Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Памятка'
Для граждан других государств для въезда в Сербию необходимо иметь действующий загранпаспорт, срок действия которого не должен быть менее 6-х месяцев ...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится «14» декабря 2011 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.03 по защите диссертации на соискание ...полностью>>
'Практикум'
Методическое пособие содержит задания для лабораторных работ по дисциплине «Информатика». Приведены задания, позволяющие на уровне пользователя освои...полностью>>
'Документ'
Наглядными примерами использования принципов построения логистических систем являются логистические системы управления потоковыми процессами (ЛСУ ПП)....полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Антропология» Л. А. Моисеева Док б. наук, профессор

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Институт ПСИХОАНАЛИЗА

Факультет психологии

Кафедра гуманитарных и общеобразовательных

дисциплин

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры гуманитарных и

общеобразовательных дисциплин

от 23 октября.2009г., прот. № 1

зав. кафедрой гуманитарных и

общеобразовательных дисциплин

Л.А.Моисеева______________

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Антропология»

Л.А. Моисеева

Док.б.наук, профессор

Москва

2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Выписка из государственного образовательного стандарта…………………….. 3

2. Учебная программа…………………………………………………………………. 4

2.1.Введение…………………………………………………………………………….4

2.2. Содержание дисциплины …………………………………………………………5

2.3. Тематический план лекционного курса ………………………………………….7

2.4. Тематический план семинарских занятий ……………………………………….7

2.5. Список рекомендуемой литературы ……………………………………………...8

2.5. Основной …………………………………………………………………………...8

2.5. Дополнительный ……………………………………………………………….......8

3. Организация самостоятельной работы ……………………………………………..9

4. Темы рефератов ……………………………………………………………………...11

5. Список контрольных вопросов ……………………………………………………...13

6. Методическое обеспечение дисциплины …………………………………………...14

6.1. Методические рекомендации к семинарским и лабораторным занятиям……….14

6.2. Методические рекомендации по осуществлении самостоятельного

контроля………………………………………………………………………………….14

6.3. Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов ………………………………………………………………………...14

7. Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы………...15

8. Ключевые слова………………………………………………………………………..16

1. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего

профессионального образования.

Индекс

Основные разделы дисциплины

Всего

часов

ЕН.Ф.02

Три раздела антропологии: антропогенез,

морфология расоведение (этническая

антропология). Антропогенез: происхождение

и эволюцией человека; этапы эволюции и

гипотезы эволюции человека; факторы

эволюции и прародина человека разумного.

Морфология: вопросы соматической и

функциональной антропологии; генетика в

центре биологической изменчивости; влияние

условий внешней среды на вариабельность

признаков; факторы роста и развития

человеческого организма; конституция человека

и се экологические аспекты. Этническая

антропология: истории, места и причины

возникновения рас; теория моногенизма и

полигенизма; факторы и очаги расообразования;

классификация человеческих рас.

60

2.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

2.1. Введение

Дисциплина «Антропология» является составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки по специальности «психология», согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Она предназначена для вооружения студентов системой теоретических знаний и умений в трех основных направления антропологии: антропогенез, морфология, расоведение (этническая антропология). Цель дисциплины заключается в формировании у студента знаний современных палеонтологических исследований, объясняющих этапы, причины и тенденции эволюции гоминид. Основные задачи курса: формирование у студента целостного представления о факторах и критериях возникновения человека и человеческих популяций, конституции человека и развитии его в течение жизненного цикла; выработка умения и навыков аргументировать свою точку зрения по спорным вопросам антропологии; умение самостоятельно поставить и решить научную задачу; применение полученных знаний по изучаемым в курсе вопросам в целях решения проблем межрасового, межнационального и межкультурного общества; определение аномалии роста и развития человеческого организма; Предлагаемый УМК ориентирован па студентов психологических вузов.

2.2. Содержание дисциплины.

Раздел 1.Предмет, задачи, методы антропологии.

Предмет антропологии как науки. Общий очерк истории антропологии. История сравнительного изучения человека и животных. Специфика антропологии. Проблема человека в современной науке о природе и обществе. Междисциплинарные связи в изучении человека.

Раздел 2. Эволюция человека.

Характеристик отряда приматов. Формы взаимоотношений в популяциях обезьян. Манипуляционная, орудийная и интеллектуальная деятельности приматов. Человек и его место к животном мире. Эволюция животных форм. Таксономия. Человек как представитель отряда приматов, класса млекопитающих, типа хордовых. ' Общая характеристика отряда приматов. Животный предок человека: симиальная теория антропогенеза. Эволюция гоминоидов. Дриопитек. Выделение линии человека по палеонтологическим данным. Эволюция гоминид. Факторы и критерии гоминизации. Этапы антропогенез;}. Двуногие человекообразные австралопитеки. Олдувайский человек, олдувайская культура. Архантропы /человек выпрямленный, питекантропы, синантропы/. Палеонтропы /неандертальцы/. Неоантропы /кроманьонец/. Появление человека разумного. Ископаемые гоминиды Африки, Европы, Азии эпохи плейстоцена. Характеристика плейстоценового периода. Гипотезы возникновения человека разумного. Социальные и психологические аспекты происхождения человека: переход от сообщества животных к человеческому обществу и культурной деятельности (коллективный труд, орудия и ремесла, появление речи, обучения и передачи информации).

Раздел 3 Конституция тела человека.

Конституция как отражение целостности организма. Морфофункциональные аспекты конституции. Сравнительный анализ роста, размеров тела, строение черепа, мозга, скелета, конечностей человека и животных. Пигментация покровов, цвет волос. Биохимическая изменчивость/индивидуальность/, группы крови. Генетическая изменчивость, половое различие. Психологические аспекты конституции, роль эндокринного статуса. Медицинские основы конституции человека. Понятие о физическом развитии. Классификация телосложения. Связь телосложения с поведением, болезнями, умственным развитием. Социальные и экологические аспекты конституции человека. Адаптивный тип. Жизненные среды. Зоны личной территории.

Раздел 4. Возраст. Возрастная периодизация жизни человека.

Индивидуальное развитие человека. Общая периодизация онтогенеза. Основные этапы постнатального онтогенеза. Факторы и критерии роста, и развития в постнатальном онтогенезе. Основные особенности онтогенеза на современном этапе его биосоциального

развития: акселерация, колебательный теми развития. Понятие о биологическом возрасте человека. Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека. Психофизическая динамика взрослости. Физиологическая зрелость, половой деморфизм, умственные и психические способности. Продолжительность жизни и старение. Критерии старения. Видовая продолжительность жизни. Половой деморфизм /генетические, морфологические, физиологические аспекты/. Феномен жизни и смерти.

Раздел 5. Экологическое разнообразие человека.

Популяция и географическая изменчивость. Полиморфизмчеловека. Видовое единство человека, биологическое и социальное понятие человеческой общности. Социальные образования-группы, классы, этносы, нации. Нация как общность людей, объединенных единой территорией, экономикой, психикой, языком. Раса как биологическая категория общности. Отличие рас человека от подвидового /расового/ деления животных. Классификация человеческих рас. Подразделение больших рас на малые расы. Антропологический состав народов мира. Современное распространение человеческих рас. Основные факторы расообразования: изменение расовых признаков, половой отбор, адаптация, изоляция, смешение рас. Экология человека. Климатическая и экологическая адаптация как биологический вид приспособления. Социальная адаптация – новая форма адаптации человека.

2.3. Тематический план лекционного курса

(Очная форма обучения – 30 аудиторных часов)

занятия

Тема занятия

Количество

часов

1

Предмет и задачи антропологии. История антропологии

2

2

Происхождение и эволюции человека,

его место в системе животного мира

4

3

Биологическая изменчивость в популяциях современного человека, рост и развитие человеческого

организма.

4

4

Понятие конституции человека

2

5

Жизненные среды человека. Зоны личной территории.

2

6

.Возрастная периодизация жизни человека. Понятие биологического возраста.

4

7

Этническая антропология: экологическое разнообразие

человека. Происхождение рас.

4

.

2. 4. Тематический план семинарских занятий

(Очная форма обучения - 8 часов)

занятия

Тема занятия

Количество

часов

1

Этапы эволюции приматов и человека.

2

2

Возможные пути эволюции человека в будущем.

2

3

Различные аспекты конституции человека.

2

4

Основные факторы расообразования.

2

Заочная форма обучения

занятия

Тема занятия

Количество

часов

1

Антропология - Антропогенез

4

2

Антропология -.Морфология

4

3

Антропология - Расоведение

4

2.5. Список рекомендуемой литературы

Основной:

1. Антропология. Учеб. пос. / сост. Рыбаков Л.Б. и др. - М., 1995.

2. Антропология. Хрест. / сост. Бахолдина В. Ю., Дерягина М.А. - М.,

1997.

3. Антропологии. Хрест. / под ред. Россолимо Т.Н. и др.

Воронеж. 1998.

4. Биология человека. Под ред. Ярыгиной В.Н. и др. Т. 1,2. - М.:

Высш.шк., 1999.

5. Колюцкий В.Н. Филогенез: уровни псих, отражения и ЦМС. Уч.

пос. М.. 1998.

6.Коласьев Н.11. Интегративная концепция человека. - СПб, 1994.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

8. Моисеева Л.А. Аспекты зоопсихологии. Сравнительная

психологии. - М., 2001.

9. Моисеева Л.А. О природе живого: зоопсихология, сравнительная

психология. - М., 2009.

10. Харрисон Дж. и др. Биология человека. - М., 1979.

11.Хомутов Л.И. Антропология. - Ростов-на-Дону, 2002.

12.Хрисанфова Н.Н., Перевозчиков Г.Д. Антропология. М., 1991.

Ростов-на-Дону, 1999.

13.Эволюционная антропология. Уч. Нос. / сост. Дерягииа М.А. / - М.,

1999.

Дополнительной:

1. Адлер А. Понять природу человека. - СПб, 2000.

Бочаров В.В. Антропология возраста. - С

2. Алексеев В.11. Очерки экологии человека. - М.: Наука, 1993.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.:

Наука, 1977.

4. Бим-Бад Б.М. I Педагогическая антропология. - М.: УРАО, 1998.

5. Биологическая эволюция человека. Под ред. РогинскогоЯ.Я. - М.:

МГУ, 1989.

6. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб.,2001.

7. Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной

антропологии.- М., 1996.

8. Гумилев Л.В. Этногенез и биосфера земли. М., 1994.

9. История первобытного общества: проблемы антропосоциогенеза. (под ред.К.В. Брамлея. М.,1084.

10. Максимов Д.В. Основы антропологии. Учеб. пос. - Тамбов, 1997.

11.Черноушек М. Психология жизненной среды. - М.: Мысль, 1989.

12.Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997.

3. ОГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Темы для

Самостоятель-ного

изучения

Изучаемые

вопросы

Коли-чество часов

д/о

3/0

Формы

Самостоятель-ной работы

Мет-

ческое

обеспе-чение

Форма

отчетности

д/о з/о

Количество часов для контр, преп.

Обзор ископаемых

гоминид

В

Африке,

Европе,

Азии,

Австралии их

древность

6/10

Анализ

учебной

литературы

и научных

исследовании

Учебники, научные

монографии,

научные

статьи

Доклад/

реферат

Этапы эволюции обезьян и человека

Дриопитек, Рамапитек, Австралопитек, Человек умелый, Homo erectus, Неандерталец, Кроманьонец. Их образ жизни

6/10

Анализ учебной литературы и научных исследований

Учебники, научные монографии, научные статьи

Доклад /реферат

Факторы и критерии роста и развития

Градиент роста Гомеостаз Наверстывание Акселерация чувствительные периоды Биологический возраст

6/12

Анализ учебной литературы и научных исследований

Учебники, научные монографии, научные статьи

Доклад /реферат

Основные факторы расообразования

Экологические факторы Изоляция Смешение рас

Отбор Мутагенез

6/10

Анализ учебной литературы и научных исследований

Учебники, научные монографии, научные статьи

Доклад /реферат

Классификация человеческой расы

По внешним физическим признакам По географическим местам

6/10

Анализ учебной литературы и научных исследований

Учебники, научные монографии, научные статьи

Доклад /реферат

График организации самостоятельной работы студентов

октябрь

ноябрь

декабрь

№ темы

1

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

5

1

х

2

x

3

x

4

x

5

x

6

x

4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Происхождение человека: этапы антропогенеза.

  2. Конституция человека.

  3. Фазы развития взрослого человека: психофизиологическая динамика.

  4. Жизненные среды, зоны личной территории.

  5. Типы телосложения, их связь с физиологическим и психологическим статусом человека.

  6. Пубертатный период в онтогенезе и его значение в формировании организма человека.

  7. Понятие биологического возраста.

  8. Возможные пути эволюции человека в будущем.

  9. Расы, этносы, нации. Классификация человеческих рас.

10. Расизм и ею социальные корни.

11. Этапы эволюции приматов и человека.

12. Социальные аспекты происхождения человека.

13. Виды деятельности у неандертальцев и кроманьонцев.

14. Происхождение искусства.

15. Продолжительность жизни человека и его биологические возможности.

16. Процесс старения. Старость.

17. Феномен жизни и смерти.

5. СПИСОК КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

1. Какое место занимает антропология в системе наук о человеке?

2. Что выделяет человека из общей эволюции животного мира?

Двойственная природа человека.

3. Характеристика отряда приматов.

4. Этапы антропогенеза: эволюция гоминид.

5. Критерии человека разумного.

6. Биологические предпосылки зарождения человеческой речи.

7. Этапы индивидуального развития человека и рост полового

созревания.

8. Гипотезы появления человека: моно- и полицентризм.

9. Периодизация онтогенеза человека.

10.Что такое биологический возраст человека?

11.Фазы развития взрослого' человека, психофизиологическая

динамика.

12.Критерии старения.

13.что такое конституция человека? Многообразие се аспектов.

14.Факторы, влияющие на рост и развитие организма: наследственные,

средовые.

15.Роль социальных факторов в биологическом развитии человека.

16.В чём отличие скелета, черепа и конечностей человека от животных

предков?

17.Особенности морфологии мозга человека и его психосоциального

статуса по сравнению с животными.

18.Жизненнее среды человека. Зоны личной территории.

19.Что такое видовое единство человечества?

20.Понятие о расах. Фактор расообразования.

21.Какие факторы определяют человеческое разнообразие?

22.В чем античеловечность расизма?

23.Антропологический состав народов мира.

24.Понятие генотипа и фенотипа человека.

25.Экология человека: факторы климатической и экологической

адаптации.

26.Понятие об изменчивости человека: биологической, социальной.

27.Основные формы взаимодействия в сообществе обезьян: групповое

поведение.

28. Коммуникация приматов и появления речи у гоминид.

29. Социальное поведение антропоидов, использование орудий

30. История антропологии как науки.

31. Место человека в системе животного мира.

32.Этапы эволюции приматов.

33.Этническая антропология ее задачи, общее понятие о расе.

34.Факторы и критерии роста и развития человека в постнатальном онтогенезе.

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6. 1. Методические рекомендации к семинарским занятиям.

Цель дисциплины заключается в следующем:

- дать студентам знания современных археологических исследований объясняющих этапы, причины и тенденции эволюции гоминид -предков человека.

- сформировать умение анализировать различные теории и концепций феномена появления вида современного человека и современных человеческих рас.

- уметь прослеживать изменчивость человека от древнего предка до современного человека.

6. 2. Методические рекомендации по осуществлению самостоятельного контроля.

Студент, изучивший данную дисциплину, должен иметь представление:

- о значимых археологических, палеонтологических находках ранних предков человека и

современных научных гипотезах;

- о методах, используемых в антропологических исследованиях;

- о различных антропологических теориях и концепциях.

Знать:

- основные гипотезы гоминиэации или очеловечивания обезьяны;

- социальные аспекты происхождения человека;

- факторы расообразования;

- динамику и роста и развития человеческого организма.

Уметь:

- самостоятельно выделять антропологическую проблему и обосновывать пути ее

решения;

- сформулировать тему исследования, определить его значение и сделать

выводы.

Иметь опыт:

- использовать полученные знания в исследовательской и практической работе

с людьми в решении конфликтов на расовой и межэтнической почве;

- определить аномалии роста и развития человеческого организма.

- решать рактические проблемы экологии, определяющим фактором которых является разум человека.

6. 3. Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов.

Задачи дисциплины заключается:

- в формировании целостного представления о всех аспектах антропологии их

роли в объяснении природы человека и его назначении;

- в выработке умения и навыков аргументировать свою точку зрения по спорным

вопросам антропологии;

- дать студенту практику самостоятельной постановки

антропологических проблем и их решения;

- вооружить студента навыками и умением практического

применения полученных знаний по изучаемым в курсе проблемам.

7. Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы.

Многие технические материалы, такие как основная и дополнительная литература имеются в институтской библиотеке. Все аудитории Института имеют техническое оснащение для демонстрации аудио- и видеоматериалов.

8. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Антропогенез, архантропы, биологический возраст, биосоциальный, генотип, гоминиды, гоминоиды, конституция человека, манипуляционная деятельность, неоантропы, онтогенез, орудийная деятельность, палеоантропы, питекантропы, плейстоцен, половой деморфизм, популяции, расы, симиальная теория, синантропы, социум, таксономия, филогенез, эволюция, экологическая адаптация.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Албегова Ирина Федоровна учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 080507.
  2. Учебно-методический комплекс для специальности 030602 «Связи с общественностью» Согласовано: Рекомендовано кафедрой

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Религиоведение» составлен в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по специальности 030602 – «Связи с общественностью».
  3. В. В. Миронова Рекомендовано Учебно-методическим советом по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебник

    Учебник
    Рекомендовано Учебно-методическим советом по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.
  4. Образовательная программа Рабочий учебный

    Образовательная программа
    ТихоновС.Э., Желтобрюхов В.Ф., Шишкунов В.М., Павловский Е.С., Полянинов Л.Я., Рулев А.С., Кулик К.Н., Брылев В.А., Зыков И.Г., Косенкова С.В., Фесенко В.
  5. Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп библиогр указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. Чебоксары, 2010. 383 с. Ретроспективный указатель

    Библиографический указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.

Другие похожие документы..