Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится «22» декабря 2008 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.06 по защите докторских и кандидатских диссертац...полностью>>
'Документ'
Необхідність проведення дисертаційної роботи зумовлена відсутністю комплексного дослідження філософсько-правових проблем інтелектуальної культури юри...полностью>>
'Поэма'
Символизм в русской литературе начала ХХ века: философия, эволюция. Своеобразие содержания, поэтика символа Двуплановость символистского текста. Сим...полностью>>
'Документ'
Weekend В БАРСЕЛОНЕ 17.Weekend В МАДРИДЕ Republic of Kazakhstan, Karaganda, Ermekova Str., 3, office . Ph.: +7(7 1 ) 911- 47.911-547 Fax: +7(7 1 ) 47-...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада (последняя треть XIX начало XX вв.)» Специальность: 032600. 00 история

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области

ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

Кафедра истории

О. И. Галкина

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«Новая история стран Запада

(последняя треть XIX – начало XX вв.)»

Специальность: 032600.00 – история

Коломна

2010

УДК 94 (4+7)(075.8) Рекомендовано к изданию

ББК 63.3 (4/8) я 73 редакционно-издательским

Г16 советом МГОСГИ

Рецензент:

кандидат исторических наук, доцент Бирюков А. М.

Галкина О. И.

Г16 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада» / О. И. Галкина. – Коломна : Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2010. – 102 с.

Пособие содержит программу – конспект курса «Новая история стран Запада», планы семинарских и практических занятий с указанием источников и литературы, списки учебных пособий, источников и литературы. Предназначается для студентов исторического факультета педагогического института (всех форм обучения).

УДК 94 (4+7)(075.8)

ББК 63.3 (4/8) я 73

© О. И. Галкина, 2010

© ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», 2010


Пояснительная записка

Учебная программа дисциплины Новая история стран Запада в последней трети XIX – начале ХХ вв. построена с учётом государственного стандарта высшего образования и учебного плана кафедры истории ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт». Программа курса подготовлена в соответствии с современным состоянием исследовательской и учебной литературы, с учетом новых для отечественной науки подходов и конструкций.

Изучение новой истории стран Запада в последней трети XIX – начале ХХ вв. является логическим продолжением изучаемой студентами всемирной истории. Программа ориентирована на комплексное изучение социально-экономических, политических и духовных процессов, составивших принципиальное содержание развития западного стадиального региона в этот период, а также на выяснение специфики эволюции отдельных стран.

Данный период охватывает важнейшие процессы, происходившие во всех сферах общественной жизни. Важнейшей составляющей экономической жизни стала трансформация капитализма, его переход на качественно иную ступень развития, окончательное формирование индустриальной цивилизации. Монополизация производства, сопровождавшаяся социально-имущественной дифференциацией общества, вызвала обострение классовых и корпоративных конфликтов, социалистическое и революционное движение. Правящие элиты в ряде государств в качестве «ответа» на данный «вызов» сумели разработать и предложить тактику буржуазного реформизма, призванную стать альтернативой социальному взрыву. Развитие международных отношений с 1871 г. до 1907 г. в качестве своего логического итога привело к расколу Европы на две мощные военно-политические коалиции – Тройственный Союз и Антанта. Их соперничество стало важнейшим фактором определявшим ход событий на международной арене до Первой мировой войны, завершившей эпоху Нового времени и принципиально изменившей геополитическую ситуацию в Европе.

Цель курса:

  • на основе изучения социально-экономических и политических процессов рассматриваемых стран сформировать устойчивые знания о развитии евро-американской цивилизации в последней трети XIX – начале ХХ вв.

Задачи курса:

  • определить периодизацию и историческое содержание второй части истории нового времени;

  • рассмотреть утверждение конституционализма в странах Запада;

  • проследить создание гражданского общества;

  • узнать основные тенденции развития международных отношений данного периода;

  • понять трансформацию ведущих западных идейных течений: либерализм, консерватизм и социализм;

  • рассмотреть главные события социально-экономической и политической истории изучаемых стран;

  • показать роль социальных слоев, движений и исторических личностей в рассматриваемый период времени;

  • заложить общие знания по развитию истории исторической науки этого времени;

  • определить основной круг источников и литературы по курсу;

  • заложить базовые понятия и определения, применяющиеся при изучении курса.

Требования к уровню освоения содержания курса:

  • знать конкретно-историческое содержание процессов развития отдельных стран Западной Европы и Америки;

  • уметь доказательно разбираться в основных процессах экономической, политической и идеологической трансформации западного мира;

  • понимать систему международных отношений последней трети XIX – нач. XX вв., знать основные направления колониальной экспансии европейских держав и США, выявлять основные причины Первой мировой войны;

  • знать глоссарий, применяемый при изучении курса;

  • знать основной круг источников и исторической литературы для практического применения.

Учебно-методический комплекс включает:

  • программу курса

  • список рекомендуемой литературы

  • планы семинарских занятий

  • задания для практических и самостоятельных работ

  • вопросы к экзамену

  • тематику контрольных работ для студентов заочного отделения

Тематический план курса «Новая история стран Запада

(последняя треть XIX – начало ХХ вв.)»

Лекции

Семинарские

занятия

Самостоятельная работа

Экономический рост и технический прогресс в конце XIX – начале XX в. Социальная модернизация

4

4

Модели политического развития и идеология рубежа в конце XIX – начале ХХ вв.

4

6

Международное рабочее и социалистическое движение в конце XIX – начале ХХ вв.

4

6

Германия в 1870–1918 гг.

4

4

6

Франция в 1870–1918 гг.

4

4

6

Великобритания в 1870–1918 гг.

4

4

6

США в 1870–1918 гг.

4

4

6

Австро-Венгрия в 1867–1918 гг.

4

2

6

Италия в 1870–1918 гг.

4

2

4

Испания в 1870–1914 гг.

2

4

Балканские страны в последней трети XIX – начале ХХ вв.

4

6

«Малые страны» Западной Европы страны в последней трети XIX – начале ХХ вв.

2

4

Скандинавские страны на рубеже XIX – ХХ вв.

2

4

Страны Латинской Америки в последней трети XIX – начале ХХ вв.

2

4

Международные отношения и колониальная политика в 1870–1914 гг.

4

4

6

Первая мировая война

4

2

6

Культура стран Европы и Америки на рубеже XIX – ХХ вв.

4

4

6

Итого:

60

30

90

Программа курса «Новая история стран Запада

в последней трети XIX – начале ХХ века»

Экономический рост и технический прогресс

в конце XIX – начале ХХ века. Социальная модернизация.

Основные направления модернизации западного общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Понятие модернизации и ее исторические этапы. Соотношение понятий «капитализм» и «модернизация», формационного и цивилизационного подходов к истории Запада. Особенности индустриальной модернизации на рубеже XIX–ХХ вв. Неравномерность социально-экономического и технического развития.

Достижения технической революции второй половины XIX в. и их воздействие на экономику Запада. Завершение промышленной революции (Англия, Франция, Германия).Техническая революция – научные открытия и технические изобретения. Изменения в технологической базе металлургии. П. Мартен, Г. Бессемер. Станкостроение. Химическая промышленность. Новые строительные технологии («Хрустальный дворец» Дж. Пакстона и Эйфелева башня Г. Эйфеля). Машины-двигатели (Н. Отто, Г. Даймлер, Р. Дизель). Успехи в машиностроении. Поточное производство (Г. Форд).

Качественное развитие энергетической базы производства, изобретение средств передачи электроэнергии на расстояние. Новые источники энергии. Электротехника (Т.Эдисон).

Переворот в средствах транспорта. Железнодорожный и электрический транспорт. Дж. Беллузо, В. Сименс. Рост морского судоходства. Совершенствование дорог, каналов, туннелей. Ф. Лессепс. Суэцкий и Панамский каналы. Создание и развитие автомобиля.

Электросвязь (А. Белл, Г. Герц, Г. Маркони и А. Попов). Совершенствование телеграфа. Т. Эдисон, Ж. Бодо, Г. Маркони. Полиграфия. Расцвет издательской деятельности. Телеграфное агентство «Рейтер». Механическая запись звука,

Развитие военной техники. Стрелковое оружие. Х. Максим, В. Фёдоров, В. Дегтярёв. Артиллерия. Авиация. Создание воздушного флота. Ф. фон Цеппелин, У.и О. Райт. Танки. Военно-морской флот. Броненосцы. Крейсеры. Миноносцы. Переоснащение морского флота после русско-японской войны. Подводные лодки.

Наука в XIXXX вв. Наука в университетах. Научно-исследовательские учреждения. Учреждение Нобелевской премии. Революционный переворот в физике (Рентген, Беккерель, Кюри, Розерфорд, Планк, Эйнштейн). Достижения химической науки (Д. Менделеев, Ф. Кекуле, А. Бутлеров). Открытия в биологии (Ч. Дарвин, Г. Мендель, В. Флеминг, Т. Морган; Пастер, Коха Беринг). Связь науки и техники.

Структурные изменения и начало монополизации. Развитие акционерной формы собственности. Появление крупных корпораций. Конвейер и научная организация труда. Идеи Г.Форда и Ф.Тейлора. Формы слияния предприятий. Картели, синдикаты, тресты, концерны. Антитрестовская политика в ведущих странах Запада. Создание финансового капитала. Вывоз товаров и капитала. Рост колониальной экспансии. Окончательный колониальный раздел мира и начало борьбы за передел сфер влияния.

Теория империализма. Понятие «империализм» в исследованиях и публицистике начала XX в. Дж. А. Гобсон и его критика империализма. Довоенная социал-демократическая литература (Р. Гильфердинг, Р. Люксембург). Империализм и его перспективы в оценке К. Каутского (теория «ультраимпериализма»). Концепция империализма в работах В. И. Ленина и ее историческая оценка (в контексте начала XX в. и в свете позднейшего опыта). Экономические предпосылки глобального военного конфликта.

Становление индустриального общества и социальная модернизация. Население и урбанизация. Демографический взрыв. Эмиграционные потоки. Внутренняя миграция и рост городов. Социальные реформы в европейских государствах. Законодательная регламентация труда. Рабочее время. Женский и детский труд. Английские, французские, германские фабричные законы. Международные конференции по охране труда. Социальное страхование: от несчастных случаев на производстве, по болезни и инвалидности, по безработице, по возрасту.

Усложнение социальной структуры, дифференциация сложившихся социальных групп. «Старая» и «новая» аристократия. Имущественное положение, образ жизни, отношение к власти, военная служба. Финансовая и промышленная буржуазия: имущественное положение, образ жизни. Появление среднего класса, его состав и роль в модернизационном процессе. Изменение положения рабочих в 19 – начале 20 вв. Дифференциация рабочего класса. Заработная плата и быт рабочих. Досуг рабочих. Профсоюзы.

Движение женщин за эмансипацию. Суфражизм.

Модели политического развития и идеология рубежа XIX–XX вв.

Модели политического развития Запада и становление демократии современного типа. Завершение эпохи буржуазных революций и соотношение тенденций в альтернативе «революция – реформа» в политическом развитии стран Запада на рубеже XIX–ХХ вв. Складывание современных политических институтов парламентаризма, представительной и партийной систем. Расширение избирательного права.

Основные политические течения, их программы и эволюция во второй половине XIX – начале ХХ вв. «Новый консерватизм». Экстремистский консерватизм. Генезис либерализма. Новый либерализм. Отказ от концепции «государства-ночного сторожа». Социальный либерализм.

Христианская церковь и общество. Католическая церковь. Борьба католической церкви с либерализмом и радикальным инакомыслием. Ватиканский собор (1869–1870). Понтификат Льва XIII (1878–1903). Основы социально-христианского учения в энциклике Льва XIII «Rerum novarun» (О новых вещах, 1891). Протестантские церкви. Армия спасения.

Международное рабочее и социалистическое движение

в последней трети XIX – начале ХХ вв.

Марксистская идеология на рубеже XIX–ХХ вв. Положение в европейском рабочем и социалистическом движении после Парижской Коммуны 1871 г. Формирование индустриального общества, изменения в составе и положении рабочего класса на рубеже XIX–ХХ вв. Становление массового рабочего движения на Западе и его формы.

Социалистические партии Германии (Всеобщий Германский рабочий союз, СДРП, СДПГ; течения в СДПГ), Франции (Французская рабочая партия, бланкисты, независимые социалисты, Социалистическая партия Франции, Французская социалистическая партия). Британские социалистические организации (Фабианское общество, СДФ, НРП, Лейбористская партия). Социалистические организации США.

Возникновение Второго Интернационала и его деятельность в начале ХХ в.: Парижский, Амстердамский, Штутдгардский и Базельский конгрессы. II Интернационал и первая мировая война. Современная историография об актуальных проблемах истории II Интернационала и его месте в цивилизационно-культурных достижениях Запада, причины его кризиса.

Бернштенианство и складывание идеологических основ социал-демократического движения. Муниципальный социализм. Анархизм и анархо-синдикализм.

Женские общественные организации и движения. Истоки и предпосылки женского движения. Борьба за политическое и гражданское равноправие. Пролетарское и социалистическое движение.

ГЕРМАНИЯ в 1870–1918 гг.

Тенденции экономического развития страны после объединения. Факторы ускоренной модернизации экономики. Приоритетные принципы экономической политики Бисмарка. «Грюндерская горячка» и кризис 1873 г. Монополии в германской экономике. Зоны экономического влияния Германии. Роль железнодорожного строительства. Противоречия ускоренной модернизации. Развитие сельского хозяйства, особенности капитализации аграрных отношений. Региональные особенности развития Западной Германии, Юго-Восточной Германии, Пруссии, Северной Германии, Баварии. Влияние структурных изменений экономики на динамику социальных отношений и состав немецкого общества.

Политическая система кайзеровской Германии. Вильгельм I и О. Бисмарк. Конституция 1871 г. о государственном устройстве и институтах власти. Гегемония Пруссии. Объединение судопроизводства, армии. Административная реформа 1872 г. Закон о свободе печати.

Внутриполитическое развитие Германии в период канцлерства О.Бисмарка. Централизаторская политика и «культуркамф». Экономические (политика протекционизма), военные (закон о септенате) и социальные (законы о страховании) мероприятия. «Исключительный закон против социалистов 1878 г.

Характер политического режима. Формирование и эволюция политических партий: программы, социальная база, особенности парламентской тактики (национал-либеральная партия, Свободная консервативная партия, католическая партия Центра, Социалистическая партия Германии). Парламентская борьба в последние годы канцлерства Бисмарка.

Внешняя политика Бисмарка – «Кошмар коалиций». Обострение франко-германских отношений в середине 1870-х гг. Союз трёх императоров 1873 г. Позиция Германии в балканском кризисе и на Берлинском конгрессе 1878 г. Охлаждение русско-германских отношений. Возобновление Союза трёх императоров в 1881 г. Тройственный союз 1882 г. «Договор перестраховки» 1887 г. Колониальная политика Германии. Проникновение Германии в Юго-Западную, Западную и Восточную Африку.

Причины отставки Бисмарка. Современная историография о политической роли Бисмарка после объединения страны.

Вильгельм II и провозглашение «политики сплочения». Внутренняя политика в «либеральную» эру Л. Каприви (1890–1894). «Новый курс» и «идея примирения»: дотации католической церкви, социальное законодательство. Форсирование процесса модернизации. Заключение торговых договоров, окончание таможенной войны с Россией. Причины ограниченности либерализации. Канцлерство Х. Гогенлоэ (1894–1890). Назревание политического кризиса во второй половине 90-х годов.

Формирование партийных, общественно-политических, профсоюзных организаций и движений. Свободомыслящий Союз и особенности буржуазного либерального движения в Германии. Политический католицизм в Германии на рубеже XIX–XX вв. Ф. Науман. Союз сельских хозяев. Пангерманский союз. Фелькишское движение и идеология «народного социализма». Младоконсерваторы и «теория консервативной революции». Немецкий антисемитизм и национализм. Особенности профессиональных объединений германских рабочих. Социал-демократическая партия. Готская и Эрфуртская программы. Появление нового реформизма Э.Бернштейна. Образование Независимой социал-демократической партии. К. Каутский. А. Бебель. Группа «Спартак». К. Либкнехт. Р. Люксембург.

Перегруппировка политических сил в начале ХХ века. Внутренняя политика Б. Бюлова (1900–1909). Отношения Б. Бюлова и Вильгельма II. Налоговое и социальное законодательство. «Готтентотский» блок и его распад, причины отставки Бюлова.

Внутриполитические действия Бетман-Гольвега. Выборы 1912 года и проблема блокирования социал-демократов и либеральных фракций в рейхстаге. Альтернативы политического развития Германии накануне 1914 года. Особенности политического процесса в годы первой мировой войны. Основные направления внешней политики в 70–80-х годах XIX в.

Б. Бюлов и переход к «мировой политике». Формирование внешнеполитической программы германского империализма. Гельголандско-Занзибарское соглашение 1890 г. Колониальные владения в Океании. Начало строительства Багдадской железной дороги. I и II Марокканский кризисы. Англо-германские противоречия накануне Первой мировой войны. Цели Германии в Первой мировой войне. Вооруженные силы Германии. Строительство военно-морского флота. Немецкая военно-теоретическая мысль (А. Шлиффен, Тирпиц).

Участие Германии в Первой мировой войне. Военные действия на европейских театрах и на море. Ухудшение экономического положения Германии в годы войны. Милитаризация народного хозяйства. Военный государственно-монополистический капитализм. Политика «гражданского мира». Раскол в социал-демократической фракции рейхстага. Создание группы «Спартак». Влияние Февральской революции в России на Германию. Обострение социальной обстановки в стране. Раскол СДПГ и образование Независимой социал-демократической партии. Политический кризис 1917 г. Смещение Бетман-Гольвега. Фактическое установление режима военной диктатуры Гинденбурга и Людендорфа. Поражение Германии в войне.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планирование и организация учебного процесса 24 Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям. 36

    Документ
    Как и на других факультетах довоенного института, преподавательский коллектив факультета языка и литературы был невелик. В разные годы в него вхо­дили В.
  2. Становление и развитие теории и практики педологической работы в народном образовании приенисейского края второй половины XIX первой трети XX вв

    Автореферат
    Защита состоится «08» июня 2010 г. в 9 часов на заседании диссертационного совета Д 212.097.02 при ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им.
  3. Взаимодействие человека и природы в истории обь-иртышского севера в 1920-е годы

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 22 декабря 2009 г. в 10-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.177.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Омском государственном педагогическом университете (644043, г.
  4. Программа дисциплины фтд. 00 Источниковедение и историография всеобщей истории цели и задачи дисциплины в учебном процессе. Целями дисциплины «Источниковедение и историография всеобщей истории» являются

    Программа дисциплины
    знакомство студентов с комплексом наиболее значимых исторических источников по различным периодам всемирной истории и апробирование на материале отдельных исторических источников методов их самостоятельного анализа,
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540400 (по оксо 2003 050400)

    Образовательный стандарт
    1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр социально-экономического образования (с указанием профессионально-образовательного профиля подготовки).

Другие похожие документы..