Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тематика курсовых работ'
Идея «стратегического взаимодействия» Китая и Российской Федерации и её реализация на практике. Основные направления в китайско-российском сотрудниче...полностью>>
'Лабораторная работа'
Первой обнаруженной частицей, размеры которой меньше размеров атома, был электрон. Открыл электрон английский ученый Томсон. В 1897 г. Томсон опублик...полностью>>
'Закон'
Методические рекомендации разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 238 "Об организации ...полностью>>
'Программа'
В целях организации эффективной борьбы с коррупцией, устранения порождающих ее причин и условий, обеспечения законности в деятельности органов госуда...полностью>>

Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Разработаны научно-методические основы надпредметного направления модернизации школьного образования – экологическое образование в интересах устойчивого развития. Надпредметное содержание базируется на комплексе экологических знаний, основанных на интеграции естественнонаучных, гуманитарных и технических наук, а также идеях устойчивого развития. Существенной особенностью данного образовательного направления является создание условий для самореализации и развития личности в процессе социально-значимой деятельности, связанной с содействием решению экологических проблем.

2. Выстроена методическая структурно-функциональная модель ЭОУР, включающая методологический, содержательный, целевой, мотивационно-ценностный, деятельностный (технологический) и результативно-оценочный компоненты. Теоретическим основанием ЭОУР является эколого-гуманистический подход, сконструированный на принципе интеграции личностно-ориентированного, системно-деятельностного и компетентностного подходов. Эколого-гуманистический подход способствует развитию личности учащегося, действующего в соответствии с основными экологическими законами, способного реализовать сформировавшиеся ключевые образовательные компетентности (учебно-познавательную, коммуникативную, информационную, общекультурную, социально-гражданскую, личностного роста и самосовершенствования, экологическую). Показано значение содержания ЭОУР, ценностно-смысловых ориентиров, технологии ЭОУР, диагностики и оценки результатов обучения для становления ключевых образовательных компетентностей учащихся.

3. Создана трёхстадийная технология ЭОУР, которая является действенным педагогическим инструментарием в новом образовательном направлении. Данная технология может быть использована не только на уроках экологии, но и на других предметах, а также во внеурочной и внеклассной деятельности, что способствует повышению профессиональной компетентности учителя. Технология ЭОУР направлена на личностный рост и социализацию учащихся, ощущение собственной значимости в обществе, создаёт условия для решения современных социально-экологических проблем.

4. Обосновано значение стадий технологии ЭОУР в формировании ключевых образовательных компетентностей учащихся, а также в диагностике и оценке образовательных результатов. На первой стадии осуществляется формирование учебно-познавательной, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся. Этому способствует педагогическая деятельность учителя, использующего в своей практике формы, методы и приёмы (вдумчивое и осмысленное чтение, обработка массивов информации, обучение в малых группах сотрудничества, дискуссионные формы работы), адаптированные применительно к надпредметному содержанию ЭОУР. Это даёт учащимся возможность применить ранее полученные знания в новых условиях, актуализировать предметные компетенции. На второй стадии происходит соотнесение новых знаний и опыта учащихся с уже имеющимися. При этом создаются условия для формирования общекультурной и социально-гражданской компетентностей, чему способствует исследовательская деятельность в школьном экологическом мониторинге, образовательные игры и упражнения по осмыслению и поиску решения социально-экологических проблем. На третьей стадии происходит присвоение экологических знаний, осознание личностью собственных способностей и возможностей, выработка жизненной позиции (рефлексивные технологии, портфолио, социально-значимая деятельность, направленная на решение экологических проблем, взаимодействие с местными органами власти, СМИ, общественностью). Это создаёт условия для формирования компетентности личностного роста и самосовершенствования. Становлению экологической компетентности на третьей стадии будут способствовать личностный рост и развитие учащихся на основе экологоориентированных знаний, ценностей и поведенческих норм в условиях социально-значимой деятельности по изучению и содействию решению экологических проблем.

5. Предложен инструментарий педагогической диагностики и оценки экологического образования в интересах устойчивого развития в средней школе, позволяющий оценить не только знания, но и деятельность, которая приводит к индивидуальным образовательным результатам. Обоснованы три стадии диагностики и оценки результатов обучения школьников. На первой стадии оценка образовательных результатов осуществляется учителем и обсуждается с учениками. На второй стадии параллельно с оценкой учителя происходит самооценка учащимися результатов образования и социально-значимой деятельности. При этом результаты оценочной деятельности учителя и ученика сравниваются между собой. На третьей стадии оценка и взаимооценка производится самими учащимися. Учитель при этом выступает не столько как контролирующий субъект познания, а как координатор и консультант оценочной деятельности учащихся. Предложенная технология ЭОУР позволяет учащимся не только осмыслить образовательные результаты, но и оценить социально-личностный рост, степень сформированности ключевых образовательных компетентностей, наметить пути дальнейшего развития.

6. Определены ценностно-смысловые ориентиры для ЭОУР – познание как ценность, Я как ценность, другие люди как ценность, природа как ценность, социально-значимая деятельность как ценность, ответственность как ценность. Данные положительные смысловые установки являются для ученика эталоном для осмысления собственных действий, поступков, образовательной и социально-значимой деятельности.

7. Впервые разработан и внедрён в практику преподавания учебно-методический комплекс по основам экологии и устойчивого развития (на примере города Москвы) для старшей школы, реализующий эффективные формы и технологии обучения, направленные на глубокое усвоение учащимися основ экологии и устойчивого развития, повышение их творческой активности, мотивации познавательной деятельности, усиление личностной ориентации образовательного процесса. Предложен и реализован на примере школ городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» новый комплексный подход к организации и оценке образовательной деятельности учреждений на основе индикаторов устойчивого развития.

Теоретическая значимость исследования заключается в решении (применительно к уровню общего среднего образования) социально-значимой проблемы формирования надпредметного образовательного направления ЭОУР.

1. Предложены научно-методические основы экологического образования в интересах устойчивого развития на основе принципов интеграции и надпредметности. Сформирован понятийно-терминологический аппарат, определены цель, задачи, дидактические принципы и технология ЭОУР.

2. Обоснована методическая структурно-функциональная модель реализации ЭОУР в образовательных учреждениях, способствующая удовлетворению потребностей личности и общества в модернизации образования, универсализации и интеграции знаний.

3. Показан действенный характер трёхстадийной технологии ЭОУР, являющейся педагогическим инструментарием, направленным на освоение надпредметного содержания ЭОУР, оценку учебной и социально-значимой деятельности.

4. Расширен и определён состав ключевых образовательных компетентностей для ЭОУР. Показана их роль в формировании экологической компетентности, как одной из ключевых образовательных компетентностей учащихся и в тоже время их интегральной составляющей. Под экологической компетентностью понимается способность системно применять экологические знания и умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении социально-экологических проблем в соответствии с идеями устойчивого развития. Разработана модель формирования ключевых образовательных компетентностей.

5. Обоснована стадийность педагогической диагностики и оценки результатов учебной и социально-значимой деятельности, а также роль ценностно-смысловых ориентиров для адекватной само- и взаимооценки учащихся в надпредметном образовательном направлении ЭОУР.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

    1. Разработан и апробирован УМК «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 (11) классов (программа, учебное пособие, курс лекций для учителя, методическое пособие для учителя к курсу, методические рекомендации по организации школьного экологического мониторинга, рабочая книга учителя «Формирование ключевых образовательных компетенций в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие», программно-методические материалы к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» в сфере дополнительного образования), обеспечивающий учебный процесс в соответствии с требованиями стандартов второго поколения (проект концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова, 2008). Опыт построения УМК может быть использован при разработке учебно-методических комплексов по другим профильным дисциплинам в области естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин в школе.

    2. Внедрён в образовательный процесс согласно Московскому базисному учебному плану по приказу Департамента образования г. Москвы (№ 253 от 18.04.07 «Об утверждении базисного учебного плана») курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10–11 классов, в рамках которого реализованы научно-методические основы надпредметного образовательного направления ЭОУР.

    3. Подготовлены и опубликованы монографии «Экологическое образование в интересах устойчивого развития в средней школе: теория и практика», «Формирование ключевых образовательных компетенций в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие», включившие основные результаты проведённого диссертационного исследования для ознакомления с ними научной и педагогической общественности. Материалы монографий предназначены для педагогов, учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей и студентов вузов и могут быть использованы при подготовке и повышении квалификации преподавательских кадров средней общеобразовательной школы.

    4. Программно-методические материалы, учебные пособия внедрены в систему вузовского и послевузовского образования для подготовки бакалавров и магистров Высшей школы наук об окружающей среде Института химии и проблем устойчивого развитии Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева по направлению «Экология и природопользование» и по специальности «Природопользование»; подготовлен оригинальный курс лекций и семинарских занятий для студентов по основам экологии и устойчивому развитию, а также для учителей и педагогов дополнительного образования в рамках курсовой системы повышения квалификации Московского института открытого образования (МИОО).

    5. Созданы методические рекомендации по использованию УМК в системе дополнительного образования детей и внеурочной деятельности.

    6.Получена положительная динамика в реализации эколого-гуманистического подхода и формировании у школьников ключевых образовательных компетентностей, а также в организации деятельности школ на основе индикаторов устойчивого развития в надпредметном направлении ЭОУР.

Проверка и внедрение результатов исследования.

Научно-методические основы ЭОУР как надпредметного образовательного направления для реализации компетентностного подхода были проверены на городской экспериментальной площадке первого уровня «Экологическое образование для устойчивого развития» в 2003–2006 гг. в 27 школах, а затем получили дальнейшее развитие в рамках сетевой городской экспериментальной площадки второго уровня «Экологическое образование в интересах устойчивого развития», которая объединила в 2006–2009 гг. 45 школ десяти административных округов г. Москвы. Полученные результаты экспериментальной деятельности дали основание Департаменту образования г. Москвы принять решение о введении курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 (11) классов в Московский базисный учебный план школ с 2007–2008 учебного года.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на II, VIII, IX, X, XI, XII, XIV, XV международных конференциях по непрерывному экологическому образованию и образованию в интересах устойчивого развития (г. Тула, 1996 г.; г. Москва, 2002, 2004, 2006 гг.,2009 г.; г. Тверь, 2003 г.; г. Владимир, 2005 г.; г. В. Новгород, 2008 г.); I – IX международных конференциях «Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых» (г. Москва, 2001–2009 гг.); I, II, III, IV, V международных научно-практических конференциях «Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития» (г. Новомосковск, 2004–2008 гг.); «Педагогические технологии в экологическом образовании детей» (г. С.-Петербург, 1996 г.); международных конференциях преподавателей, учителей и исследователей в области педагогики, культурологии и образования для взрослых: «Устойчивое развитие: природа общество человек» (г. Москва, 2006 г.); «Наука и образование в интересах устойчивого развития» (г. Зеленоград, 2006 г.); «Биология XXI века: теория, практика, преподавание» (г. Черкассы, 2007 г.); «Образование для устойчивого развития: опыт Восточной Европы, России и Центральной Азии» (г. Москва, 2009 г); Всероссийских конференциях: «Развитие региональных систем экологического образования» (г. Пермь, 2000 г.); «Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий» (г. С.-Петербург, 2001 г.); «Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально- значимых задач» (г. С.-Петербург, 2007 г.); «Экологическое образование как один из факторов в решении социально-значимых задач» (г. Москва, 2007 г.); «Экологическая культура, как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач» (г. С.-Петербург, 2008 г.).

Основные положения исследования обсуждались на слушаниях Общественной Палаты Российской Федерации «Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально значимых задач» (2007 г., 2009 г.), заседаниях кафедры проблем устойчивого развития Института химии и проблем устойчивого развития РХТУ имени Д.И. Менделеева (2007–2009 гг.); заседаниях кафедры географии и экологии Московского института открытого образования (2007–2009 гг.); заседаниях Межведомственного координационного совета по экологическому образованию в г. Москве (2006–2009 гг.), региональных и московских семинарах, совещаниях, «круглых столах» по выработке стратегии в области экологического образования для устойчивого развития; научно-методических семинарах с учителями Москвы, Санкт-Петербурга, других городов и субъектов РФ, на курсах повышения квалификации учителей и педагогов дополнительного образования г. Москвы (1996–2009 гг.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Экологическое образование в интересах устойчивого развития – надпредметное направление модернизации общего среднего образования, направленное на решение современных социально-экологических проблем, создающее условия для самореализации и развития личности в быстро изменяемой социоприродной среде. Цель ЭОУР определяется как обучение граждан управлению качеством жизни, осознанию объективно существующих экологических возможностей и ограничений экономического развития и необходимости адаптации к ним. Задачами ЭОУР являются: формирование надпредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности (ключевых образовательных компетентностей) на основе понимания основных законов экологии и концепции устойчивого развития, развитие осознанной мотивации для учебно-исследовательской и социально-значимой деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды и повышение качества жизни. Ключевые образовательные компетентности, развиваемые в процессе ЭОУР (учебно-познавательная, коммуникативная, информационная, общекультурная, социально-гражданская, личностного роста и самосовершенствования, экологическая), способствуют решению междисциплинарного круга вопросов реальной действительности. Экологическая компетентность является одной из ключевых образовательных компетентностей и вместе с этим их интегральной составляющей. Под экологической компетентностью понимается способность системно применять экологические знания и умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении социально-экологических проблем в соответствии с идеями устойчивого развития.

2. Эколого-гуманистический подход, как теоретическое основание ЭОУР, базируется на интеграции личностно-ориентированного, системно-деятельностного и компетентностного подходов, учитывает требования стандартов второго поколения (воспитание гражданина, обладающего универсальными учебными умениями в различных сферах деятельности или ключевыми компетентностями) и способствует развитию социально-личностных качеств учащихся на основе экологоориентированных ценностей в соответствии с потребностями развивающегося общества.

3. Разработанная методическая структурно-функциональная модель определяет направления деятельности и аспекты реализации ЭОУР: целевые, дидактические (на надпредметном уровне) и технологические. Модель включает методологический, целевой, содержательный, мотивационно-ценностный, деятельностный (технологический), результативно-оценочный компоненты. Методологический компонент учитывает основные принципы и подходы, использованные в построении надпредметного содержания ЭОУР (интеграция, надпредметность, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и компетентностный подходы). В целевом компоненте представлены цели обучения (формирование знаний об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии, биосферосовместимых принципах деятельности человечества, а также формирование исследовательских умений для мониторинга окружающей среды). Целью воспитания является создание условий для принятия школьниками ценностно-смысловых ориентиров и формирования ключевых образовательных компетентностей. В цели развития входят содействие формированию способности у учащихся самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, нести ответственность за собственные действия и поступки. Содержательный компонент включает идеи устойчивого развития цивилизации; условия устойчивого существования жизни и развития человечества; основные типы экосистем и их функционирование; природные ресурсы и системы жизнеобеспечения; экономику и политику в области охраны окружающей среды. Мотивационно-ценностный компонент опирается на ценностно-смысловые ориентиры (познание как ценность, Я как ценность, другие люди как ценность, природа как ценность, социально-значимая деятельность как ценность, ответственность как ценность). Технологический компонент представлен трёхстадийной технологией (1 стадия – актуализация информации, опора на предшествующие знания и опыт, создание условий для активной деятельности; 2 стадия – получение новых знаний и умений, их осмысление, соотнесение с ранее полученными знаниями и умениями; 3 стадия – присвоение знаний и умений, выработка собственной позиции, адекватная само- и взаимооценка).Результативно-оценочный компонент позволяет оценить личностные и социально-значимые результаты учащихся, а также результаты деятельности школ в соответствии с разработанными индикаторами устойчивого развития образовательного учреждения.

4. Созданная трёхстадийная технология является действенным педагогическим инструментарием, включает формы, методы и приёмы (1 стадия – вдумчивое и осмысленное чтение, обработка массивов информации, обучение в малых группах сотрудничества, дискуссионные формы работы; 2 стадия – исследовательская деятельность в школьном экологическом мониторинге, образовательные игры и упражнения по осмыслению и поиску решения социально-экологических проблем; 3 стадия – рефлексивные технологии, портфолио, социально-значимая деятельность, направленная на решение экологических проблем, взаимодействие с местными органами власти, СМИ, общественностью). Обоснованная стадийность (три стадии) формирования ключевых образовательных компетентностей (1стадия – формирование учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетентностей; 2 стадия – развитие общекультурной и социально-гражданской компетентностей; 3 стадия – формирование компетенции личностного роста и самосовершенствования, экологической компетентности), диагностики и оценки результатов обучения (1стадия – оценка осуществляется учителем и обсуждается с учащимися: традиционная (баллы, рейтинги, ранги), оценка уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей, анкеты, опросники; 2 стадия – самооценка учащимися происходит параллельно с оценкой учителя: традиционная (баллы), оценка уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей, портфолио; 3стадия– самооценка и взаимооценка осуществляется учащимися: традиционная (баллы, рейтинги, ранги), оценка уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей и ценностно-смысловых ориентиров, портфолио, опросники, анкеты, психологические тесты, оценочные листы и шкалы).

5. Предложенная модель формирования ключевых образовательных компетентностей основана на предметных компетенциях естественнонаучных, гуманитарных, технических дисциплин и позволяет сконструировать ЭОУР как надпредметное направление модернизации школьного образования на основе необходимых составляющих (экологическое содержание, трёхстадийная технология, ценностно-смысловые ориентиры, педагогическая диагностика и оценка учебных и социально-значимых результатов).

Объём и структура диссертационного исследования определялись логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация включает введение, четыре главы, заключение, список использованных источников (300 наименований). Общий объём диссертации составляет 303 страницы. Она включает 12 таблиц, 26 рисунков, 3 приложения.

По теме диссертационного исследования опубликовано 114 работ общим объёмом 180 п. л., в том числе 2 монографии, 42 статьи (из них 13 в ведущих рецензируемых научных журналах, определённых ВАК РФ), 23 учебно-методических пособия, 47 докладов на конференциях.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяющаяся необходимостью модернизации образования на основе идей устойчивого развития цивилизации – согласованного развития общества и природы, преодоления конфликта между экологическими, социальными и экономическими составляющими окружающей среды; выявляются сущность и инновационный характер экологического образования в интересах устойчивого развития; формулируются методологический аппарат, гипотеза, задачи и методы исследования, система защищаемых положений, научная новизна, теоретическое и практическое значение работы, этапы и апробация результатов исследования.

В первой главе «Основные подходы для модернизации экологического образования» рассматривается образование в интересах устойчивого развития как новая образовательная парадигма. Проводится сопоставление основных подходов модернизации образования в российской школе с ключевыми идеями образования в интересах устойчивого развития. Подчёркивается важность нового общеобразовательного результата – развитие надпредметных (общеучебных) способов деятельности.

ОУР ставит новые цели, расширяет содержание, дополняет традиционные формы экологического образования. Оно имеет мировоззренческий характер, способствует изменению картины мира с технико-потребительской на эколого-гуманистическую (Кавтарадзе, 2004). «Экологическое образование (образование в области окружающей среды, образование для устойчивого развития) – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения, развития человека и продолжения человеческой цивилизации» (Сластёнин, 2001). Всё шире распространяется «понимание роли экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей» (Моисеев, 1996).

Научные основы ОУР лишь зарождаются. Они междисциплинарны по своей сути. Теоретический базис ОУР имеет ярко выраженный прикладной характер, что вовсе не исключает становления образования в интересах устойчивого развития как отдельного интегративного направления науки аналогичного мегаэкологии (Марфенин, 2009).

В Боннской декларации конференции ЮНЕСКО по образованию (2009) говорится: «Образование в интересах устойчивого развития помогает мировому сообществу концентрировать внимание на различных проблемах, в частности, таких как: недостаток пресной воды, нерациональное использование энергии, изменение климата, катастрофы и риски их возникновения, утрата биологического разнообразия, продовольственный кризис, опасности для здоровья, социальная уязвимость и обеспечение безопасности… ОУР включает формальное и неформальное образование всех категорий граждан на протяжении жизни».

Согласно образовательным стандартам общего образования второго поколения, основными направлениями развития образования являются компетентностный и системно-деятельностный подходы, основанные на идеях гуманистической педагогики (проект концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, под редакцией А.М. Кондакова и А.А. Кузнецова (2008 г.)). При этом личностно-ориентированное обучение предполагает развитие социально-личностных качеств учащихся в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными и психологическими особенностями. Системно-деятельностный и компетентностный подходы, в отличие от личностно-ориентированного образования, направлены на воспитание гражданина, обладающего универсальными учебными действиями в различных сферах, или ключевыми компетентностями. В рамках компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность. Под компетенцией понимают совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности по отношению к определённому кругу предметов и процессов, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – это владение, обладание учащимися соответствующей компетенцией, включая личностное отношение к ней и предмету деятельности. Согласно А.В. Хуторскому (2007), результатом образования выступает компетенция, как наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика, а компетентность – уже состоявшееся его личностное качество с учётом собственного опыта. В табл. 1 представлены основные подходы для обновления содержания в условиях модернизации российского образования.

Таблица 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ей, создавшейся в сфере апробации и оценки такого типа исследования, как диссертация, который определяет научный и общественно признаваемый статус исследователя

    Диссертация
    Необходимость проведения столь представительного совещания специалистов, непосредственно связанных с организацией науки, взявших на себя ответственность за сохранение ее высокого потенциала и уровневого состояния научной деятельности,
  2. Диссертация на соискание учёной степени доктора

    Диссертация
    Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования: дис. … д-ра пед.
  3. Модернизации методической службы (2)

    Документ
    Региональный координационный центр Института открытого образования МГОУ – современная система модернизации методической службы Московской области: Сборник научных трудов.
  4. Программа 4 опытно-экспериментальной работы дошкольных 4 и общеобразовательных учреждений 4 «Образование в области экологии и здоровья: 4 национально-региональный компонент» 4 Наука и практика 9

    Программа
    К вопросу о здоровьесберегающих позициях в деятельности педагогов (по материалам исследования процессов развития здоровьесберегающей деятельности в ОУ Читинской области) 42
  5. Отчет о работе российской академии образования

    Публичный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях

Другие похожие документы..