Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анкета'
имя, отчество Контактные телефоны, факс Адрес электронной почты, web-сайт Почтовый адрес (если хотите получать от нас дополнительную информацию) Если...полностью>>
'Доклад'
Учебный год в школе начинается 1 сентября, продолжительность учебного года в первых классах составляет 33 недели. Продолжительность учебного года на ...полностью>>
'Рабочая программа курса'
Данная рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом и типовой программой по иностранным языкам для ВУЗов н...полностью>>
'Документ'
Бывает, что гончар, заканчивая свою работу не вследствие угасания дня, а из-за недоброкачественности и недостатка материала, держит в руке кусок стек...полностью>>

11 класс. I тур (максимальная общая оценка 50 баллов)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

11 класс. I тур (максимальная общая оценка 50 баллов)

1. Развитие советской военной техники было тесным образом связано с фундаментальными теоретическими исследованиями. Соотнесите ученого и область науки, в которой он достиг наибольших результатов (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально 5 баллов)

А) физика полупроводников, 1. А.Ф. Иоффе

Б) авиастроение 2. Н.Д. Зелинский

В) химия, создание взрывчатых веществ 3. М.В. Келдыш

Г) кораблестроение 4. И.В. Курчатов

Д) ядерная физика 5. А.Н. Крылов

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что объединяет ряд и кто лишний (что лишнее) в этом списке? (По одному баллу за правильный ответ)

а) Маршал Г.К. Жуков, генерал Р.Я. Малиновский, маршал авиации А. Теддер, генерал К. Спаатс, генерал Ж.-М. де Латтр де Тассиньи, фельдмаршал Кейтель, адмирал Р. Фридебург, генерал-полковник Г. Штумпф.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) «Секретарь райкома», «Жди меня», «Застава Ильича», «Два бойца», «Кутузов»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. 30 января 1945 г. подводная лодка С-13 атаковала и отправила на дно лайнер, на котором находилось от 6600 до 10 000 человек. Немецким ВМС был нанесён серьезный урон, так как с кораблем погибли более 1000 подводников, а также женский батальон ВМФ, войсковое соединение 88-го зенитного полка, хорватские добровольцы. Впоследствии потопление было названо «атакой века». Назовите имя командира подводной лодки и название потопленного транспортного корабля (максимально 2 балла)

____________________________________________________________________________

4. Япония предполагала вступить в войну против Советского Союза 28 августа 1941 г. Была проведена мобилизация. Летом 1941 г. в Маньчжурию дополнительно было переброшено более 300 тыс. солдат и офицеров. Однако в дальнейшем планы Японии изменились. Какие события на советском фронте повлияли на это? (1 балл)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выступая после подписания советско-германских соглашений, Молотов утверждал, что в связи с изменением международной обстановки «такие понятия, как «агрессия», «агрессор», приобрели новое конкретное содержание», а именно: «Германия находится в положении государства, стремящегося к скорейшему окончанию войны и к миру, а Англия и Франция, вчера еще ратовавшие против агрессии, стоят за продолжение войны и против заключения мира». В свою очередь и Сталин, отвечая редактору газеты «Правда» по поводу «лживого сообщения агентства «Гавас», подчеркивал: «Не Германия напала на Францию и Англию, а Франция и Англия напали на Германию, взяв на себя ответственность за нынешнюю войну».

О чем свидетельствуют эти заявления, и какие последствия они имели? (До 3 баллов)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Укажите хронологическую последовательность представленных плакатов (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально 6 баллов)

А Б В Г Д Е

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Проанализируйте статистические данные представленных таблиц (максимально 5 баллов)

Состав сил в важнейших наступательных операциях

на советско-германском фронте

Операция

Личный состав

(тыс. чел.)

Орудия и минометы

(тыс. шт.)

Танки и САУ

(тыс. шт.)

Боевые самолеты

(тыс. шт.)

СССР

Фаш.

блок

СССР

Фаш.

блок

СССР

Фаш.

блок

СССР

Фаш.

блок

Контрнаступление под Москвой (1941 – 1942)

Контрнаступление под Сталинградом (1942 – 1943)

Контрнаступление под Курском (1943)

1100

1106

2266

1708

1011

900

7,65

15,5

33,0

13,5

10,29

10,0

0,77

1,46

4,8

1,17

0,67

1,8

1,0

1,35

4,3

0,61

1,21

2,1

Состав сил в наиболее крупных операциях

В Северной Африке и Италии

Операция

Личный состав

(тыс. чел.)

Орудия и минометы

(тыс. шт.)

Танки

(тыс. шт.)

Боевые самолеты

(тыс. шт.)

англо-

амер.

войска

фаш.

войска

англо-

амер.

войска

фаш.

войска

англо-

амер.

войска

фаш.

войска

англо-

амер.

войска

фаш.

войска

Сражение под Эль-Аламейном (1942)

Сицилийская операция (1943)

230

478

80

255

2,31

1,8

1,22

1,44

0,6

0,54

Около

0,2

1,50

Свыше

4,0

0,35

Около

0,6

8. Из каких документов взяты приводимые ниже отрывки? (6 баллов максимально, по одному за каждый правильный ответ).

а) «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!

К вам обращаюсь я, друзья мои!

<…> История показывает, что непобедимых армий нет и не бывало. Армию Наполеона считали непобедимой, но она была разбита попеременно русскими, английскими, немецкими войсками. Немецкую армию Вильгельма в период первой империалистической войны тоже считали непобедимой армией, но она несколько раз терпела поражения от русских и англо-французских войск и, наконец, была разбита англо-французскими войсками. То же самое нужно сказать о нынешней немецко-фашистской армии Гитлера. Эта армия не встречала еще серьезного сопротивления на континенте Европы. Только на нашей территории встретила она серьезное сопротивление. И если в результате этою сопротивления лучшие дивизии немецко-фашистской армии оказались разбитыми нашей Красной Армией, то это значит, что гитлеровская фашистская армия также может быть разбита и будет разбита, как были разбиты армии Наполеона и Вильгельма. <…>».

_______________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

б) «<…> Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.

<…>

Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог.<…>».

_______________________________________________________________________

в) «<…> I) Полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. <…>

II) Убедить немецкий народ, что он понес тотальное военное поражение и что он не может избежать ответственности за то, что он навлек на себя, поскольку его собственное безжалостное ведение войны и фанатическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными.

III) Уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду.

IV) Подготовиться к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе и к эвентуальному мирному сотрудничеству Германии в международной жизни. <…>».

_______________________________________________________________________

г) «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 год. Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра 1942 г.»

_______________________________________________________________________

д) «<…> 1) Германия не предъявляла СССР никаких претензий и не предлагает какого-либо нового, более тесного соглашения, ввиду чего и переговоры на этот предмет не могли иметь места; 2) по данным СССР, Германия так же неуклонно соблюдает условия советско-германского пакта о ненападении, как и Советский Союз, ввиду чего, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы, а происходящая в последнее время переброска германских войск, освободившихся от операций на Балканах, в восточные и северо-восточные районы Германии связана, надо полагать, с другими мотивами, не имеющими касательства к советско-германским отношениям; 3) СССР, как это вытекает из его мирной политики, соблюдал и намерен соблюдать условия советско-германского пакта о ненападении, ввиду чего слухи о том, что СССР готовится к войне с Германией, являются лживыми и провокационными; 4) проводимые сейчас летние сборы запасных Красной Армии и предстоящие маневры имеют своей целью не что иное, как обучение запасных и проверку работы железнодорожного аппарата, осуществляемые, как известно, каждый год, ввиду чего изображать эти мероприятия Красной Армии как враждебные Германии по меньшей мере нелепо. <…>».

_______________________________________________________________________

е) «<…> 1) В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению к Виленской области признаются обеими сторонами. 2) В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, границы сфер интересов Германии и СССР будут приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана. Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития. Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружеского обоюдного согласия. 3) Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С Германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях. <…>»

_______________________________________________________________________

9. Прочтите текст и укажите ошибки (максимум 8 баллов).

«К лету 1943 года германское командование, пользуясь отсутствием второго фронта, сосредоточило на Восточном фронте еще большее число дивизий, чем в предыдущем году, - 196. Расчет делался на то, что новые танки «Тигр» и «Пантера», не уступающие советским Т-38 и ИС, позволят прорвать советский фронт советских войск в районе Брянска и Полтавы и вновь нанести удар на Москву.

Однако германскому командованию не удалось обеспечить свое превосходство в силах и средствах и использовать фактор внезапности. Советскому командованию стали известны планы готовящегося наступления. Ставка приняла решение – срочно начать решительное наступление.

Немецкое наступление началось в три часа ночи 5 июля 1943 г. За неделю военных действий войска противника понесли огромные потери и не смогли прорвать позиции Красной Армии.

В эти дни у деревни Пороховка произошло самое крупное и упорное танковое сражение Второй мировой войны. Навстречу танковым дивизиям СС «Рейх» и «Адольф Гитлер», введенными в бой по личному приказу фюрера, советское командование выставило 5-ю гвардейскую армию под командованием генерала Рыбалко. На поле боя столкнулось 1200 танков. Советские войска потеряли 500 боевых машин (до 60% состава), немецкие 400 танков и САУ, но фашистское наступление было остановлено. 17-19 июля войска вермахта перешли к обороне и затем начали отступать.

Красная Армия освободила Харьков и Воронеж. Ослабленные силы противника не смогли противостоять советским войскам. Красная Армия устремилась на запад. Захватив в сентябре 1943 г. плацдарм на правом берегу Припяти, советские войска в 6-7 ноября 1943 г. взяли Ровно. Еще раньше были освобождены Новороссийск и Таманский полуостров. Красная Армия, заняв Смоленск, вышла к границам Белоруссии».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Назовите военную операцию, которая предшествовала описанным в тексте событиям и сроки ее проведения. Какие особенности создали охарактеризованное в «Сводке» положение вещей? Укажите название и автора произведения, из которого взят данный отрывок. (Максимально 8 баллов.)

СВОДКА

«Начальнику Главного управления войск по охране тыла действующей

Красной Армии

Копия: Начальнику Управления контрразведки фронта

13 августа 1944 г.

Оперативная обстановка на фронте и в тылах фронта в течение пятидесяти суток с момента начала наступления (по 11 августа включительно) характеризовалась следующими основными факторами:

- успешными наступательными действиями наших войск и отсутствием при этом сплошной линии фронта. Освобождением всей территории БССР и значительной части территории Литвы, свыше трех лет находившихся под немецкой оккупацией;

- разгромом группы вражеских армий "Центр", насчитывавшей в своем составе около 50 дивизий;

-засоренностью освобожденной территории многочисленной агентурой контрразведывательных и карательных органов противника, его пособниками, изменниками и предателями Родины, большинство из которых, избегая ответственности, перешли на нелегальное положение, объединяются в банды, скрываются в лесах и на хуторах;

- наличием в тылах фронта сотен разрозненных остаточных групп солдат и офицеров противника; - наличием на освобожденной территории различных подпольных националистических организаций и вооруженных формирований, многочисленными проявлениями бандитизма;

- производимыми Ставкой перегруппировкой и сосредоточением наших войск и стремлением противника разгадать замыслы советского командования, установить, где и какими силами будут нанесены последующие удары.

Сопутствующие факторы:

- обилие лесистой местности, в том числе больших чащобных массивов, служащих хорошим укрытием для остаточных групп противника, различных бандформирований и лиц, уклоняющихся от мобилизации;

- большое количество оставленного на полях боев оружия, что дает возможность враждебным элементам без труда вооружаться;

- слабость, неукомплектованность восстановленных местных органов советской власти и учреждений, особенно в низовых звеньях;

- значительная протяженность фронтовых коммуникаций и большое количество объектов, требующих надежной охраны;

- выраженный некомплект личного состава в войсках фронта, что затрудняет получение поддержек от частей и соединений при проведении операций по очистке войсковых тылов».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Максимально 6 баллов.

II тур. Эссе (50 баллов)

Перед Вами высказывания историков и современников. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

  4. Четкость и доказательность основных положений работы.

  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

ТЕМЫ ЭССЕ

1. «Вы говорите, что без тридцать седьмого года не было бы поражений сорок первого, а я скажу больше. Без тридцать седьмого года, возможно, и не было бы войны в сорок первом» (А.М. Василевский в разговоре с писателем К. Симоновым).

2. «Сталин, без сомнения, думал, что Гитлер будет менее опасным врагом для России после года войны против западных держав. Гитлер следовал своему методу «поодиночке». Тот факт, что такое соглашение оказалось возможным, знаменует всю глубину провала английской и французской политики и дипломатии за несколько лет. В пользу Советов нужно сказать, что СССР было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на Запад исходные позиции германских армий, с тем чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи. <…> Им нужно было силой или обманом оккупировать Прибалтийские государства и большую часть Польши, прежде чем на них нападут. Если их политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной» (У. Черчилль о советско-германском пакте 1939 г.).

3. «Удар на Москву, сторонником которого был Гудериан и от которого мы в августе временно отказались, решив сначала захватить Украину, возможно, принес бы решающий успех, если бы его всегда рассматривали как главный удар, определяющий исход всей войны. Россия оказалась бы пораженной в самое сердце» (Ф. Мелентин, немецкий генерал). «Как раз в это время начались сильные дожди. Наступил период осенней распутицы… И совсем не русская армия, а сам бог погоды остановил стремительное наступление немецких танковых сил в тот момент… Во второй половине ноября войска вновь двинулись вперед. Внезапно начались сильные морозы, температура доходила до 300 ниже нуля… Наступление на Москву провалилось» (фон Бутлар, немецкий генерал).

4. «В чем, в чем причина нашей вражды, я не могу понять ее <…> Мы форма единой сущности – партийного государства. <…> И над нашим народным государством красное рабочее знамя, и мы зовем к национальному и трудовому подвигу и единству, и мы говорим: «Партия выражает мечту немецкого рабочего». И вы говорите: «Народность, труд». Вы, как и мы, знаете: национализм – главная сила двадцатого века. Национализм – душа эпохи. Социализм в одной стране – высшее выражение национализма! <…> На земле есть два великих революционера: Сталин и наш вождь. <…> Ваше очищение партии в тридцать седьмом году Сталин увидел в нашем очищении от Рема – Гитлер тоже не задрожал…» (Штурмбанфюрер СС Лисс в разговоре с большевиком Мостовским, из романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба»).

5. «Реальная деятельность коалиции времен Второй мировой войны, в которую входили Британская империя, Соединенные Штаты и Советский Союз, … состояла из поделенных среди главных участников неравными долями высокопарной риторики и неискренних или невыполнимых обещаний, нередко из очень скупого обмена информацией и боевой техникой. И тем не менее с огромными жертвами и с огромным трудом осуществляемой, но все же весьма примечательной координацией военных усилий этому странному триумвирату удалось сокрушить главного врага — нацистскую Германию, а затем в ожесточенной схватке и других участников «оси» (Т.А. Уилсон).

6. «Ничего нельзя понять в этом чуде, если закрыть глаза на тот факт, что при всех своих падениях, срывах, ошибках и даже преступлениях революция, начавшаяся четверть века тому назад, вошла в плоть и кровь народных масс; что при всех невзгодах, лишениях, страданиях… она дала им какие-то достижения и, быть может, еще больше — какие-то надежды, за которые массы держатся всеми фибрами души, которые в их глазах перевешивают все темные и тяжелые стороны ее, за которые они хотят идти на нечеловеческие муки, сражаться и умирать. Революция дала патриотизму народов Советского Союза новую великую идею – идею социального освобождения» (Д.Ю. Дан о победе под Сталинградом).

7. «Усилия советского народа по переводу промышленности на Восток, быстрота восстановительных работ высоко оцениваются многими на Западе. Справедливо отмечаются, с другой стороны, и долговременные негативные последствия эвакуации для народного хозяйства страны: рост продукции форсировался только в оборонном секторе, производство же промышленной продукции и продовольствия упало; сжатые сроки обусловили в ряде случаев более низкое качество военного строительства» (Л.В. Поздеева).

8. «… В час лихой закон презрев, он мог на целые народы обрушить свой верховный гнев» (А.Т. Твардовский о Сталине в поэме «За даль – даль»). «Одна из главных ошибок немцев объясняется тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства и недооценили патриотической готовности русских драться за свою Родину» (Из английского журнала 1945 г.).

9. «Поэт нашел простые искренние слова, передающие глубину человеческого горя, но, отдавшись изображению этого горя, он потерял чувство эпохи». «Частных маленьких правдоподобий существует множество. И с этой точки зрения солдат, о котором рассказывает нам Исаковский, вполне возможен и реален. Однако с точки зрения той истины, которая является характерной и типичной для нашего общества, для нового, победившего человеческого сознания, вышеупомянутая реальность является ложью» (критики о стихотворении «Враги сожгли родную хату…», 1946 г.).

10. «Почему вдохнувшие воздух Европы и обретшие веру в себя и чувство собственного достоинства советские солдаты и генералы не обратили оружия на страшные дивизии Лаврентия Берии, на кремлевского кровавого деспота? Что – страх, глупость, надежда на перерождение волка в агнца – владело умами воинов, возвращавшихся с Эльбы и с берегов Дуная? Почему герой номер один маршал Жуков безропотно превратился в скромного командующего Одесским округом?» (А.Б. Зубов).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика и система оценивания олимпиадных заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников старшей возрастной группы (10-11 классы) по основам безопасности жизнедеятельности

    Документ
    Теоретический тур проводится в кабинетах или аудиториях, число которых должно равняться числу предметных секций, где участники муниципальной олимпиады будут одновременно письменно отвечать на вопросы заданий.
  2. Методика и система оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в старшей возрастной группе (10-11 классы) г. Москва

    Документ
    «Окружающая среда – среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир; совокупность внешних по отношению к человеку природных, техногенных, социальных и культурных объектов,
  3. Общая характеристика образовательного учреждения (4)

    Доклад
    Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности от 03 февраля 2010 года серия А № 318181, регистрационный номер 1006, выданной Службой по контролю и надзору в сфере
  4. Муниципальный тур олимпиады по отечественной истории

    Документ
    11. Карл П рассчитывал на военную помощь гетмана (1) перешедшего на сторону шведов, а также на богатые продовольствием районы (2). Он предполагал дать отдых армии, подтянуть подкрепления с севера и тогда двинуться на (3).
  5. Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования по иностранным языкам пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Серебрякова В.А. региональный социокультурный компонент Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования по иностранным языкам (Пояснительная записка) 39

Другие похожие документы..