человек. Что важнее для Пушкина?

5. Итак, человек, даже самый скромный, иногда загадка

И Пушкин даёт подсказку – эпиграф. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», десять, то есть большая часть, заимствованы из народного творчества.

Задание. Разгадайте эпиграф.

Первой команде – к 7 главе «Приступ»:

Голова моя, головушка,

Голова послуживая!...

Второй команде: к 12 главе «Сирота»:

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек…

Третьей команде: к 14 главе «Суд»:

Мирская молва-

Морская волна

Пословица

6. Личности, казалось бы, совершенно разного масштаба равно интересны Пушкину

Задание. Решите проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина или Пугачёв?

а) Инсценирование эпизода «Освобождение Гринёвым и Пугачёвым Маши Мироновой»: «Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате….Дай вам Бог любовь и совет!»

б) Инсценирование эпизода « Встреча Маши Мироновой с Екатериной »: «Вдруг белая собачка английской породы залаяля… Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».

- Какая мысль романа кажется вам самой важной и почему? Дайте аргументированный ответ.

7. Подведение итогов .

Итак, ребята, роман А.С.Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачёва; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.

Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, которые Пушкин учит нас видеть и понимать.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок литературы в 8 классе Тема: Литературная игра по повести «Капитанская дочка»

    Урок
    Итак, мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея - последняя, на которой присутствовал Пушкин.
  2. Приказ от сентября 20 г. № Рабочая программа по литературе 8 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.
  3. Тематическое планирование по литературе 5 класс (2)

    Урок
    09.11 8 1 Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока - киевлянина и хитрость воеводы Претича» 8.09.11 9 1 «Подвиг отрока — киевлянина и хитрость воеводы Претича» 03.
  4. Учителя Жильцовой Надежды Александровны к учебник

    Учебник
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.
  5. Литературная игра "Умники и умницы"по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

    Документ
    Вступительное слово учителя. Перу А.С. Пушкина принадлежит много произведений, в которых он обращается к «делам давно минувших лет, преданьям старины глубокой».

Другие похожие документы..