Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
План индивидуальной работы студента предполагает учет индивидуальных особенностей в определении продолжительности изучения раздела (в рамках учебного...полностью>>
'Методическая разработка'
Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию проект урока на тему: «XIII век. Русь, Запад, Восток - выбор пути развития. Александр Невский - солнце...полностью>>
'Лекции'
Под техническим нормированием труда понимается процесс установления для конкретных организационно-технических условий научно-обоснованных норм времен...полностью>>
'Документ'
Чтобы жить как pастение, семя должно умеpеть. Чтобы жить как сознательное существо в Вечности, стpасти и чувства человека должны умеpеть пpежде, чем ...полностью>>

Коваленко Сергей Иванович, магистр биологии, учитель высшей категории. Специализированная школа №57

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Коваленко Сергей Иванович,

магистр биологии,

учитель высшей категории.

Специализированная школа № 57

г. Луганска,

Игра как способ повышения интереса учащихся к изучению биологии во внеклассной работе.

Существует множество способов повысить интерес учащихся к изучению того или иного предмета. Одним из наиболее эффективных, как показывает опыт, является применение игровых моментов. Однако, при современном усложнении программы на уроках не всегда остаётся время на введение игр. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно проводить подобные игры во внеурочное время. У нас в школе это уже достаточно сложившаяся традиция - проводить игры (называются они в основном по имени популярной передачи – «Брейн-ринг») во время тематических недель, в том числе и биологии. Возможно, кого-то, особенно начинающих учителей и учителей в сельских школах, где не всегда возможно найти необходимое в таких случаях разнообразие литературы, кто-то заинтересуется проведенным мероприятием и воспользуется данной разработкой.

Вопросы к игре «Что? Где? Когда?»

  1. У какой птицы клюв похож на гитару? (колпица).

  2. Какая птица может летать хвостом вперёд? (колибри)

  3. Какая птица может отвёртывать гайки клювом?

  4. У какой птицы хвост имеет форму музыкального инструмента? (лирохвост)

  5. С помощью какой птицы ловят рыбу китайцы? (баклан)

  6. С буквой «с» живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой «ф» за красоту меня жар-птицей называют. (сазан - фазан)

7. какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)

8. Чем интересна птица гуахаро из Южной Америки? (имеет сонар)

9. Этой птице приписывают преступление, которого она никогда не совершала (козодой).

10. Какие птицы с полным основанием могут считаться соавторами Нобелевских премий Н. Тинбергена и К. Лоренца. (серебристая чайка и серый гусь).

11. Что исполняют постоянно в крупных аэропорта и почему? (крики крупных хищников для отпугивания птиц).

12. Назовите музыкальные произведения, включающие названия птиц («Соловей» Алябьева, «Дрозды» Шаинского, «Журавли Френкеля», Ласточка …)

13. Назовите литературные произведения, включающие названия птиц («Чайка» А.П. Чехова, «Соловей и кукушка», «Соловей и роза», «Ворон к ворону лети», «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина; «Лебедь, рак и щука», «Лиса и журавель» И.А. Крылова… ).

14. Какое латинское название дало начало целому направлению техники и транспорта? (Aves - авиация).

15. У карой птицы относительный размер яиц относительно массы тела самый большой? (киви – яйца - до 1/3 массы и объёма тела).

16. Назовите царственных птиц (королевский и императорский пингвины).

17. Символом этого города является волчица, но спасли его, по преданиям, птицы. О каком городе и какой птице идёт речь? (Рим, гуси).

18. Назовите птиц, которые входят в государственную символику различных стран (США – белоголовый орлан, Мексика, Албания - орёл, Багамские острова, – фламинго, Чили – кондор, Уругвай – ибис, Уганда – венценосный журавль).

19. Какая птица самая оперённая? (лебедь – 25 тыс. перьев).

20. Звуком голоса этой птицы начинаются передачи австралийского радио. О какой птице речь? (кукабарра, самый крупный из зимородков).

21. Назовите птицу, носящую название млекопитающего (птица-носорог).

22. Какие птицы есть на небе? (Ворон, Голубь, Журавль, Орёл, Павлин, Тукан, Феникс, Райская птица, Лебедь…).

23. Сова – символ мудрости, орёл – символ власти, голубь – символ мира и любви, феникс – бессмертия. А символом чего считается индюк? ((глупости).

24. Назовите самого крупного орла отечественной фауны (беркут).

25. Почему орлы не летают над морем и лесом (там нет восходящих токов воздух достаточных для поддержания парящего полёта).

26. Есть ли в мировой фауне сова, охотящаяся днём? (полярная сова).

27. Что делает дрозд, садясь в муравейник? (освобождается от паразитов).

28. Какой медведь совсем не медведь? (панда).

29. Для чего слону такие большие уши? (для термоотдачи).

30. Мех какого животного самый дорогой? (шиншилла).

31. Почему лоси могут легко передвигаться по топям, где другие животные тонут? (пальцы разъезжаются, между ними натягивается перепонка, за счёт чего увеличивается площадь поверхности).

32. Какое животное по праву считается самым страшным врагом растительности и почему? (козы, которые обгладывают кору деревьев, а траву вырывают с корнем).

33. Всем известно созвездие Кастор и Полукс. А как кастор называется по-русски? (бобр).

34. Почему купается носорог? (для теплоотдачи, т.к. кожа лишена потовых желез).

35. В Украине его зовут вовчок. А как его зовут в России? (соня).

36. Какое млекопитающее выдержало знакомство с человеком всего 27 лет? (стеллерова корова).

37. Для чего нарвалу такой мощный бивень? (пробивать лёд для дыхания).

Что общего в использовании свиней и собак в полиции?

38. У себя на родине, в Индии, эти животные приносят огромную пользу, истребляя змей. После акклиматизации на Ямайке оно стало одним из самых страшных вредителей с/х. о каком животном речь? (мангуст).

39. У какого животного самые мощные когти? (у броненосца – каждый коготь шириной с ладонь, а длиной чуть меньше).

40. У какого зверя зубы в желудке? (у ящера панголина).

41. Тигр служит символом свирепости, бык – силы, волк – кровожадности, заяц – трусости, собака – верности, осёл – упрямства. А символом чего считается слон? (добродушия).

42. Какой мох совсем не мох? (ягель).

43. Какое травянистое растение растёт с наибольшей скоростью? (бамбук – до 70 см в сутки).

44. Существуют ли отдельные деревья, названные именами известных личностей?

45. Это растение, называемое зачастую «нимфой», родом из Альп, но его долго называли «турецкой калиной». А как это растение называют у нас сейчас? (сирень).

46. Как переводится слово «чай» с китайского? (молодой листок).

47. Какое растение называют «сибирским ананасом»? (облепиху).

48. Какое дерево пустынь можно считать зелёным углем? (саксаул).

49. Название этого растения в переводе с латыни – «конский хвост». Его можно также назвать «последним из могикан». О каком растении идёт речь? (хвощ).

50. Почему эвкалипт никогда не даёт тени? (листья поворачиваются параллельно солнечным лучам).

51. Какое растение называю водной чумой? (элодею).

52. Юный зоолог из Крыма прислал другу рыбу. Она имеет то же название, что и город, откуда прибыла посылка. О какой рыбу идёт речь? (судак).

53. Какая рыба носит название кузнечного инструмента? (рыба-молот).

54. Какая аквариумная рыбка носит название оптического прибора? (телескоп).

55. Какую рыбу используют для борьбы с малярией? (гамбузию).

56. Зачем японцы держат дома аквариум с золотыми рыбками? (для предсказания землетрясений).

57. Почему, несмотря на относительно небольшие размеры, пение лягушек слышно на больших расстояниях? (резонаторы).

58. Почему перед доджём рыбы выпрыгивают из воды? (у мошек намокают крылья от высокой влажности и они опускаются ближе к воде).

59. Как в Украине называют жабу серую? (ропуха).

60. Какая змея самая быстрая при передвижении по земле? (мамба – 11,3 км/ч).

61. Что общего у питонов с птицами в размножении? (высиживают яйца).

62. В 1908 г. П. Эрлих и И.И. Мечников были удостоены Нобелевской премии. За что? (за работы в области изучения иммунитета).

63. Почему при введении куриного бульона внутривенно человек может погибнуть? (иммунный конфликт).

64. Как одним словом назвать бери-бери, рахит, цингу? (авитаминозы).

65. Почему комар пищит? (совершает 500-600 взмахов крыльями в секунду).

66. Что такое мотыль? (личинка комара-дергуна).

67. Верно ли сточки зрения биолога назван роман Э.Л. Войнич «Овод»? (нет – кусают слепни, а оводы во взрослом состоянии не питаются).

68. Как по-русски называется самое религиозное животное Mantis religiosa (богомол).

69. Как будут вести себя муравьи, если в муравейник положить горящую сигарету? (будут поливать её выделениями муравьиной кислоты).

70. Что такое бортничество? (собирание мёда диких пчёл).

71. Как связаны пчёлы и А. Македонский? (с места гибели, из Азии тело Александра Македонского доставлено на родину в гробу, заполненном мёдом).

72. Какое насекомое самое сильное (относительно собственной массы)? (жук-носорог при массе 14г может тянуть груз в 1580г).

73. Какие простейшие в истории Земли были самыми крупными? (нуммулиты – их раковины достигали диаметра 6см).

74. Назовите самое величественное творение кишечнополостных. (Большой барьерный риф длиной 2000 км).

75. Какими гребешками нельзя расчесаться, но их можно съесть? (морскими).

76. Какой род моллюсков по названию почти совпадает с продуктом, горячо любимым армейскими поварами? (перловица).

77. Какой цветок считался символом королевской Франции? (лилия).

78. Какие растения первыми использовались для производства бумаги? (папирус, рис).

79. Арабы называют его наранджин. А как называем его мы? (апельсин).

80. Изображения каких растений обосновались в государственной символике разных стран? (кактус – Мексика, клён – Канада, лавр – Кипр).

81. Почему некоторые насекомые ловят насекомых? (недостаток азота).

82. почему драконовое дерево получило такое название? (алая смола – «кровь дракона»).

83. Почему чертополох получил такое название? (его использовали для отпугивания бесов).

84. На «языке цветов» белая лилия означает непорочность, нарцисс – себялюбие, фиалка – стыдливость. А что означает колокольчик? (болтливость).

85. плоды какого растения в древнем Риме называли армянским яблоком? (абрикос).

86. какое «яблоко» итальянцы называли золотым? (помидор).

87. Какой «подарок» был сделан ботаниками взошедшей на престол в 1837 году королеве Виктории? (её именем была названа гигантская лилия Виктория регия).

88. Легенда об этом растении описана у Г. Лонгфелло в «Песне о гайавате». О каком растении речь? (кукуруза).

89. Что И.В. Мичурин назвал третьим хлебом? (грецкие орехи).

90. Авалон (рай) в переводе с кельтского … (страна яблок).

91. Из какого дерева был построен плот Кон Тики, на котором Т. Хейердал Пересек Тихий океан? (бальса).

92. Берлиоз, Глюк, Вивальди, Иоганн Штраус. Что объединяет эти имена кроме профессии? (это сорта тюльпана).

93. В І тыс. до н.э. эта ткань ценилась в Египте на вес золота. Какая это ткань? (льняная).

94. У какого растения листья имеют самую большую длину? (пальма рафия – до 3,68м).

95. Какое растение сохраняет в течение всей своей продолжительной жизни (до 2000 лет) лишь 2 листка? (вельвичия).

96. Тамариск известен в Библии как .. (манна небесная).

Мы видим, что вопросы подобраны как в расчете на общую эрудицию, так и на конкретные знания и умение выстраивать логические цепочки. Кроме того полезным будет использование меж предметных связей при проведении подобных мероприятий.

На обсуждение каждого вопроса команде из 5-6 человек предлагается предоставлять 30секунд -1 минуту (в зависимости от уровня подготовки учащихся). Желательно, чтобы были представители старших классов в роли членов жюри, а также для выполнения функций счётной комиссии.

Список рекомендованной литературы:

  1. Семененко О.П. и др. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 классах. – Харьков: Скорпион,2000.

  2. 1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 1999.

  3. Макогон О.Г., Надворний В.Г. Ігри з зоології. – К.: Радянська школа, 1988.

  4. Ивченко С.И. Загадки Цинхоні. – М.: Молодая гвардия, 1965.

  5. Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о зверях крылатых, бронированных, ластоногих, трубкозубых… - М.: Молодая гвардия, 1971.

  6. Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о насекомых. – М.: Молодая гвардия, 1975.

  7. Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о домашних животных. – М.: Молодая гвардия, 1981.

  8. Смирнов А.В. Мир растений: Рассказы о культурных растениях. – М.: Молодая гвардия, 1988.

  9. Смирнов А.В. Мир растений: Рассказы о соснах и можжевельниках, орляке и кукушкином льне, сморчках, опёнках, мухоморах, морской капусте, пепельнике… М.: Молодая гвардия,1982.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  2. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (1)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»
  3. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (13)

    Документ
    научно-методический совет (Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Стерлитамакский филиал); кафедра истории Отечества и методики преподавания истории (Стерлитамакская государственная педагогическая академия им.
  4. Приложение 7 Список экспертов для проведения аттестационной экспертизы

    Документ
    учитель химии МОУ Гимназия № 1 высшая 47 Агафонова Татьяна Николаевна учитель химии МОУ Ангарский лицей № 1 высшая 48 Степанова Ольга Степановна учитель химии МОУ Ангарский лицей № высшая 49 Сиягина Татьяна Викторовна учитель химии
  5. Информационно-экспертная группа «панорама» кандидаты-2007 Том II непарламентские партии апр, гс, дпр, Зеленые, пме, псс, пр, спс, Яблоко

    Документ
    В книге собраны федеральные партийные списки кандидатов в Государственную Думу V созыва в том виде, в каком они были заверены Центризбиркомом 26 сентября – 8 октября 2007 года.

Другие похожие документы..