Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Рабочая программа учебной дисциплины “Особенности технологии и организации возведения гражданских зданий” предназначена для реализации Государственны...полностью>>
'Программа курса'
Сейчас, пожалуй, нет другой проблемы общественного развития, которая привлекала бы столь пристальное внимание ученых-экономистов, политологов, социол...полностью>>
'Документ'
Константинов М.С. Вклад М.К.Петрова в новую институциональную теорию Айвазова С.Г., Патрушев С.В. (отв. ред.). Новые направления политической науки...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «8» декабря 2011 г. в часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.289.01 при ФГБОУ ВПО «Уфимский...полностью>>

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (3)

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

ЛИТЕРАТУРА

проекты для обсуждения:

  1. Кодификатор элементов содержания по литературе для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2008 г.

  1. Спецификация экзаменационной работы для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений 2008 г.

  1. Демонстрационный вариант КИМ 2008 г.

Москва, 2007

Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) с 2003 года проводит работы в области педагогических измерений, оценки качества образования, обеспечения эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России. Приоритетным направлением деятельности института является создание и апробация контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ. В целях реализации этого направления в ФИПИ созданы Федеральные предметные комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов по 13 учебным предметам и 11 Научно-методических советов по предметам.

В сборнике представлены проекты трех документов, определяющих структуру и содержание ЕГЭ 2008 ода. Они подготовлены Федеральной предметной комиссией по литературе (председатель ФПК С.А.Зинин, д. п. н., профессор кафедры методики преподавания литературы МГПУ) и согласованы с научно-методическим советом ФИПИ по литературе (председатель НМС А.С. Карпов, д.фил.н., проф. Российского университета дружбы народов).

1. Кодификатор элементов содержания по учебному предмету для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ представляет основные элементы выносимого на проверку учебного содержания. Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.98 №1236 и от 30.06. 99 №56) с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).

2. Спецификация экзаменационной работы для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений представляет все основные характеристики контрольных измерительных материалов по учебному предмету. В ней описывается назначение и структура экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам, видам деятельности и уровню сложности, определяется система оценивания отдельных заданий и работы в целом, обозначаются условия проведения и проверки результатов экзамена и др. На основе плана экзаменационной работы, содержащегося в спецификации, формируются контрольные измерительные материалы.

3. Демонстрационный вариант КИМ представляет возможный вариант (образец) экзаменационной работы 2008года, содержит инструкцию по выполнению работы, дает примеры типов заданий, критериев оценивания ответов экзаменуемых.

После рассмотрения на Ученом совете ФИПИ указанные проекты будут опубликованы для широкого общественного обсуждения в сети Интернет, в том числе на сайте ФИПИ . После их утверждения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки указанные материалы становятся документами, регламентирующими разработку КИМ ЕГЭ 2008г. и публикуются на сайтах и .

Краткая информация об изменении экзаменационной модели по литературе в формате ЕГЭ на 2008 год

Новая версия ЕГЭ по литературе – результат многолетней экспериментальной работы, цель которой – поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. С этой точки зрения наименее эффективными показали себя задания с выбором ответа, структура которых не учитывает особенности литературного анализа, далеко не всегда предполагающего выбор единственно правильных», обобщенно-формализованных ответов. Использование в заданиях указанного типа т.н. ложных дистракторов (неверных ответов) применительно к литературе может привести к их актуализации в памяти учащихся в ущерб подлинно верным представлениям.

В большей степени при работе с художественным текстом эффективно использование заданий с кратким ответом, проверяющих знание конкретных литературных фактов и отдельных элементов художественной формы (особенности композиции, жанровая специфика произведения, виды изобразительно-выразительных средств и т.п.). Однако наиболее важной, «несущей» конструктивной частью экзаменационной модели является ныне расширенный комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа.

В новой версии заданий с развернутым ответом семь. К каждому из предлагаемых для анализа художественных текстов (фрагмент эпического или драматического произведения, текст лирического произведения) отнесено три задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений. Первое из них затрагивает проблематику произведения или фрагмента, его место и роль в произведении, второе – средства воплощения авторской идеи (с опорой на материал заданий с кратким ответом), третье требует включения анализируемого материала в литературный контекст. Таким образом обеспечивается «ступенчатая» схема разбора (от проблематики и авторской идеи – к средствам их воплощения и далее – к определению места данного автора в литературном процессе, перекличка его произведения с другими, сходными по проблематике и художественным решениям).

В заключительной части работы экзаменуемый выполняет наиболее объемное задание, предполагающее создание полноформатного связного высказывания на литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса (одного из трех предложенных по выбору). Эта часть неизменно присутствовала во всех предыдущих версиях ЕГЭ по литературе.

Подобная комбинация заданий призвана обеспечить необходимую содержательную валидность экзамена и одновременно выявить уровень сформированности у выпускников основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций- читательских, литературоведческих и речевых.

Проект

Кодификатор элементов содержания по литературе

для составления контрольных измерительных материалов

единого государственного экзамена 2008 года

Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05 1998 г. №1236 и «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» от 30.06 1999 г. №56), стандарта основного общего образования по литературе и стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденных приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03 2004 г. № 1089.

Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы.

Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в кодификаторе помечены кодом с дополнительным буквенным обозначением: 7.14.А и 7.14.Б, поскольку выпускникам предоставляется право выбора задания по одному из указанных произведений.

ККод раз-дела

Код

контро-лируемого элемента

Элементы содержания,

проверяемые заданиями КИМ

1

Сведения по теории и истории литературы

1.1

Художественная литература как искусство слова

1.2

Фольклор. Жанры фольклора

1.3

Художественный образ

1.4

Содержание и форма

1.5

Художественный вымысел. Фантастика.

1.6

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм).

1.7

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

1.8

Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог; авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.). «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.

1.9

Деталь. Символ. Подтекст.

1.10

Психологизм. Народность. Историзм.

1.11

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

1.12

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

Звукопись: аллитерация, ассонанс.

1.13

Стиль

1.14

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих. Ритм. Рифма. Строфа.

2

Из древнерусской литературы

2.1

«Слово о полку Игореве»

3

Из литературы XVIII века

3.1

Д.И. Фонвизин

Пьеса «Недоросль»

3.2

Г.Р. Державин

Стихотворение «Памятник»

4

Из литературы первой половины XIX века

4.1

В.А. Жуковский

Стихотворение «Море»

4.2

В.А. Жуковский

Баллада «Светлана»

4.3

А.С. Грибоедов

Пьеса «Горе от ума»

4.4

А.С. Пушкин

Стихотворения: «К Чаадаеву», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Туча», «...Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

4.5

А.С. Пушкин

Повесть «Капитанская дочка»

4.6

А.С. Пушкин

Поэма «Медный всадник»

4.7

А.С. Пушкин

Роман «Евгений Онегин»

4.8

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Парус», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Смерть Поэта», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Тучи», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Выхожу один я на дорогу...», «Пророк»

4.9

М.Ю. Лермонтов

«Песня про… купца Калашникова»

4.10

М.Ю. Лермонтов

Поэма «Мцыри»

4.11

М.Ю. Лермонтов

Роман «Герой нашего времени»

4.12

Н.В. Гоголь.

Пьеса «Ревизор»

4.13

Н.В. Гоголь

Повесть «Шинель»

4.14

Н.В. Гоголь

Поэма «Мертвые души»

5

Из литературы второй половины XIX века

5.1

А.Н. Островский

Пьеса «Гроза»

5.2

И.С. Тургенев

Роман «Отцы и дети»

5.3

Ф.И. Тютчев.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «Певучесть есть в морских волнах…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)

5.4

А.А. Фет

Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Учись у них – у дуба, у березы…»

5.5

И.А. Гончаров

Роман «Обломов»

5.6

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «В дороге», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Железная дорога», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

5.7

Н.А. Некрасов

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

5.8

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

5.9

Л.Н. Толстой

Роман-эпопея «Война и мир»

5.10

Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание»

6

Из литературы конца XIX – начала XX века

6.1

А.П. Чехов

Рассказы: «Хамелеон», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»

6.2

А.П. Чехов

Пьеса «Вишневый сад»

6.3

И.А. Бунин

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

7

Из литературы первой половины XX века

7.1

М. Горький.

Рассказ «Старуха Изергиль»

7.2

М. Горький

Пьеса «На дне»

7.3

А.А. Блок

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…»

7.4

А.А. Блок

Поэма «Двенадцать»

7.5

В.В. Маяковский

Стихотворения: «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»

7.6

В.В. Маяковский

Поэма «Облако в штанах»

7.7

С.А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Запели тесаные дроги…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»

7.8

М.И. Цветаева

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог».

7.9

О.Э. Мандельштам

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Батюшков»

7.10

А.А. Ахматова

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить…», «Заплаканная осень, как вдова...», «Творчество», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Приморский сонет», «Родная земля»

7.11

А.А. Ахматова

Поэма «Реквием».

7.12

М.А. Шолохов

Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)

7.13

М.А. Шолохов

Рассказ «Судьба человека».

7.14.А

М.А. Булгаков

Роман «Белая гвардия» (Допускается выбор.)

7.14.Б

М.А. Булгаков

Роман «Мастер и Маргарита» (Допускается выбор.)

7.15

А.Т. Твардовский

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»

7.16

А.Т. Твардовский

Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

7.17

Б.Л. Пастернак

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь»

7.18

А.И. Солженицын

Рассказ «Матренин двор»

8

Из литературы второй половины ХХ века

8.1

Проза второй половины XX века

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (Произведения не менее трех авторов по выбору.)

8.2

Поэзия второй половины XX века

Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (Стихотворения не менее трех авторов по выбору.)

8.3

Драматургия второй половины ХХ века

А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (Произведение одного автора по выбору.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (1)

    Методическая разработка
    направленных на социальную и профессиональную успешность, способность брать на себя ответственность, формирование профессиональных умений и навыков, обеспечить усвоение студентами основных понятий по теме (предмета)
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (2)

    Документ
    Спецификация экзаменационной работы для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений 2008 г. (единая по английскому, немецкому, французскому языкам)
  3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки сборник «Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования»

    Документ
    В целях реализации мероприятий по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Негосударственное образовательное учреждение

    Курсовая
    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Негосударственное образовательное учреждение «Институт «Верхневолжье» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Гражданское право» на тему: «Дееспособность граждан (физических лиц)» Выполнила:
  5. Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

    Документ
    Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования - одно из крупнейших учреждений дополнительного профессионального образования в России.

Другие похожие документы..