Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Инструкция'
Руководство по эксплуатации предназначено для ознакомления с техническими характеристиками, принципом работы и правилами эксплуатации системы измерит...полностью>>
'Документ'
Відродження було міжнародним явищем, яке охопило, крім Італії, де воно виразило себе з найбільшою силою, також Нідерланди, Німеччину, Францію, Іспані...полностью>>
'Документ'
Проблемы отраслевой лексики дагестанских языков: термины родства и свойства: Сб. статей / Сост.: К. С. Кадыраджиев; Отв. ред. З. Г. Абдуллаев. Махачк...полностью>>
'Методическая разработка'
Устойчивость функционирования объекта экономики при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Часть 1. Основы устойчивости функционирования о...полностью>>

Финансово-экономический институт (10)

Главная > Рабочая учебная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Рабочая учебная программа

по дисциплине

ИСТОРИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Для студентов обучающихся по специальностям

080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

080105.65 «Финансы и кредит»,

080504.65 «Государственное и муниципальное управление»,

080104.65 «Экономика труда»

МОСКВА 2010

ББК 65.02

Рабочую учебную программу разработал

доктор экономических наук, профессор Я.С. Ядгаров

Рабочая учебная программа одобрена на заседании

Научно-методического совета ВЗФЭИ

Проректор, председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов

История экономических учений. Рабочая учебная программа для студентов II курса, (первое высшее образование) специальностей 080109 (060500) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 (060400) «Финансы и кредит», 080504 (0601000) «Государственное и муниципальное управление», 080104 (060200) «Экономика труда». – М.: ВЗФЭИ, 2010.

ББК 65.02

© Всероссийский заочный

финансово-экономический

институт (ВЗФЭИ), 2010

1. Цель преподавания дисциплины

Цель преподавания дисциплины – дать студентам представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию, выявить значимость для практики хозяйственной жизни и изучения прикладных экономических дисциплин творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли на всем протяжении истории развития общества.

Изучение истории экономических учений необходимо для того, чтобы обеспечить плодотворное освоение всего цикла экономических дисциплин, содействовать формированию высокой профессиональной культуры экономиста широкого профиля и достичь тем самым требуемый уровень подготовки бакалавров и получения ими целостного представления об истоках и этапах становления современной теоретической экономики.

Знания, которые позволяет приобрести данная дисциплина, помогут избежать «легковесных» суждений о месте и роли творческого наследия представителей основных теоретических школ, течений и направлений на всем протяжении истории экономических учений.

Программа разработана с учетом сложившегося международного и отечественного опыта преподавания данной учебной дисциплины и в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания при подготовке бакалавра по специальности «Экономика».

2. Задачи изучения дисциплины

Основными задачами дисциплины «История экономических учений» являются:

  • ввести понятия: «хрематистика», «политическая экономия», «экономикс», «меркантилизм», «кольбертизм», «физиократия», «невидимая рука», «lаissez fаire», «закон Сэя»; «маржинализм», «законы Госсена», «метод робинзонады», «институционализм», «эффект Веблена», «монетаризм», «неолиберализм», «неоклассический синтез» и др.;

  • познакомить с методами классово-формационного, субъективистского, маржиналистского, социально-исторического и социально-институциональ-ного анализа экономической ситуации;

  • выработать углубленные знания вопросов возникновения и генезиса основополагающих категорий и теорий экономической науки;

  • сформировать навыки для самостоятельных и нетенденциозных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли, выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

а) знать:

    • историко-экономические предпосылки зарождения и основные этапы эволюции ключевых категорий и теорий экономической науки в их альтернативных версиях интерпретации учеными-экономистами различных школ и направлений экономической мысли;

    • содержательные аспекты приоритетных теоретико-методологических положений в творчестве представителей различных школ и направлений экономической мысли;

б) уметь:

  • сформулировать альтернативные версии осмысления теоретической сущности основных категорий и понятий экономической науки;

- сопоставлять различные теоретико-методологические (протекционистские, либеральные и социально-ориентированные) подходы, выдвигаемые видными представителями меркантилизма, «классиков», «неоклассиков» и институционализма, а также кейнсианства и неолиберализма к решению хозяйственных задач;

- самостоятельно и нетенденциозно проводить анализ особенностей развития мировой и отечественной экономической мысли и альтернативных вариантов хозяйственной политики;

- применять навыки составления (с учетом различий в теоретико-методологических позициях ученых-экономистов) соответствующих вариантов классификации экономических теорий и периодизации их развития;

в) владеть:

- экономической терминологией и лексикой;

- новыми знаниями в области истории экономических учений.

3. Перечень дисциплин, знание которых

необходимо для изучения курса

Дисциплина

Вопросы (темы), знание которых необходимо для изучения данной дисциплины

1. Экономическая теория

«Макроэкономика» и «микроэкономика» как разделы экономической науки; основные категории и методы экономического анализа.

2. Экономическая история (история экономики)

Особенности основных типов экономических систем и их влияние на возникновение, развитие и совершенствование экономической науки.

4. Распределение бюджета времени

при изучении дисциплины (в часах)

Тема

Всего

В том числе

лекции

практические занятия

самостоятельная работа

1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения Древнего мира и средневековья

12,5

1,5

-

11

2. Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории

10,5

0,5

-

10

3. Зарождение и становление классической политической экономии

14

2

-

12

4. Апогей развития классической политической экономии и ее завершение

19

3

1

15

5. Экономические взгляды и реформаторские концепции противников классической политической экономии

13

1

-

12

6. Маржиналистская революция. Зарождение субъективно-психологического направления экономической мысли

15,5

2,5

-

13

7. Возникновение неоклассического направления экономической мысли

15,5

1,5

1

13

8. Зарождение американского институционализма и теорий монополистической и несовершенной конкуренции

17

2

1

14

9. Теории государственного регулирования экономики. Олимп современной экономической мысли

18

2

1

15

Итого:

135

16

4

115

5. Содержание дисциплины

Изучение дисциплины «История экономических учений» предусматривает проведение лекционных и практических занятий.

Методические приемы изучения дисциплины включают в себя:

- промежуточный контроль знаний студента (выполнение самостоятельной работы в виде контрольной работы; компьютерное тестирование; подготовка доклада (сообщения) и выступление с ним на практическом занятии, разбор (анализа) проблемных и дискуссионных теоретико-методологических положений в истории экономической мысли);

- итоговый контроль знаний с учетом сложившейся оценки в рамках текущего (промежуточного) контроля осуществляется преподавателем на экзаменационном зачете:

  • в форме тестирования;

  • в письменной форме по билетам;

  • в комбинированной форме.

5.1. Лекционные занятия

Разделы, темы и их краткое содержание

Курс сформирован в количестве трех разделов и девяти тем.

Раздел I – Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

Раздел II – Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики.

Раздел III – Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики.

Темы 1 – 2 охватывают вопросы предмета и метода истории экономических учений, особенностей зарождения и развития экономических учений дорыночной эпохи (периоды древнего мира, средневековья, меркантилизма).

В темах 3 – 4 речь идет об эволюции классической политической экономии, а в теме 5 – о творческом наследии противников этого направления экономической мысли (экономистов-романтиков, социалистов-утопистов, родоначальников немецкой исторической школы).

Сущность маржинализма и особенности формирования субъективно-психологического и неоклассического направлений экономической мысли рассматриваются в темах 6 и 7.

Темы 8 – 9 включают в себя новейшую историю экономической мысли, своеобразие которой заключается в обосновании концепций социального контроля общества над экономикой (институционализм), теорий рынка с несовершенной конкуренцией, а также доктрин государственного регулирования экономики (неортодоксальный неоклассицизм) и неоклассического синтеза как современной парадигмы экономической науки.

Раздел I.

Экономические учения эпохи дорыночной экономики

Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений.

Экономические учения Древнего мира

и Средневековья (1,5 ч.)

Предмет изучения истории экономических учений. Принципы и методы изучения в экономической науке.

Натурально-хозяйственные особенности экономической мысли в странах Древнего Востока и античности. Отражение экономической мысли древневавилонского царства в законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Экономическая мысль Древнего Китая (труды Конфуция – V в. до н.э. и трактат «Гуань-цзы» – IV–III вв. до н.э.) и Древней Индии (трактат «Артхашастра» IV–III вв. до н.э.).

Экономические взгляды древнегреческих философов IV в. до н.э. Особенности трактовок разделения труда, сущности и функции денег у Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Учение Аристотеля о соизмеримости – эквивалентности товаров по стоимости при обмене, свойствах товара, принципах распределения. Экономика и хрематистика.

Экономическая мысль средневековья как часть богословия. Особенности методологии средневековой экономической науки. Взгляды Ф. Аквинского на разделение труда, богатство, деньги, справедливую цену, торговую прибыль, процент. Социально-экономические идеи мусульманского Востока. Хозяйственные предписания Корана. Взгляды Ибн-Хальдуна (XIV в.).

Тема 2. Меркантилизм – первая концепция рыночной

экономической теории (0,5 ч.)

Особенности экономики, политики и культуры эпохи первоначального накопления капитала и их влияние на формирование концепции меркантилизма.

Первый опыт анализа рыночных отношений в трудах меркантилистов. Предмет и метод. Создание учения о богатстве страны и путях его умножения. Два этапа (ранний и поздний) в развитии меркантилизма: монетаризм и теория торгового баланса; их особенности. Протекционизм – концепция государственного участия в экономике.

Проблемы позднего меркантилизма в трудах Т. Мена (Англия). Экономическая программа Ж.Б. Кольбера. Кольбертизм. Вопросы государственного хозяйства в «Трактате политической экономии» А. Монкретьена (Франция).

Раздел II.

Экономические учения эпохи нерегулируемой

рыночной экономики

Тема 3. Зарождение и становление классической

политической экономии (2 ч.)

Исторические условия зарождения классической политической экономии и основные этапы ее развития. Возникновение концепции экономического либерализма, основанной на принципах полного невмешательства государства в экономику.

Методология классической политической экономии: признание действия объективных экономических законов, внедрение причинно-следственного метода, методов логической абстракции, индукции, дедукции. У. Петти – первый представитель классической школы в Англии. «Трактат о налогах и сборах». Опреде­ление стоимости товара, заработной платы, ренты, процента, цены земли. Сущность и функции денег, определение количества денег в обращении. Принципы налогообложения.

П. Буагильбер – родоначальник французской классической школы. Определение стоимости рабочим временем. Специфическое отношение к роли сельскохозяйственного производства и денег в экономике.

Общая характеристика идей физиократизма. Работы Ф. Кенэ. Учение о «чистом продукте», классах, производительном и «бесплодном» труде. Капитал и его структура. Механизм кругооборота хозяйственной жизни в теории воспроизводства («Экономическая таблица» Ф. Кенэ). Развитие концепции физиократов в трудах А.Р. Тюрго.

Адам Смит – экономист мануфактурного периода развития индустрии. Критика меркантилизма. «Исследование о природе и причинах богатства народов» – главный труд А. Смита. Роль «экономического человека» и «невидимой руки» в достижении общественного интереса. Анализ разделения труда в мануфактурном производстве. Учение о классах. Трактовки стоимости, заработной платы, прибыли, ренты. Теория денег. Характеристика капитала и его структуры. Учение о воспроизводстве. «Догма Смита».

Российские экономисты – последователи экономического учения А. Смита (Н.С. Мордвинов, А.К. Шторх, М.М. Сперанский).

Тема 4. Апогей развития классической политической

экономии и ее завершение (3 ч.)

Эпоха промышленного переворота и ее отражение в работе Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения». Особенности метода Д. Рикардо. Трудовая теория стоимости. Учение о доходах. Выявление и обоснование тенденции к снижению размеров заработной платы и прибыли. Номинальная и реальная зарплата. Теория дифференциальной ренты. Количественная теория денег.

Работа Ж.Б. Сэя «Трактат политической экономии или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства». Теория услуг. Учение о трех факторах производства. Трактовки стоимости и доходов основных классов общества. «Закон рынков Сэя» – обоснование бескризисного развития экономики.

Т.Р. Мальтус. Анализ диспропорций между возможностями природы и потребностями населения в работе «Опыт о законе народонаселения». Теория издержек производства и доходов в работе «Принципы политической экономии». Решение проблемы реализации общественного продукта с помощью теории «третьих лиц».

Сочетание новых подходов к анализу экономики с традиционными положениями в работе Дж.С. Милля «Основы политический экономии». Предмет и метод. Теория стоимости. Специфика представлений об экономических законах. Проблема кредита, денег. Теория доходов. Отказ Дж.С. Миллем от «доктрины рабочего фонда» и приверженность социально-экономическим реформам как предпосылки завершения «классической школы».

Анализ «капиталистического» производства в «Капитале» К. Маркса. Структура и основные идеи «Капитала». Учение о «базисе и надстройке». Разработка проблем трудовой стоимости и «приба­вочной стоимости» и их внешних формах. Учение об «органическом строении капитала» «цене производства», «абсолютной ренте», «законе капиталистического накопления», «экстенсивном и интенсивном типах воспроизводства».

Отражение экономических идей смитианцев постмануфактурного периода в трудах А. Бутовского и И. Вернадского. Особенности критики марксистского учения в трудах М. Туган-Барановского, П. Струве и С. Булгакова.

Тема 5. Экономические взгляды и реформаторские

концепции противников классической

политической экономии (1 ч.)

Критика экономики свободной конкуренции экономистами-романтиками. Работа С. Сисмонди «Новые начала политической экономии». Анализ доходов основных классов с позиций трудовой теории стоимости. Разработка проблемы реализации. Теория «третьих лиц». Программа социально-экономического реформирования общества.

Работа П.Ж. Прудона «Система экономических противоречий или философия нищеты». Теория «конституированной стоимости». Проект реформ на основе социальной справедли­вости с использованием «бонов обмена» («рабочих денег»), беспроцентного – «дарового кредита», учреждением «народного банка» и организацией безденежного товарного хозяйства.

Экономические учения западноевропейских социалистов-утопистов начала XIX в. Критика экономики свободной конкуренции в трудах Р. Оуэна, Ш. Фурье, К. Сен-Симона. Проекты экономического реформирования общества. Пути перехода к социализму.

Особенности критики идей утопического социализма в трудах В. Милютина и Э. Вредена.

Зарождение исторической школы Германии и этапы ее развития. Особенности предмета и метода изучения. Учение о национальной экономии. Утверждение многовариантности исторического развития. Характеристика стадий движения общества к идеалу Ф. Листом и Б. Гильдебрандом.

Российские сторонники методологии немецкой исторической школы (А. Чупров, А. Миклашевский, С. Витте).

Тема 6. Маржиналистская революция. Зарождение

субъективно-психологического направления

экономической мысли (2,5 ч.)

Предпосылки возникновения маржинализма. «Маржинальная революция» как приоритетное применение в теоретических изысканиях функционального анализа, средств математики, предельных экономических показателей и системного подхода.

Предшественники маржинализма (Г. Госсен, Ж. Дюпюи, O. Kvpно, И.-Г. Тюнен). «Законы Госсена».

Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа «маржинальной революции». К. Менгер, У. Джевонс и Л. Вальрас – основоположники маржинализма.

Особенности австрийской школы маржинализма. К. Менгер и его учение о «хозяйстве Робинзона», экономических благах, обмене, стоимости. Роль «прямых» и «окольных» методов производства в теории прибыли («теория ожидания») О. Бём-Баверка. Аддитивный (О. Бём-Баверк) и мультипликативный (Ф. Визер) способы определения суммарной полезности.

Отражение утилитаристских философских воззрений И. Бентама об «удовольствиях и страданиях» в экономическом учении У. Джевонса. Лозаннская школа маржинализма. Особенности модели макроэкономического равновесия Л. Вальраса.

Тема 7. Возникновение неоклассического направления

экономической мысли (1,5 ч.)

Основные признаки второго этапа «маржинальной революции». Преодоление субъективизма и психологизма, возврат к «чистой» теории. Зарождение неоклассической экономической мысли и обособление микроэкономики в самостоятельный раздел экономической науки.

Систематизация маржинальных идей родоначальником кембриджской школы маржинализма А. Маршаллом в книге «Принципы экономикс». Трактовка функциональной зависимости факторов цена, спрос и предложение. «Крест Маршалла» как графическое отображение двухкритериальной сущности механизма формирования стоимости (рыночной цены). Концепции «эластичности спроса», «потребительского избытка», «репрезентативной фирмы». Методологические основы анализа предельных издержек производства.

Дж.Б. Кларк – основоположник американской школы маржинализма. Концепция «статики» и «динамики» в экономическом анализе. Теория предельной производительности основных факторов и распределения («закон Кларка»).

Развитие концепции макроэкономического моделирования лозаннской школы в трудах В. Парето. Кривые безразличия. Концепция общественной максимальной полезности («Оптимум Парето»).

Немаржиналистские двухкритериальные теории стоимости в сочинениях Н. Бунге и Д. Пихно. Отражение экономических идей родоначальников неоклассической теории в сочинениях В. Дмитриева, М. Туган-Барановского, А. Чаянова.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Финансово-экономический институт (1)

    Рабочая учебная программа
    Финансовые инвестиции. Рабочая учебная программа. Для магистрантов второго года обучения, направление 080500.68 «Менеджмент», программа 68-30 «Финансовый менеджмент».
  2. Финансово-экономический институт (2)

    Библиографический указатель
    Маркетинг. Маркетинговые коммуникации. Маркетинговые исследования. Менеджмент продаж. Коммерческая деятельность. Маркетинг биржевой торговли. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности.
  3. Финансово-экономический институт (4)

    Рабочая учебная программа
    В рыночной экономике управление финансами является одной из основных и приоритетных задач, стоящей перед любым предприятием, независимо от формы организации, сферы и масштабов его деятельности.
  4. Финансово-экономический институт (7)

    Рабочая учебная программа
    Дисциплина «Ценообразование» - одна из основных в системе экономического образования. Ее изучение базируется на общеэкономических знаниях, полученных будущими бакалаврами в течение трех предыдущих лет обучения: истории экономики,
  5. Финансово-экономический институт (9)

    Рабочая учебная программа
    Финансовый анализ и планирование. Рабочая учебная программа. Для магистрантов второго года обучения, направление 080500.68 «Менеджмент», программа 68-30 «Финансовый менеджмент».
  6. Финансово-экономический институт (11)

    Рабочая учебная программа
    В современных условиях непрерывного изменения экономической среды, вызванного процессами глобализации, дерегулирования, секьюритизации, развития информационных технологий, широкое распространение получила концепция управления, ориентированная

Другие похожие документы..