Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В сучасних умовах лібералізації економічних і політичних процесів, що проходять в Україні виникла нагальна потреба в знаннях щодо порядку встановленн...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский госуда...полностью>>
'Сказка'
Сценарий домашнего задания - Сенсация! - Сказка ушла в оппозицию! - Сказка лжет и намекает! - Сегодня суд над сказкой! - Процесс века! - Трубадур назв...полностью>>
'Документ'
бюджетне асигнування, бюджетне зобов’язання, бюджетне призначення, розпорядники бюджетних коштів, доходи, видатки, загальний фонд, спеціальний фонд, ...полностью>>

М. А. Шолохов «судьба человека» Преподаватель русского языка и литературы пл №8 г. Казалинска Кызылординской области Кибекбаева ЖанарУмирзаковна Цель урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

М.А.ШОЛОХОВ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

Преподаватель русского языка и литературы ПЛ №8

г. Казалинска Кызылординской области

Кибекбаева ЖанарУмирзаковна

Цель урока:

Образовательная: Помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова – психолога в раскрытии характера Андрея Соколова, который сумел преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой; проанализировать яркие отдельные эпизоды из жизни главного героя

Развивающая: Развить устную и письменную речь, обогатить их словарную лексику новыми славами; научить углубленно понимать и сопереживать событиям рассказа; развить мышление и память, расширить кругозор.

Воспитательная: Через содержания рассказа выстроить шкалу общечеловеческих ценностей, таких как: счастье, долг, достоинство и гордость; привить детям почет и уважение ветеранам, отстоявшим свободу родной страны

Тип урока: Анализ произведения

Метод: Частично – поисковый, мозговой штурм

Форма: Групповая

Оборудование: компьютер, диапроектор, плакаты, маркеры, книги.

План урока:

І. Организационный момент и психологическая установка

ІІ. Проверка и опрос домашнего задания

Творчество Михаила Шолохова

1) Работа над изречением писателя

2) Произведения М. Шолохова

ІІІ. Новая тема. Анализ произведения

  1. Работа над эпигрофом.

  2. Человеческие ценности. Лучшие черты характера

  3. Анализ текста

А) І группа «Мирная жизнь Андрея»

Б) ІІ группа – «Характеристика жены Андрея - Ирины»

  1. Словарная работа. Что такое счастье? Как вы понимаете это слово?

  2. І группа – «Сцена прощания»

  3. ІІ группа – «Доставка снарядов гаубичной батарее»

  4. Словарная работа. Как вы понимаете смысл слова долг?

  5. Просмотр учащимися эпизода «вызов Соколова к коменданту концлагеря»

  6. Работа над понятиями честь, достоинство, гордость

  7. Перекрестная беседа

А) Почему комендант Мюллер подарил Соколову жизнь?

Б) Как Мюллер характеризует военнопленного?

IV. Закрепление новой темы

  1. Вопросно – ответная беседа на закрепление

  2. Дискуссионная карта

V. Выставление оценок за урок

VІ. Домашнее задание

Ход урока:

І. Организационный момент

- Взаимное приветствие

Отметить отсутствующих

Ребята! Перед тем как приступить к основному моменту урока, давайте пожелаем друг другу добрых слов. Итак начинаю я: доброго вам здоровья, дети!

-Больше вам добрых друзей!

-Чтобы у вас было только доброе сердце!

-И еще, дети, творите только добрые дела!

ІІ. Проверка и опрос домашнего задания:

Творчество М. А. Шолохова

  1. Работа над словами самого писателя:

«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресс человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив»


А теперь вспомним произведения М. Шолохова

«ШИБАЛКОВО СЕМЬЯ»


«АЛЕШКИНО СЕРДЦЕ»


«ТИХИЙ ДОН»

«ЧЕРВОТОЧИНА»


«НАХАЛЕНОК»

«ЛАЗОРЕВАЯ СТЕПЬ»


ПРОИЗВЕДЕНИЯ


«НАУКА О НЕНАВИСТИ»

«ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ»


«ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»


«СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»


ВО ВСЕХ ЭТИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЬ ПРИЗЫВАЕТ ЛЮДЕЙ БЫТЬ ЧЕСТНЫМИ, ОТВАЖНЫМИ, ИСКРЕННИМИ, ДОБРЫМИ ДРУГ К ДРУГУ, ЛЮБИТЬ, НАДЕЯТЬСЯ И ВЕРИТЬ В ЛУЧШЕЕ. (Целинность жизни)

  1. КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ ОТНОСЯТСЯ К ВОЕННОЙ ТЕМАТИКЕ? (Роман «Они сражались за Родину», рассказы «Судьба человека» и «Наука о ненависти»)

  2. В КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЯ ОСНОВНЫМИ ГЕРОЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ КАЗАЧЬЯ БЕДНОТА? НАЗОВИТЕ ЭТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  3. ГДЕ БЫЛ МИХАИЛ ШОЛОХОВ В ВОЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕНННОЙ ВОЙНЕ? В июле 1941 г. М. Шолохов призывается в армию и проходит всю войну в качестве военного корреспондента, выступает со статьями и очерками в «Правде», «Красной звезде», «Комсамольсой правде».

ІІІ. Новая тема:


Работа над произаедением «Судьба человека»

-Слово учителя:

Что есть добро? Зло? Любовь? Долг? Честь? Совесть? В чем смысл жизни человека? Может ли он быть хозлином своей судьбы? Нет, не устрели вечные вопросы и в наш век научно- технического прогресса. Напротив, сегодня, как никогда раньше, они особенно актуальны.

Эпигрофом сегодняшней темы являются слова В. Астафьева: «Человек всегда может и должен быть хозяином своей судьбы, в такие бы тяжёлые, подчое трагические обстоятельство его не ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов...»

Что такое характер?

Характер –совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживющихся в его поведении.

Назовите лучшие черты характера человека. Ученики перечисляют их, а я записываю на доске: гордость, честность, патриотизм, уверенность в себе, достоинство, честь, блогородство, храбрость, милосердие.

- Можно ли сказать, что все эти черты характера присутетвуют в Андрее Соколове?

-Да, потому что Андрей Соколов-носитель лучших черт характера-человечности, силы духа, стойкости и мужества. Перед тем как приступить к анализу текста, разбивают группу на две подгруппы

Первая группа пересказывает эпизод с условным названием «Мирная жизнь Андрея», вторая дает описание – характеристику его жены Ирины.


Отмечают, что Соколовы жили мирно, счастливо. Рассуждаем о том, чем есть счастье. «Счастье – это состояние души».

Спрашиваю: в чем же видит Андрей Соколов счастье. Учащиеся отвечают, что это дом, лад в семье, здоровье детей, их успехи в учебе, увжение друг к другу, любимое дело.

-Зависит ли счастье от человека?

-Учащиеся отвечают на этот вопрос

Напоминаю, что отец семейства Андрей Соколов был оторван от жены и детей в роковой день сорок первого года. Так история вмешалась в судьбу человека.

І – группа читает с комментариями эпизод с условным названием «Сцена прощания» отличаем, что вспоминания героя полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене, которая в недобром предчувстии надвигающейся беды сказала: «Родненький мой , Андрюша, не увидемся мы больше на этом свете.


ІІ – группа анализирует эпизод «доставка снарядов гаубичной батарее». Учащиеся отмечают, что долг для Андрея Соколова превыше всего: Он доолжен проскочить через немцов, он должен убить предателя Крыженева, он должен поделиться кусочком хлеба с узниками лагеря, он должен бежать из плена, захватив немецкого офицера.


-Отмечаю, что характер Соколова особенно четко проявлся в эпизоде вызова к коменданту концлагеря. Из сложного испытания русский солдат вышел победителем. Учащиеся просматривают этот эпизод.


-Работаем над понятиями честь, достоинства и гордость.

Словарная работа

ЧЕСТЬ (АБЫРОЙ)-1. достойный уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. Долг чести

2.Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Сбереги честь смолоду.

  1. Почет, уважение

ДОСТОИНСТВО (НАМЫС)-положительное качество совокупность высоких моральных качеств, а так же уважение этих качеств в самом себе. Например: Говорить с достоинством.

ГОРДОСТЬ (МАҚТАНЫШ)1. чувство собственного достоинства, самоуважение. Национальная гордость. 2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь, гордой победой. 3. Высокомерие, чрезмерное высокое мнение о себе, спесь.

-Есть ли эти черты характера в Андрее Соколове?

-Почему комендант Мюллер подарил Соколову жизнь?

-Как мюллер характеризует военнопленного?

-Какие еще испытания ждут Андрея?

-Сломили ли они героя?

IV. Закрепление новой темы.

  1. Работа над понятиям судьба

-Что такое судьба?

Словарная работа

СУДЬБА-

1. Стечение обстоятельность, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств.

2. Доля, участь.

3. История существительная кого-чего-нибудь

4. Будущее, то, что случится

Подвожу учеников к мысли, что в названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Это и история соколова и его участь и стечение обстоятельств

Заглавие рассказа носит обобщенный характер: перед нами суьба не только Андрея Соколова, но и «маленькой птохи» Ванюшки. Два осиротевших человека обретают друг в руги новую общению судьбу.

-Какое самое смелое, самое отважное, самое доброе дело сделал Андрей Соколов?

-Усыновил сироту-мальчика Ванюшу.


Судьба глваного героя – это судьба всего народа прошедшего жесточайшие испытания в годы войны. Шолохов описал человека способного не покориться обстоятельством. Писатель показал великую силу характера человека в битве с судьбой.

  1. Дискуссионная карта

Если бы не была война...

Влияние войны на судьбу человека


Вывод. Через судьбу одного человека, писатель Шолохов хотел показать судьбу советского народа, пострадавшего в годы великой отечественной войны

V. Выставление оценок за урок

VІ. Домашнее задание

Подготовить дома сообщение на тему «Шолохов и Казахстан. Влияние Шолохова на казахских писателей».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Словарь паронимов русского языка

    Литература
    Основное назначение книги — представить в сконцентрированном, упорядоченном виде двучленные группировки одно­корневых созвучных слов — паронимов (типа: мелодика мелодия, добровольный добровольческий, ныне нынче), иногда непреднамеренно
  2. Методическое обеспечение дисциплины «Русский язык» для специальности 0312 Преподавание в начальных классах

    Пояснительная записка
    Цель курса – выработка и дальнейшее совершенствование умений и навыков, повышение уровня языковой подготовки и профессиональной квалификации будущего учителя.
  3. И. А. Флиге Составители: О. Н. Ансберг, А. Д. Марголис Интервью: Т. Ф. Косинова, Т. Ю. Шманкевич, О. Н. Ансберг Научный редактор: Т. Б. Притыкина Под общей редакцией А. Д. Марголиса Общественно-политическая жизнь Ленинграда в годы «перестройки»

    Интервью
    В сборнике впервые сделана попытка с максимальной полнотой описать общественно-политические процессы в Ленинграде (С.-Петербурге) в период «перестройки» (от избрания М.
  4. В. И. Погорелов к календарь памятных дат Воронежского края (2012 2016 гг.)

    Документ
    К Календарь памятных дат Воронежского края (2012 – 2016 гг.). Информационно-справочное краеведческое издание / сост. В.И.Погорелов. – Воронеж: ГОБУ ДОД ВО «ОЦДОГПВ», 2011.
  5. Информационный отчет мук «Ростовская-на-Дону городская цбс» за 2007 год

    Публичный отчет
    2.1 Совершенствование организации труда: проведение исследований по выявлению потерь рабочего времени, внедрение нормирования в практику работы, изменение структуры библиотек и др.

Другие похожие документы..