Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятий. Государственное регулирование отношений несостоятельности. Антикри...полностью>>
'Документ'
Перечень документов для получения разрешения на временное проживание, предоставляемых иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в пор...полностью>>
'Документ'
В разделе указаны в хронологическом порядке, с указанием дат, приказов и распоряжений высших инстанций следующие сведения, касающиеся формирования, р...полностью>>
'Тезисы'
Целью конференции является выработка мер, направленных на формирование межкультурного, межэтнического, межконфессионального диалога молодежи, профила...полностью>>

Пояснительная записка Вданном сборнике представлены программы по общеобразовательным предметам для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (для умственно отсталых детей)

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Части речи. (65 часов)

Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.

Имя существительное. Значение в речи. Отнесение существительных к словам различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т.д.

Существительные близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом КАК (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).

Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Правильное написание названий праздников.

Изменение имен существительных по числам.

Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.

Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием.

Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.

Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.

Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.

Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам.

Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).

Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.

Упражнения в образовании прилагательных от существительных.

Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).

Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.

Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями.

Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.

Распространение предложений именами прилагательными.

Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным словосочетаниям.

Глагол. Значение в речи.

Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).

Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.

Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.

Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. (16 ЧАСОВ)

Нераспространенные и распространенные предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение предложений. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.

Выделение из предложений словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.

Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

Выделение вопросительных слов в предложениях. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.

Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательных предложениях.

Составление диалогов (с опорой на картинку, на текст, на ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).

Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.

Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления.

Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов: однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом.

ПОВТОРЕНИЕ. (10 ЧАСОВ)

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. (9 ЧАСОВ)

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.

Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.

Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях.

Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись текста на доске и в тетрадях.

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.

Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка.

Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.

Составление текста письма к родственникам или друзьям. Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях.

СЛОВАРЬ: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь, космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа, природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный (48 слов).

Основные требования к умениям учащихся.

1 уровень:

  • списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова – по слогам;

  • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40 – 45 слов);

  • участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;

  • коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);

  • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя,

  • различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;

  • находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);

  • пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

2 уровень:

  • списывать текст целыми словами, структурно сложные слова – по слогам;

  • писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;

  • участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

  • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

  • проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);

  • учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

(135 часов в год, 4 часа в неделю)

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЧТЕНИЯ

Устное народное творчество - коллективное творчество народа.

Веселая народная школа: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представления народа о добре и зле.

Люблю природу русскую.

Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об одухотворении природы нашими предками (духи леса, воды …). Светские и православные праздники, отмечаемые в разные времена года. Труд и развлечения детей и их помощь взрослым.

Животные в нашем доме.

Рассказы и стихи о повадках животных, об их восприятии мира, об отношении к ним человека.

Они прославили Россию.

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие первоначальные сведения о великих людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).

Спешите делать добро.

Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие ставить перед школьниками моральные проблемы о том, что такое нравственно и что безнравственно.

Весело всем.

Рассказы, стихи, сказки, помогающие увидеть смешное в событиях, поступках людей и животных.

Вечный свет подвига.

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о подвигах людей во имя защиты Отечества.

Писатели мира – детям.

Рассказы, стихи, сказки о жизни детей в разных странах.

НАВЫКИ ЧТЕНИЯ

Правильное сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.

Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.

Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация конца предложения с различными знаками препинания, перечислительная интонации при однородных членах предложения.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Разбор текста по вопросам, формулирование вопросов учащимися к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.

Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.

Выделение частей текста в соответствии с данным планом.

Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного их выделения.

Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.

Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя).

Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.

Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.

Основные требования к умениям учащихся.

1 уровень:

  • правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях – по слогам;

  • читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;

  • отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;

  • выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;

  • учить наизусть 8-10 стихотворений;

  • читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.

2 уровень:

  • правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;

  • находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;

  • отвечать на вопросы учителя по предметному содержанию текста (с помощью учителя);

  • заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей ученика);

  • принимать участие в уроках внеклассного чтения.

6КЛАСС

ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

(135 часов в год, 4 часа в неделю)

ЗВУКИ И БУКВЫ. ТЕКСТ.(7 ЧАСОВ)

Повторение. Звуки гласные и согласные. Их дифференциация по наличию и отсутствию преграды.

Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с произношением (произносим – слышим – пишем). Несоответствие звука и буквы в безударном положении (произносим – сомневаемся – решаем орфографическую задачу). Проверка безударной гласной изменением формы слова и подбором родственных слов.

Звонкие и глухие согласные. Написания соответствующие и несоответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных (произносим – сомневаемся – решаем орфографическую задачу). Проверка сомнительной согласной изменением формы слова и подбором родственных слов.

Непроизносимые согласные. Выделение проверочного слова в однокоренных словах.

Составление словаря с двойными согласными в корне. Размещение слов по алфавиту. Выбор слов по определенной теме, составление рассказа по опорным словам.

Последовательное изложение темы текста. Заголовок, отражающий тему или основную мысль. Дополнение текста несколькими предложениями (2-3), развивающими основную мысль. Нахождение в тексте слов с изученными орфограммами.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. (7 ЧАСОВ)

Деление текста на предложения. Распространение предложений с использованием схем, указывающих на изменение порядка слов в предложении. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Наблюдение за средствами связи предложений в тексте: местоимения, наречия, текстовые синонимы (без называния терминов).

Части текста: вступление, главная часть, заключение. Красная строка. Составление плана рассказа с последующим его изложением по плану. Использование в тексте однородных членов предложения.

Чтение диалогов, содержащих различные по интонации предложения. Определение задач диалога. Составление диалогов по аналогии.

СЛОВО. ТЕКСТ. (92 ЧАСА)

Состав слова. (20 часов)

Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Слова с суффиксами оценки (оньк-еньк, ик, ок, к, ушк-юшк, ищ и др.) Их употребление в речи.

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Дифференциация способов проверки.

Непроизносимые согласные.

Слова с двойными согласными в корне и на стыке корня и суффикса (осенний, длинный). Составление словаря наиболее употребительных слов.

Приставка и предлог.

Правописание приставок с А и О, приставка ПЕРЕ.

Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-, от-).

Разделительный Ъ в словах с приставками.

Тема и основная мысль текста: определение в данных парах заголовков темы или основной мысли («Лесные малыши», «Будь другом леса»). Составление короткого текста в зависимости от заданного заглавия (отражение темы или идеи).

Части речи. (72 часа)

Имя существительное, прилагательное, глагол. Их дифференциация в предложении.

Имя существительное. Значение в речи.

Наблюдение за многозначными словами. Составление с ними словосочетаний.

Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.

Существительные собственные и нарицательные. Кавычки в именах собственных (названия книг, газет, журналов).

Существительные с шипящей на конце. Их правописание.

Три типа склонения имен существительных. Упражнения в выделении безударных падежных окончаний существительных. Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных падежных окончаний.

Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием: на родине – на земле, на дереве – на окне и т.д.

Упражнения в составлении различных словосочетаний с опорой на картинку, на заданную тему, произвольно. Постановка вопросов от главного слова к зависимому.

Составление коротких рассказов с использованием разных средств связи: текстовых синонимов, местоимений, наречий (без терминов), существительных в различных падежах - по картине, предложенной ситуации и опорным словам-существительным.

Имя прилагательное. Значение в речи.

Дифференциация существительных и прилагательных, обозначающих цвет (красный - краснота); форму (круглый - круг); настроение (радостный - радость) и т.д.

Составление словосочетаний с прилагательными, употребленными в переносном значении. Сопоставление прямого и переносного значения прилагательных. Упражнения в составлении предложений с подобранными словосочетаниями.

Род имен прилагательных, его зависимость от рода существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде.

Родовые окончания прилагательных: ударные и безударные. Правописание прилагательных среднего рода с основой на шипящий (свежее, хорошее).

Число имен прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в числе

Распространение текста именами прилагательными. Их правильное согласование с существительными в роде и числе.

Понятие о склонении прилагательных.

Упражнения в постановке вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного

Описание предмета: выделение признаков, характеризующих предмет или его части, выбор нужного прилагательного, использование образных средств языка (слова в переносном значении, сравнения).

Глагол. Роль в речи.

Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных, обозначающих однотипные семантические группы (свет - светить, светлый).

Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.

Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Составление словосочетаний глаголов в различных временных формах с именами существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей.

Употребление глаголов в переносном значении. Включение их в текст. (Зима пришла, раскинулась по полям и лесам. Снег горит на солнце. Деревья одели белые пушистые шапки.).

Составление рассказа по картине с бытовым сюжетом. Правильное использование временных форм глагола.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ. (10 ЧАСОВ)

Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Логическое ударение в предложениях.

Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления.

Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления.

Выбор лексического материала для построения различных предложений в зависимости от речевой ситуации (говорить о деле, живо о чем-то рассказывать, что-то доказывать). Составление диалогов с речевыми задачами: хочу сообщить, хочу рассказать, хочу убедить.

Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Культура речи при обращении. Место обращения в предложении. Знаки препинания.

Составление коротких повествовательных текстов с последовательным развертыванием событий или действий во времени. Использование соответствующих средств связи предложений в тексте: однажды, утром, вечером или сначала, потом, затем, наконец.

Редактирование текста (с помощью учителя). Исправление нарушений в логике и последовательности высказывания. Нахождение в тексте речевых недочетов, вызванных неточным или неправильным употреблением слов, неоправданным повтором, нарушением границ предложений, неверным употреблением слов, связывающих одно предложение с другим.

ПОВТОРЕНИЕ. (10 ЧАСОВ)

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. (9 ЧАСОВ)

Свободный диктант с предварительным разбором: составление плана, выделение опорных слов, средств связи предложений. Самостоятельная запись каждой части.

Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи предложений, подбором заголовка. Коллективная запись вступления и заключения текста, самостоятельная запись основной части.

Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух, по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, образных слов, подбором заглавия. Самостоятельная запись основной части текста.

Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова, средства связи предложений). Озаглавливание текста (тема или основная мысль). Восстановление текста по опорным словам.

Коллективное описание предмета с опорой на картину или на сам предмет по данному плану. Использование изобразительных средств языка.

Самостоятельное составление текста – описание предмета с предварительным разбором темы, языковых средств и средств связи.

Изложение повествовательного текста по данному плану и опорным словам с предварительным анализом текста (тема, основная мысль, средства связи, изобразительные средства языка). Самостоятельное его воспроизведение.

Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, изобразительных средств языка.

Составление текста письма к друзьям, знакомым с элементами описания с предварительным обсуждением темы, структуры текста письма, средств связи.

СЛОВАРЬ: антенна, апельсин, балкон, блокнот, богатство, везде, вдруг, внезапно, вокруг, впереди, вытачка, география, гербарий, гореть, горизонт, директор, договор, естествознание, женщина, интересный, календарь, кефир, командир, комбайн, компас, конфета, материал, металл, мужчина, океан, остров, перрон, печенье, пожалуйста, портрет, прекрасный, равнина, растение, сейчас, семена, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, словно, телеграмма, теперь, фанера, хозяин, шоколад, шоссе, экспресс.(53 слова).

Основные требования к умениям учащихся.

1 уровень:

  • списывать текст целыми словами и словосочетаниями;

  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55 – 60 слов);

  • делить текст на предложения;

  • выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;

  • самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);

  • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);

  • доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;

  • находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;

  • пользоваться школьным орфографическим словарем.

2 уровень:

  • списывать текст целыми словами;

  • писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;

  • участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

  • работать с деформированным текстом с помощью учителя;

  • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

  • различать части речи по вопросам с помощью учителя;

  • пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

(135 часов в год, 4 часа в неделю)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конституцией Российской Федерации, федеральными закон (40)

    Закон
    Наш колледж создан на базе Государственного образовательного учреждения Профессиональный лицей № 13 города Новокузнецка, (приказ № 196 от 11.09.2 департамента науки и высшей школы Администрации Кемеровской области) и является правоприемником

Другие похожие документы..