Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Санаторно-курортный комплекс «Спутник»(далее СОК «Спутник»), действующий от имени ФГУ «Государственный академический Большой театр России», именуемый...полностью>>
'Документ'
Администрация Алтайского края, Всероссийский союз страховщиков, Сибирская межрегиональная ассоциация страховщиков, Алтайский страховой союз проводят 1...полностью>>
'Документ'
В целях реализации Федеральных законов от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сов...полностью>>
'Образовательный стандарт'
освоение совокупности знаний об историческом пути и опыте народов России и человечества, представлений о многообразии отражения и объяснения событий ...полностью>>

Совершенствование принципов и инструментария проектирования транспортно-логистической системы транзитного региона (на примере Воронежской области)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи


ЯРОСЛАВЦЕВА ЮЛИЯ ИВАНОВНА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ

И ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТРАНЗИТНОГО РЕГИОНА

(на примере Воронежской области)

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: логистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону, 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор Макаров Евгений Иванович

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Кизим Анатолий Александрович

доктор экономических наук, профессор Шеховцов Роман Викторович

Ведущая организация:

Самарский государственный экономический университет (СГЭУ) г.Самара

Защита состоится 27 февраля 2012г. в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.207.01 при Ростовском государственном строительном университете по адресу: 344022, г.Ростов-на-Дону, ул.Социалистическая, д.162, ауд.37.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовского государственного строительного университета.

Автореферат разослан и размещен на сайте ВАК

«__» ________ 2012 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

д-р. техн. наук, профессор Страхова Н.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Развитие конкурентной среды и тенденция к глобализации мировой экономики привели к формированию интегрированной логистики, позволяющей объединить усилия предприятия и его логистических партнеров, в сквозном управлении материальными и сопутствующими потоками в цепи «закупки - производство - распределение - продажи - сервис». Важным фактором экономического роста стало формирование макрологистических систем, которые охватывают отдельные сферы предпринимательства, регионы и страны. Существующий опыт использования логистических систем в промышленно развитых странах позволяет сделать вывод, что транспортные расходы при этом сокращаются на 7 – 20 %, расходы на хранение и грузопереработку продукции уменьшаются на 15 - 30 %, а общие логистические издержки - на 12 - 35 %. Оборачиваемость оборотного капитала ускоряется на 20 – 40 %, а запасы материальных ресурсов и готовой продукции снижаются на 50 – 200 %.

Вхождению России в мировое сообщество в качестве равноправного партнера будет способствовать интеграция региональных транспортно-логистических систем (РТЛС) с федеральной и международной транспортно-логистическими системами грузо- и товародвижения. Огромная территория России, с большим разнообразием природных, климатических, географических и экономических условий, специализация производства в регионах приводят к тому, что одним из эффективных путей социального и экономического развития регионов становится формирование РТЛС.

Учитывая роль и место Воронежской области в социально-экономическом развитии Центрально-Черноземного региона, Центрального Федерального округа (ЦФО) и России в целом, особую актуальность, приобретает проблема формирования транспортно-логистической системы Воронежской области.

Степень разработанности проблемы. Различные научно-методические и практические аспекты логистики рассмотрены в работах многих зарубежных и отечественных ученых и специалистов. Труды А.У. Альбекова, Б.А. Аникина, Д. Бауэрсока, А.Г. Белоусова, М.П. Гордона, А.М. Гаджинского, В.В. Дыбской, М.Е. Залмановой, Л.Б.Зеленцова, Е.К. Ивакина, К.В. Инютиной, А.А. Кизима, Д.Д. Костоглодова, Д. Клосса, Е.И. Макарова, Л.Б. Миротина, Ю.М. Неруша, Д.Т. Новикова, О.А Новикова, Т.А. Прокофьевой, Б.К. Плоткина, В.И. Сергеева, А.И. Семененко, А.А. Смехова, В.Н. Стаханова, Д.В. Стаханова, И.В. Терениной, А.Н. Тяпухина, С.Н. Тамбовцева, Р.В. Шеховцова, В.В. Щербакова и других авторов внесли большой вклад в развитие теории и практики логистики.

Проблемы управления транспортом исследовали многие ученые, среди них можно перечислить следующих: Н.А. Атрохова, В.М. Бобкову, С.Г. Бычкову, А.В. Вельможина, В.В. Гасилова, О.В. Гончарук, Я.В. Григорьеву, И.И. Заметалина, В.В. Зырянова, А.Х. Касимова, А.Б. Мальцева, Л.Б. Миротина, Р.А. Миянова, С.М. Мочалина, В.П. Николаева, В.И. Николина, В.А. Персианова, С.М. Резер, О.Г. Солнцеву, О.А. Элтухова. В работах перечисленных ученых в основном затрагивались проблемы управления транспортными потоками, парком грузового автотранспорта, вопросы применения экономико-математического моделирования в управлении автотранспортом, но проблемы использования логистики для организации и регулирования потоковых процессов региона изучались недостаточно углубленно.

Остается нерешенным целый комплекс задач, связанных с методологией формирования мезологистических систем и оптимизацией их организационной структуры с учетом специфики региона, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров (МТК).

Целью диссертационного исследования является развитие теоретических основ и разработка методических рекомендаций по формированию и оценке эффективности транспортно-логистической системы региона, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Исследовать состояние, тенденции и перспективы социально-экономического развития Воронежской области.

  2. Выявить и актуализировать проблемы функционирования и дальнейшего развития транспортно-логистического комплекса Воронежской области.

  3. Обосновать и классифицировать основные факторы и методологические принципы формирования транспортно-логистической системы региона, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров.

  4. Разработать методику формирования структуры региональной транспортно-логистической системы и основ экономического взаимодействия участников логистического процесса в транзитном регионе.

  5. Основываясь на методах системного подхода, разработать последовательность основных этапов решения задачи синтеза транспортно-логистической системы транзитного региона.

Объектом исследования является транспортно-логистическая инфраструктура и совокупность грузопотоков на уровне региона.

Предметом исследования являются организационные и экономические отношения, которые возникают в процессе формирования и функционирования региональной транспортно-логистической системы.

Теоретико-методологической основой исследования являются научно-теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных ученых в области логистики и региональной экономики.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Воронежской области, постановления Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, данные Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, публикации в периодической печати по исследуемой проблеме, материалы международных, региональных и межвузовских научно-практических конференций, а также материалы, размещенные в сети Интернет.

Методологической базой исследования является совокупность методов научного поиска: экспертных оценок, экономико-математических, экономико-статистических, расчетно-аналитических, абстрактно-логических и других. Репрезентативность, доказательность и обоснованность результатов диссертационного исследования достигается за счет использования методов системного анализа, математической статистики и экономико-математического моделирования.

Научная новизна исследования заключается в разработке методических подходов к решению проблемы формирования региональной транспортно-логистической системы применительно к условиям Воронежской области, находящейся на пересечении международных транспортных коридоров, и оценке эффективности ее функционирования, и состоит в следующем.

  1. На основе корреляционного анализа произведена классификация факторов, определяющих цели формирования и функционирования транспортно-логистической системы транзитного региона, по группам, характеризующим социально-экономическое и географическое положение региона; развитие производства; состояние складской сети, транспортной и логистической инфраструктуры; грузопотоки, проходящие по территории региона; институциональные и экологические аспекты.

  2. Выделены два уровня основополагающих принципов формирования региональной транспортно-логистической системы, учитывающих создание в регионе логистической инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию транспортно-логистического процесса с МТК.

  3. Разработан организационно-экономический механизм формирования, на основе Воронежского регионального транспортно-логистического центра, региональной транспортно-логистической системы, включающей правовые, экономические и информационные элементы, взаимодействие которых внутри системы и с внешней средой обеспечивает эффективное функционирование МТК и социально-экономическое развитие транзитного региона.

  4. Разработан алгоритм решения задачи синтеза региональной транспортно-логистической системы, включающий экономико-математическую модель оценки транспортно-логистических затрат, времени прохождения грузов, объемов складских запасов, загрязнения окружающей среды региона, социальной составляющей.

Теоретическая значимость результатов проведенного исследования заключается в дальнейшем развитии методологии проектирования, функционирования и определении критериев оценки логистических систем на мезо- и макроуровне.

Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в разработке методики и возможности ее использования региональными и муниципальными органами власти при принятии решений по развитию транспортной и складской инфраструктуры соответствующего уровня.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в высших учебных заведениях в процессе преподавания соответствующих дисциплин, а также в научной и проектной работе в качестве научно-исследовательского материала и информационного источника при изучении проблемы формирования региональной транспортно-логистической системы.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях:

- научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, г. Воронеж, 2006 - 2011г.г.

- Международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии», г. Санкт-Петербург, 2007 г.

- Региональной межвузовской научно-практической конференции «Из режима функционирования – в режим развития», г. Воронеж, 2007 г.

- Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и права в современных условиях», г. Пятигорск, 2009 г.

- Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост», г. Красноярск, 2011 г.

Результаты исследования и практические рекомендации, сформулированные в диссертационной работе, прошли апробацию в ООО «Inter Logistics Group» и Управлении автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области, а также используются в учебном процессе ФГБОУ ВПО ВГАСУ при подготовке экономистов-менеджеров по специальности 08.05.02 - «Экономика и управление на предприятии (строительство)» по дисциплине «Логистика».

Публикации по теме диссертации. Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 12 работах, общим объемом 4,3 п.л. (авторских 4 п.л.), в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки России, опубликованы 3 работы, общим объемом 1,4 п.л. (авторских – 1,3 п.л.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из ведения, трех глав, заключения, списка литература из 179 наименований, 7 приложений. Общий объем диссертации составляет 198 страниц текста, включающего 25 рисунков и 24 таблицы.

Во введении обоснован выбор и актуальность темы исследования, сформулирована цель и задачи работы, выявлены научная новизна и практическая значимость результатов диссертационного исследования.

В первой главе «Анализ направленности и оценка объемов материальных потоков в регионе» проведен анализ сферы строительства, промышленного производства, сельского хозяйства и инвестиционной деятельности Воронежской области, позволивший выявить основные проблемы и перспективы их развития. Рассмотрены экономические и географические условия формирования ВРТЛС. Проведен анализ состояния складской инфраструктуры и ситуации, сложившейся на транспортно-логистическом рынке Воронежской области.

Во второй главе «Механизм формирования транспортно-логистического обеспечения региона» в результате проведенного исследования определены основные факторы, устанавливающие цели формирования и функционирования ВРТЛС, предложена их классификация. Предложена двухуровневая система принципов формирования региональной транспортно-логистической системы. Разработан организационно-экономический механизм формирования ВРТЛС, сформулированы основная цель создания и задачи развития ВРТЛС и регионального транспортно-логистического центра и его основные функции. Разработана последовательность основных этапов формирования ВРТЛС, оформленная в виде соответствующего алгоритма.

В третьей главе «Реализация основных положений по формированию Воронежской региональной транспортно-логистической системы» предложены мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры в рамках формирования ВРТЛС. Разработана организационно-функциональная структура Воронежского регионального транспортно-логистического центра (ВРТЛЦ) и схема размещения сети территориальных транспортно-логистических центров (ТТЛЦ) на территории региона. Определена эффективность внедрения и общие социально-экономические результаты формирования ВРТЛС.

В заключении изложены основные выводы и результаты проведенного исследования.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Классификация факторов,

определяющих цели формирования и функционирования

транспортно-логистической системы транзитного региона

Сегодня Воронежская область наиболее крупная после Московской области по территории, численности населения, а также экономическому потенциалу в ЦФО.

Изучение ситуации на транспортно-логистическом рынке Воронежской области позволяет сделать вывод, что он развивается стихийно и недостаточно удовлетворяет существующие потребности растущей экономики региона.

Для повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования транспортно-логистического комплекса в условиях рыночной экономики требуется применение принципиально новых подходов, основанных на приоритетности формирования и развития интегрированных транспортно-логистических систем. Конструктивным путем решения данной задачи станет создание Воронежской региональной транспортно-логистической системы (ВРТЛС).

В результате проведенного исследования, на основе анализа различных источников, а также на основе корреляционного анализа, произведена классификация факторов, определяющих цели формирования и функционирования транспортно-логистической системы транзитного региона, представленная в табл. 1.

Таблица 1

Классификация основных факторов, влияющих на формирование ВРТЛС

Географическое положение

Состояние транспортной инфраструктуры

Состояние складской сети

Состояние логистической инфраструктуры

Грузопотоки, проходящие по территории региона

Социально-экономическое развитие

Развитие производства

Институ-циональные факторы

Экологические факторы

  1. размер территории региона;

  2. административное деление;

  3. наличие соседних областей – регионов РФ;

  4. наличие соседних областей – регионов других стран;

  5. наличие МТК, крупных федеральных автомагистралей и железнодорожных линий, судоходных рек, проходящих по территории региона.

  1. густота транспортных коммуникаций, проходящих по территории региона;

  2. наличие крупных транспортных узлов;

  3. наличие транспортных предприятий, вокзалов, станций, портов, аэропортов и т.д.;

  4. уровень развития производственно-технической базы.

    1. наличие грузоперерабатывающих комплексов, терминалов, складов временного хранения, общего назначения, специализированных, таможенных и др.;

    2. уровень развития производственно-технической базы;

    3. соответствие размеров и территориального расположения требованиям потребителей.

  1. наличие экспедиционных предприятий; региональных распределительных центров (РРЦ), транспортно-распределительных центров (ТРЦ) и т.д.; оптовых торговых посредников, товарных и фондовых бирж, страховых организаций, информационных и консалтинговых кампаний, центров дистрибьюции, предприятий связи и т.д.;

  2. уровень логистического сервиса.

  1. структура грузопотоков;

  2. направленность грузопотоков;

  3. интенсивность грузопотоков.

  1. уровень развития отдельных субъектов региона;

  2. уровень развития региона в целом;

  3. специфика развития региона.

  1. объем производства;

  2. отраслевая структура (специализация) производства;

  3. размеры и территориальное расположение предприятий (концентрация производства).

  1. соответствие политики федеральных и региональных органов власти в области транспорта и логистики, экологии и т.д. мировым тенденциям;

  2. уровень развития существующей нормативно-правовой базы в области транспорта и логистики, экологии и т.д.;

  3. особенности регионального законодательства.

  1. состояние окружающей среды в регионе;

  2. экологичность технологических процессов.

Установлено, что на формирование ВРТЛС влияет множество факторов. Один из главных - выгодное транспортно-географическое положение области. В широтном и меридиональном направлении ее пересекают международные транспортные коридоры «Север – Юг» и «Запад – Восток», которые в перспективе позволят экономике области наиболее полно интегрироваться в общероссийское и мировое экономическое пространство.

Таким образом, Воронежская область является транзитным регионом, что требует особого учета данного фактора при разработке принципов формирования ВРТЛС.

2. Два уровня основополагающих принципов формирования

региональной транспортно-логистической системы

Анализ большого количества источников позволил выделить общие методологические принципы формирования региональных транспортно-логистических систем и ряд специфических принципов, характерных для транзитного региона, и получить двухуровневую структуру принципов формирования региональной транспортно-логистической системы, учитывающую создание в регионе логистической инфраструктуры, которая обеспечивает интеграцию транспортно-логистического процесса с МТК. Классификация основных принципов формирования ВРТЛС представлена на рис. 1.

Разработанная классификация факторов и принципов формирования ВРТЛС является основой для создания ее организационно-экономического механизма.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проект стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года

    Документ
    3.2.3. Обеспечение высоких и устойчивых темпов развития индустриального и агропромышленного комплексов области на основе их масштабной модернизации. 117
  2. Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года

    Реферат
    3.2.3. Обеспечение высоких и устойчивых темпов развития индустриального и агропромышленного комплексов области на основе их масштабной модернизации. 120
  3. Администрация брянской области постановление от 20 июня 2008 г. N 604 об утверждении стратегии социально-экономического развития брянской области до 2025 года

    Документ
    В целях обеспечения условий для стабильного экономического роста Брянской области, повышения уровня жизни населения на основе реализации природного, географического,
  4. Губернатор новосибирской области постановление от 3 декабря 2007 г. N 474 о стратегии социально-экономического развития новосибирской области на период до 2025 года

    Документ
    В соответствии с Законом Новосибирской области от 16.07.2005 N 310-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 26.
  5. «Технологии, научно-техническое и информационное обеспечение в образовании, экономике и производстве региона»

    Документ
    «Технологии, научно-техническое и информационное обеспечение в образовании, экономике и производстве региона»: материалы X международной научно-прак­тической конференции, филиал ГОУ ВПО МГУТУ в г.

Другие похожие документы..