Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Загорать на пляже; касаться земли; загорелые дети; свеча догорела; прикосновение к проводам; выгореть на солнце; выгорать на солнце; соприкасаться с ...полностью>>
'Документ'
каким способом, каковы результаты Условия найма Форма найма (трудовой договор, наем на штатную должность) Наличие и длительность испытательного срока...полностью>>
'Документ'
«Незнакомка», «Русь», «Россия», «Ночь, улица, фонарь…», «В ресторане», «Река раскинулась…», «На железной дороге», «Вхожу я в тёмные храмы», «О, я хочу...полностью>>
'Доклад'
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Агентства Республики Коми по печати и массовым коммуникациям (далее – Доклад) подготовлен в...полностью>>

Социальные и правовые проблемы становления, развития и функционирования системы военных судов россии

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Петухов Николай Александрович

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННЫХ СУДОВ РОССИИ

Специальность: 20.02.03.- Военное право,

военные проблемы международного права.

Диссертация на соискание ученой степени доктора

юридических наук

Научные консультанты:

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист Российской Федерации

Загорский Г.И.;

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист Российской Федерации

Толкаченко А.А.

Москва - 2003

Содержание

Введение………………………………………………………………….. с.4

Глава I. Социальные и правовые основы судебной власти военных

судов в Российской Федерации……………………………………………….. с.25

§ 1. Теоретические и конституционно-правовые основания правосудия

в Российской Федерации………………………………………………………. с.25

§ 2. Место и роль военных судов в современной судебной системе

России в соответствии с концепцией судебной реформы…............................. с.64

Глава II. Развитие отечественного законодательства о военных судах

в допетровский период………………………………………………………… с.102

§ 1. Характеристика основных законодательных актов военно-

правового характера удельно-вечевого и Московского периодов

русского государства…….............................................................................…… с.102

§ 2. Политические, экономические и социально-правовые факторы,

оказавшие влияние на развитие отечественного законодательства об

армии и правосудии……………………..……………………………………… с.112

Глава III. Военно-правовые реформы Петра I и их значение для

становления военно-судебной системы России……………………………….. с.132

§ 1. Характеристика основных правовых актов военно-уголовного

и военно-судебного права………………………………………………………. с.132

§ 2. Система преступлений и наказаний по Воинскому уставу.

Правовые основы судопроизводства в военных судах….…………………….. с.143

Глава IV. Основные достижения военно-судебной реформы 1864-

1867 гг. и возможности их использования в современных условиях………… с.185

§ 1. Развитие законодательства о деятельности военных судов в

послепетровский период как предпосылка последующих реорганизаций…… с.185

§ 2. Общие принципы судоустройства и судопроизводства в соответствии

с судебной реформой и особенности их применения в военных судах...……. с.195

§ 3. Уголовно-процессуальные вопросы военно-судебной реформы………. с.197

Глава V. Советский период развития отечественной военно-судебной

системы (организационные и социально-правовые вопросы)…………………. с. 242

§ 1. Возникновение и деятельность революционных военных

трибуналов (военных трибуналов)………………………………………………. с.242

§ 2. Правовое регулирование деятельности военных трибуналов в

Советском Союзе………..………………………………………………………… с.267

Глава VI. Деятельность военных судов России в особый период…… с.303

Глава VII. Совершенствование деятельности военных судов в

Российской Федерации……………………………………………………………. с.348

§ 1. Социально-правовые основы статуса военных судов в

условиях новой российской государственности………........................................ с. 348

§ 2. Действующее российское законодательство о военных судах:

проблемы его дальнейшего совершенствования и применения………………… с.361

Заключение…………………………………………………………………….. с.384

Список литературы……………………………………………………................ с.418

Номера и наименования приложений

1. Хронологический указатель основных источников о военных судах

в истории России (список нормативных актов)…………….………………….. с.448

2. Система военных судов в истории России (схемы 1-6) ………………….. с.461

3. Статистика военных судов по уголовным делам (схемы, диаграммы,

таблицы, графики)……………………………………………………..………….. с.467

4. Статистика военных судов по гражданским делам (диаграмма)………… с.495

5. Перечень законопроектов, в разработке которых принимал участие

автор (список нормативных актов)…………………………………………......... с.496

6. Проект федерального закона N 130883-3 «О внесении изменений и

дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»……………………. с.497

7. Судебная защита участников вооруженных конфликтов (справка)……… с.509

8. Справка-обоснование о необходимости существования военных

судов в Российской Федерации………………………………………………… с.514

9. Военные суды в современном мире (сравнительный анализ)…………...... с.520

10. Справка о кадровом составе военных судов в Российской Федерации..… с.537

Введение

Актуальность, комплексная (социальная и военно-правовая) направленность исследования.

Одно из основополагающих конституционных положений гласит, что человек, его права и свободы признаются в России высшей ценностью, а соблюдение и защита этих прав и свобод – обязанностью государства. Отношение к естественным и неотъемлемым правам человека, в том числе и к правам военнослужащих, степень их защищенности являются объективными показателями зрелости и развитости государства, стремящемуся к тому, чтобы являться цивилизованным, демократическим, социальным и правовым.

Состояние дел в области прав человека во многом определяется не только их воплощением в законодательстве, но также наличием стройной системы гарантий и процедур их защиты, механизма их функционирования, что отмечается на всех уровнях: от доктринально-политического до правоприменительного. Учет этого обстоятельства важен в любой сфере общественной жизни, особенно в специфической сфере обеспечения военной безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Вооруженные Силы и иные воинские формирования страны выполняют важную роль в обеспечении надлежащих условий для проведения действенных реформ в Российской Федерации. Их боеготовность и боеспособность как гарант внешней и внутренней стабильности государства достигаются посредством ряда факторов, определяющим из которых, безусловно, выступает фактор человеческий. Для каждого военнослужащего немаловажна его защищенность в различных сферах общественной жизни, в том числе степень обеспеченности юридическими средствами прав, свобод и охраняемых законом интересов. Органы государства, включая суды, призваны защищать права и законные интересы граждан от нарушений, от кого бы эти нарушения ни исходили. На это обстоятельство справедливо делается акцент в целом ряде документов, касающихся проведения военной и военно-правовой реформ.

Приоритет общечеловеческих ценностей справедливо стал сущностью и судебной реформы, в том числе в условиях Вооруженных Сил, где нарушения прав человека носят массовидный характер. Военная организация государства способна успешно действовать и выполнять возложенные на них задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах строгий воинский порядок, в том числе уголовно-правовыми мерами, когда личность и интересы военнослужащих надежно защищены различными юридическими средствами. Выполнение этих задач возложено и на военные суды, которые осуществляют судебную власть в воинских формированиях страны.

Преобразование судов, в том числе военных судов (в прошлом – трибуналов) из органов преимущественно репрессивных в органы правозащитные отвечает законным интересам всех граждан, включая военнослужащих, особенно в нынешних условиях их еще недостаточной социально-правовой защищенности.

Для надлежащего обеспечения прав и свобод человека в военной сфере важно, какими для этого юридическими средствами будет обладать конкретная личность, государственные органы, а также суд. Поэтому проводимой судебной реформой существенное внимание уделяется совершенствованию процессуальных гарантий, призванных служить реализации прав и законных интересов граждан, в том числе военнослужащих всех категорий, членов их семей, ветеранов службы, участников вооруженных конфликтов.

Органами военной юстиции в целом накоплен значительный опыт в обеспечении прав военнослужащих, что справедливо отмечается в литературе. Традиционно для военной прокуратуры и военных судов характерны большая тщательность, беспристрастность и справедливость, на которые избирательно не обращается внимание некоторыми их критиками.

В настоящее время военнослужащий для защиты своих прав может воспользоваться основанной на законе помощью различных государственных и военных органов, отечественных, а также международных: административных, правозащитных, судебных, органов прокуратуры, а также Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Важная роль в утверждении принципа верховенства права в условиях конституционного принципа разделения властей в современном обществе возлагается на судебную власть. Значение отечественной судебной системы в охране прав и законных интересов граждан, всех категорий военнослужащих оправданно возрастает. Суд независим ни от одной ветви власти, а суверенен и равновелик им. Среди демократических принципов, свидетельствующих о преимуществах судебной процедуры, можно назвать гласность и состязательность обсуждаемых вопросов, непосредственное и устное исследование всех обстоятельств, наделение сторон равными процессуальными гарантиями, правами и обязанностями, подчинение суда только закону, обязательность судебных решений.

Суду подконтрольны действия (решения) любых структур, должностных лиц во всех областях социальной жизни, в уголовном, административном, гражданском процессах, если возникает опасность ущемления законных интересов личности, что отвечает духу и букве Конституции Российской Федерации.

С развитием России как правового государства роль и значение судебной власти будут и далее возрастать. В ближайшем будущем совокупное количество профессиональных судей должно увеличиться примерно с 18 до 40 тысяч человек.

С учетом небольшого судейского корпуса военных судов (а их в 151 военном суде России по штатным расписаниям предусмотрено немногим более 900 человек) объективно растет судебная нагрузка, что требует повышения качества и оперативности судопроизводства, изыскания внутренних резервов. Этому способствует изучение уроков истории и зарубежного опыта, задействование социальной практикой (законотворческой, правоприменительной, учебно-методической) всего арсенала эффективных научных данных.

Статистика убедительно показывает, что уровень соблюдения прав военнослужащих со стороны органов военного управления остается весьма низким, что количество правонарушений в воинских формированиях не уменьшается.

Об этом свидетельствует то, что за десять лет в военные суды с различными жалобами обратилось около одного миллиона военнослужащих; в разные годы от 87 до 90 % поданных жалоб военными судами удовлетворялись. Участниками судебных процессов становится каждый восьмой военнослужащий. Одновременно с большим количеством нарушений прав военнослужащих не может не беспокоить и то, что судебные предписания об устранении этих нарушений не всегда своевременно и правильно исполняются.

Не способствует укреплению военной безопасности и обеспечению прав личности высокий уровень преступности и судимости военнослужащих различных категорий. В последние годы цифра ежегодной судимости военнослужащих стабильно колеблется в районе 10 тысяч человек. Учтенная же преступность в воинских формированиях в два раза выше.

Верховный Суд страны в порядке своей законодательной инициативы уделяет постоянное внимание нормотворческой деятельности в военно-оборонной сфере, руководящим разъяснениям по вопросам соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе в ходе военной реформы. Десятилетний период функционирования военных судов в условиях новой российской государственности свидетельствует о действенности и своевременности их усилий в направлении защиты прав и законных интересов военнослужащих, в стремлении к осуществлению правосудия скорого, правого и справедливого.

Совершенствование и внедрение в повседневную социальную практику надежных юридических мер по реализации прав и законных интересов военнослужащих средствами судебной власти призвано не только обеспечивать их защиту, но и способствовать укреплению воинской дисциплины, повышению боеспособности и боеготовности частей и подразделений воинских формирований страны, а в конечном итоге направлено на охрану интересов личности, общества и государства и в целом на обеспечение национальной безопасности правовыми методами.

Современный динамичный этап функционирования военных судов в системе судов общей юрисдикции Российской Федерации также вызывает необходимость специального обращения к богатым историческим урокам, подлежащим учету в условиях осуществления социально-правовых реформ. Научный мир констатирует, что важной ветвью науки в новом столетии будет «физика неустойчивых самоорганизующихся систем во всех ее проявлениях», включая не только биологию, социологию, но и «историю как физику социума». Военно-правовая теория также не должна находиться в стороне от прогрессивных научных тенденций.

В последнее время многогранным вопросам совершенствования судебной власти в Российской Федерации уделяется все большее внимание. Однако исторические аспекты становления и развития именно военных судов во всем своем многообразном комплексе еще не являлись предметом специального, самостоятельного научного рассмотрения. В некоторых источниках исторические и современные вопросы деятельности военных судов в России интерпретируются весьма произвольно и тенденциозно, что приводит не всегда к объективным выводам и оценкам, относящимся не только к прошлому, но и к настоящему времени.0

Исторические аспекты военно-судебных учреждений страны обнаруживают определенную, не всегда широко известную специфику; они заслуживают беспристрастного научно-практического анализа и осмысления, возможного внедрения в нормотворческую и правоприменительную практику; а если и критики – то конструктивной и со знанием дела.

Это тем более интересно, что военные суды в современных государствах мира организуются в разных формах 1, а деятельность некоторых из них неоднократно являлась предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека.2

С учетом изложенного, актуальность настоящего диссертационного исследования определяется следующими социальными и правовыми факторами:

- возрастанием роли судебной власти во всех сферах социальной деятельности, в воинских формированиях страны, в том числе в деле защиты интересов личности, общества и государства, что находит свое отражение в последовательной реализации концепции судебной реформы в Российской Федерации;

- объективным расширением подведомственности и процессуальных полномочий военных судов, объемом и характером решаемых ими задач, имеющих не только юридическое, но и социальное значение;

- недостаточной научной разработанностью и фрагментарностью современных исследований, посвященных организационно-правовым проблемам деятельности военных судов, выполняющих в России социально значимые функции непрерывно на протяжении 300 лет;

- потребностью формулирования адекватных современным реалиям теоретико-правовых основ эффективного осуществления судебной власти в воинских формированиях страны и дальнейшего их учета в практической юридической деятельности;

- необходимостью выявления, изучения и реального учета в социальной практике объективной специфики осуществления правосудия военными судами в военной организации государства;

- задачей теоретического осмысления и научного анализа уроков истории, в части, касающейся комплекса «военно-судебных» проблем: военно-административных, судоустройственных и организационных, материально-правовых, процессуальных и исполнительных, имея в виду их дальнейший учет в последующей деятельности военных судов;

- необходимостью проведения научной периодизации истории отечественных военно-судебных учреждений и обращения внимания на малоисследованные ее этапы;

- объективной взаимосвязью и взаимозависимостью действующего военного законодательства и применяющих его органов с уголовным, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным законодательством и, как следствие, необходимостью устранения противоречий и нескоординированности законодательных положений по одним и тем же вопросам между собой;

- задачами совершенствования законодательства о судах общей юрисдикции, о статусе судей, органов судейского сообщества и необходимостью достойного представления в нем военно-судебных аспектов;

- практическими проблемами применения действующего, динамично развивающегося военного, уголовного, процессуального законодательства, необходимостью его совершенствования, толкования и формирования правильной и единообразной военно-судебной практики;

- повышением роли норм международного права и зарубежного опыта в отечественной правоприменительной деятельности и потребностью учета данного обстоятельства современной отечественной военно-судебной системой.

- необходимостью выработки на основе указанных положений, с учетом отечественного и зарубежного опыта научно обоснованной цельной, завершенной, непротиворечивой концепции становления, функционирования и дальнейшего развития военно-судебной системы в Российской Федерации в контексте проводимых в стране судебно-правовой, социально-экономической и военной реформ;

- важностью реализации указанной концепции в военно-юридической науке, в правотворчестве, в исполнении и соблюдении права, в его правоприменении, в учебном процессе подготовки и переподготовки военных и юридических кадров;

Указанные теоретические и практические основания позволяют констатировать, что исследование социальных и правовых проблем становления, функционирования и дальнейшего необходимого развития системы военных судов Российской Федерации в соответствии с основными направлениями современной правовой политики государства является одной из актуальных задач военно-юридической науки, способной быть квалифицированной как решение крупной научной проблемы, имеющей важное социальное и оборонное значение.

Изложенные обстоятельства обусловили выбор темы диссертации, построение плана исследования, научно-прикладное и прогностическое значение работы.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является теоретическая разработка, представление и внедрение комплексной, завершенной, имеющей внутреннее единство концепции социальных, правовых и организационных основ становления, современного функционирования и дальнейшего развития судебной власти военных судов в воинских формированиях Российской Федерации.

Достижение указанной цели обусловило постановку и последующее решение ряда взаимосвязанных теоретических, прикладных и перспективных задач, рабочих гипотез, в том числе:

- выработку основанных на концепциях судебной, военной реформ и концепции национальной безопасности Российской Федерации теоретических положений, определяющих понятие, cущность, систему, особенности и тенденции развития военно-судебных отношений в Российской Федерации;

- исследование обширного российского исторического и международного опыта регулирования военно-судебных отношений и возможностей его использования в условиях современных реформ;

- предложение механизма реализации предложенной концепции посредством правотворчества, правоприменения и правоисполнения;

- выработку научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства, военно-судебной деятельности в направлении повышения ее эффективности, а также по обеспечению учебного процесса подготовки и переподготовки военно-судебных кадров;

- разработку базы для совершенствования, научно-практического комментирования, популяризации на различных уровнях и дальнейшего совершенствования содержащихся в новых законах норм военно-правового характера и адресование этой базы заинтересованным субъектам-пользователям;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Теоретические и правовые основы уголовной ответственности за преступления против военной службы,

    Диссертация
    Уголовно-правовая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества, как преступлений, совершаемых военнослужащими в военное время и в боевой обстановке .
  2. К. В. Фатеев военная безопасность российской федерации и правовые режимы ее обеспечения теоретико-правовое исследование

    Исследование
    В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые вопросы военной безопасности Российской Федерации, ее современного состояния и проблемы правового регулирования, дается определение военной безопасности Российской Федерации,
  3. Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации

    Диссертация
    Начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся сегодня качественные преобразования в российском обществе привели к глубоким, коренным и, как представляется, необратимым изменениям во всех сферах общественной жизни
  4. Имы военного противоборства в условиях войн и вооруженных конфликтов выступают специфическими комплексными правовыми средствами обеспечения военной безопасности

    Закон
    Правовые режимы военного противоборства в условиях войн и вооруженных конфликтов выступают специфическими комплексными правовыми средствами обеспечения военной безопасности.
  5. Введение в теорию военного права (монография)

    Монография
    Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил

Другие похожие документы..