Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
ИНФОРМАЦИЯ О ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В ОТЧЕТНОМ ГОДУ, В ТОМ ЧИСЛЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ СУБСИДИЯХ (РУБЛЕЙ) ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАН...полностью>>
'Реферат'
В современной российской экономике, характеризующейся сложной финансовой ситуацией и жесткой конкурентной борьбой, для выживания и успешного ведения ...полностью>>
'Программа'
Составители: Шух Михаил Александрович, доцент кафедры строительства и эксплуатации гидромелиоративных систем Белорусской государственной сельскохозяй...полностью>>
'Документ'
Программу трех новых "шелковых путей" (по аналогии с Великим шелковым путем, соединявшим в древние времена Восток и Европу) представил росс...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы социальной медицины» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Социальный факультет

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Основы социальной медицины»

для студентов, обучающихся по специальности

350500 (040101) – «Социальная работа»

Составитель: доцент

кафедры социальной

педагогики

Фортунатов А.А.

Магнитогорск 2010

Пояснительная записка

Целью курса является сформировать у студентов те стороны социального значения, которые граничат с медициной.

Задачи курса:

  1. Раскрыть содержание и задачи предмета «Социальная медицина»;

  2. Раскрыть истоки и столкновение социальной медицины как отрасли современного научного знания;

  3. Дать оценку понятий клинической, профилактической и социальной медицины, их взаимосвязи и взаимоотношений;

  4. Раскрыть социальные основы психосоматики;

  5. Дать характеристику социальным основам психотерапии;

  6. Изучить стратегию ВОЗ в охране здоровья населения;

  7. Изучить нормативно-правовую базу социально-медицинской работы;

Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы.

Социальная медицина занимает одно из главных мест в подготовке современного социального работника. Эта самостоятельная как в структуре медицинского знания, так и в системе социальной практики дисциплина находится на стыке здравоохранения и социальной защиты населения. Предметом социальной медицины являются общественное здоровье и здоровье общества. Эти понятия, отражающие состояния и процессы в обществе с медицинской точки зрения, нетождественны. Термин «общественное здоровье» имеет в основном медицинский смысл, сопряженный с отклонениями состояния физического и психического здоровья представителей определенных слоев населения и связанными с ними нарушениями социальной структуры общества (старение, возрастание частоты проявлений девиантного поведения, наркотизация и алкоголизация, увеличение смертности новорожденных и др.). Под здоровьем общества понимается прежде всего моральная, нравственная оценка состояния общества с точки зрения социального врача. Основная задача социальной медицины – сохранение и защита общественного здоровья (а значит, и здоровья каждого человека) при любых социально-экономических, социально-политических, идеологических ценностях и установках, при любых социальных и природных обстоятельствах.

Общественное здоровье имеет своего субъекта, т. е. конкретного человека с его анатомо-физиологической и психологической характеристикой, семейным и общественным положением, ценностными ориентациями и профессией. Базисным понятием социальной медицины следует считать здоровье человека, а основным критерием его качества – продолжительность жизни. В соответствии с содержащимся в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определением «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Если сравнить нашу жизнь с шаром, то длина его пути (продолжительность жизни) зависит от силы броска и характера поверхности, по которой он движется. Сила броска, скорость движения шара ассоциируются с наследственностью человека и особенностями его поведения, обусловливающими и обеспечивающими здоровье, а характер поверхности – с условиями среды (экологическими, социальными, экономическими и др.), в которой существует человек. Следовательно, в наиболее общем виде, продолжительность жизни человека, заложенная генетически, зависит от условий окружающей эколого-профессиональной среды и его образа жизни.

Требования. В результате изучения данного курса студент должен:

  1. Знать Основные понятия предмета «социальной медицины»: общественное здоровье, индивидуальное здоровье, больной организм, личность;

  2. Знать Историю развития социальной медицины за рубежом и в России;

  3. Иметь целостное представление о медицине и обществе в контексте потрясений XX – XXI столетий;

  4. Иметь опыт эпидемиологических исследований в социальной медицине;

  5. знать современные проблемы социальной медицины (СМ) (СМ и чрезвычайные процессы, СМ и миграционные процессы, долгожители и качество жизни);

  6. знать социальные основы психосоматики;

  7. уметь использовать методы психотерапии;

  8. знать нормативно-правовую базу социально-медицинской работы.

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекций составляет 54 час. На лекциях при необходимости возможно использование различных технических средств обеспечения.

Общий объем семинарских занятий – 54 час. Семинарские занятия проводятся в составе групп. На семинарах практикуется применение сообщений, опросов, дискуссий, ролевых игр, упражнений, круглых столов и других методик обучения.

Нормативный объем самостоятельной работы студентов для дисциплины установлен в объеме 108 часов.

Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала и осуществляется в начале каждого семинарского занятия путем тестирования и последующего анализа ответов на 6-8 вопросов теста. Для итогового контроля усвоения материалов дисциплины учебным планом предусмотрены зачет (5 семестр) и экзамен (6 семестр).

5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

для студентов дневной формы обучения

п/п

Тема

Всего

часов

В том числе

Аудиторная работа

Самостоятельная работа (час.)

Лекции (час.)

Прак-тич. занятия (час.)

1

Социальная медицина: основные понятия и категории, междисциплинарный характер социальной медицины. Взаимосвязь и взаимовлияние социальной и клинической медицины.

15

4

2

9

2

Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье. Генетическая и социальная обусловленность здоровья. Образ жизни и здоровье, здоровый образ жизни. Факторы риска заболеваний.

35

10

6

19

3

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Санитарное законодательство.

22

7

10

5

4

Классификация болезней, структура заболеваемости населения, основные инфекционные заболевания. Инфекционные болезни.

20

6

10

4

5

Общие принципы и социальные факторы профилактики, диагностики и лечения болезней.

25

6

5

14

6

Социально-медицинская этика.

12

6

4

2

7

Умения и навыки неотложной медицинской помощи.

14

3

5

6

8

Социально-медицинская просветительская деятельность.

25

6

5

14

9

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданина; стратегия всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения.

25

3

4

18

10

Социально-медицинские проблемы организации социальной работы.

23

3

3

17

ИТОГО

216

54

54

108

Тема 1. Социальная медицина: основные понятия и категории, междисциплинарный характер социальной медицины. Взаимосвязь и взаимовлияние социальной и клинической медицины.

Краткое содержание

Предмет социальной медицины как самостоятельной отрасли знания и практики. Область социальной медицины в структуре социального и медицинского знания, взаимосвязь социальной и клинической медицины. Задачи и основные направления (публичная, общественная, социологическая, пенитенциарная, военная) развития современной социальной медицины. Истоки социальной медицины: Египет времен фараона Эхнатона; Гиппократ и Ибн Синна (Авиценна) как социальные врачи; спартанский образ жизни. Социальная медицина ХХ века: Карл Ясперс, Альфред Гротьян, Николай Семашко, Петр Ганнушкин, Джон Райл, Андрей Снежневский.

Тема 2. Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье. Генетическая и социальная обусловленность здоровья. Образ жизни и здоровье, здоровый образ жизни. Факторы риска заболеваний.

Краткое содержание

Понятия «общественное здоровье», «здоровье общества» и «индивидуальное здоровье». Качество жизни и индекс человеческого развития. Степени социальной дезадаптации человека. Влияние образа жизни на здоровье человека. Характеристики основных компонентов здорового образа жизни: полноценный отдых; активная жизненная позиция; удовлетворенность работой, физический и душевный комфорт; сбалансированное питание; высокая медицинская активность; экономическая и материальная независимость; психофизиологическая удовлетворенность в семье; регулярная физическая и двигательная активность. Основные критерии оценки индивидуального здоровья человека: структурная и функциональная сохранность органов и систем; высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде; сохранность привычного самочувствия. Психогении и социопатии. Эмоциональный стресс и фрустрация. Психосоматические заболевания: этиология, патогенез, лечение. Связанные и несвязанные с приемом субстанции болезни зависимости. Резервы личности и резервы человеческого организма. Функциональная асимметрия как «инструмент» социального врача.

Гены и генные продукты. Отношение «фенотип-генотип». Модели передачи генетических расстройств. Генетическое консультирование. Нейрохимические системы, регулирующие поведение. Психонейроиммунологическая взаимосвязь. Стресс как основной фактор риска развития заболеваний. Понятие «стресс» и «стрессовый процесс». Стрессоры и их связь с заболеваниями. Особенности личности, предопределяющие действенность стрессоров. Влияние социальной сети и социальной поддержки на здоровье и болезнь. Образ жизни (гиподинамия, питание, социальная и медицинская активность и др.) и эколого-профессиональные условия в генезе заболеваний.

Тема 3. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Санитарное законодательство.

Краткое содержание

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1999 г. (статьи: 1, 8, 10, 14, 16, 17, 29, 30, 31, 34, 35, 36, 45, 55). Социально-гигиенический мониторинг: задачи мониторинга, его значение.

Тема 4. Классификация болезней, структура заболеваемости населения, основные инфекционные заболевания. Инфекционные болезни.

Краткое содержание

Классификация болезней, структура заболеваемости населения. Эпидемиология – наука о возникновении и распространении заболеваний. Структура заболеваемости населения. Эпидемия как массовое инфекционное заболевание и особое психическое состояние населения. Теории возникновения эпидемий (природных катаклизмов, космологическая, социально-экономическая, этико-культурологическая). Эпидемиология здоровья. Инфекционные болезни: вирулентность, иммунодефицит и витальность. Основные инфекционные заболевания. Социально-обусловленные болезни (алкоголизм, токсикомания, наркомания, СПИД, туберкулез, профессиональные болезни). ВИЧ-инфекция. Группы риска по СПИДУ. Вирусные гепатиты А, В и С. Группы риска по вирусным гепатитам В и С. Медико-социальные проблемы репродуктивного здоровья населения.

Тема 5. Общие принципы и социальные факторы профилактики, диагностики и лечения болезней.

Краткое содержание

Самосохранительное поведение: сбалансированное питание, правильный отдых, достаточная физическая активность, здоровая сексуальность, умение справляться со стрессами, отсутствие вредных привычек. Физические, медикаментозные и психологические способы профилактики и лечения заболеваний. Неотложная медицинская помощь в практике социального работника. Психоаналитические, гуманистические, клинические и психофармакологические модели состояния здоровья человека. Слово как лечебный фактор. Теория психотерапии. Психодинамические, бихевиористические, когнитивные, гуманистические методы психологического консультирования и психотерапии. Аутогенная тренировка. Гипноз.

Тема 6. Социально-медицинская этика.

Краткое содержание

Взаимоотношения врача (социального работника) и пациента: модели Гиппократа (принцип «не навреди»), Парацельса (принцип «делай добро»), деонтологическая (принцип «соблюдения долга»), биоэтическая (принцип «уважения прав и достоинства личности»). Смерть и умирание. Проблема эвтаназии. Морально-этические проблемы аборта. Этико-правовые аспекты новых репродуктивных технологий. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей. Врачебные ошибки и ятрогении. Медицинская тайна. Этические проблемы проведения экспериментальных исследований на человеке.

Тема 7. Умения и навыки неотложной медицинской помощи.

Краткое содержание

Экстремальные и кризисные состояния организма человека. Ступор, сопор, кома. Правила остановки кровотечения. Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Принципы оказания помощи и иммобилизации при переломах. Помощь при утоплении, переохлаждении, перегревании, гипоксической гипоксии (удушении), отравлении.

Тема 8. Социально-медицинская просветительская деятельность.

Краткое содержание

Санитарно-гигиеническое воспитание и обучение: определение, цели, задачи, методы и принципы. Центр медицинской профилактики: структура и функции. Научно-исследовательский институт профилактической медицины: структура и функции. Участие международных организаций в санитарно-гигиеническом воспитании.

Тема 9. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданина; стратегия всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения.

Краткое содержание

Система правового обеспечения охраны здоровья граждан. Международные нормы и законодательство РФ об охране здоровья человека. Стратегия Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения. Принципы хартии здоровья народов. Конституция РФ об охране здоровья граждан. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1999). Правовой статус лечащего врача и пациента. Понятие трудового права. Трудовые отношения и заключение трудового договора в учреждениях здравоохранения. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских работников.

Тема 10. Социально-медицинские проблемы организации социальной работы.

Краткое содержание

Социально-медицинские проблемы организации социальной работы. Истоки и становление социальной медицины за рубежом и в России. Социальные потрясения ХХ и начала ХХI столетий. Социальная гигиена. Классификация групп населения.

7.Список рекомендуемой литературы

Литература основная:

  1. Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004;

  2. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманах. СПб., 2000;

  3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990;

  4. Вагин И.О. Уроки психологической защиты. Не позволяй собой манипулировать. СПб., 2001;

  5. Валеология: учебник для вузов / Под ред. В.П.Петленко. СПб., 1998;

  6. Горанчук В.В., Сапова Н.И., Иванов А.О. Гипокситерапия. СПб., 2003;

  7. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. СПб.: Питер, 2002.

  8. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 15 ноября 1999 г. М., 2000. 80 с.

  9. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300).

  10. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. № 1202-р).

  11. Линдеман Х. Система психического саморегулирования. М., 1992;

  12. Международная статистическая классификация болезней. В 3 томах.- М., 1995;

  13. Методы эффективной психокоррекции. Хрестоматия. Минск, 1999;

  14. Новиков В.С., Горанчук В.В., Шустов Е.Б. Физиология экстремальных состояний. СПб.: Наука, 1998;

  15. Новиков В.С., Шустов Е.Б., Горанчук В.В. Коррекция функциональных состояний при экстремальных воздействиях. СПб., 1998;

  16. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов / Под ред. В.А.Миняева, Н.И.Вишнякова. М., 2003;

  17. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ, от 02.12.2000 № 139-ФЗ; с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2288).

  18. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок.- М., 2001;

  19. Поляков И.В. Социальные проблемы в медицине. СПб., 2001;

  20. Правовые основы здравоохранения в России / Под ред. Ю.Л.Шевченко. М., 2000;

  21. Социальная работа / Под ред. В.И.Курбатова. Ростов н/Д. 2000;

  22. Технология социальной работы / Под ред. И.Г.Зайнышева. – М.: Владос, 2000;

  23. Федеральный закон РФ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ).

  24. Федеральный закон РФ № 38-ФЗ от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изменениями от 12 августа 1996 г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г.).

  25. Федеральный закон РФ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ).

  26. Хартия здоровья народов. СПб., 2000;

  27. Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии: учебник для студентов. М.,1999;

  28. Черносвитов Е.В. Прикладные методы социальной медицины: учебное пособие для вузов. М., 2002;

  29. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: учебное пособие для вузов. М., 2000;

  30. Чумаков Б.Н. Валеология: учебное пособие. М., 1999;

  31. Экология и питание / Лисовский В.А. с соавт. СПб., 1998;

  32. Эпидемиология: учебник для вузов. Л., 1989;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «профессионально-этические основы социальной работы» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

    Учебно-методический комплекс
    Потрикеева О.Л., Андрусяк Н.Ю. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) – «Социальная работа» /О.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление системой социальной защиты детства» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

    Учебно-методический комплекс
    Испулова С.Н. Управление системой социальной защиты детства: Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) – «Социальная работа» и 031300 (050711) – «Социальная педагогика» / С.
  3. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» для студентов, обучающихся по специальности

    Методические рекомендации
    «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями». Данная дисциплина изучает формы проявления детской инвалидности, способы и виды реабилитации детей с ограниченными возможностями, с целью возрастания их адаптивных возможностей
  4. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060105 «Стоматология»

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060105 «Стоматология» ведется в Северном государственном медицинском университете с 1958 года в соответствии с Приказом Министерства
  5. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.

Другие похожие документы..