Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «о муниципальной службе в Российской Федерации», с областным законом от...полностью>>
'Документ'
Спілкування і взаємодія людей відбувається в різноманітних формуваннях і об’єднаннях, які в соціальній психології визначаються як групи. Група – це в...полностью>>
'Статья'
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном...полностью>>
'Документ'
МОСКВА, 9 декабря. /«ФК-Новости»/. Россия без иммигрантов вымрет, экономика задохнется; русские под напором иммигрантов перестанут быть титульной наци...полностью>>

Рецензенты: доктор социологических наук, профессор

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

OCR: Allan Shade, janex@ ,

Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н.

Социология права

Рецензенты: доктор социологических наук, профессор ЕМ. Харитонов; кандидат юридических наук, профессор В.В. Момотов.

Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н.

К 28 Социология права. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 480 с. (Серия «Учебники «Феникса»).

В учебном пособии излагается общий курс социологии права — отрасли социологической науки, исследующей на основе общесоциологических и собственных частнонаучных методов проблемы функционирования права как социального института. Авторы подробно рассматривают историю формирования социологии права и ее основные концепции, анализируют перспективы ее развития, зат­рагивают широкий круг вопросов, связанных с современ­ной правовой ситуацией в России.

Предназначено для студентов, аспирантов и препода­вателей юридических, социологических и других гумани­тарных вузов и факультетов.

ISВN 5-222-01938-1

ББК 60.56

Касьянов В.В , Нечипуренко В.Н. 2001
Оформление, изд-во Феникс, 2001

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вопрос о природе, предмете, объекте и месте соци­ологии права среди других социальных и юридических наук остается до сих пор открытым. На этот счет в литературе существуют различные точки зрения. Так, немецкий исследователь Н. Риффель выделяет в этой связи три группы подходов к проблеме дисциплинар­ного статуса социологии права:

  1. социология права является вспомогательной дисциплиной в рамках правоведения (К- Ллевеллин, А. Нусбаум и др.);

  2. социология права составляет разновидность общей теории права (Э. Дюркгейм, В. Лундштодт, Н. Луман, А. Хегерстрем и др.);

  3. социология права рассматривается как отрасль общей социологии или как самостоятельная социологическая дисциплина (М. Вебер, Ж- Гурвич, Е. Эрлих,
    Р. Кениги др.)1.

В российской научной литературе наблюдается ана­логичное многообразие точек зрения2.

1 Riffel H. Rechtssoziologie. Eine sistematische Orientierung. Nuewied Berlin (West); Luchterhand, 1974. S. 404.

2 См.: Право и социология. М., 1973; Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986; Казимирчук В.П. Вступительная статья к книге: К. Кульчар. Основы социологии права. М., 1981; Туманов В.А. Вступительная статья к книге: Ж. Карбонье. Юридическая социология. М., 1986; Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 738; Лапаева В.В. Социология права: в поисках новой парадигмы // Государство и право. 1992. №7; Лапаева В.В. Социология права как юридическая дисциплина? // Социологические исследования. 1999. №7; Барчук В.В. Соци­ология права — отрасль социологии // Социологические исследования. 1996. № 10; Тадевосян Э.В. К вопросу о социологии права // Социологические исследования. 1997. № 9; Тадевосян Э.В. Социология права и ее место в системе наук о праве // Государство и право. 1998. №1; Тадевосян Э.В.? Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально- -гуманитарные знания. 2000. №2; Юридическая социология: Учебник для вузов. М., 2000.

Большинство отечественных правоведов считают социологию права юри­дической наукой. Так, В.С. Нерсесянц рассматривает социологию права как «самостоятельную юридическую дисциплину общетеоретического статуса и значения»1. По мнению В.В. Лапаевой, «социология права возмож­на и как юридическая дисциплина (отдельная отрасль юридической науки), и как социологическая дисципли­на (отдельная отрасль общей социологии). Это две раз­ные по своему предмету и методу отрасли научного знания, отличающиеся друг от друга так же, как юрис­пруденция отличается от социологии»2. Известный юрист и исследователь права В.А. Туманов тоже рас­сматривает социологию права как юридическую дис­циплину.

По мнению Э.В. Тадевосяна, необходимо принимать во внимание различие между терминами «юридичес­кая социология» и «социологическая юриспруденция». Социологическая юриспруденция занимается исследо­ваниями в юридической науке, а юридическая социоло­гия — исследовательской деятельностью в рамках от­расли социологии. Разграничивая эти два понятия и две соответствующие дисциплины, Э.В. Тадевосян счи­тает, что социология права3 представляет собой отрасль

1 Нерсесянц В.С. Предисловие редактора //Лапаева В.В. Социология права / Под ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. М., 2000. С. 9.

2 Там же. С.1.

3 Термин «социология права» равнозначен по смыслу юридической социологии, хотя существует и другая точка зрения, согласно которой последняя охватывает все явления, модели поведения, более или менее связанные с правом, тогда как социология права ограничивается только .обственно правом — юридическими нормами и институтами.

социологии и по своему предмету, и по своему методу. По его мнению, социология права — это одна из отрас­лей социологии, изучающая право как социальный ин­ститут, то есть сквозь призму социальных отношений, существующих в обществе. А социологическая юрис­пруденция, напротив, исследует право как юридичес­кий институт, опираясь на социологические средства и методы.

Известный французский ученый-правовед Ж- Карбонье считает социологию права, или юридическую социологию, такой же отраслью общей социологии, как и экономическая социология, социология религии, со­циология образования, социология знания и т.д.1 Такая позиция представляется естественной. Действительно, даже в контексте обычной традиционной классифика­ции наук трудно помыслить, чтобы дисциплина, уже самим названием подводимая под рубрику социологи­ческих наук, вдруг вопреки формальной логике оказа­лась правоведческой.

Тем не менее в рамках широкой дискуссии о дисцип­линарной принадлежности социологии права, развер­нувшейся в последнее десятилетие на страницах жур­налов, некоторые авторы отстаивают довольно опро­вержимую, на наш взгляд, идею о двойственном — юридико-социологическом — характере социологии права. Так, В.В. Барчук считает, что междисципли­нарный, промежуточный характер социологии права допускает равнозначность и взаимозаменяемость под­ходов к ее разработке: «... создавая, преподавая или изучая социологию права, можно исходить либо из пра­ва, либо из социологии»2;

1 Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. С. 30.

2 Барчук В.В. Указ. соч. С.102.

«становление социологии права как отрасли междисциплинарных исследований мо­жет происходить как на основе общей социологии, так и на базе теории права»1. Венгерский социолог К- Кульчар в книге «Основы социологии права» также говорит о междисциплинарном положении социологии права как науки, развивающейся на стыке юриспруденции и со­циологии.2

На наш взгляд, несомненная междисциплинарность социологии права связана прежде всего с ее генетичес­ким происхождением и спецификой, и ни в коей мере не является основанием для применения к ней такого «двойного стандарта». Социология права едва ли мо­жет формироваться на базе теории права, поскольку в содержание теории права не входят исходные методо­логические и парадигматические посылки общей соци­ологии, без которых невозможна никакая научная дис­циплина, хотя бы косвенно претендующая на «социологичность».

1 Барчук В.В. Указ. соч. С.108.

2 Кульчар К- Основы социологии права. М., 1981. С 118—119

Стремление сторонников «правовой версии» дисцип­линарной принадлежности социологии права дать по­следней теоретическое основание силами теории права во многом, вероятно, объясняется представлением о со­циологии как о преимущественно прикладной, эмпири­ческой науке, страдающей «теоретической недостаточ­ностью» и нуждающейся в квалифицированной интер­претации собранного ею эмпирического материала. Такое представление просматривается, например, в некоторых высказываниях В.В. Лапаевой. В частно­сти, она пишет: «Без использования теоретического потенциала юридической науки социология права не сможет обрести статус полноценной научной дисцип­лины и будет представлять собой комплекс эмпиричес­ких исследований, не выходящих на фундаментальные проблемы правовой жизни общества. Думается, что наиболее плодотворно социология права может разви­ваться в рамках правоведения как отрасль прежде всего правового знания»1.

1 Лапаева В.В. Социология права: в поисках новой парадигмы. С. 20.

Нам представляется, однако, что социология права как частносоциологическая дисциплина имеет большой и в значительной мере пока не использованный теоре­тико-методологический потенциал. Использование в полном объеме достижений общесоциологической мыс­ли, современных подходов к проблемам социального характера может существенно обогатить наши пред­ставления о праве как социальном институте, дать бо­лее глубокое понимание его внутренних связей с при­родой социального. В этом плане нам кажется продук­тивным рассматривать правовую реальность как реаль­ность социально сконструированную.

В таком случае под изучение социологии права под­падает не только эмпирическое многообразие форм пра­вовой жизни в разных конкретных обществах, но и скры­тые за ним структурные основания развития социаль­ного в правовое, единые для любых обществ. Иначе говоря, мы считаем, что социология права имеет дело с анализом социального конструирования правовой реальности.

Как только это определено, становится ясно, что те­ория права не является достаточной теоретической ос­новой для социологического изучения правовых фено­менов. Лишь очень небольшая группа людей в обще­стве занята теоретизированием, производством догма­тического права, законотворчеством. Но каждый чело­век, живущий в обществе, так или иначе причастен к его праву. Иными словами, лишь немногие заняты тео­ретической разработкой права, но каждый живет в определенной социальной реальности, и эта реальность порождает свою правовую конструкцию.

Социология права прежде всего должна заниматься тем, что люди понимают под правом в своей повсе­дневной жизни. Иначе говоря, повседневное право ин­дивидов и социальных групп должно быть главным фоку­сом социологии права. Это именно то «живое право», без которого не может существовать ни одно общество.

Более того, разным обществам присущи совершен­но различные правовые реальности. Социолог должен попытаться объяснить разницу между этими реальнос­тями. Он должен задаться вопросом, как это получает­ся, что понятие «свобода» считается само собой разу­меющимся в одном обществе, но не в другом, как пра­вовые основания свободы утверждаются в одном обще­стве и как право на свободу может быть однажды уте­ряно индивидом или всем обществом.

Социологическое исследование проблем правовой ре­альности и права должно обратиться прежде всего к факту их социальной относительности. Речь идет не о позитивном праве, а о «живом» праве социальных от­ношений. Именно в этом смысле то, что кажется «за­конным» русскому предпринимателю, не может быть «законным» для американского бизнесмена. «Право» преступника отличается от «права» юриста. Для кон­кретных срезов социального пространства характерны специфические типы жизненной «правовой реальнос­ти» и «права», а изучение их взаимосвязей — предмет соответствующего социологического анализа. Кроме того, социология права должна изучать те способы, посредством которых право становится реальностью в том или ином обществе. Другими словами, социология права имеет дело не только с эмпирическим многообра­зием права, существующим в различных человеческих обществах, но и с процессами социального формирова ния и признания той или иной правовой реальности1.

1 В этой связи представляет интерес высказывание Рене Давида о том, «что между сравнительным правом и социологией права существует много точек соприкосновения. Сравнительное право должно прежде всего, как и социология, искать ту степень, в какой право определяет поведение людей, и то место, которое они отводят ему как социальному фактору. Живя в обществе, где право ценится очень высоко и считается способным регулировать самые разные аспекты общественных отношений, мы склонны думать, что так обстоит дело во всех странах или по меньшей мере во всех обществах, достигших такого же уровня развития, что и мы... Тому, кто обращается к иностранному праву, следует помнить, что право, каким оно предстает в официальных источниках, не единственный фактор, форми­рующий общественные отношения. Правовые нормы и процедуры, которые мы считаем существенными, в иной среде могут иметь лишь вспомогательное, почти ничтожное значение». (Давид Р., Жоффре-Спинози К Основные правовые системы современности. М., 1999 С 15).

Повседневная действительность определяет тип со­циального конструирования права, его относительность и соответствие социальному окружению конкретной группы в конкретной исторической ситуации. Итак, право социально конструируется, и механизм этого кон­струирования подлежит социологическому изучению.

Социологическое понимание права и правовых от­ношений заключается также в рассмотрении их в тес­ной взаимосвязи с конкретной социальной реальностью. С точки зрения социологии права, правосознание от­дельной личности или социальной группы является продуктом определенного типа общественных отноше­ний и в силу этого несет на себе их отпечаток. Право­вые феномены рассматриваются как исторически обус­ловленная форма социального и анализируются в ас­пекте выполняемых ими социальных функций. Важней­шая социальная функция права — функция социально­го регулирования и контроля — свидетельствует о том, что право возникает, формируется и существует как подчиненная часть единого социального целого и слу­жит его сохранению.

Таким образом, методологические основания социо­логии права в значительной степени связаны с принци­пом социального детерминизма, согласно которому правовые отношения в своем содержании фундамен­тальным образом определяются социальными.

Подводя итог сказанному, вслед за А. Подгурецким можно выделить следующие методологические моменты, определяющие специфику социологии права как науки:

  1. Социология права направлена на то, чтобы познавать реальную социальную действительность в контексте функционирования правовых факторов, механизмы воздействия права на социальные отношения и обратного влияния социальных отношений на формирование права.

  2. Социология права ставит своей задачей познание права в его действии и выяснение условий эффективности последнего; она стремится установить, какие именно правовые инструменты являются наиболее эффективными для осуществления изменений в политическом мышлении, в экономических ситуациях и в межсубъективных отношениях между людьми. Она исследует возможные побочные негативные последствия действия
    права; вскрывает корни различных социальных мифов, связанных с правом; изучает генезис таких мифов.

  3. Социология права занимается проблемами действия права прежде всего для того, чтобы давать социотехнические рекомендации, которые позволили бы осуществлять рациональные и эффективные преобразования социальной действительности. Она также создает теоретическую базу для развития научной политики в области права.

  4. Социология права стремится придать своим положениям такую форму, чтобы они могли найти применение в социальной практике. Например, положения, связанные с проблемой преступности, должны давать возможность практикам перевести теоретические кон­цепции на язык их профессиональной деятельности.

5. Социология права непосредственно обращается к действительности, пытается дать ей эмпирические опи­сания, создать наиболее полный и выразительный ее образ.

1. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА КАК ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Социологию права можно определить как отрасль общей социологии — подобно экономической социологии, социологии образования, религии и т.д. Это частносоциологическая дисцип­лина, предмет изучения которой составляют правовые явления. Однако граница между правом и обычаем, между юридической и общей социологией всегда остается прозрачной.

Если социология права нуждается в выделении своей специ­фической предметной области по сравнению с общей социоло­гией, то ее нужно разграничить и с догматическим правоведе­нием (как называют его без всякой критики, проста чтобы под­черкнуть противопоставление социологии). Основное различие состоит в том, что социология права изучает право как вещь (точнее, правовые феномены как вещи). Следует напомнить, что правовед находится внутри системы позитивного права, тогда как социолог находится вне его и может наблюдать право, даже свое национальное, отстраненно, как вещь.

1.1. Предмет и структура социологии права

Социология права рассматривает право как соци­альное образование. Ее интересует всё, что возника­ет в правоотношениях и правосознании под воздействием общества, его структур и институтов. Она занимается исследованием процессов генерирования социумом пра­вовых норм, ценностей и смыслов. Ее спецификой яв­ляется понимание права как сложной динамической системы, развивающейся и функционирующей в социальном пространстве и историческом времени, завися­щей как от типа общества, его географического поло­жения, так и от уровня развития общественного и инди­видуального сознания. Она исходит из того, что право берет свое начало в обществе. И поскольку право по­рождено обществом, то все правовые феномены явля­ются социальными. Но не наоборот: не всякий соци­альный феномен является правовым.

Существует неюридическое «социальное», которое сводится к тому, что называют поведенческими явлени­ями. Оно связано с обычаями. Держаться, сидя за ру­лем автомобиля, правой стороны — это правовое явле­ние. Приклеивать почтовую марку в определенном углу конверта над адресом — это поведенческое явление. Где же лежит линия раздела? В обоих случаях социальное принуждение влияет на человеческое поведение. Но в случае поведенческого явления оно размыто и выража­ется только в неодобрении или иронической усмешке наблюдателей. В случае правового явления — это орга­низованное принуждение, имеющее форму государствен­ных санкций, которые применяются учреждением, име­ющим монополию на насилие. Однако этот классичес­кий критерий оспаривается. По мнению некоторых ав­торов, правовое правило в отличие от поведенческого определяется содержащейся в нем возможностью быть реализованным по суду; не возможностью применить силу для его выполнения, а возможностью обратиться к судье, деятельность которого состоит в том, чтобы все подверг­нуть сомнению, взвесить все «за» и «против» и после этого выносить решение. Истинным признаком юридического является юстициабельность, как считал Г. Канторович.

Социальные явления включают в себя юридические феномены — право, закон, судебное и административ­ное решения. Такого рода явления идентифицируются со сферой собственно правового. В узком понимании социология права может ограничиваться именно этой сферой, занимаясь правом как таковым — общей тео­рией права и государства или теорией источников пра­ва. Социологическая рефлексия в данном случае замы­кается на изучении функций закона, правосознания и правовой культуры, на анализе обыденных представ­лений о судьях, их социальной ангажированности, спра­ведливости или несправедливости правосудия в глазах общественного мнения и т.д.

Однако в широком смысле социологию права долж­ны интересовать все социальные явления, в которых присутствует правовой элемент, пусть даже и не в чи­стом виде, такие, как собственность, семья, ответствен­ность и т.д. Но не следует пытаться выделить только этот правовой элемент и оставить без внимания другие (мораль, экономику, язык и т.п.). Социальное явление должно изучаться в своей целостности как общей соци­ологией, так и социологией права. Однако каждая из них расставляет свои акценты. Так, например, изучая семью, социология прежде всего интересуется ее типа­ми, демографическими показателями, влиянием на нее экономических и религиозных факторов. Нормы семей­ного законодательства представляют собой с её точки зрения лишь формальную регламентацию семейной жиз­ни и заслуживают поэтому третьестепенного внимания, в то время как социология права исходит из этих норм и лишь в последнюю очередь занимается тем, насколь­ко они определяются в своем содержании экономикой, нравами, религией и т.д.

Определить предмет социологии права можно лишь условно абстрагировать правовое от социального, которое не относится к сфере правового. Именно такая условная дисциплинарная граница разделяет социологию права и общую социологию. Но в таком случае мы должны опре­делить характерные черты и сущность «правового».

Здесь можно выделить несколько ключевых положе­ний такого подхода. В литературе указывается на раз­личие между правовыми и фактическими обществен­ными отношениями.1 Если изучение правовых отноше­ний остается предметом юриспруденции, то социологи­ческие науки исследуют фактические общественные от­ношения. Тем не менее между правовыми и фактичес­кими общественными отношениями существует тесная взаимосвязь. В.Н. Кудрявцев и В.П. Казимирчук вы­деляют два элемента в этой взаимосвязи. Первый эле­мент они связывают с происхождением правовых норм на основе общественных отношений. Правовые нормы формируются на основе общественных отношений, пре­образовывая их в соответствии с волей законодателя, учитывая тенденции общественного развития, потреб­ности и задачи общества и государства.

1 Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995. С. 7-15.

Вторым важным моментом в социологии права мож­но назвать изучение права в качестве социального ин­ститута общества. В этом случае право понимается как порождение социальных потребностей, выполняю­щее функции обеспечения общественной стабильности. Действенность права обеспечивается государственны­ми институтами, которые используют и принуждение к исполнению правовых предписаний, подвергая наказа­нию за их нарушение. Американский социолог Л. Мэй-хью считает, что «с социологической точки зрения пра­во должно пониматься как социальный процесс, но все больше выясняется, что понять право как социальный процесс — значит понять функциональное значение правовых норм: как они проводятся в жизнь, как при­меняются, толкуются и в конечном счете через посред­ство шаблонов использования воплощаются в институциональную структуру общества».1 Социология рас­сматривает право как социальный институт, выража­ющий нормативную структуру общественной жизни, определяющей его социальную обусловленность.

На значимость правового порядка указывал и М. Ве-бер в работе «О некоторых категориях понимающей социологии». Порядок обеспечивается взаимоориенти­рованностью людей и тем, что существующие соци­альные установления обладают значимостью для них в качестве некоторых норм установленного порядка. От­сутствие признания реальности нормативного порядка приводит к тому, что эмпирически этот порядок пере­стает существовать.

Являясь социальным институтом, право регулирует отношения в обществе, обеспечивает порядок и ста­бильность. С.С. Алексеев считает, что «именно право по своей исходной сути представляет собой образова­ние, происходящее из жизни людей, которое логически и исторически предназначено быть институтом, при­званным упорядочивать свободу, придавать ей опреде­ленность и обеспеченность, а отсюда — истинно чело­веческое содержание, истинно человеческую цен­ность»2 .

В отечественной науке самым распространенным ос­тается определение социологии права, данное СВ. Бо-ботовым: это «наука о социальных условиях существо­вания, развития и действия права в обществе»3. Дру­гой исследователь, Э.В. Тадевосян, определяет социо­логию права как науку о закономерностях взаимодей­ствия права и общества как социальной системы4.

1 Мейхью Л. Социология права //Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С.233-234.

2 Алексеев С. С. Философия права. М., 1998. С. 44.

3 Боботов С. В. Буржуазная социология права. М., 1978. С. 17.

4 Тадевосян Э. В. Социология права и ее место в системе наук о праве. С. 50.

По В.А. Глазырину, социология права является отраслью социологии, изучающей социальные закономерности фун­кционирования, изменения и механизмы взаимодействия общества и его социальной подсистемы — права1.

1 Юридическая социология. М., 2000. С. 10-11.

Как самостоятельная дисциплина социология права неразрывно связана с общей социологией и испытыва­ет ее влияние. Социология права в основном использу­ет социологические методы: историко-сравнительный, статистический, опросный, этнографический и др., а так­же и понятия («социальный контроль», «девиантное по­ведение», «социальные роли», «социализация», «аккуль­турация» и т.д.). С другой стороны, изучение правовой реальности может быть полезным для социологии. Э. Дюркгейм советовал социологам внимательно изучать нормы права, которые рассматривал как социальные факты. Социологически предпочтительнее говорить о правовых феноменах, нежели о праве: «вне» наблюдателя I находится наблюдаемый объект, который воспринима­ется как простая видимость. Иными словами, социоло­гия отказывается судить об онтологической реальности фундаментальных понятий, которыми оперирует фило­софия права (естественное право, правосудие и т.д.). В каком-то смысле социология права деструктивна: она стремится раздробить право на множество разнород­ных и нестабильных явлений. Что не мешает ей в даль­нейшем распределить явления по категориям.

В частности, социология права проводит дистинкцию между первичными и вторичными юридическими явле­ниями. Первые, порождающие вторые, — правовые нор­мы (закон, обычай), судебные и административные ре­шения и т.д. Они и продуцируют до бесконечности вто­ричные юридические явления. Сделав вывод о том, что первичные юридические явления должны быть a priopi чисто юридическими, некоторые ученые предложили очень узкую концепцию социологии права, согласно ко­торой она ограничивается только исходящими от власти решениями, то есть государственным правом.

Исходя из другой точки зрения, было предложено подразделить все правовые феномены на феномены-ин­ституты и феномены-казусы. Любой юридический ин­ститут предназначен для применения: его применение образует бесконечное множество казусов, в том числе казусы неприменения, неправильного и противополож­ного применения. Рассуждая о браке, следует сначала говорить о браке-институте, рассматриваемом в про­странстве (российский, английский, мусульманский институт и т.д.) и времени (спартанский, римский, сред­невековый, брак и т.д.). Но вокруг каждого из этих бра­ков-институтов образуется множество браков-казусов: каждая пара по-своему живет и в браке, а это означает огромное количество способов поведения, отношений, ситуаций, психических состояний, короче, психосоци­альных феноменов, каждый из которых уже сам по себе является казусом. Однако не следует выносить сужде­ний на основе самобытности и разнообразия казусов. Ибо лишенный деталей, которые привносятся индиви­дуальным темпераментом и превратностями судьбы, брак-казус вместе с остальными казусами составляет единое коллективное явление, совокупность явлений-казусов, ту «брачность», осознание которой важно как для социологов права, так и для демографов. Для изу­чения институтов особенно подходит сравнительно-исторический метод, индивидуальные казусы изучаются отдельно, коллективные явления посредством стати­стики или опроса.

В структуре социологии права можно выделить макросоциологичеекий и микросоциологический уровень. Макросоциология права изучает развитие и функцио­нирование права в масштабах того или иного общества на протяжении достаточно длительного времени. Пред­метом микросоциологии права являются непосредствен­ные правоотношения внутри конкретных социальных общностей, между отдельными группами, классами, со­циальными слоями. Социология права предстает как совокупность нескольких узкоспециализированных об­ластей и включает в себя социологию конституционно­го права, социологию гражданского права, социологию уголовного права. По многообразию объектов позна­ния исследователи выделяют законодательную социо­логию, социологию функционирования правоохранитель­ных и судебных органов, социологию правосознания и правового поведения, социологию преступности, юри­дическую конфликтологию. Можно разделить социоло­гию права также на фундаментальную и прикладную, эмпирическую и теоретическую.

Отрасли социологии права образуются на основе либо правовых категорий, либо чисто социологических. Отсюда вытекает проблема внутренней структуры юридической социологии, чему должен быть отдан при­оритет: структуре правовой науки, или структуре со­циологии в качестве образца для структурного оформ­ления социологии права.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г. А. Лукс Рецензенты: доктор социологических наук, профессор Международного института рынка (1)

    Книга
    Данная книга представляет собой научное издание, в котором анализируется процесс создания, развития и основных направлений деятельности Молодежных парламентов современной России.
  2. Г. А. Лукс Рецензенты: доктор социологических наук, профессор Международного института рынка (2)

    Книга
    Данная книга представляет собой научное издание, в котором анализируется процесс создания, развития и основных направлений деятельности Молодежных парламентов современной России.
  3. Рецензенты: доктор юридических наук, профессор

    Учебник
    Авторы учебника: профессор Ю. П. Битяк (главы 1, 2 (§ 5), 5, 8, 14 (§ 4, 5), 17, 21, 23, 41); В. В. Богуцкий, Н. Б. Писаренко (главы 2 (§ 1-4), 3; В. Н.
  4. Рецензенты: доктор медицинских наук профессор

    Монография
    Впервые в отечественной психиатрии психотравматология представлена, как направление исследований этиопатогенетических механизмов психических расстройств.
  5. Доктор социологических наук, профессор, зав (1)

    Документ
    Проблема компромисса и партнёрства на евразийском пространстве: Культура партнёрства как культура жизни. Культура партнёрства – это объединяющий гуманитарный кластер смыслов культуры мира и безопасности; партнёрств людей, народов и цивилизаций.

Другие похожие документы..