Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Список литературы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии» предназначен для работников практического здравоохранения, профессорско-преподават...полностью>>
'Учебник'
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, о...полностью>>
'Документ'
Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять её ясно и просто… мы изучаем её в живой связи с действительностью, с наш...полностью>>
'Программа'
2. Имущественная оценка предприятия. Анализ состояния запасов. Эффективность их использования. Модель товарного баланса в факторном анализе объема про...полностью>>

Пояснительная записка Вданном сборнике представлены программы по общеобразовательным предметам для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (для умственно отсталых детей)

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЧТЕНИЯ

Устное народное творчество.

Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры – игра мыслями, столкновение мира обычного и потешного). Народные и литературные сказки. Мир добра и зла.

Люблю природу русскую.

Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, о маленьких открытиях, которые делает человек умеющий всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в связи с разными временами года.

О далеком прошлом России.

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о летописцах, донесших до наших времен историю древней Руси, о великом князе Владимире, о Сергии Радонежском. Роль последнего в становлении Русского государства.

Животные в нашем доме.

Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение к ним человека как критерий его нравственности.

Будь человеком, человек!

Рассказы и стихи, рисующие детское восприятие мира с желанием осмыслить этот мир и свое место в нем, разобраться в том, что нравственно, а что аморально.

Они прославили Россию.

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие сведения о жизни великих людей прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники …)

Юмор в нас и о нас.

Юмористические произведения разных жанров.

Вечный свет подвига.

Художественные произведения о подвигах людей прошлого и настоящего во имя защиты Отечества.

Писатели мира – детям.

Художественные произведения различных жанров о жизни детей в разных странах.

НАВЫКИ ЧТЕНИЯ

Сознательное, правильное, выразительное и беглое чтение словосочетанием, в трудных случаях – целым словом в соответствии с нормами литературного произношения. Использование простых по содержанию и структуре слов отрывков из текста учебника для совершенствования навыка беглого чтения.

Чтение про себя при выполнении различных заданий.

Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.

Развитие у школьников умения ставить вопросы к тексту.

Выделение темы и идеи произведения. Соотнесение того или другого с заглавием текста.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана.

Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.

Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.

Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.

Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня).

Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.

Основные требования к умениям учащихся.

1 уровень:

  • читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях - целым словом;

  • читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;

  • делить текст на части под руководством учителя;

  • пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;

  • определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;

  • выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);

  • учить наизусть 8 – 10 стихотворений;

  • читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.

2 уровень:

  • читать вслух правильно, целым словом, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания.

  • читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;

  • отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать несложные по содержанию фрагменты текста;

  • оценивать поступки героев (с помощью учителя);

  • заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);

  • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания.

7КЛАСС

ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

(135 часов в год, 4 часа в неделю)

ЗВУКИ И БУКВЫ. ТЕКСТ. (7 ЧАСОВ)

Повторение. Звуковая сторона языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Их дифференциация.

Соотношение произношения и написания (соответствие и несоответствие произношения написанию в корне, приставке, окончании).

Общий способ решения орфографических задач. Развитие умений находить орфограмму, устанавливать ее место (приставка, корень, окончание), выбирать способ решения орфографической задачи (подбор или подстановка проверочного слова).

Употребление разделительных Ь и Ъ знаков в словах. Работа с орфографическим словарем. Алфавит.

Единство темы, наличие основной мысли и ее развитие, части текста (вступление, основное содержание, заключение), изобразительные средства языка (сравнение, определение, употребление слов в переносном значении).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. (6 ЧАСОВ)

Простое предложение с однородными членами с бессоюзной и союзной связью. Союзы и, а, но. Знаки препинания.

Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных членов. Интонация перечисления и сопоставления. Паузы между однородными членами. Логическое ударение на сопоставляемых понятиях.

Использование различных грамматических категорий (существительное, прилагательное, глагол) в качестве однородных членов.

Выделение в отрывке литературного произведения частей текста, средств связи предложений, образных средств языка. Изложение текста.

СЛОВО. ТЕКСТ. (90 ЧАСОВ)

Состав слова. (20 часов)

Повторение.

Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Определение значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания.

Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов, обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой (Волчонок. – Волчище. Маша. – Машенька.)

Подбор однокоренных слов. Определение значений слов. Общее и различное в значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов.

Способы проверки орфограмм в корне слова и в окончаниях существительных. Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и двойными согласными в корне.

Правописание приставок на а и о, приставка пере. Разделительный Ъ после приставок. Составление групп слов с разделительным Ъ знаком.

Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами.

Части речи. (70 часов)

Имя существительное. Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих: состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черты характера и др.

Существительные близкие и противоположные по значению. Использование их в контексте.

Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж, склонение) с опорой на таблицу.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Проверка окончаний способом подстановки существительного того же склонения и падежа, но с ударным окончанием.

Склонение существительных во множественном числе.

Правописание существительных в родительном падеже с шипящей на конце. Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в единственном и множественном числе (тишь, врач, туч).

Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. Использование средств связи (местоимения, текстовые синонимы, наречия, разные падежные формы имен существительных).

Анализ готового текста, описывающего место (помещение, природа), где происходит действие. Выделение слов, называющих предметы (что?) и места их нахождения (где?). Построение текста по аналогии.

Имя прилагательное. Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный).

Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа –ее, –ие.

Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование образных средств языка (определение, сравнение).

Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.

Составление словосочетаний прилагательных с существительными в косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определенную тему, составление текста по опорным словосочетаниям.

Местоимения. Значение в речи личных местоимений.

Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными.

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи предложений в тексте.

Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождение автора), главная часть (где? – что?), заключение (впечатление).

Глагол. Роль в предложении. Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда, чувства, цвета, звучания).

Слова близкие и противоположные по значению. Включение их в предложения. Сравнительные обороты с союзами как, будто.

Начальная форма глагола (неопределенная форма) на –ть -ться, ти, -чь -чься (что делать? что сделать?).

Изменение глагола по временам и числам Лицо глагола в настоящем и будущем времени. Род глагола в прошедшем времени.

Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы (-тся, -ться).

Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение).

Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.

Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи.

Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, предложенную ситуацию. Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. (13 ЧАСОВ)

Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение его с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения.

Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и сложным предложением с теми же союзами. Их сравнение. Использование схем. Знаки препинания.

Выделение простых и сложных предложений из литературного текста. Составление предложений различных конструкций по картинкам, ситуации, теме.

Работа с диалогом. Решение в нем различных речевых задач: сообщение новой информации, или желание узнать ее, выражение согласия или несогласия с мнением говорящего. Введение выражений: Я так не думаю. Я не могу согласиться. Мне трудно тебя убедить и т. д.

Использование обращения в деловых бумагах.

Рассказ и описание как типы текстов. Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его. Их структура. Сравнение планов:

Рассказ

Описание

1.Вступление.

1.Вступление.

Введение в обстановку.

Представление предмета.

2.Главная часть.

2.Главная часть.

Последовательное развитие событий.

Признаки предмета.

3.Заключение.

3.Заключение.

Окончание событий.

Впечатление о предмете.

Упражнения в составлении коротких текстов описательного или повествовательного характера по плану. Использование простых и сложных предложений.

Редактирование текста. Исправление нарушений логики и последовательности изложения темы. Исправление речевых недочетов, связанных с неправильным употреблением местоимений, текстовых синонимов, временных форм глагола, повторов глагольной лексики (был, был … стоит, стоит …), неточное использование изобразительных средств или их отсутствие.

ПОВТОРЕНИЕ. (10 ЧАСОВ)

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. (9 ЧАСОВ)

Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и отбором опорных слов.

Свободный диктант по тексту описательного характера.

Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана.

Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором лексического материала.

Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала.

Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план-схему.

Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, составлением плана, с опорой на схему, отбором речевого материала.

Сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, составление плана, с опорой на схему.

Письмо с элементами описания (предмета, места, картины, пейзажа) по данному плану.

СЛОВАРЬ: антракт, аппарат, бассейн, беречь, бутерброд, будто, вдали, велосипед, верстак, гардероб, гастроном, издалека, кабинет, километр, лекарство, литература, масленица, мастер, масштаб, материк, мороженое, мотор, насекомое, около, патриот, похож, почтальон, приветливо, программа, расстояние, рецепт, Рождество, сверкать, сиять, сантиметр, сверху, светофор, семафор, серебряный, слесарь, снизу, спектакль, стадион стеречь, театр, температура, токарь, тренер, тренировать, чемодан, чувство, электровоз, экзамен (53 слова).

Основные требования к умениям учащихся.

1 уровень:

  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65 – 70 слов);

  • писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);

  • подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;

  • образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;

  • определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;

  • находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);

  • пользоваться орфографическим словарем.

2 уровень:

  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;

  • работать с деформированным текстом;

  • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

  • различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;

  • решать орфографические задачи, опираясь на таблицу или с помощью учителя.

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

(135 часов в год, 4 часа в неделю)

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЧТЕНИЯ

Устное народное творчество как способ отражения жизни.

Русские народные песни. Сказки. Представления народа о единстве красоты внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка. Нравственные ценности, заложенные в пословицах и поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений устного народного творчества.

Русская литература XIX века.

Биографии и творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстой, В.Г.Короленко, А.П.Чехова, А.И.Куприна и др.

Русская литература XX века.

Биографии и творчество А.М.Горького, В.В.Маяковского, С.А.Есенина, Н.А.Островского, А.А.Платонова, К.Г.Паустовского, А.А.Фадеева, М.А.Шолохова, А.Твардовского, К.М.Симонова, Н.А.Рыленков, Р.Рождественского, Ю.И.Коваля, Р.Погодина, В.П.Астафьева, В.А.Распутина, А.Алексина и др.

НАВЫКИ ЧТЕНИЯ

Сознательное правильное выразительное и беглое чтение в соответствии с нормами литературного произношения.

Предварительное чтение про себя текста, несложного по содержанию и структуре, в остальных случаях – после анализа.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного в классе произведения или отрывка из него.

Чтение по ролям и драматизация.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями текста, выделять главную мысль каждой части и произведения в целом, оценивать поступки героев, определять их мотивы. Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нем нравственных принципов.

Составление характеристики героя (с помощью учителя).

Обсуждение вопросов о возможном дальнейшем развитии событий и составление воображаемых диалогов главных действующих лиц.

Формирование умения самостоятельно составлять план к частям текста.

Различение частей текста описательного и повествовательного характера.

Подробный и краткий пересказ. Пересказ от третьего лица.

Формирование внимания к авторскому слову. Продолжение работы с незнакомыми словами, развитие умения правильно объяснять их. Выделение образных средств языка, использование их в пересказе.

Обсуждение вопроса о причинах выбора автором того или иного слова; передача с помощью авторских слов характера героя, событий, отношения к ним автора.

Умение различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.

Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение произведений для юношества. Чтение отдельных статей из газет и журналов. Обсуждение прочитанных книг. Составление отзывов. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).

Основные требования к умениям учащихся.

1 уровень:

  • читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях – целым словом);

  • читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты;

  • выделять тему и идею произведения с помощью учителя;

  • формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);

  • делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях – самостоятельно;

  • характеризовать главные действующие лица (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;

  • выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);

  • соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с помощью учителя);

  • учить наизусть не менее 10 стихотворений;

  • читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в ее обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.

2 уровень:

  • читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;

  • читать про себя проанализированные ранее тексты;

  • отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображенным событиям;

  • высказывать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;

  • выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);

  • заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);

  • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конституцией Российской Федерации, федеральными закон (40)

    Закон
    Наш колледж создан на базе Государственного образовательного учреждения Профессиональный лицей № 13 города Новокузнецка, (приказ № 196 от 11.09.2 департамента науки и высшей школы Администрации Кемеровской области) и является правоприемником

Другие похожие документы..