Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Старинная русская одежда представляет с первого вида большую сложность и разнообразие; но, присмотревшись к частностям ее, легко узнать во множестве н...полностью>>
'Конкурс'
В конкурсе принимают участие школьники старших классов (9-11), студенты в возрасте до 23 лет образовательных учреждений в городском округе Самара нез...полностью>>
'Исследование'
ЕКАТЕРИНБУРГ. Аналитический центр «Эксперт-Урал» завершил очередное исследование в рамках проекта «Уральские “газели”». Под «газелями» мы подразумева...полностью>>
'Урок'
-Наш урок посвящен творчеству солнца русской поэзии А.С.Пушкина. Вы уже читали его стихи и сказки, многие знаете наизусть. Надеюсь, что вы сумеете гл...полностью>>

Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

При оценке деятельности учитываются усилия учащихся в достижении коллективного и индивидуального образовательного результата. В работе определены диагностируемые виды деятельности, разработаны критерии для оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей. В оценке результатов принимают участие как учитель, так и сами учащиеся.

В рамках технологии ЭОУР были выделены следующие стадии диагностики и оценки результатов. Первая стадия предполагает оценку умения учащимися систематизировать имеющиеся знания по теме обсуждения, применить их в новой ситуации. Это производится учителем и обсуждается с учениками. На второй стадии даётся оценка навыкам вдумчивого и осмысленного чтения текстов различных жанров, умения работать в сотрудничестве при обработке массивов информации, способности выполнять практические работы по инструкции в рамках школьного экологического мониторинга. На этой стадии происходит самооценка параллельно с оценкой учителя.

На третьей стадии осуществляется оценка способности отвечать на вопросы, интерпретировать полученные данные, анализировать результаты работы в рамках экологического мониторинга, работать в команде, находить альтернативные пути решения экологических проблем, формулировать аргументы и контраргументы при дискуссионных формах работы, отвечать за результат обучения, адекватно оценивать себя и других. Учитель на этой стадии выступает в роли координатора и консультанта оценочной деятельности.

Для оценки образовательного результата нами было произведено интервальное шкалирование. Каждый из приведённых видов деятельности оценивался от 1 до 3 баллов. При этом 1 балл – соответствует низкому уровню образовательной деятельности, 2 – среднему, 3 – высокому. Для проведения более детальной диагностики результатов освоения надпредметного содержания нами были выделены три уровня мыслительной деятельности учащихся, отличающихся по уровню сложности (табл. 2).

Таблица 2

Оценка уровня освоения надпредметного содержания ЭОУР

Уровень сложности

Вид мыслительной дея-тельности

Диагностируемые виды деятельности

Оценка

Первый

уровень

Воспроизведение

Запоминание и воспроизведение знаний о природе, обществе, экономике и устойчивом развитии, терминологии, фактов, определений, законов (запоминание и воспроизведение)

1 балл

Понимание

Краткое изложение взаимосвязей в природе, обществе, экономике, объяснение основных экологических законов, биосферосовместимых принципов деятельности человека (преобразование материала из одной формы в другую, объяснение, краткое изложение)

1 балл

Второй

уровень

Анализ

Выявление экосистемных, трофических связей, взаимосвязей в природе, обществе, экономике (умение вычленить части из целого, выявить взаимосвязи элементов, явлений, понятий)

2 балла

Синтез

Моделирование экологических ситуаций, умение находить решение экол. проблемам (умение комбинировать элементы для построения целого, обладающего новизной, написание сочинения, составление плана действий, решение проблемы)

2 балла

Третий

уровень

Применение

Применение теоретических знаний в школьном экологическом мониторинге, исследовательской и социально-значимой деятельности (применение изученного материала в конкретных условиях или в новой ситуации)

3 балла

Оценка

Выработка собственных ценностно-смысловых установок по отношению к окружающей среде и своему образу жизни (демонстрация собственных суждений на основе имеющихся знаний, эмоций, переживаний)

3 балла

В рамках технологии ЭОУР рассмотрена оценка уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей учащихся. Школьники выступают не только в качестве субъекта познавательной деятельности, но и участвуют в само- и взаимооценке результатов образования. Выделено три стадии в оценке образовательных результатов учащихся. При этом первая стадия предполагает как традиционную (балльную, рейтинговую, ранговую), так разработанную нами оценку сформированности ключевых образовательных компетентностей, оценочные листы и шкалы. На данной стадии оценка производится учителем. Учитель оценивает уровень сформированности учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетентностей. На второй стадии наряду с оценкой учителя происходит оценка результатов образования (общекультурной и социально-гражданской компетентностей) самими учащимися. Этому будут способствовать портфель достижений и портфель-отчёт, а также анкеты и опросники, листы и шкалы для самооценки. На третьей стадии осуществляется осмысление учащимися не только результатов образования, но и социально-личностного роста, намечаются пути дальнейшего развития. Определяется развитие компетентности личностного роста и самосовершенствования, а также экологической компетентности. Этому способствуют, наряду с анкетами и опросниками, психологические тесты и портфель самооценки учащегося. При этом ответственность за результат обучения берут на себя сами учащиеся. Учитель при этом выступает как координатор и консультант оценочной деятельности учащихся.

Оценка уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей может быть произведена следующим образом (табл. 3).

Таблица 3

Оценка уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей (фрагмент диагностической таблицы на примере общекультурных компетентностей)

Ключевые образовательные компетен-тности

Критерии оценки

Уровни сформированности компетентностей

Низкий уровень (1)

Средний уровень (2)

Высокий уровень (3)

Общекультурная

К 1

Способность понимать окружающий мир на основе законов природы, ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историче-скому и природному наследию России, освоение научной картины мира.

Ориентация на общекультурные, духовно нравственные основы жизни человечества, опыт познания и деятельности в освоении научной картины мира.

Слабая способность ориентироваться в окружающем мире.

Слабо сформированы общекультурные, духовно-нравственные ориентиры. Не владение эффективными способами организации свободного времени для освоения научной картины мира.

Средне ориентируется в окружающем мире. Средне развиты общекультурные, духовные и нравственные ориентиры, владение эффективными способами организации свободного времени.

Хорошо ориентируется и понимает окружающий мир.

Ориентирован на общекультурные, духовно-нрав-ственные ценности, хорошо владеет эффективными способами организации свободного времени.

В диссертации представлены аналогичные диагностические таблицы для всех ключевых образовательных компетентностей в ЭОУР (учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, общекультурной, социально-гражданской, личностного роста и самосовершенствования, экологической).

Используя интервальную шкалу, можно произвести оценку каждой из ключевых компетентностей, а также получить суммарный показатель.Однако суммарные показатели не в полной мере отражают степень развития социально-личностных качеств учащихся, поэтому целесообразно оценить уровень сформированности каждой из образовательных компетентностей школьников. Важно сравнить уровни сформированности ключевых образовательных компетентностей для каждого школьника до и после обучения. Исходя из предложенных критериев, можно наметить пути личностного роста и разработать индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося. Предложенная система оценки позволяет учителю подобрать формы, методы и приёмы в рамках технологии ЭОУР, необходимые для развития личности каждого школьника.

В главе 4 «Результаты практической реализации экологического образования в интересах устойчивого развития» раскрываются концепция, цели, задачи, содержание, методические подходы к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» и оценке образовательной, социально-значимой деятельности. Данный курс является примером реализации научно-методических основ нового надпредметного образовательного направления ЭОУР. В главе также рассматриваются результаты деятельности городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития».

Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» введён в Московский базисный учебный план по приказу Департамента образования города Москвы (№253 от 18.04.07) в 2007–2008 учебном году в качестве самостоятельного предмета. Наличие данного курса в базисном учебном плане Москвы является существенным вкладом в Городскую целевую программу развития образования «Столичное образование-5». Согласно данной программе, курс направлен на организацию самостоятельной образовательной деятельности учащихся в соответствии с компетентностным и системно-деятельностным подходами, а также ориентирован на использование современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие у учащихся собственной мотивации и ответственности за результат обучения. Большое внимание в курсе уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение состояния окружающей среды, что способствует становлению гражданской позиции и социальной активности старшеклассников.

Предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие» предназначен для учащихся 10–11 классов средних общеобразовательных школ города Москвы. Цель курса – формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся, необходимых для воплощения идей устойчивого развития. Данный междисциплинарный курс направлен на получение знаний в области экологии Москвы и устойчивого развития и переосмысление мировоззренческих и культурных ориентиров учащихся. Он является логическим продолжением курса экологии как раздела общей биологии 9 класса, при изучении которого учащиеся знакомятся с основными экологическими законами и понятиями. Кроме этого, при освоении предмета «Экология Москвы и устойчивое развитие» школьники имеют возможность применить знания и умения, полученные в рамках основной школы, как по естественнонаучным, так гуманитарным и техническим дисциплинам. Критериями оценки результатов являются следующие параметры: знание основных теоретических и методологических проблем устойчивого развития, важнейшей терминологии курса; понимание структуры и взаимосвязи социально-экономических и природных особенностей города; уровень сформированности ключевых образовательных компетентностей.

Учебно-методический комплекс «Экология Москвы и устойчивое развитие» включает программные материалы, средства обучения, научно-методическое обеспечение (рис. 4).

На протяжении 2007/2008 и 2008/2009 учебных годов курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» преподавался в 10 – 11 классах во всех школах Москвы в объёме 34 и 68 часов в качестве самостоятельного предмета. По данным окружных методических центров, большинство школ осуществляло преподавание в объёме 34 часа (97 % школ в 2007 – 2008 учебном году; 98% школ в 2008 – 2009 учебном году), а 3% школ (2007 – 2008 учебный год) и 2% школ (2008 – 2009 учебный год) – в объёме 68 часов.


Рис. 4. Структура УМК «Экология Москвы и устойчивое развитие»

Для оценки результативности надпредметного направления ЭОУР нами были проведены психолого-педагогические исследования. Эффективность разработанных теоретических и методологических подходов подтверждена 45 школами городской экспериментальной площадки второго уровня «Экологическое образование в интересах устойчивого развития», которые осуществили апробацию учебно-методического комплекса и заложили основы для развития ЭОУР в своих образовательных учреждениях. В исследовании приняли участие 450 учителей и 2500 учащихся 10–11 классов. Психологическая диагностика проводилась с помощью методик исследовательского комплекса «Экологическая психодиагностика» С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина: вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП», методика диагностики ведущего типа мотивации взаимодействия с природой «Альтернатива», а также оценивалась направленность личности Б. Басса и ценностных ориентаций М. Рокича. Определялся уровень мотивации изучения экологии и сформированности ключевых образовательных компетентностей и ценностно-смысловых ориентиров по авторской методике (глава 3).

Исследования показали, что у старшеклассников, изучавших курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» снизилась «прагматическая» установка (природа воспринимается как объект пользы) на 10%. При этом повысились: на 7% «эстетическая» (природа воспринимается как объект красоты); на 15% «когнитивная» (природа воспринимается как объект изучения) и на 20% «этическая» установка (природа воспринимается как объект охраны). Кроме этого, повысился уровень мотивации к изучению экологии на 17%, возникло желание изучать проблемы взаимодействия человека и природы у 15 %, а желание защищать и заботиться о природе выразили 35% опрошенных учащихся. Среди ценностно-смысловых ориентиров у школьников преобладает осознание себя, других людей, природы и общественно-значимой деятельности как ценностей. В иерархии ценностей старшеклассники ставят на первое место общекультурные ценности. Анализ результатов диагностики направленности личности показал, что среди опрошенных учащихся доминируют школьники, у которых прослеживается направленность на взаимные действия и выполнение поставленной задачи. Общее их число составляет 73%. Диагностика уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей свидетельствует, что отмечается у 60% учащихся средний уровень, у 21% школьников высокий уровень и у 19% учащихся низкий уровень сформированности ключевых образовательных компетентностей. При этом 30% школьников за время изучения курса перешли с низкого уровня на средний, 15% со среднего на высокий и 11% учащихся не изменили свои образовательные результаты.

Результаты диагностики ценностно-смысловых ориентиров учащихся показали, что у большинства учащихся (58%) преобладает средний уровень сформированности ценностно-смысловых ориентиров, что означает признание ими значимости познания, ответственности и общественно-полезной деятельности. Однако полного самоопределения по отношению к этим ценностям у них ещё не произошло. Большинству школьников не всегда удаётся конструктивно общаться, осознавать мотивы своих действий. Социально-значимая деятельность (при осознании её важности) не всегда является результатом личной инициативы и самостоятельности учащихся. При этом у 32% школьников наблюдается высокий, а у 10% низкий уровень сформированности ценностно-смысловых ориентиров.

Для реализации ЭОУР в образовательных учреждениях нами был разработан комплексный подход, в котором выделены следующие основные направления (блоки): обновление содержания, создание развивающей образовательной среды, разработка педагогических подходов, формирование контрольно-диагностического пакета (рис. 5). Для оценки реализации ЭОУР как надпредметного образовательного направления в школах городской экспериментальной площадки нами были предложены индикаторы устойчивого развития, которые позволили каждому образовательному учреждению оценить, насколько его образовательная деятельность соответствует критериям устойчивого развития, модернизации образования в целом.

В качестве индикаторов, способных зафиксировать качественный рост образовательного учреждения, были предложены следующие: организация образовательной среды (представленность идей ЭОУР в программе развития учреждения, учебном плане, воспитательной работе и т.д.), участие в местном самоуправлении (вовлечение в процесс принятия решений, просветительская деятельность школы в области устойчивого развития в жизни района и города и т.д.), совершенствование системы управления в образовательном учреждении (организация деятельности школьного совета по ЭОУР, обучение педколлектива идеям ОУР и т.д.), рациональное использование ресурсов (связь общей стратегии развития школы с минимизацией количества отходов, сбором материалов для вторичного использования, экономия ресурсов, экологичность оборудования и материалов). На основании предложенных индикаторов устойчивого развития образовательные учреждения смогли определить этап своего развития: организационный, деятельностный или творческий, а также наметить пути дальнейшего развития. Анализ деятельности образовательных учреждений на основе индикаторов устойчивого развития выявил, что 85% школ к концу эксперимента по большинству параметров перешли на этап творческого развития, который предполагает включение идей устойчивого развития в различные сферы деятельности образовательных учреждений.

Результаты факторного анализа, проведённого на основе данных самооценки образовательных учреждений позволили выявить шесть основных (из двадцати) индикаторов участия школ в реализации ЭОУР. Наиболее значимыми оказались индикаторы, связанные с разработкой школьной концепции и образовательной программы, в которых представлены идеи устойчивого развития. Кроме этого, школы выделили важность педагогических технологий, направленных на личностное развитие учащихся в соответствии с ценностно-смысловыми ориентирами. Трудно реализуемым оказался индикатор, связанный с приобретением материалов и оборудования, соответствующих экологическим нормам, поскольку школы самостоятельно не способны осуществлять их выбор. Индикатор представленности идей ЭОУР в деятельности образовательного учреждения является интеграционным. В него вхо дят практически все направления

Введение проблематики ЭОУР в систему школьного образования

Определение набора ключевых образовательных компетентностей для экологического образования в интересах УР

Использование трёхстадийной технологии ЭОУР для реализации эколого-гуманистического подхода на основе ценностно-смысловых ориентиров

Социально-значимая деятельность по изучению и улучшению состояния окружающей среды, направленная на получение общественно-значимого результата и становление личности старшеклассников

Разработка и внедрение педагогических технологий, направленных на освоение учебного содержания и развитие общеучебных умений школьников



Организация социально-значимой деятельности, направленной на изучение и содействие улучшению местной экологической обстановки



БЛОК 1 – ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

БЛОК 3 – РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ







РИС.5. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ЭОУР

БЛОК 2 – СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

БЛОК 4 – ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПАКЕТА

Использование трёхстадийной технологии ЭОУР для диагностики и оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей



Создание и реализация модели непрерывного экологического образования для УР и обеспечение преемственности ЭОУР в средней общеобразовательной школе

Выявление механизма формирования ключевых образовательных компетентностей и повышения эффективности ЭОУР

Организация деятельности образовательного учреждения на основе индикаторов устойчивого развития



Психолого-педагогическое сопровождение ЭОУР

Аутентичное и рефлексивное оценивание результатов учебной и экологоориентированной социально-значимой деятельности



Интеграция общего и дополнительного образования в области ЭОУР



деятельности школ в области ЭОУР. Это подтверждает гипотезу исследования о том, что экологическое образование в интересах устойчивого развития имеет надпредметный характер и призвано способствовать модернизации образования.

Таким образом, апробация научно-методических основ ЭОУР и курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» прошла достаточно успешно.

В заключении сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу исследования и положения, выносимые на защиту.

1. В современных условиях реформирования российского образования, с учётом международных тенденций, ЭОУР выступает в качестве надпредметного направления модернизации образования, способствующего решению проблем окружающей среды, реализации концепции устойчивого развития и отвечающего современным представлениям о будущем развитии цивилизации. Основными концептуальными положениями ЭОУР являются: идеи устойчивого развития, ориентация на личность учащегося (удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, возможность самореализации и развития), формирование ключевых образовательных компетентностей (учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, общекультурной, социально-гражданской, личностного роста и самосовершенствования, экологической), необходимых для жизни в современном обществе. Надпредметное содержание включает научные знания о природе, обществе, экономике, основанные на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических дисциплин и идеях устойчивого развития. Эколого-гуманистический подход как теоретическая основа надпредметного направления ЭОУР основан на интеграции личностно-ориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов и способствует личностному росту и развитию учащихся на основе экологоориентированных ценностей в условиях учебной и социально-значимой деятельности по выявлению и поиску решения социально-экологических проблем.

2. В соответствии с целью и задачами надпредметного направления ЭОУР разработана методическая структурно-функциональная модель, включающая взаимосвязанные компоненты: методологический, содержательный, целевой, мотивационно-ценностный, деятельностный (технологический), результативно-оценочный. Методологический компонент основан на эколого-гуманистическом подходе, целью которого является создание условий для принятия учащимися эколого-ориентированных ценностей (осознанное ограничение потребностей и соблюдение биосферосовместимых принципов деятельности человека). Деятельностный компонент представлен трёхстадийной технологией ЭОУР. Технология ЭОУР является действенным педагогическим инструментарием в новом образовательном направлении, поскольку используется при освоении надпредметного содержания (содержательный компонент), при диагностике и оценке образовательных результатов (результативно-оценочный компонент) и способствует принятию ценностно-смысловых ориентиров, формированию ключевых образовательных компетентностей (мотивационно-ценностный компонент).

3. Разработанная трёхстадийная технология ЭОУР способствует формированию ключевых образовательных компетентностей. На первой стадии знания, умения, навыки и способы деятельности (компетенции), полученные учащимися в рамках естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин применяются в новом надпредметном содержании ЭОУР. Здесь формируются учебно-познавательная, коммуникативная, информационная компетентности учащихся, чему также способствует деятельность учителя, использующего в своей практике разнообразные формы, методы и приёмы.

На второй стадии происходит соотнесение имеющихся знаний и опыта с новыми, что создаёт условия для формирования общекультурной и социально-гражданской компетентностей (в школьном экологическом мониторинге, при моделировании социальных и экологических ситуаций, в образовательных играх и упражнениях по осмыслению и поиску решения социально-экологических проблем).

На третьей стадии происходит присвоение экологических знаний, осознание личностью собственных способностей и возможностей, выработка жизненной позиции. Это создаёт условия для формирования компетентности личностного роста и самосовершенствования. Становлению экологической компетентности на данной стадии будут способствовать личностный рост и развитие учащихся на основе экологоориентированных знаний, ценностей и поведенческих норм в условиях социально-значимой деятельности по изучению и содействию решению экологических проблем.

4. Педагогическая диагностика и оценка эффективности экологического образования в интересах устойчивого развития в средней школе позволяют оценить не только знания, но и деятельность, которая приводит к индивидуальным образовательным и экологоориентированным социально-значимым результатам. Обоснованы три стадии диагностики и оценки результатов обучения школьников в рамках технологии ЭОУР. На первой стадии оценка образовательных результатов осуществляется учителем и обсуждается с учениками. Здесь производится оценка учителем умения учащихся систематизировать имеющиеся знания по теме обсуждения и применить их в новой ситуации. На второй стадии параллельно с оценкой учителя происходит самооценка результатов образования и социально-значимой деятельности самими учащимися (оценка навыкам вдумчивого и осмысленного чтения текстов различных жанров; умения работать в сотрудничестве при обработке массивов информации; способности выполнять практические работы по инструкции в рамках школьного экологического мониторинга, имитационных и ролевых играх). На третьей стадии происходит само- и взаимооценка учащимися способности отвечать на вопросы, интерпретировать полученные данные, анализировать результаты работы в рамках экологического мониторинга, работать в команде, находить альтернативные пути решения экологических проблем, формулировать аргументы и контраргументы при дискуссионных формах работы, отвечать за результат обучения. Данная технология позволяет учащимся оценить собственный социально-личностный рост, степень сформированности ключевых образовательных компетентностей, наметить пути дальнейшего развития, а также оценить свой личный вклад в улучшение состояния окружающей среды. При этом учитель выступает координатором, консультантом самостоятельной оценочной деятельности учащихся.

5. Оценена значимость ценностно-смысловых ориентиров, как эталонов (положительных смысловых установок), для осмысления учащимися собственных поступков, учебной и социально-значимой деятельности, развития навыков адекватной оценки. В качестве ценностно-смысловых ориентиров выступают следующие: познание как ценность, Я как ценность, другие люди как ценность, природа как ценность, социально-значимая деятельность как ценность, ответственность как ценность. Результаты диагностики ценностно-смысловых ориентиров учащихся показали, что у большинства учащихся (58%) преобладает средний уровень сформированности ценностно-смысловых ориентиров, что означает признание ими значимости познания, ответственности и общественно-полезной деятельности. Однако полного самоопределения по отношению к этим ценностям у них ещё не произошло. Большинству школьников не всегда удаётся конструктивно общаться, осознавать мотивы своих действий. Социально-значимая деятельность (при осознании её важности) не всегда является результатом их личной инициативы и самостоятельности. При этом у 32% школьников наблюдается высокий, а у 10% низкий уровень сформированности ценностно-смысловых ориентиров. Низкий уровень свидетельствует о невысокой их значимости для учащихся.

6. Результаты эмпирической апробации научно-методических основ ЭОУР и учебно-методического комплекса «Экология Москвы и устойчивое развитие» свидетельствуют об успешном формировании ключевых образовательных компетентностей у большинства учащихся (81% учащихся с высоким и средним уровнем сформированности ключевых образовательных компетентностей), а также усилении когнитивной установки личности у 15% школьников и ослаблении прагматической установки у 10% школьников. При этом 30% школьников за время изучения курса перешли с низкого уровня на средний, 15% со среднего на высокий и 11% учащихся не изменили свои образовательные результаты.

7. Актуальность разработанного надпредметного направления ЭОУР подтверждена практикой преподавания курса «Экология Москвы и устойчивое развитие», а также деятельностью 45 школ экспериментальной площадки. Результаты факторного анализа деятельности образовательных учреждений на основе индикаторов устойчивого развития подтвердили гипотезу исследования о том, что ЭОУР имеет надпредметный характер и является перспективным направлением модернизации образования.

Программа исследования в пределах поставленных задач завершена полностью. Вместе с тем, полученные в ходе исследования результаты отнюдь не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы. Широкомасштабное формирование и развитие ЭОУР в целом и ключевых образовательных компетентностей в частности имеет перспективы дальнейшего развития. Сюда следует отнести изучение психолого-педагогических механизмов коррекции потребительского отношения к природе, исследование эффективности экологической деятельности в зависимости от мотивации, совершенствование диагностического инструментария. Большой интерес вызывает модернизация образования в условиях реализации концепции устойчивого развития, а также построение системы непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития для реализации эколого-гуманистического подхода. С исследованием данных вопросов могут быть связаны перспективы дальнейшей разработки проблемы.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих наиболее значимых публикациях автора.

Монографии

1. Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития в средней школе: теория и практика. – М.: Спутник +, 2009. – 205 с. (12,8/12,8 п.л.).

2. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В. Формирование ключевых образовательных компетенций в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» / под ред. Г. А. Ягодина. – М.: МИОО , 2009. – 448 с. (28/10 п.л.).

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, определённых ВАК РФ

3. Аргунова М.В. Школьное образование в обществе устойчивого развития // Биология в школе. – 2009. – № 1. – С. 43–47 (0,3/0,3 п.л.).

4. Аргунова М.В. Школьное образование в обществе устойчивого развития (экология и проблемы устойчивого развития цивилизации в школьном региональном компоненте) // Биология в школе. – 2009. – № 2. – С. 33–39 (0,4/0,4 п.л.).

5. Аргунова М.В. Основные подходы и организация уроков в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» // Биология в школе. – 2009. – № 3. – С. 37–44 (0,5/0,5 п.л.).

6. Аргунова М.В. Развитие ключевых компетенций школьников в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» // Биология в школе. – 2009. – № 4. – С. 38–42 (0,3/0,3 п.л.).

7. Аргунова М.В. Экология и устойчивое развитие в системе образования // Наука и школа. – 2009. –№ 2. – С. 3–7 (0,3/0,3 п.л.).

8. Аргунова М.В. Стратегия формирования экологической культуры школьников // Химия в школе. –2009. – № 1. – С. 40–44 (0,3/0,3 п.л.).

9. Аргунова М.В. Методы учебного экологического мониторинга // Химия в школе. – 2009. – № 2.– С. 65–70 (0,4/0,4 п.л .).

10. Аргунова М.В. Личностно-ориентированные подходы на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». Часть 1 // География в школе. – 2009. – № 5. – С. 42–47 (0,3/0,3 п.л.).

11. Аргунова М.В. Личностно-ориентированные подходы на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». Часть 2 // География в школе. – 2009. –№ 6. – С. 42–45 (0,3/0,3 п.л.).

12. Аргунова М.В., Моргун Д.В. Уроки гармонии. Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» вновь в московских школах // Экология и жизнь. –2007. – № 12. – С. 32–39 (0,5/0,4 п.л.).

13. Аргунова М.В. Экология в школе. Первый опыт преподавания курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» // Экология и жизнь. – 2008. – № 6. – С. 39–43 (0,3/0,3 п.л.).

14. Аргунова М.В. Обучение, погруженное в деятельность и общение. Часть1 // Экология и жизнь. – 2008. – № 9. – С. 32–35 (0,3/0,3 п.л.).

15. Аргунова М.В. Обучение, погруженное в деятельность и общение. Часть 2 // Экология и жизнь. – 2008. – № 10. – C. 36–39 (0,3/0,3 п.л.).

Учебные и методические пособия, учебные программы

16. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Экология Москвы и устойчивое развитие: уч. пособие для 10 (11) кл. ср. общеобр. школ / под ред. Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, Интеллект-Центр, 2008. – 352 с. (22/15 п.л.).

17. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Экология Москвы и устойчивое развитие: программа курса для учащихся 10 кл. общеобр. школ г. Москвы. – М.: МИОО, 2007. – 64 с. (4/2 п.л.).

18. Ягодин Г. А., Аргунова М.В., Моргун Д. В., Плюснина Т.А. Экология Москвы и устойчивое развитие: метод. рекомендации по преподаванию курса для учащихся 10 кл. общеобразоват. школ г. Москвы. – М.: МИОО, 2007. – 64 с. (4/2 п.л.).

19. Г.А. Ягодин, Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Экология Москвы и устойчивое развитие: курс лекций для учителей / под ред.Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, 2007. – 208 с. (13/8 п.л.).

20. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Экология Москвы и устойчивое развитие: метод. пособие для учителя. – М.: Школьная книга, 2008. – 96 с. (6/4 п.л.).

21. Аргунова М.В., Моргун Д. В., Плюснина Т. А., Речкалова Н.И. Экологический мониторинг: метод. рекомендации для учителей к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». – М.: Школьная книга, 2008. –144 с. (9/5 п.л.).

22. Ягодин Г. А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В. Преподавание курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 2008/2009 учебном году / под ред.Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, 2008. – 176 с. (11/9 п.л.).

23. Ягодин Г.А., Чернова Н.М., Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В. Экологическое образование в условиях модернизации российского образования / под ред. Г.А. Ягодина. – М.: МИОО, 2009. – 224с. (14/10 п.л.).

24. Аргунова М.В., Ахметшина Г.М., Батяшева В.Г. Проблемы устойчивого развития в сфере дополнительного экологического образования: программно-метод. материалы к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / под ред. Г.А. Ягодина. – М.: Московские учебники, 2009. – 186 с. (12/5 п.л.).

25. Круглякова Н.И., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Методические рекомендации по организации экологического образования в интересах устойчивого развития / под общ. ред. Г. А. Ягодина. – М.: Школьная книга, 2009. – 350 с. (22/15 п.л.).

26. Аргунова М.В., Д.С. Ермаков, В.Б. Калинин. Междисциплинарный модуль «Экология городских рек»: программа модуля. – Обнинск: АсЭкО СОЭС, 2000. – 24 с. (3/1 п.л.).

27. Аргунова М.В. Социально-значимые экологические проекты на особо охраняемых природных территориях: метод. рекомендации для учителей и педагогов доп. образования. – М.: Технологии обучения, 2006. – 110 с. (6.9/6,9 п.л.).

28. Аргунова М.В., Ягодин Г.А., Д.В. Моргун, Т.А. Плюснина. Комплект учебно-методических материалов к экспериментальному курсу «Основы экологии и устойчивое развитие». – М.: Технологии обучения, 2007. – 255 с. (15.9/10 п.л.).

29. Аргунова М.В., Курочкина О. Н. Новые подходы к организации экологического образования в школе: метод. рекомендации учителям школ. – М.: Школьная книга, 2007. – 272 с. (17/8,5 п.л.).

Статьи в научно-методических журналах и сборниках

30. Скалон Н.В., Аргунова М.В. «Строим Экоград» – ролевая игра для старших классов // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 1999. – № 1. – С. 15–24 (0,6/0,3 п.л.).

31. Аргунова М.В., Ермаков Д.С., Плюснина Т.А. Образовательный модуль «Экология городских рек» // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. –2001. – № 2. – С. 10–34 (1,5/0,5 п.л.).

32. Аргунова М.В., Ермаков Д.С., Плюснина Т.А. Использование модульного подхода в экологическом образовании на примере междисциплинарного модуля «Экология городских рек» // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2001. – № 3. – С. 15–38 (1,5/0,6 п.л.).

33. Аргунова М.В., Ермаков Д.С., Плюснина Т.А. Возможности практической реализации междисциплинарного модуля «Экология городских рек» // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. –2002. – № 4. – С. 25–36 (0,7/0,3 п.л.).

34. Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Современные подходы к обучению в практике экологического образования // Городъ. – 2002. – № 3. – С. 11–19 (0,5/0,3 п.л.).

35. Ягодин Г.А., Аргунова М.В. Экология и устойчивое развитие в системе образования: опыт городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» // Городъ. – 2006. – № 10. – С. 15–30 (0,9/0,6 п.л.).

36. Аргунова М.В. Олимпиада школьных проектов: устойчивые поселения людей (хозяйственные и природоохранные аспекты). Образование в интересах устойчивого развития в действии. Положительный опыт. – Париж: ЮНЕСКО, 2007. – № 2. – С. 15–19 (0,3/0,3 п.л.).

37. Аргунова М.В., Ягодин Г.А., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. О новом учебном курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-х классов средних общеобразовательных школ. // География и экология в школе XXI века. – 2007. – № 6. – С. 20–24 (0,3/0,1 п.л.).

38. Аргунова М.В. Учебно-тематическое планирование курса по выбору «Экология городской среды» // Сб. в помощь учителю биологии. – М., 2000. – С. 15–26 (0,7/0,7 п.л.).

39. Аргунова М.В., Ягодин Г.А. Концепция работы городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» // Сб. статей участников городской экспериментальной площадки. – М.: Школьная книга. 2007. – С. 5–35 (1,9/1,3 п.л.).

40. Аргунова М.В. Создание школьного экологического мониторинга // Справочник заместителя директора школы. – 2008. – № 9. – С. 32–39 (0,5/0,5 п.л.).

41. Аргунова М.В. Школьный мониторинг как часть системы экологического образования // Справочник заместителя директора школы. – 2009. – № 3. – С. 70–77 (0,5/0,5 п.л.).

42. Аргунова М.В. Развитие критического мышления учащихся при организации школьного экологического мониторинга // Справочник заместителя директора школы. –2009. – № 4. – С. 34–41 (0,5/0,5 п.л.).

43. Аргунова М.В. Личностно-ориентированное образование в современной школе // Справочник заместителя директора школы. –2009. – № 11. – С. 36–43 (0,5/0,5 п.л.).

44. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А.Формирование экологической культуры // На пути к устойчивому развитию России. – 2008. – № 44. – С. 29–35 (0,4/0,2 п.л.).

Тезисы докладов на научно-методических конференциях, совещаниях

45. Аргунова М.В. Экологический мониторинг микрорайона школы // Материалы сессии Научного Совета по проблемам экологического образования РАО. – М., 1998. – 3 с. (0,2 п.л.).

46. Аргунова М.В. Непрерывное экологическое образование (на примере школы № 1400 г. Москвы) // Материалы Всероссийской научно-практическая конференции в г. Пущине. – М., 1998. – 3 с. (0,2 п.л.).

47. Аргунова М.В., Д.С. Ермаков, Т.А. Плюснина. Образовательный проект «Экология городских рек»//Экополис-2000: экология и устойчивое развитие городов: Материалы III Международн. конф. по программе «Экополис. – М., 2000. – 5/2 с. (0,3/0,1 п.л.).

48. Аргунова М.В., Д.С. Ермаков, Т.А. Плюснина. Образовательный модуль «Экология городских рек» // Развитие региональных систем экологического образования: материалы Всерос. конф. – Пермь, 2000. – 3/1 с. (0,2/0,1 п.л.).

49. Аргунова М.В., Д.С. Ермаков, Т.А. Плюснина. Междисциплинарный сквозной модуль «Экология городских рек» // Стратегия экологического образования и воспитания в XXI веке: тез. докл. VI Международной конф. по экол. образованию. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. – 3/1 с. (0,2/0,1 п.л.).

50. Аргунова М.В., Ермаков Д.С., Плюснина Т.А. Экологическое образование для устойчивого развития // Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий: тез. докл. Всерос. конф. – СПб., 2001. – 4/2 с. (0,3/0,1 п.л.).

51. Аргунова М.В. Школьное образование и устойчивое развитие // Образовательная среда и здоровье: материалы Рос. научно-практ. конф. – Красноярск, 2001. – 4 с. (0,25/0,25 п.л.).

52. Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Образование для решения экологических проблем в рамках социального партнёрства // Экологическое образование: на пороге «РИО+10»: тез. докл. VIII Международн. конф. по экологическому образованию.. Тверь, 2002. – 3/2 с. (0,2/0,1 п.л.).

53. Аргунова М.В. Школа как главный фактор перехода цивилизации на путь устойчивого развития // Региональная образовательная политика для устойчивого будущего: тез. докл. IХ Международн. конф. по экологическому образованию. – Тверь, 2003. – 2 с. (0,1/0,1 п.л.).

54. Аргунова М.В. Проблемы экологического образования и просвещения. Экологическое образование: эколого-культурные традиции и инновации // Сб. материалов научно-практ. конф. – М.: МИОО, 2006. – 3 с. (0,2/0,2 п.л.).

55. Аргунова М.В. Новая образовательная парадигма – образование в интересах устойчивого развития // 1-я Международн. научно-практ. конф. преподавателей, учителей и исследователей в области педагогики, культурологи и образования для взрослых. – М., 2006. – 2 с. (0,1/0,1 п.л.).

56. Аргунова М.В. Экология и устойчивое развитие в системе образования // Наука и образование в интересах устойчивого развития: материалы V Международного симпозиума. – М., 2006. – 2 с. (0,1/0,1 п.л.).

57. Аргунова М.В., Ягодин Г.А. Экология и устойчивое развитие в системе образования: опыт работы городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» // Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу: тез. докл. XII Международн. конф. по экологическому образованию. – М., 2006. – 4/3 с. (0,3/0,2 п.л.).

58. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д. В., Плюснина Т.А. Формирование общеучебных и экологических компетенций учащихся в старшей школе в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие // Экологическое образование как один из факторов в решении социально-значимых задач: материалы Всерос. конф. – М.: Общественная палата РФ, 2007. – 4/1 с. (0,3/0,1 п.л.).

59. Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Личностно-ориентированные подходы в ОУЭР на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления // Материалы XIII международн. конф. по экологическому образованию. – М.: Парадиз, 2007. – 3/2 с. (0,2/0,1 п.л.).

60. Ягодин Г. А., Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» в новом базисном учебном плане средних общеобразовательных школ города Москвы // Материалы XIII международн. конф. по экологическому образованию. – М.: Парадиз, 2007. – 5/2 с. (0,3/0,1 п.л.).

61. Ягодин Г. А., Аргунова М.В., Моргун Д. В., Плюснина Т. А. Основные подходы при преподавании курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» в средней школе // Материалы XIII международн. конф. по экологическому образованию. – М.: Парадиз, 2007. – 2/1 с. (0,1/0,05 п.л.).

62. Ягодин Г. А., Аргунова М.В. Первый опыт работы городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» в городе Москве // Биология XXI века: теория, практика, преподавание: материалы международной конференции. – Черкассы (Украина), 2007. – 2/1 с. (0,1/0,05 п.л.).

63. Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Развитие ключевых компетенций школьников в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» // Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития: материалы V Международн. научно-практ. конф. – Новомосковск, 2008. – 4/3 с. (0,3/0,2 п.л.)

64. Ягодин Г.А., Аргунова М.В. Образование в интересах устойчивого развития в средних школах г. Москвы // Образование для устойчивого развития: опыт Восточной Европы, России и Центральной Азии. – М., 2008. – 11/8 с. (0,7/0,5 п.л.).

65. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Стратегия формирования экологической культуры школьников в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» // Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач: материалы II Всерос. конф. – М., 2008 – 5/5с. (0,3/0,3 п.л.).

66. Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Основные подходы и содержание учебного пособия «Экология Москвы и устойчивое развитие» // Образование в интересах устойчивого развития: тез. докл. XIV Международн. конф. – В. Новгород, 2008. – 6/3 с. (0,4/0,2 п.л.).

67. Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Применение инструментов когнитивного мышления для анализа и поиска решения социально-экологических проблем // Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития: материалы VI международн. научно-практ. конф. – Новомосковск: НФ УРАО, 2009. – 3/2 с. (0,2/0,1 п.л.).

68. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А. Диагностика и оценка социально-личностного роста учащихся в образовании в интересах устойчивого развития // Образование в интересах устойчивого развития: тез докл. XV Международн. конф. – М., 2009. – 3/2 с. (0,2/0,1 п.л.).

39



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ей, создавшейся в сфере апробации и оценки такого типа исследования, как диссертация, который определяет научный и общественно признаваемый статус исследователя

    Диссертация
    Необходимость проведения столь представительного совещания специалистов, непосредственно связанных с организацией науки, взявших на себя ответственность за сохранение ее высокого потенциала и уровневого состояния научной деятельности,
  2. Диссертация на соискание учёной степени доктора

    Диссертация
    Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования: дис. … д-ра пед.
  3. Модернизации методической службы (2)

    Документ
    Региональный координационный центр Института открытого образования МГОУ – современная система модернизации методической службы Московской области: Сборник научных трудов.
  4. Программа 4 опытно-экспериментальной работы дошкольных 4 и общеобразовательных учреждений 4 «Образование в области экологии и здоровья: 4 национально-региональный компонент» 4 Наука и практика 9

    Программа
    К вопросу о здоровьесберегающих позициях в деятельности педагогов (по материалам исследования процессов развития здоровьесберегающей деятельности в ОУ Читинской области) 42
  5. Отчет о работе российской академии образования

    Публичный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях

Другие похожие документы..