Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Організація Об'єднаних Націй — ООН (United Nations — UN, United Nations Organization — UNO) була утворена в 1945 p. Дата ратифікації її Статуту — 24 ...полностью>>
'Документ'
Об утверждении стандарта предоставления административной услуги по лицензированию хозяйственной деятельности по централизованному водоснабжению и вод...полностью>>
'Документ'
Александровичем и Великой Княгиней Елизаветой Федоровной.7 марта. Объяснение давал председатель комитета Русского Фотографического О-ва В.К.Вульферт ...полностью>>
'Методические рекомендации'
Настоящие методические рекомендации разработаны ФГУ «Российское энергетическое агентство» в целях методического обеспечения подготовки субъектами Рос...полностью>>

Административное право украины (3)

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Аннотация

Министерство образования и науки Украины Одесская национальная юридическая академия

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО УКРАИНЫ

 

Учебник

под общей редакцией академика С. В. Кивалова

Перевод с украинского языка

учебника «Адміністративне право України»,

рекомендованного Министерством

образования и науки Украины

Харьков

«Одиссей»

9ББК 67.401

А313 УДК 342.9(477)(075.8)

 

A313 Административное право Украины: Учебник /Под общей ред. СВ. Кивалова.— X.: «Одиссей», 2004.— 880 с.

ISBN 966-633-296-5

В учебнике «Административное право Украины», который включает Общую и Особенную части, изложены основные теоретические положения административного права с учетом научных достижений в данной области, изменения действующего законодательства, а также перспективы его дальнейшего развития в соответствии с требованиями административно-правовой реформы.

Учебник предназначен для студентов, слушателей, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

Рекомендовано к печати Ученым советом Одесской национальной юридической академии. Протокол № 6 от 21 марта 2003 г.

ISBN 966-633-296-5

© С. В. Кивалов и др., 2004 © ООО «Одиссей», оформление, подготовка к печати, 2

Подразделы:



Общая часть - Раздел I. Введение в административное право - Глава 1. Предмет, метод и система административного права - 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
1.2. Система административного права
1.3. История становления административного права - 1.3.1. Становление и развитие административного права
1.3.2. Советский период развития науки административного права
1.3.3. Административное право в независимой Украине
1.4. Административное право и административная реформа
Глава 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ - 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
2.2. Реализация норм административного права
2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
2.4. Систематизация норм административного права
2.5. Источники административного права
Глава 3 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
3.2. Виды административных правоотношений
Раздел II. Субъекты административного права - Глава 4. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН УКРАИНЫ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И БЕЖЕНЦЕВ - 4.1.Определение и содержание административно-правового статуса
4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
4.4. Административно-правовой статус беженцев
Глава 5 ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ - 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН - 8.1.Понятие и виды объединений граждан
8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
Глава 9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ - 9.1Понятие, особенности и виды государственной службы
9.2. Управление государственной службой
9.3. Понятие и виды государственных служащих
9.4 Прохождение государственной службы
9.5.Ответственность государственных служащих
Раздел III. Государственное управление - Глава 10. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 11. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 12. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 13 ПРАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ - 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
13.2. Виды правовых актов управления
13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
13.4. Регистрация правовых актов управления
13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
Глава 14. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ - 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
14.2. Виды методов государственного управления
Глава 15 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ - 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
15.3. Правовой режим военного положения
15.4. Режим государственной тайны
Раздел IV .Административно-правовое принуждение и административная ответственность - Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ - 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
Глава 17 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
17.3. Административная ответственность юридических лиц
Глава 18 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ - 18.1. Понятие и цели административного взыскания
18.2. Система и виды административных взысканий
18.3. Порядок наложения административных взысканий
Раздел V. Административный процесс - Глава 19 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС - 19.1. Понятие административного процесса
19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
19.3. Принципы административного процесса
19.4. Структура административного процесса
Глава 20. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОСТУПКАХ - 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
Глава 21. ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ - 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
Раздел VI. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении - Глава 22. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ - 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
22.2. Виды государственного контроля
22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
Глава 23. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР – 23.1. Понятие и сущность административного надзора
23.2. Виды административного надзора
Глава 24. ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Особенная часть - Раздел VII АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ - Глава 25 УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ - 25.1. Сущность государственного управления экономикой
25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
25.3. Методы государственного управления экономикой
Глава 26. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ - 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
Глава 27. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ФИНАНСАМИ, КРЕДИТОВАНИЕМ - 27.1. Организация управления финансами
27.2. Финансовый контроль
27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
27.5. Управление системой налогообложения
27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
27.7. Управление в области кредитования
Глава 28. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ - 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
28.2. Система таможенных органов
28.3. Понятие и виды таможенного режима
28.4. Особенности службы в таможенных органах
28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
Глава 29. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ - 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
Глава 30. УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ И ДОРОЖНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
30.2. Управление морским и речным транспортом
30.3. Управление портами
30.4. Управление трубопроводным транспортом
30.5. Управление железнодорожным транспортом
30.6. Управление авиационным транспортом
30.7. Управление автомобильным транспортом
30.8. Управление дорожным хозяйством
Глава 31. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
31.2. Органы государственного управления экологией
31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
Раздел VIII .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой - Глава 32. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ - 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-кул
32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
Глава 33 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ - 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
Глава 34 УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ - 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
34.3. Административно-правовой статус ВАК Украины, НАН Украины и отраслевых академий
Глава 35 УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ - 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
Глава 36 УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ И ИСКУССТВОМ - 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
36.4. Организация управления в кинематографии
36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
Глава 37. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ - 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
Глава 38. УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, СПОРТОМ, ТУРИЗМОМ - 1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
Раздел IX. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ - Глава 39. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ - 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфе
39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
Глава 40. УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ - 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
Глава 41. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОНОЙ УКРАИНЫ - 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
41.4. Система и правовое положение органов военного управления
41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
41.6. Реформирование управления обороной Украины
Глава 42 УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИМИ ДЕЛАМИ - 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
42.3. Система и структура органов внутренних дел
42.4. Служба в органах внутренних дел
42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
42.7. Внутренние войска МВД Украины
Глава 43. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЮСТИЦИЕЙ УКРАИНЫ - 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
43.2. Система и структура органов юстиции Украины
43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
Глава 44. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМИ СНОШЕНИЯМИ- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия



ПРЕДИСЛОВИЕ

Административное право является одной из ведущих отраслей правовой системы Украины, поскольку оно опосредует функционирование публичной власти и выступает необходимым условием и способом реализации Конституции Украины в важнейшей сфере — сфере исполнения законов и иных правовых актов. Оно тесно связано с исполнительной ветвью власти и государственным управлением, поскольку непосредственно регулирует соответствующие общественные отношения.

В то же время административное право призвано обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти в соответствии с конституционными требованиями «утверждения и обеспечения прав и свобод человека и гражданина».

Общественное предназначение административного права заключается во внедрении и регламентации действительно демократических взаимоотношений между органами исполнительной власти и гражданами, именно таких отношений, при которых каждому человеку было бы гарантировано реальное соблюдение и охрана принадлежащих ему прав и свобод в сфере исполнительной власти, а также эффективная защита этих прав и свобод в случае их нарушения.

Административное право является одной из базовых учебных дисциплин по подготовке юристов. Преподавание курса административного права в Одесской национальной юридической академии имеет свои традиции, начатые еще на кафедрах полицейского права и финансового права Новороссийского университета, которые сохраняются и продолжаются коллективом кафедры административного и финансового права академии.

По своей структуре учебник состоит из Общей и Особенной частей, подготовленных с учетом новой административно-правовой доктрины, которая базируется на Концепции административной реформы в Украине и основных положениях проекта Концепции реформы административного права Украины и изменений действующего законодательства.

Общая часть учебника содержит основные теоретические положения о: предмете, методе и системе административного права; истории административного права; административно-правовых нормах и правоотношениях; субъектах административного права (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, государственной службы и государственных служащих); государственном управлении (понятие, принципы, функции, формы и методы); правовых актах управления; административно-правовых режимах; административном принуждении и административной ответственности; административном процессе; способах обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

В Особенной части достаточно детально рассмотрены вопросы об управлении такими важными сферами общественной жизни, как экономическая (экономика, бюджетная деятельность, финансы и кредитование, таможенное дело, агропромышленный комплекс, транспорт и дорожное хозяйство, охрана и использование природных ресурсов), социально-культурная (образование, наука, здравоохранение, культура и искусство, социальная защита населения, физическая культура, спорт и туризм) и административно-политическая (национальная безопасность, оборона, внутренние дела, юстиция, иностранные дела).

Авторский коллектив выражает искреннюю благодарность рецензентам — доктору юридических наук, профессору, заслуженному юристу Украины И. П. Голосниченко и доктору юридических наук, профессору Р. А. Калюжному за советы и замечания, высказанные при подготовке учебника к изданию.

С. В. Кивалов

доктор юридических наук, профессор, академик, заслуженный юрист Украины, Президент Одесской национальной юридической академии

Общая часть - Раздел I. Введение в административное право - Глава 1. Предмет, метод и система административного права - 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права

Характеристика любой отрасли права, в первую очередь, неразрывно связана с определением понятия и особенностей таких важных составляющих, как предмет и метод данной отрасли. Именно эти составляющие характеризуют сущность и особенности административного права.

Предмет административного права, как отмечается во многих учебниках и учебных пособиях, представляет собой определенные общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления. Иногда предмет административного права определяется как общественные отношения, связанные с деятельностью органов исполнительной власти. При этом необходимо отметить, что последнее определение существенно сужает объем общественных отношений, которые регулируются административным правом, поскольку государственное управление осуществляют не только органы исполнительной власти, но и органы местного самоуправления (в частности, исполнение делегированных полномочий), а также государственные учреждения и организации (в пределах своих полномочий), которые не принадлежат к органам исполнительной власти.

Предмет административного права в той редакции, которая используется в данное время почти во всех учебниках по административному праву, был определен в ходе дискуссии 1938-1941 гг. Именно тогда было установлено, что предмет административного права — это общественные отношения в сфере государственного управления.

Проведение административной реформы в Украине вызвало объективную необходимость переосмысления предмета этой отрасли права и рассмотрения его с учетом целого ряда обстоятельств, связанных с коренными изменениями, происходящими в Украине.

В первую очередь, к предмету административного права принадлежат так называемые «классические управленческие отношения», то есть общественные отношения, возникающие во время осуществления государственного управления в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности.

Важно отметить, что к предмету административного права, кроме внешних, принадлежат и внутриорганизационные управленческие отношения, складывающиеся в процессе внутренней организации и деятельности аппарата иных государственных органов (аппарата прокуратуры, аппарата суда, Секретариата Верховной Рады Украины, Администрации Президента Украины и др.), а также в администрациях государственных предприятий, учреждений и организаций. Как отмечается в теории административного права, такая внутриорганизационная деятельность является вспомогательной относительно основной деятельности.

Кроме вышеназванных, составляющей частью предмета административного права являются управленческие отношения, связанные с реализацией функций и полномочий исполнительной власти, делегированных государством органам местного самоуправления, общественным организациям и другим негосударственным инстанциям. Следует отметить, что институт «делегирования государственных полномочий», не будучи новым для теории административного права, только в последнее время начал надлежащим образом формироваться, особенно в плане нормативно-правового обеспечения. В первую очередь речь идет о делегировании государственных полномочий органами исполнительной власти органам местного самоуправления, предусмотренном Законами Украины «О местном самоуправлении в Украине» и «О местных государственных администрациях», то есть о так называемом «делегировании по закону». Следует отметить, что в теории административного права выделяют и «делегирование по договору», когда нормативно-правовой акт предусматривает только возможность самого делегирования, а определение перечня полномочий передается на усмотрение сторон, которые заключают договор, являющийся одним из видов административного договора.

Важным и новым элементом предмета административного права выступают общественные отношения, связанные с предоставлением гражданам разнообразных управленческих услуг. Под управленческой услугой понимается деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц по исполнению обязанностей государства перед гражданами в сфере создания условий для полноценной реализации ими своих прав и свобод. Следует отметить, что введение института управленческих услуг, как вида государственных услуг, существенно изменяет иерархию ценностей в отношениях между гражданином и публичной властью, в соответствии с которой права и свободы граждан пользуются приоритетом. Именно административное законодательство предусматривает организационно-правовые формы реализации управленческих услуг, административную ответственность государственных органов и должностных лиц за некачественное или ненадлежащее предоставление управленческих услуг.

К предмету административного права относятся также общественные отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью административных судов, то есть в сфере административной юстиции. Необходимость создания административных судов вытекает из статьи 55 Конституции Украины, в соответствии с которой «каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц». В повседневной жизни эта конституционная гарантия права на обращение за защитой в суд осуществляется через систему административной юстиции.

И, наконец, к предмету административного права относятся общественные отношения, которые возникают в связи с применением мер административного принуждения и административной ответственности к физическим и юридическим лицам. Важно отметить, что это та часть общественных отношений, которая раньше охватывалась понятием предмета «полицейское право», на основе которого и возникло административное право.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что предмет административного права — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и функционирования органов государственного управления, осуществления государственного управления сферами общественной жизни, функционирования административной юстиции и привлечения к административной ответственности.

Под методом административного права понимают совокупность правовых средств и способов осуществления административно-правового регулирования общественных отношений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Административное право Украины (2)

    Документ
    Изучение курса административного права имеет основополагающее значение для подготовки будущих юристов, поскольку этот курс, во-первых, принадлежит к циклу фундаментальных учебных дисциплин в программе юридического высшего образования;
  2. Административное право украины (1)

    Учебник
    Картузова И. А. — канд. юрид. наук, доцент — раздел V; Гуревский В. К. — канд. юрид. наук, доцент — глава 29; Ярмаки X. П. — канд. юрид. наук, доцент — глава 31.
  3. Список літератури №2011 Абрамов Н. А. Хозяйственно-процессуальное право Украины: Учеб пособ. Х.: Одиссей, 2002. 256 с. Аграрне право України: Підручник / За ред. О. О. Погрібного. К.: Істина, 2005

    Документ
    Антологія української юридичної думки. В.10 т./ Редкол.: Ю.С.Шемшученко та ін. / Упоряд.: О.М.Костенко, О.О.Кваша. - К.: Видавничий дім «Юридична книга», 2004.
  4. Административно-деликтное право республики беларусь 12. 00. 14 административное право, финансовое право, информационное право

    Автореферат
    Защита состоится 8 октября 2008 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.02 при Московской государственной юридической академии г.Москва, 123995, ул.
  5. Наталья Николаевна Крестовская, кандидат исторических наук, доцент; Анатолий Федорович Крыжановский, кандидат юридических наук, доцент. Основы правоведения Украины: учебное пособие

    Учебное пособие
    Вы приняли ответственное решение стать юрис-тами. Первый шаг на пути к осуществлению этоймечты вам поможет сделать настоящее учебное по-собие, которое по своему содержанию соответствует какшкольным программам, так и программам всту-пительных

Другие похожие документы..