Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Поняття прецеденту часто ототожнюють з англосаксонським видом прецеденту та вважають, ніби прецедентність судових рішень неодмінно означає їх загальн...полностью>>
'Реферат'
Обеспечение информационной безопасности России является одной из приоритетных государственных задач. Под информационной безопасностью (безопасностью ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «14» июня 2011 года в 12 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.124.02 при Московском архитектурном институте (государстве...полностью>>
'Документ'
Технический прогресс, на основе использования новейших информационных технологий, в том числе и в сфере банковского обслуживания, ломает сложившиеся ...полностью>>

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-23 01 08 Журналистика (по направлениям) (2)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по гуманитарному образованию

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

___________­­­­­_________________ А.И. Жук _____________________________________

Регистрационный № ТД-__________/ тип.

ЭВОЛЮЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СМИ

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности

1-23 01 08 Журналистика (по направлениям),

направлению специальности

1-23 01 08-02 Журналистика (аудиовизуальная)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель Министра информации Республики Беларусь

____________И. Н. Лаптенок

_________________________

Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений

Республики Беларусь
по гуманитарному образованию

_______________ В. Л. Клюня

_______________________________

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и
среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

_______________ Ю. И. Миксюк

_________________________________

Ректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

_______________ М. И. Демчук

_________________________________

Эксперт-нормоконтролер

____________________________

_________________________________

Минск 2009

СОСТАВИТЕЛИ:

Плавник Аза Алексеевна, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.

Рецензенты:

Управление электронных средств массовой информации Министерства информации Республики Беларусь;

Кафедра журналистики Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»;

Медведева Людмила Феофановна, заведующая докторантуры и аспирантуры Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доцент кафедры государственного управления экономическими системами, кандидат экономических наук, доцент.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета

(протокол № 10 от 30.04.2008);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 22.05.2008);

Научно-методическим советом по группе специальностей журналистики Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию

(протокол № 5 от 23.05.2008).

Ответственная за выпуск: А.А. Плавник

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История развития национальных аудиовизуальных средств массовой информации является первым начальным разделом базовых теоретических дисциплин по основам белорусской радио- и тележурналистики. Изучение и осмысление опыта, накопленного электронными средствами массовой информации на всем пути их существования, было важно всегда, но сегодня, в условиях государственного суверенитета и независимости Республики Беларусь, возрождения нации, имеет особое значение. Цель специальной дисциплины «Эволюция национальных аудиовизуальных СМИ» – изучить основные этапы развития белорусского радио и телевидения, богатый опыт прошлых лет для творческого использования в практической работе в новых условиях. Познание основных закономерностей развития радио и телевидения должно стать для будущих радио- и тележурналистов не только фундаментом при осмыслении прошлого и настоящего аудиовизуальных средств массовой информации, но и перспектив их развития.

В процессе изучения курса студент должен:

знать:

– основные сведения по истории радио- и тележурналистики;

– традиции аудиовизуальных СМИ;

– важнейшие проблемы на разных этапах развития;

уметь:

– освоить богатейший профессиональный опыт, созданный и накопленный трудом и талантом многих поколений радио- и тележурналистов;

– уметь проследить истоки многих явлений в современном радиовещании и телевидении.

Тематика специальной дисциплины «Эволюция национальных аудиовизуальных СМИ» связана с изучением традиций аудиовизуальных средств массовой информации, важнейших проблем на разных этапах развития, обусловленных как внутренними процессами в сфере аудиовизуальной журналистики, так и изменениями в политической и духовной жизни в нашей бывшей общей стране, в состав которой входила и белорусская республика. Важно при этом подчеркнуть, что процесс зарождения, становления и развития национальной радио- и тележурналистики не мог идти «в безвоздушном пространстве»: белорусское радио и телевидение родились и развивались в рамках бывшей общесоюзной системы средств массовой информации.

Изучение опыта, особенно на тех этапах, когда радио было внеконкурентным по массовости каналом информации, просвещения и воспитания, когда радио и телевидение функционировали в эпоху так называемого «живого» вещания, помогает не только воссоздать важнейшие исторические процессы национального радио- и телевещания, но и позволяет проследить истоки многих явлений в современном радиовещании и телевидении. Представляя, таким образом, исторический интерес. Этот опыт не лишен практической ценности в условиях современного вещания, базирующегося на принципиально иной технической основе.

История белорусских аудиовизуальных средств массовой информации делится на два исторических периода. Первый – радиовещание – 1925–1991 годы, телевидение – 1956–1991 годы, когда они функционировали как неотъемлемые части советского радиовещания и телевидения, опираясь в своей деятельности на принципы и методы партийной пропаганды. Второй – после 1991 года: радиовещание и телевидение развиваются самостоятельно в совершенно новых условиях государственного суверенитета Беларуси.

Надо подчеркнуть, что в советский период белорусские электронные средства массовой информации имели и свои отличительные черты, обусловленные особенностями социально-исторического и национального развития. Но, изучая национальное своеобразие, самобытный характер белорусского теле- и радиовещания, нельзя упускать из виду факт общности их истории с историей всего советского радиовещания (и телевидения) с присущими им положительными и отрицательными сторонами (жесткий партийный контроль, искажение и замалчивание правдивой информации и т.д.).

Таким образом, изучая эволюцию белорусского радиовещания и телевидения советского периода, следует принимать во внимание как общие закономерности становления и развития радиовещания и телевидения в СССР, так и национальные особенности.

Общее количество часов, отводимых на изучение дисциплины в соответствии с типовым учебным планом: 112. Из них аудиторных 52 часа. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: лекций – 24 часа, семинарские занятия – 28 часа.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы, занятия

Общее количество аудиторных

часов

Лекции

Семинарские

занятия

Раздел I. Возникновение и развитие радиовещания

1.

Тема 1. Научные и технические предпосылки изобретения радио.

2

2.

Тема 2. Общественно-исторические предпосылки возникновения радио.

3.

Тема 3. Приоритет русской науки в создании беспроволочного телеграфа.

4.

Семин. занятие 1. Возникновение и развитие радиовещания.

2

Раздел II. Развитие радиосвязи в дореволюционной

России (1895 – 1917 гг.)

5.

Тема 1. Состояние радиотехнической промышленности.

2

2

6.

Тема 2. Основные признаки дореволюционного телеграфа.

Раздел III. Радиотелеграф в первые годы

советской власти (1917 – 1924 гг.)

7.

Тема 1. Первоочередное овладение большевиками средствами связи в октябре 1917 года.

2

8.

Тема 2. Характеристика начального периода становления радиожурналистики.

9.

Тема 3. Государственная программа организации и использования радио.

10.

Семин. занятие 2. Радиотелеграф в первые годы советской власти (1917 – 1924 гг.).

2

Раздел IV. Организация и становление массового

радиовещания (1924 – 1941 гг.)

11.

Тема 1. Государственные решения об использовании радио в национальных республиках.

2

12.

Тема 2. Радиогазета как основная форма общественно-политического вещания.

13.

Тема 3. Развитие информационной службы.

2

14.

Тема 4. Становление художественного вещания.

15.

Семин. занятие 3. Организация и становление массового радиовещания в БССР (1925 – 1941 гг.).

4

Раздел V. Новые формы и методы работы радио

в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

16.

Тема 1. Основные направления перестройки системы организации радиовещания в условиях войны.

2

17.

Тема 2. Характеристика особенностей вещания в различные периоды Великой Отечественной войны.

18.

Тема 3. Радиопередачи для населения временно оккупированных территорий. Радио и партизанское движение в тылу врага.

19.

Семин. занятие 4. Новые формы и методы работы радио в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).

2

Раздел VI. Радио в период послевоенного развития

БССР (1945 – 1980 гг.)

20.

Тема 1. Радиовещание в борьбе за ликвидацию последствий войны (1940-е – 1950-е гг.).

2

21.

Тема 2. Радио и «хрущевская оттепель» (1960-е гг.).

22.

Тема 3. Радиовещание эпохи социального застоя (1970 – 1985 гг.).

23.

Тема 4. Радиовещание в годы перестройки (1985 – 1991 гг.).

24.

Семин. занятие 5. Радио в период послевоенного развития БССР (1945–1980-е гг.).

4

Раздел VII. Радиовещание постсоветской Беларуси

(1990-е годы и на рубеже веков)

25.

Тема 1. Распад СССР на независимые государства, характеристика принципиальных изменений в системе средств массовой информации.

2

26.

Тема 2. Радиовещание на рубеже столетий.

27.

Тема 3. Основные черты радиовещания начала ХХI века.

28.

Семин. занятие 6. Радиовещание постсоветской Беларуси

(1990-е гг. и на рубеже веков).

2

Раздел VIII. Возникновение и развитие телевидения

29.

Тема 1. Предпосылки возникновения телевидения.

2

30.

Тема 2. Возникновение и развитие технической базы телевизионного вещания.

31.

Тема 3. Вещание в 1930-е – 1940-е годы.

32.

Семин. занятие 7. Возникновение и развитие телевидения.

2

Раздел IX. Организация телевидения в БССР

(1950 – 1960-е гг.)

33.

Тема 1. Становление документального вещания.

2

34.

Тема 2. Поиск новых форм экранной журналистики в 1960-е гг.

35.

Семин. занятие 8. Организация телевидения в БССР
(1950 – 1960-е гг.).

2

Раздел Х. Телевизионное вещание эпохи социального застоя и периода «перестройки и гласности» (1970-е – 1980-е гг.)

36.

Тема 1. Особенности развития телевидения в 1970-е гг.

2

37.

Тема 2. Телевидение периода «перестройки и гласности» (1985 – 1991 гг.).

38.

Семин. занятие 9. Телевизионное вещание эпохи социального застоя и периода «перестройки и гласности» (1970 – 1980-е гг.).

2

Раздел ХI. Телевидение постсоветской Беларуси

(1990-е гг. и на рубеже веков)

39.

Тема 1. 1990-е годы как сложный период ломки традиций и становления принципиально новой системы вещания.

2

40.

Тема 2. Структура и состояние национального телевещания на рубеже веков.

50.

Семин. занятие 10. Телевидение постсоветской Беларуси (1990-е гг. и на рубеже веков).

4

ВСЕГО:

24

28

52

Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАДИОВЕЩАНИЯ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-23 01 08 «Журналистика» (по направлениям)»

    Программа
    Градюшко Александр Александрович, доцент кафедры теории и методологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета,
  2. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-23 01 08 Журналистика (по направлениям) (1)

    Программа
    Булацкий Вячеслав Григорьевич, заведующий кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук,
  3. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-23 01 08 «Журналистика (по направлениям)» (1-23 01 08-01 «Журналистика (печатные сми)»)

    Программа
    Градюшко А.А., доцент кафедры теории и методологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук,
  4. Программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-23 01 08 "Журналистика (по направлениям)" 1-23 01 10 "Литературная работа (по направлениям)"

    Программа
    Л. П. Саенкова, заведующая кафедрой литературно-художественной критики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент
  5. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-23 01 08

    Программа
    Слука О.Г., профессор кафедры истории журналистики и литературы факультета журналистики Белорусского государственного университета, доктор исторических наук,

Другие похожие документы..