Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Пешеходная экскурсия “Знакомство с Прагой”. В лабиринтах маленьких улочек мы погрузимся в таинственную атмосферу Старого города: древняя Пороховая ба...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится 1 июля 2009 г. в 12.00 часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.196.03 при ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г....полностью>>
'Рабочая программа'
Данная программа разработана для курса «PR в конфликтологии», который входит в состав профессиональной подготовки специалистов в области связей с общ...полностью>>
'Руководство'
В августе 1944 года руководство гестапо и СС собралось на секретное совещание в страсбургском отеле «Мезонруж». Встречу руководителей направлений сек...полностью>>

Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4 января 2004 года в президентских выборах в Грузии (вернее, в той части, которая осталась от бывшей Гр. ССР) абхазы и осетины участия не принимали и, соответственно, не признали их результатов. Следовательно, юрисдикция нового президента теперь не только де-факто, но уже и де-юре не распространяется на Абхазию и Южную Осетию. Выборы, не проведенные и не признанные в этих бывших частях Грузинской Советской Социалистической Республики, по существу, сделали их самостоятельными, независимыми от Грузии субъектами международного права. Соответственно, тот, кто продолжает сегодня говорить о соблюдении территориальной целостности Грузии, имеет в виду советские границы, а значит, следует тактике двойного стандарта. Ибо позволительно спросить: с каких это пор мировые демократии стоят на защите границ, начертанных преступным сталинским режимом? И не пересмотрен ли успешно мировым сообществом ряд из них после роспуска Варшавского пакта, распада ЧССР, СССР, Югославии, ликвидации ГДР и объединения Германии?

М. Саакашвили занял пост президента в результате выборов, которые бывшие автономии бывшей Грузинской ССР не признали. И если новые лидеры Грузии на это закрывали глаза, значит, они сами де-факто отделили автономии от территории Грузии: таковые стали уже не "мятежными республиками", а независимыми государствами. Нельзя было назначать выборы на пост высшего руководителя страны, не договорившись о проведении таковых на всей территории бывшей Гр. ССР. И после 4 января махать кулаками уже поздно: выбранный в Тбилиси президент не признан ни в Абхазии, ни в Южной Осетии. И если до выборов президента военные операции Центра против "мятежной" периферии (при всей физической невозможности их осуществить) все же могли иметь хотя бы видимость легитимности (Центр "усмиряет" мятежников-сепаратистов), то после них уже никто - ни Европа, ни США, ни ООН, ни ОБСЕ, ни одна другая организация - никогда не вправе согласиться с "законностью" возможных военных действий Тбилиси против уже де-факто независимых государств.

В скобках уместно заметить, что некоторые круги стараются использовать Россию в качестве дубинки для подавления "сепаратистов" в мини-империях, шантажируя ее беспросветной чеченской проблемой. Одновременно России навязывается по большому счету надуманная проблема сохранения ее территориальной целостности с требованием неадекватного участия в подавлении т.н. международного терроризма - взамен реально стоящей перед российским государством проблемы мирного восстановления в разумных границах ее территориальной целостности, нарушенной в советское время и незаконно закрепленной (того, что осталось от России, т.е. России, равной РФ) в Беловежских соглашениях. Однако приступить к восстановлению подлинной целостности России не дают прежде всего "чеченские путы" и то, что она поддается шантажу тех, кто грозит ей якобы неминуемым распадом при любом изменении ныне существующих границ (на деле, как уже было сказано выше, многократно подвергавшихся изменениям и в послевоенное время). Между тем Россия при урегулировании ситуации на Северном Кавказе, включая Чечню, могла бы возвратить в свое лоно Абхазию, Южную Осетию, Крым, Приднестровье, казачьи области Казахстана (по крайней мере, на условиях их автономизации). Россия могла бы договориться о совместной эксплуатации островов Курильской гряды с Японией и об установлении наивыгоднейших и перспективнейших с ней отношений. Все это одновременно послужило бы реальному уменьшению опасности международного терроризма, дало бы России право и возможность открыто и с принципиальных позиций разрешать военные конфликты на постсоветском пространстве, с большей интенсивностью участвовать вместе с США и другими великими странами в формировании нового, более справедливого и гуманного мирового порядка.

Наивны расчеты (если они имеются) на американцев (с двойными стандартами) и на русских (с неосознанными национальными интересами и с неясными целями и ценностями), которые, разумеется, никогда не смогут, а главное, вряд ли захотят военной силой загонять автономии под знамена Саакашвили. Более того, когда американцы и русские окончательно убедятся, что с действиями этого лидера отнюдь не связаны стабилизация ситуации в Грузии и установление мира в регионе, то и те и другие, не колеблясь, отступятся от него. Для американцев главное - обеспечить стабильность в регионе и его интеграцию в мирохозяйственные процессы. Отсюда, поддерживая Саакашвили, они совершают крупный просчет. Ибо Саакашвили (подобно И. Алиеву, соседу по "несчастию") обещает восстановить "территориальную целостность" бывшей советской республики "любым возможным путем". Но из всех путей, очевидно, мыслим только один - силовой. Но он-то как раз и невозможен по многим причинам.

Сегодня положение дел следующее: Грузии как территориально-целостного государственного образования в бывших советских границах не существует. Да, есть иллюзия этого. Лидеры непризнанных государств ездят в Москву как самостоятельные президенты, премьер-министры, руководители ведомств. Однако тот же визовый режим, вероятно, уже вскоре будет отменен Москвой в отношении Абхазии и Южной Осетии. Тбилиси будет направлять Москве официальные протесты, жаловаться в ООН, ОБСЕ, Совет Европы и проч. Но все эти протесты и жалобы будут проигнорированы.

Россия действительно находится сейчас в щекотливом положении. Отвернуться от Абхазии и Южной Осетии она не может хотя бы по гуманитарным соображениям: понятно, что существовать как самостоятельные государства без мощной экономической, военной и политической поддержки России они не могут. Заставить их вернуться в Грузию также не сможет никто, даже Москва. Но ведь вечно существовать в международно-правовом вакууме невозможно! Кто-то будет вынужден - с санкции международного сообщества или без нее - взять их под свою опеку. И нет другого государства, кто мог бы это сделать, кроме России. Отсюда единственный выход из положения - для начала ассоциированное членство новых государств с Россией. Такое решение было бы и морально, и исторически справедливым. Ведь ни Абхазия, ни Южная Осетия, ни Аджария не являются частями исторической Грузии. Они входили в состав лишь Грузинской Советской Социалистической Республики - искусственно сколоченного образования большевиков. Гр. ССР никогда не была самостоятельным государством, а, в свою очередь, входила в состав СССР. Настаивать на "территориальной целостности" Грузии, выделившейся из состава СССР в географической конфигурации Гр. ССР, по меньшей мере нечестно и несправедливо по отношению к абхазам и осетинам, которые "грузинами" себя никогда не считали (они могли считать себя советскими людьми, и то, как оказалось, временно, но грузинами - никогда: такой "новой исторической общности" в рамках Гр. ССР грузины не смогли или не успели создать).

У грузин (тех, которые считают себя грузинами) был теоретический шанс после распада СССР создать на базе Гр. ССР демократическую федеративную республику. Однако у грузинской политической элиты господствовала мини-имперская идеология Гамсахурдии (настораживает, что именно режим М. Саакашвили недавно реабилитировал этого махрового грузинского шовиниста): Грузия - для грузин, - которая и привела к неминуемому распаду искусственно созданной и насильственно удерживаемой советской республики, функционировавшей только в условиях тоталитарной советской системы. Так же как в других, больших масштабах это не удалось и Горбачеву (с помощью или противодействием Ельцина): преобразовать СССР в новую Россию с народами, которые вместе с русскими хотели бы исправить преступления большевиков и воссоздать новую федеративную демократическую республику, начало становления которой было положено еще Временным правительством в начале 1917 года и вероломно было прервано большевиками разгоном Учредительного собрания в октябре того же года.

_______________________

1.3. Международно-политическое положение стран постсоветского пространства.

Постсоветское пространство – арена конкуренции между США, ЕС, Россией, Китаем, соседними государствами. Проблема сохранения российской сферы влияния.

___________________

Независимая газета/ 18.06.07/ /courier/2007-06-18/13_podhod.html

Дэниел Фрид

Сотрудничество как тактический подход

В лице России Вашингтон хочет видеть партнера по решению мировых проблем

Об авторе: Дэниел Фрид - помощник государственного секретаря по делам Европы и Евразии.

Цитата:

Россия и ее соседи

Отношения России с ее соседями и с Европой остаются проблемой, вызывающей серьезную озабоченность. Москва все еще часто проявляет в отношениях со своими соседями бескомпромиссный менталитет, особенно когда речь идет о таких странах, как Грузия и Украина, которые предпочитают налаживать более тесные евроатлантические связи. Мы и европейские страны выступили против того, чтобы Россия применяла энергоносители для оказания политического и/или экономического давления на соседние государства, как это было в случае с Украиной в 2006 году. Мы обеспокоены явно политическим вмешательством в инфраструктуру, как это было при утверждениях о конструкционных дефектах, на основании которых в этом месяце было ограничено движение по мосту в Эстонию, затяжных «ремонтных» работах на нефтепроводе в Литву или закрытии единственного официального пограничного пункта России с Грузией в прошлом году.

В российско-грузинских отношениях после крайне напряженного периода наметились первые признаки ограниченного улучшения, но Москва могла бы гораздо больше сделать для нормализации отношений. Россия продолжает применять экономические и транспортные санкции, которые она ввела против Грузии осенью прошлого года. Она также продолжает применять меры, которые ставят под сомнение ее заявления о поддержке территориальной целостности Грузии при поддержке сепаратистских режимов в грузинских регионах – Южной Осетии и Абхазии. Такую же поддержку она оказывает сепаратистскому режиму Приднестровской области в Молдове. Соединенные Штаты продолжают призывать Россию прекратить эту политику и работать с нашими европейскими партнерами над реализацией мер по укреплению доверия, призванных сблизить позиции сторон каждого конфликта. В то же время мы призываем Россию играть более конструктивную роль и использовать свое влияние на сепаратистов для содействия мирному урегулированию каждого конфликта в Грузии. Соединенные Штаты провели с Россией плодотворные переговоры на высоком уровне по этим вопросам.

Соединенные Штаты также добиваются урегулирования сепаратистского конфликта в Приднестровской области Молдовы. По одному сепаратистскому конфликту – в Нагорном Карабахе – Соединенные Штаты и Россия слаженно работают вместе, содействуя его урегулированию.

Материал подготовлена на базе тезисов выступления Дэниела Фрида в Хельсинкской комиссии США 24 мая 2007 года.

_________________

2. Проблема обеспечения экономического присутствия России на постсоветском пространстве. Внешнеторговая переориентация стран постсоветского пространства. Тенденции конкурентной борьбы. Участие правящих кругов стран постсоветского пространства в экономической конкуренции (политизация конкуренции).

____________________

/index.php?section=analitics&bulid=181&bulsectionid=20557

Главный вопрос белорусской экономики

Александр Фадеев

Белорусское правительство тщательно готовится к очередному этапу переговоров с партнерами из России по объему и цене поставок природного газа и нефти в следующем году. Президент РБ Александр Лукашенко уже задал алгоритм подобной работе, фактически потребовав занять жесткую позицию, прежде всего по отношению к потенциальным предложениям российского «Газпрома», который, как предполагает глава белорусского государства, попытается поднять цену на поставляемый в республику газ до 20%. Не скрывает Лукашенко и основной аргумент, который будет использовать белорусская сторона в этом случае – угроза резкого повышения, до «мирового уровня», оплаты услуг за транзит российских энергоресурсов, предназначенных для стран ЕС, по территории Белоруссии. Другим рычагом давления на Россию станет, очевидно, предложение Минска о пересмотре условий функционирования двух военных объектов министерства обороны России на белорусской территории в сторону увеличения платы за их размещение.

Проблеме быстрейшей ликвидации зависимости от России в сфере поставок энергоресурсов республиканские руководители придают первостепенное значение. Александр Лукашенко вообще связал этот вопрос с отстаиванием независимости и национальной безопасности Белоруссии. Если раньше высшими белорусскими чиновниками долгие годы муссировалась  и всячески эксплуатировалась идея продовольственной безопасности, то с недавнего времени правительство РБ «принципиально занялось» по указанию Лукашенко энергетической безопасностью. Глава белорусского государства сразу после зимней газовой войны с Россией выдвинул свою знаменитую новополоцкую инициативу, которая привела сегодня к появлению пространной правительственной концепции энергетической безопасности, содержащую помимо плана диверсификации поставок энергоносителей даже баланс топливно-энергетических ресурсов до 2020 года, исходя из которого, по официальной версии, будут строиться все государственные документы (!).

Концепция энергетической безопасности  была одобрена президентом РБ. Документ предусматривает снижение энергоемкости ВВП к 2015 году на 50%, а к 2020 году – на 60%. В этом году правительство надеется на снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 12%.

Помимо этих фантастических планов на бумаге, самой причудливой и невероятной является программа диверсификации поставок в республику нефти, которую правительственные чиновники свели к нескольким «перспективным направлениям»:

 - венесуэльскому, с добычей совместной белорусско-венесуэльской компанией нефти на месторождениях Венесуэлы Гуара Есте и Лагамедиа и последующей транспортировкой ее (и других потенциальных объемов венесуэльской нефти) через балтийские порты танкерами (которых у Белоруссии нет). Далее, очевидно, нефть будет транспортироваться в республику железнодорожным или трубопроводным транспортом;

- иранскому, с разработкой компанией «Беларусьнефть» совместно с Национальной иранской нефтяной компанией иранского месторождения Джофейр. Добытые там объемы сырой нефти по Черному морю на танкерах (зафрахтованными, видимо, Белоруссией) будут транспортироваться в Феодосию, а затем по украинской железной дороге доставляться в Белоруссию;

- каспийскому, предусматривающему транспортировку казахстанской (или другой прикаспийской) нефти в ту же Феодосию какими-то танкерами с последующей доставкой по железной дороге через территорию Украины в РБ.

Заметим, что с экономической точки зрения ни одно из приведенных направлений не гарантирует Белоруссии устойчивый импорт нефти по цене, дешевле российской. Более того, «узкими» местами запланированных маршрутов являются не только расстояния и связанные с этим накладные расходы, но и трансграничные проблемы, базирование на иностранные порты со всеми вытекающими организационными и финансовыми издержками, с неразвитостью терминалов, а также пропускная способность нефте- и продуктопроводов и железных дорог, например, в Крыму.

С концептуальными планами альтернативных поставок природного газа белорусские чиновники явно не справились, возможно, им не хватило фантазии (либо, наоборот, взял верх профессионализм). Поэтому в сфере импорта газа  ограничились программой строительства дополнительных подземных газовых хранилищ на территории республики согласно указанию президента Лукашенко, в которые предполагается закачивать в летний период все тот же российский газ. В этом году уже начаты, например, работы по строительству третьего подземного газохранилища (кроме существующих - Осиповичского и Прибужского) в Гомельской области с использованием отработанных при добыче соли намытых каверн.

Поскольку руководство республики отвергает принципы индикативного и косвенного регулирования национальной экономики, придерживаясь механизма прямого управления и жесткого контроля за деятельностью всех отраслей и субъектов хозяйствования, то и в сфере энергообеспечения оно пытается  действовать подобным образом. Поэтому далеко не случайным является то, что, объявив о радикальной трансформации системы снабжения экономики углеводородным сырьем и запуске программы поиска других (не российских) поставщиков нефти и газа, под это была подведена идейная база национально-государственного звучания. Она включает не только обвинения в адрес правящей элиты России и российских монополистов, «олигархов» в аморальности и алчности («кроме денег сегодня ничего не воспринимают»), но и, по законам жанра, определения социальной цены проблемы – потеря независимости. Последнее должно примирить население Белоруссии с нарастающими экономическими трудностями и неизбежными издержками, якобы носящими временный характер и преодолимыми с завершением процесса диверсификации внешних источников поставок энергоресурсов.

При этом на правительственном уровне никто в Белоруссии не озаботился научным анализом эффективности, целесообразности и возможности осуществления на практике новой, альтернативной российской схемы импорта нефти и газа. Неопределенность относительно замены одной углеводородной сырьевой базы  и отработанной годами, надежной схемы поставок на многовариантные и проблемные другие сохраняется. Сама по себе диверсификация поставок энергоресурсов, инициируемая президентом РБ и диктуемая, как видится, чисто политическими соображениями, не может выступать в качестве цели такой глубокой трансформации системы энергоресурсного обеспечения белорусской экономики.

Нет никаких оснований предполагать, что новое правительство России вернется к чрезвычайно льготной и декретной системе продаж энергоресурсов в Белоруссию вне рамок реального строительства Союзного государства. Однако нет и никаких объективных факторов, которые заставляли бы верить в то, что белорусское правительство сможет в условиях мировой конъюнктуры цен на энергоресурсы и сложившихся региональных импортно-экспортных рынков энергоносителей найти перманентные схемы льготного снабжения своей, требующей развития экономики необходимыми ей объемами газа и нефти. Этому, наконец, препятствуют географическое положение и природные условия Белоруссии, не имеющей в своих недрах необходимых запасов углеводородов, выхода к морю и удаленной от месторождений нефти и газа, когда расстояния, границы и пошлины неизбежно отражаются на цене импортируемых энергоресурсов. В среднесрочной перспективе российские энергоресурсы по ценовому показателю объективно будут расти, но цены для Белоруссии все равно останутся ниже, чем у других импортеров, а их поставки - выгодными для республики.

Определенные надежды белорусское правительство связывало с перспективами формирования некого общего энергетического рынка внутри Содружества, предполагая действовать в этом направлении совместно с другими государствами-транзитерами и потребителями энергоресурсов, прежде всего, Украиной. Ради этого Минск даже готов был урегулировать с последней ряд острых вопросов, в том числе простить долги. Однако дальше предварительных консультаций и разработки проекта о создании такого рынка, вокруг которого разгорелась острая дискуссия, дело не пошло. Сразу выявились непримиримые противоречия между странами СНГ, богатыми энергоресурсами и стремящимися к их экспорту на гарантированной основе, и государствами-импортерами и транзитерами газа и нефти. Поэтому правительство республики начинает постепенно терять надежду на осуществление этого замысла, равно как и на реализацию плана создания единого экономического пространства стран-членов ЕврАзЭС, большинство из которых откровенно предпочло ему более понятные преимущества от вступления в ВТО.

В условиях командно-административного управления белорусской экономикой государственный аппарат, не имея возможности воздействовать на сдерживание роста импортных цен на энергоносители и создание международного противовеса «энергоимпериализму», пытается сегодня сосредоточить усилия на внутренних мерах по приспособлению хозяйственного комплекса и его структурообразующих субъектов к новым вызовам внешней среды. Так как повышение цен на энергоресурсы оказывает воздействие на республиканскую экономику в той степени, в которой та расходует энергию, то и программа по преодолению энергетической зависимости от России помимо диверсификации поставок нефти (а в будущем, возможно, и газа) предполагает осуществление комплекса масштабных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топлива, экономии энергоресурсов и вовлечение в топливный баланс местных источников энергии, главным образом древесного топлива, а также бурых углей и горючих сланцев Бриневского, Житковичского и Тонежского месторождений Гомельской области (по данным белорусской стороны геологические запасы бурых углей составляют порядка 1,5 млрд. т). Планируется до 2011 года построить три теплоэлектростанции, работающих на импортном угле (скорее всего польском) в Брестской, Гродненской и  Гомельской (украинский или российский уголь) областях потенциалом до 3 млн. т.у.т., а также перевести в течение двух лет (возможно с помощью инвестиций ЕБРР) три цементных завода на использование энергии от сжигания угля и старых автопокрышек. К 2010 году правительство наметило строительство 10 мини-ТЭЦ в малых и средних городах на местных видах топлива, из них три уже находятся в стадии строительства в Осиповичах, Пружанах и Вилейке.

Большие надежды связываются с внедрением новых зарубежных и белорусских технологий, ориентированных на промышленное производство из бурого угля и горючих сланцев не только электро- и тепловой энергии, но и метанола, генераторного газа и различных видов моторных топлив. По крайней мере, такие перспективы во второй половине сентября с.г. президент РБ Александр Лукашенко обсудил в Минске с руководителем компании Polar Stars Group S.A. Николаем фон Келером.

Кроме того, несмотря на массовую радиационную фобию у населения, республиканское руководство намерено через несколько лет приступить к строительству атомной электростанции, скорее всего в Могилевской области, на границе с Россией. Белорусское правительство рассчитывает, что введенная в эксплуатацию АЭС позволит снизить себестоимость электроэнергии в Белоруссии до 30%. Тем не менее, дальше межведомственных согласований дело пока не движется, а завершение бизнес-плана строительства АЭС ожидается только в начале 2009 года. Нет и понимания сложности решения проблемы захоронения ядерных отходов, а главное – в госбюджете нет пока средств (примерно 3 млрд. долларов) на осуществление этого проекта.

Все мероприятия, предусмотренные концепцией энергетической безопасности Белоруссии, требуют значительных инвестиций. Пока же на 2007 – 2008 гг. запланировано финансирование программы модернизации основных производственных фондов белорусской электроэнергетики в объеме двух триллионов бел. руб. из госбюджетных средств. В этих же целях привлекается китайский капитал (на реконструкцию Минской ТЭЦ-2 и строительство парогазового блока  Минской ТЭЦ-3).

Объективно правительственная политика в контексте приближения цен на энергоносители  к рыночным и преодоления энергетической зависимости от России приведет к установлению жестких норм экономии электроэнергии и тепла, нормативов эффективности использования энергоресурсов, централизованному распределению топлива и заметному повышению внутренних цен на газ, нефть, бензин и другие виды продуктов переработки нефти. Все это неизбежно вызовет общее повышение цен на другие товары и услуги, дальнейшее сокращение бюджетного финансирования социальной сферы. Накопленный республикой эффективный капитал, объемы которого явно недостаточны, вынужденно будет направлен на закупку энергоресурсов по  новым договорным ценам и частично инвестирован в мероприятия в рамках концепции энергетической безопасности. Увеличатся внешние заимствования, а на обслуживание взятых кредитов придется расходовать финансовые ресурсы фонда развития.

Неразрешима задача повышения конкурентоспособности белорусской экономики, которая выступает в качестве консолидированного игрока на мировом рынке товаров и услуг, в силу ее малой вовлеченности в современные процессы глобализации, слабого внедрения достижений научно-технического прогресса и информационных, инновационных технологий. Все это будет препятствовать устойчивому, качественному  росту энергоемкой белорусской экономики, которая напрямую зависит от импорта энергоресурсов. Правительству будет все труднее поддерживать высокие объемы экспорта товаров, и оно, как ожидается, перейдет к политике тотального и жесткого импортозамещения за счет развития национальной производственной базы. Кроме того, в контексте провозглашенной Минском борьбы с российским энергоимпериализмом и монополизмом существует опасность ввергнуть национальную экономику, вынужденную вступить в переходный период адаптации к новым условиям обеспечения энергоресурсами, включая альтернативные, в кризис.

_________________

Независимая газета/2007-09-06 //cis/2007-09-06/8_an.html

Ирина Хмара. Виктор Янукович готовит объединение украинских авиастроительных предприятий с российскими.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Политология» для специальности 032301. 65 «Регионоведение» подготовки специалиста

    Программа дисциплины
    дисциплина читается студентам второго курса бакалавриата по направлению «Регионоведение» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается в первом полугодии учебного года.
  2. Правительство Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет мировой экономики и мировой политики программа дисциплины (4)

    Программа дисциплины
    – дать студентам представление об основных международных экономических организациях и региональных экономических объединениях, их роли в современной системе международных экономических отношений, раскрыть специфику их деятельности,
  3. Ростовский Государственный Экономический Университет (ринх)» «Утверждаю» ректор университета Кузнецов Н. Г. 30 июня 2009 г отчет

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие разработанных общеобразовательных программ (ООП) и учебно-методической документации требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  4. Курс лекций для студентов специальности 032301- «Регионоведение»

    Курс лекций
    Авторский курс лекций посвящен современной истории и развитию постсоветского пространства и входящих в него стран, прежде всего Содружеству Независимых Государств.
  5. В. В. Петрик консульско-дипломатическая служба в российской федерации гф учебники

    Диплом
    П 30 Консульско-дипломатическая служба в Российской Федерации: учебное пособие / В.В. Петрик; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010.

Другие похожие документы..