Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
О порядке обеспечения пожарной безопасности на территории, в зданиях, сооружениях и помещениях (наименование учреждения) Департамента здравоохранения ...полностью>>
'Документ'
На прийом до стоматолога привели 7-річнрго хлопчика у якого на горбках перших великих кутніх зубів виявлені гладкі ,крейдяні плями,що не забарвлюютьс...полностью>>
'Документ'
Робота конференції передбачає проведення пленарного та секційного засідань, дискусій, круглих столів, презентацію наукових та навчально-методичних ро...полностью>>
'Конкурс'
Подготовительная работа: учащиеся читают предварительно сказки: “Сивка-Бурка”, “Семь Симеонов”, “Царевна-лягушка”, “Марья-Моревна”, “Как мужик гусей д...полностью>>

Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №400 «Об утверждении положения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» задача

Главная > Задача
Сохрани ссылку в одной из сетей:

11

Доклад к заседанию Межведомственной комиссии

Совета Безопасности РФ «Обеспечение экологической

безопасности при реализации крупных

инфраструктурных проектов» (далее КИП)

Уважаемые коллеги!

СЛАЙД 1

В соответствии с основными понятиями Федерального закона «Об охране окружающей среды» под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 400 «Об утверждении положения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» задача обеспечения экологической безопасности России в рамках федерального государственного экологического контроля возложена на Росприроднадзор.

СЛАЙД

Во исполнение указанных функций, Службой осуществляются проверки соблюдения хозяйствующими субъектами обязательных требований в области охраны окружающей среды.

Анализ данных о количестве выявленных и устраненных нарушений, в рамках осуществления Росприроднадзором федерального государственного экологического контроля позволяет сделать вывод, что Служба осуществляет надзорную деятельность последовательно и стабильно.

Хотелось бы отметить общую тенденцию повышения эффективности государственного экологического надзора. Так анализ статистических данных деятельности Росприроднадзора за период с 2008 по 2011 годы показал, что за указанный период процент исполнения предписаний увеличился на 16%, а соответственно увеличился и процент устранения нарушений.

Также за время сосредоточения контрольных функций в Службе число выявленных Росприроднадзором административных правонарушений выросло на 175%, с одновременным увеличением процента устранения нарушений.

С 2008 года к административной ответственности в виде административных штрафов было привлечено более 60 тысяч нарушителей и наложено более 1,5 млрд. руб. (1,630 млрд. руб.)., из которых взыскано почти 70 % (66 % или 1,1 млрд. руб.).

Кроме того, Служба проводит большую работу, направленную на возмещение вреда, причиненного как окружающей среде, так и ее компонентам. Только за период с 2009 по 2010 годы сумма по искам увеличилась в 2,5 раза, а именно: выросла с 2,2 млрд. руб. до 6 млрд. руб.

СЛАЙД

Таким образом, Службой в рамках вверенных ей полномочий предпринимаются все возможные меры, направленные на обеспечение экологической безопасности страны, в том числе и при реализации КИП. При этом стоит отметить особые условия реализации экологического надзора при их выполнении.

При реализации КИП прослеживаются масштабные нарушения во всех компонентах окружающей среды. Данные проекты сложны как для проведения их экологической оценки, так и для контроля, так как оказывают воздействие на огромные территории в пределах одного или нескольких субъектов Федерации, а иногда и на территории сопредельных государств.

При реализации таких проектов сильному воздействию подвергаются экосистемы земельные ресурсы, нарушается гидрологический режим, а соответственно экосистемы испытывают критические нагрузки, в частности из-за уменьшения площади лесов нарушаются места обитания животных, их миграционные пути и т.д.

Реализация любого инфраструктурного проекта сопровождается значительными выбросами в атмосферу, возникающими в процессе выработки электроэнергии, сжигания излишков газа, испытания скважин, утечек летучих компонентов нефтепродуктов, доставки различного рода грузов и перевозки персонала.

Поэтому, как правило, мероприятия по снижению антропогенной нагрузки в период строительства такого рода объектов направлены на обеспечение охраны компонентов окружающей среды: атмосферного воздуха, почв, земель, поверхностных и подземных вод, объектов животного и растительного мира.

И, соответственно, данные проекты выделяются в особую группу, которой придается важное социально-экономическое значение как на уровне субъектов РФ, так и на уровне государства, а в некоторых случаях и на международном уровне. К таким относятся в частности, следующие:

1. Олимпийские и Паралимпийские зимние игры 2014 года в г.Сочи (СОЧИ 2014).

2. Саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2012 году в г.Владивостоке(АТЭС 2012) ;

3. Нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО);

Однако, хочу сразу отметить, что положением части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что Служба осуществляет экологический надзор на объектах строительства только в том случае, если они расположены на территориях ОППТ, континентальном шельфе, внутренних морских водах или территориальном море.

Соответственно, только на территории проекта «Сочи-2014», реализация которого осуществляется на землях ООПТ, Росприроднадзор имеет право на экологический надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте.

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что, как правило, все инфраструктурные проекты, в том числе АТЭС-2012, ВСТО, Сочи-2014, а также иные, реализуются с допущением системных нарушений требований природоохранного законодательства.

СЛАЙД

Только за истекший период 2011 года Службой в рамках 17 проверок, проведенных в зоне реализации проекта ВСТО, было выявлено более 20 нарушений требований природоохранного законодательства, в том числе выразившихся в нарушении правил охраны атмосферного воздуха, несоблюдении экологических требований, а также в нарушении условий использования водных объектов, установленных разрешительными документами, и т.д.

Что касается АТЭС-2012, то в этом году Службой проведено 24 проверки в зоне реализации указанного проекта, в результате которых было выявлено 60 нарушений требований природоохранного законодательства.

Здесь основными нарушениями являются нарушения, связанные с самовольным пользованием водными объектами, нарушением режима их использования и охраны.

Также Росприроднадзором были проведены 4 проверки объектов АТЭС совместно с Ростехнадзором, в результате которых только Службой было выявлено 36 нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды.

Таким образом, при реализации всего комплекса полномочий по экологическому надзору, который помимо полномочий Росприроднадзора включает в себя полномочия Ростехнадзора в части экологического надзора в рамках строительного надзора, соотношение выявленных нарушений следующее: 60 нарушений при 24 проверках и 36 нарушений при 4 проверках, т.е. в 5,5 раз больше. На приведенном примере ясно видна тенденция на повышение экологической безопасности при совокупной реализации всего комплекса полномочий по экологическому надзору.

Также проведенный анализ показывает, что отсутствие у Росприроднадзора права осуществлять экологический надзор на этапе строительства, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства не позволяет в полной мере выявлять все существующие нарушения, а, соответственно, нарушения, которые не выявлены, не будут устранены в ближайшее время.

СЛАЙД

Вместе с этим, предупреждение и выявление нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства в рамках государственного строительного надзора, наряду с государственной экологической экспертизой, является основным механизмом государственного регулирования в целях обеспечения экологической безопасности.

Однако в действующем законодательстве отсутствует система обязательных требований и стандартов по ее обеспечению на объектах строительства.

Поэтому совершенствование законодательства в части, касающейся контроля за соблюдением экологических требований при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, а также повышение эффективности при государственном экологическом надзоре в рамках строительного является одной из важных задач, направленных на повышение экологической безопасности при реализации КИП.

СЛАЙД

В качестве примера эффективного экологического надзора в рамках строительного, хочу привести проект Сочи-2014 и это связанно со следующим.

Как я уже отметил выше, все указанные мной инфраструктурные объекты строительства находятся под пристальным вниманием международных организаций, но особое внимание уделяется проекту Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи.

Также, повторяюсь, что объекты проекта «Сочи-2014» являются единственными из указанных мною, на которых Росприроднадзор имеет право осуществлять экологический надзор на этапе строительства, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Результаты контрольно-надзорной деятельности на объектах «Сочи-2014» за 2008-2009 гг., представленные на слайде, отмечены большим количеством выявленных нарушений природоохранного законодательства РФ с учетом незначительного количества находящихся на этапе строительстве олимпийских объектов. Так процент количества нарушений к количеству строящихся объектов в 2008 и 2009 годах составили: 186 % и 300 % соответственно (в 2008 году на 15 строящихся объектах выявлено 28 нарушений, а в 2009 году – на 20 строящихся объектах выявлено 60 нарушений).

В 2010 году по сравнению с 2008-2009 гг. общее число проверок за счет проведения рейдовых проверок возросло в 3,5 раза, что составило 176 проверок. С ростом числа проверок выросло в 1,5 раза и количество обследованных олимпийских объектов, а также количество выявленных и устраненных нарушений. Результаты представлены на СЛАЙДЕ.

Для справки По итогам проведенных контрольных мероприятий в зоне проекта «Сочи-2014» Службой сумма наложенных штрафов по сравнению с 2009 годом увеличился практически в 2 раза с 3 млн. 571 тыс. руб. до 7 млн. 566 тыс. руб. за 9 месяцев 2011 года. А сумма расчетов размеров вреда, причиненного окружающей среда увеличилась также практически в 2 раза с 1 млрд. 504 млн. руб. в 2009 году до 2 млрд. 32 млн. руб. за 9 месяцев 2011 года. И это с учетом данных только за первые 9 месяцев 2011 года.

В рамках КНД Службой на объектах Сочи-2014 выявляются многочисленные нарушения природоохранного законодательства, связанные с несанкционированным размещением отходов, в том числе и в водоохранных зонах рек Мзымты, Псоу и прочих.

Регистрируются нарушения, связанные с отсутствием разрешительных документов на пользование водными объектами, или не соблюдаются режимы их использования.

Кроме того, имеют место нарушения, которые затрагивают не только территорию России, но и территории сопредельных государств, в частности Абхазии. Так, строительные подрядные организации транспортировали грунты, образуемые в ходе строительства олимпийских объектов, к месту их несанкционированного складирования в водоохранной зоне р.Псоу, пограничной с Абхазией.

Данные действия являются недопустимыми, т.к. формируют негативное мнение со стороны международного сообщества в отношении Российской Федерации, о чем свидетельствуют оценки экспертов МоКа, озвученные по итогам визитов на территорию реализации проекта.

Хочу подчеркнуть, что если бы Росприроднадзор не имел возможности осуществлять на объектах проекта «Сочи-2014» полной комплекс надзорных мероприятий, весь указанный массив нарушений остался бы за кадром.

СЛАЙД

Таким образом, можно утверждать, что наличие в структуре Росприроднадзора полномочий по осуществлению экологического надзора при строительстве даст результат, благодаря которому существенно повысится эффективность экологического надзора, за счет выявления, пресечения и предупреждения нарушений, а соответственно повысится и уровень обеспечения экологической безопасности.

В связи с этим, письмом от 3 февраля 2011 года № ВК-03-02-28/01033 Росприроднадзор в целях повышения эффективности экологического надзора, сформулировал предложения в Минприроды России по вопросу передачи Росприроднадзору полномочий Ростехнадзора по осуществлению экологического надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты.

В связи с тем, что в пункте 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора, утвержденного Постановлением Правительства от 1 февраля 2006 года № 54, обозначено, что если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то и государственный экологический надзор в этом случае осуществляет орган, который должен осуществлять строительный надзор, т.е. Ростехнадзор.

Одновременно, согласно ч.7 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что Росприроднадзор имеет право осуществлять экологический надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, но только на территориях ОППТ, континентальном шельфе, внутренних морских вода и территориальном море.

При этом, практика передачи в Росприроднадзор на рассмотрение материалов об экологических правонарушениях, выявленных при осуществлении государственного экологического надзора в рамках государственного строительного надзора, является неэффективной и способствует «размытию» между двумя надзорными органами функции федерального государственного экологического надзора.

Как было показано на примере строительства крупных инфраструктурных объектов, а в частности, на проекте «Сочи-2014», осуществление государственного экологического надзора при строительстве разными службами не способствует повышению экологической безопасности страны и эффективности экологического контроля.

Письмом от 30 марта 2011 года № КТ-08-00-28/3535 Росприроднадзор направил предложения по вышеуказанному вопросу для включения в доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации на государственном совете при Президенте Российской Федерации.

В мае 2011 года данные предложения включены в итоговый доклад Министра природных ресурсов и экологии и озвучены на Государственном совете при Президенте Российской Федерации в июне 2011 года.

По итогам государственного совета, принято важное решение по существующей проблеме повышения экологической безопасности при реализации крупных инфраструктурных проектов.

Согласно, подпункту «г» пункта 2 перечня Поручений Президента Российской Федерации № Пр-1742Гс от 20 июня 2011 года дано поручение Правительству России «внести в установленном порядке в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на совершенствование системы государственного экологического контроля в части, касающейся контроля за соблюдением экологических требований при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства без осуществления государственного строительного надзора, а также усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований».

В целях реализации перечня поручений, а также в целях совершенствования процедуры надзора за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды и предупреждения правонарушений в данной сфере Минприроды России разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в части повышения эффективности государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства)». Данный законопроект был поддержан Ростехнадзором и в настоящее время проходит согласительные процедуры в заинтересованный федеральных органах исполнительной власти.

Реализация указанных полномочий позволит обеспечить экологическую безопасность при реализации крупных инфраструктурных проектов, в частности осуществления надзора за соблюдением подрядными и субподрядными организациями природоохранного законодательства Российской Федерации на стадии строительства объектов и оперативного пресечения нарушений.

СЛАЙД

Однако, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды – это деятельность не только органов гос. власти Российской Федерации, но и юридических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. И соответственно, совместная деятельность, органов гос. власти и юридических лиц, это одна из возможностей повысить экологическую безопасность страны.

Так, одним из решений, благодаря которому появилась возможность повысить экологическую ответственность строительных компаний, а также снизить количество нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды было решение, принятое Правительством России, о внедрении принципов «зеленого» строительства на базе «зеленых» стандартов при проектировании и строительстве олимпийских объектов, ориентированных на обеспечение экологической безопасности при реализации крупных инфраструктурных проектов.

Поэтапное внедрение принципов «зеленых» стандартов в рамках реализации Олимпийского проекта «Сочи-2014» началось с середины 2009 года и продолжается в настоящее время. Были утверждены дополнительные экологические требования и рекомендации, предъявляемые к проектированию и строительству олимпийских объектов, определены критерии системы добровольной экологической сертификации объектов недвижимости с учетом международного опыта применения «зеленых» стандартов, зарегистрирована система добровольной сертификации объектов недвижимости. Применение при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации олимпийских объектов «зеленого» стандарта позволяет минимизировать воздействие на окружающую среду, и тем самым сделать строительство и эксплуатацию того или иного сооружения безопасной и комфортной как для окружающей среды, так и для находящихся в нем людей.

СЛАЙД

Подводя итог своему выступлению, считаю важным отметить, что в настоящее время наиболее максимальное обеспечение экологической безопасности при реализации крупных инфраструктурных проектов, возможно достичь только при условии совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на совершенствование государственного экологического надзора, а также применения практики внедрения принципов «зеленого» строительства.

Только совокупность данных мер, а именно: рейды, «зеленые» стандарты и комплексный государственный экологический надзор, включающих в себя также и экологический надзор при строительстве, даст результат, выражающийся в повышении экологической безопасности страны, за счет увеличения выявляемых нарушений и как следствие, сокращения совершаемых нарушений в области природопользования, что подтверждается на примере проекта «Сочи-2014».

В свою очередь, хочу, отметить, что деятельность Росприроднадзора и в дальнейшем будет направлена на максимальное выполнение своей первостепенной задачи - обеспечение экологической безопасности Российской Федерации.

Благодарю всех за внимание!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года n 280 Собрание закон (2)

    Закон
    Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 400 Водные биоресурсы и аквакультура (квалификация (степень) "бакалавр")
  2. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года. Приведенные фактические данные о состоянии природной среды Хабаровского края соответствуют требованиям соответствующих отчет

    Публичный отчет
    Доклад публикуется во исполнение поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года.
  3. Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 Собрание закон (3)

    Закон
    В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г.
  4. Правительства Российской Федерации от 03. 12. 01 N 841 Собрание закон (10)

    Закон
    1.1.1. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание
  5. Правительство Российской Федерации законопроект о внесении изменений в Федеральный закон

    Закон
    - разработан и внесен в Правительство Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» и Федеральный закон «О государственной

Другие похожие документы..